Кем на самом деле был поручик Ржевский? «Гусары, молчать!» Откуда взялся поручик Ржевский, и кто он вообще такой.

Поручик Ржевский. Человек-легенда

Легендарный поручик Ржевский – один из самых популярных героев анекдотов, большей частью неприличных. В них он предстает этаким кутилой, ловеласом и хвастуном. Но откуда он взялся и почему так полюбился народу?

Был ли у Ржевского реальный прототип, или личность поручика, так сказать, синтетическая, впитавшая в себя привычки и поступки реальных гусар XIX века? Попробуем в этом разобраться.

Впервые поручик Дмитрий Ржевский появился в качестве одного из главных героев поэмы в стихах «Питомцы славы», написанной в 1940 году драматургом и сценаристом Александром Константиновичем Гладковым. На следующий год, уже после начала Великой Отечественной войны, по этой поэме был поставлен музыкальный спектакль «Давным-давно». Премьер состоялась 7 ноября 1941 года в блокадном Ленинграде в Театре музыкальной комедии. А в 1962 году режиссер Эльдар Рязанов экранизировал ее, но уже под новым названием – «Гусарская баллада». Именно тогда вся страна узнала о лихом гусарском поручике, роль которого блестяще исполнил Юрий Яковлев. Тогда же появились и анекдоты о поручике Ржевском. В них он был изображен повесой, пьяницей, циником и хвастуном. Сам Александр Гладков рассказывал, что мысль о подобном главном герое своей будущей поэмы появилась у него после чтения стихов знаменитого поэта-гусара, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова. Действительно, поручик Ржевский чем-то напоминает Дениса Давыдова. Такой же любитель выпить, покутить, да и в отношении женского пола они чем-то были схожи. Как и Денис Давыдов, герой Гладкова сражался с войсками Наполеона. Но и различия между ними тоже имелись. Денис Давыдов был образованным и воспитанным офицером, с тонким умом и несомненным талантом военачальника. А поручик Ржевский – обычный лихой рубака, звезд с неба не хватающий, в чем-то простоватый и даже недалекий.

Подтверждением сходства Давыдова и Ржевского может послужить фраза из поэмы: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском…» Дело в том, что в Ахтырском гусарском полку в 1812 году служил и сам Денис Давыдов. Правда, в фильме Рязанова на герое Юрия Яковлева мундир Мариупольского гусарского полка. Но тут, скорее, дело в том, что сам режиссер решал, как будет выглядеть тот или иной персонаж его фильма, исходя их эстетических соображений, а не с точки зрения исторической достоверности.

Числился ли на самом деле в русской армии, воевавшей с Наполеоном в 1812 году, поручик по фамилии Ржевский?

Род Ржевских знатный и древний. Он вел свое происхождение от самого Рюрика. В Средние века представители этого рода были смоленскими князьями. Название свое род получил от города Ржева, некогда богатого и многолюдного, ныне ставшего небольшим районным центром Тверской области. Последний князь Ржевский, Федор Федорович, жил в начале XIV века. Его потомки уже не носили княжеский титул.

Первым из рода Ржевских звание поручика получил Юрий Алексеевич Ржевский, посланный в начале XVIII века в Италию царем Петром I для обучения морскому делу. Кстати, он был прапрадедом великого Александра Сергеевича Пушкина. А потомок Юрия Ржевского Николай Ржевский стал однокашником Пушкина по Царскосельскому лицею.

В Отечественной войне 1812 года принимали участие двое братьев Ржевских. Но они не были поручиками, да и экстравагантным поведением не отличались. В воспоминаниях Дениса Давыдова упоминается его однополчанин Павел Ржевский. Но он, опять же, бабником не был, спиртным не злоупотреблял и поведением отличался скромным.

Впрочем, один человек, носивший фамилию Ржевский, вполне мог бы стать прототипом не только поручика из поэмы Гладкова, но и героя современных анекдотов. Речь идет о Сергее Семеновиче Ржевском, жившем в середине XIX века и потому в Отечественной войне 1812 года не участвовавшем. Он был на воинской службе, однако до поручика не дослужился. За похождения и поступки, порочащие честь офицера, его изгнали из армии всего через год и три месяца после того, как он был принят на военную службу. Сергей Ржевский вышел в отставку в чине подпоручика. Жил в своем поместье в Веневском уезде Тульской губернии. Соседи Ржевского не знали, куда деваться от его весьма фривольных поступков. Некоторые его шутки часто шокировали дворянское общество и даже несколько раз попадали на страницы местной бульварной прессы. считают, что истории про поручика Ржевского пошли из так называемых армейских анекдотов. Просто поручик стал тем героем, который был хорошо известен и понятен миллионам жителей нашей страны. Вполне естественно, что нашлись энтузиасты, пожелавшие увековечить образ любимого героя. Первый памятник поручику Ржевскому открылся на Украине , в Павлограде. Произошло это в начале 2000-х годов. И это при том, что в Павлоградском гусарском полку служил вовсе не он, а, согласно пьесе «Давным-давно», Шурочка Азарова. Памятник был изготовлен в Белоруссии скульптором Владимиром Жбановым. Тот же скульптор создал памятник поручику Ржевскому для подмосковного города Долгопрудного. Скульптура установлена в 2012 году на площади Собина.

А вот жители Ржева еще только предполагают установить памятник своему знаменитому земляку. «Стыдно-с!» - пренепременно сказал бы им поручик.

Поручик Ржевский - знаменитый авантюрист, герой многочисленных анекдотов, лицо мифическое или реально существовавшее?

Для начала анекдот. Пожар в публичном доме. Раздаются крики: Горим, горим! Воды! Воды! Открывается дверь одного номера, поручик Ржевский кричит: А в тринадцатый номер шампанского...

В этом - он весь, безбашенный жуир и бабник. Про похождения поручика Ржевского сочинены сотни анекдотов, что свидетельствует о великой всенародной любви к этому персонажу. В популярности своей Ржевский не уступает Чапаеву и Штирлицу, о которых также в народе ходит множество анекдотов. И есть у этой троицы одна общая закономерность: слава к ним пришла после экранизации их героических похождений (Ржевский - после «Гусарской баллады» Эльдара Рязанова, снятой по пьесе Александра Гладкова). Естественно, возникает вопрос: а был ли реальный прототип у этого лихого гусара? Считается, что был. Так, писатель Юрий Войтов убежден, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце ХIХ века. Отчаянная голова, Ашинов более века назад высадил на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основал там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявил, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такую авантюру мог совершить лишь истинный гусар – поручик Ржевский.

А преподаватель истории из украинского города Павлоград Виктор Бушин выдвинул свою версию, согласной которой поручик Ржевский родом из этих мест. К этой точке зрения его подвинула фраза из «Гусарской баллады», дословно прозвучавшая из уст поручика Ржевского так: «Мундир на вас, я вижу, павлоградский!». И ведь он докопался до истины, роясь в архивных документах Павлоградского гусарского полка: там реально упоминается имя некоего поручика Ржевского! «-Поэтому в спорах о «прописке» Ржевского я теперь с полной уверенностью могу расставить все точки над «і»: наш любимый литературный, «киношный» и фольклорный герой действительно был офицером Павлоградского гусарского полка!» - с гордостью заявил Виктор Бушин в местных СМИ. Правда, эту версию несколько подпортили сами сотрудники Павлоградского краеведческого музея, утверждающие, что поручик Ржевский – не более чем собирательный образ.

«- Долгие годы считалось, что в списках Павлоградского гусарского полка фамилии легендарного поручика быть не могло, - говорит директор музея Татьяна Борисенко. - Сейчас некоторые исследователи не исключают подобной возможности, однако никаких документальных подтверждений у нас нет». А вообще же в России был известен дворянский род Ржевских, считающий своим родоначальником не абы кого, а легендарного князя Рюрика. Другие князья Ржевские происходили из одноименного города Ржев, их имена и дела упоминаются в летописи 1315 года. Князь Родион Федорович Ржевский сложил свою голову на Куликовом поле в 1380 году. Уж он-то, конечно, никак не мог стать персонажем анекдотов про поручика Ржевского. Носители этой славной и древней фамилии, кстати, проживали в Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской и Тверской губерниях.

В Северной Пальмире реально жил и нес цареву службу капитан Императорской армии Ржевский. Он владел в столице Ржевской слободой, получившей название от его фамилии. А первым известным поручиком Ржевским был прапрадед Александра Пушкина – Юрий Алексеевич. В начале 18 века по велению Петра Первого он обучался морскому делу в Италии, после чего в чине поручика был назначен в Преображенский полк. Его потомок, Николай Ржевский, учился с будущим великим русским поэтом Пушкиным в Царскосельском лицее. Он, как и предыдущие персонажи, мало подходит под образ разбитного гусара, да и по временным рамкам не вписывается.

Зато самым настоящим охальником считался дворянин, подпоручик Сергей Семенович Ржевский, живший в середине уже 19 века в Венёвском уезде Тульской губернии. Про него рассказывали и писали, что он «безобразничал напропалую», и отпускал такие соленые шуточки, от которых приличные представители дворянского общества зачастую испытывали шок. О его безобразиях писалось даже в тогдашней московской желтой прессе. Однажды Ржевский оделся на бал-маскарад… печкой. Правда, она была картонной. В трубу он просунул голову, ноги протолкнул в специально проделанные внизу печи отверстия. На проделанные спереди и сзади отверстия, обозначающие собой затоп и отдушник, приделал что-то типа дверок. Крупная надпись на них гласила: «Не открывайте печку, в ней угар». Сам при этом оставался внутри голым. Совсем. Конечно же, нашлось немало любопытных, возжелавших заглянуть в затопку или отдушник, после чего одни плевались, другие хохотали. Довольного произведенным эффектом шутника с маскарада пришлось удалять полиции. Ну, чем не легендарный поручик Ржевский? Однако, уже доказано - не он.


А пока историки и краеведы до хрипоты спорят на тему - а был ли мальчик, то бишь поручик Ржевский в действительности, живучая версия о реальности существования его прототипа сподвигает иных деятелей искусства на увековечивание любимого персонажа. Так, в Павлограде знатному земляку установили памятник. Правда, почему-то возле химзавода. Скульптор из Минска Владимир Жбанов, сам когда-то живший в Павлограде, «усадил» бронзового поручика на скамейку, и рядом с ним теперь может присесть любой желающий и прикоснуться к вечности.

НУ И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 АНЕКДОТОВ О НАШЕМ ГЕРОЕ:

1. Поручик, кого вы больше любите - женщин или лошадей?Видите ли, господа, если бы не лошади - я бы не успевал ко всем дамам, у которых имею успех, а если бы не было дам - так и ехать вроде как некуда...

2. Поручик Ржевский, что вы думаете о любви с первого взгляда?Это изумительная штука! Страшно экономит время!

3.Скажите, поручик, когда вы были молоды, какие у вас были самые любимые увлечения? Охота и женщины! А за кем же вы охотились? За женщинами.

4. Наташа Ростова: Маман! Поручик Ржевский знает пошлые песни. Он что пел их при тебе? Нет, насвистывал...

5. Поручик, вчера вы спали со мной, а сегодня даже не хотите здороваться! Мадам, кровать еще не повод для знакомства.

6. У нашего героя спрашивают, есть ли у него дети? Есть... наверное, 7 или 8. О! Так вы, оказывается, очень любите детей? Hет, но вот сам процесс...

7. Приходит поручик Ржевский в офицерское собрание и говорит: Господа! Какая же нынче невоспитанная молодежь пошла! Неужели, поручик? И чем же они вам так не понравились? Был я вчера в салоне Анны Павловны Шерер в приподнятом расположении духа, и так получилось: случайно наделал я в белый рояль, так этот невоспитанный нахал и выскочка корнет подходит и говорит: "Поручик, как вам не стыдно! Вы же пьяны!" А я ему: "Да идите вы, корнет, на…!" А настроение-то, господа, уже не то...

8. Однажды корнет повел поручика в гости к своим знакомым. Поручик увидел там несколько странную картину. Гости сидели за столом. Пятнадцатый! - сказал кто-то. Все засмеялись. А сорок пятый-то, сорок пятый! - все еще сильнее захохотали. Скажите, корнет, чем это они занимаются? - шепнул поручик. Они рассказывают анекдоты. Hо так -как давно уже все друг другу рассказали, то решили пронумеровать их для экономии времени. Занятно, - сказал изумленный поручик: Семьдесят четвертый! Все вдруг смолкли, и одна дама подошла к поручику и дала ему пощечину. Поручик! При дамах такие анекдоты не рассказывают, - пояснил корнет.

9. Утро. Ярко сияет солнце. Зеленеет трава на лужайке, слышен шелест ветерка, плеск воды в ручье, шебетание птиц. Из белой палатки, установленной на лужайке, вылезает поручик Ржевский. Hа нем белоснежная рубаха и начищеные как зеркало сапоги. Поручик оглядывается, и раскинув руки в стороны, громко кричит: Господи, как же я не замечал раньше этой красоты?!?! Мать... мать... мать... - по привычке отозвалось эхо

10.После бала, девушки, заперевшись в одной из комнат, принялись травить анекдоты и вести беседы "о своём, о девичьем"... Под утро из шкафа вывалился, померший от стыда, поручик Ржевский.

Поручик Дмитрий Ржевский - популярный в СССР и России литературный, кинематографический, театральный и юмористический (фольклорный) вымышленный персонаж. Первоначально - герой пьесы в 2 частях Александра Гладкова «Давным-давно» (1940).

По словам его создателя А. Гладкова, его характер «весь вышел» из одного стихотворения Дениса Давыдова 1818 года - «Решительный вечер».
Широкую известность в СССР получил благодаря комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962), в свою очередь снятой по пьесе Гладкова. В фильме Рязанова поручика играл Юрий Яковлев.
Юрий Яковлев считает, что «поручик Ржевский стал как бы реальным лицом - о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».

В первоисточнике - пьесе - обладает как отрицательными (склонность к выпивке, хвастовство, брань), нейтральными (умение танцевать), так и положительными качествами: храбрость, ловкость, доверчивость, прямодушие, откровенность, умение обращаться с оружием, любовь к родине, нелюбовь к «свету», надёжность, верность долгу, слову и друзьям. По пьесе и фильму Ржевский реальным бабником не является (хоть два раза хвастается успехом у женщин), однако именно «сексуальная» тема является основной составляющей в поздних анекдотах, скетчах и фильмах про поручика. Поручик в современном (1980-х - 2010-х годов) русском фольклоре является «брутальным» альфа-самцом, мало образованным ловеласом, от напора которого женщины теряются.
Поручик - потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.
В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.
В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках - о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила „кавалерист-девица“ Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.
В фильме "Подлинная история поручика Ржевского" (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.
В фильме "Ржевский против Наполеона" (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка. Современный автор Дм. Репин в произведении „Поручик Ржевский. Гусарская поэма“ (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая - такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Г. Харламов в передаче „Какие наши годы“ одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах „Городок“ Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей - в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой - вообще в гусарской форме цвета хаки.
Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: - Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; - в Павлограде даже был сооружён ему памятник.

"Ржевский, ожидающий барышню".
Автор скульптуры – знаменитый белорусский мастер Владимир Жбанов (26.01.1954 - 16.01.2012).
Некоторые местные молодухи верят, что коснёшься рукой усов гусара – и муж будет усатым, а подержишься за другое место – быстрее забеременеешь.

Сам Ржевский в пьесе говорит: - По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а светло-песочно-серый. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого - Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи - современники, они переплелись в фольклоре.
В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (1821-1825), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.
Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка - синий, Мариупольского - тёмно-синий. Гродненский полк за кампанию 1812 года полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.»Такую же награду получил и Мариупольский полк.
В России известен дворянский род Ржевских, якобы происходивший от легендарного князя Рюрика и утративший княжеский титул в конце XIV века. Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года - они были удельными князьями во Ржеве. Князь Родион Федорович Ржевский был убит в Куликовской битве в 1380 году.

Возможные прототипы героя.

Ржевские жили в девяти российских губерниях: Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской.
В Санкт-Петербурге реально существовал капитан русской Императорской армии Ржевский, от фамилии которого произошло название Ржевской слободы, которой он владел, и района города (тогда пригорода) Ржевка. Данную землю капитан продал морскому ведомству, и там устроили Ржевский артиллерийский полигон. Ныне этот топоним сохранился в названии одноимённой железнодорожной станции, а также располагающегося неподалеку жилого массива «Ржевка-Пороховые».
Первым Ржевским, носившим звание поручика, был Юрий Алексеевич, учившийся в начале 18 века Италии морскому делу по указу Петра Первого, Поручик Юрий Алексеевич Ржевский - прапрадед А. С. Пушкина, после чего был назначен в чине поручика в Преображенский полк. Его потомок Николай Ржевский, брат А. С. Пушкина в шестом колене, учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее.
В Венёвском уезде Тульской губернии в середине 19 века жил дворянин подпоручик Сергей Семёнович Ржевский, который «безобразничал напропалую», зачастую весьма пошло и чьи шутки часто шокировали дворянское общество. Рассказы о похождениях «венёвского безобразника» описывались в московской бульварной прессе. В армии он прослужил всего год и три месяца, после чего был выгнан со службы. В Отечественной войне 1812 года не участвовал, поскольку тогда ещё не родился. Об этом говорится в мемуарах его племянницы Надежды Петровны Ржевской (урождённой Волконской), изданных Тульским краеведческим музеем. Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты:
Однажды на маскарад Ржевский оделся печкой. В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: «Не открывайте печку, в ней угар». В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в нее посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семенович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом вывели.
В Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но среди них не было поручика и они не являются прототипами героя.
В воспоминаниях гусара подполковника Дениса Давыдова есть участник Отечественной войны подполковник Павел Ржевский, также не являющийся прототипом Дмитрия Ржевского.
Волгоградский писатель Юрий Войтов считает, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце ХIХ века. Ашинов был отчаянным авантюристом и столь же ярым патриотом. Это же надо было додуматься - высадить сто с лишним лет назад на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основать там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявить, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такое мог совершить только истинный… поручик Ржевский.»
Анекдоты о Ржевском появились в СССР после выхода на экран фильма «Гусарская баллада» и получили широкое распространение к 1980-м годам. Ржевский - один из трёх самых популярных героев анекдотов в СССР/России, пришедших из кинематографа; остальные Чапаев и Штирлиц. Всего известно более четырёхсот «классических» анекдотов на данную тему. Чаще всего в анекдотах, кроме самого поручика Ржевского, действуют его сослуживцы-гусары, Наташа Ростова и корнет Оболенский из 20 века.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Газеты сороковых-пятидесятых XIX века часто писали о «шутках» Сергея Семеновича Ржевского, происходящего из дворян Веневского уезда Тульской губернии. Он находил место и время, чтобы побезобразничать. Чтобы понять этого человека посмотрим на записи, сохранившиеся в архивах.

В семействе Ржевских было три сына. Старший сын стал дипломатом, средний – военный, дослужившийся до чина полковника, а младший стал «позорным гвардейцем». Свои «подвиги» Сергей Ржевский начал, будучи еще юнкером. Его мать генеральская дочь рода Головиных сумела устроить его в юнкерскую школу в Петербурге. Он ее окончил с большим трудом, часто вечерами выходил в компании других юнкеров, переодевались в штатскую одежду, а потом развлекались:

Срывали шапки с прохожих, иногда получалось сорвать и шубу;

Подкрадываясь сзади, выливали ледяную воду за шиворот барышням – те громко и задорно визжали от неожиданной водной процедуры, некоторые даже падали в обморок, что очень забавляло молодых людей;

Заходили в трактиры и опрокидывали столики, брали без разрешения угощения со столов, а потом покидали помещение;

Кидались грязью в проезжающие мимо кареты;

С особым восторгом мазали грязью ворота домов известных людей;

Писали на стенах похабные стихи;

Пробирались в Мариинский театр в раздевалку актрис, шутили, воруя у них одежду, добавляя в их грим сажу;

Пугали балерин, наряжаясь в чертей и другую нечисть.

В этот период молодые люди еще не попадались в руки полиции, о «подвигах» весельчаков на следующий день писали городские газеты. На них устраивали засады, но эти засады легко вычисляли, проходя в местах будущих развлечений, облаченными в юнкерские мундиры – на юнкеров внимания не обращали. Только переодевшись в штатское, молодежь начинала свои шалости. Для переодевания была снята специальная квартира, где и хранились наряды для «шуток». Перед выходом для развлечений молодые люди наносили на лица полоски сажи, поэтому никто не мог вспомнить их лиц, помнили только грязные полосы на лицах.

По окончании юнкерского училища Ржевскому присвоили чин подпоручика, в котором он и остался на всю жизнь (в фильме «Гусарская баллада» ему прибавили звание до поручика). Служить Ржевского направили в гусарский полк. Но прослужил Ржевский совсем недолго, через год и три месяца его отправили в отставку. Мать долго краснела за своего непутевого сына, когда ее вызвали к генералу. Что же сделал Ржевский? Он решил проверить на практике, насколько смел его генерал.

Молодой человек обладал необходимыми знаниями, чтобы изготовить шутиху (взрыв-пакет). Все устройство Ржевский сумел спрятать внутри грецкого ореха. На плацу перед построением и маршем Ржевский рассчитал и подкинул орех в то место, откуда генерал должен командовать строем. Начался ежедневный строевой проход рот полка. Генерал, переступая с ноги на ногу, сумел наступить и на шутиху. Та громко рванула под ногами генерала.

Генерал был уже довольно пожилым человеком. От неожиданного сильного хлопка между ног он сделал лужу, а потом упал в обморок. Все громко и весело смеялись над произошедшим событием. Генерал устроил разбирательство, в результате которого был вычислен злоумышленник. Военная карьера Ржевского завершилась изгнанием из воинских рядов.

Ржевский не пил и не играл в карты, дамы его интересовали, как объект развлечений. Постоянных любовниц не имел. Однажды в женском монастыре пристроился сзади за симпатичной монахиней, стал так близко к ней, что отбивая земные поклоны, ударял лбом ей в спину. Та пыталась отойти, но Ржевский преследовал ее во время службы. Когда его стали выводить из церкви, то он подхватил двух девиц под руки и с ними вместе выбежал на улицу. Девушки не могли избавиться от молодого человека, вынуждены бежать вместе с ним. Он бежал и кричал: «Вот мчится тройка удалая…».

Наблюдавшие вокруг аплодировали весельчаку. Он сумел затащить девушек в карету, дальнейшие события этого происшествия остались загадкой, но монахини после этой шутки долго замаливали свой грех.

Попытки приструнить Ржевского ни к чему не привели. Однажды он сам оконфузился перед невестой, что на всю жизнь остался холостяком. В возрасте 25 лет вернулся в Венев, там местные жители надолго запомнили Ржевского, как великого безобразника.

День рождения у Наташи Ростовой, исполняется 19 лет. Приглашены все гусары. Наташа втыкает свечки в торт, поместилось только 18. Наташа говорит: «Господа, куда же мне вставить девятнадцатую?» Всех опережает поручик Ржевский:
- Гусары, молчать!

Юрий Яковлев. Кадр из х/ф «Гусарская баллада»

Поручик Ржевский - известный герой пикантных анекдотов. Имя его знают все, но мало кто осведомлён об истории создания образа. Вместе с этим поручик Ржевский имеет богатую «жизнь», окружённую правдой и вымыслами. Прототипы у персонажа также были.

Существовал ли откровенный культовый персонаж в реальности? Специально для вас Фактрум разбирается в тонкостях истории о поручике.

Сложная история поручика

Незаурядная личность - это мягко сказано. Поручик Ржевский сочетает в себе невероятные, на первый взгляд, вещи. Он одновременно хвастун и человек долга, патриот и азартный игрок, великолепный танцор и ярый противник высшего света. Главными чертами поручика (которые впоследствии станут визитной карточкой всех гусаров) всегда были отчаянная храбрость в битвах и влечение к слабому полу.

Прославил образ поручика актёр Юрий Яковлев, который полностью вжился в роль гусара-повесы. Датой «рождения» персонажа можно считать 1962 год, когда на экраны вышел фильм «Гусарская баллада», подробно рассказывавший зрителям о похождения смелого вояки и охотника за женскими сердцами. Следует отметить, что в фильме Ржевский предстаёт в довольно благовидном свете. Да, он шут и нахал, но при этом обладает и важными человеческими качествами. Своё истинное «лицо» поручик обретает уже в процессе фольклорной эволюции. С годами рассказы и анекдоты с участием Ржевского приобретают всё более пикантный и смелый оттенок.

Кстати, кинолента «Гусарская баллада» создана на основе пьесы под названием «Давным-давно», которую в 1941 году драматург Александр Гладков представил широкой публике. В свою очередь, писатель вдохновился стихотворением, принадлежавшим перу реально существовавшего гусара Дениса Давыдова. Таким образом, можно сказать, что реальный прототип, благодаря которому появился Ржевский, реально существовал.

А был ли настоящий Ржевский?

Фамилия поручика считалась в России того времени довольно распространённой. Дворяне Ржевские числились сразу в девяти российских губерниях. В начале XVII века один из поручиков российской армии, Юрий Ржевский, был направлен Петром I в Италию для изучения морского военного дела. Затем офицер поступил в Преображенский полк. Интересно, что Юрий Ржевский считается прапрадедом Александра Пушкина.

Сегодня считается, что действительным прототипом фольклорного Ржевского был Сергей Ржевский - дворянин, который в конце XIX века действительно проживал под Тулой. За подпоручиком (именно такое звание было у реального Ржевского) тянулась обширная череда безобразий: от шумных пьянок до конфликтов с полицейскими. Офицер был вульгарен, слыл нахалом и грубияном. Как написала позже его племянница в мемуарах, подпоручик частенько подшучивал над монахинями, чем провоцировал постоянные скандалы с церковью.

Пища для творчества

Неординарный и такой же неоднозначный образ Ржевского не мог остаться незамеченным у современников. Своеобразная копия поручика появилась в знаменитом отечественном фильме «Турецкий гамбит». Гусар Зуров - дуэлянт, лихой боец и безнадёжный картёжник - очень напоминал зрителю классического Ржевского. Откровенные анекдоты, связанные с жизнью повесы-поручика, стали плодотворной почвой для юмористических зарисовок. Авторы телепередачи «Городок» неоднократно использовали образ Ржевского для создания миниатюр и постановок. Современники воплотили образ поручика в фильме «Ржевский против Наполеона», где все негативные качества персонажа были возведены в абсолют вплоть до абсурда.