Герой нашего времени победа и поражение. Наш образец: сочинение по направлению «Победа и поражение

Ну что ж, мои маленькие читатели, продолжим наши размышления по мотивам тем итогового сочинения в 2016-2017 учебном году . Следующее тематическое направление, к которому мы обратимся (до того были Разум и чувства и Честь и бесчестие ), это Победа и поражение.

Это тематическое направление можно рассматривать через призму человеческой жизни. На мой взгляд, человеческая жизнь и есть череда побед и поражений. Для ощущения счастья нужно и первое, и второе. Наиболее важным для человека является победа над самим собой - проиграть себе лишит человека чувства жизни.

Обратимся к словарям, для того, чтобы не быть голословными в размышлениях о победе и поражении.

Словарь Д.Н. Ушакова: "Поражение - военная неудача, разгром || неудачный исход каких-н. действий, проигрыш в состязании, споре."

Словарь В.И. Даля: "Победа - от глагола "побеждать" - осиливать, одолевать, превозмогать, побора(?)ть, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; быть первым при состязании. "

Словарь Ефремовой Т.Ф.: "Победа - успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника; успех в спортивном состязании, соревновании, закончившийся поражением соперника; успех в борьбе за что-л.; какое-л. достижение в результате борьбы, преодоления чего-л." "Поражение - повреждение, нанесенное каким-л. оружием; ранение, нанесенное каким-л. оружием; полный разгром противника, выведение его из состояния боеспособности; проигрыш в спортивных состязаниях; неудача в каком-либо занятии, деле, в какой-л. деятельности".

Раскрыть тему и подкрепить собственные тезисы позволят мысли признанных мыслителей sic:

М.А. Шолохов "Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело";

А. Беляев "Ни один шахматист не выиграет партии, имея на руках одну фигуру короля против всех фигур противника";

В.И. Ленин "Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки";

Мировая литература предлагает множество аргументов любого аспекта победы и поражения:

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, Николай Ростов);

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание (поступок Раскольникова (убийство Алены Ивановны и Лизаветы) - победа или поражение?);

М. Булгаков "Собачье сердце" (профессор Преображенский - победил природу или проиграл ей?);

С. Алексиевич "У войны - не женское лицо" (цена победы в Великой Отечественной войне - искалеченные жизни, судьбы женщин)

С. Коллинз "Голодные игры" (участники голодных игр - какова цена победы в играх?).

По этому тематическому направлению мы готовили сочинение по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" . Тема сочинения была следующей: "Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение". Речь велась о том, что существуют внешние обстоятельства, в данном случае война, которым человек не может противостоять и проигрывает.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Слово о полку Игореве». А.С. Пушкин «Полтавский бой»; «Евгений Онегин». И.Тургенев «Отцы и дети». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»;«Война и мир»; «Анна Каренина». А.Островский «Гроза». А.Куприн «Поединок»; «Гранатовый браслет»; «Олеся». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца»; «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Е.Замятин «Мы»; «Пещера». В.Курочкин «На войне как на войне». Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «Не стреляйте в белых лебедей». Ю.Бондарев «Горячий снег»; «Батальоны просят огня». В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть». М.Агеев «Роман с кокаином». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» В.Дудинцев «Белые одежды». Список рекомендуемой литературы по данному направлению

3 слайд

Описание слайда:

Официальный комментарий: Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий победа » и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации: Противопоставление понятий победа » и «поражение» заложено уже в их толковании. У Ожегова читаем: «Победа – успех в битве, войне, полное поражение противника». То есть победа одного предполагает полное поражение другого. Однако и история, и литература дают нам примеры того, как победа оказывается поражением, а поражение – победой. Именно об относительности данных понятий и предлагается порассуждать выпускникам, опираясь на свой читательский опыт. Конечно же, ограничиться понятием о победе как разгроме врага в битве невозможно. Поэтому целесообразно рассмотреть данное тематическое направление в разных аспектах.

5 слайд

Описание слайда:

Афоризмы и высказывания известных людей: - - Величайшаяпобеда - победа над самим собой. Цицерон Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым. А.Линкольн Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. Э.Хемингуэй Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой. Вольфрам

6 слайд

Описание слайда:

Социально-исторический аспект. Здесь речь пойдет о внешнем конфликте социальных групп, государств, о военных действиях и политической борьбе. Перу А. де Сент-Экзюпери принадлежит парадоксальное, на первый взгляд, утверждение: «Победа ослабляет народ – поражение пробуждает в нем новые силы…». Подтверждение верности данной мысли мы находим в русской литературе.

7 слайд

Описание слайда:

«Слово о полку Игореве» – известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета – неудачный поход русских князей на половцев, организованный новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Главная идея – идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать;победа над врагами наполняет его душу горячим восторгом. Однако о поражении, а не о победе рассказывается в этом произведении древнерусской литературы, ведь именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги.

8 слайд

Описание слайда:

Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед родиной. Он зовет их защитить Русскую землю, «загородить полю ворота» своими острыми стрелами. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово» так же лаконично и немногословно, как обращения Игоря к своей дружине. Это зов перед боем. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа – это конец сражения, поражение же для автора «Слова» – это только начало битвы. Битва со степным врагом еще не кончилась. Поражение должно объединить русских. Не к пиру торжества зовет автор «Слова», а к пиру-битве. Об этом пишет в статье «Слово о походе Игоря Святославича» Д.С. Лихачев.

9 слайд

Описание слайда:

Заканчивается «Слово» радостно – возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом. История человечества состоит из побед и поражений в войнах.

10 слайд

Описание слайда:

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Рисуя события 1805-1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни. Кутузов лучше многих понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников, желание Австрии воевать чужими руками. Кутузов всячески оберегает свои войска, задерживает их продвижение к границам Франции. Это объясняется не недоверием к воинскому мастерству и героизму русских, а желанием уберечь их от бессмысленной бойни. Когда же сражение оказалось неизбежным, то русские солдаты показали свою всегдашнюю готовность помочь союзникам, принять на себя главный удар.

11 слайд

Описание слайда:

Например, четырехтысячный отряд под командованием Багратиона под деревней Шенграбен сдерживал натиск врага, “в восемь раз” превосходящий его численностью. Это дало возможность продвинуться основным силам. Чудеса героизма показало подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но нанесло ответный удар, что спасло фланговые части армии. Настоящим героем Шенграбенского сражения оказался мужественный, решительный, но скромный перед начальством капитан Тушин. Итак, во многом благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии.

12 слайд

Описание слайда:

Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Вот и получилось, что одной из причин поражения русских войск под небом Аустерлица сталапобеда при Шенграбене, не позволившая дать объективную оценку расстановки сил. Вся бессмысленность кампании показана писателем при подготовке высшего генералитета к сражению под Аустерлицем. Так, военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой, «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».

13 слайд

Описание слайда:

И все же главную причину побед и поражений русских войск в противостоянии с Наполеоном мы видим при сопоставлении Аустерлица и Бородина. Говоря с Пьером о предстоящем Бородинском сражении, Андрей Болконский вспоминает причину поражения под Аустерлицем: “Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение?.. Мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение,- и проиграли. А сказали мы это потому, что нам незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. “Проиграли - ну так бежать!” Мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, Бог знает, что бы было. А завтра мы этого не скажем”.

14 слайд

Описание слайда:

Л. Толстой показывает существенную разницу между двумя кампаниями: 1805-1807 и 1812 годов. На Бородинском поле решалась судьба России. Здесь желания спасти себя, равнодушия к происходящему у русских людей не было. Здесь, как сказано у Лермонтова, “и умирать мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой”. Еще одну возможность порассуждать о том, как победа в одной битве может превратиться в поражение в войне, дает исход Бородинского сражения, в котором русские войска одерживают нравственную победу над французами. Моральное поражение войск Наполеона под Москвой – начало разгрома его армии.

15 слайд

Описание слайда:

Гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не найти отражения в художественной литературе. Основой для рассуждения выпускников могут быть «Донские рассказы», «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Когда одна страна вступает в войну с другой, происходят страшные события: ненависть и стремление защититься вынуждает людей убивать себе подобных, женщины и старики остаются одни, дети вырастают сиротами, уничтожаются культурные и материальные ценности, разрушаются города. Но у враждующих сторон есть цель – победить противника любой ценой. И у любой войны есть результат –победа или поражение. Победа сладка и сразу же оправдывает все потери, поражение трагично и печально, но оно является отправной точкой для какой-то другой жизни. Но "в гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан).

16 слайд

Описание слайда:

История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…».

17 слайд

Описание слайда:

Нравственно-философский и психологический аспекты Победа – это не только успех в битве. Одержать победу, согласно словарю синонимов, – одолеть, осилить, побороть. Причем часто не столько противника, сколько себя. Рассмотрим ряд произведений с этой точки зрения.

18 слайд

Описание слайда:

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Он не признает чинопочитания и подхалимства: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».

19 слайд

Описание слайда:

Чацкий полон искреннего патриотизма: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Оправдать Чацкого может его ослепленность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу».

20 слайд

Описание слайда:

Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...». Сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И.А. Гончаров так оценил финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. Софья произносит: «Себя я, стен стыжусь!» Поэтому поражение Чацкого – лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе победа Чацких неизбежна». На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и взгляды героя комедии Грибоедова одержат победу.

21 слайд

Описание слайда:

А.Н. Островский «Гроза». Выпускники могут поразмышлять над вопросом о том, чем является смерть Катерины – победой или поражением. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к страшному финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского – один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой – ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, – жалуется она, – грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?».

22 слайд

Описание слайда:

Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней.

23 слайд

Описание слайда:

В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, впервые решился на протест против удушающих устоев своей семьи, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…», – восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал.

24 слайд

Описание слайда:

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшими. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное.

25 слайд

Описание слайда:

Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», – говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.

26 слайд

Описание слайда:

Базаров – фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", – размышляет он. Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них – испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне. И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился в женщину, которую высоко ценил.

27 слайд

Описание слайда:

«В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что- то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

28 слайд

Описание слайда:

Так все же – победил или проиграл нигилист Базаров? Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это ипобеда: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. А Анна Сергеевна формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но будет ли она счастлива?

29 слайд

Описание слайда:

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» – это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

30 слайд

Описание слайда:

Идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка вынуждена торговать собой, ведь иначе погибнет с голоду ее семья.

31 слайд

Описание слайда:

Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой – серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием – "тварь дрожащая" и "муравейник".

32 слайд

Описание слайда:

Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Герой разочаровывается в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "тварям дрожащим".

33 слайд

Описание слайда:

Удивительно, но Раскольников и сам не желал бы оказаться теперь победителем. Ведь победить – значит нравственно погибнуть, остаться со своим душевным хаосом навсегда, извериться в людях, себе и жизни. Поражение Раскольникова стало его победой – победой над собой, над своей теорией, над Дьяволом, который завладел его душой, но не сумел навсегда вытеснить в ней Бога.

34 слайд

Описание слайда:

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Роман этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем писатель. Одна из них – проблема борьбы добра и зла. В «Мастере и Маргарите» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда – Сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия – в Москву 30-х гг. XX века.

35 слайд

Описание слайда:

Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву. Добро и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг говорит: "Ну что же... они – люди как люди... Ну легкомысленны... ну что же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... – и громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.

36 слайд

Описание слайда:

Роман «Мастер и Маргарита» – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он – о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности. Автору захотелось провозгласить: победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама природа человеческая, не должен позволить весь ход цивилизации.

37 слайд

Описание слайда:

Конечно же, круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Главное – увидеть принцип, уяснить, что победа и поражение – понятия относительные. Об этом написал Р. Бах в книге «Мост через вечность»: «Важно не то, проиграем ли мы в игре, а важно, как мы проиграем и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя, как сможем применить это в других играх. Странным способом поражение оказывается победой».

38 слайд

Описание слайда:

Пример сочинения по тематическому направлению Победа и поражение: Подлинное поражение исходит не от врага, а от самого себя (Ромен Роллан) Поражение и неизбежно следующие за ним муки совести, укоряющие сомнения в себе, неприязнь, доходящая до отвращения к самому себе – эти чувства знакомы любому мыслящему человеку в той или иной мере. Совершивший ошибку человек и в глазах окружающих потерпел поражение, но их упреки, торжество врагов, осуждение толпы, ничто по сравнению с внутренними переживаниями. Именно упреки собственной совести становятся подлинным поражением. Внутренняя жизнь человека, его мысли, чувства, переживания, видение мира неизбежно оказывают влияние на поступки. Подчас идеи, зарождающиеся в мыслях человека, разрастаются в масштабные проекты, требующие осуществления.

39 слайд

Описание слайда:

Так, необходим небольшой толчок, побуждение, а далее, подобно снежному кому, идея обретает подробности, контуры, взращивается план, и наконец осуществляется. То, что человек ошибался, приходит после. Зачастую, приняв внутреннее поражение, человек не понимает, как вообще могло подобное прийти в голову; мысли, рефлексия – вот источник как великих открытий, так и ужасающих ошибок. Так, например, в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», изображена настоящая драма главного героя Родиона Раскольникова. Забредшая в его голову мысль о том, как спасти мир, разрастается и становится идеей-фикс, однако герой сам не до конца верит в возможность его осуществления. Вспомним сон, приснившийся ему накануне убийства. Очнувшись, он с ужасом и отчаянием восклицает: «Да неужели я возьму топор и буду вот так бить по голове?!».

40 слайд

Описание слайда:

Однако идея, словно паутина, окутывает все существо героя, случайные совпадения кажутся ему условными знаками, ненароком подслушанные разговоры в распивочной, крик за окном, невольно полученная информация на базаре, о том, что в таком-то часу старуха будет дома одна, призывно блеснувший топор в приоткрытой двери дворницкой – все это как будто подталкивает Родиона, точно чья-то рука. Благородное преступление оборачивается кровавым двойным убийством, и эта кровь ложится на совесть героя тяжким бременем, он тут же осознает, что глубоко заблуждался, что идея его потерпела крах, что он совершил ужасный, непоправимый поступок, и новые мысли, терзания обступают его. «Разве я старушонку убил? Я себя убил!», – эти пронзительные слова идут из самой глубины души героя.

41 слайд

Описание слайда:

В пьесе Александра Островского «Гроза» также показаны душевные метания главной героини Катерины Кабановой. Будучи свободолюбивой, девушка не может смириться с жизнью с нелюбимым мужем и властной свекровью. Она совершает ошибку, изменив мужу, и именно этот грех не позволяет ей жить дальше, муки совести тяжким бременем давят на нее, и в отчаянии она заканчивает жизнь самоубийством. Таким образом, наши рассуждения позволяют сформулировать следующий вывод: подлинное поражение человека происходит именно в самом нем, он сам – самый строгий судья собственных поступков

42 слайд

Описание слайда:

Сочинение: Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение («Гроза» Островский) Чтобы ответить на вопрос: "Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение?", необходимо исследовать обстоятельства ее жизни, изучить мотивы ее поступков, обратить особое внимание на сложность и противоречивость натуры героини и необыкновенное своеобразие ее характера. Катерина - натура поэтическая, исполненная глубокого лиризма. Она росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве.

43 слайд

Описание слайда:

Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе. Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови - Марфы Кабановой, которая счита-ет основой "педагогики" - страх. Ее жизненная философия - пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может "заразиться" таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул потом тещу в недостаточной строгости при воспитании дочери.

44 слайд

Описание слайда:

Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее "как ржа железо". Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность - она не желает мириться с таким положением. "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!"

45 слайд

Описание слайда:

Она испытывает потребность свободно любить и потому вступает в борьбу не только с миром "темного царства", но и с собственными убеждениями, с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков, и проснувшееся чувство любви к Борису она воспринимает как страшный грех, потому что, полюбив, она нарушила те нравственные установления, которые считала святыми. Но и поступиться своей любовью тоже не может, ведь именно любовь дает ей столь необходимое ощущение свободы. Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Поэтому она хочет освободиться от них своим публичным покаянием, но только еще больше осложняет и без того тягостное свое существование. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости.

46 слайд

Описание слайда:

Но как же жить ей дальше, если даже после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало легче. Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. Тихон не решится открыто осуждать тиранию матери, Борис - человек безвольный, он не придет на помощь, а продолжать жить в доме Кабановых безнравственно. Раньше ее хоть попрекать не могли, она могла чувствовать свою правоту перед этими людьми, а теперь она перед ними виновата. Ей остается только покориться. Но не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с "жалким прозябанием", которое ей уготовано "в обмен на ее живую душу".

47 слайд

Описание слайда:

Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны". Жить в мире "затаенной, тихо вздыхающей скорби... тюремного, гробового безмолвия...", где "нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность" для нее нет никакой возможности. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей законно, "при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет...". Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом.

48 слайд

Описание слайда:

"...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!.." - говорит Н.А. Добролюбов. И потому трагический финал драмы - самоубийство Катерины - не поражение, а утверждение силы свободного человека, - это протест против кабановских понятий о нравственности, "провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина", это "страшный вызов самодурной силе". И в этом смысле самоубийство Катерины – ее победа.

Слово победа всегда звучит величественно и царственно. Любой человек любит победу, никто не терпит поражения. Однако мужественно принять поражение – это удел сильных личностей. Победа и поражение две составляющие всегда шагающие вместе.

В русской литературе в большинстве произведений затрагивается тема победы и поражения. Литературные произведения являются отличным примером, наглядно демонстрирующим поведение героев в определенных ситуациях.
У каждого человека может быть своя победа. Каждый имеет свой предел возможностей и уровень достижения желаемого. А борьба с трудностями – это и есть настоящая победа.

Сочинение №2 Полное

Каждый человек мечтает о победе. Кто – то мечтает победить собственную лень, кто – то мечтает победить соперника, кто – то, еще каким – то способом представляет себе победу. Победа делает человека счастливее и увереннее в себе. Победа заставляет усерднее трудиться и верит в себя. Алексей Маресьев, герой повести Романа Полевого доказал свою победу несколько раз. Человек смог победить свой страх, соперника, выйди из зоны комфорта и бороться за жизнь. Человек адекватно воспринимал поражение, и именно это дало ему возможность победить неуверенность, превозмочь боль и страдания.

Победа учит нас тому, что нужно уметь воспринимать и поражение. Ведь легко завоевать победу один раз, очень трудно побеждать многократно. Побеждать – это постоянно трудиться над собой. Добиваться поставленных целей, выполнять обещания данные в первую очередь себе. Побеждать – это быть успешным, удачливым и уверенным в себе.

Самой большой победой славянской нации можно назвать победу над фашистами в мае 1945 года. Большое желание победить и освободить земли помогло народу завоевать не только славу, но и отстоять право на жизнь. Не одно поражение сопутствовало великой победе. Много боев было проиграно, много людей сдавалось морально. Но, умение адекватно реагировать на поражение заставило людей победить и доказать всему миру, что первый шаг к победе – это победа над собой, над своим страхами и неуверенностью и ленью.

Я хочу, чтобы победа над моими личными страхами предавала мне силы и уверенности. Я хочу без обид научиться воспринимать поражение. Я верю в то, что каждое поражение сможет приблизить меня к победе. А когда я буду побеждать, я постараюсь, чтобы победа всегда шагала со мной рядом и многократно делала меня счастливее.

Готовое итоговое сочинение 11 класс, аргументы

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Кролики и удавы Искандера

    Произведение по жанровой направленности относится к социально-философской сказке, близкой к стилю в виде антиутопии.

  • Описание города Глупов в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    Это небольшой городок с кучей кое-как прилепившихся хижин, теснящихся на асимметричных улицах, разбегающихся вкривь и вкось, которые после дождей становятся непроходимыми

  • Сила воли – это качество характера, дающее возможность человеку достигать поставленных целей и не отступать перед трудностями. Достижение больших высот невозможно без приложения больших усилий, умения преодолевать неудобства и лишения.

  • Сочинение Как я однажды опоздала в школу 5 класс

    Я хорошо учусь в школе, я отличница. У меня нет ни одной тройки, только пятерки и четверки. Еще, я никогда не опаздывала в школу, и вообще у меня примерное поведение. Учителя, даже ставят меня в пример, другим ученикам.

  • План Слова о полку Игореве 9 класс

    Вступление. Подготовка Игоря и Всеволода к походу. Начало похода войска.

Итоговое сочинение на тему "Важнейшая победа - победа над самим собой" направление "Победа и пораженние"

Введение (вступление):

Победа и поражение очень тесно связаны между собой.Это два важнейших составляющих жизненного пути каждого человека.Без одного не может существовать другого. Чтобы в конечном итоге придти к победе, нужно потерпеть много неудач, которые так часто встречаются в нашей жизни. Рассуждая об этих двух понятиях,как нельзя кстати подходит цитата:"Важнейшая победа-это победа над самим собой".

Комментарий: тема не раскрыта, в сочинении автор рассуждает о победе над собой, но не объясняет, что, по его мнению, значит победить себя. По первому критерию "Соответствие теме незачет".

Чтобы исправить, необходимо написать, что значит победить себя и почему это самая важная победа. Ответы на эти воппросы и послужат тезисом.

Аргумент 1:
Тема победы и поражения интересна для писателей разных эпох,так как герои литературных произведений очень часто пытаются победить сами себя,свои страх, лень и неуверенность. Например, в романе Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и Наказание" главный герой Родион Раскольников - бедный, но гордый студент. Живет в Петербурге уже несколько лет, так как приехал учиться в университет.Но в скором времени, Раскольников бросил учебу, потому что мать перестала присылать ему деньги. После этого главный герой впервые приходит к старухе-процентщице с целью заложить у нее ценные вещи. Тогда у него появляется мысль убить старуху и овладеть ее деньгами. Обдумав свои намерения, Роскольников (РАскольников) решается на преступление, но сам до конца не верит в возможность его осуществления. Убив не только старуху,но и ее беременную сестру, он одержал победу над самим собой и своей нерешительностью, как ему показалось. Но вскоре мысль о совершенном им преступлении стала тяготить и мучать его, Родион понял, что совершил нечто ужасное, и его «победа» превратилась в поражение.

Комментарий: написано много информации, не относящейся к теме. В конечном итоге аргумент сводится к тому, что победа Раскольникова оказалась поражением. Прекрасный аргумент, но к данной теме, он, к сожалению не подходит.

Речевые ошибки - с этим все в порядке, но приучи себя использовать в аргументах глаголы прошедшего времени, ты смешала настоящее время с прошедшим, что будет расцениваться как речевая ошибка. А ты можешь обойтись без них.

Нарушены пропорции сочинения, аргумент нужно немного сократить.

Аргумент 2:

Следующим ярким примером размышлений о победах и поражениях (логическая ошибка - мы рассуждаем о победе над собой) , является роман Ивана Алексеевича Гончарова "Обломов". Главный герой Илья Ильичь - русский помещик, примерно лет тридцати двух - трех (тридцати двух - тридцати трех или просто "лет тридцати") от роду. Обломов всё время лежал на диване и когда начинал читать, сразу же засыпал . Но когда знакомится (познакомился) с Ольгой Сергеевной Ильинской, которая пробуждает (пробудила) в полуграмотном Обломове интерес к литературе, герой твердо решает измениться и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Но любовь, несущая в себе потребность действия, самосовершенствования, в случае Обломова обречена. Ольга требует от Обломова слишком много, а Илья Ильич не выдерживает такой напряженной жизни и постепенно расстается с ней.Илья Ильич рассуждал над смыслом жизни, понимал, что так жить нельзя, но все равно ничего не предпринимал.Не получилось у Обломова победить самого себя. Однако и поражение его не так уж и расстроило. В конце романа мы видим героя в тихом семейном кругу, его любят, о нём заботятся, как когда-то в детстве. Это идеал его жизни, вот он чего хотел и добился. Тоже, впрочем, одержав «победу», ведь жизнь его стала таковой, какой он хочет её видеть.

Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов.

До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным семьянином, а если выпивал и начинал бранить свою жену Иринку, то тут же извинялся. Но недолго длилась его семейная идиллия. С наступлением войны его отправили на фронт военным шофером. Он был ранен, попал в плен, но во всех ситуациях оставался стойким к любым испытаниям. Враги немцы, налив ему стопки водки, приказали пить ему за их победу. Но Солоков отказался: «За свою погибель и избавление от мук я выпью» — сказал он, и, еле держась на ногах, выпил, не закусывая. Пораженные таким характером русского человека немцы стали его уважать и отпустили на свободу.

Прошагав полстраны, Соколову посчастливилось вернуться в родной Воронеж, да только вместо дома и жены с детишками он увидел лишь воронку. Вскоре постигло его другое горе: после недолгой переписки со спасшимся сыном он вдруг узнает, что Анатолий убит. Все пропало: нет дома, нет родных, есть только Победа. Как дальше жить…?

Соколов находит в себе силы жить дальше. Он не утешает себя мыслью о том, что когда-нибудь найдется женщина, которая сможет заменить погибшую Иринку, он не желает возвращаться на родину. В его сердце ничего не осталось, кроме пустоты. Однако в нем не разжигается жажда ненависти, он не хочет отомстить за все свои жизненные невзгоды и даже мысли о самоубийстве не навещают его светлую голову. Он просто продолжает жить. И, как вскоре оказывается, жить он может не только ради себя.

Соколов отправляется в российский город Урюпинск, где встречает смысл своей дальнейшей жизни. Мальчик со светлыми, как небушко, глазами, в одночасье смог заменить ему всех родных людей. Ванюшка был сиротой и бродил по улицам в поисках очередной арбузной корки, чтобы не умереть с голоду. Этот мальчик, не ведавший о настоящем горе, которое постигло Андрея Соколова, признает в нем своего отца, стоило только Соколову сказать: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?… Я – твой отец». Так и нашли друг друга два больших, чистых, любящих и преданных друг другу сердца.

Андрей Соколов является истинным примером человека с несгибаемой силой воли. Он храбро продержался и в военное, и в мирное время, не потерял своего человеческого лица и открыл свое сердца маленькому человечку, которому это было так необходимо.

    • План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • Каждый ученик мечтает о самой лучшей и самой необычной школе, но для каждого эта школа абсолютно различна. Так какая же она, школа моей мечты? Во-первых, в школе моей мечты все классы огромные, чтобы можно было во время переменок побегать по ним без всяких затруднений! Во-вторых, школа моей мечты оснащена по последнему слову техники: мне не нужно таскать тяжелые книжки, они все скачаны на новый планшет, зеленая доска уступила место электронной, на которой так просто рисовать стилусом, а еще у меня есть […]
    • Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По […]
    • «Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию. А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед со­бой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному пере­устройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви. Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра­гическое звучание этой темы. В поэме «Человек» - страдания человека, пережив­шего неразделённую любовь. «И толькоболь мояострей -стою,огнём обвит,на несгорающем костренемыслимой […]