Сообщение о иване шишкине. Шишкин иван биография

Иван Шишкин краткая биография известного русского художника изложена в этой статье.

Иван Шишкин биография кратко

Известные картины Шишкина: “Осень”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”, “Перед грозой” и другие.

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, в семье небогатого купца.

С детских лет увлекался рисованием. Родители пытались привлечь его к занятиям торговлей, но безуспешно.

В 1852 году отправился в Москву для поступления в Училище живописи и ваяния и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к выводу, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей.

В Москве он учился под руководством профессора А. А. Мокрицкого. В 1856–60 гг. продолжает свое обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Его развитие идет стремительно. С другими молодыми пейзажистами работал на острове Валаам. За свои успехи Шишкин получает все возможные награды.

В 1860 году был награжден Большой золотой медалью за пейзаж “Вид на острове Валаам”. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но сначала он отправился в Казань и дальше на Каму. Хотел навестить свой родной край. Только весной 1862 года он уехал заграницу.

В течение 3-х лет жил в Германии и Швейцарии. Занимался в мастерской живописца и гравера К. Роллера. Еще до своей поездки был известен как блестящий рисовальщик. В 1865 году за картину “Вид в окрестности Дюссельдорфа” получил звание академика. С 1873 года он стал профессором художеств.

И. И. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.

Шишкин занимался не только рисованием, но и в 1894 году начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.

"Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище... Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы..." - Шишкин И.И.

Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.
Среди мастеров старшего поколения И.И.Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И.В.Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.

Автопортрет 1854. Бумага, графит. карандаш

В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом.
К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.

В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.

Прогулка в лесу 1869

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу - в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением.

Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки.

Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожил до конца своих дней.

Аллея летнего сада в Петербурге 1869

В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи.

Берёзовая роща 1880-1890

Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.

"В окрестностях Петербурга" (1856)

Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А.Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать.

В роще 1869

Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции.

И.И.Шишкин и А.В.Гине в мастерской на острове Валааме

Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.

Лес вечером. 1869.

Этюд "Сосна на Валааме" - один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали - дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии - "Вид на острове Валааме" (1858).

Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина "Вид на острове Валааме. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.

"Вид на острове Валааме. Местность Кукко"

Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году, Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера.

Дрезден. Мост Августа

Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно, и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы.

Итальянский мальчик

Буковый лес в Швейцарии 1863

Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л.Л.Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния.

Папоротники в лесу.Сиверская 1883

Совместная работа с пейзажистом московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой, идущей из глубины, и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.

Пейзаж с охотником.Остров Валаам 1867

В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. На Валаам Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним Федором Васильевым, которого опекал и обучал живописи.
Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса" (1867).

"Рубка леса" (1867)

Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника.
В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа, надеясь получить звание профессора. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.

Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Картина "Полдень. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя.

И. И. Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы». 1869. Третьяковская галерея. Москва.

В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей - сумму, предложенную Третьяковым.

Лесной пейзаж с цаплями 1870

Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.
Лето 1871 года Шишкин прожил на родине. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии". Уже название позволяет связать это произведение с природой родного края, а время собирания материала - с летом 1871 года.

"Мачтовый лес в Вятской губернии"

Картина Шишкина была приобретены П.М.Третьяковым и вошла в состав его галереи. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года, извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы". Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, позже - в 1870-х годах - с Архипом Куинджи.

Портрет И.И.Шишкина.Крамской И.Н.

Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России.

Благовещенский собор и гимназия на Благовещенской площади в Нижнем Новгороде 1870

Первый снег. 1875

В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать.

Перед грозой 1884

Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин, из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.

Швейцарский пейзаж 1866

В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка - он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка.

У церковной ограды. Валаам 1867

В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества.

Мясоедов Григорий. Первый оттиск. Портрет И.И. Шишкина

В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Само название "Рожь" в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова - двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.

Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина - пейзажиста эпического склада.
В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А.И.Куинджи, разрабатывающий совершенно необычную живописную систему.

Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы, их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты.
В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.

Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880),

"Заповедник. Сосновый бор" (1881),

"Сосновый лес" (1885),

Дубовая роща 1887

и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой.

Автопортрет 1886

Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.

Две женские фигуры 1880-е

Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем", и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа "Дубы. Вечер", многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе.

К ним относятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г.), "На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889, 90?), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.

Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка.
Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме.

Туман в лесу

В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу".

Замысел ее подсказал Шишкину К.А.Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.

Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.

В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) - полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.

Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".

Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры. Некрополь мастеров искусств

Город Елабуга памятник Шишкину

Оригинал записи и комментарии на

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) - известнейший российский живописец, график, который изображал природу во всей её красе. Многообразие работ творца поражает: в его картинах можно найти степные и лесо-степные, хвойные пейзажи не только просторов России, но и других стран. Он популярен как в нашей стране, так и во всем мире.

Иван Шишкин: биография

Этот выдающийся человек родился в семье купца и жил обычной жизнью до школьных лет. Как известно, Шишкин не смог учиться в обычной школе, поэтому бросил её и отправился в художественное училище. Оттуда он поступил в университет в Санкт-Петербурге, где студентов обучали не только живописи, а зодчеству и скульптуре. Такая база очень хорошо повлияла на развитие способностей юного Шишкина. Однако заданий по учебе оказалось мало для художника, и свободное от занятий время он проводил на пленэрах.

Самостоятельная практика Шишкина

Пленэр - это рисование на открытом воздухе. Художники творили прямо на улице, для того чтобы создавать легкие, атмосферные картины, в отличие от идеализированных картин, которые выполнялись в мастерских (с помощью воображения). На пленэры выбирался и Иван Шишкин. Биография этого человека состоит из постоянных путешествий в разные уголки мира, чтобы научиться рисовать разные ландшафты.

Шишкин выходил на прогулки с красками или графическими материалами (карандашами, углем) и писал округу Петербурга. Благодаря этой привычке, юноша быстро повысил свои навыки в изображении форм и деталей.

Вскоре заслуги юного живописца заметили в учебном заведении, и получил множество медалей за эти работы художник Шишкин. Картины становились более реалистичными, и он делал меньше ошибок. Вскоре юноша стал одним из самых известных художников России.

«Полдень в окрестностях Москвы»

Эта картина - очень светлая и яркая. Первое, что бросается в глаза - контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Большую часть картины занимают серые облака. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. В этой дали можно разглядеть холмы, а чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев. Ближе всего к зрителю - просторное поле.

Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. По одежде этих людей можно сказать, что они - крестьяне. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку.

«Сосны, освещенные солнцем»

Множество потрясающих работ написал Иван Шишкин. Сосновый бор он любил изображать больше всего. Однако стоит обратить внимание и на другие полотна: они не лишены красоты и порой оказываются гораздо интересней более известных картин.

Сосны - одна из вечных тем в творчестве такого художника, как Шишкин Иван Иванович. В этом пейзаже особенно примечательна игра света и тени. Солнце светит из-за спины художника, по времени это полдень или ближе к вечеру. На переднем плане расположились две высокие сосны. Их стволы настолько сильно тянутся к небу, что не умещаются в картине. Поэтому кроны деревьев начинаются только на середине картины. Хотя стволы не очень старые, на их коре уже вырос мох. От солнца он кажется желтоватым и кое-где серым.

Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Вдали виднеются еще три сосны: они расположены композиционно так, чтобы не сбить зрителя с главного в картине. Цветовая гамма этой работы - теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Разбавляют все это несколько холодных оттенков, которые Шишкин мастерски распределил по картине. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Благодаря такому сочетанию цветов, композиция выглядит очень гармонично и одновременно ярко.

«Пейзаж с озером» (1886)

Эта картина - одна из немногих у Шишкина, где изображена вода. Художник предпочитал писать лесную гущу, в отличие от легкой растительности в этой работе.

Первое, что привлекает внимание в этой работе - озеро. Водная гладь написана очень детально, так, что можно разглядеть легкую рябь у самого берега и точные отражения деревьев и кустарников.

Благодаря чистому светло-голубому, а кое-где фиолетовому небу, вода в озере кажется очень чистой. Однако охристые и зеленоватые вкрапления создают впечатление, что это озеро настоящее.

Передний план картины

На переднем плане находится зеленый берег. Мелкая травка настолько яркая, что кажется кислотной. Возле самой кромки воды она теряется в озере, кое-где выглядывая из его глади. В контрастной траве виднеются мелкие полевые цветы, настолько белые, что кажется, будто это блики от солнца на растениях. Справа за озером от ветра колышется большой темно-зеленый куст с вкраплениями ярких салатовых оттенков.

На другом берегу озера слева зритель может различить крыши нескольких домов; вероятно, рядом с озером находится деревушка. За крышами возвышается изумрудный, темно-зеленый сосновый лес.

Художник (Шишкин) подобрал очень верно сочетание светло-синего, зеленого (теплого и холодного), охристого и черного.

«Дали»

От картины Шишкина «Дали» веет чем-то загадочным, пейзаж будто теряется в закате. Солнце уже зашло, и мы видим лишь легкую полосу света у горизонта. Справа на переднем плане возвышаются одинокие деревья. Вокруг них много растений. Зелень очень густая, поэтому через кустарники почти не пробивается свет. Ближе к центру полотна расположилась высокая липа, которая наклонилась от тяжести своих ветвей.

Небо, как и на других картинах, занимает большую часть композиции. Небо - самое светлое на полотне. Серо-голубой цвет небосвода переходит в светло-желтый. Разбросанные светлые облака выглядят очень легкими и динамичными. В этом произведении Шишкин Иван Иванович предстает перед нами как романтик и мечтатель.

На переднем плане мы видим небольшое озеро, которое уходит вдаль. В нем отражаются темный камень и выгоревшая охристая и желто-зеленая трава. Вдалеке находятся фиолетовые, серые холмы, не очень высокие, но заметные.

Глядя на картину, наполняешься ощущением грусти и уюта. Такой эффект создается благодаря теплым оттенкам, которые художник Шишкин использовал в своей работе.

Иван Шишкин - один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, поэтому прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах. По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. И масляными красками, и графическими материалами художник владел в совершенстве, что довольно редко встречается среди творческих людей. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.

Биография и эпизоды жизни Ивана Шишкина. Когда родился и умер Иван Шишкин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео.

Годы жизни Ивана Шишкина:

родился 13 января 1832, умер 8 марта 1898

Эпитафия

«В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо - и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю - в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек -
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!»
Из стихотворения «Русская природа» Всеволода Рождественского

Биография

Имя великого русского художника Ивана Шишкина многим известно по одной-единственной картине — «Утро в сосновом лесу». Между тем не все знают, что эту картину Шишкин написал в соавторстве. Художник Савицкий стал автором центральных персонажей полотна - медведей. Но, как бы там ни было, гений Шишкина можно было бы распознать даже по одному только уголку этой знаменательной работы. Ведь Иван Иванович Шишкин был великолепным рисовальщиком-пейзажистом; возможно, одним из лучших в России.

Иван Иванович как купеческий сын из древней семьи мог позволить себе, не заканчивая гимназию, пойти в художественное училище. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. По окончании училища он без проблем поступил в Академию художеств и уже на первом курсе получил две малые серебряные медали за свои пейзажи. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.

Шишкин отправился в Германию и Швейцарию, где посещал мастерские знаменитых живописцев, учился писать с натуры животных, рисовать пером; познакомился с техникой гравировки «царской водкой», которой потом посвящал немало времени. Но ещё до окончания срока, который художник мог провести за рубежом на свою пенсию, Шишкин вернулся в родную страну, по которой очень скучал. С тех пор он больше не уезжал из России, и все самые известные его работы отличает бесконечно узнаваемый, родной русский колорит.

Шишкин много выезжал на природу, и его работы отличает удивительное знание её. Написанные им деревья и травы, речушки, холмы и равнины, сельские дороги и лесные чащобы всегда выглядят в точности, как живые. В 1970-х гг. художник стал членом кружка аквафортистов и в этом качестве зарекомендовал себя как лучший из всех. Художник при жизни пользовался заслуженной славой, он постоянно работал, и его работы регулярно выставлялись.

Последнюю свою великую работу, «Корабельную рощу», художник успел закончить в год смерти. Иван Шишкин скончался внезапно, занимаясь любимым делом. Он умер быстро, во время работы над картиной, и когда ученик Шишкина подбежал к упавшему мастеру, тот уже не дышал. Картина, которую так и не дописал Шишкин, называлась «Лесное царство» — это был очередной пейзаж его любимой России.

Линия жизни

13 января 1832 г. Дата рождения Ивана Ивановича Шишкина.
1852-1856 гг. Учёба в Московском училище живописи и ваяния.
1857 г. Поступление в Петербургскую академию художеств.
1858 г. Первая Большая серебряная медаль Академии за пейзаж Валаама.
1861 г. Поездка в Мюнхен.
1863 г. Переезд в Цюрих, затем Дюссельдорф.
1865 г. Получение звания академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
1866 г. Возвращение в Санкт-Петербург.
1870 г. Начало работы над гравюрами «царской водкой».
1873 г. Получение звания профессора.
1889 г. Создание картины «Утро в сосновом лесу».
1894-1895 г. Руководство пейзажной мастерской Академии художеств.
8 марта 1898 г. Дата смерти Ивана Шишкина.

Памятные места

1. Мемориальный дом-музей И. Шишкина в Елабуге, где родился художник.
2. Академия художеств в Санкт-Петербурге, где учился И. Шишкин.
3. Мюнхен, куда художник ездил продолжать образование.
4. Дюссельдорф, где И. Шишкин был в 1863 г.
5. Дом № 10 по 5-й линии ВО в Санкт-Петербурге, где жил Шишкин в 1880-1882 гг.
6. Дом № 30 по 5-й линии ВО в Санкт-Петербурге (доходный дом И. Шмидта), где Шишкин жил в 1882-1898 гг.
7. Выра, где Шишкин приобрёл усадьбу и где жил со второй женой.
8. Смоленское православное кладбище , где первоначально был похоронен И. Шишкин.
9. Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, куда был перемещён прах художника в 1950 г.

Эпизоды жизни

Учась в Академии, Шишкин никогда не упускал возможности выезжать на природу и совершенствовать своё мастерство. Настоящим толчком в его творчестве стали посещения Валаама, за пейзажи которого художник получил свои первые медали.

Первоначально знаменитое «Утро в сосновом лесу» («Медведи») было подписано именами обоих авторов, но коллекционер П. Третьяков стёр оттуда фамилию Савицкого.

На надгробном памятнике И. Шишкину была проставлена неправильная дата рождения: 1812 г. Памятник не переделывали, и эта надпись сохранилась на нем вплоть до сегодняшнего дня.


Документальный фильм «Иван Шишкин» из серии «Художник в Третьяковской галерее»

Заветы

«Россия - страна пейзажей».

«Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок».

«Пейзаж должен быть не только национальным, но и местным».

Соболезнования

«Как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью… Публика ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения выходит всё изящнее и блистательней».
Илья Репин, художник

«Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом… Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие - мальчишки и щенки перед ним… Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-„школа“».
Иван Крамской, художник

«Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
А. Комарова, племянница И. Шишкина

«1832 года, числа 13 января, в среду, родился сын. Назвали Иваном» , - записал в своем дневнике Иван Васильевич Шишкин в день появления на свет будущего известного художника.

Родился Иван Иванович Шишкин в Елабуге в простой купеческой семье. Отец пустил все нажитое имущество на археологические исследования и настаивал на том, чтобы сын продолжил это дело. Но Иван Иванович от такой карьеры посмел отказаться, пояснив это своим нежеланием, а его мама, Дарья Романовна, часто говорила, что ее сын несколько «идиотичен» в делах коммерции.

Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, поэтому родители называли юношу «мазилкой». Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. И только отец видел в двадцатилетнем Ване талант и отправил сына в Московское училище живописи и ваяния.

Уже в 1856 году Шишкин начал занятия в петербургской Академии художеств, где окончательно понял, что его настоящее призвание – пейзаж:

«Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы…»

Шишкин часто выбирался на прогулки по Санкт-Петербургу и писал этюды с натуры, которые были отмечены многочисленными наградами. В 1858 году художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме», а через два года он был удостоен большой золотой медали и пятилетнего пенсиона для путешествия по Европе.



Иван побывал в Германии и Швейцарии, где посетил мастерскую пейзажиста Коллера, но наибольшее впечатление на Шишкина произвели картины Александра Калама.

Молодой мастер к тому времени стал довольно известной персоной:

«Где и куда ни пойдёшь, везде спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?»

Художника окружали не только поклонники, но и верные друзья, с которыми он был не прочь пропустить по бокалу крепкого напитка. Даже при полной нехватке денег Иван не отказывал себе в этом удовольствии, а за алкоголь расплачивался собственными картинами. Молодой человек порой не мог выговорить и слова, но карандашом все равно выводил на бумаге четкие силуэты. При этом художник уверял, что мастерство не пропьешь.

Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Однажды в Мюнхене Шишкин пировал с приятелями и услышал, как за соседним столом два немца отпускают шутки по поводу России. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Орудовал Шишкин железным прутом, который потом был представлен на суде в качестве доказательства вины художника. До сих пор никто не знает, чем пригрозил Иван покалеченным немцам и грозил ли вообще, но они признали свою неправоту, а русский патриот был оправдан. Друзья вынесли его из зала суда на руках и отправились праздновать победу в ближайшую пивную.

Веселье весельем, но художник никогда не забывал о профессиональной деятельности. В Женеве Шишкин ознакомился с работами Калама и Диде, а в Дюссельдорфе написал картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», которую отправил в Санкт-Петербург и получил за нее звание академика.



В 1866 году Иван Иванович заскучал по родине и принял решение вернуться в Россию раньше срока. Он путешествовал по стране, а написанные картины презентовал в академии и на выставках передвижников.

Вскоре Шишкин стал покровителем молодого мастера Федора Васильева, который познакомил учителя со своей старшей сестрой. Евгения Васильева была хорошей и красивой женщиной, которая сразу очаровала Ивана Ивановича, и он вскоре отправился в Елабугу за благословением к отцу. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Именно эта работа закрепила за ним звание лучшего русского пейзажиста, потому что никто не мог повторить столь тонкую композиционную организацию.



Художником восхищались в России и в Европе, а он был глубоко несчастен: у жены были серьезные проблемы со здоровьем, а рожденные сыновья умерли в младенчестве. Это ухудшило состояние Евгении, и она скончалась от чахотки в возрасте 27 лет. Отвлечься от горя Шишкину помогали только маленькая дочь Лидочка и любовь к искусству.

Художник написал картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» и «Лесная глушь», за которую получил звание профессора. Через пять лет после этого Иван Шишкин закончил работу над полотном «Рожь», впервые презентованным на передвижной выставке. Мастеру удалось передать красоту российской природы, ее простор и раздолье.

В творчестве Ивана Шишкина наблюдался стремительный подъем, и немалую роль в этом сыграла его новая муза. Молодая художница Ольга Ладога помогла мастеру снова ощутить вкус жизни. Влюбленные поженились и поселились в большой усадьбе, в которой ни на секунду не умолкали разговоры гостей и не закрывались двери. Супруга успела подарить художнику дочь Ксению, а через полтора месяца навсегда покинула Шишкина. Заботу о нем и двух малышках взяла на себя сестра Ольги, Виктория Ладога.

Иван Шишкин не смог обрести семейного счастья. Его утешением вновь стало искусство. Он писал пейзажи начал работать в технике офорта, что значительно повысило интерес к этому виду искусства. Позднее художник создал свою самую знаменитую картину. Не каждый знает, что «Утро в сосновом лесу» Шишкин писал не один. Фигуры медвежат принадлежат кисти анималиста Константина Савицкого, друга художника. Но память о нем была буквально смыта с полотна по просьбе коллекционера Павла Третьякова, по заказу которого писалась картина:

«Я покупал только картину Шишкина – Савицкого не покупал!»



Еще при жизни Ивана Шишкина прозвали «певцом русского леса» и удивлялись его любви к природе. Племянница художника вспоминала, как ее дядя тщательно готовил место для рисования, превращая лес в настоящую мастерскую:

«Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки, чтобы ничего не мешало видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, делал простой мольберт и располагался как дома»

В последние годы художник работал в Шмецком лесу, где сделал себе удобные кресла из пней, сучков и мха.

Шишкин все чаще отказывался от развлечений с друзьями, предпочитая проводить время за работой. Он довел свое мастерство до совершенства, и закончил жизнь так, как подобает настоящему творцу. В последний день жизни Иван Шишкин пришел в свою мастерскую, где работал над очередной картиной. Делая штрих, художник зевнул, его голова спокойно опустилась на грудь, а рука с углем упала на колени. Мастер больше не проронил ни слова и тихо ушел в вечность, оставив после себя бессмертное наследие.