Какой человек в п астафьев. Биография астафьева кратко

Виктор Астафьев

выдающийся советский и российский писатель

Краткая биография

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924 года, село Овсянка, Енисейская губерния, СССР - 29 ноября 2001 года, Красноярск, Россия) - выдающийся советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и трёх Государственных премий России (1975, 1995, 2003). Член Союза писателей СССР.

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Петра Павловича Астафьева (1899-1967) и Лидии Ильиничны Потылициной (1900-1931). Он был четвёртым ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев был осуждён к лишению свободы за «вредительство». В 1931 году во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Виктору тогда было семь лет. Возвратившись домой, отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе получил направление в детский дом.

Окончив школу ФЗО, работал на станции Енисей сцепщиком и составителем поездов, дежурным по станции.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, несмотря на то, что как железнодорожник, имел бронь. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения (контузия) в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».

В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

Из наградного листа на медаль «За отвагу»

Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).Астафьев воспитывал также двух приёмных дочерей - Анастасию и Викторию.

С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР.

В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину - в Красноярск.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР.

В октябре 1990 года подписал «Римское обращение» (участников конф. «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?»).

5 октября 1993 года подпись Астафьева появилась в «Письме 42-х» в поддержку силового разгона съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Однако, по утверждению поэта Юрия Кублановского, Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса.

Скончался 29 ноября 2001 года от инсульта в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между родным селом Овсянкой и Усть-Маной.

Творчество

Важные темы творчества Астафьева - военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз».

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина - обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

По мнению маршала Дмитрия Язова (2013), признававшего «сильный литературный талант» Астафьева, он «очень черно писал о войне, надрывно, я бы сказал».

Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни. Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся».

Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».

Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира.

Романы

  • «До будущей весны» (1953)
  • «Тают снега» (1958)
  • «Прокляты и убиты» (1995)

Повести

  • «Перевал» (1958)
  • «Стародуб» (1960)
  • «Звездопад» (1960-1973)
  • «Кража» (1966)
  • «Где-то гремит война» (1967)
  • «Последний поклон» (1968)
  • «Слякотная осень» (1970)
  • «Царь-рыба» (1976)
  • «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
  • «Печальный детектив» (1987)
  • «Так хочется жить» (1995)
  • «Обертон» (1995-1996)
  • «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
  • «Весёлый солдат» (1998)
  • «Васюткино озеро»
  • «Фотография, на которой меня нет»(1968)
  • «Стрижонок Скрип»
  • «Зачем я убил коростеля?»
  • «Бабушка с малиной»
  • «Гуси в полынье»

Современная пастораль

  • «Пастух и пастушка» (1967-1971-1989)
  • «Людочка» (1987)
  • «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)

Пьесы

  • «Прости меня» (1980)

Экранизации

  • 1977 - «Сюда не залетали чайки», реж. Булат Мансуров
  • 1979 - «Таёжная повесть», реж. Владимир Фетин
  • 1981 - «Звездопад», реж. Игорь Таланкин

Автор сценария

  • 1983 - «Дважды рождённый», реж. Аркадий Сиренко
  • 1986 - «Где-то гремит война», реж. Артур Войтецкий
  • До будущей весны: [Рассказы]. - Молотов: Молот. кн. изд-во, 1953. - 152 с.: ил.
  • Огоньки. - Молотов: Молот. кн. изд-во, 1955. - 98 с.
  • Васюткино озеро. - Молотов, 1956. - 48 с.
  • Дядя Кузя, куры, лиса и кот. - Пермь, 1957. - 32 с.
  • Тают снега: Роман. - Пермь: Кн. изд-во, 1958. - 307 с.: ил.
  • Тёплый дождь. - М.: Детгиз, 1958. - 96 с.
  • Перевал: Повесть / Ил. В. Жабский. - Свердловск: Кн. изд-во, 1959. - 135 с.: ил.
  • Сибиряк. - Пермь: Кн. изд-во, 1959 −1960. - 26 с.
  • Стародуб: Повесть и рассказы / Ил. А. Н. Тумбасова. - Пермь: Кн. изд-во, 1960. - 178 с., 1 л. ил.
  • Зорькина песня: Рассказы. - Пермь, 1960. - 116 с.
  • Кровь человеческая.- Свердловск, 1960. - 24 с.
  • Теплый дождь. - М.: Детгиз, 1960. - 96 с.
  • Дикий лук. - Пермь, 1961. - 40 с.
  • Рассказ о любви.- Пермь: Кн. изд-во, 1961. - 58 с.
  • Солдат и мать: Повесть и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1961. - 104 с.: ил. - (Корот. повести и рассказы).
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детгиз, 1961. - 64 с.
  • Васюткино озеро. - М.: Детгиз, 1962. - 96 с.
  • Звездопад: Повести. - М.: Мол. гвардия, 1962. - 336 с.
  • След человека. - Свердловск: Кн. изд-во, 1962. - 208 с.
  • Тают снега. - Пермь: Кн. изд-во, 1962. - 326 с.
  • Гуси в полынье. - Пермь, 1963. - 16 с.
  • Помню тебя, Любовь. - Пермь: Кн. изд-во, 1963. - 150 с.
  • Весенний остров: Рассказы. - Пермь: Кн. изд-во, 1964. - 264 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М.: Правда, 1964. - 48 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Свердловск, 1965. - 184 с.
  • Поросли окопы травой. - М.: Сов. Россия, 1965. - 174 с.:
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1965.- 16 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Воронеж: Центрально-Чернозем. кн. изд., 1968. - 200 с.
  • Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. - 318 с
  • Кража. Где-то гремит война. - М.: Молодая гвардия, 1968. - 368 с.
  • Последний поклон. - Пермь: Кн. изд-во, 1968. - 260 с.
  • Синие сумерки. - М.: Сов. писатель, 1968. - 416 с.
  • Ясным ли днем. - М.: Правда, 1972. - 64 с.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - Пермь, 1969. - 52 с.
  • Повести. - М.: Сов. Россия, 1969. - 528 с.
  • Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. - 318 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1970. - 192 с.
  • Затеси: Книга коротких рассказов / Ил. Ю. В. Петрова. - М.: Сов. писатель, 1972. - 238 с.
  • Излучина: Рассказы / Ил. Б. Алимов. - М.: Современник, 1972. - 368 с.: ил.
  • Повести о моём современнике / Послесл. А. Ланщикова; Ил. Б. Косульникова. - М.: Мол. гвардия, 1972.-669 с.: ил.
  • Повести о моём современнике / Послесл. А. Ланщикова; Ил. Б. Косульникова. - М.: Мол. гвардия, 1972.- 669 с.: ил.
  • Ясным ли днём: Повести и рассказы / Вступ. ст. А. Михайлова. - Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1972. - 256 с., 1 л. портр.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детская литература, 1972. - 64 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1972. - 192 с.
  • Тревожный сон. - М., 1972. - 92 с. (Б-чка журнала «Пограничник»)
  • Пастух и пастушка: Современная пастораль / Ил. В. Кадочников. - Пермь: Кн. изд-во, 1973. - 149 с.: ил.
  • Избранное: [Повести]. - Красноярск: Кн. изд-во, 1974. - 758 с.: ил.
  • Перевал; Последний поклон; Кража; Пастух и пастушка: Повести. - Красноярск: Кн. изд-во, 1974. - 753 с.: ил.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1974.- 32 с.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - М.: Современник, 1975. - 624 с: ил.
  • Перевал: Повесть. - М.: Сов. Россия, 1975. - 135 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1975. - 192 с.
  • Повести. - М.: Худож. лит., 1976. - 445 с,: ил., 1 л.портр.
  • Мальчик в белой рубахе: Повести. - М.: Мол. гвардия,1977. - 591 с.
  • Повести/ Предисл. С. Залыгина. - М.: Сов. Россия, 1977. - 560 с., 1л. портр.
  • Повести; Рассказы; Затеси. Пермь: Кн. изд-во, 1977. - 463 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть/Ил. Ю. Боярский. - М.: Современник, 1978. - 639 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Худож. В. Бахтин. - Красноярск: Кн. изд-во, 1978. - 408 с.: ил.
  • Белогрудка. - М., Советская Россия, 1978. - 16 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - М.: Сов. писатель, 1980. - 400 с.
  • Последний поклон: Повесть. - Красноярск: Кн. изд-во, 1981. - 547 с.
  • Затеси: Миниатюры: Корот. рассказы / От авт., с. 5-10; ХУДОЖ. В. М. Харламов. - Красноярск: Кн.изд-во,1982. - 326 с.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детская литература, 1981. - 64 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Воронеж, 1981. - 82 с.
  • Бабушкин праздник. - М., Советская Россия, 1982. - 48 с.
  • В тайге, у Енисея. - М.: Малыш, 1982. - 96 с.
  • Последний поклон: Повесть; Рассказы / Послесл. А. Хватова; Худож. Б. Непомнящий. - Л.: Лениздат, 1982. - 702 с.: ил., 1 л. портр.
  • Последний поклон: Повесть; - М., Известия, 1982. - 636 с.
  • Царь-рыба: Повествования в рассказах / Ил. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1982. - 384 с.: ил.
  • Стародуб.- М.: Детская литература, 1982.- 64 с.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1982.- 32 с.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Малыш, 1982. - 22 с.
  • Ясным ли днём. - Иркутск, 1982. - 48 с.
  • Кража.- Красноярск, 1983. - 246 с.
  • Весенний остров. - М.: Малыш, 1983. - 18 с.
  • Зорькина песня.- М.: Малыш, 1983. - 10 с.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Детская литература, 1983. - 288 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Ил. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1983. - 384 с.: ил.
  • Звездопад: Повесть. - М.: Современник, 1984. - 80 с.
  • На далёкой северной вершине: Повести; Рассказы / Худож. Г. Краснов. - Красноярск: Кн. изд-во, 1984. - 455 с.: ил.
  • Повести. - М.: Худож. лит., 1984. - 680 с., 1 л. портр.
  • Повести и рассказы. - М.: Сов. писатель, 1984. - 688 с., портр.
  • Рассказы / Худож. Ю. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1984. - 577 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Нл. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1984. - 384 с.: ил.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1984. - 208 с.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - Баку: Азериешр, 1985. - 470 с.
  • Последний поклон: Повесть / Худож. Ю. Алексеева. - М.: Современник, 1985. - 543 с.: ил.
  • Всему свой час. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 254 с., ил., фотогр. - (Писатель - молодежь - жизнь).
  • Белогрудка: Рассказы. - М.: Детская литература, 1985. - 128 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1986, 1987. - 460 с.: ил.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - Рига: Лиесма, 1986. - 349 с.: ил.
  • Жизнь прожить: Роман, рассказы. - М.: Современник, 1986. - 317 с., 1 л. портр.
  • Капалуха. - М.: Малыш, 1985. - 10 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1986. - 462 с.: ил.
  • В тайге, у Енисея. - М.: Малыш, 1986. - 96 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Минск: Нар. асвета, 1987. - 367 с.
  • Печальный детектив. - М., Правда, 1986. - Кн. 1. - 64 с.; Кн.2. - 48 с. (Б-ка «Огонёк»)
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Петрозаводск: Карелия., 1986-368 с.
  • Царь-рыба. Повести. - Хабаровск, 1986. - 576 с.
  • Где-то гремит война. - М.: Современник, 1987. - 64 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 462 с.: ил.
  • Васюткино озеро. - Кишинев, 1987. - 64 с.
  • Печальный детектив. - М., 1987. - 80 с. (Б-чка журнала «Советская милиция»)
  • Печальный детектив. - М., Художественная литература, 1987. - 66 с. (Роман-газета).
  • Где-то гремит война: Повести, рассказы / Вступ. ст. Н. Н. Яновского. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 480 с.
  • Где-то гремит война: Повести, рассказы / Вступ. ст. Н. Н. Яновского. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 477 с.
  • Зрячий посох / Худож. Н. Абакумов. - М.: Современник, 1988. - 588 с.: ил.
  • Капалуха. - М.: Малыш, 1988. - 8 с.
  • Падение листа. - М.: Сов. писатель, 1988. - 512 с.
  • Перевал. Кража. - М., Детская литература, 1988. - 302 с.
  • Печальный детектив: Повести, роман, рассказы / [Худож. И. Кырму]. - Кишинев: Лит. артистикэ, 1988. - 671 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / [Вступ. ст. Н. Н. Яновского; Худож. В. А. Авдеев]. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1988. - 381, с., л. ил.
  • Царь-рыба. - Симферополь, Таврия, 1989-384 с.
  • Где лето с зимою встречаются. - М.: Малыш, 1989. - 96 с.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Детская литература, 1989. - 352 с.
  • Кража; Зрячий посох: Повести / Худож. Ю. М. Павлов. - Кемерово: Кн. изд-во, 1989. - 479 с.: ил.
  • Пастух и пастушка / Худож. Ю. Ф. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1989. - 604 с., 1 л. портр.: ил.
  • Печальный детектив: Роман, рассказы, новеллы, очерк / Худож. Е. А. Галеркина. - Л.: Лениздат, 1989. - 366 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Мол. гвардия, 1989. - Т. 1-2. T.I, кн. 1,2.1989.333 с.: ил. Т. 2, кн. 2 (продолж.), 3.1989.430 с.: ил.
  • Царь-рыба. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. - 368 с., л. портр.
  • Ясным ли днём: Сборник / Худож. Ю. Ф. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1989. - 668 с., л. портр.
  • Гуси в полынье. - М.: Малыш, 1990. - 24 с.
  • Кража. Последний поклон. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
  • Пастух и пастушка. - Иркутск, 1990. - 480 с.
  • Звездопад: Повести. - Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние, 1990. - 554с.
  • Стародуб: Повести / Худож. Е. Яковлев. - Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние, 1990. - 544 с.
  • Улыбка волчицы. - М.: Кн. палата, 1990. - 378 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1990. - 142 с.
  • Мною рождённый: Роман; Повести; Рассказы. - М.: Худож. лит., 1991. - 606 с.
  • Печальный детектив: Роман; Зрячий посох: Повесть [Вступ. ст. Л. Вуколова, с. 5-22]. - М.: Профиздат, 1991. - 412. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - 720 с. - 2500 экз.
  • Документальный фильм (2010, реж. Андрей Зайцев) «Виктор Астафьев. Весёлый солдат»
  • Евгений Ермолин Последние классики. М.: Совпадение, 2016.

Награды

  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 апреля 1999) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
  • орден Дружбы Народов (25 апреля 1994) - за большой вклад в развитие отечественной литературы, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность
  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1989, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») - за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность
  • орден Отечественной войны I степени (1985) - как участник Великой Отечественной войны, имеющий боевые награды .
  • ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984)
  • орден Дружбы народов (1981) - к юбилею Союза писателей СССР
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
  • орден Красной Звезды (1944-45)
  • медаль «За отвагу» (1943)

Премии

  • Государственная премия СССР (1978) - за книгу «Царь-рыба»
  • Государственная премия СССР (1991) - за роман «Зрячий посох» (1988)
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) - за повести «Перевал» (1959), «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971)
  • Государственная премия Российской Федерации (1995) - за роман «Прокляты и убиты»
  • Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997)
  • Государственная премия Российской Федерации (2003 - посмертно )
  • Премия Александра Солженицына (2009 - посмертно)
  • Премия «Триумф».

Память

  • На родине писателя, в селе Овсянка, работает Библиотека-музей В. П. Астафьева, а при ней Центр изучения и распространения творчества великого земляка. Он ведёт работу по сохранению, исследованию и популяризации наследия писателя, сотрудничая с библиотеками, музеями, учебными заведениями, издательствами, журналистами, исследователями, деятелями литературы и искусства. Сюда приезжают почитатели таланта Астафьева.
  • 29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка. Документы и материалы из личного фонда писателя хранятся и в Государственном архиве Пермской области. Дом-музей Астафьева есть также в Чусовом.
  • 30 ноября 2006 года в Красноярске открыт памятник Астафьеву. Скульптор - Игорь Линевич-Яворский.
  • Литературный музей в Красноярске носит имя Астафьева.
  • В Перми на доме 84 по улице Ленина, где писатель жил и работал в 1960-х годах, в Вологде на улице Ленинградской, где жил Астафьев, на здании железнодорожного вокзала города Чусового установлены мемориальные доски.
  • Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осётра, рвущего сети - рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя - «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка с видом на протекающий внизу Енисей и на Овсянку. Автором проекта скульптурной композиции является красноярский предприниматель Евгений Пащенко.
  • Именем Астафьева названы школы в Игарке, в Железногорске, в посёлке Подтёсово, красноярский лицей № 19 (бывшее ФЗО-1, которое окончил писатель), Красноярский государственный педагогический университет.
  • Имя Астафьева носит танкер (бывший «Ленанефть-2035»):.
  • В Новосибирске на Затулинском жилмассиве открыта библиотека имени В. П. Астафьева.


Родился в простой рабочей семье. В семь лет остался без родителей. Отец был осужден «за вредительство». Мать утонула в реке Енисей. Воспитанием Вити некоторое время занималась бабушка – Катерина Петровна. Она стала его ангелом-хранителем. Бабушка замечала сочинительские способности мальчика, его безграничную фантазию и называла его «врушей». Это был светлый и счастливый период в детстве В. Астафьева, который он описал в автобиографической повести «Последний поклон».

В 1936 г. отец серьезно заболел, мачеха не заботилась о пасынке. Мальчик чувствовал себя брошенным и стал бродяжничать. В 1937 г. его отправили в детский дом.

В интернате учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе литературные способности и помог развить их. Сочинение о любимом озере, написанное Астафьевым, было напечатано в школьном журнале. Оно легло в основу первого рассказа «Васюткино озеро».
И.Рождественский писал о детских и подростковых годах В. Астафьева: «…был озорным и бесшабашным подростком, любил читать книги, петь, болтать, выдумывать, хохотать и кататься на лыжах».

Родители

Отец – Петр Павлович Астафьев

Мать – Лидия Ильинична Потылицына

Дедушка (по матери) – Илья Евграфович

Бабушка (по матери) – Екатерина Петровна

Образование

Начальное шестилетнее образование получил в г. Игарка, где жил с отцом и мачехой. Учился в школе-интернате. В Красноярске окончил школу фабрично-заводского обучения. Работал на железнодорожной станции составителем поездов.

Литературного образования В. Астафьев не получил. Но в течение жизни повышал свой профессионализм, обучаясь на московских Высших литературных курсах. Виктор Астафьев считается писателем-самоучкой.

Семья

Жена – Корякина Мария Семеновна

С будущей женой В. Астафьев познакомился на фронте в 1943 году. Она была медсестрой. Вместе пережили все тяготы военной жизни. Поженились после войны, в 1945 году, и не расставались 57 лет.

Дети: дочери – Лидия и Ирина, сын – Андрей. Первая дочь умерла в младенчестве. Вторая дочь умерла скоропостижно в 1987 г., оставив маленьких внуков Витю и Полю. Внуков в дальнейшем воспитывали бабушка Мария и дедушка Витя.

Деятельность

В 1942 году В.Астафьев добровольно ушел на фронт. Был простым рядовым солдатом. В 1943 году награжден медалью «За отвагу». В бою под сильным артиллерийским огнем четыре раза восстанавливал телефонную связь.

В послевоенные годы оказался в г. Чусовой Пермского края. Там посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». Однажды в порыве вдохновения за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек». Так началась его литературная работа в газете.
В конце 50-х годов вышла первая книжка рассказов для детей. Начали печататься очерки и рассказы в альманахах, журналах. В 1954 году была издана любимая повесть писателя – «Пастух и пастушка». Этот период был отмечен как расцвет лирической прозы в творчестве В. Астафьева и началом его широкой известности и популярности.

В 60-е годы семья Астафьева переехала в г. Пермь, позднее в г. Вологду. Эти годы были особенно плодотворны для писателя. К 1965 году сложился цикл «Затеси» - лирические миниатюры, раздумья о жизни, которые объединены одной мыслью автора — «убедить читателя слышать боль каждого». Пишутся повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Последний поклон».


В 70-е годы писатель все чаще обращается к воспоминаниям детства. Публикует рассказы «Пир после победы», «Карасиная погибель», «Без приюта», «Гори, гори ясно» и др. Начинает работу над повестью «Зрячий посох». В этот период В. Астафьевым созданы яркие произведения: повести «Ода русскому огороду» и «Царь-рыба».

Уникальность повести «Царь-рыба» потрясла критиков того времени глубиной поставленных в произведении проблем экологии. В 1973 году журнал «Наш современник» начинает публикацию отдельных рассказов и глав из «Царь-рыбы», но с большими ограничениями в тексте. Жесткая цензура искажала первоначальный замысел автора, что огорчало В. Астафьева. Писатель отложил повесть в дальний ящик на много лет. Лишь в 1977 году «Царь-рыба» публикуется издательством «Молодая гвардия» в полной редакции автора.

В 1980 году В. Астафьев решил вернуться в родные края в г. Красноярск.

В 80-е и 90-е годы, находясь в милых сердцу местах, В. Астафьев творил с великим энтузиазмом. Создано множество новых рассказов о детских годах: «Стряпухина радость», «Пеструха», «Заберега» и др. Продолжается работа над повестью «Зрячий посох», опубликованной впервые в 1988 году и отмеченной Государственной премией СССР в 1991 году.

Пишутся главы повести о детстве «Последний поклон», и в двух книгах она выходит к читателю в издательстве «Современник». В 1989 году повесть, дополненная новыми главами, печатается в издательстве «Молодая гвардия» в трех книгах.

В 1985 – 1989 гг. осуществляется замысел романа «Печальный детектив» и таких рассказов, как «Медвежья кровь», «Жизнь прожить», «Слепой рыбак», «Улыбка волчицы» и многих других.

В 1991 – 19994 гг. идет работа над романом «Прокляты и убиты». Этот роман, показывающий бессмысленную жестокость репрессивной системы военного времени, вызывает бурный эмоциональный всплеск у читателей. Смелость и реалистичность В. Астафьева удивляет общество, но и в то же время признает его правдивость. За роман писатель получает заслуженную награду – Государственную премию России в 1994 г.

В 1997 – 1998 гг. появляется издание Собрания сочинений В. Астафьева в 15 томах.

  • В. Астафьев и его жена Мария Семеновна совершенно по-разному смотрели на жизнь. Он обожал деревенскую жизнь, а она – нет. Он творил прозу из своей души, а она из чувства самоутверждения. Он любил выпить, и был неравнодушен к другим женщинам, она не понимала этого и ревновала. Она хотела его преданности семье, а он уходил из нее. Он возвращался, а она прощала, потому что преданно любила.
  • в 2004 г. на автотрассе «Красноярск-Абакан», вблизи пос. Слизнево Красноярского края на смотровой площадке у реки Енисей на вершине утеса возведена скульптура могучего осетра. Называют этот памятник «Царь-рыба» в честь одноименной повести В.Астафьева.
  • В. Астафьевым изобретена новая литературная форма: «затеси»- своеобразные короткие рассказы.
  • в 2009 году принято решение о посмертном вручении В. Астафьеву премии Александра Солженицына. Событие происходило в Москве в библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Премия составила 25 тысяч долларов. Литературный критик Павел Басинский заявил, что диплом и деньги передадут вдове писателя на «Астафьевских чтениях» к 85-летию В. Астафьева. Интересна формулировка премии: «Виктору Петровичу Астафьеву – писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».

Прискорбный факт из жизни писателя

В 2001 году В. Астафьев серьезно заболел, много времени провел в больницах г. Красноярска. Требовались немалые деньги на лечение за границей. Друзья и товарищи писателя обратились за помощью в Красноярский Краевой Совет Депутатов. В ответ получили отказ о выделении денежных средств и несправедливые обвинения в адрес писателя в предательстве и искажении российской истории в его произведениях. Все это ухудшило самочувствие В.Астафьева. Писатель скончался 29 ноября 2001 г.

Известные высказывания о Викторе Астафьеве

«Он пишет только то, чем сам живёт, что есть его день и быт, его любовь и ненависть, его собственное сердце». (В. Курбатов)

«Не найти такого яркого, ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формирует её, учат ценить абсолютные ценности». (В.М. Ярошевская)

«Астафьев – писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной». (А.Кондратович)

Причина известности Виктора Астафьева

В произведениях В. Астафьева отчетливо слышалась глобальность проблем общества и человечества в целом. Правдиво и реалистично отражались события военного времени. Литературное изложение писателя брало за душу простых людей и даже критиков.

Награды в области литературы

1975 г. – Государственная премия РСФСР им. М. Горького за повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка»

1978 г. – Государственная премия СССР за повесть «Царь-рыба»

1991 г. – Государственная премия СССР за роман «Зрячий посох»

1994 г. – премия «Триумф»

1995 г. – Государственная премия РФ за роман «Прокляты и убиты»

1997 г. – Пушкинская премия Гамбургского фонда Альфреда Тепфера за совокупность литературных заслуг

2009 г. – премия Александра Солженицына /посмертно/

Астафьев Виктор Петрович

(1.05.1924 – 29.11.2001)

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.

В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему “не верится, что мамы нет и никогда не будет”. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна.

С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку – сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. “Диких заработков”, на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. “Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки”, – напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ “Васюткино озеро”.

Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на в станке Курейка. “ мое осталось в далеком Заполярье, – напишет спустя годы В. П. Астафьев. – Дитя, по выражению деда Павла, “не рожено, не прошено, папой с мамой брошено”, тоже куда-то девалось, точнее – откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры”.

Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. “Группу и профессию в ФЗО я не выбирал — они сами меня выбрали”, расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За победу над Германией” и “За освобождение Польши”. Несколько раз он был тяжело ранен.

Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой — рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину — город Чусовой на западном Урале.

По состоянию здоровья Виктор уже не может вернуться к своей специальности и, чтобы кормить семью, работает слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтером мясокомбината.

В марте 1947 года в молодой семье родилась дочка. В начале сентября девочка умерла от тяжелой диспепсии, — время было голодное, у матери не хватало молока, а продовольственных карточек взять было неоткуда.

В мае 1948 года у Астафьевых родилась дочь Ирина, а в марте 1950 года – сын Андрей.

В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете “Чусовской рабочий”, Виктор Петрович за одну написал рассказ “Гражданский человек”; впоследствии он назовет его “Сибиряк”. С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты “Чусовской рабочий.

В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов – “До будущей весны”, а в 1955 году вторая – “Огоньки”. Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман “Тают снега”, издает еще две книги для детей: “Васюткино озеро” (1956) и “Дядя Кузя, куры, лиса и кот” (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе “Прикамье”, журнале “Смена”, сборниках “Охотничьи были” и “Приметы времени”.

С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман “Тают снега”. В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР.

В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве.

Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести “Перевал” (1958-1959) и “Стародуб” (1960), повесть “Звездопад”, написанная на одном дыхании всего за несколько дней (1960), приносят ему широкую известность.

В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году – в Вологду.

60-е годы чрезвычайно плодотворны для писателя: написана повесть “Кража” (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах “Последний поклон”: “Зорькина песня” (1960), “Гуси в полынье” (1961), “Запах сена” (1963), “Деревья растут для всех” (1964), “Дядя Филипп – судовой механик” (1965), “Монах в новых штанах” (1966), “Осенние грусти и радости” (1966), “Ночь темная- темная” (1967), “Последний поклон” (1967), “Где-то гремит ” (1967), “Фотография, на которой меня нет” (1968), “Бабушкин праздник” (1968). В 1968 году повесть “Последний поклон” выходит в Перми отдельной книгой.

В вологодский период жизни В. П. Астафьевым созданы две пьесы: “Черемуха” и “Прости меня”. Спектакли, поставленные по этим пьесам, шли па сцене ряда российских театров.

Еще в 1954 году Астафьев задумал повесть “Пастух и пастушка. Современная пастораль” – “любимое свое детище”. А осуществил свой замысел почти через 15 лет – в три дня, “совершенно обалделый и счастливый”, написав “черновик в сто двадцать страниц” и затем шлифуя текст. Написанная в 1967 году, повесть трудно проходила в печати и впервые была опубликована в журнале “Наш современник”, № 8, 1971 г. Писатель возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах, восстановив снятое по соображениям цензуры.

В 1975 году за повести “Перевал”, “Последний поклон”, “Кража”, “Пастух и пастушка” В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького.

В 60-е же годы B. П. Астафьевым были написаны рассказы “Старая лошадь” (1960), “О чем ты плачешь, ель” (1961). “Руки жены” (1961), “ Лебедев” (1961), “Тревожный сон” (1964), “Индия” (1965), “Митяй с землечерпалки” (1967), “Яшка-лось” (1967), “Синие сумерки” (1967), “Бери да помни” (1967), “Ясным ли днем” (1967), “Русский алмаз” (1968), “Без последнего” (1968).

К 1965 году начал складываться цикл затесей — лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатаются в центральных и периферийных журналах. В 1972 году “Затеси” выходят отдельной книгой в издательстве “Советский писатель” – “Деревенское приключение”. “Песнопевица”, “Как лечили богиню”, “Звезды и елочки”, “Тура”, “Родные березы”, “Весенний остров”, “Хлебозары”, “Чтобы боль каждого…”, “Кладбище”, “И прахом своим”. “Домский собор”, “Видение”, “Ягодка”, “Вздох”. К жанру затесей писатель постоянно обращается в своем творчестве.

В 1972 году В. П. Астафьев пишет свое “радостное детище” – “Оду русскому огороду”.

С 1973 года в печати появляются рассказы, составившие впоследствии знаменитое повествование в рассказах “Царь-рыба”: “Бойе”, “Капля”, “У золотой карги”, “Рыбак Грохотало”, “Царь-рыба”, “Летит черное перо”, “Уха на Боганиде”, “Поминки”, “Туруханская лилия”, “Сон о белых горах”, “Нет мне ответа”. Публикация глав в периодике – журнале “Наш современник” – шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех нор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы “Норильцы”, опубликовал ее в 1990 году в том же журнале под названием “Не хватает сердца”. Впервые “Царь-рыба” была опубликована в книге “Мальчик в белой рубахе”, вышедшей в издательстве “Молодая гвардия” в 1977 году.

В 1978 году за повествование в рассказах “Царь-рыба” В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства – рождаются новые главы к “Последнему поклону”: опубликованы “Пир после победы” (1974), “Бурундук на кресте” (1974), “Карасиная погибель” (1974), “Без приюта” (1974), “Сорока” (1978), “Приворотное зелье” (1978), “Гори, гори ясно” (1978), “Соевые конфеты” (1978). Повесть о детстве – уже в двух книгах – выходит в 1978 году в издательстве “Современник”.

С 1978 по 1982 год В. П. Астафьев работает над повестью “Зрячий посох”, изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину – в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке – деревне его детства – им написаны роман “Печальный детектив” (1985) и такие рассказы, как “Медвежья кровь” (1984), “Жизнь прожить” (1985), “Вимба” (1985), “Светопреставление” (1986), “Слепой рыбак” (1986), “Ловля пескарей в Грузии” (1986), “Тельняшка с Тихого океана” (1986), “Голубое поле под голубыми небесами” (1987), “Улыбка волчицы” (1989), “Мною рожденный” (1989), “Людочка” (1989), “Разговор со старым ружьем” (1997).

В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

17 августа 1987 года скоропостижно умирает дочь Астафьевых Ирина. Ее привозят из Вологды и хоронят на кладбище в Овсянке. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе маленьких внуков Витю и Полю.

Жизнь на родине всколыхнула воспоминания и подарила читателям новые рассказы о детстве – рождаются главы: “Предчувствие ледохода”, “Заберега”, “Стряпухина радость”, “Пеструха”, “Легенда о стеклянной кринке”, “Кончина”, и в 1989 году “Последний поклон” выходит в издательстве “Молодая гвардия” уже в трех книгах. В 1992 году появляются еще две главы – “Забубенная головушка” и “Вечерние раздумья”. “Животворящий свет детства” потребовал от писателя более тридцати лет творческого труда.

На родине В. П. Астафьевым создана и его главная книга о войне – роман “Прокляты и убиты”: часть первая “Чертова яма” (1990-1992) и часть вторая “Плацдарм” (1992-1994), отнявшая у писателя немало сил и здоровья и вызвавшая бурную читательскую полемику.

В 1994 году “за выдающийся вклад в отечественную литературу” писателю была присуждена Российская независимая премия “Триумф”. В 1995 году за роман “Прокляты и убиты” В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.

С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне “Так хочется жить”, а в 1995-1996 годах пишет – тоже “военную” – повесть “Обертон”, в 1997 году он завершает повесть “Веселый солдат”, начатую в 1987 году, – война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат – это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни.

В 1997-1998 годах в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В. П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.

В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии “За честь и достоинство таланта” Международного литфонда.

В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

“Ни дня без строчки” – это девиз неутомимого труженика, истинно народного писателя. Вот и сейчас на его столе – новые затеси, любимый жанр – и новые замыслы в сердце.

(1924-2001)

Писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, Действительный член Академии творчества..

Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края. Отец - Астафьев Петр Павлович (1901 г.рожд.). Мать - Потылицина Лидия Ильинична (1901 г.рожд.). Жена - Корякина Мария Семеновна - участница Великой Отечественной войны, литератор, автор 12 книг, в том числе «Отец», «Пешком с войны», «Липа вековая». Дети: Ирина Викторовна (1948 г.рожд.), Андрей Викторович (род. 1950 г.).

Окончил Железнодорожную школу ФЗО (1942 г.) и Высшие литературные курсы при Литературном институте им.А.М.Горького (1961г.).

После окончания школы ФЗО в 1942 году проработал четыре месяца составителем поездов на станции Базаиха и ушел добровольцем в армию. В 1942-1943 г.г. обучался в пехотном училище в Новосибирске. Весной 1943 года был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден Орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». В 1945 году после госпиталя женился на М.С.Корякиной и вместе с семьей поселился в г.Чусовой Пермской области.

После Великой Отечественной войны был дежурным по вокзалу станции Чусовой, кладовщиком, слесарем. С сентября 1950 г. по апрель 1951 г. работал подсобным рабочим на Чусовском мясокомбинате. Одновременно посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий», в 1951 г. в газете впервые был напечатан рассказ «Гражданский человек», и в этом же году В.П.Астафьев перешел на должность литературного работника газеты. За четыре года работы в газете «Чусовской рабочий» написал более сотни корреспонденций, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов. В 1958 году был принят в Союз писателей. С 1962 года на профессиональной писательской работе.

Является автором многочисленных литературных произведений: «До будущей весны» (1953 г.), романа «Тают снега» (1958 г.), повестей «Кража» (1966 г.), «Последний поклон» (1968 г.), «Царь-рыба», «Стародуб», «Пастух и пастушка», «Звездопад», романа «Прокляты и убиты», книги коротких новелл - «Затеси» и других. В 1979-1981 г.г. в издательстве «Молодая гвардия» вышло собрание сочинений в 4-х томах.

За выдающуюся писательскую деятельность присвоено звание Герой Социалистического Труда (1989 г.). В 1978 году за книгу «Царь-рыба» удостоен Государственной премии СССР, за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» удостоен Государственной премии РСФСР им.М.Горького, а в 1991 году за повесть «Зрячий посох» ему присуждена Государственная премия СССР.

В 1989-1991 г.г. - народный депутат СССР. Секретарь Союза писателей СССР (1991 г.), вице-президент ассоциации писателей «Европейский форум». Почетный гражданин городов Игарка и Красноярск. Действительный член Международной Академии творчества, почетный профессор Красноярского педагогического университета. В 1999 г. награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в крестьянской семье.

Отец - Пётр Павлович Астафьев. Мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931 . Воспитывался в семье дедушки и бабушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После окончания 6-го класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую в 1942 , работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен.

После демобилизации в 1945 вместе с женой - впоследствии писательницей М.С. Корякиной - поселился на Урале, в г. Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т.д.

В 1951 в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек» (после доработки получил название «Сибиряк»). Тяга к «сочинительству» проявилась у Астафьев очень рано.

С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий»; публиковался в пермских газетах «Звезда», «Молодая гвардия», альманахе «Прикамье», журнал «Урал», «Знамя», «Молодая гвардия», «Смена». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953 , за ним последовали книги для детей: «Огоньки» (1955 ), «Васюткино озеро» (1956 ), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957 ), «Теплый дождь» (1958 ).

В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни «Тают снега», написанный в традициях беллетристики 1950-х.

С 1958 Астафьев - член СП СССР; в 1959-1961 учился на Высших литературных курсах при СП СССР. Переломным в творчестве Астафьев оказался 1959, когда появились в печати повести «Старо-дуб» и «Перевал», рассказ «Солдат и мать». Посвященная Леониду Леонову повесть «Стародуб» (действие разворачивается в старинном кержацком поселении в Сибири) явилась источником авторских размышлений об исторических корнях «сибирского» характера. Критика упрекала Астафьева в неясности этического идеала, в тривиальности проблематики, основанной на противопоставлении «общества» и «естественного человека».

Повесть «Перевал» начинала цикл произведений Астафьева о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях - «Звездопад» (1960 ), «Кража» (1966 ), «Где-то гремит война» (1967 ), «Последний поклон» (1968 ; начальные главы). Они рассказывали о трудных процессах мужания неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 1930-е и в не менее жуткие 1940-е. Все эти герои, несмотря на то что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожи судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести». В повестях Астафьева 1960-х обнаружился со всей очевидностью дар рассказчика, умеющего увлечь читателя тонкостью лирического чувства, неожиданным солоноватым юмором, философической отрешенностью. Особое место среди этих произведений занимает повесть «Кража».

Герой повести - Толя Мазов - из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Сцены детдомовской, «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг, неожиданно объединяющихся в сочувствии и доброте.

С рассказа «Солдат и мать», по меткому определению критика А. Макарова, много размышлявшего о сущности таланта Астафьева, начинается серия рассказов о русском национальном характере. В лучших рассказах («Сибиряк», «Старая лошадь», «Руки жены», «Еловая ветка», «Захарко», «Тревожный сон», «Жизнь прожить» и др.) человек «из народа» воссоздан естественно, достоверно. Творчество Астафьева в 1960-е было причислено критикой к т.н. «деревенской прозе», в центре которой находились размышления художников об основах, истоках и сущности народной жизни.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» (1971 ; подзаголовок «Современная пастораль») была неожиданной для литературной критики. Уже сложившийся облик Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. Впервые в творчестве писателя появляется тема войны. Любовный сюжет (лейтенант Костяев - Люся) был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных.

Еще в самом начале 1970-х Астафьев утверждал право каждого человека, имевшего фронтовой опыт, на память о «своей» войне. Философский конфликт повести реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны; нравственный аспект касался отношений между солдатами. Наиболее противоречивые отклики критики были посвящены жанру и композиции повести. Кольцевая композиция повести казалась жесткой, излишне рационалистической. Выдержанные в стиле народных плачей и причитаний «увертюра» и «финал» произведения, по мнению некоторых исследователей, «не совсем сопрягаются с сюжетно-конфликтной основой повести». Критиковали эту яркую, ставшую классической повесть Астафьева и за «бытовизм», и за «пацифизм», и за пасторальность, за «дегероизацию», за «романтического» «невоенного» героя, умирающего от любви.

Повесть «Ода русскому огороду» (1972 ) - своеобразный поэтический гимн трудолюбию крестьянина, в жизни которого гармонично сочетались целесообразность, утилитарность и красота. Повесть проникнута печалью об утраченной гармонии земледельческого труда, позволявшей человеку ощущать животворную связь с землей.

Создаваемый в течение двух десятилетий «Последний поклон» (1958-1978 ) является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 1930-40-е и исповедью поколения, детство которого пришлось на годы «великого перелома», а юность - «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и честность. В главе «Бурундук на кресте», вошедшей в «Последний поклон» в 1974 , рассказана страшная история распада крестьянской семьи, в главе «Сорока» - повесть о печальной судьбе яркого и талантливого человека дяди Васи-Сороки, в главе «Без приюта» - о горьких скитаниях героя в Игарке, о беспризорничестве как социальном явлении 1930-х.

После выхода в свет «Печального детектива» (1986 ), «Людочки» (1989 ), заключительных глав «Последнего поклона» (1992 ) пессимизм писателя усилился. Мир предстал перед его глазами «во зле и страдании», полным порока и преступности. События современности и исторического прошлого стали рассматриваться им с позиции максималистского идеала, высшей нравственной идеи и, естественно, не соответствовали их воплощению. Этот жесткий максимализм был обострен болью за порушенную жизнь, за потерявшего себя и равнодушного к общественному возрождению человека.

Параллельно с художественным творчеством в 1980-е Астафьев занимается публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979 , о Сибири, куда вернулся в 1980 , составили сборники «Древнее, вечное...» (1980 ), «Посох памяти» (1980 ), «Всему свой час» (1985 ).

В 1988 опубликована книга «Зрячий посох», посвященная памяти критика А. Макарова. По своим рассказам Астафьев создает драмы «Черемуха» (1977 ), «Прости меня» (1979 ), пишет киносценарий «Не убий» (1981 ).

Роман о войне «Прокляты и убиты» (Ч.1. 1992 ; Ч.2. 1994 ) не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, его отличает удивительная даже для Астафьев резкость, страстность, категоричность авторской интонации.

В 1995 опубликована повесть Астафьева «Так хочется жить» о причудливой фронтовой судьбе и послевоенной жизни простого русского солдата Коляши Хахалина, а позднее повести «Обертон» (1996 ) и «Веселый солдат» (1998 ). Созданные в жанре социально-бытового и даже натуралистического повествования, вещи эти соединяют и уравновешивают противоречивые авторские интонации, возвращая писателя в состояние мудрости и печали. «Спасибо еще Всевышнему,- говорил Астафьев в одном из последних интервью, что память моя милосердна, в обычной жизни многое тяжелое и страшное стирается» (Литературная Россия. 2000. №4).