Скульптор опекушин биография. Значение опекушин александр михайлович в краткой биографической энциклопедии

В мире можно найти немало памятников, которые не только поражают воображение своим величием, отточенностью линий, но и помогают проследить развитие искусства скульптуры в веках. Но что мы знаем о тех людях, которые создают эти памятники, которые вкладывают частицу своей души в любимое дело?

В данной статье мы вспомним об известном русском скульпторе. Опекушин Александр Михайлович - кто он, какой вклад внес в мировое искусство, и какими работами прославился?

Биография

Родился А.М. Опекушин 28 ноября 1838 года (по другим источникам 1833 г.) в маленькой волжской деревне Свечкино (Ярославская губерния). Происходил он из крестьянской семьи. Его отец был крепостным помещицы Екатерины Ольхиной, искусным лепщиком-самоучкой.

С детства Опекушин проявил художественный талант и вкус, подходя к простым крестьянским задачам творчески. Он успешно окончил сельскую школу. На одаренность мальчика сложно было не обратить внимания, поэтому отец, часто бывавший с поручениями барыни в Санкт-Петербурге, решил отправить мальчика учиться. Добившись согласия Е. Ольхиной, юный Опекушин в 12-летнем возрасте поехал поступать в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников.

Образование

Обучение в Санкт-Петербурге давалось легко. И вместо положенных трех лет он потратил всего два. А.М. Опекушин проявил незаурядные способности за время учебы и покорил сердца известных художников и профессоров. Одним из них оказался датский скульптор Давид Йенсен. После окончания Рисовальной школы он пригласил Опекушина в свою мастерскую в качестве вольноприходящего лепщика.

Дальнейшее образование и карьера для юного скульптора были невозможны, так как по документам он все еще был крепостным. Для решения проблемы Опекушину необходимы были деньги для выкупа - 500 рублей. Для этого он много работал, выполняя дополнительные заказы и получая жалованье.

Сильное эмоциональное напряжение, ежедневная учеба, постоянное недосыпание и недоедание значительно ослабили организм Опекушина, и он тяжело заболел. Лишь забота друзей по академии и молодой возраст помогли преодолеть недуг. И в 1859 году Опекушину была подписана вольная. Теперь он был свободен и мог продолжать творческий путь, как и где ему хочется.

Новой альма-матер стала Императорская академия художеств. Параллельно юный лепщик продолжал посещать мастерскую Йенсена и усердно завоевывал звание одного из лучших русских скульпторов.

Семья

В 1861 году Александр Михайлович женился. К сожалению, в источниках не приведены точные данные о его супруге и детях. Известно только, что у Опекушина была большая семья, несколько дочерей. Содержать ее помогал регулярный доход от создания декоративных скульптур.

Опекушин Александр Михайлович был глубоко верующим человеком и убежденным монархистом. Его творчество высоко ценили в императорской семье. Во время сложного периода в России семья уже прославленного русского скульптора нищенствовала и голодала. За государственный счет она переехала из революционного Санкт-Петербурга (тогда Петрограда) в родную губернию Опекушина. А позже в Рыбницах получила дом в бесплатное пользование. Александр Михайлович был в преклонном возрасте и уже не занимался любимым ремеслом. Однако Наркомпрос выделил для его семьи Академический паек.

В 1923 году Опекушин заболел воспалением легких и умер. Его похоронили в том же селе Рыбницы, рядом со Спасской церковью, в которой был крещен. Полвека спустя на могиле скульптора появилась скромная надгробная плита. А в 2012 году неизвестный поклонник творчества Опекушина выделил деньги на гранитное надгробие с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Начало карьеры

Работать Опекушин Александр Михайлович как художник и лепщик начал рано. Уже к 17 годам он создал себе авторитет талантливого мастера. Однако поворотным в судьбе его стал 1862 год. Барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово» стало своеобразной отправной точкой в большое искусство для молодого скульптора.

Вскоре его заметил известный художник Михаил Микешин и предложил принять участие в создании монумента в Новгороде «Тысячелетие России» - масштабного в то время проекта. Безусловно, сотрудничество с Микешиным оказало серьезное влияние на Опекушина. Однако в то же время оно и тяготило скульптора. Стиль молодого ваятеля во многом был сформирован и под воздействием творчества русского скульптора-реалиста Марка Антокольского, в частности, его статуй Ивана Грозного и Петра I.

Работы

За весь творческий путь Опекушин создал несколько десятков шедевров. За некоторые из них русский скульптор получил награды и звания. Но, к сожалению, немалая часть монументов была снесена в революционный период. Таковым, например, стал памятник Александру II. Он был открыт в 1898 году. Бронзовый монумент возвышался у южной кремлевской стены.

Широкую известность Опекушину принесли работы, продемонстрированные на Всемирной выставке в Париже. К таким относится чеканное блюдо с изображением исторических сцен, которое было сделано по модели мастера.

Невозможно отрицать тот огромный вклад, который внес в развитие русской и мировой скульптуры Опекушин Александр Михайлович. Скульптуры его отличаются простой, сдержанной, но в то же время глубоко индивидуальной манерой исполнения. Список работ включает памятники известным поэтам А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, естествоиспытателю Карлу фон Бэру и адмиралу Грейгу, бюст графини Шуваловой и цесаревича Николая Александровича.

Однако позднее творчество скульптора критиками рассматривается как менее удачное и выразительное. Так, например, памятник императору Александру III был не очень высоко оценен современниками.

Статуя Петру I

Опекушин любил работать с портретными скульптурами известных Особенно успешной стала его работа, посвященная Петру I. Статуя изображает царя, сидящего на стуле в мундире и ботфортах.

Скульптору поразительно удалось запечатлеть порывистость и подвижность характера, которым обладал Петр Великий. Однако, как было сказано уже, это далеко не единственный портретный шедевр, созданный мастером.

Памятник Пушкину

Одной из самых значимых работ, которые создал Опекушин, - памятник Пушкину. За его создание скульптор принялся в 1872 году, забросив все остальные проекты. Долгие три года ушло на разработку эскиза монумента. Для этого мастеру пришлось изучить не один десяток портретов поэта и его творчество. После утверждения кандидатуры Опекушина в 1875 году, он приступил к реализации эскиза. В помощники скульптор взял зодчего И. Богомолова.

Только спустя пять лет все работы были закончены. И 6 июня 1880 года на в Москве был официально открыт памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину. Бронзовый монумент величественно возвышался на пьедестале и сразу вызвал массовый восторг у горожан.

И сегодня русский поэт в бронзовом исполнении задумчиво стоит на одной из главных улиц столицы в элегантном сюртуке, поверх которого накинут широкополый плащ. В позе его ощущаются непринужденность, живость. Легкий наклон головы и взгляд Пушкина выражают вдохновение и благородное величие.

Сам Опекушин памятник Пушкину считал одной из самых серьезных и грандиозных работ, в реализацию которой он вложил не только свое время и силы, но и часть своей души, любовь к поэтическому искусству.

Памятник Лермонтову

В 1889 году обратился к творчеству другого известного русского поэта и воздвиг В композиции его отчасти запечатлен и источник вдохновения и бесконечных дум стихотворца - Кавказ.

Глядя на монументального Лермонтова, невольно ловишь себя на мысли, что поэт после некоторых блужданий присел на скалу и, склонив голову, любуется белоснежными шапками гор. Взгляд его выражает глубокую задумчивость и вдохновение. Некоторые любители скульптуры посчитали, что памятник Лермонтову запечатлел поэта довольно печальным и некрасивым, с резкими чертами. В то время, как портреты его говорят больше о мягкости. Однако это творение художника в индивидуальной манере и восприятии так и осталось украшением города.

Памятник Муравьеву-Амурскому

Самым крупным по размерам сооружением в дореволюционной России и в творчестве Опекушина (16 метров в высоту) стал памятник графу Муравьеву-Амурскому - губернатору Восточной Сибири. После его смерти в 1881 году император Александр III решил увековечить память приближенного. Поэтому в 1886 году он объявил конкурс для скульпторов. В их числе была и «золотая троица» Микешин, Антокольский и Опекушин.

Проект Александра Михайловича признали лучшим. Закладка монумента произошла в 1888 году, а три года спустя он был официально открыт в Хабаровске и установлен на Хабаровском утесе. Фигура графа возвышалась на пьедестале, взгляд его был устремлен в сторону Китая. Пьедестал украсили пять памятных табличек с именами офицеров и гражданских лиц, которые активно участвовали в присоединении Приамурья к России. Однако в 1925 году, в связи с «Декретом о памятниках», монумент был снесен и отдан в краеведческий музей, а позже разделан на металлолом.

Декоративная скульптура

Особое место в творчестве Опекушина занимала декоративная скульптура. Именно она была предметом его неустанного внимания, совершенствования и основным источником дохода. Именно благодаря ей Александр Михайлович уже в юном возрасте был признан талантливым лепщиком.

После искусного исполнения барельефов и знаменитых семи фигур для монумента Екатерине II в Санкт-Петербурге Опекушину было поручено оформить для иконостаса в Воскресенском соборе. И справился он с этим мастерски.

В портретных бюстах, которые были созданы скульптором, отмечался реалистичный подход с тонким отражением индивидуальных черт. В остальных авторских произведениях декоративной скульптуры искусствоведы подчеркивают художественную выразительность образов и изящность, мягкость линий.

Награды и звания

  • В 1978 году в память о скульпторе (к его 140-летию) был выпущен иллюстрированный (художественный) конверт с его портретом на лицевой стороне.
  • В 1986 году астроном Людмила Черных открыла астероид, который назвала именем русского скульптора.
  • С 1993 года выдающимся деятелям культуры ежегодно вручается Ярославская премия имени Опекушина.
  • В 2013 году вышла книга Ольги Давыдовой о жизни и творчестве скульптора. К слову, автор несколько раз публиковала очерки об Опекушине. Данная же книга содержит описание наиболее значимых периодов жизни и произведений великого мастера. На создание ее ушло без малого 30 лет. А поводом для издания послужили сразу две даты: 175-летие со дня рождения Опекушина (по версии источников 1833 г.р.) и 90-летие со дня его смерти.

P.S.

Пример, который явил миру Опекушин Александр Михайлович, биография его и достижения в искусстве, - это поистине подвиг крепостного крестьянина. Он одним из первых пошел против общественной системы и доказал, что ни социальный статус, ни какие-либо другие ограничения не мешают человеку заниматься любимым делом и создавать нечто прекрасное, навсегда оставляя память о себе на этой планете. И пусть о русском скульпторе после многочисленных восхвалений и званий забыли на несколько лет, искусствоведы уверены, след его в монументально-скульптурном искусстве однозначно глубок и не имеет границ памяти.

    Опекушин, Александр Михайлович - Александр Михайлович Опекушин. ОПЕКУШИН Александр Михайлович (1838 1923), российский скульптор. Памятник А.С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа, М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889) и др. А.М.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1838 1923), рус. скульптор. Автор памятника А. С. Пушкину в Москве, О. создал и памятник Л. в Пятигорске (проект был признан лучшим на конкурсе 1883). Отлитый в бронзе, памятник открыт в авг. 1889 в гор. сквере, откуда открывается вид на горы.… … Лермонтовская энциклопедия

    Опекушин, Александр Михайлович скульптор, родился в 1840 г., сын крестьянина. Образование получил под руководством профессора Д.И. Иенсена, после чего занимался в Императорской Академии Художеств, которая, в 1864 г., присудила ему звание… … Биографический словарь

    Русский скульптор. Сын крепостного. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. И.… … Большая советская энциклопедия

    - (1838 1923), русский скульптор. Учился в Рисовальной школе ОПХ и в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге. Участвовал в создании (по проектам М. О. Микешина) памятника Тысячелетие России в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине … Художественная энциклопедия

    Опекушин Александр Михайлович - (1838—1923), скульптор. В Петербурге жил в 1850—1918. Учился в Рисовальной школе ОПХ и мастерской скульптора Д. И. Иенсена. Академик АХ (1872). Работал в области станковой («Пётр I», бронза, 1872, ГТГ) и монументальной пластики;… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1838 1923) российский скульптор. памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа. Создал также памятник К. М. Бэру в Тарту (1886), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889) и др … Большой Энциклопедический словарь

    - (1838 1923), скульптор. В Петербурге жил в 1850 1918. Учился в Рисовальной школе ОПХ и мастерской скульптора Д. И. Иенсена. Академик АХ (1872). Работал в области станковой («Пётр I», бронза, 1872, ГТГ) и монументальной пластики; наиболее… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1838 1923), скульптор. Участвовал в создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в Санкт Петербурге (открыт в 1873) по проектам М. О. Микешина. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической … Энциклопедический словарь

    Скульптор; род. в 1840 г.; образование получил под руководством профессора Д. Йенсена, после чего занимался в Императорской академии художеств, которая, в 1864 г., присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы… … Большая биографическая энциклопедия

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов, памятников, а также скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов.

Он также работал над созданием ювелирных изделий: украшал светильники, вазы, ларцы, создавал декоративные скульптурные композиции из серебра, статуэтки, а для церкви выполнял скульптурные Распятия и киоты. Но в нашей статье речь пойдёт в основнои только о памятниках А. Опекушина.

Фрагмент памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Фигура Петра I выполнена скульптором Опекушиным
Для петербургского монумента императрице Екатерине II (скульптор М.О. Микешин) он выполнил семь больших фигур.

Фрагменты памятника Екатерине II. Санкт-Петербург. Фигуры выполнены скульптором Опекушиным А.М.
В 1872 г. он получил звание академика за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого.

Статуя Петра Великого
В этом же году он выполнил бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков. Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его за эти работы большой золотой медалью.

Бюст Петра I
Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Каждый из памятников был своеобразен и неповторим. Ченстоховский памятник был создан на пожертвования польского населения. К сожалению, многие памятники Опекушина не сохранились или были разрушены в годы советской власти. Особенно это касается памятников русским царям или историческим деятелям Российской империи.
Бронзовый памятник Александру II у южной стены Кремля не сохранился.

Памятник Александру II у южной стены Кремля
Не сохранился и бронзовый памятник Александру III возле Храма Христа Спасителя, созданный в 1912 г.

Памятник императору Александру III у Храма Христа Спасителя
Самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России (16 м) – памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске был уничтожен в 1925 г.

В конце 1980-х годов начался сбор средств на восстановление памятника Муравьёву-Амурскому, в Русском музее сохранилась модель памятника, выполненная А.М. Опекушиным. Работу по её воссозданию осуществил ленинградский скульптор, выпускник Академии художеств Л. В. Аристов.
31 мая 1992 г., в день рождения города Хабаровска, восстановленный памятник был открыт.
В г. Сумы (сейчас Украина) был установлен опекушинский памятник русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко, он также был уничтожен в 1920-х годах.

Памятник адмиралу Грейгу в Николаеве был открыт 21 мая 1873 г., а уничтожен после 1917 г.
А.С. Грейг в 1833 гг. был командующим Черноморским флотом; являлся основателем Пулковской обсерватории.
Самым известным творением А. Опекушина является памятник А.С. Пушкину.

Памятник А.С. Пушкину (1880)

Когда в середине 1872 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника Пушкину, Александр Михайлович Опекушин уже был известным скульптором и имел свою мастерскую. Приостановив все свои работы, он начал усердно изучать творчество поэта, хотя пушкинские стихи любил с детства. Изучал его портреты. Все художники отмечали, что необыкновенно живой и подвижный облик Александра Сергеевича запечатлеть было трудно. Перед Опекушиным стояла задача создать собственный, но узнаваемый образ поэта. В поисках образа Опекушин выполнил сотни рисунков.
Но жюри не выбрало ни один из проектов. Решено было провести еще один конкурс в 1874 г. Опекушин вновь принялся за работу и на новый конкурс представил четыре проекта.
Жюри признало и премировало на равных основаниях лишь двух скульпторов – П.П. Забелло и Опекушина. Теперь им предстояло вступить в соревнование между собой и участвовать в третьем конкурсе. Но совершенно неожиданно туда представили свои модели метры И.Н. Шредер и М.М. Антокольский.
В мае 1875 г. жюри окончательно присудило первую премию проекту Опекушина. Ему поручалась дальнейшая работа по выполнению памятника в натуре. В помощники по архитектурной части Опекушин выбрал себе зодчего И.С. Богомолова.
Но радость успеха омрачало непонимание некоторых современников. Даже известный ценитель искусства П.М. Третьяков в письме к Крамскому высказал мысль о том, что фигура Пушкина имеет «жалкий вид». Но самый большой и неожиданный удар Опекушин получил от Академии художеств, которая предложила скульптору немедленно очистить академическую мастерскую, где стояла в глине еще неоконченная статуя Нестора. «Летописец Нестор» был разрушен, и больше уже за него Опекушин не взялся.

Открытие памятника

К весне 1880 г. все работы по сооружению памятника были закончены. 6 июня 1880 г. была пасмурная погода, но она не помешала необыкновенному оживлению в городе. Уже за день до открытия памятника улицы Москвы усиленно патрулировались полицией и жандармерией, чтобы не допустить беспорядков. В праздничный день толпы москвичей устремились к Страстной площади, к началу Тверского бульвара, где, скрытый серым холстом, стоял монумент Пушкину. Когда серый холст стал медленно падать, несколько мгновений стояла тишина, а затем восторг, охвативший людей, прорвался с необыкновенной силой. Над площадью понеслось ликующее «ура». Великий поэт предстает перед народом таким, каким могли его видеть в жизни.
В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н.С. Тихонравов и В.О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых выступали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков и другие деятели культуры

Описание памятника

Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Движения и поза фигуры отличаются непринужденностью и живостью, но в то же время благородной величавостью и возвышенностью образа. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, – шляпа.
Удачно найден легкий наклон головы. На Тверском бульваре силуэт памятника хорошо воспринимался против солнца. Чудесная ритмичность движений, плавная певучесть общего контура монумента создали ему неповторимое обаяние.
Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». С правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

С левой стороны:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.

В августе 1950 г., через 70 лет после открытия, памятник Пушкину был перемещен на новое место, в центр реконструированной площади, получившей имя поэта. Монумент повернули вокруг своей оси. При этом прежняя высота памятника в новом архитектурном окружении оказалась недостаточной. Пришлось создать бетонный фундамент, повысивший уровень основания монумента.
Новое месторасположение памятника несколько ослабило его прежнее лирическое восприятие. Но обращенный к солнцу монумент заиграл новыми красками и стал на площади центром притяжения.

Памятник М.Ю. Лермонтову (1889)

Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Бронза, гранит. Скульптор А.М. Опекушин
Это самый первый памятник поэту в России. Он и в наши дни является одной из главных достопримечательностей Пятигорска.
Идея установить памятник поэту в Пятигорске принадлежала одному из первых лермонтоведов поручику П. К. Мартьянову и главному арендатору Кавказских Минеральных Вод А. М. Байкову.
В 1871 г. император Александр II дал разрешение провести подписку на сооружение памятника. Взносы стали поступать с Лермонтовских чтений, концертов, лотерей. В 1881 г. объявили конкурс на лучший проект памятника. Его пришлось проводить в 3 тура, т.к. долго не могли определить победителя. На третий тур было представлено 15 проектов. Победил А.М. Опекушин, уже известный к тому времени как автор памятника А.С. Пушкину в Москве.
Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 г.
Бронзовая скульптура М.Ю. Лермонтова установлена на гранитном пьедестале, напоминающем своими формами скалу. За спиной поэта – гора Машук, у подножья которого завершился его земной путь. Впереди – Кавказский хребет и Эльбрус. У ног поэта – раскрытая книга, а на передней части пьедестала – бронзовый венок, лира и перо. В верхней части пьедестала надпись: «М. Ю. Лермонтову», а в нижней – «16 августа 1889 года».

Александр Михайлович Опекушин (1838-1923)

А.М. Опекушин родился в семье крепостного крестьянина, обладавшего художественными способностями резчика по дереву и ваятеля из глины. Мальчик перенял от отца талант, его заметили и в возрасте 12 лет отец с согласия помещицы отдал сына на три года в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. Здесь мальчик проявил незаурядные способности, и его взял в свою скульптурную мастерскую в Петербурге преподававший в рисовальной школе профессор Д. Йенсен. В 1859 г. Опекушин получил вольную и смог поступить в Академию художеств. Затем женился.
Его талант заметил художник и скульптор М.О. Микешин и пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника «Тысячелетие России» в Новгороде . Так постепенно Опекушин набирался опыта и становился одним из ведущих скульпторов Российской империи. Содержать большую семью ему помогал постоянный доход от выполнения декоративных скульптур: его изделия украсили интерьеры московских особняков, фасады театра Незлобина, Здание биржи в Москве и других государственных учреждений.

Особняк Елисеева в наши дни
В 1878 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировалось чеканное блюдо с историческими сценами, отлитое по модели Опекушина на московской ювелирной фабрике П.Н. Овчинникова.
Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882) совместно с М.О. Микешиным и архитектором Д.Н. Чичаговым он создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть».
В 1884 г. Опекушин выполнил Царские врата для иконостаса Воскресенского собора Троице-Сергиевой Приморской пустыни.
До 1918 г. семья Опекушина проживала в Санкт-Петербурге в большом доме, рядом с домом была мастерская (она существует и доныне и используется в том же качестве).
Всё резко изменилось после революции.
Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Все опекушинские памятники русским царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». Уцелел лишь московский памятник Екатерине II, установленный в Московской городской думе. Он был сдан в запасники музея изящных искусств, а в 1952 г. тайно переправлен в Берлин, где и находится по сей день. Имя Опекушина даже не было упомянуто в многотомной «Истории русского искусства», хотя памятник Пушкину до сих пор остается одной из главных достопримечательностей Москвы.
Он и три его дочери очень бедствовали. Под угрозой голодной смерти Опекушин обратился с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников за помощью.
Осенью 1919 г. больной и нищий, А. М. Опекушин вместе с дочерями за государственный счёт был отправлен в Ярославскую губернию к двоюродной сестре. В Рыбницах священник о. Иоанн предоставил им дом в бесплатное пользование. Выживать помогали местные жители. Академический паёк, выделенный Наркомпросом, начал поступать только в 1922 г.
Никто даже не вспомнил, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других известных памятников.

А.М. Опекушин. Памятник Карлу фон Бэру в Тарту
Карл Эрнст фон Бэр (1792-1876) – один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии, академик Петербургской академии наук, президент Русского энтомологического общества, один из основателей Русского географического общества. Происходил из прибалтийских немцев.
В начале 1923 г. А. М. Опекушин простудился и заболел воспалением лёгких и 4 марта скончался. Похоронен был на кладбище возле Спасской церкви села Рыбницы, где был когда-то крещён; только в 1972 г. здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 г. выполнено надгробие из чёрного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Этот человек никогда не жил на Тверском бульваре, но о нем говорят все, кто проходит по бульвару, кто останавливается на Пушкинской площади.

Александр Михайлович Опекушин.

Родился он 11 ноября по старому стилю 1838 года в деревушке Свечине Даниловского уезда Ярославской губернии. Не думаю, что его отец, крепостной Михайл Евдокимович Опекушин не думал, что его сынишка, записанный под № 9 в поместье надворной советницы Ольхиной, будет известным российским скульптором. Ольхиной принадлежала вся семья Опекушиных. Она отпускала крестьян на отхожий промысел, и отец скульптора был опытным лепщиком на петербургском бронзолитейном заводе англичанина Кохуна. Лепка, ремесло каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом крестьян Даниловского уезда. Михаил Евдокимович рано заметил талант сына и, с согласия своей помещицы Е.В.Ольхиной, отдает его в обучение лепкой в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.

В чужом, холодном Петербурге Опекушин работает мальчиком на побегушках в мастерской известного в то время скульптора Д.И.Иенсена. Его замечают, доверяют копировать гипсовые орнаменты. Когда умер отец Александра Михайловича, на его плечи свалилась забота о всей семье, оставленной в Ярославской губернии. Заработанные деньги Опекушин посылал родным, а оставшиеся крохи откладывал. Он хотел избавиться от крепостной зависимости, и за два года до манифеста 1861 Опекушин покупает себе свободу.

1862 стал поворотным в жизни А.М.Опекушина. Ему 24 года. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М.О.Микешин приглашает никому не известного молодого скульптора принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Открытый 8 сентября 1862 памятник по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий.

У подножия этого памятника помещены многочисленные фигуры русских военачальников, ученых, государственных деятелей и писателей, среди которых была фигура А.С.Пушкина. Это было первое по времени изображение поэта в монументальной скульптуре.

В то время у А.М.Опекушина было много работы, много заказов. Он делает бюст цесаревича Николая Александровича, за который получает диплом кадемика скульптуры, статую Петра Великого, бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков, памятник флотоводцу-адмиралу А.С.Грейгу в Николаеве, памятник Императрице Екатерине II в Петербурге (Опекушину принадлежат девять статуй сподвижников русской Императрицы).

И вот в 1873 году объявлен конкурс на памятник А.С.Пушкину в Москве.
Сохранились воспоминания А.М.Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, “вековечного памятника”». На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами почти все великие русские писатели того времени. Известна, например, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Этот памятник стал событием в жизни Москвы, да и всей России.

Опекушину принадлежат и менее известные памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913).

В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 ноября 1886. Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 августа 1889 в Пятигорске. Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) - самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м.

В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я.Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии. Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губернии, в начале 1920-х по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия.
Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III именно Опекушину было поручено создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал великий князь Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апреля 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи.

В стороне от шумных городов, на нижнем берегу Волги, в небольшом селе Рыбницы находится скромная могила человека, творчество которого когда-то хорошо знала вся образованная Россия. Здесь похоронен русский скульптор-патриот Александр Михайлович Опекушин, отразивший в своих творениях величие самодержавного Российского государства и духовную мощь народа. Официальное советское искусствоведение изрядно потрудилось в свое время, выставляя А.М.Опекушина «автором одного гениального произведения» - знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве, после чего якобы скульптора преследовали только одни неудачи. Искаженно трактовались его творческая позиция и политические взгляды: в статьях и официальных биографиях ему, человеку твердых монархических убеждений, начинают приписывать революционные высказывания.


Александр Михайлович Опекушин родился 28 ноября (ст. ст.) 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика. Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян этого уезда. В Свечкине, Рыбницах, Давыдкове, Овсяниках существовали целые семейные династии лепщиков и каменотесов: Дылевых, Лапиных, Козловых, Курпатовых, Опекушиных. Талантливым лепщиком был отец Александра - Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу.

Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге. В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В дороге с ним приключился весьма курьезный случай. «Дело было так, - вспоминал на склоне лет Александр Михайлович. - На одной из остановок я вышел на платформу, заложил руки назад и чинно погуливаю по ней в полной уверенности, что, когда поезд пойдет, меня предупредят, попросят в вагон. Звонок. Я не слушаю, лишь неожиданно увидел, что поезд тронулся. Я к вагону - дверь не открывается. Я к окну, и дедушка схватил меня за длинные волосы, через окно втащил в вагон и дал хорошую трепку, так что я уже больше из вагона нигде не выбирался».

В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже тогда выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года. Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б. Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.
Постоянные материальные трудности и болезни, затем свалившиеся на него изнурительные заботы о семье, оставшейся в деревне после смерти отца без кормильца……«Я боюсь, что буду художником, но не свободным человеком», - говорил Опекушин. Но в 1860 году Александр, скопив 500 рублей, откупился от помещицы Ольхиной, получив вольную. В 1861 году он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Евдокией Ивановной Гуськиной, дочерью государственного крестьянина, ставшей ему самым близким человеком.

1862 год стал поворотным в жизни молодого скульптора. Взошла и засияла его звезда. Ученый совет Академии художеств неожиданно присудил Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово». В этом же году скульптор М.О.Микешин пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России, первый в нашей стране монумент, воздвигнутый не отдельной личности, а величию государства Российского. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.

После этой работы об Опекушине заговорили в художественных кругах Петербурга. Обращала на себя внимание его искусная лепка барельефов и фигур, необыкновенное сходство с оригиналами, простота художественного исполнения. В 1864 году за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» Императорская Академия художеств награждает его серебряной медалью. В 1869 году ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени. В 1872 году Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за великолепно выполненные бюст Цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью.

Лишь узкий круг искусствоведов знает, что совместно с М.О.Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А.С.Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 году. Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин.

Поставленный в 1873 году перед Александринским театром памятник вызвал всеобщие симпатии. Газеты были полны восторженных отзывов. На радостях Микешин подарил Опекушину большой дом на Каменноостровском проспекте, куда молодой скульптор незамедлительно переселился со своей семьей.

1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. «Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все», - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура-победителя немедленно освободить мастерскую.

Александр Михайлович вспоминал: «В течение ряда лет ночи не спали как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника».
Но время все расставило по своим местам. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях, опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы.

По заказам городских властей пушкинские памятники и бюсты были созданы Александром Михайловичем и для других городов Российской Империи - Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.), Остафьево (1913 г.).
Большинство наших современников судит о творчестве Опекушина лишь по памятникам Пушкину в Москве и Лермонтову в Пятигорске. Но не менее замечательными произведениями скульптора являются его памятники Карлу Бэру в Дерпте (1886 г.) и Николаю Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г.). Здесь проявилась сильная сторона таланта Опекушина - феноменальное портретное сходство и умение полностью раскрыть духовную сущность человека.

Памятник знаменитому естествоиспытателю и мыслителю Карлу Эрнсту Бэру, создавшему теорию эмбриологии, был поручен скульптору после его блестящей победы на международном конкурсе в 1881 году. Средства на памятник собирались по подписке среди ученых России, Франции, Англии, Германии. Известный скульптор Р. Бах, современник Опекушина, говорил: «Я опекушинского Бэра ценю выше гудоновского Вольтера. На лице Вольтера Гудон запечатлел постоянную саркастическую улыбку и больше ничего. В умном старческом лице Бэра Опекушин выразил глубину мысли подвижника науки, без которой человечество не может двигаться дальше».

Безжалостно уничтоженный в 1925 году памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, много сделавшему для изучения и заселения края, графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, был самым крупным монументом дореволюционной России - статуя графа хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. И в то же время в памятнике не было ничего официозного, он изящен и прост по композиции. В опекушинском творении запечаталось открытое и мужественное лицо русского человека. Граф стоял со скрещенными на груди руками, в правой - зрительная труба, в левой - свиток Айгунского договора.

Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и так далее. По церковным заказам он выполнял скульптурные распятия и киоты для монастырей и храмов.

Семья Опекушиных была очень религиозна: соблюдала все посты, постоянно посещала богослужения. Александр Михайлович почти не употреблял спиртного, вел скромный и удивительно размеренный образ жизни. Его неоднократно уговаривали уехать с семьей за границу, предлагая деньги и другие блага, но даже в самые тяжелые периоды своей жизни Опекушин решительно от этого отказывался, подчеркивая, что он русский скульптор-патриот.

Наиболее важна была для скульптора монархическая тема, что тщательно замалчивалось в советской искусствоведческой литературе.
И здесь, на наш взгляд, Опекушин создал наиболее крупные свои произведения. Над образами Царей - Александра II и Александра III трудились до революции многие отечественные и зарубежные мастера - Микешин, Шервуд, Шредер, Бах, Антокольский, Чижов, Трубецкой и другие. Но все же самыми известными и общепризнанными в художественном отношении считались опекушинские монументы. Знала и ценила эти произведения вся образованная Россия. Нам удалось выявить двенадцать таких памятников, однако, по всей вероятности, стояло их в России гораздо больше. Больше всего памятников посвящено Александру II. Один из величайших в истории России реформаторов, Государь был особенно чтим в среде русского крестьянства.

«Мне кажется, я мог бы вылепить статую покойного Императора, закрыв глаза, - до такой степени у меня жив в памяти его образ», - говорил Опекушин, часто видевший Государя при жизни.

Он поставил памятники Александру II в Москве (1898 г.), Пскове (1886 г.), Кишиневе (1886 г.), Астрахани (1884 г.), Ченстохове (Польша, 1899 г.), Владимире (1913 г.), Бутурлиновке (1912 г.), Рыбинске (1914 г.) и в других городах Империи. Очень красив и изящен был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения.

В предреволюционный период имя Опекушина было очень популярно в монархических кругах. Ему благоволили представители Царской династии. Особенно ценил его творчество и всемерно ему содействовал Император Александр III, поручивший ваятелю создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал Великий Князь Сергей Александрович.
30 мая 1912 года в Москве в обстановке общенационального торжества был освящен и открыт самый знаменитый дореволюционный московский памятник - монумент Александру III, около храма Христа Спасителя. Сохранилась кинохроника этого события. Целый день на площади около памятника толпились тысячи людей.

Монумент производил колоссальное впечатление: на могучих глыбах из полированного финляндского гранита на троне в мантии, порфире и короне, с державой и скипетром в руках, сидел Царь-Миротворец. Александр III был изображен в позе, которую при жизни чрезвычайно любил принимать: он сидел, немного наклонившись вперед. Фигура Императора как нельзя лучше была передана в бронзе, чувствовалась внутренняя сила и спокойствие. По углам постамента восседали огромные двуглавые орлы. Памятник символизировал высокое предназначение православной России и русского Самодержавия. «Это была статуя, изображавшая русского Императора как помазанника Божия», - писал американский ученый Ричард Уортман.

Создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования - всего тогда собрали 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей. Опекушинский монумент не вызвал такой волны негативной критики, как это произошло в случае с известным петербургским памятником Паоло Трубецкого. Еще одна статуя Царя-Миротворца была создана А.М.Опекушиным для Музея изящных искусств имени Александра III.

С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. «Лучшим русским скульптором» называли его газеты.

1917 год…… Покатилось по стране красное колесо. Заработанные многолетним честным трудом деньги Александра Михайловича, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Собственный дом Опекушиных в Петербурге экспроприировали. Потерял скульптор и персональную мастерскую. Под видом обысков семью Опекушина неоднократно грабили. Много унижений пережил и Владимир Александрович Опекушин, сын скульптора, чиновник при канцелярии московского генерал-губернатора. Все опекушинские памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены после специального ленинского декрета от 12 апреля 1918 года: «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». Уцелел лишь Екатерине II, установленный в ноябре 1896 года в Московской городской думе. Сданный в запасники музея изящных искусств, памятник этот был в 1952 году тайно переправлен в Берлин.

Под угрозой голодной смерти Опекушин обращается с заявлениями к советскому правительству и председателю секции художников: «Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями, также больными (у одной болезнь почек, у другой туберкулез легких в сильнейшей стадии и у младшей тот же порок сердца с теми же отеками, что и у меня), медленно умирать с голоду».

В 1919 году опальному скульптору вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности, лишенный медицинской помощи. «Он заживо погребен. На меня страшно подействовало его настоящее существование. Квартира, в которой он живет с дочками, - холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание - как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М.Опекушина. Кто чем может, помогите ему!», - приводила 8 марта 1923 года ярославская газета «Крестьянский кооператор» свидетельство местного краеведа А.И.Скребкова. Статья не осталась без отклика. Сразу же редакция стала получать письма читателей-крестьян, полные участия к постигшей скульптора беде. Благодаря усилиям того же Скребкова судьбой «автора памятника Пушкину в Москве» решила заняться и газета «Известия ВЦИК», обратившаяся 21 марта 1923 года с призывом: «Обязанность тех, кому дороги интересы культуры, вспомнить о замечательном нашем соотечественнике и поддержать его материально и нравственно». Авторы этих публикаций не знали, что еще 4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней.

В последний путь великого скульптора провожали лишь близкие родственники. «Совершенно забыты всеми!!!», - с горечью восклицала в письме одна из дочерей Опекушина. Похоронили его на кладбище возле Спасской церкви села Рыбницы, где он был когда-то крещён; только в 1972 году здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 году - надгробие из чёрного полированного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».