Сообщение "любовь в жизни обломова". Сочинение «Любовь в жизни Обломова

Роман «Обломов» был написан в 1859 году. «Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе, но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова»,- пишет Добролюбов.
«Это был человек лет тридцати двух–трех отроду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…На нем был халат без малейшего намека на Европу…Лежание у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальный состоянием».
Обломова совершенно не привлекают ни светские утехи, ни карьера. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни. Но Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Истоки характера Обломова становятся ясны из его сна. Герою снится патриархальная Обломовка – место, где он рос и воспитывался, где произошло становление его характера. «В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни»,- пишет Добролюбов.
В романе Гончарова показаны два женских образа, противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны.
«Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрее, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке или литературе: говорила она мало, и то свое, неважное – ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись». Таким предстает перед нами образ Ольги Ильинской. Она пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным. Любовь к ней пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкой халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, не некоторое время халат исчезает из поля зрения. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: « Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы с ним. Я любила будущего Обломова!». Поэтому она рассталась с Обломовым и нашла свое счастье в Штольце.
Антипод Ольги – Агафья Матвеевна. Отчество Матвеевна неслучайно; во-первых, оно повторяет отчество матери самого автора романа; во-вторых, Матвеевна послана Обломову, с его «робкой, ленивой душой», как дар, как воплощение его мечты о покое. Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку; видно, что она не прибегала ни к какому искусству» Таким предстает перед нами образ Агафьи Матвеевны. Только она способна дать Обломову спокойствие, любовь, понимание. Агафья Матвеевна сравнивает Обломова с ее покойным мужем и с Тарантьевым, но он, по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения, позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой. Она не стремится к любви, не добивается ее любыми способами, а ждет, когда она придет сама. Ольга Ильинская же стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.
Ольга требовала от Обломова перемен во внутреннем мире, но сам Обломов говорит: «Я терпеть не могу перемен», а Агафья Матвеевна приняла его таким, какой он есть. Агафья Матвеевна ближе к идеалу Обломова. И ленивый Илья Ильич предпочитает возвышенной Ольге прозаичную, приземленную Пшеницыну. Обломовщина оказалась сильнее любви.
Обломову Пшеницына напоминала картину детства, деревню Обломовку. Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала. Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла, за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство, за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило». Может, он любил Агафью Матвеевну, но эти чувства были дружеские, она стала ему матушкой. Его удовлетворяло и то, что она ухаживает за ним, лелеет, такую жизнь он видел в своих мечтах.
Женившись на Агафье, Обломов не поменял своего отношения к ней, он также с дружеской признательностью благодарил ее, ведь она внесла в его душу спокойствие и умиротворенность, чего он так долго искал. Казалось, он опять вернулся в Обломовку, где жители отделились от внешнего мира, где царит тишина и вечный сон, который окутывает и оставляет в своих объятиях Обломова.


Любовь в жизни Ильи Обломова

…В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь, для которой еще стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерить: это любовь.

Для сочинения я выбрал тему "Любовь в жизни Обломова".

Я считаю, что каждый человек, независимо от своих личных пристрастий ищет это странное чувство - любовь. Любовь это необыкновенная сила, способная воскресить мертвую душу человека. Она спокойно может изменить жизнь, как в лучшую, так и в худшую сторону. "Любовь - это игра, в которой всегда плутуют" - так рассуждал французский писатель О. Бальзак.

Любовь может толкнуть на преступление или на безумие, а можно с её помощи можно совершить кое - что замечательное прекрасное. "Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь" - И.С. Тургенев. Любовь всегда приходит внезапно. Она врывается в жизнь и переворачивает её. "Любви все возрасты покорны".

Неважно; что ты молод или уже многое познал и пережил. Любовь - это прекрасное чувство, настоящее чудо жизни. И во многих произведениях литературы писатели отражали её в жизни своих героев. Так и Гончаров пытается объективно раскрыть в своём герое вопрос: "что есть любовь в жизни Обломова?".

Обломов впервые влюбился, когда ему было за тридцать лет. Это была любовь к Ольге Ильинской. Познакомились они при содействии Штольца, который привёз Обломова в дом к Ольге Ильинской. Ольга сразу привлекла внимание Ильи Ильича, которому что не было в ней "ни жеманства, ни умысла, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Если бы её обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии". Кроме того, в Ольге ясно был виден интеллект. Обломова потрясло пение Ольги, в которое она вкладывала всю свою душу. Обломов воспринимает всё сердцем, а не разумом, он просто не мог остаться равнодушным.

Он полюбил эту девушку, и любовь заняла первое место в его в его жизни. Ольга тоже полюбила Обломова. Сначала она хотела разбудить его, заставить вести деятельную жизнь. Но незаметно для себя она полюбила Илью Ильича. Полюбила, так как увидела за внешней ленью и неподвижностью чистую душу Обломова, его доброе сердце. Привлекает Ольгу и детская непосредственность, мягкость, восприимчивость Обломова. Их любовь необыкновенно романтична.

Это лето, дача, парк, аллея, ветра сирени, поцелуй. Романтическая любовь не может быть с счастливым продолжением, она разбивается о реальную действительность. Но что - то есть странное в их любви. Может быть, всё из-за того, что Ольга и Илья - совершенно разные люди, слишком уж не сходятся их представления о жизни. Обломов представляет своё будущее в тихой семейной жизни, прогулках по саду, приятных беседах за чашкой чая, встречах гостей.

Для Ольги же жизнь - непрерывное движение вперёд. Ольга обладает жизненной энергией, возможно, именно поэтому ей и удаётся заставить Обломова скинуть свой халат, пусть даже и не навсегда. С ней Обломов нагоняет всё то, что он упустил во время своего "сна" он читает книги, газеты, общается с людьми постепенно втягивается в общественную жизнь.

В своём романе Гончаров хорошо раскрывает тайну любви Обломова к Ольге. Ольга любила Обломова, потому что хотела любить, а как ей было разобраться в своих чувствах, если не было рядом более опытного друга. Вот она и приняла симпатию за любовь. Ольга не хочет выходить замуж за Обломова, пока он не поправит дела. Обломов же не может это сделать. Он оттягивает свидание с Ольгой, опасаясь мнения окружающих. И поэтому нельзя сказать, кто из них виноват.

Однако Илья Ильич полюбил Ольгу всерьёз в этом - то и заключалась вся жестокость происшедшей нужду ними драмы. В прощальной сцене Ольга жестоко упрекает Илью Ильича, она эгоистична, но говорит правду, а правда не всегда приятна нам. "Я наказана, я слишком понадеялась на свои силы - вот в чём я ошибалась, а не в том, что ты ещё можешь ещё жить для меня - а ты уже давно умер ". "Я не могу стоять - ноги дрожат. Теперь не сделаю ничего, ни шагу, даже не пойду в Летний сад; всё бесполезно ты умер!".

Ольга любила "будущего" Обломова, которого они создали вместе со Штольцем. Обломов же не мог стать таким, и разрыв между ними неизбежен. У каждого из них своя жизнь. А ту любовь, которую Обломов испытал к Ольге, конечно, её трудно забыть, но жизнь сама постепенно входит в своё русло. Спустя некоторое время в судьбе Обломова встречается другая женщина, которая любит его беззаветной, жертвенной любовью, и все заботы о нём берёт на себя - это вдова Агафья Матвеевна.

Я всё время задаюсь вопросом: "Какую роль любви она играет в жизни Обломова?". Вспоминая её образ, можно с уверенностью сказать, что она живое воплощение его идеала. Обломова она привлекает своей непрерывной деятельностью. В ней есть какая - то русская красота. Агафья Матвеевна в отличии от Ольги не блещет особым умом и не умеет так чудно петь "Casta Diva", но, полюбив Обломова раз, она готова отдать ему всю свою жизнь. Возможно, её привлекало, то, что Обломов - настоящий барин, может, она разгадала мягкость, доброту.

Агафья Матвеевна любит Обломова за то, что у него "походка свободная", речь его приятная, лицо красивое, за то, что Обломов просто добр к ней. Агафья Матвеевна намного проще Ольги, но лишь с этой женщиной находит своё человеческое счастье Обломов. В доме на Выборгской стороне Агафья Матвеевна берёт на себя все хозяйственные хлопоты Ильи Ильича.

Для Ильи Ильича это было осуществлением его мечты. Он начинает жить так, как ему нравится: лежать на диване, есть, пить, спать стало намного приятнее и удобнее, чем вечно "крутиться" на службе, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт. Волков, чем писать обличительные статьи, как Пенкин. Его жизнь потекла спокойно, без внешних волнений и беспокойств, "Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение в тень от жара, под кров от дождя и ухаживает за ним и лелеет".

В сущности, можно сказать, что дом на Выборгской стороне - та же Обломовка. Халат был снова починен, заштопан, выстиран и водворён на своё на своё законное место, то есть на барина Илью Ильича. За рыбой присматривал верный глаз хозяйки, чтобы она, не дай бог, не переварилась, зелень в салате была самая свежая. Пыль с зеркала и со стульев сметена. Комната всегда находилась в чистоте со свежим утренним запахом.

Возможно человеку со столь высокими мыслями, которые "бродили" в голове Обломова, вдруг согласится с жизнью Выборгской стороны? Что могло заставить барина полюбить простую женщину, вдову коллежского асессора, которая ничего не умела, кроме как сделать жизнь любимого человека очень уютной? Однако этому обстоятельству есть одно объяснение. И я постараюсь раскрыть эту загадку.

Мне кажется, после того, как Илья Ильич расстался с Ольгой Ильинской, сердце Ильи Обломова разбилось на куски, которые уже не могли, собравшись воедино, породить высокие чувства, мечты и желания. Но несправедливо было бы сказать, что Обломов умер для всех благородных и великих целей, похоронив себя заживо на Выборгской стороне.

Просто всё время, когда кто - нибудь заставлял его вспомнить о пережитой традиции, разбитое сердце его ныло и болело, поэтому с каждим разом он всё высокие стремления в нём поросли бурьяном, одинокие ветви полыни калыхались над однажды забытыми и никогда уже не вспоминаемыми мечтами.

Всё, казалось бы, заросло, залилось, покрылось налётом времени. Лишь одно осталось нетронутым в Илье, чистым и ясным, каким и было на протяжении многих лет. Чудом этим была душа Обломова, не запылившаяся и прозрачная, как хрустальный сосуд, внутри которого живая вода.

Любовь в жизни Обломова была как трагична, так и прекрасна. Трагичность заключается в его разрыве с Ольгой Ильинской, которая привела его ко внутренним переживаниям. А прекрасна потому, что он наконец - то обрёл счастье вместе с Агафьей Матвеевной, но, а счастье его заключается в покое и смирении. В результате их любви на свет появляется маленький Андрюшка, которого Штольц берёт к себе на воспитание, и, наверное, сделает из него "будущего " Обломова.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Роман Гончарова «Обломов» повествует о судьбе «лишнего» человека Ильи Ильиче Обломове, персонаже мечтательном, рефлексирующем, живущем в мире собственных иллюзий. Произведение интересно своей многогранностью, неоднозначностью суждений, яркими образами и широтой раскрытых автором вопросов. Особого внимания требует тема любви в «Обломове», раскрытая Гончаровым с разных ракурсов на примере отношений главных героев.

Обломов и Ольга – любовь как недостижимость

Центральной историей любви в романе «Обломов» Гончарова становятся отношения между Обломовым и Ольгой. На первый взгляд, персонажи имеют много похожих черт – они оба мечтательны, романтичны, видят прекрасное в каждом проявлении природы и тонко чувствуют каждое мгновение. Однако если Ольга направлена к внешнему миру и живет днем сегодняшним, то Обломов, даже несмотря на кажущийся выход из застоя, продолжает существовать в своем привычном, комфортном мире иллюзий. Их любовь – любовь поэтичная, возвышенная, в какой-то мере даже христианская, но с самого начала обреченная на разрыв.

Долг и любовь

Для Ольги ведущим в ее чувствах оставался долг, некая практичность даже в столь иррациональном чувстве, как любовь. Девушка не готова была принять увальня Обломова таким, как он есть, продолжая вытаскивать его из «болота обломовщины» – «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Многие исследователи сравнивают Ольгу с образом светлого ангела-спасителя, который помогает человеку изменить свою жизнь к лучшему. Однако девушка не учла, что полюбила не реального Обломова – инертного, апатичного, безинициативного и при этом уже полностью состоявшегося мужчину, а некий образ милого тихого добряка-мечтателя, который навеял ей Штольц. Сквозь розовый флер любви девушка не понимала, что все ее попытки изменить возлюбленного тщетны. Осознание приходит к Ольге только когда Обломов, узнав, что уже пришло время заявить об их отношениях общественности, отодвигает дату свадьбы еще на год. Девушка наконец увидела, что ее любовь – все, что она делала для Ильи Ильича, было бесполезным и Обломов не желает меняться и идти вперед даже ради своей возлюбленной.

Любовь и мир иллюзий

Первая любовь Обломова в романе «Обломов» могла бы стать для героя новым шагом вперед и вырвать из порочного круга «обломовщины», но произошла с героем слишком поздно, когда даже ради высокого, светлого чувства он не желал отказываться от привычной жизни и – самое главное – от собственных мечтаний и иллюзий. Любовь Ольги и Обломова – красивая история нежных, высоких чувств, которая зарождается на фоне весенней природы – символом их отношений становится хрупкая ветка сирени. Романтизм и поэтичность чувств возлюбленных рано или поздно должны были перейти на новый уровень – уровень быта, той самой «обломовщины».

Тем не менее, Ольга для Обломова оставалась прекрасным, светлым ангелом, далеким от семейной жизни – неким прообразом прекрасной дамы средневековых рыцарей, восхищающей и вдохновляющей на подвиги (изменения себя), но обязательно далекой и недоступной. Именно поэтому Обломов всячески отодвигает дату их свадьбы. Он, не осознавая того, боится, что весенний флер их чувств рассеется, и они поймут, что любили не друг друга, а идеализированные образы. Это и происходит при расставании – Обломов соглашается со словами Ольги, что не сможет измениться и жить новым днем, постоянном меняясь и стремясь вперед.

Любовь Ольги и Обломова была чувством стихийным, не зависящим от героев. Даже то, что она началась весной и окончилась осенью, указывало на быстротечность этого чувства, умирание его вместе с природой – и как на смену зиме приходит весна, так и на смену страданиям героев об утраченной, но иллюзорной любви, приходит новое, не менее важное чувство.

Обломов и Пшеницына – любовь как обожание

Отойти от душевного потрясения Обломову помогает Агафья Пшеницына – хозяйка квартиры, в которой на тот момент жил Обломов. Тихая, спокойная, хозяйственная женщина становится для Обломова идеалом того женского начала, которое он почерпнул из детских воспоминаний в Обломовке и, возможно, сравнивал со своей матерью. Именно Агафья создает вокруг Ильи Ильича атмосферу долгожданной и желанной «обломовщины», спокойного, полусонного семейного счастья, покоя и созидания, словно застывшего на месте и прерывающегося только теми самими «обломовскими» обрядами – приемами пищи и праздниками.

Пшеницына относится к Илье Ильичу с обожанием, она готова на все ради своего мужа, ради его душевного комфорта и спокойствия – даже вопреки указаниям врача о необходимости соблюдения диеты, Агафья продолжала готовить Обломову его любимые кушанья, словно дополнительно отгораживая его от реальных проблем и окутывая сонной паутиной «обломовщины». Изображая заботу Пшеницыной, автор раскрывает такую проблему любви, как чрезмерное обожание, приводящее к неосознанному «умерщвлению» объекта любви – как в душевном плане, так и в физическом.

Штольц и Ольга – любовь как дружба

Особого внимания для анализа темы любви в романе «Обломов» Гончарова требует история отношений Ольги и Штольца – двух старых друзей, которые хорошо и давно понимали друг друга, восхищались друг другом и имели схожие взгляды на мир. Не удивительно, что после расставания с Обломовым Ольга находит утешение именно в отношениях со Штольцем. Андрей Иванович является полной противоположностью Обломова – человеком, который воплощал в себе мечты девушки об идеальном возлюбленном, с которым каждый новый день можно сделать непохожим на предыдущий, которого не нужно тянуть за собой и которым она будет восхищаться до конца жизни. Однако выйдя замуж за Штольца, девушка часто тоскует по тому, что нашла в Обломове и чего нет в Андрее Ивановиче – мечтательности и поэтичности, столь важных для Ольги. Их отношения остаются нежной любовью двух друзей, прекрасно понимающих друг друга, но не дающих друг другу полного ощущения счастья.

«Обломов» как роман о любви

В романе «Обломов» Гончаров раскрывает разные, в какой-то мере противоположные воплощения любви – основанной на дружбе, обожании и даже собственных фантазиях. Тонкий авторский анализ контрастирующих, но дополняющих друг друга образов любви, позволяет не только раскрыть автору неожиданные стороны персонажей, но и помогает читателю лучше понять суть этого великого чувства как в гениальном романе, так и в собственной жизни.

Описание истории любви Обломова к Ольге, обожания Обломова Пшеницыной и любовных отношений других персонажей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Тема любви в романе Гончарова «Обломов»».

Тест по произведению

Любовь - это чувство необыкновенной силы, способное “воскрешать” души, изменять людские жизни, сподвигнуть на преступление или наоборот, на прекрасный поступок. Любовь не зависит от предпочтений, возраста, опыта. Это волшебное, неземное чувство описывали многие авторы. Так и Гончаров в своем произведении "Обломов" намерен максимально раскрыть в своем главном герое вопрос: “что же есть любовь?” на примере главного героя.

Первая любовь Обломова была поздней, ему на тот момент уже было за 30 лет. Он влюбился в Ольгу Ильинскую, с которой познакомился при содействии Штольца, привезшего Обломова в ее дом. Хозяйка привлекает внимание Ильи Ильича буквально с первого взгляда, с первой встречи. Высокий интеллект Ольги также был буквально на лицо. Обломов был потрясен пением этой женщины, которая выкладывала в свое творчество всю душу. И поскольку герой произведения воспринимает окружающий мир не разумом, а сердцем, он не смог сохранить равнодушие.

Илья Ильич полюбил Ольгу, и эта любовь в его обыденной жизни сразу же занимает самое главное место. И она, казалось, даже была взаимной. Вначале Ольга пыталась “разбудить” возлюбленного, чтобы заставить его вести привычную ей деятельную жизнь, но после сама не заметила, как полюбила этого человека всей душой. Ольга смогла разглядеть незапятнанную душу и добрейшее сердце за внешними неподвижностью, необщительностью, ленью. Такие его качества, как мягкосердечность и непосредственность привлекают Ольгу.

Любовь пары необычайно романтична: летняя пора, парки, аллеи, сирень, поцелуи. Однако романтика, к сожалению, не может длиться бесконечно, она неизбежно разбивается о реальность действительности. Илья и Ольга не сходятся в своих представлениях о жизни, они совершенно разные люди. Для Обломова идеальное будущее - тихая семейная жизнь, прогулки по саду, приятные задушевные беседы за чаем, много гостей. Для Ольги же - жизнь представляется непрерывным движением вперед, достижением новых побед, покорением вершин. Ее жизненная энергия на время заражает и Обломова, с ней ему удается настигнуть упущенное, пусть эти перемены и временные. Он начинает читать книги, больше общаться с людьми, постепенно втягиваясь в жизнь общества.

Гончаров в своем романе подробно раскрыл тайну любви Ильи к Ольге. Ольга, как со временем поняла, по неопытности спутала симпатию с истинной любовью. Замуж за Илью она не собирается, пока он не добьется успеха в жизни. Потому он, со своей стороны, начинает оттягивать свидание. Ему чужда такая жизнь. Трагедия любви заключалась в том, что Илья действительно полюбил Ольгу.

(Кадр из фильма Н. Михалкова "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". Ольга - Елена Соловей, Обломов - Олег Табаков )

В прощальной сцене Ольга рассказывает правду о своих чувствах. Эта правда жестока, но необходима. Она признается, что была влюблена в образ “будущего” Ильи, который придумала сама. Разрыв становится неизбежен.

Спустя время, Обломов встречает другую женщину - Агафию Матвеевну, которая любит его беззаветно и жертвенно, беря на себя все заботы. Такая женская любовь - воплощение идеала. И хоть Агафья не блещет таким умом, как Ольга, и не умеет так прекрасно петь, она готова отдать ради Ильи жизнь. И с этой женщиной герой находит истинное счастье. Однако когда что-нибудь заставляло его вспоминать о пережитой любовной трагедии, его разбитое на кусочки сердце снова болело.

Любовь в жизни Обломова одновременно была трагичной и прекрасной. Он обретает истинное счастье, которое заключалось для него в покое и смирении.

Считается, что любовь преображает человека. Истинное чувство помогает высветить в человеческой личности все лучшее, что в ней заложено природой, воспитанием, прожитыми годами. Так ли это в случае Обломова - героя одноименного романа Гончарова?

Кто он, наш герой? Русский барин, которому в момент знакомства с ним читателей около тридцати двух-трех лет, «приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Инертность, апатия, боязнь всякой деятельности - вот результат воспитания, когда мальчика растят, как «экзотический цветок в теплице», не позволяют шага шагнуть самостоятельно, изнеживают и балуют сверх всякой меры. Учение вызывает тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при первом же удобном случае.

Любимое времяпрепровождение выросшего Обломова - лежание па диване в пустых мечтаниях и сладкий сон. Он мучается от сознания т ого, что у него не хватает силы воли, чтобы сдвинуться с места, и он просит своего деятельного друга детства Штольца помочь ему: «Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь». Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, а уезжая за границу, «завещал Обломова ей, просил приглядеть за ним, мешать ему сидеть дома». Так в жизнь Ильи Ильича Обломова входит Ольга.

Она не была красавицей. «Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». Ольга - чужая в своей семье, но в ней есть ум и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. И Обломов воспринял Ольгу как воплощение некой мечты, увидев в ней отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую.

Их отношения позволяют нам глубже понять характер Обломова. Что же находит в нем Ольга? Она видит отсутствие цинизма, способность к сомнению и сочувствию. Она ценит его ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые чужды и ей. Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: поэтически расцветающая любовь и «просветительская» миссия Ольги. Ей хочется помочь этому болезненно неспособному к действию человеку. Она мечтает, что «укажет ему цель, заставит полюбить все то, что он разлюбил...». Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о своем влиянии на Обломова, о своей «миссии». Ей нравится сознавать себя в роли «просветительницы»: ведь она, женщина, руководит мужчиной! Любовь станет для нее долгом, а потому уже не сможет быть ни безоглядной, ни стихийной. Полюбить, чтобы перевоспитать, «из идейных соображений» - такого в русской литературе еще не было. Влюбленность Ольги - своеобразный эксперимент. Но почему-то этот эксперимент заставляет чаще биться ее сердце. «Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета: считала это уроком, назначенным свыше».

Такова в своей любви Ольга Ильинская, а что же Обломов? При первой же встрече он сам не свой: его беспокоит ее взгляд, и он гадает, почему она так смотрит на него. Он не может лгать и с досадой на самого себя признается, что немного ленив. И чем дальше развиваются отношения молодых людей, тем искреннее становится он. Меняется весь образ его жизни: он с удовольствием ходит в гости к Ильинским, завороженно слушает пение Ольги, много и подолгу гуляет, он не ужинает и забыл о послеобеденном сне. Ему стыдно перед самим собой за то, что он не читает, - он берется за книги. Обломов вдруг осознает ненужность, бесцельность своего существования.

Как со всяким влюбленным, с ним постоянно образ любимой. «А Обломов, лишь проснется утром, первый образ в воображении -образ Ольги, во весь рост, с веткой сирени в руках. Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал - она тут, тут». Он следил теперь за своей одеждой. Беззаботность покинула его в тот момент, когда она первый раз для него пела. «Он уже жил не прежней жизнью...» Он делает вывод: «Любовь - претрудная школа жизни». Но все эти изменения не выходили «из магического круга любви», а дело оставалось лишь намерением.

Молодым людям не суждено быть счастливыми, потому что Ольга любит Обломова не такого, какой он есть, а такого, каким хочет его сделать: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и гибнешь!»

Мучительно расставание героев. Ольга, искренне любящая Илью, вложившая столько сил в его воскрешение к активной жизни, оплакивает и свой душевный труд, пропавший даром, и свои воспоминания о прогулках в парке, ветке сирени, обо всем том, что приросло к сердцу. Отрывать все это невыносимо больно. Но она не в силах принять (и трудно винить ее в этом) ту малость, которую только и может предложить Обломов: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего».

Почему же не складываются отношения у молодых людей? Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен хотя бы ради их будущего семейного счастья решиться на дело. Но на дело воли у Обломова нет. Он сам знает имя зла, которое губит его любовь, рушит возможное счастье. Имя этому злу - обломовщина.

Если Штольц - антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги. Различны их социальный круг (одна - дворянка, другая - мещанка), социальное положение (незамужняя девица и вдова с детьми), уровень образования. Но главное их отличие в психологии восприятия своего женского предназначения. Ольга стремилась быть ведущей по отношению к мужчине, а Агафья Матвеевна - существо, подчиненное даже такому безвольному человеку, как Илья Обломов.

«Идейной» любви новой женщины противопоставлена душевная, сердечная, традиционная любовь, о которой можно сказать, что она стара как мир.

Робкая, застенчивая, забитая, подвластная братцу, Агафья тем не менее сразу же вызывает симпатию у Обломова: «У ней простое, но приятное лицо... должно быть, добрая женщина!»

По мнению Штольца, Пшеницына есть чудовище, погубившее Обломова. Но для многих читателей в Агафье Матвеевне гораздо больше женского, нежели в Ольге. Этот образ «простой бабы» довольно убедителен, потому что в нем нет ничего идеального. Напротив, он написан с помощью множества бытовых деталей и вне быта просто немыслим. В Пшеницыной больше женского не потому, что у нее локти соблазнительны, что она образцовая хозяйка и в этом ее призвание, а в том, что она умеет любить тихо, без высоких слов, без впечатляющих жестов, но любить беззаветно, забыв саму себя. О таких женщинах говорят, что изо дня в день они совершают подвиг любви. У нее нет ни какой-либо программы спасения Обломова, ни самолюбия. Просто в вечных хлопотах по дому предугадывает она каждое желание любимого. Она способна на самопожертвование. Когда Илья Ильич болел, она просиживала у его постели, не сводя с него глаз, бежала в церковь, чтобы подать записочку с его именем.

Удивительным лиризмом проникнуты строки о скорби Агафьи Матвеевны после смерти Ильи Ильича: «Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда... Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно... На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего было ей желать больше, некуда идти...» После смерти Обломова она превратилась от горя в тень, «все прочее умерло для нее, кроме Андрюши».

Агафья не спасла Обломова и не погубила его. Можно сказать, что она создала для него подобие счастья. Можно - что она дала ему столько счастья, на сколько оставалось у него душевных сил. Она дала Обломову возможность умереть в той тишине, из-за которой он так упорно враждовал с жизнью.

Образы экспериментирующей деловой женщины Ольги Ильинской и щедрой душой Агафьи Пшеницыной - два настолько различных типа женщин, что сравнение их вряд ли корректно. Каждая по-своему типична, у каждой есть свои достоинства и свои недостатки. Неясно только: типичны они были вчера или типичны и по сей день. Если разобраться, вопрос о том, какой быть женщине в отношениях с мужчиной, в семье, остается открытым и сегодня. И женщины типа Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной находят и ныне своих почитателей. Каждому, как говорится, свое.