Как нарисовать? Свой персонаж: инструкция по созданию уникального героя. "создание и разработка образа персонажа" Как придумать хорошего персонажа


Есть разные подходы к созданию героя, алгоритмы, как сделать персонажа интересным для читателя. Когда мы готовили этот пост мы вспомнили Александра Молчанова, который писал в своем «Букваре сценариста», что к героя должны быть: тайна, недостаток, сокровище и цель. И если эти качества у героя есть - нам хочется быть на него похожими и - это хороший герой для фильма.

Или, к примеру, Джеймс Н. Фрай в книге «Как написать гениальный детектив» указывает, что герой детектива должен обладать следующими качествами: храбростью, профессионализмом, особым талантом, изобретательностью и умом; а кроме того, у него должна быть рана, он должен быть вне закона и совершать самоотверженные поступки.

Можно вспомнить и другие списки такого рода.

Однако во всех них есть ключевой порок: они нацелены на формализацию качеств главного героя произведения и они негибкие. При вгляде на такое перечисление хочется воскликнуть: «Что, все 62 героя в романе должны быть такими?» Не зажигает... Однако и без методики не обойтись, по крайней мере, если для вас структурированный подход к разработке произведения близок. (Как-нибудь подробно расскажем про карточки персонажей, которые мы используем...)

Ответ был найден на лекции Пола Брауна.
Он предложил что у героя должны быть пять ярких качеств. Этого количества достаточно, чтобы создать герою объем. Качества могут быть любые. Но, кагда вы ставите себе задачу придумать пять качеств для любого, даже второстепенного персонажа, вы волей-неволей этого персонажа конкретизируете и понимаете.
Пол Браун предлагает идти дальше. Любой персонаж интересен, когда у него есть «второе дно», когда он что-то скрывает. Человек никогда не предъявляет окружающим свое настоящее «Я», он прячет его под маской. Ну, и сценарный подход: всегда интересно за человеком следить, когда у него есть какая-то странность, удивительная яркая черта.

Значит у нас есть пять качеств:
- Качество 1;
- Качество 2;
- Маска (то, что персонаж предъявляет окружающим);
- Скрывает (это персонаж от всех прячет);
- Странность.

Система получается гибкая и определенная одновременно.

«Может ли у героя быть больше чем 5 ярких черт?» «Да. особенно у главных героев. Пять - это минимум, дающий глубину».
«Обязательно ли определяться с Маской, Странностью, Скрываемой чертой?» - «Нет... и да. В этом случае персонаж будет более психологически достоверен, а значит - интересен. А его Странность обеспечит что мы персонажа запомним».
«Влияют ли это черты на взаимодействие персонажей?» - «Да. Когда два персонажа общаются, они предъявляют друг-другу Маски; нервничают, когда им кажется, что задета их Скрываемая черта...»


Примеры из нашей разработки:
Персонаж 1:
Трезво себя оценивает, без лишних иллюзий. И вообще честен.
Глубокое не по возрасту понимание людей (мудрость не по годам). В т.ч. не дает ему ввязываться в авантюры.
Маска: послушный сын.
Скрывает: Категорически негативная оценка решений власти (отца).
Странность: При том, что он старше остальных подростков, он не берет командование на себя (в т.ч. потому, что в бою раздумчивость сделает его плохим командиром).

Персонаж 2:
Выполняет роль, поручения, ровно в установленных рамках.
Игнорирует жену (обязательно-дистантные отношения), но все время ссылается на семейный статус, наличие детей, когда чего-то не хочет делать.
Маска: внешне очень спокойный, рассудительный, серьезный.
Скрывает: сенситивно-чувствительный, что выбивал отец и достаточно рано выбил.
Странность: Ведет себя так, словно он сильно старше по возрасту (ходит неторопливо, говорит «правильно»).

Персонаж 3:
Яростный харизматик (железное следование закону – следствие самоограничений).
Красноречие.
Маска: закону все подвластны (поэтому так болезненно воспринял вариант «ты же король, обойди закон»).
Скрывает: Гуманизм по возможности (тщательно это скрывает, но ищет лазейки в законах).
Странность: Тонкая высокая чувствительность при внешней государственной жесткости.


Удачи в использовании подхода и - интересных вам персонажей!

Персонаж - вымышленное одушевленное лицо, обладающее определенным характером и уникальными внешними данными. В изобразительном искусстве персонажи делятся на две основные категории: анимационные и статичные. Принципиальное отличие анимационного персонажа от статичного, заключается в особом построении персонажа, благодаря которому работа аниматоров с героем будет значительно облегчена.

РАЗРАБОТКА ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА

Поиск образа персонажа является самым ответственным и интересным этапом. В выборе образа необходимо учесть не только личные качества героя, но и его гармоничное сочетание с окружающим миром. Также персонаж должен быть выразительным и "не избитым", обладать определенной долей шарма.

Для начала необходимо изучить вводные материалы (ТЗ, сценарий, литературное и режиссерское описание персонажей), пообщаться с режиссером, который попытается как можно точнее донести свои мысли до художника. Ознакомиться с особенностями стилистики проекта, про которую расскажет художник-постановщик, либо режиссер, если на этапе создания персонажей художника-постановщика на проекте еще нет. По результатам знакомства с проектом стоит сделать ряд зарисовок, отметив для себя какие-то наиболее важные моменты, которые пригодятся в дальнейшей работе с персонажем.

В первую очередь необходимо представить самые яркие эпизоды из прочитанного сценария, и попытаться накидать простые концепты наиболее впечатливших сцен с участием главного героя. Это делается для того, чтобы прочувствовать основные признаки будущего персонажа - его массу, осанку, телосложение.

После того, как вам удалось поймать подходящий на ваш взгляд образ, обладающий размытыми, но уже более-менее понятными очертаниями, можно приступить к уточнению стиля - поиску формы прически, одежды, персональных предметов не вдаваясь в детали. На этом этапе не следует цепляться за какой-то удачно получившийся образ. Задача художника нарисовать много различных вариантов не связанных между собой , из которых потом будет выбран наиболее удачный.

Не стоит также забывать, что персонаж должен легко "читаться" зрителем. Для проверки "читабельности" персонажа достаточно закрасить его черным цветом , после чего силуэт персонажа должен быть узнаваем и выглядеть достаточно эффектно.

Следующий этап - "обкатка" персонажа.
Выбранный, но пока сырой вариант обыгрывается в действии. Для этого потребуется нарисовать персонажа в присущих ему позах. Лишние детали по ходу работы исключаются и заменяются на новые, более подходящие для героя и наиболее удобные в работе.

К заключительному этапу в создании образа персонажа, как правило, приступают после утверждения и корректировки наиболее подходящего варианта выбранного режиссером (заказчиком). Теперь задача художника - это работа с деталями и доведение образа.

Последний штрих - покраска персонажа .
Итоговый вариант персонажа в цвете сопровождается комментариями, в которых указываются используемые цветовые значения для каждого отдельного элемента образа в RGB или CMYK (в зависимости от используемого на проекте софта). Использование нетрадиционной стилистики при наложении на персонажа света и тени, подразумевает дополнительную разработку схемы свето-теней.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПОЗЫ ПЕРСОНАЖА

Характерные позы персонажа дополняют описание литературного образа героя. Они помогают визуально показать характер героя, его привычки и поведение. Ключевая задача художника - максимально точно передать идею режиссера, наделив героя свойственными ему (по сценарию) качествами.

Характерные позы персонажа бывают "Естественные" (непринужденные), "Привычные" (рефлекторные) и "Постановочные" (эмоциональные):

- "Естественные позы " - это спокойные состояния персонажа в положении стоя с опорой на одну ногу. Реже опорными являются обе ноги, с равномерно распределенным центром тяжести.

- "Привычные позы " - характерные для героя положения тела, принимаемые рефлекторно в соответствии с настроением персонажа, например: задумчивость, возбужденность, усталость.

- "Постановочные позы " - нарочито-преувеличенные позы принимаемые героем в присутствии третьего лица, например: флирт, восторг, удивление, стыд.

Вне зависимости от типа, поза должна быть достаточно яркой и выразительной. Нужный эффект достигается за счет осанки*, постановки рук и ног, положения головы, мимики и жестов.

Любопытный факт:

При создании персонажей, многие художники непроизвольно наделяют своих героев искривленной, с медицинской точки зрения осанкой. Если рассмотреть различные типы осанок по Ф.Штаффелю, то искривление позвоночника присуще почти всем типажам:

- "Плоско-вогнутая " спина характерна для женщин. Такой изгиб спины хорошо подчеркивает женские формы в области талии и бедер;

- "Плоская спина " свойственна военным, когда нужно преувеличенно показать выправку;

- "Круглая спина ", как правило, принадлежит долговязому, неуверенному в себе молодому чело-веку или высокому, худощавому старцу;

- "Вогнуто-круглой спиной" обладают монстры с мощным торсом.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Позиция головы, в сочетании с мимикой и жестами, выразительней передает настрой персонажа. Голова имеет пять основных положений: прямо, вниз, вверх, вверх, вбок, в сторону.

Положение головы персонажа напрямую связано с настроением героя. К примеру: голова приподнятая вверх подчеркнет уверенность, высокомерие или мечтательность; опущенная - ярость и агрессию, усталость или грусть; чуть опущенная с наклоном в сторону - смущение и флирт, а в положении прямо - удивление, страх или раздражение. Несмотря на определенную закономерность, существуют приемы, нарушающие эти принципы, но это уже можно считать исключением из правил.

В отличие от художников со стажем, полагающихся на свой опыт и интуицию, начинающим художникам будет не лишним почитать специальную литературу по психологии мимики и жеста, тем более эта тема достаточно интересна и помогает художнику выявлять определенные закономерности в поведении человека самостоятельно.

ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСОНАЖА

При создании анимационного персонажа, художник должен не только представлять как персонаж будет двигаться, но и наглядно объяснить это аниматору, который в последствии будет работать с персонажем. Для этого персонаж разбирается на так называемые "болванки", после чего рисуется схема построения персонажа .

Как мы знаем, любой сложный объект состоит из простых форм (кружков, овалов, треугольников, прямоугольников). Задача художника детально разобрать своего персонажа на простые формы, показать способы их соединения на осевых линиях и уточнить пропорции. Схема построения персонажа должна быть проста, логична, удобна и понятна. Чем грамотнее продумана схема построения, тем проще будет дальнейшая работа с персонажем. Стоит отметить, что техника создания персонажа у каждого художника индивидуальна - одни сразу строят персонажа при его создании, другие рисуют персонажа без построения, ориентируясь на свой опыт и интуицию. Тем не менее, независимо от техники создания персонажа, разбирать его на "болванки" всеже придется, если конечно речь не идет об особой анимационной стилистике, где важен только образ, а построение персонажа не играет большой роли.

Примерно так может выглядеть персонаж

Не редко бывают случаи, когда возникает необходимость приспособить (адаптировать) статичного персонажа с иллюстрации для анимационного проекта. Для этого достаточно заново построить персонажа, разбив его на "болванки", вместе с тем упрощая мелкие детали.

Пример статичного персонажа приспособленного (адаптированного) к анимации.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

С животными работа происходит по той же схеме как и с людьми.

ЭМОЦИИ ПЕРСОНАЖА

Любой персонаж должен уметь выражать свои эмоции на происходящие события . Чем ярче и разнообразнее мимика персонажа, тем интересней можно обыграть его реакцию на то или иное событие. Стилистика персонажа задает рамки, в которых создаются эмоции в преувеличенном виде, степень которых зависит от "мультяшности" героя.

В зависимости от сложности проекта, карта эмоций может сильно отличаться. Конкретные эмоции и их количество, необходимое для определенного проекта обычно обусловлено техническим заданием.

УТОЧНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ

Аксессуары, элементы одежды и прическа персонажа, играют важную роль в создании уникального, запоминающегося образа. В процессе разработки деталей, важно не только визуальную воплотить идею расположения дополнительных элементов в образе персонажа, но и уточнить как эти детали "работают". Художник должен понимать функциональное назначение придуманных им элементов, их практическое применение, взаимодействие с персонажем, как они будут двигаться в анимации, чтобы передать это визуально в комплекте документов по разработке персонажа.

Для уточнения деталей создаются дополнительные листы.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Сравнительная таблица персонажей (линейка) - разлинованный лист, на котором размещены все герои мультипликационного фильма таким образом, чтобы с помощью сравнительных линий или масштабной сетки, можно было наглядно продемонстрировать пропорциональное соотношение персонажей (в первую очередь их рост).

Эпизодичные персонажи, как правило, не включаются в сравнительную таблицу. Для них создается отдельный лист, привязанный к "линейке" с помощью масштабной сетки. Либо делается сравнение с героем из таблицы (с которым взаимодействует эпизодичный персонаж).

Когда возникает желание написать роман, первый вопрос, которым задаются будущие писатели, это - с чего же начать? Кто-то начинает с идеи, кто-то - детально расписывает сюжет, а кто-то сразу же приступает к описанию пейзажей. Но, на самом деле, можно начинать написание с персонажей. Более того, так и нужно делать.

Читая книги, можно заметить, как по-разному авторы уделяют внимание характерам своих персонажей. И, если книга с замечательным сюжетом, но сухими и не живыми персонажами, оставляет в памяти небольшое воспоминание, то произведение с идеально описанными и реалистичными героями не забудется никогда.

В наше время большое внимание уделяет персонажам в своих книгах американская писательница Донна Тартт. Читая ее произведения понимаешь, что некоторые персонажи выглядят более реальными и интересными, чем живые люди. Возможно, это одна из причин, по которой Тартт заслуженно получила Пулитцеровскую премию за свой последний роман.

Очень хорошо рассказывает о создании персонажей Джеймс Фрэй в своей книге «Как написать гениальный роман»:

1. Человек вымышленный должен отличаться от человека разумного.

Одной из главных ошибок писателей является то, что они «списывают» своих персонажей из реальных людей. Это не плохо, если взять лишь часть качеств, а остальные придумать, или же гиперболизировать. Дело в том, что читателю скучно будет наблюдать за обычными людьми. Человек вымышленный должен превосходить человека реального во всем. Он должен быть более эмоциональным, или же, наоборот, более скучным. Его действия обязаны удивлять и шокировать, радовать или разочаровывать. Только не оставлять равнодушным. Читатель такого не простит.

Очень важно. Каким бы ни был ваш персонаж, его действия должны быть понятны читателю. Если его действия и чувства покажутся кому-то нелогичными, люди просто закроют книгу и найдут что-то получше.

Также важно понимать, что человека вымышленного легче описать, чем человека разумного. Почему? Потому что у него есть ограниченная сюжетная линия, и нужно описать лишь те чувства и решения персонажа, которых требует сюжет.

Персонажи - это материал, из которого строится весь роман.

2. Человек вымышленный - подвиды.

«плоский», «картонный», «одномерный». Здесь говорится о героях второго плана, которых мы можем встретить в книге один или два раза, услышать от них пару слов, и больше не вспомнить об их существовании. Это, к примеру, бармены, официанты и т. д. Нам все равно, что творится в их внутреннем мире, какие потери они пережили, кого любили и кого ненавидели. Это не имеет никакого значения. Таких персонажей можно не расписывать;

«полный», «многомерный», или «трехгранный» персонаж. Это тип главных героев, в том числе и злодеев. Главное качество данного типа - к его представителям нельзя приклеить какой-то ярлык. Они должны быть интересными личностями, со сложной и комплексной мотивацией поступков. Эти герои должны пережить немало страданий, и познать много радостей, любить, ненавидеть, искать и сбегать, мучиться и наслаждаться… И, что главное, у них должна быть полноценная биография. Но об этом чуть позже. Вы обязаны заинтересовать читателя, чтобы он захотел познакомиться с вашими персонажами поближе.

3. Знакомство с героями

Как же познакомиться с героями? В своей работе «Искусство создания драматических произведений» Лайос Эгри называет персонажа «трехгранным», и выделяет следующие грани:

физиологическая. Сюда входят все физические качества вашего героя, такие, как его вес, рост, возраст, цвет глаз, состояние здоровья и тому подобное. Хоть эта грань и может показаться наиболее легкой в создании, однако нужно помнить, что именно по внешнему виду судят в первую очередь. Поэтому важно, чтобы внешность подходила под характер персонажа;

социологическая. Чтобы сформировать эту грань, вам нужно ответить на следующие вопросы: к какому социальному слою принадлежит ваш персонаж? В какую церковь он ходит, какую политическую партию поддерживает? Кто его воспитывал? Он был балованным ребенком, или рос в строгости и порядке? Много ли у него друзей? Какие их общие качества? И таких вопросов может быть очень-очень много. Главное узнать, каков ваш персонаж в социальном плане. Очень важно понимать динамику развития персонажа. Он не родился таким, каким сейчас является, он таким стал. Нужно понять причины формирования его характера, только так у вас получится реалистичный герой;

психологическая. Сразу следует отметить, что не нужно быть профессиональным психологом, чтобы создавать хороших и качественных персонажей. Достаточно лишь разбираться в человеческой природе и быть наблюдательным. Ваш сотрудник уволился? Узнайте, по каким причинам он это сделал. Знакомый бросил неправильное питание и записался на спорт? Пообщайтесь, и разузнайте, что стало причиной таких изменений.

Эта грань считается взаимодействием социальной и физиологической граней. Здесь вам нужно описать страсти, фантазии, комплексы, страхи, чувство вины вашего персонажа, и тому подобное. Сюда также входят эмоции, привычки, интеллект, уверенность в себе и различные склонности.

Величие драмы зависит от того, насколько автору удастся создать сложные многомерные образы героев. таким образом, вечная задача самопознания превращается для драматурга в задачу познания героев собственного произведения. Старый призыв «познай себя» для драматурга звучит как «познакомься как можно ближе с героями». Джордж Бейкер «Техника драмы»

4. Заставляем персонажей действовать

Очень важный совет - не создавайте инертных персонажей. Вы читали когда-то книги, в которых второстепенные герои были более интересными, чем основные? Так быть не должно, это во-первых, а во-вторых, происходит это из-за того, что основной персонаж получился инертным. В таком случае, он будет избегать конфликтов, бояться трудностей и борьбы. Такие персонажи никому не интересны. Старайтесь, чтобы ваши главные герои были динамическими, и умели справляться с различными сложными ситуациями.

5. Создание биографии персонажа

Перед тем, как начинать писать первую главу книги, вам нужно полностью создать каждого персонажа. Биография главных героев должна состоять из 10−50 страниц А4. Вы должны знать о вашем персонаже все - где он родился, как рос, кто его воспитывал, с кем он дружил, кого любил… В общем, все, что сможет объяснить читателю, почему ваш герой стал таким, каким он сейчас есть.

Безусловно, когда перед вами уже будет практически вся биография (рекомендуется писать ее от первого лица), у вас все же останется несколько вопросов о герое, ответов на которые вы не будете знать. Тогда лучшим вариантом будет провести интервью с персонажем. Так как он - плод вашего воображения, то все его ответы точно будут честными.

Вы должны расписать все детали жизни вашего героя. Даже если вы не будете использовать их в книге, и никто, кроме вас, о них не узнает - вы обязаны их написать. Ведь вы создаете человека.

Пишите те книги, которые вам самим нравится читать

Если вы учтете все эти советы при создании вашего персонажа, то поймете, что сами начинаете верить в его существование. Это и будет подтверждением того, что вы создали по-настоящему качественного героя.

Вопрос:

«Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас где-нибудь самый черновой набросок, на котором было бы видно с чего Вы начинаете? В смысле, на котором было бы видно, как Вы на основе кругов и треугольников создаёте своего персонажа?

Мне очень хочется разработать свой собственный стиль, но мне не обойтись без парочки советов от человека, который умеет рисовать таких симпатяшек ».

Вопрос: «У меня такой вопрос: Когда я несколько раз рисую одного и того же персонажа меня просто выводит из себя то, что он каждый раз выглядят по-разному.
Ради всего святого, скажите, как у Вас получается так, что все персонажи выглядят одинаково в каждой секции комикса?
»

Ответ: Эти вопросы в некоторой степени взаимосвязаны, поэтому я попытаюсь дать на них общий ответ.

1. Структура рисунка.

Очень краткое описание того, с чего я начинаю (и на чём заканчиваю) рисовать.


Суть всего процесса заключается в том, чтобы начинать с простых форм и заканчивать детальной прорисовкой. На первом рисунке делается набросок в виде основных фигур и опорных линий.
Внесу ясность. На рисунке изображена пара идиотов, бегущих по кукурузному полю.
Я начинаю с неаккуратного, простенького наброска из фигур и опорных линий. На данном этапе меня волнует только внешнее сходство персонажей и удачная передача динамики в их позах.

Сперва я избавляюсь от непонятных жестов, неестественных поз, нелепых пропорций и понемногу «захламляю» композицию, наполняя рисунок.


Как только я довольна примерным рисунком, я начинаю рисовать поверх него, ориентируясь на некоторые из ранних линий.
К этому моменту ваш рисунок наверняка превратится в нечто ужасное. А всё потому, что вы - грязный, неряшливый художник.
Но не волнуйтесь. Так и должно быть.


Когда основной черновой рисунок готов, я приступаю к детальной прорисовке. Я пока не стираю первоначальный набросок, потому что опорные штрихи, изображающие очертания персонажей и их движения, помогут при детальной прорисовке. Они помогут разобраться, где на одежде нарисовать швы, где добавить складки, как должны лежать волосы и шерсть на той или иной части персонажа и т.д.


На этом рисунке я уже избавилась от всех опорных линий, кое-где замазала их, и кое-где сделала их чётче. На этом этапе я предпочитаю работать карандашом, но также широко распространена практика, когда сначала рисунок обводится чернилами, а затем стирается вся карандашная работа.


2. Однообразность персонажа.

Как я рисую одного и того же персонажа под разными углами.



Вне зависимости от положения головы, установленные правила остаются неизменными.


Этих синих линий на верхнем рисунке, что подсказывают форму головы и обозначают средние линии, мне достаточно для того, чтобы знать, как расположены другие фигуры, как те, что обведены красным на рисунке ниже.


И в итоге у нас получается такой персонаж, который выглядит одинаково под разными углами. А всё потому, что он создан на основе фигур по одному и тому же принципу.


И последнее, всегда помните, что несмотря на то, что подобные начальные техники могут способствовать скорому прогрессу, ничто не заменит практику. Не сдавайтесь, если такая техника не оправдала себя с первого раза… или 98 последующих попыток. Продолжайте рисовать.

3. Как рисовать “Симпатяшек.”

Сама сущность привлекательности персонажа (в которую обычно и входит понятие «симпатичный») - это целая отдельная тема - обширная и к тому же едва поддающаяся дроблению. Вряд ли я смогу в должной мере рассказать об этом здесь, если смогу вообще, но, по крайней мере, дам вам парочку советов, на которые стоит обратить внимание, если вы хотите создать привлекательного персонажа:

- Привлекательность. Не секрет, что определённые пропорции от природы обладают визуальной привлекательностью. Не забывайте о них, когда создаёте персонажа. Зачастую персонажи получаются симпатичными, если их изображать в соответствии с пропорциями детского лица: высокий лоб, пухленькие щёчки, большие глаза и другие черты лица расположенные близко друг к другу.


(Студия «Дисней» приняла такую практику за правило. Таким образом, рисование классических знаменитых персонажей, поможет вам понять, как делать собственных персонажей привлекательными, и в целом познакомит вас со структурой рисунка. Попробуйте нарисовать охотника из мультфильмов «Луни Тюнз» и «Текс Эйвори», чтобы научиться создавать симпатичных и весёлых, а не симпатичных и слащавых персонажей).

- Чистка. Следите за тем, чтобы лицо вашего персонажа не стало мрачным или уродливым из-за излишнего количества ненужных линий. Поймите важность экономии линий. Упростите эскиз настолько, чтобы акцент падал на самые важные, привлекательные его черты; такие, которые отражают суть персонажа и позволяют передать его настроение. Это не только упрощает рисование персонажа с различных углов раз за разом, но так же делает его проще для восприятия.


- Выразительность. Ключом к тому, чтобы персонаж выглядел притягательным или просто вызывал симпатию, является достижение простоты рисунка через чистку от излишних линий, а также откровенное и понятное выражение на лице, которое в полной мере передаёт мысли или чувства персонажа. Двусмысленные, пустые или неразличимые выражения на лице не обладают подобной привлекательностью. Подарите персонажу возможность действовать, реагировать и быть неподдельно живым.

Копирование данного перевода позволено только с ссылкой на данную страницу.

  1. rainbowspacemilk liked this

Когда я приступила к написанию своей первой работы, вопроса, как создать персонажа для книги, у меня не возникло. Я не не искала подсказок и советов в интернете, не читала книг, посвященных писательскому ремеслу, а наивно полагалась только на свои силы.

В этой статье я поделюсь с вами тем, чего не стоит делать, чтобы сэкономить себе время и нервы, а также советами, которые сработали лично для меня.

Сколько персонажей должно быть в книге?

Ответ очевиден: ровно столько, сколько вы способны раскрыть.

Если вы уверены, что каждый из героев сыграет важную роль в общем сюжете, не затеряется в толпе персонажей, то их может быть хоть сто. Однако не торопитесь брать читателя количеством героев.

3 причины почему не стоит вводить много персонажей

Когда приступаешь к написанию книги - особенно в жанре фэнтези или фантастика - есть жгучее желание населить свою историю множеством харизматичных и уникальных персонажей. Тем более, что позитивный пример есть: существуют целые серии книг, где автору удалось управиться с большим количеством героев. Но вот 3 причины, почему я не советую это делать:

  1. Огромная трата сил

    Вы распыляетесь. Вместо того, чтобы за то же количество времени создать 3-4 интересных и проработанных персонажей, вы придумываете 20 и мечетесь между ними.

    Тут необходимо задать себе вопрос:

    Готовы ли вы потратить огромную часть сил на то, чтобы раскрыть n-кол-во героев, вместо того, чтобы написать еще одну книгу или более детально проработать сюжет?

  2. Огромная трата времени

    Создание персонажей дело непростое. И то время, которое вы посвятили раскрытию героев, можно было направить на решение других, не менее важных задач.

    Готовы ли вы к тому, что в конечном итоге можете оказаться недовольны результатом, а потраченного времени уже не вернуть?

  3. Читатель не запомнил/запутался/забыл

    На своем опыте скажу, что примерно 80% читателей, которые отписывались под первыми главами моей книги, говорили, что им трудно запоминать большое количество героев.

    Готовы ли вы к тому, что какая-то часть читателей не захочет разбираться во множестве героев и отсеется в самом начале?

Если хоть на один из трех вопросов вы ответил «нет» - стоит оставить эту задумку хотя бы до тех пор, пока вы не набьете руку.

А сколько персонажей нужно?

Считается, что три основных героя - вполне достаточно. Читатель точно не забудет кто есть кто и не заскучает. Такое количество персонажей на руку и самому автору - больше возможностей, времени и сил, чтобы развить судьбы героев на страницах книги.

Основной, второстепенный, эпизодический: в чем отличие? Зачем нужны неключевые персонажи?

Когда вы разобрались с тем, сколько персонажей планируете, пришло время разделить их три группы:

Главный Второстепенный Эпизодический
Кто такой? Персонаж, о котором повествует история. Главных героев может быть несколько Персонаж не является в данной истории ключевым, но влияет на сюжет или/и гг. Его жизнь и отношения описываются, но не так подробно Персонаж, промелькнувший на фоне главного героя, вступивший с ним в не длительное взаимодействие. Часто такие герои не имеют имени
Как часто появляется? Ключевым персонажам отведена большая часть книги Занимают примерно 20-30% книжного времени Обычно один-два раза
Пример. Книга «Звонок» Кодзи Судзуки Главных героев двое: Асакава и Рюдзи - именно они находят проклятую видеокассету и расследуют убийства. Второстепенным персонажем можно назвать Маи Такано. Про нее не так много известно, но она связана и с Рюдзи, и Асакавой, а также играет во второй части книги значимую роль в сюжете, не являясь при этом главным персонажем Старичок-администратор, который находит на вилле Б-4 проклятую видеокассету, а затем отдает ее главному герою

Роль второстепенных героев

Если с главным героем все более-менее понятно, предлагаю чуть подробнее рассмотреть задачи героев второго плана.

Задача №1 - Раскрытие главного героя

Взаимоотношения между людьми и в реальной жизни помогают узнать о человеке много нового, что уж говорить про книги, где автор специально расставляет акценты так, чтобы представить главного персонажа максимально живым и разносторонним. Роль второстепенных героев обычно отводится друзьям и коллегам, чуть реже родителям и знакомым.

Задача №2 - Раскрытие прошлого и настоящего

С помощью второстепенного героя можно приоткрыть завесу прошлого. Рассказать о том, чего не знал даже главный герой.

Пример №1 (далекое прошлое): Мардж из книги «Кошмар на улице Вязов». Именно с помощью Мардж и читатель, и главная героиня узнает о том, что много лет назад Крюгера затолкали в бойлерную и подожгли.

Пример №2 (недавнее прошлое): В той же самой книге Род стал свидетелем убийства, которое совершил Крюгер. Это преступление повесили на Рода, который позже рассказал главной героине, что в момент убийства в комнате был кто-то еще. Кто-то невидимый, кто убил их общую подругу. И тогда главная героиня начинает свое расследование.

Также второстепенный персонаж может рассказать и читателю, и главному герою о том, что происходит в настоящем — в данную конкретную минуту.

Пример: Фильм «Заложница» 2007 года. По сюжету дочь главного героя похищают. В то время, как на них с подругой нападают, дочь(второстепенный персонаж) говорит с отцом по телефону. Так и зритель, и главный герой, не находясь поблизости и не видя происходящее своими глазами, узнают о похищении молодых девушек, которое происходит в реальном времени.

Задача №3 - Влияние на сюжет

Этот пункт несколько похож на предыдущий. Но здесь роль второстепенного героя заключается не в прояснении ситуации, а в какой-то степени судьбоносном влиянии на сюжет.

Пример: Стивен Кинг «Сияние». Холлоранн, как и Дэнни (главный герой) обладает даром, который в книге зовется сиянием. Именно Холлоранн предупреждает Дэнни об отеле и говорит, чтобы тот, в случае чего, звал его изо всех сил с помощью своего дара. Этот разговор в итоге сыграл огромную роль в конце книги. Дэнни, после того, как отец пытался их убить, зовет на помощь Холлоранна, и тот спасает их с матерью.

Задача №4 - Быть просто людьми

Иногда роль второстепенного персонажа заключается в том, чтобы просто быть человеком. Иногда смешным - для комической отдушины, порой стереотипным, чтобы высмеять глубоко засевшие убеждения. Можно нередко встретить и в книгах, и в фильмах стереотипных русских или американцев, которые не являются ключевыми персонажами, но делают историю более объемной и занимательной.

Для чего нужны эпизодические герои?

Задачи второстепенных и эпизодических персонажей могут перекликаться между собой. Эпизодический герой тоже может помочь в:

  • раскрытии героя

    Пример: если ключевой персонаж едет в такси и болтовня водителя его чересчур раздражает, читатель как минимум сделает вывод о темпераменте главного героя. Как максимум - если вы правильно расставите акценты - даст понимание, что герой-то садист: всю поездку он представлял, как в прямом смысле зашивает болтливому водителю рот.

  • создании фона и атмосферы

    Если герой заходит в бар, его должны окружать люди. Как минимум бармен, как максимум - толпа довольных и не очень жизнью людей. Эпизодические герои помогут в описания места действия. В баре может быть шумно, душно от скопления народа. Такой прием с эпизодическими (фоновыми) персонажами поможет сделать сцену объемнее.

  • продвижении сюжета

    Нередко и эпизодические персонажи подталкивают главного героя к тому, с чем ему придется иметь дело на протяжении всей истории.

    Пример: Кодзи Судзуки «Звонок». Главный герой Асакава едет в такси и узнает от водителя о странной смерти на дороге. Сам автор подмечает: «Если бы в тот день Асакава все-таки решил поехать домой на метро, ему бы в голову не пришло искать связь между двумя разными происшествиями. Однако, как ни посмотри, завязка романов — это всегда стечение обстоятельств».

Как создать главного героя для книги?

Обсудили второстепенных и эпизодических персонажей, теперь предлагаю разобраться с ключевыми героями. Итак, как создать героя для книги?


Внешность: нужно ли ее описывать?

Отвечая на вопрос выше, скажу: описывать внешность героя или нет - решать только автору. Не берусь утверждать, что без этого никак, но в большинстве книг авторы действительно описывают внешность персонажей. Хотя бы в общих чертах.

Своих героев я не очень люблю описывать по части внешности: если удается гармонично вписать черты персонажа в историю - отлично. Специально, потому что «нужно же рассказать, как выглядит герой», этого не делаю.

Поделюсь некоторыми секретами, которые использую лично я, когда описываю внешность героя:

  • Сравнение персонажей между собой.

    Например: главный герой сидит перед телевизором и смотрит какую-нибудь передачу. На экране он замечает ведущего, который в большей или меньшей степени на него похож. ГГ начинает сравнивать себя с персонажем на экране. Возможно даже представлять себя не его месте и думать о том, что если прической и слегка вздернутым носом, они похожи, то фигура у главного героя лучше - костюм сидел бы на нем как надо, и волосы бы блестели под софитами намного ярче и без каких-либо укладочных средств.

  • Взаимодействие с природой и окружающим миром. Задача: сплести вместе действие и описание внешности.

    Например: Кайс обернулся и, убрав упавшие на лицо пряди, посмотрел на Грэга в ожидании ответа. Тот, увидев движение юноши, усмехнулся и непроизвольно провел ладонью по коротким волосам, которые не смог тронуть ветер.

    Например: Габи бьет кулаком по столу, слезы текут вместе с краской по круглой веснушчатой физиономии к морщинкам около рта.

  • Через других героев. Это могут быть и диалоги, и мысли. Нередко выходит так, что в чужих глазах мы выглядим не так, как нам кажется. Обычно другие люди сразу выделяют для себя основные, самые яркие черты нашей внешности - вот это и можно взять за основу описания персонажа.

Со следующими приемами описания внешности советую быть осторожней. Они имеют место быть, но советую их и вовсе избегать:

  • Заезженные сравнения . Например: Глаза цвета океана, волосы цвета шоколада и подобное. В описании внешность с помощью сравнений нет ничего плохого, но старайтесь не использовать слишком избитые выражения.
  • Описание внешности в отражении. Такой прием имеет место быть, он используется в книге «50 оттенков серого», но уже считается штампом. И если рядовому читателю может быть все равно, как описана внешность, читатель-автор или очень разборчивый читатель может сделать негативные преждевременные выводы о истории в целом.
  • Нереалистичное, высокопарное, преувеличенное описание внешности. Например: Ее кожа была словно бархат, я вдыхал изумительный запах ее шикарных огненных волос, которые как шелк, как настоящее солнце переливались на солнце. Ее зубы - точно жемчужинки, а глаза цвета изумруда. Ее походка, фигура, все было идеально: от длинных ног я не мог оторвать глаз.

Характер персонажа

Не секрет, что читатель запоминает персонажа по характеру, а не по внешности. Провал - это когда все, чем отличаются ваши герои между собой, цвет волос и глаз.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь - при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом , который определяет внешнюю форму выражения характера.

Для достоверности описания характера можно:

Способ №1 - Задавать вопросы:

  • Раздражительный ли герой?
  • Что его может вывести из себя?
  • Как он отреагирует на предательство?
  • Принципиален ли он?
  • Для героя долг прежде всего?
  • Совестливый ли герой?
  • Полезет ли герой первым в драку?
  • Как относится к насилию?
  • Как решает конфликты: криком или словами?
  • Как громко говорит?
  • Болтлив ли герой?
  • Легко ли доверяет людям?
  • Для героя стакан наполовину полон или пуст?

Остальные вопросы можно придумать по аналогии.

Способ №2 - Ставить героев в неоднозначные ситуации

Также не лишним будет поставить всех ваших героев в одну и ту же щекотливую ситуацию и подумать, как они себя в ней поведут.

Например: У героя есть те, о ком ему необходимо заботиться, но он на мели. Подворачивается прибыльное, но незаконное дело: распространять наркотики, похищать людей и т.д. Пойдет ли ваш герой на это? А если при условии, что его ТОЧНО никогда не поймают?

Или другие ситуации, например, вот такая:

Способ №3 - Ассоциации

Ассоциации - это связи между психическими явлениями, при которых появление одного из них в сознании человека влечет практически одновременное появление других.

По запросу «ассоциации» вы найдете немало интересного в интернете. Задавая людям простые слова, можно очень много о них узнать. Поиграйте в ассоциации с героями. Найдите в интернете или придумайте сами список слов и ответьте за ваших персонажей на них.

Например:

семья - любовь
дом - крепость
мать - родная
отец - предательство
предательство - боль
деньги - слава
власть - насилие
мужчина - жестокость
женщина - жертва
дети - не нужны

А теперь подумайте, что можно сказать о персонаже, который провел такие ассоциации?

5 способов раскрыть персонажа

  • Через действие/бездействие

    В одних и тех же ситуациях персонажи, за плечами которых стоят собственный опыт, прошлое и мотивация, будут поступать по-разному. Их реакции на сложившиеся обстоятельства также диктуются темпераментом.

    Пример : «Десять негритят» Агаты Кристи. Десять человек заперты на острове. После первого убийства на вилле начинается настоящих хаос: все напуганы, но ведут себя по-разному. Кто-то в ярости и хочет выбраться, кто-то плачет и предрекает всем скорую смерть.

  • Через описания

    Раскрыть героя можно через описание окружающей обстановки . Его дом, кабинет, быт: соблюдает ли герой порядок? Пуст ли его холодильник, потому что он постоянно работает и просто не успевает ходить в продуктовый? Расставлены ли по дому фоторамки с семейными фотографиями? и т.д.

    Также описание погоды или радостей текущего времени года может помочь побольше рассказать о персонаже: любит ли герой сильный дождь, потому что тогда на улице нет почти никого? Нравится ли ему снег? Вызывает ли листопад какие-нибудь воспоминания о детстве? Счастливые или нет?

  • Через мысли

    Это могут мысли как самого героя, которого необходимо раскрыть, так и рассуждения о нем другого персонажа.

  • Через диалоги

    Диалоги - очень важная часть любой истории. Когда они выходят живыми, достоверными и интересными - это уже большое достижение. Казалось бы: что сложного в описании диалогов? Просто рассуждаешь устами героев о сложившейся ситуации. Так и есть, но важно КАК вы это делаете.

    Понятно, что искусственно растянутые беседы, заставят читателя скучать. Так что долгие обмены любезностями (если это не несет в себе какой-то скрытый смысл) стоит опускать. Фразы героев в большинстве своем должны быть информативны:

    • показывать отношение героя к ситуации,
    • к человеку с которым он разговаривает,
    • его настроение,
    • желание идти на компромиссы и т.д.

    Написать хороший диалог - абсолютно реально, главное практиковаться и учиться у тех авторов, которые по вашему мнению в этом хороши.

    Когда приступаете к написанию диалога, задайте себе вопрос:

    Диалог из какой книги или фильма я могу вспомнить? Какие чувства он у меня вызвал? Что именно так привлекло и понравилось? Какую сторону личности персонажа автор открыл с помощью запомнившегося разговора?

    Проанализируйте ответы. В качестве практики: попробуйте переделать этот же самый диалог только устами ваших героев (в черновике). Хорошо получилось? Подумайте какие приемы использовал автор.

    Манера речи также придаст индивидуальности вашим героям. Это может быть:

    • Акцент;
    • Коронные фразочки, устойчивые выражения. Пример: герой почти после каждой фразы добавляет: «я так считаю» или «а может и нет»;
    • Привычка давать людям прозвища;
    • Дефекты речи;
    • Темп речи.
  • Через взаимодействия с другими людьми

    Это могут быть отношения как с эпизодическими персонажами, так и с главными. Как герой ведет в себя в социуме? Вежлив ли с обслуживающим персоналом, не мешает ли прохожим, какие отношения с соседями? Как он вообще относится к людям? Раздражают ли они его? Как ведет себя с коллегами? С родителями?

Как придумать имена для персонажей книги?

Самый простой способ - открыть в интернете списки мужских и женских имен, выбрать страну, в которой будут происходить действия, и подобрать те, которые вам приглянулись. Каких имен стоит избегать: длинны х и труднопроизносимых .

Если вы решили придумать имена самостоятельно, рекомендую делать их максимально благозвучными и запоминающимися.

Плохой пример: Махтрангстенбах
Хороший: Вилесса

Если героев много, постарайтесь обойтись без фамилий - это существенно облегчит жизнь читателю и поможет избежать путаницы.

Если вы решили придумывать имена самостоятельно, подумайте над тем, чтобы сделать несколько похожими имена для людей одной расы или тех, кто связан территориально. Например: все имена одной из рас оканчиваются на «у».

В «Блеске оправы » все имена кочевого племени заканчиваются на «тан»: И-тан, Миу-тан, Арк-тан и т.д. Имена всех цитуринов - на «о»: Ако, Нино, Джого, Руно и т.д.

Как придумать имя главному герою книги?

Советы, которые я описала выше, также могут помочь в подборе имени для ключевого персонажа. Главная рекомендация: пусть имя будет максимально запоминающимся. Найти имя можно:

  • в своей голове. Какое имя вы считаете благозвучным? Может вы еще в детстве придумали какое-нибудь имя для игр во дворе и оно нравится вам до сих пор? А главное: оно отлично вписывается в сюжет и место действий?
  • в списке имен в интернете.
  • в другом слове с помощью перестановки или замены букв. Например: молчание - Чанни Мол, метки - Тэки (Теки) и т.д.

Хочу напомнить, что нет никаких правил и стандартов, которые бы диктовали каким должно быть имя. Только рекомендации, советы, наблюдения. Хотите главного героя с максимально распространенным именем? Пускай. С необычным? Тоже нормально. Просто помните, что вашу историю прочтут другие люди, которые могут либо запомнить Карнодизавра Махмархатова, либо нет. Имейте это в виду.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и вы почерпнули для себя что-то новое. Спасибо за внимание!