Культурные особенности. Грузинские традиции

Несмотря на близость Турции и Персии, культура Грузии не была видоизменена, напротив, грузины в большой мере тяготеют к Европе. 19 век характеризуется культурным подъемом и созданием уникальных литературных произведений. К середине 19 века культура , а именно грузинская драматургия находится на высоком уровне развития. Так, первый художественный фильм Грузия представила в начале 20 века.

Религия Грузии

Грузины исповедуют православное христианство, кстати, выстроена таким образом, что, несмотря на почитание христианства в стране спокойно относятся к приверженцам других религий. Многие жители Грузии являются мусульманами, а некоторые исповедуют ислам суннитского потока. Кроме того, небольшая часть населения является католиками.


Экономика Грузии

Если провести сравнительный анализ, то можно сделать вывод, что в 21 веке, по сравнению с 20 находиться на высоком уровне. В стране развит экспорт товара: осуществляются поставки металлолома, оборудования, химикатов и другой продукции. Также развит и импорт товара: топливо, техника, продукты питания и медикаменты.


Наука Грузии

Конец 17 и начало 18 века характеризуется подъемом массой открытий, поэтому можно смело утверждать, что именно в этот период начала процветать. В советский период в стране была создана целая сеть исследовательских центров, учреждений науки и институтов. В 1918 году были открыты двери Тбилисского университета, в 1933 год был основан Математический институт им. А.М. Рамзадзе, а в 1935 году был организован Институт физики.


Искусство Грузии

Для большинства туристов, наиболее привлекательным является . В становление культуры страны огромный вклад внесли великие художники, поэты, кинематографисты, музыканты и драматурги.

Впервые литературные произведения начали появляться еще в 5 веке до нашей эры, а музыкальные композиции более 15 веков назад. Многие литературные произведения переведены на русский язык и признаны истинными шедеврами. Кинематограф появился в стране в начале 5 века, так первый фильм был представлен вниманию общества в 1912 году, что поставило Грузию в один ряд с ведущими странами мира


Кухня Грузии

Наверное, нет таких людей на свете, которые бы не знали, что богата невероятно вкусными, пикантными и оригинальными блюдами. Грузинская кухня – самобытная и уникальная – она завоевала огромную популярность в мире, кроме того некоторые блюда, к примеру, суп харчо, шашлык и хинкали стали интернациональными.

В стране немало и общенациональных блюд, к примеру, здесь готовят уникальным способом мясо на вертиле – грузины называют его «мивади». Из сыров выпекают вкуснейшие пироги, которые являются традиционным блюдом. Особенной популярностью пользуется вкуснейший бульон сдобренный чесноком – хащи, который готовят из говядины. География Грузии повлияла на формирование уникального обычая: при любом приеме пищи к столу подается зелень и овощи. Также главным компонентом грузинских блюд является приправа хмели-сумели, которая придает блюду более пикантный вкус.


Обычаи и традиции Грузии

Человек, который познал знает, что такое настоящее гостеприимство. У грузин принято уважать каждого гостя, создавать для него все лучшие условия и щедро накрывать стол. Так, принято накрывать для гостя стол разносолами и щедро подкладывать ему в тарелку пищу, но есть и тут обычай – вкушение пищи для такого народа – это настоящая процедура, при которой не принято отвлекаться на посторонние темы. Именно гостеприимство является устоявшейся традицией, ведь гостей в стране любят, уважают и относятся к ним с почтением.

Прекрасной традицией является проведение свадьбы. Церемония бракосочетания – это настоящее событие, ведь представители двух огромных семей становятся близкими родственниками. Грузинская свадьба никогда не бывает маленькой, ведь на нее принято приглашать абсолютно всех без исключения родственников. Не прийти на свадьбу считается признаком неуважения, собственно как и отказ от приглашения.

Самой романтической свадебной традицией является – похищение невесты. Церемония тщательно планируется, причем не только родственниками, но и самой невестой. Следует отметить, что такой обычай практикуют чаще всего небогатые семьи.

На грузинских свадьбах, невесте и жениху в завершении тоста, не принято кричать «Горько!», здесь танцуют и поют. Кстати, национальные танцы – это еще одна уникальная традиция. Станцевать танец своей страны сможет только настоящие грузины. Народные танцы многогранны и сложны. В любом танце женщина выглядит грациозно и гордо, а мужчина воинственно и смело.


Спорт Грузии

Многогранен и увлекателен . В стране есть свои виды спорта, которые более не распространены нигде. Так, уникальной по своему содержанию является конноспортивная игра цхен-бурти, правила которой заключаются в следующем: грузинские конники делятся на 2 команды по 6 игроков. Игроки взбираются на лошадей, вооружаются ракетками на длинных рукоятках и наносят удар ими по мячу. Главная задача попасть как можно больше раз в ворота противника. Если говорить о видах спорта, то особенно развит горнолыжный спорт, сноуборд, легкая атлетика и теннис.

Грузия: культура, кухня, обычаи, традиции, религия и население.

Культура Грузии гармонично соединила в себе культуры народов Ближнего Востока, Европы, а так же свои национальные традиции. Уже в средних веках Грузия подняла на высокий уровень такие науки как география и астрономия, философия и теология, право и историю. Вместе с этим процветало прикладное искусство и архитектура. Хоть Грузия соседствует с и Персией и влияние их культур действовало в ее сторону, она все же больше тянулась к Европе.

Музыка Грузии владеет древней историей. По традициям пение - это по мужской части. Многоголосие Грузии популярно во всем мире. Вначале это было только народным творчеством, но когда в Грузии было принято христианство, пение вошло в церковь. В 2001 г ЮНЕСКО присудили песне Грузии награду и назвали ее гениальным творением национального наследия.

Танцы Грузии делятся на три категории: сольные, танец в паре и танец в группе. Главной деталью грузинского танца является ровная спина, как у мужчин, так и у женщин. Представительницы прекрасного пола делают нежные, женственные движения, в то время как мужчины исполняют высокие прыжки и двигаются быстро, стремясь подчеркнуть свою мужественность.

Грузинская кухня не острая, а скорее пряная. Незаменимым напитком на столах Грузии является грузинское вино.

Показаны записи 1-3 из 3 .

Кухня Грузии.

Наверное, если и можно говорить, чем славится Грузия больше всего, так в списке обязательно найдутся вино, горы и...необыкновенно вкусная кухня! Национальная кухня этой страны смогла совместить в себе все самое яркое из гастрономических традиций Закавказья, Азии и даже Причерноморья. Заметим, что на кулинарный стиль Западной Грузии необычайное влияние было со стороны Турции, а на Восточную - с Ирана. Самобытная, оригинальная, необычайно интересная - все это стало уже обычными характеристиками блюд Грузии. Неверное, эта изысканность увеличивается в разы в тандеме с легендарной грузинской гостеприимностью. Хлеб в Грузии бывает разным. Если в Западной части больше предпочитают мчади - лепешке с кукурузной муки, то на Востоке больше готовят пшеничный хлеб, который выпекают в специальных глиняных…

Религия Грузии.

В Конституции Грузии зафиксировано, что в стране свобода вероисповедания закреплена за всеми гражданами. По-этому, здесь прекрасно уживаются представители всех мировых религий - ислама, православия, католицизма, протестантизма, буддизма и многие другие. Но все же, государственной религией не зря сделали православие, ведь большая часть страны идентифицирует себя именно с этой конфессией. Интересно, что Грузия - одна из первых в мире стран, которые приняли православие как государственную религию страны. Самой первой страной, кто утвердила эту религию на национальном уровне, была Армения. Уже после нее, в 326 году нашей эры, и Грузия закрепила за собой статус православной страны. До 2011 года, когда всем религиозным общинам предоставили право юридического лица, Грузинская православная церковь…

Обычаи и традиции Грузии.

Грузия - это очаг многовековых традиций, которые не меняются годами и передаются в точности от поколения к поколению. Наверное, Грузия перенасыщена обычаями. На самом деле, уже очень сложно отделить обычную грузинскую жизнь от старых традиций. Виноделие, древняя религия, семейные рецепты, тайные специи к шашлыку, пышные застолья, свадебные обряды и легендарное гостеприимство - в этом вся Грузия. Начнем с гостеприимства. Это не просто лишние слова для привлечения туристов, а настоящий образ жизни грузин. Здесь гость - главный герой любого торжества, и голодным вы точно не выйдите с любого дома, даже самого скромного. Иногда бывает, что таксисты не возьмут денег, если услышат, что вы турист, а в случае, если путешествуете автостопом, то точно с вас водители не возьмут денег, и даже устроят ночлег…

Культура Грузии

Культура Грузии

Грузия - страна древней и самобытной культуры.

  • культура Грузии состоит в основном из основной Картлийской этногруппы грузин, так же из культуры грузин: кахетинцев, имеретинцев, мегрелов, гурийцев, джавахетцев, мусульман аджарцев, лазов, ингилойцев,

Так же из субэтно культуры малых народов Грузии: мохевцев, хевсуров, пшавов, тушинцев, мтиульцев, гудамакарцев, торийцев, Рачинцев, лечхумцев, сванов, месхетов. Сваны больше остальных малых субэтно групп выделялись своей самобытностью, так же как и хевсуры.

  • Грузинская культура сильно развивалась и заимствовала культуры песен, танцев, пошив одежды, кухни, у соседних народов: в частности армян, осетин, чеченцев, абхазов, азербайджанцев, турков, аварцев, лакцев, курдов, езидов начиная со средневековых времён, так как Грузии всегда являлась многонациональной страной, и имела торговые, культурные отношения с соседними народами к примерам можно отнести шуточные армянские мелодии переделанные на грузинский лад как Картлийские песни, так же танец Кинтоури (танец Тбилисских Кинто) изначально армянский танец Шалохо,

Так же визитка грузинской кухни: Хинкали (изначально название блюдо являлась северо кавказским а именно чеченским, либо Дагестанским), элементы турецкой или азербайджанской культуры можно встретить в свадебных церемониях грузин, множество заимствований осетинской культуры а именно из литературы, осетинские танцы, песни, и некоторые заимствования из кухни осетин, и других соседних народов.

  • Большое влияние на развитие культуры Грузии оказало период Российской империи конец 19 века, далее середина 20 века в Советского времени.

Древнегреческие мифы о золотом руне

Народная музыка

Корни грузинской народной музыки уходят на глубину нескольких тысячелетий.

Издревле известны грузинские народные музыкальные инструменты: духовые - шестиствольный соинари (ларчеми), нестви , ствири , авили , най (разновидности свирели), буки , квироствири (разновидности трубы), саквири (сигнальный рог), карахса (рожок), гудаствири , чибони (волынки); струнные щипковые - чанги (арфа), кнари , эбани (типа лиры), пандури , чонгури (типа лютни), цинцили (типа цимбал); струнные смычковые - чианури , чунири ; ударные - бобгани (тимпан), дабдаби , думбо , ноба , доли (разновидности барабана), коси (большой военный барабан), таблаки (малый барабан), цинцила (тарелки), дайра (бубен), спилендзчури (большая медная литавра), диплипито (миниатюрная литавра).

Грузинский народ издавна проявлял себя в песенном творчестве. Существуют исторические документы VIII и века до нашей эры повествующие о трудовых, походных и хороводных песнях. Странствующие певцы-сказители - мествире были одновременно композиторами-импровизаторами, поэтами, певцами и исполнителями на волынке .

Музыкальный фольклор Грузии содержит ряд диалектов: тушинский, хевсурский, мтиульский, картлийский, кахетинский, рачинский, пшавский, мохевский, лечхумский, сванский, мегрельский, имеретинский, гурийский, аджарский , лазский.

Особенностью грузинской народной музыки является многоголосие: двух-, трёх- и четырёхголосие.

Трёхголосие является основой традиционной грузинской музыки: на фоне баса мелодию развивают два верхних голоса в различных сочетаниях. В песнетворчестве западной Грузии выделяются стройностью и суровостью звучания песни сванов . Этим песням свойственны частые диссонирующие сочетания, совместное движение трёх голосов основными трезвучиями. Народная полифония со всей многогранностью представлена в гурийских и аджарских песнях. В них присутствует криманчули - так называют верхний, особый голос, требующий от солиста высокого, нетипичного для мужчины, регистра и умения исполнять сложные фиоритуры гортанным звуком.

Грузинская архитектура

Грузинское искусство, начиная с IV-V вв. вплоть до рубежа XVIII-XIX вв., прошло долгий и сложный путь развития, который органически связан с развитием грузинского народа и грузинской государственности. Как и всякое живое искусство, грузинское было тесно связано с искусством соседних стран Передней Азии и Средиземноморского бассейна. Эти связи обогащали грузинское искусство, но и оно, со своей стороны, вносило весомый вклад в развитие средневекового мирового искусства. С одной стороны, несомненна генетическая связь с искусством дофеодальной эпохи, с другой стороны, наблюдается расширение диапазона, углубление и обогащение содержания; именно в средние века особенно ярко проявились самобытные национальные черты грузинского искусства.

Монументальная грузинская архитектура развилась в средние века, в связи с развитием государственности и распространением христианства и храмовым строительством. В -VI веках распространённым типом грузинских храмов была базилика . Известен ряд ранних грузинских базилик: Анчисхатская , Цкароставская, Урбинисская. Наибольшей известностью пользуется Болнисский сион , постройка которого начата в и закончена в 493 году , это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. С севера и юга были устроены галереи с красивой кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня.

Культура современной Грузии

Грузинская музыка

Основоположники Грузинского дирижёрского искусства - народный артист Грузинской ССР З. П. Палиашвили и заслуженный деятель искусств Грузинской ССР Е. С. Микеладзе .

Грузинский кинематограф

Грузинский танец

Грузинская живопись

Искусство живописи представлено в Грузии работами таких мастеров как легендарный Нико Пиросмани, Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе, Александр Беридзе и Екатерина Багдавадзе. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели.

Персоналии культуры Грузии

Актёры театра и кино

  • Софико Чиаурели (1937-2008), актриса театра и кино
  • Верико Анджапаридзе (1897-1987), актриса театра и кино
  • Акакий Васадзе (1899-1978), актёр, режиссёр, театральный педагог
  • Михаил Геловани (1892-1956), актёр театра и кино
  • Василий Годзиашвили (1905-1976), актёр театра и кино
  • Валико Гуниа (1862-1938), актёр, драматург, режиссёр
  • Спартак, Багаев актер театра и кино
  • Серго Закариадзе (1909-1971), актёр театра и кино .
  • Шарах Пачалия (р. 1914), актёр, режиссёр, драматург
  • Акакий Хорава (1895-1972), актёр театра и кино
  • Анастасия (Тасо) Абашидзе (1881-1958) - актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1943).
  • Василий Абашидзе (1854-1926) - актёр. Народный артист республики (1922).
  • Тамара Абашидзе (1892-1960) - актриса. Народная артистка Грузинской ССР (1950).
  • Аббасов, Мирза Али (1874-1943) - азербайджанский актёр. Заслуженный артист Грузинской ССР (1924).
  • Мгалоблишвили, Нодар Александрович (р. 1931) - советский, российский и грузинский актёр театра и кино.
  • Кавсадзе, Кахи Давидович (р. 1935) - грузинский, советский актер театра и кино.

Артисты балета

Композиторы и дирижёры

Кинорежиссёры

  • Калатозов, Михаил Константинович (1903-1973)
  • Параджанов, Сергей Иосифович (1924-1990)

Театральные режиссёры

Оперные певцы

Певцы и певицы

Художники

  • Симон Вирсаладзе (род. 1909), театральный художник. Народный художник СССР (1976). Действительный член АХ СССР (1975)
  • Теймураз Давидович Мурванидзе (род. 1939), художник. Заслуженный художник Грузинской ССР (1978).
  • Тамара Абакелия (1905-1953) - скульптор и театральный художник. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1941).
  • Ладо Гудиашвили - один из крупнейших грузинских художников XX века. Герой социалистического труда (1976). Народный художник СССР (1972).
  • Елена Ахвледиани - художница, график, театральный оформитель, Народный художник Грузинской ССР (1960)

Лауреат премии имени Шота Руставели

Архитекторы

Скульпторы

  • Зураб Церетели - художник и скульптор. Народный художник СССР (1980), Народный художник Российской Федерации (1994), Президент Российской академии художеств (с 1997 года), Почётный член Российской академии образования. Академик РАЕН.

Поэты

Писатели, драматурги, сценаристы

Напишите отзыв о статье "Культура Грузии"

Примечания

  1. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 2. Гондольера - Корсов. 960 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1974 (стб. 78-88)
  2. Очерки истории Грузии. Том 2. Грузия в IV-X веках / [Ред.: М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили] - , 1988 – 580 с.
  3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А - Анкетирование. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766 с.: ил.: карт.
  4. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. - М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 3 Бруней - Винча, 2007. - 480 с.: ил.
  5. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 4. Брасос - Веш. 1971. 600 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.
  6. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 10. Газель - Германий. 1952. 620 стр., илл.; 43 л. илл. и карт.
  7. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 - М.: Советская энциклопедия, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл.
  8. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь - Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  9. Серго Закариадзе - статья из Большой советской энциклопедии .
  10. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 - М.: Советская энциклопедия, Нежин - Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  11. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 28. Франкфурт - Чага. 1978. 616 стр., илл.; 32 л. илл. и карт.
  12. РУССКИЙ БАЛЕТ И ЕГО ЗВЁЗДЫ: Русский балет и его звёзды / Под ред. Е. Суриц - М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998-208 с.: илл. ISBN 5-85270-135-1
  13. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз - Банка. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766 с.: ил.: карт.
  14. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 - М.: Советская энциклопедия, Кетчер - Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл.
  15. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 21. Кинестезия - Коллизия. 1953. 628 стр., илл.; 52 л. илл. и карт.
  16. Советский Энциклопедический словарь, Гл.ред.А.М.Прохоров, М.1990г.
  17. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 29. Чаган- Экс-ле-Бен. 1978. 640 стр., илл.; 28 л. илл. и карт. (стб 1127)
  18. Собрание соч. в 5т.т. М.1969г.

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Культура Грузии

Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
– Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
– Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
– Как случится, – сказал Ростов.
– Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
– Да что же?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
– Так что же? только? – спросил он.
– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
– Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
– Вот как! – сказал Ростов.
– Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.
– Так смотри же, гребешков, гребешков в тортю положи, знаешь! – Холодных стало быть три?… – спрашивал повар. Граф задумался. – Нельзя меньше, три… майонез раз, – сказал он, загибая палец…
– Так прикажете стерлядей больших взять? – спросил эконом. – Что ж делать, возьми, коли не уступают. Да, батюшка ты мой, я было и забыл. Ведь надо еще другую антре на стол. Ах, отцы мои! – Он схватился за голову. – Да кто же мне цветы привезет?
– Митинька! А Митинька! Скачи ты, Митинька, в подмосковную, – обратился он к вошедшему на его зов управляющему, – скачи ты в подмосковную и вели ты сейчас нарядить барщину Максимке садовнику. Скажи, чтобы все оранжереи сюда волок, укутывал бы войлоками. Да чтобы мне двести горшков тут к пятнице были.
Отдав еще и еще разные приказания, он вышел было отдохнуть к графинюшке, но вспомнил еще нужное, вернулся сам, вернул повара и эконома и опять стал приказывать. В дверях послышалась легкая, мужская походка, бряцанье шпор, и красивый, румяный, с чернеющимися усиками, видимо отдохнувший и выхолившийся на спокойном житье в Москве, вошел молодой граф.
– Ах, братец мой! Голова кругом идет, – сказал старик, как бы стыдясь, улыбаясь перед сыном. – Хоть вот ты бы помог! Надо ведь еще песенников. Музыка у меня есть, да цыган что ли позвать? Ваша братия военные это любят.
– Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь, – сказал сын, улыбаясь.
Старый граф притворился рассерженным. – Да, ты толкуй, ты попробуй!
И граф обратился к повару, который с умным и почтенным лицом, наблюдательно и ласково поглядывал на отца и сына.
– Какова молодежь то, а, Феоктист? – сказал он, – смеется над нашим братом стариками.
– Что ж, ваше сиятельство, им бы только покушать хорошо, а как всё собрать да сервировать, это не их дело.
– Так, так, – закричал граф, и весело схватив сына за обе руки, закричал: – Так вот же что, попался ты мне! Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову, и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих. Больше ни у кого не достанешь. Самого то нет, так ты зайди, княжнам скажи, и оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй – Ипатка кучер знает – найди ты там Ильюшку цыгана, вот что у графа Орлова тогда плясал, помнишь, в белом казакине, и притащи ты его сюда, ко мне.
– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Граф обрадовался, что Анна Михайловна брала одну часть его поручений, и велел ей заложить маленькую карету.
– Вы Безухову скажите, чтоб он приезжал. Я его запишу. Что он с женой? – спросил он.
Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь…
– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.
– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.







Краткая информация

Грузия – это удивительная страна, в которой пересекаются разные культуры, традиции и религии. В этой стране любой турист может найти то, что ему нравится больше всего – заснеженные вершины, субтропическое побережье Черного моря с кипарисами, пихтами и пальмами, уникальные минеральные источники и бальнеологические курорты, захватывающие пейзажи с красивейшей природой, древние крепости, а также очень вкусную кухню.

География Грузии

Грузия расположена на Кавказе на пересечении Западной Азии и Восточной Европы. На севере Грузия граничит с Россией, на юге – с Арменией и Турцией, а на юго-востоке – с Азербайджаном. На западе грузинские берега омываются водами Черного моря. Общая площадь этой страны – 69 700 кв. км., а общая длина государственной границы – 1 461 км.

На севере Грузии находится горная цепь Большой Кавказский хребет. В Грузии есть три горы, высота которых превышает 5 тысяч метров – Шхара (5 068 м), Джангитау (5 059 м), Казбек (5 033 м). На западе страны находится равнина Колхида.

По территории Грузии протекает много красивых рек. Самые большие из них – Кура (1 364 км), Тегри (623 км) и Чорохи (438 км).

Столица

Столицей Грузии является Тбилиси, в котором сейчас проживают более 1,2 млн. человек. Историки утверждают, что поселение людей на территории современного Тбилиси существовало еще 5 тыс. лет назад.

Официальный язык Грузии

Официальный язык в Грузии - грузинский, относящийся к картвельской языковой семье.

Религия

Около 84% населения Грузии – православные христиане, принадлежащие к Грузинской православной церкви, а еще 9% грузин считают себя мусульманами (шиитами).

Государственное устройство Грузии

Согласно действующей Конституции 1995 года, Грузия – это президентская республика. Ее глава – Президент, избираемый народом на 5 лет.

В Грузии законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (150 депутатов). Члены Парламента избираются на 4-летний срок.

Основные политические партии в Грузии – «Единое национальное движение», «Грузинская мечта – демократическая Грузия», «Консервативная партия», «Республиканская партия», «Наша Грузия – свободные демократы».

Климат и погода

Климат в Грузии очень разнообразен. Условно эту страну можно разделить на две климатические зоны – Восток и Запад. Большой Кавказский хребет защищает Грузию от холодного ветра с севера, а горная система Малый Кавказ – с юга.

Большая часть Западной Грузии (Батуми) находится в субтропическом влажном климате. Самым влажным регионом в Грузии является Аджарии, где ежегодно выпадает в среднем 5 500 мм осадков.

В Восточной Грузии климат переходный от влажного субтропического к континентальному. Погода в этом регионе находится под влиянием воздуха с Каспийского и Черного морей. Ежегодно здесь выпадает 400 - 1 600 мм осадков.

Среднегодовая температура воздуха в Тбилиси составляет +13,3С. В июле и августе средняя температура воздуха в Грузии равняется +31С, а в январе - -2С.

Море в Грузии

На западе грузинские берега омываются водами Черного моря. Береговая линия составляет 310 км. Большая часть побережья Черного моря в Грузии является курортной зоной.

Реки и озера

По территории Грузии протекает много рек. Самые большие из них – Кура (1 364 км), Тегри (623 км), Чорохи (438 км) и Алазани (351 км). Что же касается озер в Грузии, то из них самые большие – Паравани, Карцахи и Палеостоми.

История Грузии

История Грузии является бесконечной чередой войн, восстаний и революций. Территория, на которой расположена Грузия (между Черным и Каспийским морями), на протяжении многих веков привлекала разных завоевателей. Грузия всегда была вовлечена в сферу экономических и политических интересов больших государств. Грузия является относительно молодым государством, сформировавшимся в X веке, однако ее история началась задолго до этого….

История грузинской государственности начинается с появления Колхиды и Иберийского царства. Так. Колхида была образована в VI веке н.э.

В X веке царь Баграт III объединил восточную и западную части Грузии в единое государство. Оно достигло своего расцвета в XII веке во времена правления царя Давида Строителя. В XIII веке в Грузию вторглись татаро-монголы, а в XV веке – войска Тимура.

В XVIII-XIX веках Грузия постепенно входит в состав Российской империи. Но только в 1870-х годах из Грузии были окончательно изгнаны войска Османской империи.

В 1918 году Грузия вошла в состав Закавказской Демократической Федеративной Республики, а в 1936 году – в состав СССР.

Независимость Грузии была провозглашена в 1991 году. В 1992 году Грузия стала членом ООН.

Культура

На протяжении многих веков виноделие было не только основой экономического богатства Грузии, но и частью ее духовной культуры. Вино для грузин это не просто напиток. Вино в Грузии больше похоже на религию. Виноградная лоза часто упоминается в грузинских легендах и песнях.

В Грузии очень сильны традиции гостеприимства. Раньше в грузинских домах были даже специальные комнаты для гостей (или отдельные дома), куда мог войти любой гость, поесть и переночевать там.

Каждый грузинский праздник должен идти в определенном порядке. За этим следит специальный человек – тамада. Согласно традициям, тамадой должен быть сам хозяин дома или его должны выбрать из числа самых уважаемых гостей.

Грузинские традиции, а также грузинское гостеприимство отражается в свадебных обычаях. На грузинскую свадьбу нужно приглашать много гостей (иногда их количество достигает нескольких сотен). Отказаться прийти на свадьбу – значит нанести оскорбление пригласившей стороне, и из-за этого может начаться кровная вражда.

Кухня Грузии

Возможно, некоторые туристы, побывавшие в Грузии, скажут, что самая главная ее достопримечательность – местная грузинская кухня. Традиционное грузинское застолье является неотъемлемым элементом культуры Грузии.

Грузины любят и умеют готовить мясо. Такие блюда, как шашлык, «цыплята табака», чихиртма и чахохбили уже давно завоевали себе популярность в самых разных странах мира.

Отличительная особенность грузинской кухни – большое количество соусов. Одно и то же блюдо в Грузии могут поддать с разными соусами, и оно будет отличаться не только по внешнему виду, но также по вкусу и аромату. Соусы в Грузии делают из ягод, фруктов, помидор, граната, ежевики, барбариса, которые варят, а затем смешивают с уксусом и специями.

Еще одна отличительная особенность грузинской кухни – обилие сыров. Каждая область в Грузии может похвастаться своим традиционным видом сыра. Самые известные сорта сыра – «Сулугуни», «Кобийский» и «Чанах».

Для приготовления блюд грузины часто используют орехи – миндаль, фундук и грецкие орехи.

Очень важный элемент грузинской кухни – специи. Они используются для приготовления завтрака, обеда и ужина. Самые популярные специи (в зависимости от сезона) петрушка, укроп, черемша, мята, базилик, чабер, эстрагон и др.

На грузинском столе рядом с мясом всегда обязательно должны быть овощи и зелень. Большинство овощных блюд готовят из баклажанов, фасоли, капусты, свеклы и помидоров. Так, в грузинской кухне есть несколько десятков блюд из баклажанов.

Очень популярны в Грузии супы, которые могут быть мясными, вегетарианскими и молочными. Суп в Грузии варят обычно без овощей, и, обязательно, приправляя соусом с мукой или яйцами.

Вместо хлеба в Грузии употребляют «гоми», очень густую кукурузную кашу, а также «шоти» (белый квасной хлеб) и «мчади» (кукурузные лепешки»).

Грузинское застолье нельзя представить без вина. Грузинские вина известны во многих странах мира. Самые популярные грузинские вина – «Хванчкара», «Киндзмараули», «Саперави», «Твиши» и «Цинандали».

Достопримечательности Грузии

По официальным данным, в Грузии сейчас насчитывается более 10 тысяч историко-архитектурных и археологических памятников. В Топ-10 лучших грузинских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Кафедральный собор Светицховели в Мцхете
  2. Сионский кафедральный собор в Тбилиси
  3. Церковь Св. Марии в Тбилиси
  4. Цитадель Греми на реке Инцоба
  5. Монастырь Шио-Мгвиме
  6. Церковь Джвари в Мцхете
  7. Крепость Ананури
  8. Женский монастырь Ахали Шуамта
  9. Крепость Хертвиси
  10. Женский монастырь Самтавро

Города и курорты

Самые большие грузинские города – Батуми, Рустави, Кутаиси, Зугдиди, Поти, Гори, и, конечно же, Тбилиси.

На побережье Черного моря в Грузии находится несколько отличных пляжных курортов – Батуми, Зеленый Мыс, Михинджаури, Орд, Кобулетти, Цихисдзири, Уреки. Лучшие грузинские пляжи находятся в Аджарии, которая расположена в субтропическом влажном климате. Практически вся береговая линия Аджарии представляет собой прекрасный длинный пляж, на берегу которого растут пальмы, пихты и кипарисы.

Грузия знаменита не только своими пляжами, но и бальнеологическими курортами. На сегодняшний день в Грузии существует около 2 тыс. термальных и минеральных источников. Причем более 20 из них – это большие минеральные источники (как в Боржоми). Самые известные бальнеологические грузинские курорты – Боржоми, Цихисдзири, Цхалтубо, Мухури, Бешуми, Абастумани, Шови, Зекари.

Грузию нельзя представить без горнолыжных курортов. Самые известные из них - Бакуриани, Гудаури, Бахмаро. Сезон катания на лыжах в Грузии продолжается, как правило, с декабря по апрель.

Сувениры/покупки

Туристы из Грузии обычно привозят изделия народного творчество, рог для вина, платки, иконы, грузинский сыр, грузинское вино, чурчхелу, специи (хмели-сунели, кинза, имеретинский шафран), соусы (аджика, ткемали).

Моя Грузия.

Выпускник 11 «А» класса

Григолия Н.Е.

Преподаватель

Гусева Г.С.

25.03.2002. Москва. Школа №262. ЗАО.

I. В ведение

А) Грузия представительница одной из самых древних культур. О культуре Грузии можно рассказывать бесконечно. Грузинская культура начала своё существование в V веке и на мои взгляд она является очень интересной. Тема, которую я выбрал очень большая и я выбрал только несколько самых интересных разделов Грузинской культуры.

Б) Я выбрал эту тему по тому, что я родился и вырос в Грузии. Эта страна очень много значит, для меня и выбрав тему культура Грузии я прежде всего хотел узнать больше об этой стране и рассказать другим.

План.

II. Культура.

III. Литература и искусство.

IV. Театр.

V. Библиотека и научные исследования.

VI. Пиросманишвили Нико (Пиросмани).

VII. ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЯЯ ВДОВА...

КУЛЬТУРА.

Культурная жизнь Грузии восходит к 5 в. Несмотря на культурное влияние Персии, и Турции, грузины всегда тяготели к Европе. Грузия в 11–12 вв. пережила эпоху Возрождения, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. После создания Грузинского государственного танцевального ансамбля в конце 19 в. грузинские танцы завоевали признание во всем мире. До сих пор сохраняется традиционное ремесленное искусство, в том числе роспись по эмали и художественная обработка металлов (ювелирное искусство, чеканка). Расцвет светской культуры произошел в 19 в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей, обогатили литературный язык и создали богатую национальную литературу.

Литература и искусство.

Первые грузинские литературные памятники относятся к 5 в. н.э. Многие незаурядные личности обогатили литературное наследие Грузии. К ним относятся Шота Руставели (12 в.); Сулхан-Саба Орбелиани, автор толкового грузинского словаря (1716); Илья Чавчавадзе, Александр Казбеги и Акакий Церетели (19 в.); Галактион Табидзе, Константин Гамсахурдиа, Нико Лордкипанидзе, Михаил Джавахишвили и Анна Каландадзе (20 в.). Яркие произведения прозы и поэзии, такие, как эпическая поэма «Витязь в тигровой шкуре», поэма Мерани Николоза Бараташвили (19 в.), 40 эпических произведений Важи Пшавелы, («Гость и его хозяин», «Свадьба щеголя» и др. (19–20 вв.); роман Гамсахурдиа «Десница» великого мастера и поэмы Табидзе «Луна Мтацминды» и «Ветер веет» являются общепризнанными шедеврами. Произведения поэтов и писателей Грузии переводились на русский язык многими поэтами, включая Бориса Пастернаки и Евгения Евтушенко

Театр.

Грузия имеет давнюю драматургическую традицию, начиная с Георгия Эристави (1813–1864), а труппа Драматического театра им. Руставели широко известна в современном театральном мире как один из самых творческих и талантливых коллективов. Васо Абашидзе (1854–1926), комический актер, стал первым редактором журнала «Театр». Верико Анджапаридзе (1897–1987) была одной из самых знаменитых актрис Грузии. Она сыграла примерно 100 ролей в театре и 30 в кино. К наиболее удачным относятся роли Дездемоны, Клеопатры и Афелии в пьесах Шекспира и Медеи в пьесе Еврипида. Рамаз Чхиквадзе сыграл более чем в 100 пьесах, в том числе главные роли в Ричарде Втором и Короле Лире, и дал гала-представление в театре «Хеймаркет» в Лондоне в 1988. Кахи Кавсадзе играл Фортинбраса в «Гамлете», Джима в «Трех грошовой опере», Симона Чачава в «Кавказском меловом круге», лорда Гастингса в «Ричарде Третьем» и Кента в «Короле Лире». Гурам Сагарадзе играл более чем в 100 спектаклях, включая роль шута в «Короле Лире».

Кинематография зародилась в Грузии в начале 20 в. (первый фильм был снят в 1912). Грузинские фильмы пользуются международным признанием. Такие кинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая (фильм «Ширекилеби»), Георгий Чхеидзе («Пиросмани»), Тенгиз Абуладзе («Покаяние»), Георгий Данелия («Не горюй»!), Отар Иоселиани («Фавориты луны»), Ираклий Махарадзе (Всадники дикого запада – ловкие грузинские всадники) получили за свои работы ряд международных премий. Я бы хотел по подробнее рассказать об одном из моих любимых фильмов Георгий Данелияя «Мимино». Жанр этого фильма: лирическая комедия. Фильм был снят в 1977г. Мосфильмом. В ролях: Вахтанг Кикабидзе, Фрунзе Мкртчян, Елена Проклова, Евгений Леонов, Котэ Даушвили, Руслан Микаберидзе, Закро Сахвадзе, Марина Кукушкина-Дюжева, Савелий. Сюжет фильма: Вертолет летчика "малой" авиации обслуживает горные деревушки Грузии "Мимино" - по-грузински "сокол". Так называют друзья героя фильма, летчика Валико Мизандари, по воле режиссера то и дело попадающего в смешные, грустные, а порой драматические ситуации, но из которых он всегда выходит с честью настоящего Грузина. Мне особенно нравится музыка в фильме написанная Канчели Гия «Чито-Гврито».


Грузия славится настенными росписями, 7–13 вв., которые сохранились в Гелатском монастыре, Атенском Сионе и в храмах в Бетании, Кинцвиси и др. Пользуются известностью такие грузинские художники, как легендарный Нико Пиросманишвили (Пиросмани), Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. В Грузинском государственном музее современного искусства представлены картины таких художников, как Елена Ахвледиани, Александр Бандзеладзе, Владимир Григолия, Ладо Гудиашвили и др.

Грузинское искусство и музыка отличаются изысканностью, сочетающей как местные, так и европейские стили. Такие художники, как Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и Елена Ахвледиани, в 1920--е годы работали в Париже. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели. Грузинские архитекторы, хотя и не имеют такой индивидуальности, как мастера, создавшие величественные храмы досоветского периода, сделали Тбилиси одним из самых привлекательных в архитектурном отношении городов бывшего СССР.

Грузинская народная музыка, существующая более 1500 лет, поражает удивительным сочетанием восточных и западных влияний. Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника и использование близких друг к другу тонов. Обычно в Грузии поют мужчины. Типичная грузинская песня исполняется на три голоса.

Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения, готовящего прекрасных исполнителей классической музыки. Среди них выделяются пианисты Александр Торадзе и Элисо Вирсаладзе, скрипачка Лиана Исакадзе, бас Паата Бурчуладзе, певица Нани Брегвадзе, пианистка и преподаватель музыки Манана Дойджашвили, скрипачка и преподаватель музыки Марина Иашвили. В Грузии имеется собственный симфонический оркестр.

Грузия знаменита также своими композиторами. Димитрий Аракишвили (1873–1953), композитор, музыковед и этнограф, известен одной из первых грузинских опер Сказание о Шота Руставели (1919); Мелитон Баланчивадзе 1862–1973), автор первых грузинских романсов (1888) и оперы Тамара Коварная (в последней постановке Дареджан Коварная), Гия Канчели (р. 1935) – автор оперы Да будет музыка, нескольких симфоний и концертов, а также музыки к большому числу кинофильмов и спектаклей (Кавказский меловой круг по Брехту, Ричард III по Шекспиру). Бидзина Квернадзе (р. 1928) сочинил музыку к оперным, балетным и драматическим спектаклям, кинофильмам, симфоническую и фортепьянную музыку, а также ряд сочинений для хора и романсов. Композитор Захарий Палиашвили (1871–1933) известен коллекцией грузинских народных песен и как автор опер Абесалом и Этери и Даиси, основанных на народных легендах.

библиотеки и научные институты.

В Грузии имеется 118 музеев. Наиболее известен Государственный музей Грузии, преобразованный в 1919 из Кавказского музея (основанного в 1852), в котором хранятся экспонаты, демонстрирующие развитие цивилизации Грузии и Кавказа в целом. Весьма интересны Историко-этнографический музей с коллекцией древних грузинских жилищ и Государственный музей искусств Грузии со своим «золотым фондом». Этот музей имеет пять основных разделов: древнегрузинского искусства (со знаменитыми эмалями Хахульского триптиха и центральной эмалевой иконой Богоматери), русского, советского, западноевропейского и восточного искусства. Но мой самый любимый музей, не просто музей, а дом музей Иосифа Бесарионовича Жугашвили или просто Сталина. Я родился и вырос в том же городе что и великий Сталин и в его доме я бывал очень часто. Почти 2-3 раза в год я туда захожу, но со временим, я нечего нового там не вижу. Просто когда я нахожусь там, у меня возникает странное чувство, чувство захватывающее, и я бы сказал даже страх. В этом доме нет нечего особенного. Обычный деревянный домик, в котором всё обставлена как в обычных старых Грузинских хижин конца XIX века. Там стоит стол, стул, кровать, зеркало, и ещё качающееся кресло. У дома есть ещё подвал, но я туда ни разу не заходил. Ещё мне очень понравился музей там можно узнать буквально о каждом прожитом дне Иосифа Бесарионовича. Сталин так же писал стихи, но на Грузинском языке. К переводам стихов были привлечены Борис Пастернак и Арсений Тарковский. Один из переводчиков, не зная, кто автор стихов, сказал: "Тянут на Сталинскую премию первой степени". Узнав о готовящемся издании, Иосиф Биссарионович был, разгневал и приказал работу прекратить. Вот несколько строк Сталина в переводе Льва Котюкова:

Когда герой, гонимый тьмою,

Вновь навестит свой скорбный край.

И в час ненастный над собою

Увидит солнце невзначай,

Тогда гнетущий сумрак бездны

Развеется в родном краю.

Подаст надежда весть свою.

Я знаю, что надежда эта

В моей душе навек чиста.