Образовательный портал. Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Что мы наблюдаем на рубеже веков – кризис позитивистского сознания связан с кризисом объяснения сущего в жизни.

Серебряный век (пограничность, кризисность, упадок, разрушение, перелом). Духовные контуры времени рельефно фиксируются в поэтике заглавий: «Без дороги», «На повороте» Вересаев.

Переходность, кризисность эпохи не означают ее ущербности и бесплодности. Напротив, именно это время оказывается необычайно плодовитым для развития самых ранних сфер жизни – экономики, технологии, науки, искусства.

Именно на рубеже веков в искусстве развиваются кризисные процессы, которые приводят к формированию типа так называемой массовой культуры со свойственным ей примитивизмом изображения человеческих отношений. Противовесом «масс культуре» пытается стать искусство, изначально ориентированное на узкие круги ценителей, «посвященных», искусство элитарное. Таким образом, искусство и литература становятся все более неоднородными, расколотыми на течения и группировки, разделенными на конфликтующие полюса. Усиление контактов с мировой культурой (Достоевский, Толстой, Чаковский, Дягилев, Горький).

Взаимодействие разных искусств, своего рода межвидовая диффузия. Неслучайно расцвет переживает театральное искусство – по своей природе синтетическое. Возникает и пропагандируется идеал содружества разных искусств.

Раскол литературы на 2 идейно-эстетических полюса: реализм и модернизм.

Символизм – первое течение модернизма. Толчок – лекция Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Создание 3 сборников «Русские символисты» (Брюсов). Старшие символисты, младосимволисты. Творчество в понимание символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику-творцу. Аллегорический образ – своего рода маска, за которой угадывается суть. (Блок «незнакомка»).

Акмеизм – генетически связан с акмеизмом (Вяч. Иванов «Кружок молодых»). Отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. По сути дела, акмеизм был попыткой нейтрализовать крайности символизма, унаследовав все его достижения, предметный мир должен быть реабилитирован, он значителен сам по себе, а не тем, что являет высшие сущности.

Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. Культура – сама по себе цель. Культура тождественна общечеловеческой памяти. В противоположность символизму, проникнутому «духом музыки», акмеизм ориентирован на пространственные искусства – прежде всего, архитектуру, скульптуру, живопись.

Футуризм . (будущее), одновременно развивался в Италии и в России. «Садок судей» - Бурлюк, Хлебников, Каменский. Из всех течений модернизма футуризм выделяется именно определенностью своего социального лица. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными художественными группировками 1910х гг.

Поэты «Гилей» обращаются к формам художественного примитива, стремятся к утилитарной «полезности» своего искусства и в то же время пытаются освободить слово от внелитературных задач, сосредоточиваясь на экспериментах с формой. В качестве эстетической программы выдвигает утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Весь мир пронизан искусством – тяга футуристов к массовым театрализованным акциям, раскраска лба и ладоней, культивирование эстетического «безумства». Футуризм как явление выходил за рамки собственно литературы: он воплощался с максимальной силой в самом поведении участников течения. Сознательный эпатаж обывателей. Футуризм более всего боялся равнодушия – атмосфера литературного скандала.

47. Реализм рубежа 19-20х вв.: концепция мира и человека; эстетические принципы. Общая характеристика творчества Л. Андреева.

реалистическая литература переходной эпохи (имея в виду новые литературные поколения) в целом не возвысилась до уровня своих великих предшественников. Одно из объяснений тому - особые сложности творческого самоопределения в пору коренной смены ценностей и ориентиров в стране. Но вопреки противоречиям и трудностям направление продолжало интенсивно развиваться, породив особое типологическое качество, которое возникло на почве обновленного восприятия традиций классического реализма и постепенного преодоления концепции детерминизма в натуралистическом духе. Принципиально важно и собственно художественное обновление реализма на рубеже столетий: стилевые искания, выразившиеся в решительных жанровых перестройках, в существенных видоизменениях поэтического языка. Высочайшие образцы искусства слова явило, например, творчество И. А. Бунина.

Леонид Андреев. «Кто я? - писал он Горькому в декабре 1912 г. - Для благороднорожденных декадентов - презренный реалист; для наследственных реалистов - подозрительный символист».

В русле гуманистических традиций русской классики начинал свой путь писатель. Его произведения 90-х - начала 900-х годов поведали об участи «униженных и оскорбленных», о драмах «маленького человека. Но очень скоро центральный для произведений Андреева мотив социальной обездоленности приобретает весьма расширительный смысл, становясь мотивом всеобщей человеческой отчужденности. же в ранних сочинениях писателя, когда он близок реалистам-«знаниевцам», возникают противоречия в его творчестве - метания между чувством протеста и чувством отчаяния, верой в человека и мистическими страхами. Образная система раннего Андреева, соединяющая «традиционно» реалистический и сгущенно-экспрессивный поэтический язык, тоже заключает разные возможности, которым суждено развиться в искусстве XX в., - возможность обогащения реализма путем лирической экспрессии стиля и возможность перевоплощения этой тенденции в иное, нереалистическое, качество. Самые характерные произведения писателя первой половины 900-х годов (повесть «Жизнь Василия Фивейского», рассказы «Стена», «Вор» и др.) отличаются чрезвычайной конфликтностью воссозданного бытия, катастрофическим восприятием мира. По-своему глубоко и сильно передано в этих сочинениях, лишенных внешних примет общественно-политической действительности, ощущение драматизма текущей истории в преддверии революции. «Бергамот и Гараська» (под видом умильного пасхального рассказа Андреев преподнес читателю страшную историю человека, лишенного имени человеческого. Автор как бы показывает, что «за выдуманной жизнью течет своя безрадостная жизнь» И делает он это главным образом посредством тонкой иронии, которая сопровождает его рассказ и о жизни пушкарей, и о судьбе Гараськи, и о стремлении Баргамота попользоваться даровым трудом босяка. «В заключительных строках, в трагической оглядке пьянчужки на свою жизнь мелькнуло, скользнуло что-то серьезное, глубокое, совсем непривычное для пасхального наброска, вильнула и спряталась трагически-тревожная мысль, почудилась тень чьего-то вдумчивого, умиленного и скорбного лица»). рассказе «Ангелочек» для Ивана Саввича, бывшего статистика, отца Сашки ангелочек - это мечта о чистой любви и счастье со Свечниковской барышней, мечта, служащая для героя разрывом «круга железного предначертания», куда он попал под воздействием «рока», но и не без собственных усилий. Для Сашки в ангелочке сосредоточилась не только и не столько иллюзия счастья, сколько «бунт», несогласие «с нормой» жизни. Вместе с тем дальнейшее творческое развитие Андреева предопределило не только его верность реализму и гуманистическим заветам русской классики. Он тяготеет и к созданию отвлеченно-аллегорических образов, выражающих по еимуществу авторскую субъективность.

Накануне Революции 1905 г. в творчестве Андреева нарастают бунтарские мотивы. Жизнь Василия Фивейского в одноименном рассказе (1904) – это бесконечная цепь суровых, жестоких испытаний его веры. Утонет его сын, запьет с горя попадья – священник, «скрипнув зубами» громко повторяет: «Я – верю». У него сгорит дом, умрет от ожогов жена – он непоколебим! Но вот в состоянии религиозного экстаза он подвергает себя еще одному испытанию – хочет воскресить мертвого. «Тебе говорю, встань!» - трижды обращается он к покойнику, но «холодно-свирепым дыханием смерти отвечает ему потревоженный труп». Отец Василий потрясен: «Так зачем же я верил? Так зачем же ты дал

мне любовь к людям и жалость? Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах?». Сюжет рассказа «Жизнь Василия Фивейского» восходит к библейской легенде об Иове, но у Андреева она наполнена

богоборческим пафосом, в то время как у Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» эта же легенда символизирует непоколебимую веру в Бога. «Жизнь Василия Фивейского» дышит стихией бунта и мятежа, - это дерзостная попытка

поколебать самые основы любой религии – веру в «чудо», в промысел божий, в «благое провидение».

вместе. Новое в рамках старого. Одинаковые темы звучат в творчестве писателей разных направлений. Вопросы о жизни и смерти , вере, смысле жизни, добре и зле . На рубеже XX апокалиптические настроения. И рядом с этим гимн человеку. 1903 г. Горький. Поэма в прозе «Человек». Ницше - кумир для Горького, Куприна и др. У него поднимаются вопросы о самоуважении, достоинстве и значимости личности. Куприн «Поединок». Интересен Фрейд , интерес к подсознанию. «Человек - это звучит гордо». Внимание к человеку. У Сологуба наоборот к маленькому человеку внимание. Андреев заставил воспринять мысли о гордом Человеке обыкновенного среднего обывателя и привёл его к осознанию невозможности жизни. Проблема личности. Поиск, вопросы о жизни и смерти на равных. Мотив смерти почти в каждом стихотворении. Поиски смысла и опоры в человеке, след-но встал вопрос о вере и безверии. К дьяволу обращаются не меньше, чем к Богу. Попытка понять, чего больше: дьявольского или божеского. Но начало века - это всё-таки эпоха расцвета. Высокий уровень искусства слова. Реалисты: Толстой, Чехов, Куприн, Бунин.

Писатели рассчитывали на думающего читателя . Открытое звучание авторского голоса у Горького, Блока, Куприна, Андреева. Мотив ухода, разрыва с домом, средой, семьёй у знаньевцев.

Издательство «Знание» . Принципиально ориентировалось на реалистическую литературу. Существует «общ-во грамотных». Они занимаются распространением грамотности. Там работает Пятницкий. В 1898 из этого общества выделяется изд-во «Знание» по его инициативе. Сначала издают научные произведения. Общеобразовательную литературу.

Все издательства публиковали реалистические произведения . «Мир искусства» - первое модернистское изд-во . 1898 г. И одноимённый журнал. Организатор выпуска - Дягилев. Тут символисты до 1903, а потом у них журнал «Новый путь». «Скорпион» («Весы»)в Петербурге, «Гриф» («Золотое руно») в Москве.

«Сатирикон» и «Новый сатирикон». Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный, Бухов.

Общая характеристика литературы начала века. (более подробно, для прочтения)

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.


Стремительный рывок России в развитии , столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв . литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис ". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла" . Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше). Это привело к тому , что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева , употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода , определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.

Представители литературных направлений:

Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты- индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение "Центрифуга ": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия.

Реалистические издательства:

Знание (выпуск общеобразовательной литературы - Куприн, Бунин, Андреев, Вересаев); сборники; соц. Проблематика

Шиповник (Спб) сборники и альмахи

Слово (Москва) сборники и альманахи

Горький выпускает литературно-политический журнал «Летопись» (издв-во Парус)

«Мир искусства» (модернист. Искусство; одноименный журнал) - Дягилев основатель

«Новый путь», «Скорпион», «Гриф» - символист.

«Сатирикон», «Новый сатирикон» - сатира (Аверченко, С. Черный)

На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Дата перехода от века к веку действовала магически и и воспринималась трагически. В общественных настроениях преобладали настроения неуверенности, упадка, конца истории.

Какие же важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков? Во-первых, Россия пережила три революции: революцию 1905г., Февральскую и Октябрьскую революции1917 г. Во-вторых, 1904-1905г. – русско-японская война, последовавшая за ней в 1914-1918го. Первая мировая война гражданская война.

Произошли сдвиги и в общественном сознании. Всё ярче становится неудовлетворённость рациональными основами духовной жизни. По мнению философа В.Соловьёва, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не новый этап истории, а нечто новое – либо время упадка и одичания, либо время нового варварства. Между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, т.е., по словам философа, «конец истории сошёлся с её началом».

В поисках объяснения происходящих в обществе процессов всё чаще становилось обращение к религии.

Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей. В обществе говорили о Ф.Ницше, о его идеях, связанных с обличением христианства как помехи на пути личности к её самосовершенствованию, говорили об учении философа «о воли и свободе» с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). Таким образом, упадок связан с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек».

Идеи Ницше были восприняты в русском обществе, но русские мыслители не пошли за философом до конца. Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути соединения его с языческой «радостью». В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры». Культуре придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать теургической (теург – бог, посвящённый), должна была стать способом установления мировой гармонии. Способом постижения истины.

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название серебряного века. Это определение введено в 1933г. Н.А.Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»). В литературоведении термин «серебряный век» закрепился именно за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В отличие от реалистической эстетики 19 века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощённый в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя – носителя представлений автора. Авторский взгляд утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотрудничество, звали к диалогу. Новый реализм ориентировался на русскую классическую литературу, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

Понятие «серебряный век» прежде всего связано с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, которая будет преображать мир средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику – теургу, прорицателю, пророку, способному постичь гармонию мира средствами искусства. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых были символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления.

В эстетике модернизма отразились настроения «конца века», гибели мира. Обречённости. Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Эстетическая борьба между ведущими литературными направлениями – реализмом и модернизмом - была характерна для литературы рубежа веков, хотя в глубинной основе каждого было одно – стремление к гармонии и красоте.

Модернисты, сторонники «чистого искусства», верили в божественную, преобразующую силу искусства, поэтов и художников отождествляли с пророками. Их оппоненты резко критиковали такую позицию. «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное». Однако Серебряный век не закончился 1917 годом, он продолжал существовать в скрытых Формах в поэзии А.Ахматовой, М.Цветаевой, в творчестве Б.Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-1.jpg" alt=">Литература России на рубеже 19 -20 веков ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА"> Литература России на рубеже 19 -20 веков ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 11 Б КЛАССА ШНУРКОВА А.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-2.jpg" alt="> Общая характеристика периода Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской"> Общая характеристика периода Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890 - х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-3.jpg" alt="> Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? Россия"> Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? Россия пережила три революции: -1905 года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г. , -Русско-японскую войну 1904 -1905 гг. -Первую мировую войну 1914 -1918 гг. , -Гражданскую войну

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-4.jpg" alt="> Внутриполитическая обстановка в России Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные"> Внутриполитическая обстановка в России Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. -Противоборство трех сил: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались различные пути перестройки: «сверху» , законными средствами, «снизу» - путем революции.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-5.jpg" alt=">Научные открытия н. 20 века Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных"> Научные открытия н. 20 века Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916 -1917) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью поколеблены. Идея познаваемости мира, бывшая прежде непогрешимой истиной, подверглась сомнению.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-6.jpg" alt="> Трагическая история литературы 20 века 1. В 20 -е"> Трагическая история литературы 20 века 1. В 20 -е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев и др. 2. Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо- гашенной луны» Б. Пильняка. В 30 -е годы писателя рас- стреляют. (Е. Замятин, М. Булгаков и др.) И. А. Бунин

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-7.jpg" alt=">Трагическая история литературы н. 20 века 3. С начала 30 -х годов "> Трагическая история литературы н. 20 века 3. С начала 30 -х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н. Клюев, И. Бабель, О. Мандельштам и многие другие.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-8.jpg" alt="> Трагическая история литературы н. 20 века 4. С начала 30 -х годов"> Трагическая история литературы н. 20 века 4. С начала 30 -х годов появилась тен- денция приве- дения литературы к единому методу - социалистическо му реализму. Одним из представителей стал М. Горький.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-9.jpg" alt="> Иными словами, почти все творческие люди были 20 века были в конфликте"> Иными словами, почти все творческие люди были 20 века были в конфликте с государством, которое, будучи тоталитарной системой, стремилось подавлять творческий потенциал личности.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-10.jpg" alt="> Литература к. 19 - н. 20 веков В конце XIX -"> Литература к. 19 - н. 20 веков В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. (отражение реальности, жизненной правды) А. П. Чехов. Ялта. 1903 г.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-11.jpg" alt="> Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно"> Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название "поэтического ренессанса" или "серебряного века".

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-12.jpg" alt="> Серебряный век- часть художественной культуры России конца XIX - начала XX века,"> Серебряный век- часть художественной культуры России конца XIX - начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-13.jpg" alt=">Новые течения в литературе России рубежа веков В период с 1890 по 1917"> Новые течения в литературе России рубежа веков В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-14.jpg" alt=">СИМВОЛИЗМ Март 1894 г. - вышел в свет сборник с названием "> СИМВОЛИЗМ Март 1894 г. - вышел в свет сборник с названием "Русские символисты". Через некоторое время появились еще два выпуска с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-15.jpg" alt="> СИМВОЛИЗМ Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений,"> СИМВОЛИЗМ Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России. Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892 году лекцией Д. С. Мережков- ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения". Дмитрий Сергеевич Мережковский

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-16.jpg" alt=">Основные положения течения Андрей Белый Символ - центральная эстетическая "> Основные положения течения Андрей Белый Символ - центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том, что он воспринимается как иносказание. Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных". Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-17.jpg" alt="> Основные положения течения Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "> Основные положения течения Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ - окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-18.jpg" alt="> Основные положения течения По-новому строились в символизме отношения между"> Основные положения течения По-новому строились в символизме отношения между поэтом и его аудиторией. Поэт- символист не стремился быть общепонятным. Он обращался не ко всем, но лишь к "посвященным", не к читателю- потребителю, а к читателю -творцу, читателю- соавтору. Символистская лирика будила "шестое чувство" в человеке, обостряла и утончал а его восприятие. Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-19.jpg" alt=">Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910 -х годов. (от греч. acme -"> Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910 -х годов. (от греч. acme - высшая степень чего- либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов - Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-20.jpg" alt="> Основные положения теченияпропуска слогов и Новые ритмы создаются "> Основные положения теченияпропуска слогов и Новые ритмы создаются путем А. Ахматова перестановки ударения Самоценность каждого явления «Непознаваемые по своему смыслу слова нельзя познать»

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-21.jpg" alt=">Творческие индивидуальности символистов Сжала руки под темной вуалью. . . "> Творческие индивидуальности символистов Сжала руки под темной вуалью. . . "Отчего ты сегодня бледна? " - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот. . . Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". 8 января 1911

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-22.jpg" alt="> Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил "> Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил Футуризм о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи" (Гилея - древнегреческое название части Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-23.jpg" alt=">Основные положения течения В качестве художественной программы"> Основные положения течения В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов- спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-24.jpg" alt="> В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "> В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: "Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений; "Идите к черту!" - для литературного манифеста.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-25.jpg" alt=">Пощечина общественному вкусу Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого"> Пощечина общественному вкусу Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. , и проч. с Парохода Современности. . Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. . . С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!. . Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова. Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912 г. Декабрь

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-26.jpg" alt=">Творческие индивидуальности футуризма В стихотворениях Давида "> Творческие индивидуальности футуризма В стихотворениях Давида Бурлюка "звезды - черви, пьяные туманом", "поэзия - истрепанная девка, а красота - кощунственная дрянь". В его провокационных текстах понижающие образы используются предельно максимально: Мне нравится беременный мужчина Как он хорош у памятника Пушкина Одетый в серую тужурку Ковыряя пальцем штукатурку <. .="">

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-27.jpg" alt=">Творческие индивидуальности футуризма О, рассмейтесь, смехачи! "> Творческие индивидуальности футуризма О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1910

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-28.jpg" alt="> Подведем итоги Какие исторические события переживает Россия в этот период?"> Подведем итоги Какие исторические события переживает Россия в этот период? Как развивалась литература на рубеже 19 -20 веков? Сформулируйте основные положения символизма, акмеизма, футуризма. Чем эти течения отличаются друг от друга? Назовите творческие индивидуальности каждого из литературных направлений.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-29.jpg" alt="> Сделаем выводы На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по"> Сделаем выводы На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века. Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства. В литературе развиваются различные направления. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.

Src="https://present5.com/presentation/3/15630017_267582300.pdf-img/15630017_267582300.pdf-30.jpg" alt="> Сделаем выводы Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной"> Сделаем выводы Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890 - х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Цели урока

1. Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.

2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

М.Горький.

Ход урока.

1. Вступление к уроку . На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

Серебряный век (1900-1917)

Первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

Литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Литература середины века (50-70-е годы)

Литература 80-90-х годов

Современная литература

Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Литературное направление

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

3.Модернизм (от франц. «современный»).

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

4. Соц. реализм.

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

2. Борьба идей.

3. Многопартийность.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводный урок литературы в 11 классе.

Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

Цели урока

  1. Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.
  2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

Она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

Чувство.

М.Горький.

Ход урока.

1. Вступление к уроку . На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

Серебряный век (1900-1917)

Первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

Литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Литература середины века (50-70-е годы)

Литература 80-90-х годов

Современная литература

2. Русская литература рубежа веков.

Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности…» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Литературное направление

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

3.Модернизм (от франц. «современный»).

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

4. Соц. реализм.

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

3. Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте время, в которое мы живём с рубежом 19-20 веков.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

2. Борьба идей.

3. Многопартийность.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

5. Ещё…

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

2) Мини-сочинение на одну из тем: «Рекомендую почитать», «Любимая книга современной прозы», «Меня потрясла книга» и др.