Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста

Черное море является постоянным и наиболее частым объектом изображения Ивана Айвазовского. Уроженец Феодосии, великий маринист почти наизусть знал родные берега, поэтому воды Черного моря в его творчестве настолько разнообразны. «Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает простотой и внутренней силой. На ней не изображено ничего, кроме моря, и именно это делает ее тонкой и прекрасной.

Художник-маринист Иван Айвазовский

Настоящее имя признанного мастера морского пейзажа - Ованес Айвазян, он происходит из семьи обедневшего армянского купца. В силу тяжелого финансового положения юный Айвазовский не мог позволить себе достойного обучения искусству рисования и живописи, пока не привлек своим природным талантом внимание главного архитектора Феодосии.

После начальной помощи со стороны своего благодетеля Айвазовский сумел быстро добиться признания и популярности. Большую роль в достижении статуса академика художеств сыграла его уникальная манера изображать воду в целом и морские пейзажи в частности.

Талант живописца не ограничивался изображениями моря, о чем свидетельствуют его многочисленные портреты, редкие жанровые композиции и сюжеты на религиозную тематику. Однако единственной и неугасаемой страстью Айвазовского было море.

Черное море в творчестве Айвазовского

Несмотря на то что «Черное море» (картина Айвазовского, написанная в 1881 году) — единственное полотно с таким названием, великий маринист часто изображал воды Черного моря на своих холстах. Художник родился в Феодосии и там же прожил большую часть своей жизни. Айвазовский считал, что воду невозможно рисовать с натуры, поскольку это самая непостоянная и изменчивая из стихий. Однако берега и волны родного Черного моря были знакомы ему настолько, что он мог по памяти изображать различные их состояния.

Среди огромного художественного наследия автора наибольшее количество картин посвящено Черному морю, которое было постоянной темой художника. Айвазовский изображал Черное море во всех его ипостасях - в штиль и в бурю, днем и ночью, в лучах утреннего солнца или в огне заката. Творчество великого мариниста не оставляет сомнений в его любви и привязанности к родным берегам.

Описание картины Айвазовского «Черное море»

Несмотря на частое изображение родных берегов, в творческом наследии Айвазовского есть только одна картина, которая называется просто «Черное море». Это полотно было создано художником в 1881 году и открывает зрителям вид на бескрайний морской простор, застывший на холсте перед самым началом бури. Второе название картины - «На Черном море начинает разыгрываться буря».

«Черное море» — картина Айвазовского, характеризующаяся простотой сюжета и практически идеальными пропорциями композиции. Полотно изображает потемневшее море с частыми, неспокойными, но еще не высокими волнами, украшенными небольшими пенными гребнями. Такие волны, пронизанные лучами света и словно светящиеся изнутри, современники художника называли «волнами Айвазовского».

Линия горизонта делит картину почти идеально на две равные части - снизу бурное море, сверху потемневшее небо, а между ними едва проглядывает сквозь завесу тумана тонкая полоса суши и стремящийся к ней одинокий парус.

Анализ картины

«Черное море» — картина Айвазовского, которая привлекает взгляды непринужденной гармонией и необычайно реалистичной цветовой палитрой. Кроме того что картина композиционно разделена пополам на море и небо, элементы этих двух частей словно отражаются друг в друге.

Темные облака справа сливаются и образуют равносторонний клин с темными волнами бушующего моря. Игра света и тени в картине создает живую композицию, динамичность которой подчеркивается слегка накрененной влево линией горизонта.

Симметричность форм в картине противоположна асимметрии в нанесении цветов: в то время как небо пестрит богатой палитрой оттенков, среди которых лиловый, голубой, лазурный, серый и цвет слоновой кости, раскинувшееся под небом море не может похвастать таким хроматическим разнообразием. Море на картине Айвазовского «Черное море» выполнено в иссиня-зелёных, приглушенных тонах. Картина «Черное море» (Айвазовский мастерски изобразил состояние водной стихии) должна покорять не изобилием деталей и буйством цветов, а реалистичностью, естественной красотой и силой бушующего моря.

Черное море на других полотнах Айвазовского

Черное море было вечной темой Айвазовского и никогда надолго не покидало холсты, над которыми работал великий маринист. Работы художника воспевают красоту, изменчивость и природную силу водной стихии, поэтому не удивительно, что близкое Айвазовскому Черное море показано на его картинах во всем своем разнообразии и непостоянстве.

Спокойное и безмятежное Черное море можно увидеть на картинах «Вход в Севастопольскую бухту» и «Гурзуф», а его воды, пронизанные лучами закатного солнца, запечатлены на полотнах «Вид моря с гор Крыма» и «Закат солнца у крымских берегов». Описание картины Айвазовского «Буря на Черном море» усложняется тем, что в наследии мариниста есть три картины с таким названием.

Айвазовский изображал Черное море в первых лучах восходящего солнца («Восход солнца в Феодосии») и в штормовой ветер («Вид Одессы с моря»). На картинах художника поглощены туманом («Туманное утро») или освещены яркой луной («Феодосия. Лунная ночь»). Каждое изображение Черного моря говорит о том, что художник-маринист Иван Айвазовский бережно хранил его в памяти всю свою жизнь и даже в Италии не переставал писать виды родных берегов.

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; 17 июля 1817 года, Феодосия - 19 апреля 1900 года, там же) - русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века.
Брат армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского.

Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Дедушку художника звали Григор Айвазян, бабушку - Ашхен. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию.

Некоторые прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и, будучи ребёнком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.), был спасён от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом).
После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако уже про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского; однако никаких доказательств правдивости этой легенды не существует.

Отец художника - Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841) после переселения в Феодосию женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованнес (Иван) и Саргис (впоследствии в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи Казначеева, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва . В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение - выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого - в командировку за границу на шесть лет.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян) появился на свет в Феодосии 29 июля 1817 г. Его отец – Константин Григорьевич Айвазовский, армянин по национальности, женился на соотечественнице-армянке по имени Рипсиме. У Ивана (или Ованеса – такое имя ему дали при рождении) было три сестры и брат Габриэл (при рождении – Саргис), впоследствии ставший армянским историком и священником. Константин Айвазовский был купцом, изначально вполне преуспевающим, однако в 1812 г. он разорился вследствие эпидемии чумы.

Ещё в детстве Иван Айвазовский проявил незаурядные художественные и музыкальные способности - например, он без посторонней помощи освоил игру на скрипке. Яков Христианович Кох, архитектор из Феодосии, был первым, кто заметил художественные таланты юного Ивана, и преподал ему начальные уроки мастерства. Он снабжал Айвазовского карандашами, бумагой, красками, а также привлёк внимание А. И. Казначеева, градоначальника Феодосии, к талантам мальчика.

Айвазовский закончил феодосийское уездное училище, затем был принят в симферопольскую гимназию при содействии градоначальника, который к тому времени уже превратился в почитателя таланта юноши. Вслед за этим он был зачислен в Санкт-Петербургскую Академию художеств (обучение в которой производилось за счёт государства), благодаря рекомендации немецкого живописца Иоганна Людвига Гросса - первого учителя рисования у юного Айвазовского. В Санкт-Петербург шестнадцатилетний Иван Айвазовский приехал в 1833 г.

В 1835 г. пейзажи Айвазовского «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» удостоились серебряной медали, художника назначили помощником модного французского пейзажиста Филиппа Таннера. Последний запретил Айвазовскому писать самостоятельно, но юный художник продолжал рисовать пейзажи, и осенью 1836 г. на выставке Академии художеств были представлены пять его картин, все они получили благосклонные отзывы критики.

Но Филипп Таннер подал жалобу на Айвазовского царю, и по указанию Николая I все работы художника были сняты с выставки. Айвазовский был помилован спустя полгода. Его перевели в класс военной морской живописи под руководством профессора Александра Ивановича Зауэрвейда. Спустя несколько месяцев обучения у Зауэрвейда, Айвазовского ждал невиданный успех - осенью 1837 г. он был награждён Большой золотой медалью за картину «Штиль», заслужив тем самым право на путешествие в Крым и в Европу.

Период творчества с 1838 по 1844 гг.

Весной 1838 г. художник поехал в Крым, где прожил до лета 1839 г. Главной темой его творчества стали не только морские пейзажи, но и батальные сцены. По предложению генерала Раевского Айвазовский принимал участие в военных действиях на Черкесском побережье в долине реки Шахе. Там он произвёл наброски для будущего полотна «Десант отряда в долине Субаши», которое написал позже; затем это полотно приобрёл Николай I. К осени 1839 г. живописец возвратился в Санкт-Петербург, 23 сентября ему был вручён аттестат об окончании Академии художеств, первый чин и персональное дворянство.

В этот период времени Айвазовский стал вхож в круг художника Карла Брюллова и композитора Михаила Глинки. Летом 1840 г. художник вместе со своим товарищем по Академии Василием Штернбергом отправились в Италию. Конечной целью их путешествия был Рим, по пути они останавливались во Флоренции и в Венеции. В Венеции Айвазовский завёл знакомство с Н.В.Гоголем, а также посетил остров св. Лазаря, где встретился со своим братом Габриэлом. Обосновавшись в южной Италии, в Сорренто, он работал в своей уникальной манере - проводил на открытом воздухе лишь непродолжительное время, а в мастерской воссоздавал пейзаж, импровизируя и предоставляя волю фантазии. Картину «Хаос» приобрёл папа римский Григорий XVI, выдав в награду живописцу за эту работу золотую медаль. «Итальянский» период творчества художника считается очень удачным и с коммерческой точки зрения, и на взгляд критики - так, работы Ивана Константиновича заслужили высокую оценку английского живописца Уильяма Тёрнера. Парижская академия художеств наградила картины Айвазовского золотой медалью.

В 1842 г. Айвазовский посетил Швейцарию и Германию, затем отправился в Голландию, оттуда - в Англию, позже побывал в Париже, Португалии и Испании. Не обошлось без происшествий - в Бискайском заливе попал в шторм и чуть не пошёл ко дну корабль, на котором плыл Иван Константинович, и в парижской прессе появилась информация о гибели художника. Осенью 1844 г. Айвазовский после четырехлетнего путешествия вернулся на родину.

Дальнейшая карьера, период с 1844 по 1895 гг.

В 1844 г. Иван Константинович удостоился звания живописца Главного морского штаба, в 1847 г. - профессора Санкт-Петербургской Академии художеств. Он был почётным членом пяти Академий художеств европейских городов - Париж, Рим, Флоренция, Штутгарт, Амстердам.

Основу творчества Айвазовского составляла морская тематика, он создал серии портретов городов крымского побережья. Среди художников-маринистов Айвазовскому нет равных - он запечатлел море как бурную стихию с грозными пенящимися волнами, и в то же время им написаны многочисленные пейзажи удивительной красоты, изображающие рассветы и закаты на море. Хотя среди полотен Айвазовского есть и виды суши (в основном горные пейзажи), а также портреты - море, несомненно, является его родной стихией.

Он был одним из основателей Киммерийской школы пейзажной живописи, передающей на полотне красоту Черноморского побережья восточного Крыма.

Его карьеру можно назвать блестящей - он имел звание контр-адмирала и был награждён множеством орденов. Общее количество работ Айвазовского превышает 6000.

Айвазовскому была не по душе столичная жизнь, его неудержимо тянуло к морю, и в 1845 г. он вернулся в родной город - Феодосию, где прожил до конца своей жизни. Он получил звание первого почётного гражданина Феодосии.

Он был не только выдающимся художником, но и меценатом - на заработанные средства основал школу искусств и картинную галерею. Айвазовский прилагал много усилий к благоустройству Феодосии: он инициировал постройку железной дороги, которая соединила Феодосию и Джанкой в 1892 г.; благодаря ему в городе появился водопровод. Его интересовала и археология, он занимался охраной памятников Крыма, участвовал в археологических раскопках (часть найденных предметов была передана в Эрмитаж). На собственные средства Айвазовский возвёл новое здание Феодосийского историко-археологического музея.

Палестинскому обществу, которое возглавлял И.И.Чайковский, брат знаменитого композитора, Иван Константинович подарил свою работу «Хождение по водам».

Завершение карьеры и последние дни живописца

Айвазовский умер 2 мая 1900 г. в Феодосии, достигнув преклонного возраста (он прожил 82 года).

До последнего дня Айвазовский писал – одно из его последних полотен называется «Морской залив», а картина «Взрыв турецкого корабля» осталась незавершённой из-за внезапной смерти художника. Незаконченная картина так и осталась на мольберте в мастерской живописца.

Иван Константинович похоронен в Феодосии, в ограде средневекового армянского храма. Спустя три года вдова живописца установила на его могиле мраморное надгробие – саркофаг из белого мрамора работы итальянского скульптора Л. Биоджоли.

В 1930 году в Феодосии был установлен памятник Айвазовскому перед одноимённой картинной галереей. Живописец представлен сидящим на пьедестале и всматривающимся в морскую даль, в его руках – палитра и кисть.

Семья

Айвазовский был женат дважды. Впервые он женился в 1848 г. на англичанке Юлии Гревс , дочери петербургского доктора. В этом браке, продлившемся 12 лет, родились четыре дочери. Вначале семейная жизнь была благополучной, затем в отношениях супругов появилась трещина – Юлия Яковлевна хотела жить в столице, а Иван Константинович предпочёл родную Феодосию. Окончательный развод состоялся в 1877 г., а в 1882 г. Айвазовский женился повторно – его супругой стала Анна Никитична Саркисова, молодая купеческая вдова. Невзирая на то, что супруг был почти на 40 лет старше Анны Саркисовой, второй брак Айвазовского был удачным.


Любопытен тот факт, что многие из внуков великого живописца пошли по его стопам и стали художниками.

— великий русский художник-маринист. За свою творческую жизнь написал огромное количество потрясающих полотен, которые сегодня считаются настоящим достоянием русского и мирового искусства. Здесь вы можете увидеть пять картин, которые можно назвать самыми знаменитыми, однако стоит здесь же добавить, что на самом деле знаменитых картин Айвазовского намного-намного больше. Десятки картин этого мастера известны не только искусствоведам и ценителям живописи, но даже тем людям, которые не увлекаются искусством, и это не удивительно, так как творчество Айвазовского не может оставить равнодушным никого.

Самые известные и знаменитые картины Айвазовского

Девятый вал

Девятый вал — это первое, что приходит на ум, когда слышишь имя этого художника. Действительно, картина «Девятый вал», которая в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, без всяких сомнений, считается самым знаменитым полотном художника. Девятый вал — это буйство стихии, трагедия людей, которые пережили кораблекрушение и теперь пытаются спастись на обломках своего корабля.

Чесменский бой

Картина «Чесменский бой» также является очень известной работой Ивана Айвазовского. На этой картине во всех красках показано одно из самых героических сражений в истории российского флота. В непримиримой битве сошлись российские и турецкие корабли, которые превратили море в поле битвы и огня. Чесменский бой произошёл 26 июня 1770 года.

Среди волн

Картина «Среди волн» — это невероятная по своей насыщенности морская поэзия. Песнь моря отразилась в бушующих волнах. Непередаваемая мощь и красота морских волн оказывает сильное воздействие на любого зрителя, который буквально кожей начинает ощущать всё великолепие морской стихии.

Наваринский бой

В своей картине «Наваринский бой» Айвазовский передал своё впечатление от боя, в котором участвовали английский, французский и русский флот против турецко-египетского. В центре сюжета российский корабль «Азов».

Радуга

На картине «Радуга» Айвазовский изобразил мощный шторм. На заднем плане корабль, который накренился под буйством стихии и вот-вот пойдёт ко дну. На переднем плане спасающиеся люди в лодке, которую бросает волнами, словно щепку. Кажется, что никому в этой стихии не выжить, но художник даёт надежду зрителю, изображая на переднем плане радугу, как символ спасения и скорого отступления шторма.

Чёрное море - Айвазовский. 1881. Холст, масло. 149x208 см


Далеко не каждому художнику дано мастерство воспроизведения природных стихий - воздуха, огня, воды. Иван Константинович был без меры наделен способностью изображать море - пожалуй, лучше него никто из современников не мог справиться с масштабными картинами на морскую тематику.

Полотно с первого взгляда впечатляет эффектным изображением буйства стихии. Глядя на него, сразу становится понятной причина, по которой Черное море получило свое название. Мирное и ласковое, сине-зеленое и спокойное в хорошую погоду, в бурю это море превращается в ревущего дикого зверя.

В его пучине нашли свой конец многие суда за долгую эпоху существования судоходства в этом районе мира. Намеком на это служит крохотное, едва заметное за бурными валами воды изображение корабля на горизонте. Нам непонятно, терпит ли корабль бедствие, или же он справляется со свирепой стихией, так как он находится от нас очень далеко, почти на границе неба и земли. Но, зная суровый и непредсказуемый характер Черного моря, морякам, попавшим в бурю на нем, можно только посочувствовать.

На знаменитой картине показан момент, когда буря только начинается. До того, как вздымающиеся валы достигнут своей критической высоты, еще далеко, но вода уже налилась глубоким свинцовым оттенком, а гребни волн показывают начинающийся шторм. Даже человек, просто глядящий на полотно, начинает буквально физически ощущать эту качку, ведь рисунок волн передан с мастерством, граничащим в волшебством.

Цветовая гамма картины темная, приглушенная, достаточно насыщенная и богатая, но не имеющая ни единого яркого или «открытого» оттенка. Вся композиция построена на полутонах, которые должны заставить волны переливаться живыми цветами воды в бурю. Небо выписано под сталь волнам. Оно сплошь затянуто тяжелыми, словно свинцом налитыми тучами, грозящими затяжным ливнем и опасной грозой. Оказаться в такую погоду посреди открытого моря смертельно опасно. И только вдали, у самого горизонта, художником выписана светлая полоса, над которой клубятся белые безопасные облака. Возможно, именно там, за горизонтом, закрытом облаками, находится вожделенная спасительная земля, куда изо всех сил стремится маленький кораблик, потерявшийся в страшных, грозных водах Черного моря.

Общее впечатление от полотна - это невероятная, сокрушительная мощь стихии, пока что притаившаяся, не разыгравшаяся в полную силу. Но скоро, скоро грянет буря...