Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя доу

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
Детский Сад №67 «УМКА»

Реферат

На тему: Использование компьютерных технологий
в работе музыкального руководителя ДОУ

Выполнил: Безрукавая В.В.
Музыкальный руководитель

г.Нижневартовск - 2015

Сегодня уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой.
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием.
Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности.
Работа музыкального руководителя в ДОУ строится в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной деятельности. В обновлённой должностной инструкции музыкального руководителя в ДОУ в 2009 году уточняется, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. В связи с этим считаю целесообразным использование информационных технологий (ИТ) в своей профессиональной деятельности. поскольку приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.
Первоначально надо освоить компьютер на уровне оператора ПК, так, чтобы свободно владеть программами Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, образовательными программами.
Ознакомиться с глоссарием, поскольку владение терминами ускоряет процесс овладения информацией. Затем определить тему, цели и задачи работы, подобрать удобные для использования компьютерные программы и их приложения.
Изучить диски из образовательной коллекции, обязательно проработать все методические материалы программы.
Выбрать тему, отобрать материал, соответствующий программе, сопоставить со своими возможностями и видением изучения данной темы коллегами в других ДОУ, спланировать тему, блок или раздел.
Познакомиться с ресурсами Internet, создать личный сайт для обмена опыта с коллегами, общения с родителями воспитанников.
Я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к различной информации, связанной с миром искусства: живопись, литература, музыка, народные промыслы. Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Поисковые системы Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии и иллюстрации для занятий.
Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в Microsoft Office Power Point. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по фрагментам пьес К.Сен-Санса. Например: «Аквариум», «Лебедь», «Слон» и другие. Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов-классиков: (Бах, Вивальди, Гайдн, Моцарт, Бетховен), а также композиторов эпохи Романтизма (Шуберт, Мендельсон, Шопен, Лист, Шуман, Чайковский, Россини). Презентации позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у детей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на музыкальных занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. В своей работе я имею возможность использовать компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Одним из самых главных направлений в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Все свои музыкальные занятия начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно переходят и настраиваются на занятие музыкой. Считаю необходимым развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого часто использую микрофон и минусовые записи различных детских песен.
Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как в момент разучивания я не сижу за фортепиано, а могу показать музыкальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде: и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах. Но классической музыки очень мало. Я стараюсь это восполнить.
В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Топ-хлоп, малыши», песенки Железновых и т.д. Эти записи я даю родителям, чтобы они дома вместе со своими детьми прослушали и посмотрели их.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем её, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера или аудиозапись.
К праздникам и развлечениям, к юбилеям сотрудников и ДОУ готовлюсь очень серьёзно - ищу в интернете песни, музыку, стихи.
В компьютере, в разделе «Мои документы» я создала папку под названием «Детский сад», куда попадают все планы, сценарии, музыка, песни, фотографии с праздников и конкурсов, и многое другое.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что новые информационно-коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской музыкальной деятельности. Использование информационных технологий в музыкальном образовании детей даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Использованная литература:
Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия
«Модернизация общего образования». - СПб. 2004. - С.129.

2. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и инфюрмационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. - М. 2006. №1.- С. 29-50

3. Брановский Ю.С. Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику): Учеб.пособие. - Ставрополь: СГПУ, 1996.- С.221.

4. Гулак И.В. Использование компьютера//Управление ДОУ. - 2006. №8. - С.36.

5. Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер - М. 1999.№7,8.-С.30-31.

6. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm.

7. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве //Управление ДОУ. - 2008. №6 - С.32

8. Краснова Г.А. Новые информационные технологии в образовании // Проблемы теории и методики обучения.- 2001.- № 5.- С. 39-42

9. Лоренц А. Развитие и распространение Интернет - образования во всем мире // Высшее образование сегодня.- М., 2002.- № 7/8.- С.42-45

10. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

11. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л.Семёнов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - С.12

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Аннотация :

Информационно-коммуникационные технологии необходимы для активизации познавательной деятельности детей, для усвоения музыкального материала , реализации творческого потенциала, воспитания у них интереса к музыкальной культуре

Музыка , определение музыки , положительное воздействие на ребенка, необходимость использования классической музыки для образования ребенка, актуальность использования ИКТ в образовательном процессе.

Музыка – искусство , средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом устроенные во времени. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются мелодия , ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие.

Музыка - это особенное стихийное явление, отражающее состояние ума и души композитора, проявление его психики, настроения, эмоций, любви и страсти, фантазий и впечатлений. Это искусство, пожалуй, самое великое и прекрасное в истории человечества! Ничто не может ярче выразить ЭГО и сущность человека, как музыка ! Возможно, это происходит потому, что музыка , это, прежде всего, гармония человека с самим собой и с природой, баланс человека с другими окружающими его людьми. Гармония нот составляет мелодию, к мелодии придумываются слова, разрабатывается особая аранжировка, соответствующая цвету мелодии, в итоге получается песня.

Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого . Мы все любим различную музыку : одному нравится рок, другому приятна эстрадная музыка , третий предпочитает классику. О музыкальных стилях говорить и спорить можно долго, но у каждого человека найдется хотя бы одна мелодия, которая ему нравится. Задумывались ли мы над тем, что такое музыка , какой она бывает, и почему нравится людям?

Музыка влияет на наше настроение, но не только, с ее помощью можно справляться с недугами. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека : когда человек слышит быструю музыку , у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее, в психиатрии есть даже специальное направление - музыкотерапия .

О сильнейшем воздействии музыки знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В Древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека : на душевную сущность человека, на интеллект, на физическое тело. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали человека. Платон считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души. Врачеватель древности Авиценна лечил запахами и смехом.

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра».

Джон Дьюи

Эти слова заставляют задуматься любого педагога, который любит своих воспитанников. Глобальная информатизация общества занимает одну из главенствующих позиций цивилизации 21 века. Благодаря тому, как быстро развиваются информационные и коммуникационные технологии , возникает новая среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Компьютерные технологии современное направление в работе с детьми , которое способно помочь их развитию.

Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Использование компьютерных средств обучения помогает дошкольникам развивать усидчивость, собранность, приобщает к сопереживанию.

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей работе , так как главный приоритет – формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Интернет предоставляет педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии, иллюстрации для занятий. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал. Основная цель такого представления – формирование у детей системы мыслеобразов. Материал в виде презентации сокращает время обучения.

В своей работе я использую презентации , созданные в приложении Microsoft Office Power Point. Они заменяют картинки, плакаты, аудиозаписи, подходят для всех возрастных категорий детей. Использование мультимедийных презентаций позволяет построить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы детям это было интересно, чтобы они смогли узнать, почерпнуть что-то новое. Каждую мультимедийную презентацию я начинаю с предварительного небольшого рассказа, объясняю детям, какой теме она посвящена, часто использую аудио или видеозаписи.

Восприятие музыки – самый распространенный вид музыкальной деятельности , который доступен каждому. Благодаря быстрому развитию информационных технологий популярная музыка звучит везде : по телевидению, по радио, в компьютере, в мобильном телефоне. Но хорошей, классической музыки очень и очень мало . Этот пробел я стараюсь восполнить – большая музыкальная коллекция классической музыки в моем арсенале позволяет восполнить пробел слушания музыки , дети слушают музыку на занятиях , на утренниках, во время досугов, праздничных мероприятий, такая музыка им очень нравится . Во время знакомства с музыкой разных жанров у детей развиваются навыки слушания, дети учатся высказывать свои эмоции, переживания, размышлять об услышанном.

По рекомендации родители дома продолжают слушать классическую музыку вместе с детьми . Чем больше ребенок будет слушать классическую музыку , тем быстрее он привыкнет к ее звучанию, у него постепенно будет формироваться художественно – эстетический вкус.

Многие мероприятия дошкольного учреждения были построены полностью на использовании классической музыки . В подготовительной группе звучала музыка П . И Чайковского на «Осеннем балу» . Во время новогоднего утренника дети младшей группы танцевали под великолепную музыку В . А. Моцарта.

Сегодня есть возможность применить в своей работе компьютерные музыкальные программы , которые позволяют не только слушать музыку в хорошей записи , просматривать фрагменты произведений искусства, но и дают доступ к большому блоку информации , связанной с миром искусства : музыке , живописи, литературе, народным промыслам. Программа Power Point дает возможность использовать на занятиях схемы , портреты композиторов, рисунки, видеофрагменты. С помощью компьютера дети могут посетить музей в виртуальном пространстве (например, музей музыкальных инструментов , знакомиться с творчеством композиторов, изучать нотную грамоту, у них хорошо развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, ярче, так как музыкальное звучание дополнено картинами, развитием, движением, а изображение образов и картин дополнено звуками. Таким образом, использование компьютера очень удобно для усвоения детьми музыкального материала , для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала, воспитания у них интереса к музыкальной культуре , формирования духовного мира.

В работе с детьми применяю презентации как средство наглядности при изучении нового материала, для закрепления пройденного. Например, при знакомстве детей с классической музыкой используются тематические презентации, такие как «Уголки Москвы» , «Моя Москва» , «Красная площадь» . Такие презентации очень нравятся детям, у них возникает интерес к картинкам. В подготовительной группе из 25 детей 21 проявили интерес к этой теме. Таким образом, появился целый цикл презентаций «Виртуальное путешествие по Москве» . В этих презентациях есть слайды, видео, ролики, клипы. Вместе с воспитателями и родителями детей была составлена программа виртуальных путешествий на год. Мы пригласили родителей, чтобы они стали соавторами, стали работать с родителями дистанционно, с помощью вебинаров. После таких виртуальных путешествий родители проводят экскурсии для детей самостоятельно.

Использование информационных технологий помогает педагогам повышать мотивацию обучения детей и проводит к ряду положительных изменений у детей :

Появляется живой интерес к предмету познания;

Расширяется кругозор;

Повышается эффективность применения наглядности на занятиях;

Облегчает процесс усвоения материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками позволяет расширить творческие способности педагога и повысить эффективность воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Список литературы :

1. «Семейная проектная деятельность, как возможность формирования родительской компетенции». Миносянц Н. Г. 2014 г. с. 67.

2. «Социализация подрастающего поколения : история, теория и практика». Клемантович И. П. Издательство : ООО «Школьная пресса» (Москва, 2014 г. № 4. с. 19-25.

3. Миносянц Н. Г. «Уровень психолого – педагогической компетентности родителей в России : исторический аспект // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2014 г. №11-2 (49) .с. 119-121.

4. Клемантович И. П., Миносянц Н. Г. «Профессиональная подготовка педагога – психолога к повышению уровня компетентности родителей средствами информационных технологий // Современные гуманитарные исследования, 2013 г. №3. с. 113.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ

В условиях информационного общества особенно остро стоит вопрос о духовном, нравственном и эмоциональном аспектах воспитания подрастающего поколения. Во многом эти задачи могут решаться с помощью такого вида искусства, как музыка. Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста и рассматривается как ничем не заменимое средство развития эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное в жизни.
Как привить ребёнку чувство прекрасного, не нарушая связи с обществом, широко применяющим компьютерные технологии? В современных условиях, когда практически в каждой семье есть компьютер, дети проводят за ним определённую (чаще всего большую) часть свободного времени. Дошкольники привыкли воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве, им близко восприятие экранных образов. Такое восприятие обычно усиливает эмоциональный отклик со стороны детей, оставляет более яркие впечатления.
Каковы же функции информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя? В первую очередь это источник учебной и музыкальной информации, средство подготовки текстов, оформления наглядных пособий, выступлений. Одним из основных достоинств образовательной деятельности с использованием ИКТ является усиление наглядности. Не всегда у нас есть необходимый наглядный демонстрационный материал: репродукции, иллюстрации, картинки или же они не очень высокого художественного качества. Благодаря огромным возможностям Интернета можно найти и использовать разнообразный иллюстративный материал. Экран же притягивает внимание, вызывает огромный интерес каждого ребёнка. Применение ИКТ усиливает познавательный интерес дошкольников к музыке, активизирует детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.

СЛАЙД 1
ЦЕЛЬ:
Приобщение детей к различным видам музыкальной деятельности средствами ИКТ

ЗАДАЧИ:
- Активизировать процесс формирования музыкальных способностей детей средствами ИКТ;
- Развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка с помощью ИКТ;
- Воспитывать музыкальный вкус и расширять кругозор дошкольников

СЛАЙД 2
Музыкальные занятия с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:
- принципы сознательности и активности
- принцип связи обучения с практикой
- принцип системности и последовательности
- принцип доступности
- принцип наглядности
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения
- принцип полноты и целостности

СЛАЙД 3
Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей:
зрительного, слухового, чувственного,
задействовать на занятии все виды памяти:
зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

СЛАЙД 4
Основным оборудованием в успешной работе с использованием ИКТ является наличие компьютера и проекционного экрана на штативе.
Функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя:

- Источник информации
- Создание дидактических материалов, картотек
- наглядное пособие
- оформление документации
- мониторинг по отслеживанию результатов достижений воспитанников
- обобщение и распространение опыта работы
- создание фонотек, обработка музыкальных файлов

СЛАЙД 5
Одной из ведущих и наиболее эффективных технологий в дошкольной педагогике является метод компьютерной презентации. Он может иметь разную тематическую направленность и использоваться в досуговой деятельности дошкольников.

СЛАЙД 6
В каких видах музыкальной деятельности мы можем использовать ИКТ?
Восприятие музыки

СЛАЙД 7

Музыкально-ритмические движения

СЛАЙД 8

Музыкально-дидактические игры

СЛАЙД 9

Пение

СЛАЙД 10

Игра на детских музыкальных инструментах

СЛАЙД 11

Образовательная область «Музыка» подразумевает использование ИКТ в подаче дополнительного наглядного материала.
Он может быть представлен в виде:

Клипов к различным песням

СЛАЙД 12

Мультфильмов, в основе которых лежит классическое музыкальное произведение.

СЛАЙД 13

Видеофильмов, иллюстрирующих различные виды искусства.

СЛАЙД 14

Анимационного фона при исполнении различных песен.

СЛАЙД 15

При изучении танцевальных композиций возможен просмотр танцев в исполнении профессиональных артистов, а также детских коллективов, с последующим анализом увиденного.

СЛАЙД 16

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов, администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовым и перспективным планом и отчётом о проделанной работе.

СЛАЙД 17

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет Интернет-общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами из других регионов страны через различные образовательные и личные сайты:

МАААМ

ПЕРЛИНА

ДЕТСКИЙ ПОРТАЛ « LEON4IK »

САЙТ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

СЛАЙД 18

Широкое распространение получили электронные журналы, например, «Музыкальный оливье». В нём предложены авторские методические материалы, нотные песенные сборники и «минусовые» фонограммы. Всё это помогает музыкальному руководителю в организации творческого и педагогического процесса.

СЛАЙД 19

Работа с родителями – ещё одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер оказывает неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях, утренниках, праздниках и совместных с родителями мероприятиях.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыкой для малышей остаются неоспоримыми.

СЛАЙД 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Елена Редькина
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе

музыкального руководителя в ДОУ

Редькина Е. А. -

Музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №46»

г. Братск

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Каковы же функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя . Это :

1. Средство подготовки выступлений,

2. Источник учебной, музыкальной информации ,

3. Наглядное пособие,

4. Методические копилки : «Консультации» «Работа с родителями » , «Стихи» , «Музыка » , «Презентации» ; «Фотоальбомы» и др.

5. Средство подготовки текстов, музыкального материала , их хранение.

6. Оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг) .

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит вопрос : как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать. Поэтому использование современного оборудования ИКТ поможет успешно решить данную проблему. Педагог-музыкант может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию , на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках. Большую помощь при этом оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, электронные презентации Power Point, это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного; задействовать на занятии все виды памяти : зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка , рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ : детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.

В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества : ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи :

Расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;

Способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;

Развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы : восприятие музыки , пение музыкально -ритмические движения, , игра на ДМИ. Я включаю мультимедийные презентации в любой раздел музыкального занятия .

Восприятие музыки :

Видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям , «Клоуны» Д. Кабалевский, «Шествие гномов «Э. Григ

Знакомство с жанрами музыки :»Все умеют наши дети-петь, шагать и танцевать.»

Анимационные фоны (природа, сказочные фоны»)

Видиоролики на музыкальное произведение . «Баба Яга» !

«Детский альбом» П. Чайковского,

Мультипликация (фрагменты мультиков с музыкальными инструментами )

Определение характера музыки по цветам- настроениям,тучкам и солнышкам

Пение :

По графическому изображению разучивать различные попевки : «Сорока-сорока, «Огуречик» , «Радуга-дуга» , упражнения для развития голосового аппарата,

По картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. (Мнемотаблица к песне «Солнышко» )

Песенки –сюрпризы «Маленькой елочке» , «Друзья» (пение под фонограмму)

Наглядные эффекты в виде схем, графических композиций, диаграмм.

Игра «Угадай мелодию»

Муз. -дид. игры : Развивать музыкально -слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма,

«Узнай музыкальный инструмент » . «Весело-грустно» , «Колобок» ,

«Что дети делают?» «Веселый огород» , «Добрый мастер»

6. Музыкально -ритмические движения и танцы :

Использование мнемотаблиц , с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Картинки-призы, сопровождающиеся звуковыми эффектами. «Поиграем в перестроения»

Игра на ДМИ : «Знакомство с музыкальными инструментами , их звукоизвлечением».

По схемам разучивать партии в оркестре.

Так же мультимедийные презентации использую на развлечениях и праздниках таких как

«Золотая осень» «Зимушка -зима» «День защитника Отечества» , «Мамин праздник» , «Зимующие птицы» , «А за окнами Весна» , «Шумовой оркестр» , «9 Мая» , «Выпускной бал» . С помощью мультимедиа такие праздники смотрятся зрелищно и эффектно.

В работе с родителями с помощью ИКТ осуществляю консультативную поддержку родителям;

разрабатываю и довожу до их сведения практические музыкальные рекомендации : по охране голоса дошкольников, правильного выбора музыкальной фонотеки дома . Подбираю репертуар для музицирования дома на ДМИ.

Знакомим советы специалистов в области музыки по организации детской музыкальной деятельности дома , а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как : «Музыкальная угадайка » , «Как развить музыкальные способности ребенка дома» .

В работе по самообразованию использую ИКТ при оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг, составление сценарий и развлечения, консультаций о музыкальном воспитаний дошкольников для родительских уголках в группе, составляем различные музыкально-дидактические игры , папки передвижки, атрибуты к играм и к праздникам.

А также составляем фонотеку для танцев, для пения и слушания, для музыкальных игр .

Также я использую в своей практике онлайн игры «Виртуальное пианино» , «Игра на барабанах» , «Проверка музыкального слуха »

Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области : познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, коммуникация, и т. д. Использовать в режимных моментах ДОУ.

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности .

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя :

Нет компьютера в музыкальном зале ДОУ

Недостаточная компьютерная грамотность педагога

Недостаточное программное обеспечение

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя .

Используемая литература :

Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003.- № 9.

Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.

Ирина Коновалова
«Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада»

Слайд 1.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И ВИДАХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Слайд 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Слайд 3.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Слайд 4.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Слайд 5.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Слайд 6.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Слайд 7.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.

Слайд 8.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Слайд 9.

Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, «Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Слайд 10.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

Слайд 11.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Слайд 12.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Слайд 13.

Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

На сегодняшний день это тем более актуально, что и в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами)», владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами».

Слайд 14.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, конструктов, нотных партитур, оформления дидактических игр и других методических материалов и для обобщения опыта и т. д.

Слайд 15.

Использую мультимедийные презентации на праздниках (День защитника Отечества «Богатырская сила», 8 марта «Устами младенца», 9 Мая «Они сражались за Родину», выпуск в школу, развлечениях (викторина по сказкам А. С. Пушкина, «Фестиваль народных игр» и др., в образовательной деятельности («Доброта в жизни и музыке», «Страна вежливости» и др., дополнительном образовании («Колядки», «Масленица» и др.).

Слайд 16.

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фотопрезентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических советах представляю мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Экспериментальная деятельность – Ребенок в мире звуков», «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» и др.

ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе).

Слайд 17.

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http://dohcolonoc.ru/ , http://www.musical-sad.ru/ , http://kladraz.ru , http://сайт/ , http://nsportal.ru , сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX.ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. Широко применяю ИКТ для музыкального и визуального оформления праздников и развлечений, на родительских собраниях, для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Слайд 18.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!