Китайская культура развивалась под влиянием. Культура Китая

Культура Китая – одна из самых древних и самобытных в мире.

Культура

Культура Китая оказала влияние на развитие культур соседних народов, населявших территории теперешних Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира, а возможно, и единственной, где физический тип населения не менялся в течение тысячелетий. Художественная культура Китая насчитывает 5 000 лет.

Китайская философия

В рамках этой культуры были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм.

Статуя Конфуция в Пекине
Конфуциа́нство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 до н. э.) и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство иногда рассматривается как философия, иногда – как религия. Центральными проблемами конфуцианства являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
Даоси́зм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Его основателем был Лао Цзы (настоящее имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань), древнекитайский философ.

По преданию, он родился в 604 г. до н.э. В центре доктрины даосизма – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. В даосизме взаимодействуют два противоположных начала: инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь – отрицательное, пассивное, женское начало; ян – положительное, активное, мужское.

Даосский храм в Ухане
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Моизм - древнекитайская философская школа, программным направлением которой было усовершенствования общества через знание. Основал философскую школу древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения.

В V-III вв. до н. э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, а Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия.

Энергия «ци»

Китайская философская концепция космической ци, или энергии (силы), пронизывающей Вселенную. Китайцы верят в то, что ци породила космос и Землю и два начала: «отрицательный» и «положительный» принципы инь и ян, породившие в свою очередь всё остальное («тьму вещей»). Каждое физическое изменение, происходящее в мире, китайцы считают результатом действия ци.

Фэншуй

Фэншуй (дословно «ветер и вода»), или геомантия – даосская практика символического освоения пространства. Считается, что с помощью фэншуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; специалист фэншуй может прогнозировать события.

Цель фэншуй – поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека.

Здание в Гонконге с применённым в архитектуре принципом фэншуй

Каллиграфия

Традиционные и упрощённые иероглифы
Каллиграфия считается в Китае художественной формой искусства и приравнивается к живописи и поэзии как метод самовыражения.

Китайский фарфор

История развития фарфора в Китае насчитывает тысячелетие. Точная дата возникновения неизвестна. Некоторые относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (206 -221 гг. н.э.).
Керамика в Китае известна издревле, но только в бронзовом веке (1500-400 гг. до н. э.) китайцы научились получать особенно прочные клеи и делать печи для высокотемпературного обжига. Это позволило им изготавливать более прочную, глазурованную глиняную посуду. Настоящий фарфор появился только в эпоху Суй. Он ровный и полированный, при ударе по фарфоровому изделию оно звучит. Тонкий фарфор кажется прозрачным.

Великая Китайская стена

Она тянется на 8851,8 км через весь Северный Китай. 6260 км стены состоят из кирпичной кладки, 2232,5 км – из естественного горного массива. Около 360 км являются заполненными водой рвами.
Сооружение стены началось в IV-III вв. до н. э., когда отдельные китайские государства создавали оборонительные сооружения от набегов кочевых народов Центральной Азии.
После объединения Китая под властью династии Цинь в 221 г. до н. э. император Ши Хуанди приказал соединить ряд оборонительных линий в единую стену. В настоящее время в западной части Великая стена сохраняет первоначальную форму, в восточной части сильно разрушена и местами представляет только земляной вал.
Стена имеет ширину у основания около 9 м и на вершине около 6 м, высота стены – 10 м. Примерно через каждые 200 м на ней находятся четырёхугольные сторожевые башни, а с внешней стороны – высокие оборонительные зубцы с отверстиями-амбразурами. Верхняя плоскость стены замощена плитами и раньше была широкой защищенной дорогой, по которой могли передвигаться воинские части и обозы. В настоящее время некоторые участки этой плоскости заасфальтированы и используются как автомобильные дороги. Стена проходит по гористым местам, повторяя изгибы рельефа и органично вписываясь в окружающий пейзаж.

Камнерезные ремёсла Китая

Это разновидность ювелирного дела Китая, связанного с обработкой поделочных камней различного происхождения и окраски. В качестве сырья ремесленники Китая использовали кораллы, мрамор, жадеит, мыльный камень (талькохлорит), розовый кварцит (прозрачные сорта), нефрит.

Китайское изделие из нефрита, изображающее бытовые сцены и пейзаж

Музыка

Китайская музыка обладает специфическим звучанием. Это объяснятся тем, что у инструментов не 7 привычных нот, а 5 или 13. Китайские инструменты делятся на 4 типа: ударные, духовые, струнные и смычковые. Самый распространённый инструмент – баньху . Это пятиструнный инструмент, на котором играют с помощью смычка длиной в человеческую руку. Звучание баньху можно сравнить со скрипкой.

Среди щипково-молотковых инструментов популярны гучжен и янцинь (семейство цитры). Играют на них с помощью специальных молоточков. Существует и второй способ: с помощью щипков пальцами.

Архитектура

Традиционная архитектура Китая имеет ряд присущих только ей особенностей, а архитектурный декор способствует узнаваемости китайских зданий во всем мире.

Малая пагода диких гусей
Большинство строений в древнем Китае строилось из дерева. В первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. Затем возводилась кровля, покрываемая затем черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом, т.е. стены не несли функции несущей конструкции. Дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, поэтому по сравнению с каменными, деревянные сооружения более стойки к землетрясениям.

Пекинская опера («Опера Востока»)

Она возникла в конце XVIII в., очетает в себе музыку, вокальные исполнения, пантомимы, танцы и акробатику. Пекинская опера воплотила в себе специфику древнекитайского театра.

Кунг-фу

Китайские боевые искусства.

Китайские изобретения

Трудно даже просто перечислить всё, что изобрели в Китае. Четыре великих изобретения древнего Китая: бумага, книгопечатание, порох и компас. Именно эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусств стали достоянием широких масс. Изобретения древнего Китая сделали возможными и дальние путешествия, что позволило открывать новые земли.

Печатные книги, фарфор, шёлк, зеркала, зонтики и бумажные змеи, ножницы, колокол, водяная мельница, седло, пушка, бумажные деньги, барабан, весло, вилка, кинжал-топор (гэ), лак, лапша, пароварка, сброженный напиток, ручной арбалет, бомба из чугуна, буровая скважина, вагранка, вентилятор, вертикальный кормовой руль, ветрогенератор, веялка, визитная карточка, висячий мост на стальных цепях, высокоалкогольное пиво, газовый баллон, настольная игра го, двухструйный огнемёт...

Китайский огнемёт
... джонка, доменная печь, домино, зубная щётка, игральные карты, кокс как топливо, каменный арочный мост с открытыми перемычками, рыболовная катушка, карданов подвес...

Карданов подвес
... тушь, кукольный театр, морская и наземная мины, многоступенчатая ракета, огненное копьё, отвал плуга, палочки для еды...

Палочки для еды
... рельефная карта, ременная передача, ресторанное меню, конская сбруя, свисток, сейсмометр...
Реконструкция сейсмометра Чжан Хэна, использующего чувствительный к толчкам земли маятник. Размещённый в 133 г. в Лояне, он фиксировал землетрясения за 400-500 км
... рядовая сеялка, сталеплавильный процесс, стремя, тачка, туалетная бумага, фейерверк, химическое оружие, хомут, цепная передача, чугун, шлюз... И это ещё не всё! Впервые именно в Китае начали использовать в пищу соль, культивировать сою, чай, диагностировать и лечить сахарный диабет, применять лечебное голодание. Китайцы разработали технологию производства фарфора за тысячу лет до европейцев. В этой стране изобрели акупунктуру – традиционную китайскую медицинскую практику введения игл в конкретные точки тела в лечебных целях и для облегчения боли.
Расскажем об истории одного изобретения – бумаги.

Изобретение бумаги

Фрагменты упаковочной бумаги из пеньки, датированные периодом правления У-ди (141-87 гг. до н. э.)
Самый ранний известный фрагмент бумаги с надписью на нём был обнаружен в развалинах китайский башни Цахартай в Алашани, где армия династии Хань покинула свои позиции в 110 г. н. э. после нападения хунну. В III в. бумага стала широко применяться для письма, заменяя более дорогие полоски из бамбука, скрученные в свитки, свитки и полоски из шёлка и деревянные таблички. В процессе производства бумаги, разработанного в 105 г. Цай Лунем, кипящая смесь из коры тутового дерева, пеньки, старых тканей и старых рыболовных сетей превращается в пульпу, растирается до пастообразного состояния и затем смешивается с водой. Сито из тростника в деревянной раме опускают в смесь, вытаскивают и встряхивают. Образовавшиеся листы бумаги сушат, а затем отбеливают под воздействием солнечных лучей.
Литературное наследие Китая огромно, но, к сожалению, его сложное к переводу содержание делает многое из этого недоступным для западных читателей.

Современная культура Китая

Когда говорят о культуре Китая, то имеют в виду в основном древний Китай. О современной культуре этой страны пишут мало, чаще рассказ сводится к особенностям быта, обычаям и кухне.

В современной архитектуре Китая строго придерживаются традиций, сложившихся на протяжении всего исторического развития. Это касается и архитектурного облика современного китайского города. Однако постепенно, с середины XIX в., китайская архитектура начинает приобретать другие черты, европейские.
Экономическое развитие Китая изменило и облик страны: на улицах городов появились иностранные банки и коммерческие организации, развлекательные учреждения и сооружения сервиса, посольства и гостиницы. Подобные постройки требовали чёткости форм и использования современных материалов, поэтому традиции китайской архитектуры были не всегда приемлемы для новых зданий. Постепенно уникальные здания древней китайской архитектуры уходят на второй план.

Но китайские архитекторы стараются умело сочетать европейский стиль с китайской культурой, создавая уникальные здания.
Китайцы бережно сохраняют свою уникальную культуру. Например, правительство не позволило, чтобы оперный театр был выше зданий, построенных в Запретном городе. Но китайцы не отбрасывают и новшества, например, строят метро. И в общем культура современного Китая постоянно обогащается новыми направлениями во всех областях культуры.

Современная живопись

В области жанровой живописи из множества художников хотелось бы выделить творчество Li Zijian (р. 1954) .

Художник получил высшее образование на факультете живописи Гуанчжоуской Академии Прекрасных Искусств в 1982 г. и в 1988 г. переехал в Лос-Анжелес. Несмотря на то, что он уже около 22 лет проживает в США, основная тема его картин – жизнь родного Китая, местные обычаи, люди и быт.

«Культура моего родного Хунаня оказала глубокое влияние на меня. Простенькие и ветхие постройки, природа, реки и люди в моем родном городе – всё это бесконечный источник моего вдохновения в работе», - говорит Li Zijian. Глядя на картины художника, невозможно удержаться от доброй улыбки. Трогает его умение увидеть важное в самом обыденном, любовь к людям и окружающему миру.

А вот современная китайская акварель – художник Zhao Kailin.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Китае

В списке объектов всемирного наследия ЮНЕ́СКО в КНР значится 41 наименование.
29 объектов включены в список по культурным критериям, 8 объектов – по природным, 4 – по смешанным.
16 объектов (гора Тайшань, Великая Китайская Стена, дворцы императоров династий Мин и Цин в Пекине и Шэньяне, пещеры Могао, гробница первого императора династии Цинь, комплекс древних строений в горах Уданшань, храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун в городе Цюйфу, исторический ансамбль дворца Потала в городе Лхаса, классические сады в городе Сучжоу, Летний дворец и императорский парк в Пекине, Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине, наскальные рельефы в Дацзу, столичные города и пещерные храмы Лунмэнь, гробницы императоров династий Мин и Цин, пещерные храмы Юньган, гробницы древнего царства Когурё) признаны шедеврами человеческого созидательного гения.
10 объектов (горы Тайшань и Хуаншань, пейзажные достопримечательные зоны Цзючжайгоу, Хуанлун и Улинъюань, горы Уишань, национальный парк «Три параллельные реки» (провинция Юньнань), карстовые отложения в Южном Китае, национальный парк горы Саньциншань, Данься) признаны природными феноменами или пространствами исключительной природной красоты и эстетической важности.
Естественно, рассказать обо всех объектах в рамках одной статьи невозможно. Заинтересовавшиеся читатели могут обратиться к другим источникам. Мы расскажем лишь о некоторых из них.

Гора Тайшань

Гора высотой 1545 м в китайской провинции Шаньдун. Гора Тайшань имеет большое культурное и историческое значение и входит в число пяти священных гор даосизма. Она считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. В Китае гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением, обновлением. Храм на вершине горы – цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.

Национальный парк Цзючжайгоу («Долина девяти деревень»)

Заповедник на севере провинции Сычуань в центральном Китае. Он известен своими многоуровневыми водопадами и цветными озёрами.

Уданшань

Небольшой горный хребет в провинции Хубэй. Горы Уданшань знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во время Восточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора. Во время династии Тан (618-907) здесь был открыт первый храм – Храм Пяти Драконов.
В XV в. император Юнлэ созвал 300 тысяч солдат и оборудовал гору, построив многочисленные храмовые комплексы. Тогда было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство в горах продолжалось 12 лет с 1412 г.

Древний город Пинъяо

Центральная улица города

Это единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик.

Храм Неба

Храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе – Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Площадь комплекса составляет 267 га.
Комплекс построен в 1420 г. во время правления династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в 1530 г. отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.

Три параллельных реки

Национальный парк, расположенный в Сино-Тибетских горах на северо-западе провинции Юньнань.
На территории парка располагаются верховья трёх крупнейших рек Азии: Янцзы, Меконга и Салуина, которые протекают в ущельях до 3 000 м глубиной. На данном участке реки текут почти параллельно с севера на юг. После поворота Янцзы на север, она протекает по знаменитому ущелью Прыгающего тигра.
Три параллельных реки являются богатейшим с точки зрения биологического разнообразия районом Китая и всего умеренного пояса Земли. Из-за сложного и многообразного климата в районе «трёхречья» обитают много видов растений и животных: в нём произрастает свыше 6 000 видов (около 20 %) всех редких и ценных растений Китая. Также здесь обитают более 25 % всех видов фауны КНР.

Тулоу

В китайской архитектуре жилой комплекс крепостного типа, распространённый в провинциях Фуцзянь и Гуандун, квадратной или круглой формы. Первые тулоу были построены представителями народности хакка, которые во время междоусобных войн мигрировали с севера в южные районы Китая ещё при династии Тан. Столкнувшись с враждебным отношением к себе со стороны местного населения, мигранты вынуждены были строить замкнутые жилые сооружения крепостного типа.
Тулоу круглой формы имеют диаметр 50-90 м, толщина наружных стен – от 1 до 2,5 м, имеют узкие бойницы на верхних ярусах и минимальное количество мощных входных ворот. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, держались большие запасы продовольствия.

Другие достопримечательности Китая

Пик Виктория (Гонконг)

Высочайшая точка острова Гонконг. Своё название гора получила в честь королевы Виктории. Другое название – Маунт-Остин. Пик Виктория представляет собой возвышенность с несколькими вершинами (наибольшая высота – 554 м над уровнем моря). На горе находятся здания, парки, кафе, смотровые площадки, популярные среди туристов, так как с них открывается живописный вид на Гонконг.
Попасть на вершину можно пешком, по автодороге, на фуникулёре.

Пекинский национальный стадион

Его ещё называют «Птичье гнездо». Это многофункциональный спортивный комплекс, созданный для проведения летних Олимпийских игр 2008 г. в Пекине. На этом стадионе, помимо проведения спортивных состязаний, состоялись церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 2008 г. Строительство стадиона начато в декабре 2003 г. и закончено в марте 2008 г. Его вместимость – 91 000 чел.

Гонконгский Диснейленд

Открыт в 2005 г. При строительстве парка корпорация Disney старалась учесть особенности китайской культуры, обычаи и традиции, в том числе соблюдение правил фэншуй.
Территория Диснейленда разделена на четыре тематических части: Мэйн Стрит США, Мир приключений, Фантастический мир и Мир Будущего.
Мэйн Стрит США выполнен в архитектурном стиле времен Дикого Запада. Здесь можно увидеть старинные автомобили, ажурные вывески и виллы, внутри которых находятся магазины и рестораны.

В Мире приключений вокруг огромного дерева, где живет Тарзан, протекает река, по которой можно совершить небольшой круиз. Во время путешествия там встречаются бегемоты, гейзеры, пещеры-лабиринты.
В Фантастическом мире живут любимые герои мультфильмов. Здесь же находится 3D кинотеатр, где можно посмотреть трехмерные фильмы.
В Мире будущего есть американские горки и картинг.

Шанхайский музей

Музей древнекитайского искусства. Основан в 1952 г. В музее собрано около 120 тыс. единиц хранения. Наиболее ценными являются коллекции изделий из бронзы, керамики, каллиграфия, мебель, нефритовые статуэтки, старинные монеты, картины, печати и скульптуры. Постоянно действуют 11 галерей и 3 специальных выставочных залов.

Статуэтка верблюда из коллекций музея
Музей хранит предметы национального значения, в том числе один из трех существующих образцов «прозрачных» бронзовых зеркал династии Хань.

С 1966 по 1976 года в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980-хх годов китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Современная китайская культура является смешением традиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

Архитектура

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Со времём династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид. Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие.Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков.

Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями. Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение - защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь.

Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги - в передней, у входа.

Для китайцев характерна геомантия, или фэн-шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру.

Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно устойчевее к землетрясениям. Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привелегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей.

Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже - из камня.

Живопись и каллиграфия

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники.

Писали чёрной краской и кистью из шерсти живатных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода).

Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане.

При династии Мин в моду вошли картины-повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Литература

Китайская литература имеет более, чем трёхтысячелетнюю историю. Первыми расшифронанными текстами являются гадательные надписи на панцырях черепах при династии Шан. Художественная литература традиционно имела второстепенное значение.

Классическим литературным каноном считаются сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Четверокнижие и Тринадцатикнижие. Отличное знание конфуцианского канона было необходимым условием для сдачи экзаменов на государственные должности. Большое значение имеют традиционные династийные хроники.

После прихода к власти новой династии, начиная с Хань, учёными составлялась подробнейшая летопись правления предыдущей династии. Двадцать четыре истории являются сборником таких хроник. Существует также Семикнижие - сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является "Искусство войны" Сунь Цзы.

Во время династии Мин популярность обрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются Четыре классических романа: "Троецарствие", "Речные заводи", "Путешествие на Запад" и "Сон в красном тереме". В 1917-1923 годах появилось Новое Культурное движение.

Его писатели и поэты, для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь.

Музыка

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин - сборник народных песен. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7-ми и 12-ти тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

Театр

Классический китайский театр называется Сицюй, который соединяет в себе пение, танец, сценические речь и движение, а также элементы цирковых и боевых искусств. В зачаточном виде театр Сицюй появился во время династии Тан (VII в. н. э.).

В разных провинциях развивались свои варианты традиционного театра. Наиболее известной из них является Пекинская опера - Цзинцзю. Театр Сицюй продолжал развиваться и изменяться и в Китайской республике, и после прихода к власти коммунистов.

Кинематограф

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 году, первый китайский фильм снят в 1905 году. До 1940-хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 году киноиндустрия бурно развивалась. До начала Культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао, после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 году объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Боевые искусства

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений. Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У-шу, или Кунг-фу. Главными центрами развития У-шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18-ти традиционных видов оружия.

Кухня

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок - свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

Праздники

В Китае существует множество праздников и фестивалей, как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю.

Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны. Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически - две недели и больше. Важный государственный праздник - день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти ва празника называют «Золотыми неделями».

Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину. Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.

На протяжении многих веков Китай оставался непонятной и загадочной для западного человека страной. Долгое время местные жители ревностно оберегали свою культуру от посягательств «белых варваров». В XIX веке европейские колонизаторы разрушили самоизоляцию Китая. Бесценные знания, накопленные в течение тысячелетий, удивительные изделия китайских мастеров и литература стали достоянием всего мира. Однако Поднебесная хранит ещё немало тайн и духовных сокровищ.

Особенности формирования китайской культуры

Китайская культура складывалась под влиянием целого ряда факторов, сделавших её уникальной и отличной от привычных европейцу культурных форм и традиций. К таким факторам относятся:

  • Долгая самоизоляция Китая и защита культуры от внешнего влияния;
  • Консерватизм китайцев и их глубокое уважение к традициям предков;
  • Влияние на культуру таких религий как буддизм и даосизм;
  • Конфуцианские идеалы;
  • Смешение культурных традиций множества народностей, проживающих на территории Китая;
  • Отношения с соседними государствами и географическое положение.

Философские и религиозные установки, доминирующие в китайской культуре

Китайская культура зиждется на ряде мифологических, религиозных и философских концепций, нашедших отражение в художественном творчестве и духовной жизни китайцев. Наиболее ярко в китайской культуре проявляются:

  • Космологические представления, согласно которым Китай является центром мира, исключительной Поднебесной страной среди варварства народов.
  • Развитая числовая символика, выразившаяся в архитектурных, живописных и даже литературных традициях.
  • Чёткая общественная иерархия, почитание императора как сына Неба и посредника между людьми и богами. Идеи государственности и культа императора пронизывают не только общественную мысль и политическую философию древнего Китая, но и выражаются в особенностях дворцовой и храмовой архитектуры, а также живописи.
  • Культ солнца, солярные мотивы в живописи и архитектуре.
  • Подражание природе как главному источнику гармонии в мире.

Наука

Древний Китай быстро стал одним из главных мировых центров науки и философии. Высокому развитию науки в Китае способствовала её плотная связь с практикой. Научные трактаты носили прикладной характер и были руководствами для агрономов, моряков, чиновников, лекарей и т. д.

Основной упор делался на точные и естественные науки. Помимо практической необходимости, этому способствовали религиозные и философские воззрения китайцев, вдохновлявшихся природой и уделявших большое внимание числовой символике.

В Китае была весьма высоко развита астрономия, сформировавшаяся на основе простых наблюдений за небесными светилами. Результаты наблюдений позволили создать календарь и разработать правила морской навигации. Китайские мыслители создали одну из первых геоцентрических систем в мире. Они полагали, что вселенная подобна яйцу, где желтком является земля, а скорлупой — небосвод. Китайские астрономы выделили 28 созвездий, а также ещё в I в. до н. э. начали изучать пятна на солнце.

Для изучения окружающего мира, строительства и навигации древнекитайским исследователям требовались некоторые устройства. Так были созданы компас, первый небесный глобус и первый сейсмограф.

Особенности конструирования старинных дворцов, акведуков и храмов свидетельствуют о высочайшем уровне инженерного дела в Китае. Местные строители были хорошо знакомы с основами физики, геометрии и алгебры. Также в Китае была хорошо развита металлургия. Здесь очень рано были получены железо и бронза. Кроме того, китайские мастера одними из первых в мире сумели получить чугун и сталь.

Также в Китае зародилась такая наука как почвоведение. Китайские агрономы ввели классификацию почв и определили оптимальные сроки основных агрокультурных мероприятий. Для того чтобы добиться наибольшей урожайности с древнейших времён в Китае создавались сложные ирригационные каналы и системы орошения.

Китайцы считались и одними из лучших врачей древнего мира. До наших дней дошло множество трактатов, описывающих различные болезни, способы их лечения, свойства некоторых трав и правила создания лекарств. Местные лекари часто рекомендовали больным соблюдение диеты, лечебную гимнастику и могли применять иглоукалывание. Наиболее талантливые врачи уже в III веке могли успешно проводить полостные операции.

Литература

Как и у большинства других народов, одними из первых литературных жанров в Китае стали эпические поэмы, оды, культовые песни, а также подвергшиеся переработке народные песни. Долгое время авторы этих произведений не соблюдали каких-либо правил стихосложения. Но к VII веку сформировалась классическая китайская поэзия, требовавшая соблюдения определённых стихотворных форм и рифмы. Одновременно изменилась и тематика произведений, авторы всё чаще обращались к собственным эмоциям и переживаниям.

Поэтическое наследие древнего и средневекового Китая очень велико. Для удобства исследователи поделили китайскую поэзию на несколько групп:

  • Панегирики — официальная поэзия, прославлявшая государство и императора;
  • Поэзия, в которой излагались основные устои конфуцианства. Авторы, работавшие в данном ключе, часто рассуждали о социально-политической обстановке в стране, войнах и истории. Часто такая поэзия выражала оппозиционные идеи;
  • Любовная лирика;
  • Поэзия на философские и религиозные темы;
  • Пейзажная лирика;
  • Стихи-иносказания, рассказывающие какие-либо притчи.

Китайская художественная проза была представлена преимущественно сочинениями философов конфуцианской школы. Литература, представляющая собой аналог современной беллетристики, не пользовалась почётом среди представителей высших слоёв общества. По их мнению, она должна была удовлетворять запросам самых невзыскательных читателей или играть роль простого досуга. Беллетристика той эпохи включала в себя фольклорные сказания, притчи, авантюрные или комические истории, исторические рассказы.

Живопись

Наиболее популярным жанром в китайской живописи является пейзаж. Природа почиталась во многих древнекитайских философских и религиозных учениях. Бег волн, величественные горы, растения, умирающие осенью и возрождающиеся весной, были для китайцев воплощениями бесконечного круговорота жизни и вечности. Кроме того, природа стала неким эстетическим идеалом и примером для подражания. Ключевыми художественными образами в китайском искусстве стали вода, гора и дерево. Эти объекты, так или иначе, встречаются практически на всех образцах древнекитайской живописи. Вода символизировала космический поток Дао; гора — незыблемость; а дерево олицетворяло мифическое Древо жизни и постоянное обновление природы.

Природа выступает главным персонажем на многих древнекитайских картинах. Изображения людей, животных, построек или каких-либо предметов, как правило, несколько теряются на фоне величественных пейзажей и играют вспомогательную роль.

Другими распространёнными сюжетами китайской живописи были бытовые зарисовки (жизнь буддийского монастыря, крестьяне за работой, придворные дамы, городские улицы и их обитатели), а также изображения божеств и демонов.

Около VII века в Китае развился новый живописный жанр — парадный портрет. Такие портреты были довольно условны и не передавали каких-либо индивидуальных или психологических черт изображённого человека. Лица персонажей вырисовывались нарочито беспристрастными, а основной акцент делался на символах, передающих информацию о должности и положении героя картины, — одежде, головном уборе, письменных принадлежностях и т. д.

Сам стиль рисования в Китае резко отличался от европейских художественных традиций. Изображения наносились на шёлк или тонко выделанную кожу. Большая часть изображений выполнялась тонкими, аккуратными линиями, что придавало законченному рисунку некоторую воздушность и хрупкость.

Готовые картины не вставляли в рамы, а хранили в виде свитков или вешали на стены без обрамления.

Художественная роспись часто использовалась для украшения фарфоровых изделий. Обычно на посуде изображались растения, птицы и животные. Краски для росписи фарфора готовили из минералов, а для того, чтобы рисунок не стирался со временем, его наносили до момента покрытия изделия глазурью.

Особым живописным жанром в Китае считается каллиграфия. Человек, желающий овладеть этим искусством, должен научиться не просто различать и воспроизводить иероглифы, но и контролировать силу и скорость движений кистью. Занятие каллиграфией — это своеобразная форма медитации. Считалось, что наносящий на бумагу иероглифы художник должен прибывать в особом состоянии сознания, очистив свои мысли от суеты и дурных помыслов.

Зодчество

Согласно представлениям древних китайцев, строительство — это один из способов противостоять хаосу и злым духам, желающим навредить человеку. Возведение любого здания, будь то дворец, храм или хозяйственная постройка, воссоздаёт в миниатюре процесс сотворения мира.

Строительство императорских дворцов должно было отражать идею главенства императора и его связь с небесным божеством. Кроме того, дворцы показывали могущество и власть своего обитателя. Поэтому каждая новая династия старалась создать как можно больше роскошных зданий. В этом плане даже Великая китайская стена имела не только практическую (защита от кочевников), но и репрезентативную функцию, показывая богатство и величие своего заказчика.

Несмотря на то, что в Китае не так много земли, подходящей под постройки, здесь долгое время почти не строили многоэтажных зданий. Исключение составляли лишь дозорные или надвратные башни, а также пагоды. Это связано с сейсмической активностью в данном регионе: чем больше этажей, тем менее устойчиво и небезопасно здание.

Подавляющее большинство китайских архитектурных комплексов имеет квадратную или прямоугольную форму и ориентировано по сторонам света. Древнекитайский зодчий во время проектирования ориентировался на числовую символику. Поэтому в китайских храмах и дворцах всегда чётко определённое количество колонн, окон, дверных проёмов и т. д.

Основные традиции китайского зодчества были заложены в XV-X вв. до н. э. Здания строились на небольшом глиняном возвышении, на котором устанавливался каркас из колонн. Крыши были преимущественно двускатными с загнутыми углами. Такая крыша обеспечивала хорошую вентиляцию и позволяла стекать дождевой воде. Немного позже придавать углам изогнутую форму стали не из практических, а из магических соображений. По представлениям местных жителей, злых духи перемещаются только по прямой линии и поэтому не смогут попасть в дом с такой причудливой крышей. В качестве строительного материала китайцы, как правило, использовали дерево.

Наиболее распространённой разновидностью храмовой постройки в Китае является пагода — многоярусное, вытянутое вверх здание. Форма этих строений была позаимствована китайцами из соседней Индии. Пагоды возводились представителями самых разных конфессий — буддистами, даосами, индуистами. Архитектура пагоды символизирует бесконечное повторение цикла «смерть-возрождение», а также космологическую триаду — Земля, Небо, Мировая Ось.

Свои строения китайские зодчие, как правило, украшали зооморфными фигурами — преимущественно, драконами и птицами. При этом каждое изображение занимало своё место в зависимости от стороны света.

К наиболее известным образцам китайского зодчества, помимо Великой китайской стены, относятся:

  • Запретный город — дворцовый комплекс в центре Пекина;
  • Горное убежище от летнего зноя — летняя резиденция китайских императоров;
  • Дворец Потала в Тибетском автономном районе;
  • Храм Неба в Пекине;
  • Пагода Баочу.

Музыка

Музыкальная культура Китая начала оформляться в иньскую эпоху (1600-1027 гг. до н. э.). Тогда особой популярностью пользовалась «музыка-юэ» — комплекс, сочетающий пение, музицирование и танец. Танцоры, певцы и музыканты неизменно присутствовали на религиозных церемониях и на светских мероприятиях в императорском дворце. Музыка Древнего Китая строилась на пяти основных нотах, каждая из которых соответствовала определённой стихии, небесному светилу, числу и т. д.

К числу традиционных китайских музыкальных инструментов относят:

  • Каменные барабаны;
  • Металлические колокольчики, у которых в отличие от европейских колоколов нет язычка. Музыкант извлекает звуки из таких колокольчиков, ударяя по ним палочкой.
  • Различные духовые инструменты: например, свирели и флейты. Также сюда относится шэн — губной органчик, отдалённо напоминающий волынку.
  • Струнные инструменты: гусли и лютня.

В древнекитайской традиции искусство сочетать звуки приобщает человека к небесной гармонии и позволяет ему общаться с божествами и духами.

Театр

Китайский театр вырос из религиозных мистерий-карнавалов. Карнавальные традиции существовали не только в Китае, но и по всему миру. Во время религиозных праздников люди надевали костюмы и маски, превращаясь в животных, богов или демонов. На карнавалах часто разыгрывались сценки, изображающие какие-либо мифологические сюжеты. Со временем небольшие театрализованные постановки стали устраиваться во дворцах.

Первые светские театры в Китае стали появляться ещё при династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На специальных аренах разыгрывались представления с участием шутов, акробатов и фокусников. Однако полноценная драматургия, позволившая разыгрывать настоящие театральные постановки, возникла только в XIII веке. Исследователи выделяют в традиционном китайском театральном искусстве две разновидности:

  • «Южную драму», включающую исконно китайские культурные элементы. Она могла иметь самую разную структуру, а вокальные партии во время постановки могли исполнять все персонажи пьесы.
  • «Северную драму», элементы которой были позаимствованы из Индии и Персии. Пьесы, созданные в рамках данной традиции, всегда имели чёткую структуру, а вокальные партии во время спектакля могли исполнять только главные персонажи.

Традиционный китайский театр — синтетический вид искусства, сочетающий музыку, пение, танец и поэзию.

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Древнейший период китайской культуры, сведения о котором дошли до наших дней в виде письменных источников, начинается в 18 веке до нашей эры и связан с правлением династии Шан - Инь(??). Условия жизни китайцев многие столетия были неизменны. Поэтому непрерывность, традиционализм и замкнутость - одни из важнейших особенностей развития китайской культуры. Еще в эпоху древности сформировались все основные идеалы и ценности китайской национальной культуры, которые соблюдаются до сих пор.

Как известно, на формирование национальной культуры в значительной степени влияют климатические условия жизни народа. Борьба с постоянными наводнениями, засухами, тайфунами объединяла людей, таким образом, формируя такие основные качества китайской нации, как коллективизм, сплоченность, дисциплинированность, терпение. В результате стихийных бедствий люди постоянно были ограничены в ресурсах, что привело к формированию у китайцев таких качеств, как бережливость, прагматизм и расчетливость.

Нужно отметить, что наличие иероглифической письменности так же явилось немаловажным фактором обеспечения стабильности культурных ценностей, сплочения народа, проживающего на довольно обширной территории и говорящего на мало похожих диалектах. Даже после захвата Северного Китая маньчжурами, во времена правления монгольской династии Юань (1271-1368), народу удалось сохранить сою целостность, свой язык, свою культуру. Монголы, несмотря на официальные заперты межнациональных браков довольно быстро ассимилировались, стали говорить на китайском языке и охотно восприняли учение Конфуция.

Замкнутый характер развития древнекитайской культуры обеспечил ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, а также предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. "Конечно, в … обществе …, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были до такой степени гипертрофированы, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные для всех ранних обществ. … Место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков, а "живые боги" были вытеснены немногими абстрактными божествами-символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо" .

Конфуций, древний китайский философ (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), создал целое учение - Конфуцианство, в котором отразилось значение традиций и ритуалов в жизни китайцев. Основные положения его учения изложены в книге "Лунь Юй" (в переводе на русский "Беседы и суждения"), которая была написана его учениками и содержит изречения философа. Идеи Конфуция изложены довольно бессистемно и противоречиво, как и само его учение, где один его постулат может входить в противоречие с другим.

Конфуцианство представляет собой этико-политическое учение. Согласно ему, семья - это маленькая модель государства со строгой иерархией: отец - сын, родители - дети, старшие - младшие. Такой подход к устройству государства находит отражение даже в языке, "государство" (??) переводится, как "государство и семья". "Младшие" (по социальному положению, должности) - это "дети", "старшие" (чиновники, правитель) - их "родители". Базисом китайского общества является не равенство всех членов общества, а незыблемость норм поведения, на которых строятся отношения в государстве - "семье", где младший подчиняется старшему, уважает его, а старший заботится о младшем.

Конфуций полагал, что если руководить народом не с помощью законов, а руководствуясь добродетелью ("человеколюбием"), правилами поведения, то "народ будет знать стыд и исправится". Под добродетелью имеется в виду нравственное перевоспитание, то как это делается в семье, а под правилами поведения - система родовых отношений.

Что касается этической части учения, то Конфуций создал некий образ идеального человека - "благородного мужа" (??), который обладает такими нравственными качествами, как человеколюбие ("жень"), справедливость ("и"), рассудительность и мудрость ("чжи"), искренность и открытость ("синь"), а так же соблюдает ритуал ("ли"). Все эти качества воспитываются в окружении семьи, она играет определяющую роль в формировании личности. В целом все качества взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Ритуал является источником моральных принципов и их главным критерием. Человек, следующий ритуалу, обладает человеколюбием. Справедливость уравновешивает человеколюбие, придает "благородному мужу" твердость, а искренность предупреждает лицемерие в исполнении ритуала. Мудрость же - качество несколько обособленное и даже противопоставленное человеколюбию. В книге "Лунь Юй" сказано: "Мудрый любит горы, обладающий человеколюбием наслаждается горами. Мудрый находится в движении, человеколюбивый находится в покое…"

"Благородный муж" противопоставляется "низкому человеку" (??). Если "благородный муж" прежде думает о долге и подчиняет ему получение выгоды, видя выгоду, думает о долге, то "низкий человек" интересуется лишь выгодой.

Благородный муж всегда заботится о так называемом "лице" (??) - социальной репутации - своей и окружающих. "Лицо" - это … табличка, которую вы вывешиваете с целью сообщить, какого вида общения следует ожидать от вас, и какого поведения вы ожидаете от окружающих". "Хорошее лицо" определяется не только наличием 5 основных качеств, но и позицией в социальной иерархии, а также возрастом, причем самым важным является, пожалуй, позиция в социальной иерархии. Должность и ранг раньше мог получить каждый, сдав государственный экзамен того или иного уровня, знатность происхождения, состоятельность, конечно, тоже имели значение, но определяющими факторами не являлись. В наше время ситуация изменилась, но отголоски прошлого еще дают о себе знать: богатство, все же, не так важно, как место в социальной иерархии и "демонстрация" своего статуса.

Согласно теории культур Э. Холла, Китай принадлежит к странам с высококонтекстуальной культурой, где большое значение имеют контекст общения или невербальная информация. Даже не очень богатые китайцы не скупятся на покупку дорогой, фирменной одежды, обуви, компьютеров, так как все это формирует их "лицо" для окружающих. Вместе с тем, как это ни парадоксально, важной характеристикой лица является скромность, принижение себя. Порядочному человеку не к "лицу", демонстрировать свои таланты и заслуги, хвастаться. О себе следует говорить: "бесталанный", "недостойный", "некомпетентный" и т. д. Важнейшим принципом заботы о "лице" окружающих является принцип "не делай того другим, чего не желаешь себе". Нужно всегда заботиться о чувствах другого человека, всячески избегать конфликтов, особенно на людях, ведь, заставляя другого человека "терять лицо" (???), теряешь его и сам. Избегать такой ситуации помогает соблюдение конфуцианского принципа "золотой середины", который гласит, что между двух противоречий нужно выбирать "средний путь", это помогает избежать, смягчить конфликты, поддерживает гармонию в отношениях между людьми.

Характеризуя особенности современной китайской национальной культуры, нельзя не сказать о политических событиях, происходящих в стране начиная с 70-х годов прошлого века, так как влияние этих событий на китайскую культуру достаточно велико, они способствовали некоторому изменению традиционных ценностей, наложению на них новых ценностей, формированию новых человеческих качеств. Политика реформ и открытости, развитие смешанной рыночной экономики, частных предприятий способствовало проникновению в китайское общество европейских идеалов и формированию новых качеств, таких, как индивидуализм, достижение личной выгоды, благополучия и успеха.

Однако некоторые ценности остаются неизменными, такие, например, как патриотизм. Китайцы всегда были убеждены в своей исключительности. С древних времен они полагали, что Земля - один большой континент, окруженный со всех сторон морской пучиной. В центре его находится Срединная империя -??, а вокруг, в климатических условиях не пригодных для жизни, живут варвары, "полулюди". Кроме того, доказательствами своего превосходства над соседями китайцы так же считали наличие письменности, календаря и сложившегося уклада жизни. Отношение современных китайцев к своей стране и к иностранцам не сильно изменилось с древних времен. К примеру, вместо официального???(waiguoren) - иностранец - китайцы называют иностранцев?? (laowai) - "старый чужак", выражая, таким образом, свое шутливо-пренебрежительное отношение к иностранцам. Еще одним признаком патриотизма является то, что среди китайцев считается очень престижным служить в армии. Китаец никогда не будет осуждать политику своего государства, даже если он с ней не согласен. Считается, что все делается на благо Родины, что человек - это всего лишь винтик в миллиардном механизме государства. Интересы государства превыше всего.

Вывод

Основными идеалами и ценностями китайского общества являются такие качества, как коллективизм, сплоченность, дисциплинированность, терпение. Они были сформированы еще в древние времена и благодаря цикличному развитию китайской культуры, ее замкнутости, все дошли до наших дней.

Большое влияние на национальную культуру Китая оказало конфуцианство. Конфуций перенес модель семейных отношений на отношения в государстве, создал образ идеального человека - "благородного мужа", соблюдающего ритуалы - нормы поведения и обладающего такими моральными качествами, как человеколюбие, искренность, мудрость. Идеальный человек всегда думает o долге и подчиняет ему выгоду. Он всегда заботится о своем "лице" (репутации) и "лице" окружающих. Свое "лицо" человек формирует сам. Складывается оно из таких элементов, как моральные качества, возраст (чем старее человек, тем он почтительней) и социальное положение, последнее является наиболее важным. Так как Китай - страна с высококонтекстуальной культурой, то большое значение придается внешней атрибутике, сообщающей информацию о человеке, а точнее о его "лице". Поэтому китайцы не скупятся на покупку дорогих статусных вещей. Заботясь о "лице" окружающих людей, китайцы избегают конфликтных ситуаций, стремятся смягчать противоречия - следуют конфуцианскому принципу "золотой середины".

В последние десятилетия Китай претерпел сильные экономические и политические изменения, что неизбежно сказалось на сознании людей. Китайцы стали большее значение придавать материальным ценностям, достижению личного благосостояния, появилась такая черта характера, как индивидуализм. Однако сохранились и прежние идеалы, национальные черты. Так, патриотизм, по-прежнему, является важнейшей ценностью. Китайцы придают большое значение общественным интересам, а не личным, они трудятся, в первую очередь, на благо своей семьи и Родины. Таким образом, Китай остается коллективистской страной с семейным типом отношений в обществе, где большое значение придается социальной иерархии.

концепт родина язык лингвистический

Китай - страна новых технологий и старых традиций. Каждая историческая эпоха обогатила своими ценностями культуру этой страны.

Своеобразие Китая

Многие представители западного мира представляют КНР замкнутым и отсталым государством, где до сих пор бытуют традиции Средневековья.

Однако приехавшие в Поднебесную остаются в восторге от того, насколько разнообразна современная культура Китая. Быть может, именно изоляция спасла его традиции и сохранила их по сегодняшний день. Целыми тысячелетиями государство не впускало к себе никаких чужестранцев, исключение делали разве во благо ведения торговли.

А в 1949 году, когда в стране произошла революция, история культуры Китая сделала новый виток. Теперь многое зависело от коммунистической идеологии.

Пришедшие к власти реформаторы решили дать дорогу прогрессу и насильно запретить все традиции. Начиная с 1966 года и по 1976-й так называемая культурная революция заменяла новыми ценностями старые. Что, конечно же, оставило свой отпечаток. Духовная культура Китая была сильно изменена.

Но, увидев всю безрезультатность своих действий, правители КНР в 80-х годах прошлого века отказались от такой политики. И снова принялись пробуждать интерес народа к своему богатейшему наследию, и, следует заметить, не безуспешно.

На сегодняшний день культура Китая являет собой весьма странный симбиоз старых традиций и коммунистических парадигм, а также европейского модернизма.

Архитектура

Строительство в Поднебесной началось с зарождения и формирования всей цивилизации. Еще при древней династии императоров Тан китайцы настолько преуспели в своем мастерстве, что ближайшие соседи - Япония, Вьетнам и Корея - стали заимствовать их технологии.

Только в двадцатом веке в Китае начали активно пользоваться идеями европейской архитектуры, дабы максимально задействовать все свободное место в маленьких городах. Традиционно же высота домов в государстве не превышала трех этажей. Такие постройки можно найти во многих деревнях современной КНР.

Рассматривая особенности культуры Китая, нельзя не упомянуть о символизме. Он присутствует даже в архитектуре. Так, здание обязательно должно быть симметричным с двух сторон. Такая постройка символизирует баланс во всем, а также жизненное равновесие. Дома по традиции получаются широкими, а внутри разбиваются дворы. Также там могут быть крытые галереи, которые должны спасать от летнего зноя.

Китайцы не любят строить в высоту, а предпочитают расширять свои жилища. Даже внутри помещения действуют свои законы архитектуры. Важные комнаты обычно располагают в центре, а от них в стороны расходятся второстепенные. Подальше от дверей проживают старые люди, ближе - дети и прислуга.

Фэн-шуй

Жители Республики любят уравновешивать и систематизировать все. Они руководствуются системой Фэн-шуй - правилами по расположению предметов в доме. Данное искусство является философским течением, которое взрастила культура Китая, а распространяется оно на все сферы жизнедеятельности.

Так, строить дом необходимо фасадом к воде, а задней стеной к холму. Внутри помещения обязательно развешиваются талисманы и обереги.

В качестве строительных материалов используют дерево. Несущих стен нет, вся нагрузка приходится на колонны, подпирающие крышу. Это делается в целях безопасности, поскольку такие дома устойчивее к толчкам землетрясения.

Художественная культура Китая

Традиционное рисование в Поднебесной называется Гохуа. Во времена правления Императоров в Китае не существовало такой профессии, как художник. Рисовали на досуге богатые аристократы и не слишком занятые работой чиновники.

Основным цветом был черный. Люди выводили затейливые орнаменты, вооружившись кисточками из шерсти белки или другого животного. Изображения наносились либо на бумагу, либо на шелковую ткань. Помимо этого автор мог написать стихотворение, которое он посчитал идеальным дополнением к рисунку. После окончания работы картина сворачивалась, как свиток. Его украшали и вешали на стену.

Культура Китая сделала любимым направлением пейзаж. Китайцы называют его шань-шуй, что в переводе дословно значит "вода и горы". Рисовать реалистично не требовалось. Художник лишь отображал собственные эмоции от увиденного.

При императорах Тан живописью активно заинтересовались, а правители из династии Сун сделали из неё культ. Художники научились новым приемам. В то время они начали наносить размытые контуры при изображении дальних объектов на картинке.

Династия Мин ввела моду на изображения с историями, которые впитала в себя художественная культура Китая.

После становления КНР все традиционные стили были забыты, и началась эра реализма. Художники принялись рисовать крестьянскую и рабочую будничную жизнь.

Современные живописцы ориентируются на западные культурные ценности.

Еще одним видом изобразительного искусства в Китае стала каллиграфия, или Шуфа. Художник должен уметь правильно водить кистью и знать, какие чернила лучше использовать.

Особенности китайской литературы

Истории о жизни богов и людей начали слагать три тысячи лет назад. Самыми первыми рассказами, которые сохранились и по сей день, считаются написанные на черепашьих панцирях гадания для императоров Шан.

Культура Китая немыслима без мифологии, равно как и без произведений мыслителей и духовных учителей. Популярная литература не включала в себя разделы художественной. В основном создавались философские трактаты или же сводки этических законов. Книги эти печатались при Конфуции. Они назывались “Тринадцатикнижие”, “Пятикнижие” и “Четверокнижие”.

Без обучения конфуцианству мужчина не мог занять никакую приличную должность в Китае.

Начиная со времен императоров Хань велись записи о деятельности династий предков. На сегодняшний день их существует двадцать четыре. Одной из самых популярных книг считают «Искусство войны» мудреца Сунь Цзы.

Основателем современной литературы является Лу Синь.

Музыкальные традиции

Если в императорском Китае художников не ставили ни во что, то к музыкантам отношение было еще хуже. При этом, как ни парадоксально, музыка всегда являлась неотъемлемой частью культуры Республики.

В конфуцианстве даже существует специальный сборник песен китайского народа, который называется “Ши Цзин”. Культура средневекового Китая хранила множество народных мотивов. А с приходом коммунистической власти в КНР появились гимны и марши.

Обычная классическая гамма насчитывает пять тонов, но бывают и семи-, и двенадцатитоновые.

Что касается классификации инструментов, то здесь все просто. Китайцы выделяют несколько их групп, в зависимости от того, из чего они делалются. Так, существуют глиняные, бамбуковые, шелковые, кожаные, металлические, каменные музыкальные инструменты.

Театральное искусство

В Китае любят посещать театры. Классикой называют Сицюй. Это такой национальный храм. В нем артисты и танцуют, и декламируют произведения, и поют, а также демонстрируют технику боевых движений и выполняют акробатические трюки. Физическая культура Китая очень развита.

Этот театр впервые возник во времена правления императоров Тан - в седьмом веке нашей эры. Каждая провинция Китая обладала своими специфическими отличиями Сицюй.

Популярностью по сей день пользуется главная опера в Пекине.

Как видите, традиционная культура Китая весьма разнообразна, многогранна и чрезвычайно богата.

Кино

Первый сеанс состоялся в 1898 году. Но собственная лента появилась в 1905-м. До начала Второй мировой войны центром кинематографа был Шанхай. В то время на него влияла американская поп-культура. С приходом коммунистов количество выпускаемых фильмов увеличилось в десятки раз.

К китайскому кино отношение у нас специфическое, число его поклонников очень скромное, остальные же судят о нем по разудалым фильмам Джеки Чана, Джета Ли, Дэнни Йена. А зря. Кинематограф Поднебесной не менее разнообразен, чем литература, мифология, воинское искусство и т. д.