Рисуем натюрморт поэтапно. Как рисовать натюрморт: несколько простых но важных советов Поэтапное рисование натюрморта карандашом для школьников

Мастер – класс по рисованию натюрморта для детей 5-8 лет «Август - астры»

Гусева Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» г. Евпатория, Крым

Мастер-класс для детей 5-8 лет, педагогов, родителей.
Мастер – класс будет полезен в работе воспитателей детских садов, учителей и родителей, а также подарит немного фантазии творческим людям.
Назначение: для поднятия настроения, оформления стендов, украшение для интерьера.
Цель: создание яркого рисунка необычным способом
Задачи:
- познакомить с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве;
- формировать интерес и положительного отношения к рисованию
- развивать творческие способности у детей в построении композиции;
- развивать мелкую моторику рук,
- воспитывать любовь к природе, цветам;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, любознательность.

...Шапки пестрые цветут,
Словно праздничный салют.
Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов: Розовые, красные –
Самые прекрасные!
(Т.Лаврова)


Астру с прямыми ее лепестками
С древних времен называли “звездой”.
Так бы ее вы назвали и сами.
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
(Всеволод Рождественский)

Легенда об астре


Астра – в переводе с греческого означает «звезда».
Древняя легенда говорит о том, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы - богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала.
Существует поверье, что если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать легкое перешептывание: это астры ведут нескончаемый разговор со своими сестрами-звездами.
В Китае астры символизируют красоту, точность, элегантность, очарование и скромность.
Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». В древние времена люди верили, что если в костер бросить несколько листьев астры, то дым от этого костра способен изгнать змей.
Астра считается подарком человеку от богов - частица далекой звезды.


Необходимые материалы:
- альбомный лист (А4),
- гуашь,
- стакан с водой;
- простой карандаш;
-кисти разных размеров;
- одноразовая вилка.

Ход работы.

1. Начинаем с построения композиции. Простым карандашом делаем набросок будущего натюрморта. Рисуем вазу (в форме перевернутой трапеции)


2. Овалы – это наши будущие цветы.


3. Толстой кистью заполняем вертикальную и горизонтальную поверхности цветом. Оттенки лучше выбрать светлые. Будущие вазу и цветы постараемся не закрашивать. Но при этом не стоит оставлять четкие контуры вазы и цветов.


4. Начинаем прорисовывать зелень. Кисть стараемся вести от верхнего основания вазы вверх.


5. Добавляем другой оттенок зеленого. Он может быть более светлым или темнее (на Ваше усмотрение)


6. Теперь дорисуем тонкие травинки


7. Вазу оформляем в светлых оттенках.


8. В середину будущего цветка ставим каплю сиреневой гуаши. Капля должна быть большой.


9. Добавим еще рубиновой.


10. Можно немного красной.
Вы можете сочетать любые другие цвета красок.
Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов:
Розовые, красные
Самые прекрасные!


11. Теперь возьмем вилку и аккуратно растягиваем краску от центра к краям будущего цветка.



12. Вот какой цветок получается.


13. Продолжим выполнять в этой же технике и другие цветы. Затем добавим желтые серединки цветка.


14. Добавляем еще зелени и разнообразных веточек
Оформляем работу в рамку




Творческих успехов и солнечного настроения!

Делаем набросок

Сначала хорошенько рассмотрите, как разложены фрукты и как очертания одного из них сочетаются с очертаниями другого. Затем возьмите жесткую черную пастель и набросайте всю композицию. Рисуйте короткими, легкими штрихами, помня о том, что это эскиз. Не стремитесь к абсолютной точности.

Наносим фоновый тон

Используя боковую сторону лимонно-желтой пастели, нанесите фоновый тон на все фрукты теплых цветов то есть на красное яблоко оранжевый апельсин, желтые банан и грушу (за исключением виноградин). Старайтесь не выходить за пределы контура каждого плода и не закрашивайте те места, где впоследствии будут нарисованы блики Кончиком пастели нарисуйте более четкие желтые линии, чтобы показать нижний изгиб банана и его ножку. Смешивание цветов В данном случае смешивание цветов применялось очень ограниченно, поскольку наш художник стремился как можно полнее использовать возможности, которые предоставляет шероховатая поверхность специальной бумаги для пастели. Однако совсем без смешивания в этом натюрморте не обошлось - именно так были нарисованы блики на виноградинах, передающие игру света на поверхности ягод. Интенсивность белого цвета здесь увеличивается по мере приближения к сердцевине блика. По тому же принципу изображена и отбрасываемая от фруктов тень. Она насыщенней всего в центре и постепенно размывается к краям.

Продолжаем работу

Наметив контуры предметов и покрыв фрукты фоновым тоном, вы можете перейти к основным цветам и бликам. Отделяя на бумаге один фрукт от другого, используйте как плоскую сторону, так и острый кончик пастели.

Придадим форму апельсину

Возьмите оранжевую пастель и проведите внутри апельсина несколько коротких серпообразных линий, повторяющих контур плода. Используйте и острый кончик, и плоскую сторону пастели. Обычный оранжевый цвет хорошо смешивается с более светлыми теплыми цветами, поэтому он частично покроет лимонно-желтыи фон.

Нанесем зеленые штрихи на грушу и банан

Вновь используя и острый кончик, и плоскую сторону пастели цвета хаки, добавьте зеленоватый оттенок на груше и на банане. Обратите внимание на самые сложные линии, подчеркивающие выпуклости груши (в нижней ее части) и ножку банана.

Добавим светлые тона на яблоко

Для прорисовки яблока возьмем светло-красную пастель Покройте ровными штрихами среднюю часть яблока, а затем проделайте то же самое на левой стороне плода. Затем острым кончиком пастели необходимо усилить цвет вокруг впадинки с черенком и еще сильнее выделить основной контур яблока.

Рисуем виноград

Возьмите вишнево-красную пастель и короткими штрихами закрасьте виноградные ягоды так, чтобы штрихи повторили их форму. Оставьте пустыми те места, где впоследствии появятся блики.

Продолжаем рисовать яблоко и апельсин

Вновь вернемся к вишнево-красной пастели, а также к тем участкам яблока, которые мы уже покрыли светло-красным цветом. Плотными штрихами подчеркните форму плода. Не трогайте среднюю левую часть яблока. Перейдите к апельсину, заштрихуйте его ярко-оранжевой пастелью, постарайтесь повторить форму плода.

Выявим самые темные тона у яблока

Возьмите темно-лиловую пастель и острым кончиком выделите контур яблока, а также изогнутую выемку, в которой сидит черенок. Затем боковой стороной пастели слегка затемните красное пятно в центре яблока.

Теперь вернемся к винограду.

Используя темно-лиловую пастель, закрасьте очень энергичными мелкими штрихами внутреннюю часть каждой ягоды, стараясь подчеркнуть их форму. Не забудьте оставить светлыми те участки, где позже появятся блики.

Добавим темные тона на груше, на банане и виноградинах

Желтой охрой отметьте наиболее темные фрагменты на груше и кожуре банана, как показано на рисунке. Используйте более плотные линии в тех местах, где виноградины отбрасывают на грушу небольшую тень. Чтобы лучше показать форму каждой виноградины, обведите внешний край каждой ягоды острым кончиком черной пастели.

Доводим виноградины до бликов

Возьмите белую пастель и легкими движениями закрасьте все до сих пор не заштрихованные фрагменты на каждой виноградине. На некоторых из них блики сделайте наиболее четкими Для того чтобы правильно расположить блики, чаще сверяйте свой рисунок с фотографией.

Отметьте на апельсине яркое пятнышко цвета хаки и добавьте белый блик.

Затем белые блики добавьте на все остальные фрукты, как показано на рисунке используя для этого плоскую сторону пастели. Теперь острым концом белой пастели нарисуй те несколько скошенных линий в углублении, где сидит черенок яблока, а затем - темно коричневой пастелью. Тем же цветом обведите край яблока и слегка заштрихуйте светло коричневые пятна чтобы сделать их темнее Осторожно разотрите кончиком пальца блики на виноградинах.

Заканчиваем рисовать апельсин

Используя плоскую сторону пастели, сделайте несколько светло-красных штрихов на апельсине, подчеркивая его форму и контур Наносить их следует очень легко После этого осторожно разотрите пальцем красную пастель.

Рисуем фон

Белой пастелью сделайте серию горизонтальных и вертикальных штрихов вокруг рисунка.

Оставьте без штриховки лишь участки, прилегающие справа к груше и слева к апельсину, - здесь вы можете добавить тени.

Добавляем тень от фруктов

Сделайте кончиком черной пастели мелкие штрихи чтобы углубить лежащие вокруг виноградин тени Затем плоской стороной черной пастели нанесите легкую тень на поверхность воображаемого стола и пальцем разотрите ее так, чтобы она постепенно переходила в белый фон.

Готовый натюрморт

А Многослойный цвет

Пастель хороша тем, что ее можно наносить слой за слоем. На светлый основной тон легли более темные тона, что помогло придать объем изображаемому предмету.

Б Ровный фон

Ровный белый фон хорошо оттеняет сложные формы ярко окрашенных фруктов

В Размытая тень

Плавный переход падающей от фруктов тени в белый фон делает ее более естественной.

Чувство прекрасного есть в каждом человеке. И одно из его проявлений - изобразительное искусство. Рисование умиротворяет, расслабляет и дает возможность реализовать творческий потенциал. Если вы делаете только первые шаги в живописи, то некоторые рекомендации о том, как нарисовать натюрморт с фруктами, наверняка будут интересны и полезны.

Такая живая «мертвая природа»…

Натюрморт - слово французского происхождения, которое переводится как «мертвая природа». В этом и заключается суть подобных картин: они представляют собой комбинации различных неживых объектов. Чаще всего художники рисуют овощи, фрукты, то есть то, что требует сочных красок. Еще одной особенностью такой композиции является изображение ткани. На ней могут лежать предметы или ею может быть застелен стол, но все художники стараются дотошно прорисовывать фактуру и цвет куска материала.

Натюрморты прекрасно вписываются в любой интерьер - это еще один повод научиться их рисовать: готовой картиной можно украсить прихожую или кухню. И каждый раз, проходя мимо, вы не сможете удержаться от адресованной самим себе похвалы за рвение и настойчивость.

Необходимые материалы

Чтобы работа спорилась и ничто не отвлекало от рисования, нужно заранее приготовить все, что понадобится наверняка:

  • холст или лист бумаги. Размер может быть любым, но вот качество должно быть отменным. Иначе линии лягут плохо, и из-за этого можно совсем охладеть к изобразительному искусству;
  • простые карандаши разной твердости-мягкости. С ними можно без труда создавать различные эффекты, в том числе тени и объемы;
  • натура, то есть предметы, ткань - все, что вы хотите видеть на картине;
  • хорошее освещение. Для прорисовывания мелких деталей, выстраивания проекции теней лампа должна быть рассеивающей и с мощной лампочкой.

Теперь можно приступать к изучению мастер-классов для начинающих, описывающих, как нарисовать натюрморт карандашом поэтапно.

3 простых мастер-класса

Начинать рисование следует с наброска, эскиза. Именно он определяет, насколько легко или трудно вам будет работать. Делается этот набросок твердым карандашом, причем штрихами, а не законченными линиями. Иначе после того, как вспомогательные контуры нужно будет стереть, останутся следы. Все предметы, которые предоставлены натурой, в эскизе изображаются с помощью простых геометрических фигур. Основное предназначение наброска - определить пространственное расположение объектов на листе.

«Дружная компания»

Профессионалы советуют начинать рисовать натюрморты с изображения крупных объектов: в мелких деталях можно сделать серьезную ошибку. Поэтому на нашей картине изображены киви, виноград, груши и бананы - объекты с вполне явными деталями строения.

Инструкция:

  1. Начинаем с эскиза. Для этого на отдельном листе рисуем местоположение каждой детали, используя треугольник.
  2. Хаотичными штрихами, без сильного нажима на карандаш зарисовываем предметы в виде кружочков, овалов. Виноградинки - кружочки, груши - овалы, лимон - кружок побольше.
  3. Более четкими линиями обводим контуры, вспомогательные линии вытираем.
  4. Делаем тени, используя твердый или твердо-мягкий карандаш.
  5. Прорисовываем линии строения груш, бананов и винограда, используя ТМ карандаш.
  6. Детализируем киви в разрезе. Твердо-мягким карандашом делаем сердцевину ягоды, изображая ее многослойной, с семечками.
  7. Слегка растушевываем линии в центре ластиком для придания естественности.
  8. Проводим основные линии, вытираем вспомогательные.
  9. Раскрашиваем все изображенные объекты - картина готова.

Красота требует… чтобы ее съели

Несмотря на дословный перевод названия жанра, основная задача художника - показать совершенство и натуральность изображенных «вкусностей», если речь идет о натюрморте с ягодами и фруктами.

Инструкция:


Фрукты и ягоды очень красиво смотрятся в вазе. При этом можно обойтись без ткани, а значит, нам не придется прорисовывать лишние тени.

Инструкция:


Хитрости для новичков

  • Если вы рисуете в черно-белых оттенках, не забудьте о тенях: к ним будет приковано особое внимание.
  • Не пренебрегайте задним фоном. Стена, оконная рама, старое дерево - эти элементы вносят неповторимую атмосферность.
  • Цветные изображения избавляйте от монотонности, добавляя оранжевые, зеленые, кремовые, голубые краски.
  • Не пытайтесь соединить много элементов в одном натюрморте.


Рис. 1

Этот урок будет полезен начинающим художникам, которые хотят нарисовать натюрморт гуашью. Новички узнают некоторые секреты рисования поверхностей и фактур, позволят увидеть на практике главные правила живописи.

Что потребуется:

1. Бумага (формат А3). Идеально подходит ватман.

2. Кисти. Необходимо приготовить три плоских синтетических кисти (маленькую, среднюю и большую), а также среднюю щетинную.

3. Художественная гуашь. Для живописи не подходит плакатная гуашь – они быстро сохнет и образует разводы. Гуашь должна быть хорошего качества, поэтому приобретать краски лучше всего в специализированных художественных магазинах.

1 этап

Вначале создается построение композиции простым карандашом с мягким грифелем. Начинать лучше с обозначения плоскости стола горизонтальной линии. При определении высоты рекомендуется ориентироваться на рис. 1. Справа слегка заметен дальний угол стола – его нужно наметить диагональной линией. Затем с соблюдением правил построения на столе намечаются объекты. Легкими линиями обозначается ткань и ее складки. При этом важно соблюдать форму предметов и их местонахождение относительно друг друга.

Когда карандашный набросок будет готов, можно начинать его раскрашивать. Лучше начать с общего фона – нанести первый слой краски, делая короткие мазки большой плоской кистью. После набрасываются основные тона на кувшин.

Важно! Не нужно стремиться к тому, чтобы полностью и «на отлично» раскрасить весь фон или другой предмет. Главная ошибка, которую допускают новички, заключается в том, что они сначала пытаются зарисовать весь фон, оставляя на картине белые места, в которых будут находиться предметы. После этого они поочередно закрашивают все предметы, причем целиком. Или наоборот, сначала раскрашивают предметы, а потом уже фон. Так делать не следует – завершенная картина будет выглядеть таким образом, как будто на лист были наклеены предметы, вырезанные из журналов. Удачной композиции в итоге не получится. Любую картину нужно рисовать всю сразу, постепенно. Опытные художники попеременно возвращаются то к одному, то к другому предмету, чтобы сделать иной раз всего пару мазков – и так до тех пор, пока картина не будет закончена.


Рис. 2

2 этап

Теперь можно приступить к кувшину – его нужно прорисовывать поверх уже нанесенного слоя краски, не забывая о плавных переходах между оттенками. С помощью гуаши можно сделать многое, но важно не усердствовать, чтобы не создать видимость грязи на картине. Во время этой работы используется средняя плоская кисть.

Рисование предметов нужно выполнять с учетом светоразделов: света, полутени, тени и рефлекса. На рис. 3 показана схема – она сделана в виде сетки для облегчения понимания. Самым сложным является понимание рефлекса. На самой светлой части предмета должны быть белые блики – на глянцевой поверхности они заметнее и ярче.


Рис. 3

3 этап

После проработки кувшина на столешницу накладываются основные цветовые оттенки. Не стоит забывать о том, что плоскости стола (вертикальный бортик и горизонтальная поверхность) должны отличаться друг от друга насыщенностью тона. Вертикальную плоскость нужно сделать более темной, чем горизонтальную, которая лучше освещается.


Рис. 4

4 этап

Теперь можно приступать к изображению стеклянной бутылки, покрыв ее тем же тоном, что и основной фон. Она будет прозрачной, через нее можно увидеть заднюю стену, которая выступает фоном. По этой причине главным оттенком бутылки будет тон фона. Но нужно помнить, что бутылка все же остается видимой, она обладает размером и объемом. Это можно передать на картине, выделив светлой краской края бутылки. После на бутылку добавляется немного холодных тонов, с помощью которых получится на бумаге передать стекло. Чтобы придать объем, прорисовывается рефлекс. В завершение этой работы создаются блики. На одной бутылке присутствуют различные блики: некоторые бледные, смягченные по краям, другие – яркие и заметные. Прежде чем приступать к созданию бликов, рекомендуется внимательно рассмотреть, как они выглядят на авторской картине. Вообще, понять, как рисовать натюрморт гуашью, помогут представленные рисунки.


Рис. 5

5 этап

Теперь подошла очередь кастрюли. Сначала стоит вспомнить сетку светораздела, а для этого придется вернуться к рис. 3. Не забывая про данный принцип, наносится краска на кастрюлю. Сначала используются темно-серые и светлые тона, а самая темная краска оставляется для подчеркивания фактуры старого, выщербленного и истертого металла.

Подробнее о том, как передать на картине старый потертый металл. Для выполнения подобной текстуры потребуется грубая щетинистая кисть, причем сухая. К этому моменту уже должен быть готов серый фон кастрюли со светотенями. Сухая кисть слегка обмакивается в гуашь, не нужно брать много краски. Согласно рисунку 6, делаются прямые длинные мазки по направлению сверху вниз по затемненному боку кастрюли. Мазки должны быть шероховатыми и дырявыми, еще во время мазка краска на кисти должна заканчиваться. Перед этим лучше потренироваться делать подобные мазки на отдельном листе, чтобы не испортить картину.


Рис. 6

6 этап

Теперь нужно закончить кастрюлю. Пустые места покрываются краской основного тона при помощи маленькой кисти. По боку кастрюли рисуется рефлекс, непосредственно поверх черной фактуры. Рисуются ручки, обозначается контур кастрюли. Сильно детализировать предмет не нужно, чтобы отдельные части картины не выпадали из общей стилистики. Нельзя забывать о взаимосвязи предметов.


Рис. 7

7 этап

Теперь нужно заняться драпировкой вокруг кастрюли, закрасив ее краской полностью. Делать это лучше всего большой плоской кистью. Важно помнить, что ткань освещается неравномерно, она выглядит светлее с одной стороны. На рисунке разнонаправленные плоскости должны друг от друга отличаться тоном: вертикальная плоскость делается темнее, чем горизонтальная. Это относится и к ткани на столе.


Рис. 8

8 этап

Наступила очередь блюдце, главный оттенок у него белый. Объем ему придается при помощи голубовато-серой и серой краски. Затем синим пигментом очерчивается каемка блюдца – слишком темной она быть не должна. Нижнюю часть блюдца не нужно делать чересчур светлой, так как она находится в тени.


Рис. 9

9 этап

Когда пространство картины практически все покрыто краской, рисунки детализуются и уточняются. Сначала прорабатываются складки на ткани (сделать это несложно даже новичкам). Рекомендуется использовать больше легких тонов на ткани, чтобы придать изображению натуральный вид.

От посуды на столе отбрасываются тени. Рядом с каждым из предметов нужно нарисовать отбрасываемую от него тень с помощью холодных оттенков. Тени не должны быть яркими и резкими, а наоборот, выглядеть рассеянными.

10 этап

Теперь можно перейти к последнему предмету – яблоку. Оно рисуется соответственно принципу светораздела, как и другие уже нарисованные предметы.

От яблока отбрасывается цветной отсвет на ближайшие предметы и поверхности. На блюдце добавляется розоватый оттенок совместно с тенью от яблока.

Важно помнить, что через цвет происходит взаимодействие всех предметов на картине. Предметы передают друг другу часть своего цвета. По аналогии с яблоком отображаются взаимоотношения остальных предметов и поверхностей.


Рис. 10

11 этап

После того, как картина была выполнена в общих чертах, нужно уделить внимание тем деталям, которые были оставлены без внимания. Если набросок, сделанный карандашом, уже стерся или стал незаметным под краской, то можно прорисовать контуры еще раз. Потом они будут закрашены, ведь гуашь – густая и непрозрачная краска.


Рис. 11

12 этап

Чтобы картина приобрела глубину, объем и монолитность, нужно воспользоваться одним художественным приемом – в конце работы едва заметно размыть контуры предметов, чтобы смягчить линию соприкосновения объектов и среды.

маргарита акулова

Открытое занятие для преподавателей изобразительной деятельности в изостудии детского сада с детьми подготовительной группы.

Тема:

«Осенний натюрморт»

(в технике "обратная графика")

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи - натюрмортом.

2. Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой и «обратной» графикой.

3. Вызвать у детей желание составлять натюрморт из предложенных предметов, сочетая их между собой по цвету и величине.

4. Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности листьев, цветов, фруктов: форму, строение, величину, расположение.

5. Продолжать осваивать приёмы работы в нетрадиционной технике – рисование ластиком (обратная графика).

6. В процессе работы создать у детей радостное настроение, учить умению радоваться результатам своего труда и успехам других детей.

7. Поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

Ход занятия:

*Установка на встречу в изостудии (в группе):

Ребята, вас в изостудии ждёт наш друг-карандаш, он приготовил для вас много интересного.

1.

*Дети в изостудии.

Сегодня у нас в изостудии много гостей, поприветствуйте их.

*В волшебном окне – Карандаш.

Ребята, мы с вами часто встречаемся с карандашом, и он стал нашим другом.

*На экране Карандаш и Резинка

Сегодня он пришёл не один, а с резинкой. А зачем он её привёл, вы узнаете позже, а сейчас Карандаш приготовил вам видео- загадку, хотите её отгадать?

*Видео-отрывок: «Если видишь на картине (натюрморт)

Ребята, вы догадались, о чём сегодня будем говорить, а если вы захотите - и рисовать (о натюрморте).

Приглашаю вас на видео выставку, на которой мы полюбуемся натюрмортами разных художников.

*Просмотр натюрмортов (на экране телевизора).

Понравились вам натюрморты?

О каком времени года рассказывают эти натюрморты? (осень)

Какие цвета использовали художники для передачи даров осени?

Предполагаемые ответы детей: яркие, тёплые, золотистые, солнечные…

Посмотрите, какие работы яркие, какое здесь многообразие красок.

Прежде чем нарисовать натюрморт, художник его составляет.

И мне тоже захотелось составить осенний натюрморт.

Я сохранила веточки дуба, листья клёна, цветы. У нас есть вазы, фрукты.

Ребята, я попробую составить натюрморт, а вы мне, надеюсь, поможете.

Какой у нас фон? (тёмный) Подберите ту вазу, которая лучше подойдёт (тёмная или светлая)

(-Тёмная ваза, как будто спряталась)

*Составляем с детьми натюрморт. Любуемся.

*На экране Карандаш

Карандаш что-то ещё для вас приготовил.

Оказывается можно изобразить натюрморт, пользуясь только двумя цветами - чёрным и белым, и этот вид изобразительного искусства называется - графика.

Карандаш хочет показать вам осенние натюрморты, выполненные в этой технике.

* Просмотр осенних натюрмортов (на экране телевизора).

**Комментарий, в ходе просмотра:

Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики – это чёрный и белый. Выразительные средства графики - линия, рисунок, переходы цвета и тени, контраст тёмного и светлого.

*На экране Карандаш и Резинка (отрывок из песни Большой секрет… )

А вот теперь карандаш хочет раскрыть секрет, почему он пришёл сегодня с ластиком

Часто, когда рисуем набросок простым карандашом, мы пользуемся резинкой. Но ластик не только стирает, но и может сам создать картину.

Это графика наоборот или «обратная графика».

Посмотрите в волшебное окошко – это работы детей в технике – обратная графика.

* Просмотр детских работ (на экране телевизора).

Карандаш приготовил вам тонированные листы и предлагает нарисовать осенний натюрморт на память об этом красивом времени года. Вы не против?

2.

Ребята, я приглашаю вас занять места в нашей художественной мастерской.

Мне захотелось нарисовать вот такой натюрморт в память об осени.

*Показываю свой натюрморт.

Если вам понравился натюрморт, который мы вместе составили, то можно нарисовать его.

А можно придумать и изобразить свой натюрморт.

Один и тот же предмет можно изобразить по-разному:

Тёмный - можно передать просто контурным рисунком или высветлением контура

Светлый - светлым силуэтом с дорисовкой прожилок простым карандашом

*Показ трёх разных способов изображения одного предмета (листика) и то, как можно изобразить мелкие круглые формы.


*Включаю спокойную музыку

А теперь под музыку вы представьте свой осенний натюрморт и изобразите его в технике - обратная графика, с помощью резинки и простого карандаша.

Кто готов - может приступать к работе.


*В ходе работы детей использую:

Наводящие вопросы:

Какими по размеру должны быть листья, чтобы их могли все рассмотреть и любоваться ими;

Могут ли быть на одной ветке листья от разных деревьев;

Какую часть листа может занимать ваза.

Как можно исправить ошибку - затушевать эту часть;

Для рисования тонких линий лучше использовать резинку на карандаше, а для прорисовки большого - ластиком.

Косвенные указания:

А ты не хотел бы на листиках добавить прожилки…

Напоминания:

А ты не забыла нарисовать стол или полку, на которой расположен натюрморт?

Как ты интересно украсил вазу, молодец;

Мне очень понравилось, как ты расположил предметы на своём натюрморте;

У тебя получились листики резные, замечательно…

*В ходе работы предлагаю физкульт минутку тем детям, которые устали:

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению, по очереди, начиная с большого пальца:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать. (Все пальчики собраны в кулак.)

Листики дубовые, (Отогните мизинец)

Листики кленовые, (Отогните безымянный палец.)

Листики рябины, (Отогните средний палец.)

Листики осины. (Отогните указательный палец.)

Красивые листочки мы вместе соберем

(Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)

И букет осенний маме понесем!

3.

– Ребята, сейчас звенит маленький колокольчик. Но как только в нашем волшебном окошке зазвучит большой колокольчик – наша художественная мастерская закроется, и мы пригласим всех гостей на открытие выставки осенних натюрмортов.

(-А кто немного не успел дорисовать – может сделать это в группе, в свободное время).

* По окончанию - работы детей расположить на выставке

Ребята, сегодня на нашей встрече вы узнали, как можно по-разному изобразить натюрморты – и в цвете и в графике, и в обратной графике.

Ваши осенние натюрморты получились выразительные, интересные, разные.


А помогла создать вам эту красоту - обычная резинка и простой карандаш.

Вы сегодня были – художниками –графиками.

У кого натюрморт похож на наш? Почему ты решил его нарисовать?

Как ты точно изобразила прожилки. Чем пользовалась?

Какие веточки получились у тебя тоненькие, а от какого они дерева?

А у тебя листочки получились, как живые.

Очень красиво ты украсил вазу, необычные подобрал узоры.

Ребята, полюбуемся вашими натюрмортами и пригласим гостей присоединиться к нам.