Стругацкий борис о силе. Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким

Бори́с Ната́нович Струга́цкий (15 апреля , Ленинград - 19 ноября , Санкт-Петербург ) - советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики . После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Биография

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея . Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва , была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР » и награждена орденом «Знак Почёта» .

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории , однако не защитил диссертацию , тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам . В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР .

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября - 20 декабря ), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка , с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году) .

Борис Натанович был известен как страстный филателист , что нашло отражение в его творчестве .

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет . В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами .

Творчество в соавторстве с братом

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием . Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики . Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » ( -) и «Бессильные мира сего » (), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном сайте Стругацких с июня 1998 года шло , в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.

Художественные переводы

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон , Хола Клемента , Джона Уиндэма .

Псевдоним

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий .

С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.

  • «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994-1995)

Награды

Увековечение памяти

  • Площадь Братьев Стругацких в Санкт-Петербурге

Политическая позиция

Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. С точки зрения верующего человека, с точки зрения церкви, не бывает искажения «правды Библии» - бывает покушение на святость, оскорбление веры, ересь. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в неё внесен. Все. Не вырубишь топором. Но с точки зрения «атеиста» нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов - сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны - совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны.

Статья от 08.02.2010, «Новая газета »

Дополнительные факты

  • Борис Стругацкий «никогда, никому и ни при каких обстоятельствах» не отвечал, над чем он работает.
Причин тому много, я назову только одну: ещё в незапамятные времена было нами замечено, что стоит только хоть кому-нибудь, хоть что-нибудь, пусть даже вскользь рассказать о текущей работе, - всё: работа идёт насмарку, и проект гибнет, даже толком не начавшись. «Никогда не говори: делаю, - всегда говори только: сделал». Отличное правило. Всячески рекомендую.

См. также

  • Стругацкие, Аркадий и Борис (обзор совместного творчества)
  • Стругацкий, Аркадий Натанович (биография)
  • Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких

Напишите отзыв о статье "Стругацкий, Борис Натанович"

Примечания

Литература

  • Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М.: Большая Российская энциклопедия ; Рандеву-АМ, 2000. - С. 669-671.
  • Ант Скаландис. Братья Стругацкие . - М.: АСТ, 2008. - 702 с. - ISBN 978-5-17-052684-0 , 978-5-9713-8278-2.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Стругацкий, Борис Натанович

Проехав какие то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело.
«Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он.
Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше.
«Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу.
Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.

Борис Стругацкий вместе с братом Аркадием Стругацким поднял фантастику, которая долго считалась беллетристикой низкого пошиба, до уровня высокой литературы. Для громадного большинства населения — заслуженное олицетворение понятия «писатель-фантаст» на русской почве. Братья Стругацкие стали признанными классиками русской литературы: их романы входят в школьную программу, постоянно экранизируются и остаются учебниками жизни для все новых и новых поколений. После смерти брата Борис Стругацкий издал две книги, написанные им в одиночку, под псевдонимом С. Витицкий. Потом Борис Натанович руководил литературным семинаром молодых писателей-фантастов, являлся членом жюри нескольких литературных премий, страстно, до самой смерти, коллекционировал марки, много читал, увлекался программированием и компьютерными стратегиями. Не любил выступлений перед публикой и организованных встреч с читателями и вообще предпочитал по возможности не выходить из дома. При этом всегда занимал активную жизненную позицию: в 2005 году подписал письмо, призывающее международное правозащитное сообщество признать бывшего главу «ЮКОСа» М. Ходорковского политическим заключенным, в 2012 году — открытое письмо в поддержку Pussy Riot. Был участником проекта «Сноб» с декабря 2008 года, скончался 17 ноября 2012 года в возрасте 79 лет.

Годы жизни

1933 - 2012

Псевдоним

С. Витицкий, С. Победин

Где родился

Санкт-Петербург

У кого родился

Отец: Натан Залманович Стругацкий - искусствовед, библиограф, иконограф.

Мама: Александра Ивановна Литвиничева - преподаватель русского языка и литературы, заслуженный учитель РСФСР.

Где и чему учился

Школу окончил с серебряной медалью.

Окончил математико-механический факультет Ленинградского Государственного Университета по специальности «звездный астроном».

Где и как работал

Работать начал в Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счетно-аналитическим машинам. Занимался переводами американской и английской научной фантастики.

С 1957 года в течение более тридцати лет писал в соавторстве с братом Аркадием Стругацким.

«Мы описывали Мир-в-Котором-Нам-Хотелось-бы-жить. В котором высшим наслаждением и источником счастья является творческий труд. Дружба, любовь и работа - вот три кита, на которых стоит счастье тамошнего человечества. Ничего лучше этого мы представить себе не могли, да и не пытались».

Основатель и главный редактор журнала российской фантастики «Полдень. XXI век» (с 2003 - альманах, литературное приложение к журналу «Вокруг света»).

«Журнал отнимает много времени и нервов. Но ничего - жить можно. Особенно если учесть, как много замечательных людей мне помогает. У меня одна-единственная обязанность: отобрать лучшее (на мой вкус) из рукописей».

Что такого сделал

После 1991 под псевдонимом С. Витицкий издал две книги: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего».

«После ухода брата сам образ жизни изменился. Все стало "не то" - работа, мысли, мировосприятие. Да и я сам уже, видимо, не тот».

«Вот только очень не просто стало писать одному, без молчаливого одобрения и без бурной критики брата, я так не привык. Ничто не может заменить того незабываемого чувства, когда Аркадий, покачивая на пятерне папку с законченной вещью, удовлетворенно произносил: "Ну это вам не хрен собачий!"»

Достижения

Книги Бориса и Аркадия Стругацких признаны классикой отечественной и мировой литературы; переведены на 42 языка в 33 странах мира; вышло более 500 изданий. В СССР также распространялись в «самиздате».

С 1999 вручается Международная премия им. Аркадия и Бориса Стругацких (АБС-премия) в области фантастической литературы.

Дела общественные

Член Союза писателей и Русского ПЕН-центра.

Руководил Ленинградским (Петербургским) семинаром молодых писателей-фантастов, известным как «Семинар Бориса Стругацкого».

Председатель и единственный член жюри премии «Бронзовая улитка».

«Предпочтение всегда отдается моей любимой "реалистической фантастике" - где реальные герои живут и действуют в реальном мире, лишь искаженном присутствием Чуда. Главное, чтобы написано было сильно, живо, с выдумкой, поражало воображение и вызывало сопереживание героям».

В 2008-м в составе группы известных писателей обратился с письмом к Президенту РФ о поправках к закону о «Библиотечном деле». В первой редакции закон нарушал авторские права, допуская бесконтрольный перевод библиотечных фондов в электронный вид.

Общественное признание

Награжден орденом Почета за большой вклад в развитие отечественного искусства, медалью «За трудовую доблесть», медалью «Символ Науки - Человек Искусства» и медалью «За заслуги перед Санкт-Петербургом».

С 1977 года Борис Стругацкиий и его брат Аркадий получили десятки российских и международных литературных премий. Среди них: специальный приз Всемирной организации научной фантастики (World SF) «За независимость мысли», Государственная премия РСФСР по киноискусству им. братьев Васильевых за сценарий к/ф «Письма мертвого человека».

В 1985-м именем А. и Б. Стругацких названа малая планета Солнечной системы.

Обладатель нескольких премий: В. Высоцкого «Своя колея» (вручается за верность своим убеждениям), Президента Российской Федерации в области литературы и искусства и малой премии Аполлона Григорьева за роман «Бессильные мира сего».

Важные события жизни

«Я должен был умереть во время блокады от голода. Меня и маму спасло то, что отец и брат эвакуировались, оставив нам свои продуктовые карточки. Потом - инфекционное заболевание, опасное даже для взрослого. Но у соседки (тоже чудом выжившей!) случайно оказался пузырек бактериофага, и я остался жить. Позже - я тонул, лодка перевернулась, меня вытащили. Потом были два случая в горах, я должен был сверзиться с большой высоты... Нетрудно подсчитать, что вероятность выжить была невелика - что-то вроде одной миллионной. Разве не чудо?»

Впервые создал и придумал

Борис и Аркадий Стругацкие подняли отечественную фантастику на новую высоту.

«Тогда молодые-нескромные, мы уже ставили перед собой задачу создать новую фантастику. Мы твердо понимали, что прежняя - барахло. Все нужно делать иначе».

Удачные проекты

Повесть «Улитка на склоне».

«Самым значительным нашим произведеним мы всегда считали "Улитку на склоне". Я и сейчас удивляюсь, как нам удалось тогда, тридцать пять лет тому назад, создать вешь столь же новую, сколь и глубокую».

Известен тем, что…

С 1998 на сайте «Русская Фантастика» отвечает на вопросы любителей творчества братьев Стругацких в Off-Line интервью (на 2008 - более 7000 ответов).

«Не знаю, как "жизнь известного человека" вообще, но что касается писателя, то я убежден, что жизнь писателя - это его книги, его выступления в печати. Пертурбации его личной жизни, семейные дела, лирические эскапады, "путешествия и приключения" - все это никого не должно интересовать».

Участвовал в скандалах

Был в числе подписавших коллективное обращение деятелей науки и культуры к международному правозащитному сообществу с призывом признать бывшего главу ЮКОСа М. Ходорковского политическим заключенным. Подписал открытое письмо представителей творческой и научной интеллигенции Санкт-Петербурга к руководству страны с просьбой о прекращении уголовного преследования лидера городского отделения партии «Яблоко» М. Резника.

Мне интересно

филателия

«Я страстный филателист-тиффози и собираю марки (с редкими и короткими перерывами) аж с 1948 года».

компьютер

программирование

«Пишу на ТурбоПаскале помаленьку, в меру сил своих и возможностей. Гордость моя: программа, составляющая и решающая кроссворды».

компьютерные игры, в основном, «стратегии»

«...без этих книг я был бы другим. Более того: без них я был бы хуже. Я в библиотеке держу только те книги, которые прочитал как минимум дважды (за очень редким исключением)».

Люблю

путешествовать на автомобиле

«Когда-то очень любили путешествия. Любимый отпуск был: сесть в автомобиль и пуститься по Большому кругу: Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия и обратно - через Псковщину домой. Примерно три тысячи кэмэ. Приятно вспомнить».

дни рождения

старых друзей

«Компании люблю только свои, проверенные многолетним общением. Мои ближайшие друзья - все - работали в Пулковской обсерватории».

котов и кошек

«Любитель кошек - я. Калям - наследственное имя всех моих кошек, независимо от пола, возраста и происхождения. Собак я уважаю, но той нежности, что к калямам, все-таки к ним не испытываю».

китайскую кухню

проводить время дома

«Я домосед. Слыхали про такое? Из квартиры выхожу, как правило, только в магазин, аптеку, на заседание какое-нибудь, на котором присутствовать обязан, очень редко - просто прогуляться. Мне дома хорошо, а вне дома - плохо. Я даже гостей предпочитаю у себя принимать, а не в гости ходить».

Ну, не люблю

научную фантастику

«Я не слишком люблю научную фантастику. Она построена, как правило, вокруг судьбы идей, а не судеб людей, как это должно быть с художественной литературой вообще».

ложь

«Ложь, особенно официальную, освященную государством, ненавижу, пожалуй, по-прежнему».

юбилеи

говорить о себе

«Я очень не люблю говорить о себе. И, по возможности, не говорю. Не люблю "сугубо личных вопросов" и стараюсь от них всячески уклоняться».

встречаться с читателями

«Мне никогда не нравилось это занятие (встреча с читателями), и в конце концов, я от него отказался. Совсем».

выступать перед аудиторией

«Приглашают часто (на ТВ). Отказываю всегда. Стараюсь быть вежливым. Самое трудное - объяснить, почему отказал. Это - традиция. Зарок, который дал 50 лет назад и который исполняю неукоснительно. Выступать вообще, и по телевидению в частности, я терпеть не могу».

Мечта

«С детских лет я мечтал съездить в амазонские джунгли - но не насовсем, а в экспедицию, и не просто поглазеть, а поработать там - биологом или этнографом».

Семья

Жена: Аделаида Андреевна Стругацкая.

«Вместе учились на матмехе. Вместе работали в Пулкове. Женаты 45 лет. Моя любимая и единственная женщина».

Сын Андрей. Родился в 1959 году в Ленинграде. Окончил географический факультет ЛГУ. Великий знаток рок-музыки и книгочей. Занимается книготорговлей и регулярно снабжает папу-маму книжными новинками. Отец пятерых наших внуков, а с недавних пор еще и дед (так что вслед за Корнеем Чуковским я могу сказать о себе: "Подумаешь - прадед! А вот то, что я РОДИЛ ДЕДА, это да, впечатляет!...")

И вообще…

«Мировоззрение мое полностью сложилось к концу 60-х, и с тех пор в мире не произошло ничего, что заставило бы меня это мировоззрение сколько-нибудь существенно подправить».

«Жизнь дает человеку три счастья: друга, любовь и работу. Ценить дружбу, беречь любовь, радоваться работе - в этом и заключен смысл жизни. Ничего другого я за 75 лет так и не придумал».

«Единственный путь (достижения прекрасного будущего) - создание Теории Воспитания Человека. Человечество должно научиться воспитывать в своих детях доброту, честность, благородство, душевную щедрость».

Российский писатель, сценарист, переводчик, в соавторстве со своим старшим братом Аркадием Стругацким написал несколько десятков произведений в жанре научной фантастики. После смерти брата Борис Стругацкий опубликовал два собственных романа.

Борис Натанович родился в Санкт-Петербурге. Отец его был сотрудником Русского музей, мать – учительницей русской литературы. Во время Великой Отечественной войны, Борис с матерью остались в блокадном городе, а отец с Аркадием эвакуировались. В 1943 году ему удалось вывезти мать и младшего брата в Оренбургскую область.

После войны вся семья вернулась в Петербург, Борис Стругацкий окончил школу и хотел поступать на физический факультет, но его не взяли, тогда он пошел на специальность «астроном». После университета Стругацкий-младший работал в Пулковской обсерватории.

Творческая деятельность Бориса Стругацкого/Boris Strugatskii

Первой повестью Бориса и Аркадия Стругацких стала повесть «В стране багровых туч» , которую они начали писать в споре на бутылку шампанского. Через три года в 1957 году повесть была дописана и опубликована. Стоит отметить, что Аркадий Натанович пробовал писать еще до войны.

В 1964 году Бориса Стругацкого приняли в Союз писателей СССР, но и тогда он еше работал в обсерватории на полставки.

Борис Натанович называл свое творчество «реалистической фантастикой», в центре которой стоит человек. С 1972 года Стругацкий организовал семинар молодых писателей-фантастов, позже учредил премию «Бронзовая улитка».

Именем Аркадия и Бориса Стругацкого была названа планета, открытая в 1977 году.

После смерти Аркадия Стругацкого Борис опубликовал два романа «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего» под псевдонимом С. Витицкий .

После ухода брата сам образ жизни изменился, - признавался Борис Стругацкий в одном из интервью. - Все стало «не то» – работа, мысли, мировосприятие. Да и я сам уже, видимо, не тот. Вот только очень не просто стало писать одному, без молчаливого одобрения и без бурной критики брата, я так не привык. Ничто не может заменить того незабываемого чувства, когда Аркадий, покачивая на пятерне папку с законченной вещью, удовлетворенно произносил: «Ну, это вам не хрен собачий!»

Произведения братьев Стругацких были переведены и выпущены более, чем в 30 странах мира.

С 2007 по 2009 годы выходила серия игр по книге братьев Стругацких «Обитаемый остров» .

В 1999 году Алексей Герман-старший начал работу над повестью Стругацких «Трудно быть богом» . К сожалению, фильм пока находится на стадии переозвучивания. Главные роли в фильме сыграли: Леонид Ярмольник , Наталья Мотева , Юрий Цурило , Александр Ильин , Александр Чутко , Константин Быков . В 2008 году Федор Бондарчук выпустил фантастический художественный фильм «Обитаемый остров» , через год вышла вторая часть – «Обитаемый остров: Схватка» .

Личная жизнь Бориса Стругацкого/Boris Strugatskii

Борис Стругацкий был женат на Аделаиде Карпелюк , с которой познакомился в ЛГУ. У них родился сын Андрей в 1959 году. Он окончил географический факультет, занимается продажей книг, в его семье пятеро детей.

Один, немного нескромный вопрос... правда, как говорится «Hе бывает нескромных вопросов - бывают нескромные ответы»... Любое из Ваших произведений с течением времени может превратиться (или уже превратилось) из фантастического в повествовательное. Какому из них Вы не дали бы стать реальностью, имея возможность ВЫБОРА?

Сергей Кузьмин < > Вентспилс, Латвия - 06/13/98 21:34:45 MSK

Дорогой Сергей! В своих произведениях АБС спроектировали много «злых» миров. Hапример, мир Саракша. Или мир Гиганды. Или мир Арканара. Разумеется, будь моя воля, ни одному из них я не дал бы реализоваться. Hо с другой-то стороны: в них нет ничего невероятного или «дьявольского» - их сотворили не демоны, а люди, эти миры населяющие. Вправе ли я лишать людей права выбора? Это вопрос! Тут ведь все дело в том, что не бывает миров, где ВСЕ были бы несчастны; в каждом мире можно приспособиться и жить счастливо, и даже не догадываться, что ты несчастен. И каждый раз, когда ты принимаешь решение «прекратить» какой-то мир, ты обязательно лишаешь миллионы людей их маленького, странного, но - для них-то несомненного - счастья. Такие дела. Спасибо за добрые слова о нашей работе.

Борис Натанович, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов: 1. Ваши собственные книги будут выходить?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:44:27 MSK

Имеется в виду: буду ли я их писать? Я пишу, но очень медленно и трудно. Надеюсь, что еще один роман мне закончить удастся. Но когда? Не знаю.

2. Кого в российской фантастико-фэнтазийной литературе Вы сейчас выделяете?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:00 MSK

Есть целая когорта прекрасных писателей. Все они хорошо известны. Рыбаков, Столяров, Логинов, Лукьяненко, Лукин, Штерн... всех не перечислишь. А ведь есть еще Веллер с Пелевиным - сами они себя фантастами не считают, но я-то знаю, что они фантасты - и превосходные.

3. Сколь хорошо или плохо, по-вашему, творчество Майкла Муркока?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:58 MSK

Я давно уже стал равнодушен к зарубежной фантастике. Муркока читать пытался - не понравилось.

4. Вы продолжаете верить в «Храм», который описали в «Граде обречённом»?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:46:42 MSK

Теория (а точнее - гипотеза) Храма есть просто попытка облагородить довольно-таки бессодержательное и очень неопределенное понятие «смысла жизни». Теория эта не хуже других. Но и не лучше. На самом деле смысл жизни каждый человек определяет себе в меру способностей своих и нравственного своего потенциала. Не может быть смысла жизни у толпы, а Храм очень недурен, как смысл жизни для человека определенного типа.

Как Вам удается добиваться того, что, читая Ваши произведения, не кажется, что писали 2 человека? Ведь, наверное у Вас с Аркадием разные стили и представления о пишущемся произведении. Как приходили к консенсусу?

Sol < > Новосибирск, Россия - 06/13/98 21:48:33 MSK

Это был длительный путь проб и ошибок. Мы перепробовали, я полагаю, все возможные способы работы вдвоем и остановились на самом эффективном. Один сидит за машинкой, другой - рядом. Один предлагает фразу, другой ее обдумывает и вносит изменения. Первый соглашается или не соглашается. Если соглашается, - фраза заносится на бумагу. Если нет, - процесс внесения поправок продолжается. И так - фразу за фразой, абзац за абзацем, страница за страницей. С точки зрения свежего человека этот метод кажется неуклюжим и излишне трудоемким. Однако, это есть не что иное, как УСТНАЯ правка черновика. В каждом окончательном тексте АБС содержится на самом деле три-четыре-пять черновиков, которые никогда не были написаны, но зато были ПРОИЗНЕСЕНЫ. Разумеется, такой способ работы возможет только в том случае, если соавторы, будучи людьми разными и даже очень разными, тем не менее имеют общие представления о том, что в литературе хорошо, а что - плохо. Такое общее представление у АБС было изначально, и с течением времени общего в их позиции становилось все больше, хотя определенные различия и сохранялись. Эти различия, впрочем, не мешали работе, а скорее помогали, особенно когда возникали творческие тупики. Так в процессе эвлюции выживают не самые генетически совершенные виды, а те, у которых генотип способен быстро и резко меняться при необходимости.

Уважаемый Борис Натанович! А какой музыкой Вы увлекаетесь (если увлекаетесь)? Какие жанры? Исполнители? Также, что Вы думаете по поводу произведений Кастанеды? Это надуманно, или правда? Насколько близки Вам эти произведения?

Артём < > New York, USA - 06/13/98 21:50:51 MSK

В музыке я почти полный профан. Всем симфоническим оркестрам и поп-группам предпочитаю обыкновенную тишину. О Кастанеде много слышал (в том числе и о том, что имеет место сходство между ним и АБС), но никогда в жизни не читал и даже не держал в руках.

Почти ВСЕ сегодняшние писатели-фантасты учились на Ваших книгах. Уважаемый БорНат (если Вас так можно называть:), хотелось бы знать, как Вы к этому относитесь?

Sobo Igor < > Уфа, Россия - 06/13/98 21:52:37 MSK

Мне это, разумеется, приятно. Особенно, когда, начав как подражатель АБС, автор находит собственный путь и собственную манеру.

Уважаемый Борис Натанович! Прекратилось ли Ваше сотрудничество с кинематографистами? Помню, кажется, в конце 80-х упорно ходили слухи, что собираются снимать сериал по «Обитаемому острову», кто-то из фэнов кричал, что слышал собственными ушами, что запущен фильм по «Малышу». Потом пошли разговоры о том, что «Трудно быть богом» собирается переснимать какой-то наш кинематографический мэтр. Насколько эти слухи обоснованы, стоит ли ждать экранизаций?

Григ Пермь, Россия - 06/13/98 22:21:12 MSK

Сценарий «Обитаемого острова» (и очень недурной!) был написан; и договор был заключен; и дело было совсем на мази - говорят, даже какой-то материал был отснят. А потом все как-то само собой бесследно рассосалось. «Малыша» сняли в Чехии. Американцы купили «Пикник» несколько лет назад, но фильм почему-то так и не сделали. Греки купили «Миллиард лет». В России один режиссер давно уже грозится снять фильм по сценарию «Туча»... Ну, и так далее. Я уже давно отучился верить обещаниям киношников. Бог им судья.

Борис Натанович, в Вашем романе «Поиск предназначения» Вы упоминаете знаменитого рок-гитариста Ричи Блэкмора. А каково вообще Ваше отношение к современной музыке, в частности, к рок-музыке? Слушаете ли Вы ее? Если да, то что?

Александр Бессонов < > Томск, Россия - 06/13/98 22:22:51 MSK

Я никогда не слушаю музыку СПЕЦИАЛЬНО. Но мне иногда ПРИХОДИТСЯ ее слушать. Вообще я люблю классику рока: Битлов, Дип Парпл, Роллинг Стоунз... Ричи Блэкмор попал в текст «Поиска» совершенно случайно - просто подвернулся под руку.

Уважаемый Борис Натанович, у меня два вопроса. 1. Прогрессирует ли человечество духовно или нет ничего нового под солнцем, и мы остались теми же людьми (не скажу - дикарями), с той лишь разницей, что нас окружают не мамонты, а компьютеры? (Речь не идет о социальном прогрессе).

Дмитрий Поляшенко < > Москва, Россия - 06/13/98 22:27:52 MSK

Уважаемый Дмитрий! К сожалению, не существует эталона для измерения духовного прогресса человечества, а потому и ответа на Ваш вопрос также не существует. У меня лично такое впечатление, что все «открытия» в области нравственности и нравственной философии уже человечеством сделаны, и в этом смысле, действительно, ничего нового под Луной нет. Теперь дело за малым: внедрить все эти высочайшие достижения мысли и морали в души гигантских человеческих масс. И вот здесь нас ожидает большое разочарование. Названные массы тысячелетиями живут по принципу «старое поколение повторяется в новом», и ничто пока не способно изменить этого стационарного процесса. Под тоненькой хрупкой пленочкой новой нравственности (скажем, христианской) живет все тот же волосатый дикарь с дубиной, что и сорок тысяч лет назад. И пока не научимся мы этого дикаря в себе подавлять (или усыплять; или прикармливать; или одурманивать; или обманывать; или преобразовывать), до тех пор с духовным прогрессом человечества будет иметь место затрудненка. (Что, впрочем, как и раньше, как всегда, не будет мешать отдельным величайшим взлетам духа отдельных личностей и даже небольших коллективов.)

Борис Стругацкий родился в Ленинграде, 15 апреля 1933 года. Отца Бориса звали Натан ЗалмановичСтругацкий. Он был сотрудником Государственного Русского музея, искусствоведом и библиографом. Мать, Александра Ивановна Литвиничева, была учителем русского языка и литературы, после Великой Отечественной войны признана заслуженным учителем РСФСР.

Детство у Бориса выдалось нелегким: во время войны Стругацким приходилось находиться в осаждённом Ленинграде. Отец умирает во время эвакуации, в Вологде, и лишь в 1943 году Борису с матерью удается уехать из Ленинграда благодаря Аркадию, старшему брату Бориса. Назад в Ленинград семья смогла вернуться в 1945 году.

В 1950 году Борис оканчивает школу с серебряной медалью, а в 1955 году завершает учёбу на математико-механическом факультете ЛГИ по специальности «астроном».

Первой работой Бориса была должность инженера-эксплуатационника по счётно-аналитическим машинам. Позднее, в 60-х годах, он начинает посвящать время писательской деятельности. В мае 2002 года основывает журнал «Полдень. XXI век», в то же время являясь главным редактором этого журнала по литературной фантастике.

Семья и дети

Женой Бориса была Аделаида Андреевна Стругацкая. Сам Борис Стругацкий говорил о ней так: «Вместе учились на матмехе. Вместе работали в Пулкове. Женаты 45 лет. Моя любимая и единственная женщина».

У Бориса также есть ребёнок- сын Андрей. Родился он в 1959 году в Ленинграде, окончил учёбу в том же Ленинградском государственном университете, где учился его отец, но уже на географическом факультете. Интересовался Андрей книгами и музыкой.

Творчество

Большую часть произведений Борис Натанович написал в соавторстве со своим братом- Аркадием Стругацким. Вместе они написали около 27 романов и повестей, 12 сборников рассказов, 2 пьесы и 1 киносценарий, по которому был снят фильм. Работы братьев Стругацких неоднократно экранизировались, по некоторым произведениям были даже созданы видеоигры. Одна из самых успешных работ братьев- повесть «Улитка на склоне». Борис говорил об этой повести: «Самым значительным нашим произведением мы всегда считали «Улитку на склоне». Я и сейчас удивляюсь, как нам удалось тогда, тридцать пять лет тому назад, создать вещь столь же новую, сколь и глубокую».

Также, братья занимались художественными переводами различных повестей, рассказов, романов и новелл. В общей сложности, ими было переведено около 30 иностранных произведений.

После смерти Аркадия, Борис решил не прекращать литературную деятельность, позднее, под псевдонимом С. Витицкий, написав и опубликовав 2 романа, под названием «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего». Также, Стругацким были переведены на русский язык несколько романов таких авторов, как Джон Уиндэм и Андре Нортон.

Заключение

Борис Натанович Стругацкий при жизни внёс большой вклад в жанр фантастики, и в литературу в частности. Вместе со своим братом, он написал большое количество произведений, книг, сборников, а также художественных переводов. Благодаря своему вкладу в литературу, стал знаменитым писателем, имел много поклонников и был удостоен многих наград и званий. Помимо литературной деятельности, Борис Натанович также имел активную политическую позицию, был счастливым мужем и отцом.

Совет 2: Стругацкий Аркадий Натанович: биография, карьера, личная жизнь

Одним из признанных патриархов отечественной фантастики по праву считается Аркадий Стругацкий. В творческом союзе с братом Борисом он создал целую россыпь произведений, вошедший в «золотой фонд» литературы этого жанра. Трудно даже просто перечислить все литературные премии, которых удостоился писатель-фантаст.

Аркадий Стругацкий: факты из биографии

Будущий классик научной фантастики родился в 1925 году в Батуми. Отец его работал редактором газеты, мать преподавала русский язык и литературу. В школу Аркадий пошел в родном Батуми, но когда мальчику было девять лет, семья переехала в на берега Невы. Именно в Ленинграде в 1933 году на свет появился ставший впоследствии соавтором Аркадия его брат Борис.

Во время войны семья Стругацких оказалась в осажденном немцами городе. В первые же дни войны юноша участвовал в возведении оборонительных сооружений на подступах к городу. А потом его приняли на завод, где выпускались снаряды для фронта. Когда объявили эвакуацию, оставить осажденный Ленинград смогли лишь отец Аркадия и он сам. Мать с Борисом вынуждены были остаться в городе: девятилетний Борис не мог ехать из-за болезни.

Родителям так и не удалось воссоединиться, отец братьев Стругацких заболел и ушел из жизни в Вологде. Аркадий выжил только чудом: эшелон, где ехал юноша, разбомбили немцы.

Больше года Аркадий проработал в небольшом поселке Ташла вблизи Оренбурга. Он смог дорасти до заведующего пунктом заготовки продуктов. Заработанных денег хватило на дорогу домой. Весной 1943 года Аркадий забрал маму с братишкой из Ленинграда.

Время мирного труда

После окончания войны Аркадий получил высшее образование. В возрасте 18-ти лет он стал курсантом артиллерийского училища. По окончании учебы был направлен в военный вуз, где прошел языковую подготовку. В 1949 году будущий писатель получил диплом переводчика японского и английского языков.

До середины 50-х годов года Аркадий Натанович служил в качестве военного переводчика на Камчатке. Потом его перевели в Хабаровск. Уволившись в запас, Стругацкий переехал в столицу СССР.

В семье Стругацких хорошо знали и любили литературу. Аркадия всегда тянуло к писательскому ремеслу. Богатый жизненный опыт усиленно просился на страницы книг. Свою первую повесть «Находка майора Королева» Аркадий написал еще в дни блокады Ленинграда. Однако сохранить ее не удалось. Потом был рассказ «Как погиб Кинг» (1946 год).

Переехав в Москву, Аркадий Натанович стал редактором в Гослитиздате. Он окунулся в литературное творчество с головой. В 1964 году Стругацкий стал полноправным членом Союз писателей СССР. Писатель-фантаст известен также своими переводами с японского. Есть у братьев Стругацких и совместные переводы произведений американских фантастов.

Свои главные книги Аркадий написал в тесном сотрудничестве с младшим братом Борисом. Сотрудничество было плодотворным, хотя Аркадий жил в столице, а Борис – в Ленинграде. Местом творческих встреч братьев стал дом творчества «Комарово» на берегах Финского залива. Именно здесь обсуждались наброски будущих книг. После составления фабулы произведений братья разъезжались по домам и приступали к работе над очередной книгой.

Аркадий Стругацкий: легенда отечественной фантастики

Книги Стругацких относят к жанру социальной фантастики. В них не так уж много описаний технических новинок будущего. Главное внимание писателей было обращено на внутренний мир героев, которые нередко оказывались в ситуации морального выбора.

Некоторые произведения Аркадия и Бориса Стругацкий экранизированы. Первой увидела свет в виде фильма повесть «Отель «У погибшего альпиниста», в которой авторам удалось с большим мастерством соединить фантастику и детектив.

Не меньшую известность получил фильм Андрея Тарковского «Сталкер», снятый по мотивам «Пикника на обочине». Потом был культовый фильм «Чародеи». А повесть «Трудно быть богом» удостоилась экранизации дважды.

Личная жизнь Аркадия Стругацкого

Первой супругой писателя стала Инна Шершова. Но этот брак не был прочным: пара рассталась в середине 50-х годов. Детей супруги не нажили.

В 1955 году Аркадий женился во второй раз. Его избранницей стала Елена Вознесенская, у которой уже была дочь от первого брака. Аркадий воспитывал девочку как родную. В этом браке у Аркадия Натановича и Елены родилась дочь Мария, впоследствии ставшая женой известного политика Егора Гайдара.

Еще в 70-х годах писатель узнал о своей неизлечимой болезни: у него нашли рак. Аркадий Натанович мужественно противостоял заболеванию, но недуг победил его на 67-ом году жизни.