Кто написал сказочка композитор. Великий музыкальный сказочник

Публикации раздела Музыка

Оперы-сказки русских композиторов

С казка - один из самых притягательных жанров для русских композиторов. Многие оперные шедевры написаны на сказочные сюжеты. Но сказка, как подметил Пушкин, - «ложь, да в ней намек». Далеко не все оперы-сказки имели сказочно счастливую судьбу из-за намеков, из-за неожиданных музыкальных решений. Как бы то ни было, современный слушатель имеет возможность выбрать оперу-сказку на свой вкус.

Михаил Глинка, «Руслан и Людмила» (1842)

Постановка Мариинского театра, в партии Людмилы - Анна Нетребко

Увы, премьеру, состоявшуюся 2 декабря 1876 года, композитор назвал «торжественным провалом». Чайковский был очень расстроен, но причины неудачи он находил в самой музыке. Он писал композитору и пианисту Сергею Танееву: «Стиль «Вакулы» совсем не оперный: нет ширины и размаха» .

В феврале 1885 года Чайковский взялся за редакцию оперы. Перебрав разные варианты названия (включая «Царицыны башмачки»), он остановился на «Черевичках». Композитор сделал оркестровую ткань более прозрачной, добавил несколько новых музыкальных номеров.

На этот раз опера готовилась к постановке в Москве, в Большом театре . За дирижерский пульт встал сам Чайковский. Преодолевая страшное волнение, он мастерски проводит репетиции. На премьере 19 января 1887 года его ждали овации. Публика приветствовала Чайковского-композитора и Чайковского-дирижера.

Под очарование рождественской повести Гоголя попал и Римский-Корсаков. Однако он не хотел вступать в состязание с «Черевичками». После смерти Чайковского Римский-Корсаков все же решился создать свою версию «Ночи». Композитор и дирижер Николай Черепнин, сравнивая две эти оперы, говорил: «Все колдовские и таинственные места вышли у него [Римского-Корсакова] лучше, но лирическая часть у Чайковского теплее» .

Николай Римский-Корсаков, «Золотой петушок» (1907)

Из 15 опер композитора почти половину можно назвать сказками. В них всё по-пушкински: есть и намек, и урок. Но больше всего намеков и уроков в последней опере Римского-Корсакова - «Золотой петушок». По трагическому стечению обстоятельств композитору не довелось увидеть ее на сцене. Слишком уж затянулась борьба с цензурой. Возможно, именно это и сократило жизнь Николая Андреевича.

Премьера оперы (или, как уточнил композитор, «небылицы в лицах») состоялась в сентябре 1909 года, в театре Сергея Зимина в Москве. Чуть позже опального «Петушка» допустили и на императорскую сцену: в ноябре того же года оперу поставили в Большом театре.

В «Золотом петушке» всегда замечали в первую очередь политические намеки. А вот удивительные музыкальные и драматургические находки композитора до сих пор не всем постановщикам по зубам. Досталось от великого сказочника Римского-Корсакова и вокалистам. Только певица, готовая к выполнению рискованных вокальных трюков, достойна называться Шемаханской царицей. Партия Звездочета - и вовсе эксклюзив: она написана для тенора-альтино. Этот высокий мужской голос встречается крайне редко. Он способен восхитить публику необычным тембром и особым звучанием верхних нот. Яркий пример тенора-альтино из современной музыкальной истории - Александр Градский. Он, кстати, с блеском исполнял партию Звездочета.

Известно, что Римский-Корсаков настороженно относился к новшествам в музыкальном языке. Однако Сергей Прокофьев , один из самых отчаянных композиторов-новаторов ХХ века, обнаружил в «Золотом петушке» немало совершенно новых гармоний.

Сергей Прокофьев, «Любовь к трем апельсинам» (1919)

Оперный Звездочет, произнеся во введении к «Золотому петушку» свои пророческие слова, проваливается в люк. В опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» по сказке Карло Гоцци театральный люк задействован очень активно: из него персонажи эффектно появляются и с шиком в нем исчезают.

В 1918 году молодой Сергей Прокофьев уезжает из России. Начинаются его американо-европейские странствия. Они совсем не были похожи на путешествия Принца - героя его оперы «Любовь к трем апельсинам». Тот, по воле ведьмы Фаты Морганы, скитался по свету в поисках апельсинов. В критических ситуациях ему на помощь приходил добрый маг Челий. Прокофьев путешествовал по своей воле: он искал творческой свободы и признания, но знакомого мага у него не было.

Первым значимым событием в зарубежных странствиях композитора становится как раз постановка оперы «Любовь к трем апельсинам» в Чикаго в 1921 году. Прокофьев писал о ней так: «Чикагцы и горды, и смущены, что они дают «модернистскую премьеру». Но гораздо большее впечатление на композитора произвело сценическое воплощение оперы в Ленинграде, в бывшей Мариинке (1926). Режиссер-постановщик спектакля Сергей Радлов, впечатленный, в свою очередь, талантом Прокофьева, назвал его музыку «почти физическим вкачиванием бодрости в человеческую кровь».

Рецепт прокофьевского витаминного коктейля очень прост: к знакомым сказочным персонажам (принцу, принцессе, волшебникам) добавляется эксцентрика, подхихикивание над традициями, гениальные музыкальные темы. Все это перемешивается и подается без приторного оперного сиропа.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - композитор-сказочник : большая часть творчества написана на сказочный сюжет - оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. - в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это не удивительно: с самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже ещё не видя его.

Вспомните симфоническое вступление к опере "Садко" - "Океан-море синее "

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6(18) марта 1844 года в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

В 1861 году состоялось знакомство и завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее— А. П. Бородин.

Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, наложивших отпечаток на его творчество.

Валентин Серов. Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова

В 1871 году Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий.

Теперь Петербургская консерватория носит имя Н.А.Римского-Корсакова.

Слева около здания Консерватории - на Театральной площади - есть памятник Римскому-Корсакову.


Ещё одним памятным местом Петербурга является музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова на Загородном проспекте. Музей Римского-Корсакова был открыт во второй половине 20 века по инициативе его потомков.

Квартира композитора была перестроена и разделена на два больших помещения. В одном из них была устроена экспозиция, состоящая из нотных рукописей Римского-Корсакова и различных документов, по которым можно проследить историю его жизни и творчества. А во втором в настоящее время работает концертный зал, где вновь, как и сто лет назад, проходят "Корсаковские среды" с выступлением современных музыкантов, оперных певцов и эстрадных исполнителей.


В гостях у Римского-Корсакова бывали почти все известные композиторы и музыканты конца 19-начала 20 веков: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, а также художники В. А. Серов и И.Е. Репин, певец Ф. И. Шаляпин и другие деятели искусства. Римский-Корсаков любил устраивать дома музыкальные вечера с песнями и игрой на старинном беккеровском рояле. Обычно такие встречи композиторов и певцов проходили раз в неделю, по средам, и в конце концов их стали называть "Корсаковскими средами".

«Композитор» - Нем. композитор, органист, работал в Лондоне. Цикл «Времена года». Оперы «Орфей», «Ариадна», «Коронация Поппеи». Австр. композитор, один из основоположников венской классической школы. Композиторы: Барокко (1600-1750) Классика (1750-1820). Оратория «Страсти по Матфею», месса си минор и др. Создал виртуозный стиль игры на клавесине.

«Турнир по сказочникам» - Какой подарок преподнесли эльфы Дюймовочке? Но однажды поутру прискакала кенгуру, Увидала усача, Закричала сгоряча. Из ячменного зерна, который дала женщине колдунья. А слониха, вся дрожа Так и села на ежа… Первый раз – с тиной, второй раз – с травою морскою, третий раз – с золотой рыбкой. Кем хотела стать старуха?

«Музыка композиторов» - Антонио Сальери - итальянский композитор, дирижёр и педагог. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. Фредерик Шопен – польский композитор и пианист, долгое время живший во Франции. Великие композиторы мира. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. Пётр Ильич Чайковский.

«Композитор Глинка» - Цель: Глинка посетил Италию, Австрию и Германию. Таким образом, можно выделить несколько периодов Европейского путешествия. Польша - государство в Восточной Европе. Свой музыкальный язык Глинка создал на основе русской народной песни. Азиатские мотивы. Польский период. География путешествий. География творчества М. И. Глинки.

«Могучая кучка композиторов» - где выступали со своими произведениями. Модест Петрович Мусоргский. Александр Порфирьевич Боородин. Милий Алексеевич Балакирев, Пропагандировали русское искусство за рубежом, создали Русское музыкальное общество – прообраз современной филармонии. известный также под названием «Новая русская музыкальная школа».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

Ученица 6А класса

Криницкий Сергей

Учащийся 6А класса

Руководитель: Комлик Л.П.

Учитель музыки


Цель проекта : анализ музыкальных произведений, использующих в основе сюжета или создании образа персонажей русских сказок.

Задачи проекта:

  • Узнать о различных воплощениях сюжетов русских сказок в музыкальных произведениях;
  • Определить специфику музыкальных приемов создания сказочных персонажей;
  • Выявить значение русской сказки для творчества русских и советских композиторов;
  • Создать презентацию на основе творческого проекта, отражающую содержанию данной темы.

М.Глинка «Руслан и Людмила»

Вставка рисунка

М. Глинка положил на музыку бессмертное творение А. Пушкина «Руслан и Людмила». Здесь поёт свои былины Баян, Руслан исполняет драматическую арию, выйдя на поле брани. А Голову богатыря - брата Черномора, озвучивает хор мужских голосов. Причём, артистам приходится находиться прямо в бутафорской голове, чтобы звук казался глухим, идущим откуда-то изнутри. Завораживающе звучит хор Волшебных дев Наины, обольщая Ратмира. М. Глинка создал великолепную «Сцену похищения Людмилы Черномором». После грозно звучащей темы «злобного Карлы» в оркестре проходит цепочка тихих звучностей, которые музыканты назвали «аккорды оцепенения». Так Глинка показал изумление пирующих на свадьбе людей после увиденного чуда. Они замерли в недоумении, не сразу поняли, что произошло.




В начале семидесятых годов Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского "Снегурочка" (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления. "В зиму 1879-1880 годов, - вспоминал композитор, - я снова прочитал "Снегурочку" и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту... Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна". Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как "Снегурочка". В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом.



Опера «Золотой петушок» Н.А. Римский-Корсаков

Опера (небылица в лицах) в трех действиях Н.А. Римского-Корсакова на либретто В.И. Бельского, основанное на стихотворной "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина, которую тот, в свою очередь, услышал от своей няни Арины Родионовны. "Золотой петушок" - последняя (из пятнадцати) опера Н.А. Римского-Корсакова. Первые музыкальные эскизы к ней появились в записных книжках композитора в октябре 1906 года. В августе следующего - 1907 года - партитура оперы была закончена. Последний год жизни композитор боролся с запретом цензуры на ее постановку. За два дня до смерти он писал своему издателю Б.П. Юргенсону: "Что же касается "Золотого петушка", то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против" (от 6 июня 1908 года). И тем не менее, уже после смерти композитора, премьера "Петушка" состоялась. 14 сентября 1909 года в Москве, в театре С. И. Зимина опера была тепло встречена публикой.



Опера «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римский-Корсаков

Истоки замысла оперы по пушкинской "Сказке о царе Салтане" (1831) точно не установлены. Есть основания полагать, что эту мысль подал Римскому-Корсакову В. В. Стасов. Разработка сценария началась зимой 1898-1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера "Сказки о царе Салтане" состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы - Товарищества Солодовниковского театра. "Сказка о царе Салтане" - одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы. Музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок.






"Добрыня Никитич" А. Гречанинов.

А.Лядов «Кикимора»

Вставка рисунка

А. Лядов - русский композитор 19 в. - автор симфонической картины с причудливым названием «Кикимора». Краткое содержание произведения таково: далеко в горах в хрустальной колыбельке Кот-Баюн качает маленькое фантастическое существо - Кикимору. Мелодия Кота напоминает колыбельную песню, а тема «героини» звучит резкими, короткими фразами у флейты. Кикимора вырастет и пойдёт творить разные мелкие пакости людям.






Песня «Спящая княжна» А.П. Бородин


Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия. Руководитель проекта: Лебедева Маргарита Борисовна год Средняя общеобразовательная школа 29 г. Костром ы




Задачи проекта: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся; обучать навыкам организации проектной деятельности; воспитывать чувство гордости за отечественную музыку; развивать целеустремленность и системность в деятельности; создать условия для самоутверждения обучающихся


Вопросы проекта: Собрать и изучить материал о выдающемся русском композиторе. Исследовать творчество композитора Н.А. Римского- Корсакова и выяснить какие сказочные сюжеты стали основой его музыкальных произведений. Выяснить какими средствами музыкальной выразительности композитор создаёт своих сказочных героев(На примере оперы «Сказка о царе Салтане») Почему Н.А. Римского-Корсакова называют «композитором- сказочником»? Интересна ли музыка Н.А. Римского-Корсакова современным детям? Чем?






















Оперы « Псковитянка » « Майская ночь » « Снегурочка » « Млада » « Ночь перед Рождеством » « Садко » « Моцарт и Сальери » « Боярыня Вера Шелога » (пролог к Псковитянке) « Царская невеста » « Сказка о царе Салтане » « Сервилия » « Кощей Бессмертный » « Пан воевода » « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » « Золотой петушок »


















В симфоническом вступлении сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные напевы царевны Лебеди; все они сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор. Музыка вступления наполнена энергией, светом и безудержным ликованием, господствующими в последней картине оперы.
Вывод Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песни всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлые мечты о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакого – это беззаветное служение искусству, верность своим идеалам.