Соболев — сила.

Юрий Соболев-Нолев (1928-2002) принадлежит к многочисленному роду хорошо известных неизвестных русских художников. К его имени непременно надо прибавлять титулы "мэтр", "гуру" и "классик", щедро пожалованные ему художественным преданием, но чего конкретно он мэтр, гуру и классик — остается непроговоренным. Да, отдельные этапы биографии Юрия Соболева у всех на слуху. Был главным художником издательства "Знание" (позднее — журнала "Знание — сила") и прикормил в этом относительно либеральном заповеднике физиков-лириков весь цвет полуопального и подпольного художественного сообщества: Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Илью Кабакова, Владимира Янкилевского, Виктора Пивоварова и многих других. Работал с Андреем Хржановским над самыми эстетскими лентами, выпущенными "Союзмультфильмом" за всю его историю: "Стеклянной гармоникой" и "Бабочкой". Создал собственную школу современного искусства в Запасном дворце Царского Села (официально она считалась частью экспериментального филиала ЛГИТМиК, где учили синтетическому театру и паратеатральным формам) и был идеологом знаменитого в 1990-е царскосельского фестиваля "КукАрт". Выставка "Острова Юрия Соболева", подготовленная куратором Анной Романовой, проговаривает, как столь разные амплуа художника связаны друг с другом, открывая множество забытых или и вовсе не известных пластов его многослойного искусства или даже скорее художественного жизнетворчества. Ведь недаром про Соболева сразу вспоминают, что он был вдохновителем кафе "Артистическое", подражающего или, вернее, симулирующего парижскую интеллектуально-богемную жизнь.

Юрий Соболев был художник-парадокс, художник-оксюморон. Чуть ли не буддистское мировоззрение сочеталось у него с едва ли не самым последовательным в стане неофициального искусства западничеством, влечение к стихии бессознательного — с жестко структурированным художественным мышлением, искусствоведческая эрудиция художника-книгочея — с требованием раскрыться, раскрепоститься и начинать ab ovo, рыцарская верность искусству Возрождения и маньеризма — с жаждой новизны. Историк искусства без зазрения совести может через предложение писать про него "первый" и "впервые".

Он был первым, кто ввел новый принцип графического дизайна — модульную сетку — в советскую журнальную полиграфию, когда работал в "Декоративном искусстве". Он был первым, кто начал монтировать журнальные развороты "Знания — силы" как клипы (конечно, с оглядкой на Родченко и Эйзенштейна). Нам сейчас трудно оценить масштаб новаторства, но тогда поколениям, воспитанным в иной книжной системе, этот клиповый модульный мир должен был, вероятно, казаться пощечиной Фаворскому. Модульная сетка потом пришла и в соболевскую графику, структурируя полет мифологической, астрологической, космологической и эротической фантазии. А клиповый монтаж пригодился в работе над полиэкранными слайд-фильмами: самым грандиозным из них был тот, что Юрий Соболев совместно с режиссером Юрием Решетниковым готовил в 1975 году для московского конгресса "Международного совета обществ промышленного дизайна" (ICSID).

Его должны были показать в киноконцертном зале "Россия": 18 проекторов Kodak Carousel были наставлены на 31 экран, складывавшийся в картину мира размером 9 на 9 метров, на которой в течение 40 с лишним минут под саунд-трек из музыки народов СССР мелькали образы новейшей западной техники и промтоваров вперемежку с фрагментами шедевров из всемирной истории искусства. В качестве композиционной основы картины мира был взят босховский "Сад земных наслаждений" — при желании это можно было истолковать как советскую критику капиталистического общества потребления. "Кояанискатси" Годфри Реджио с музыкой Филипа Гласса был снят чуть позднее — в 1983-м. Однако после того как о подготовке слайд-фильма рассказали по "Голосу Америки", истолковывать его в советском духе никто не стал: демонстрация полиэкрана была запрещена, слайды рассыпаны. Чудом сохранившаяся кинодокументация и три десятка случайных слайдов из полиэкрана ICSID, пофазовые эскизы, схемы расположения проекторов, сценарии, монтажные раскладки — вот и все, что осталось от первых опытов мультимедийного искусства в СССР, принадлежащих, получается, опять же Юрию Соболеву.

Если собрать мозаику, на которую распалась эта странная и разнообразная жизнь в искусстве, свести воедино графику, журнальный дизайн, рабочие материалы к слайд-фильмам, анимацию, местами почти бойсовские декорации к спектаклям театров "Уральской зоны" и "Интерстудио", документацию перформансов его царскосельского "лицея", выйдет на удивление целостный образ. Образ романтика, верующего в победу солнца истинного искусства над обстоятельствами времени и места, что пытаются не позволить художнику попасть в такт музыке ноосфер, не признающей железных занавесов. Юрий Соболев ближе всех прочих сошелся с недавно вышедшим из лагеря Юло Соостером — единственным художником московской сцены, кто еще в пору учебы в тартуском "Палласе" успел воспринять традицию западного модернизма, точнее — сюрреализма, из первых рук. Эстония навсегда останется для него заповедной территорией несоветского искусства — он будет контрабандой протаскивать Вийральта и других мастеров старой эстонской школы на страницы ежегодника "Наука и человечество". А сюрреализм, с годами все больше тяготеющий к маньеризму, к гибридизации Рене Магритта и Джузеппе Арчимбольдо, Клее и картинок из алхимических трактатов, станет его образом мысли. От тухлятины советского сюрреализма сводит челюсти и выворачивает наизнанку, но соболевский сюрреализм не был советским — он был из той же оперы, что и колдовские картины Зигмара Польке или мистерии венских акционистов. Кажется, логическим завершением этой сюрреалистической эволюции стали фестивали "КукАрт": все, кому посчастливилось побывать тогда в Царском Селе, особенно на третьем, 1997 года, где праздновали пятидесятилетие музыканта-художника Владимира Тарасова, ощущали себя будто бы на бесконечном хеппенинге Флюксуса. Увы, атмосфера и аура — а самым ценным в искусстве Юрия Соболева, похоже, были не отдельные вещи, а создание атмосферы и излучение ауры — труднее всего поддаются архивированию и экспонированию.

Выставка «Острова Юрия Соболева» в Московском музее современного искусства продолжает серию проектов об истории российского современного искусства второй половины ХХ века. В музейной ретроспективе Юрия Соболева (Нолева-Соболева, 1928 - 2002) в Ермолаевском 17 будут представлены графика, книжный и журнальный дизайн, анимационные и слайд-фильмы, видео- и фотодокументация театральных постановок художника: видеодокументация полиэкранного шоу для Конгресса дизайнеров «ICSID» (1975); слайд-фильмы, к спектаклям: «Что было после спасения» (1987-1988), «Почта» (1981) и «ОДМО» (1988), посвященные новой волне художников 1980-х; а также документация перформансов учеников «Школы Юрия Соболева», фестиваля «КукАрт» и архивные материалы. Экспозиция каждого этажа будет отображать определённый период творчества художника.

Произведения, представленные на выставке, охватывают более сорока лет творческой работы Юрия Соболева, что немногим меньше существования самого современного искусства в России. Стремление к современности и новаторству было жизненной стратегией художника, что во многом определило концепцию его творчества. Идея объединения на одном развороте, одной обложке или в одном кадре произведений классического искусства и образов современного мира, столь популярная несколькими десятилетиями позже, пришла к нему очень рано и воспроизводилась художником в самых разных медиа - в оригинальной графике художника, на страницах журнала «Знание-сила», в эскизах к анимационному фильму режиссера Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» (1968), ежегоднике «Наука и человечество» (1962, 1963) и в других работах. Эта стратегия, основанная на традиции авангардного монтажа Сергея Эйзенштейна и Александра Родченко, была перенесена Соболевым в совершенно новую и необычную для художников 1960 - 1970-х годов область мультимедийных экспериментов.

Своего апофеоза эти поиски достигли в полиэкранном слайд-фильме, подготовленном Юрием Соболевым совместно с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса «Международного совета обществ промышленного дизайна» («ICSID»), проходившем в Москве в киноконцертном зале «Россия» в 1975 году. В мультимедийной программе, длившейся более сорока минут на 30 экранах, изображения современных механизмов и повседневных товаров, переснятые из западных каталогов, были смонтированы с фрагментами произведений искусства разных эпох. Несмотря на технологическую и эстетическую революционность полиэкрана, в котором были задействованы 16 диапроекторов, «ICSID» был запрещен к показу на конгрессе как идеологически сомнительное произведение. На выставке в ММОМА у зрителей будет возможность увидеть видеодокументацию амбициозного проекта, а также подготовительные материалы и схемы, объясняющие механизм работы уникальной конструкции.

Эксперименты в области новых медиа, происходили одновременно с развитием собственного пластического языка. В период работы в журналах «Декоративное искусство» и «Знание-сила» Юрий Соболев одним из первых в СССР начал использовать модульную сетку - западную дизайнерскую новинку, конструктивно организующую пространство журнальной полосы. Этот способ организации листа он перенес и в свое творчество: по замыслу автора сетка, ставшая частью произведения, имела несколько уровней-слоев и помогала проявить идею художника. Таким образом, из универсального технического средства карандашная сетка превратилась в авторский модуль-знак и начала моделировать «микрокосмос» графического листа.

Выставка «Острова Юрия Соболева» в ММОМА позволит проследить, как идеи и решения, найденные в экспериментах с одними медиа, давали неожиданные результаты и творческие находки при работе с другими.

В выставку, сформированную на основе коллекции и архива семьи Юрия Соболева, включены произведения из собрания Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Музея кино, Государственного центра современного искусства, Kolodzei Art Foundation, а также работы и архивные материалы из зарубежных и московских частных коллекций.

О художнике:

Юрий Соболев был одним из ключевых участников становления российского современного искусства второй половины прошлого столетия, автор проектов, большинство из которых во многом опередило свое время, он до сих пор оставался неизвестными широкой публике. В 1960-е годы, будучи участником легендарной разгромленной за «авангардизм» Никитой Хрущевым выставки «ХХХ лет МОСХа», он совместно с другом и соседом по мастерской художником Юло Соостером, активно экспериментировал в самых разных стилях и направлениях искусства ХХ века. Однако поиски в стиле сюрреализма и дадаизма не ограничивались рисованием - друзья устраивали экстравагантные хепенинги и обосновывались в кафе «Артистическое», стараясь воссоздать богемную атмосферу «Cabaret Voltaire». В собственной квартире у площади Кировских ворот (сейчас площадь Мясницкие ворота) был организован «Нолев ковчег» (1960 - 1961), где помимо постоянного круга друзей собирались художники, поэты, джазовые музыканты. Очень быстро «ковчег» оброс соседями. Друзья - художники, получившие мастерские в одном районе «Сретенского бульвара» (Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Юло Соостер, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Анатолий Брусиловский) образуют неформальное одноименное содружество. Многие из них очень скоро объединились вокруг журнала «Знание-сила», где Соболев более 13 лет был главным художником. С 1980 по 1990 год Юрий Соболев совместно с режиссером Михаилом Хусидом ставит спектакли в театрах «Уральской зоны», участвуя в неформальном, но заметном реформаторском движении в кукольном театральном искусстве СССР 1970-1980-х годов. С 1990 года художник переезжает в Санкт-Петербург, где в рамках Международной Мастерской Синтеза и Анимации «Интерстудио», созданной им совместно с Хусидом продолжает работу над постановкой театральных спектаклей, одновременно являясь арт-директором Фестиваля театральных, музыкальных, и визуальных искусств «КукАрт» (с 1993). В 1994 году на базе Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства Юрий Соболев набирает курс художников, для обучения по новой программе, в которую входили лекции по истории современного искусства, перформанса, видеоарта и пр. «Школа Юрия Соболева», включавшая также практические занятия и участие студентов в выставках стала первым подобным образовательным проектом в нашей стране.

24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
    • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
    • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
    • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
    • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
    • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
  • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I
  • Московский музей современного искусства собрал первую ретроспективу Юрия Соболева-Нолева (1928-2002), художника, прославившегося своими инновациями и в советском полиграфическом дизайне, и в анимации, и в театре, и в перформативном и мультимедийном искусстве. Выставка напомнит о легендарной эпохе 1960-х, о жизни как джаз, о творческом общении московской и эстонской художественной богемы в 1970-е, о международных джем-сейшенах 1990-х в парке Царского Села на фестивале «КУКАРТ» — обо всем (если хватит на всё места), к чему приложил руку этот человек. Выставка продлится до 9 ноября.

    Ю. Соболев, Ю. Соостер в мастерской Соостера. Фото А. Соловья. 1964 г. Из архива Tenno Sooster

    В издательстве общества «Знание», а впоследствии редакции журнала «Знание — сила», где Юрий Соболев был главным художником, работали многие звезды неофициального советского искусства: Илья Кабаков, Эрнст Неизвестный, Юло Соостер, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский . Соболев одним из первых в СССР начал использовать «модульную сетку». Его новаторский по тем временам графический дизайн и иллюстрации вывели оформление скучных научных книг и фантастической литературы на совершенно другой уровень.Читательская аудитория выросла в разы.

    В конце 1960-х Соболев с друзьями ставит анимационный фильм Стеклянная гармоника (режиссер Андрей Хржановский ). Сценарий (волшебные звуки музыки освобождают город от злых сил) напоминает мультфильм Желтая подводная лодка (1966) Beatles, но английский мультик был известен во всем мире, а запрет на показ Стеклянной гармоники был снят только в конце 1980-х годов.

    Предвосхищая технологизацию искусства, Юрий Соболев стал заниматься тогдашними мультимедиа — слайд-фильмами — и занимался ими более 20 лет. Этот новый, сложный по тем временам, жанр cоединил фото, кино, видеоарт и музыку.

    В 1980-е Соболев вместе с режиссером-новатором Михаилом Хусидом работает в театрах Урала, присоединившись к «Уральской зоне» — неформальному реформаторскому движению в кукольном театральном искусстве. Оригинальная сценография, необычные художественные решения принесли спектаклям, поставленным Хусидом и Соболевым, призы международных театральных фестивалей.

    В 1990 году экспериментальный театр Михаила Хусида переезжает в Ленинград и становится Международной мастерской синтеза и анимации «Интерстудио», где реализуются программы «синтетического театра», видеоарта и перформанса. Занятия проходили в Царском Селе, в Запасном дворце. С 1993 года «Интерстудио» стала проводить Международный фестиваль визуальных и музыкальных искусств «КУКАРТ», задачей которого было синтетическое объединение музыки, театра и искусства. Это был один из первых подобных фестивалей на постсоветском пространстве. И его успех — это во многом заслуга Юрия Соболева.

    Земля. Из серии Космос для собственного употребления . 1975-1976. Бумага, цветная тушь, перо, цветная гуашь, кисть.

    Устранение противоречий — это доблесть ученого. Выпячивание противоречий не является самоцелью и для художника. Однако в искусстве к противоречивости художественной теории, или к ее парадоксальности, принято относиться гораздо терпимее, а то и с симпатией. Один из парадоксов отечественного концептуализма — это прокламируемый примат слова и текста в сочетании с обильной фигуративной изобразительностью, как правило, в виде традиционных графики и живописи. Отсюда и сознательно парадоксальное самоопределение — романтический концептуализм. Есть и смягчающие пояснения. Особенно популярны два из них. Во-первых, то, что мы принимаем за традиционные изображения, на самом деле является некими функциями текста или гипертекста, а именно иллюстрациями. И второе, еще более радикальное пояснение: те картины или картинки, которые мы видим, таковыми не являются, а на самом деле это… перформанс!

    Юрий Соболев — человек и художник, жизнь и творчество которого — это пучок парадоксальностей. Хотя и поймать его на противоречии тоже не так уж просто. Не он ли отметал с порога все каверзные вопросы, провозглашая девиз «Не в этом дело!»? Соболев — это фигура границы и нулевой точки отсчета. С него принято начинать историю второго русского авангарда. Да, мы говорим Соболев, понимаем — иллюстрация. Как организатор издательской жизни он начиная с 1960-х (сперва в издательстве «Знание», а впоследствии в журнале «Знание — сила») дает работу друзьям-авангардистам в качестве иллюстраторов и под видом иллюстраций пропагандирует искусство мирового модернизма. Как художник он создает графические работы, которые можно принять за сюрреалистические, а сам он определяет их как маньеристические. Не случайно одной из любимых книг Соболева была найденная им в 1960-е годы в мастерской Эрнста Неизвестного монография немецкого искусствоведа и культуролога Густава Рене Хокке Мир как лабиринт , которая интерпретировала историю течения как текстовый дискурс, а не привычный набор фактов из истории искусства.

    Ранняя графика Соболева 1960-х годов выглядит как иллюстрации. Но иллюстрации к неизвестным текстам. Если можно так выразиться, графические листы Соболева — это иллюстрации к самим себе. Это значит, что художник намекает: смотреть — это не только любоваться, это еще и читать. Огромные фантастические птицы, женские и мужские фигуры, причудливые стволы деревьев — не только узнаваемые волнующие ассоциации, но и образы-знаки, цепляющиеся друг за друга, превращающиеся друг в друга и складывающиеся в некие невербальные послания и сообщения.

    Это графика первого периода, с такой Соболев участвовал в скандальной Манежной выставке в 1962 году, когда Никита Хрущев обрушился на «абстракцистов». Затем в 1970-е другой психологический фон и новая важная составляющая — более жестко, как бы «чертежно» обрисованная фигурка шагающего человека, но все это помещено или вписано в сетку из пересекающихся горизонтальных, вертикальных и диагональных линий. Сетка, имеющая происхождение из полиграфической практики, заполняя станковый графический лист, становится орудием не типографа, но мага, управляющего движением глаза по листу. Художнику-магу, конечно, каждый волен или подчиняться, или игнорировать его посягательства на свободу зрителя. Но если зритель согласен включиться в игру, то он становится участником еще и перформанса. Ведь смотрение — это еще и процесс, особая психопрактика. А Соболев, помимо создания листов-перформансов, и в самом деле был одним из пионеров арт-терапии и руководителем Школы современного искусства (знаменитой Школы Соболева) в Царском Селе. Не факт, что Соболев согласился бы с такими формулировками: «смотрение как чтение» или «смотрение как перформанс». Для него всегда были важны инновационность и движение вперед — очень скоро к графике и иллюстрации добавилась анимация. В знаменитой Стеклянной гармонике режиссера Андрея Хржановского , поставленной вместе с другом Соболева, эстонским художником Юло Соостером , все сошлось: и маньеризм (на цитатах из классического искусства построен мультфильм), и дружба (автором сценария фильма был поэт Геннадий Шпаликов , а музыку написал Альфред Шнитке ). С Андреем Хржановским и Альфредом Шнитке Соболев сделал еще один фильм — Бабочку. Несмотря на разницу всего в четыре года, это была уже совершенно другая, фантастическая история про сны и психоделику, смена эпохи в нем была угадана очень точно. Такое «созвучие» с эпохой для Соболева было естественным. В 1970-е он был одним из первых, кто занимался слайд-фильмами, и вместо коммерческой презентации советских товаров, которая была заказана для Международного конгресса дизайнеров, творческая группа вместе с режиссером Юрием Решетниковым и художником Юрием Соболевым сделала настоящее мультимедийное шоу. Полиэкранное зрелище, включавшее в себя 32 экрана, на которые проецировали изображение почти 100 проекторов Kodakkarusel, синхронизированных по единому сценарию, с авторским (соболевским) саундтреком потрясло знаменитого американского дизайнера Раймонда Лоуи , видимо не случайно оказавшегося в Институте технической эстетики в Москве в 1975 году на прогоне программы…

    В занятии искусством Юрий Соболев видел всегда надежду на некий «запасной выход» (так называлась группа, которую создали художники — студенты Школы Соболева). Каким бы неизбежным ни казался всеобщий тупик, его самого всегда занимали поиск и конструирование параллельных, альтернативных пространств, «островов». Выставка в Московском музее современного искусства в Ермолаевском напомнит о легендарной эпохе 1960-х, жизни как джазе, творческом общении московской и эстонской художественной богемы в 1970-е, «театральном острове» соавторов — режиссера Михаила Хусида и художника Юрия Соболева. Возможно, рассматривая на четырех этажах выставки эти, такие разные, острова, в целом составляющие 40 лет российского современного искусства, зритель тоже сможет открыть свой символический остров сокровищ.

    17 сентября в Московском музее современного искусства открывается выставка Юрия Соболева .

    Даже если взять формат реестра, недоумеваешь, почему у Юрия Нолева-Соболева (1928-2002) случилось только две персональные выставки. Журнал «Знание - сила», который его стараниями превратился еще и в эдакий «клуб» неофициальных художников и тем привлек новых читателей, - только один, но, может быть, один из главных векторов его жизни - интересоваться всем. «Модульной сеткой» для дизайна журналов и вообще графики. Анимацией, чтобы вместе с Андреем Хржановским и Юло Соостером снять по сценарию Геннадия Шпаликова Стеклянную гармонику » , годы пролежавшую на полке под запретом. Слайд-фильмами, в том числе для того, чтобы зафиксировать житье художников 1980-х. Сценографией, чтобы тут же на практике ее и применить, а потом с Михаилом Хусидом открыть «Интерстудио» по взращиванию новых творческих кадров. Плюс к тому быть участником памятной выставки белютинцев, которых «в рамках» показа к 30-летию МОСХа хулил Хрущев на Манежной выставке 1962-го. То есть Соболев работал так, что вокруг него возникала среда - не такое уж частое явление.

    Еще в 1997-м Юрий Соболев дал определение искусству, которое не мешало бы озвучить тем, кто со звериной серьезностью отделяет классику от современников и искусство от «неискусства»: «Искусством начинает считаться то, что позволяет вынести диалог с самим собой за пределы своего “Я”». Так и сказал в интервью .

    «Нолев ковчег» - «Запасной выход» vs. «Сретенский бульвар» - Манеж

    Возможность выхода «за пределы своего “Я”», кажется, больше всего не давала ему покоя. Ну то есть необходимость найти какое-то решение, когда все уже вроде бы решено и придумано. Как и поиск друзей, чтобы этот выход искать. Соболеву все время нужна была среда, свой круг. Он мог организовать такую среду даже почти виртуально: когда они с другом Юло Соостером, с которым делили мастерскую, устроили, по воспоминаниям Юрия Герчука , эдакую школу - задумали восполнить пробелы в самообразовании по современному искусству на практике, то есть то кубистами, то дадаистами делались. И «искусство, несущее характер концептуальности или некую развернутую поэтическую метафору, и для него, и для меня оказалось чрезвычайно важным» - приводит соболевские слова Юрий Герчук. Практика практикой, но главное - опять диалог с художниками, получение опыта из рук в руки, пусть в воображаемой беседе. С Соостером, кстати, они делали и перформансы, и там, наверное, осталась зацепка на будущее, когда в 1990-м с режиссером Михаилом Хусидом (с которым прежде они десять лет ставили на Урале кукольные спектакли) Соболев открыл Международную мастерскую синтеза и анимации «Интерстудио». И когда входившая в «Интерстудио» «Школа Соболева» - курс «художников видеофильма», который он собрал в филиале Санкт-Петербургской академии театрального искусства, - решила стать «автономной единицей», группой Соболева и его друзей («студентами», как вспоминает Ирина Базилева, ему неловко было их называть) «Запасной выход».

    Фото А. Соловья / из архива Tenno Sooster

    В конце оттепельных 1950-х он создал клуб в кафе «Артистическое», в начале 1960-х в своей квартире «соорудил» «Нолев ковчег», где от советскости спасались джазом и стихами. Разным отечественным эпохам Соболев отвечал принципиальным безразличием к их порядкам - даже на уровне словоупотребления: «Нолев ковчег» (про ковчег уж вовсе нечего толковать по тем временам, но и «Нолев» тут - что, размежевание с официозом, нулевая точка отсчета нового?), «Запасной выход» (хоть и взявший имя, вероятнее всего, по Запасному дворцу в Царском Селе, но звучащий как альтернатива)… И даже организованный им при «Интерстудио» Фестиваль театральных, музыкальных и визуальных искусств «КукАрт» по отношению ко всяким «-артам» (от поп- до соц-) звучит задиристо.

    Из собрания Музея Кино

    От «Нолева ковчега» было рукой подать до «Сретенского бульвара». Группы Сретенского бульвара, раскинувшейся - или, наоборот, сосредоточившейся - районной сеткой мастерских Ильи Кабакова, Эрика Булатова , Виктора Пивоварова, Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Анатолия Брусиловского. Такая близость тоже была поводом создать среду, круг общения. Для Соболева, кажется, его многочисленные инициативы, группы-клубы-школы-перформансы всегда были поиском того самого запасного выхода, художественной круговерти в противовес то сменившему оттепель официальному застою, то просто официальным «нормам». Может, оттого он «бежал» не только в разные жанры - от графики до театра и анимации, - но и буквально, когда не побоялся бросить все и уехать из Москвы, чтобы десять лет, с 1980-го по 1990-й, придумывать с Михаилом Хусидом спектакли на Урале, а потом до конца жизни обосноваться в северной столице.

    А многих художников «Сретенского бульвара» - Неизвестного, Соостера, Янкилевского, Кабакова - Соболев пригласил в издательство «Знание», а потом и в журнал «Знание - сила», который в том числе и благодаря их иллюстрациям стал, по словоупотреблению теперешнему, местом силы: там тоже неофициальная среда могла теперь следить за движением современного искусства. (Когда, например, Кабаков, Пивоваров или Булатов выбрали для заработка детскую книжную иллюстрацию, Соболев пошел сюда - и, как и многие неофициальные художники, вступил потом в Горком графиков.).

    Соболев мало того что был таким, ну, лицедеем по духу, что ли, - он как-то умел чувствовать момент. И если уж так для него было важно, чтобы еще в 1960-1970-х постоянно обсуждалось (пусть в своем кругу) и создавалось что-то вправду современное в современном искусстве, так, может, не столь уж удивительно, что работы его попали на скандальную Манежную выставку 1962 года с «перформансом» Хрущева. Тому показу предшествовала выставка студии Элия Белютина в Доме учителя на Большой Коммунистической улице. Собственно, Юрий Соболев к числу белютинских студийцев не принадлежал, как и выставившие вместе с ними свои работы Эрнст Неизвестный, Юло Соостер и Владимир Янкилевский. О выставке прознали журналисты, весть об «абстрактном искусстве на Большой Коммунистической», облетев мир, догнала на Кубе Анастаса Микояна, которого спросили, правда ли в Стране Советов разрешили абстрактное искусство (так рассказывает белютинец Леонид Рабичев и вслед за ним в книжке «Кровоизлияние в МОСХ» Юрий Герчук). В общем, художников быстро вызвали куда следует и велели выставку свою перевезти в Манеж, где широко раскатали экспозицию к 30-летию МОСХа. Что было дальше сказано Никитой Сергеичем в Манеже, известно. Чем это могло обернуться - тоже.

    Когда не знали слов «дизайн» и «мультимедиа»

    Междисциплинарность и мультимедиа - это сегодня дико модно (а уж как теперешний министр культуры ратует за мультимедийность выставок!), а Соболев занимался этим и в своем искусстве, и в своей школе, появившейся задолго до сегодняшних школ современного искусства. Это его modus vivendi . И ни в коем случае не отделял современность от традиции - он их смешивал. И тогда, например, в «Стеклянной гармонике», снятой в 1968 году Андреем Хржановским по сказке Лазаря Лагина (по сценарию Геннадия Шпаликова и с музыкой Шнитке) с художниками-постановщиками Соболевым и Соостером, преспокойно сосуществуют образы Пинтуриккио, Босха и Магритта.

    Вместе с Григорием Александровым он как художник-постановщик мог восстанавливать эйзенштейновский фильм «Да здравствует Мексика!», а мог к конгрессу Международного совета обществ промышленного дизайна (это в 1975-то году) с режиссером Юрием Решетниковым на 30 экранах выдумать эдакий коллаж из всяких заграничных товаров и произведений искусства всех времен и народов. Не пускался в споры, есть дизайн или нет его, искусство он или нет, высокое или низкое, а просто создавал что-то принципиально новое. А мог - вопреки странности слово- и смыслосочетания - режиссировать слайд-фильм «Советский джаз» (с автором картины - фотографом Александром Забриным и сценаристом Александром Кабаковым).

    Из собрания семьи Юрия Соболева

    Глядя на его изобразительное искусство, думаешь, что нет несочетаемых вещей - потому что все может оказаться связанным, нужно только найти эти нити-ходы. Тогда «Воздух» над рисунком-автопортретом может и шуршать крыльями птиц, и «мигать» какими-то линиями и точками, как силовыми векторами, и мозг очень наглядно соединяется с огромным сердцем (все от головы, говорите? или по наитию?). Причем в зависимости от того, в каком порядке эти образы читать, смысловые акценты, сюжетная линия могут чуть измениться. Модульную сетку, которую часто видишь в его графике, сам Соболев, как вспоминала Марина Перчихина , называл «“нулевой слой” - эта сетка и проецировала загадочные точки на любое из изображений и особенно в пустые белые зоны листа. Сетка основывалась на схеме построения сидящего Будды. Это потом стало неважно, но все же остается очень значимым для того, чтобы попытаться понять роль С. в независимом искусстве и специфику его как бы отсутствия в ныне появившейся историографии андеграунда. Он изначально “не местный” и принадлежал, более чем к замкнутой ситуации советского андеграунда, к общему европейскому движению со всеми свойственными интеллектуалам Запада паломничествами в страну Востока. Модульной сеткой его жизни можно назвать другой источник - дзенские стадии пути к просветлению, известные как Oxherdering pictures : оттуда приходили и названия работ “Поиски Быка”, и названия некоторых проектов уже группы “Запасный выход”, как, например, “Возвращение домой”».

    Для Соболева важна процессуальность - вселенная, появляющаяся и развивающаяся на поверхности, будь то бумага или что-то другое, на которой работает художник и которую каждый раз в своей голове шаг за шагом строит зритель. Космос - как в «Голове (Диалоге с великими)», пол-лица отдавшей пейзажу в раме с завитушками, полголовы - завихрениям мыслей, а другую половину - вылетевшей, как снимок из «Поляроида», мысли-птице.

    Можно считать это искусством от ума, можно, напротив, дивиться, как порой рука, кажется, еле поспевает за роем образов, а порой - наоборот, как в разреженном воздухе, изображает что-то, чтобы тут же вывести на уровень обобщения, вообще-явления. Рассуждая о 1960-х, Илья Кабаков «принципом художественности для Соболева» назвал (оговариваясь - «если так можно было бы это назвать») «художественное мышление. Неважно, какой результат возникал при этом: улавливание художественного импульса было важнее, чем самый продукт». И когда в соболевских рисунках на некоторые места накатывает пустота, это ведь и свобода интерпретатора, который каждый раз при разговоре с произведением искусства заступает «на вахту» в центр чьей-то художественной вселенной. Чьего-то «диалога с самим собой», вынесенного «за пределы своего “Я”».