За что мы не любим русских. За что белорусы не любят россиян

"Никогда не видел, чтобы в Беларуси так не любили русских!" - восклицает 23-летний Миша, который прислал в редакцию TUT.BY фотографии своего покореженного Merсedes. Миша, хоть и белорус, но немало работал в России, любит эту страну, особенно за игру сборной по хоккею. В знак особого отношения ездит с российской символикой "на борту". В последнее время эту символику стали срывать, а машину - уродовать. С такой же агрессией сталкиваются в Минске и россияне.

Вечером 20 июля Миша обнаружил свою изуродованную машину на стоянке возле Парка Горького. "Были пробиты два колеса. На шиномонтаже мне сказали, что в колесах - три дырки шилом сделали. У меня машина яркая. Флажки российские на капоте, по бокам наклейки в цвет флага российского. Их тоже шилом сдирали. На шиномонтаже даже не удивились, рассказали, что я не первый такой. Мастер рассказал, что до нас человек на русских номерах приезжал с такими же тремя дырками, один в один. Тот клиент, оказалось, приехал заделывать дырки, а на следующий день ему еще раз пробили, и он снова был вынужден ехать менять шины" , - рассказал TUT.BY Миша. В понедельник он написал заявление в Партизанский РУВД Минска.


Молодой человек - белорус, однако много времени работал в России, там у него много родственников. Он и его родители считают, что вандализм в отношении машин с российской символикой связан с событиями в Украине.

"Говорят, что сейчас русских не любят. А чего не любить? Правильно, они поддерживают своего президента. Но даже если вы хотите поддержать Украину, то поддержка Украины не должна выражаться в том, чтобы сделать другому народу плохо. Это не поддержка. Поддержка - это обратиться к государству. Обращайтесь к Путину! Зачем вы русским делаете плохо? Я вообще болельщик, я не националист. Я не лезу в политику", - говорит Миша.

По его мнению, вопросы политические должны решать на уровне правительств и президентов, а не на уровне простых людей. "Пусть правительства решают, кто там кому должен, кто виноват и т.д., - говорит молодой человек, добавляя, что "раньше такого в Беларуси никогда не было" .

"Я не думал, что такое отношение к русским у нас вообще может быть, хотя ", - говорит Миша. Именно во время чемпионата мира по хоккею он впервые увидел агрессию по отношению к российской символике. Тогда Миша рассказывал TUT.BY, что в один из вечеров вынужден был прятаться в машине, потому как его чуть не побили. Кроме того, из машины вырвали все российские флаги. Но заявление в милицию он написал только после последнего случая: "Я вижу, что эти хулиганства становятся регулярными" , - говорит он.

В середине мая шины в машине с российскими номерами пробили супермодели Екатерине Доманьковой . Она обнаружила у подъезда свою машину с исколотыми шинами и четырьмя выбитыми стеклами. Рядом стоящие машины с белорусскими номерами не пострадали. "Что это, люди??? Откуда в вас столько ненависти??? Почему из-за таких уродов я должна себя чувствовать небезопасно в МОЕЙ БЕЛАРУСИ??? Эта страна не для подонков. <…> Меня решают наказать за то, что я связана с Россией? Да будьте вы не связаны с ней 1000 раз. Ваше наказание уже стучится к вам в двери в виде бородатой "женщины" , - писала тогда модель в своем Instagram.

"В Москве адекватные, сильные, нормальные люди, у нас в Беларуси наглее. Там люди целеустремленные, крутятся, если хотят заработать. Никто не ждет помощи от государства, стараются заработать сами. Мне нравится в России, я там чувствую себя спокойно. Я не думаю, что меня там убьют или что-то еще ".

Еще один молодой человек - 28-летний Михаил - несколько лет назад приехал в Беларусь из России. Сейчас у него белорусский паспорт, а на машине хоть и белорусские номера, символика - российская. В тот же день, что и 23-летний Миша, он обнаружил дыру от пули в лобовом стекле. "Впервые такое вижу, - говорит Михаил.- Никогда в Беларуси не было раньше такой враждебности".


Тем не менее, заявление в милицию он писать не собирается, поскольку надеется, что это все же единичный случай. "А стекло мне и так надо было менять, вот появился повод" , - говорит он.

Параллельно в Беларуси наблюдается еще одно явление - массовое как в Минске, так и в регионах: Гродно, Орше, Витебске, Бресте. С какой целью это делается, сами распространители не говорят, но то, что раньше у нас такого явления не наблюдалось, - факт. Милиция таких распространителей, в свою очередь, как правило, не задерживает. Правда, несколько дней назад в Орше все же пресекли распространение российских флажков на железнодорожном переезде "Хороброво". Тогда выяснилось, что символику распространяли глухонемые жители Борисова. Один из них сообщил милиционерам, что флажки им привозят из России и отдают на распространение бесплатно.

Согласно опросу всего 21% поляков с симпатией относятся к белорусам, а 32% респондентов испытывают к нам антипатию. Еще у 31% поляков нейтральное отношение и 16% не смогли определиться со своими предпочтениями.

Наиболее же тепло поляки относятся к чехам и итальянцам (44%), американцам и британцам (43%), словакам и венграм (42%), испанцам (40%) и норвежцам (38%).

Наиболее негативное отношение наши соседи испытывают к арабам (62%), цыганам (59%), россиянам (49%), украинцам (40%), немцам (36%) и евреям (33%).

В отношении белорусов социологи зафиксировали одно из самых больших падений симпатии - на 16% за год. На столько же симпатия поляков уменьшилось только к немцам.

Почему отношение к белорусам в Польше так резко ухудшилось и почему соседи, с которыми у поляков нет серьезных исторических и современных конфликтов, оказались в конце списка предпочтений? С таким вопросом Свобода обратилась к польским интеллектуалам.

Катаржина Квятковска-Москалевич, репортер, автор книги «Убить дракона. Украинские революции»

«Россиян мы не любим за Катынь, украинцев - за Волынь, немцев и евреев за сговор под кодовым названием «польские лагеря смерти». Только падение симпатии к белорусам невозможно объяснить справедливой обидой.

Белорусов в нашем регионе любят практически все. Подруга из Минска рассказывала мне как-то, что во время путешествия по конфликтным Балканам ее повсюду встречали с симпатией. В Сербии за сербско-белорусско-российский союз православных славян, который «белорусы не предали, как подлые украинцы». В Хорватии белорусов воспринимали как оппозиционеров, которые страдают от последней диктатуры Европы.

Они были хороши для всех. И если мы соглашаемся с тем, что белорусов нельзя не любить, то падение симпатии свидетельствует о том, что поляки, к сожалению, не любят никого . И это серьезная проблема, потому что тот, кто никого не любит, на самом деле не любит и себя».

Земовит Шчерек, писатель и журналист

«Поляки не так много знают о белорусах, кроме того, что это какой-то вариант "русских". Украинцам из этого стереотипа удалось вырваться, а белору - нет.

Но даже те поляки, которые что-то знают о Беларуси, не знают, кто такой белорус: хипстер из Минска, который настаивает на том, чтобы говорить по-белорусски и носит бело-красно-белый флаг, или постсоветский человек, которому белорусскость привил уже Лукашенко, сделав чистыми улицы и районы, введя "порядок", чем белорус гордится, ведь это отличает его от украинца и россиянина.

Но правда в том, что героями этого печального опроса являются не те, кто что-то знает, а те, кто "не любит белорусов", так как в целом "не любит русских", в рамках глупой линии власти ПиС (правящая правая национал-консервативная партия "Право и справедливость" - прим. БП). Высказывать публично плохие оценки в адрес других народов в Польше уже не считается дурным тоном. Это элемент "отторжения диктатуры политкорректности" и "вставания с колен".

Но есть и позитивная сторона. Из моего опыта следует, что даже если теоретически поляк "не любит русских", то когда доходит до дела, когда поляки знакомятся с ними, то не только любят, но даже хвалятся ими в дружеском кругу».

Агнешка Ромашевска, директор «Белсата»

«Главная причина в том, что поляки просто не знают, кто такие белорусы. Во время выборов о Беларуси еще более-менее упоминают, но это все прошло. Сегодня Беларусью в Польше мало кто интересуется.

Поляки всегда говорили: "Русские торгуют на рынке", но у нас мало кто разбирался, россияне это, белорусы или украинцы. Никогда не говорилось о белорусах. Беларусь ассоциируется у большинства с Лукашенко. Поляки не любят Лукашенко, и эту нелюбовь кто-то может переводить на белорусов.

Если в общественной и политической жизни в Польше происходит что-то предосудительное, то это называют "белорусскими стандартами" или "как в Беларуси". Но каких-то причин для такой существенной смены симпатии я не вижу. Я вообще считаю это маловероятным. Это что-то нереальное. Поляки просто ничего не знают о Беларуси и белорусах».

Якуб Маймурек, политический комментатор

«Этот опрос показывает радикальное падение симпатии поляков к представителям почти всех национальностей . Можно допустить, что это следует из роста ксенофобских и националистических настроений, которые вдохновляют ПиС и СМИ, которые поддерживают власть.

Трудно сказать, почему белорусы оказались так низко [в опросе]. В течение последних лет у нас не было сильной антибелорусской пропаганды. Польша не ведет с Беларусью - одной из немногих соседок - никакой "войны памяти", нет никаких споров на почве исторической политики.

В отличие от украинцев, нет большой белорусской экономической эмиграции, что потенциально могло бы быть причиной националистической агитации. Может, причина в том, что Беларусь часто ассоциируют с Россией, политика которой вызывает беспокойство в Польше.

Беларусь также имеет имидж бедной и отсталой страны, которой руководит гротескный диктатор. А, возможно, вина и в слабой "мягкой силе" Беларуси в Польше. Однако, даже принимая все это во внимание, я не только расстроен такой цифрой, но и удивлен».

Исследование проводилось в течение первой недели февраля. В нем приняли участие 1057 человек. Примечательно, что в опросе чаще о симпатиях к другим народам говорили жители больших городов, люди с высшим образованием и с высокими доходами, молодежь, атеисты и сторонники левых партий.

В Центре исследования общественного мнения обращают внимание, что прошлогоднее исследование показало нетипичный результат, который свидетельствует об очень большом росте симпатии поляков к другим народам. «Поэтому последние результаты надо воспринимать как определенную поправку прошлогодних», - пишут авторы исследования.

В свете частых заявлений о том, что русские и белорусы — один народ, у меня появилась непреодолимая потребность разрушить сей миф и доказать обратное, по той простой причине, что миф этот губителен.

А правда — среди нас и блистает живыми красками.

Сразу отмечу, что в качестве доводов я не буду приводить сомнительные тексты из толстых книг об истории возникновения двух народов, а поделюсь лишь субъективными наблюдениями: общие черты характеров, модели поведения белорусов и русских в естественных трудовых и бытовых условиях.

Главным отличием русского человека от белоруса является мощная эмоциональность, и как дополнения — максимализм и крайность суждений. Пожалуй, эти свойства занимают главную роль в сравнительном анализе и являются ключевыми. Белорус в этом смысле — антипод русского: он прагматичен, спокоен, не любит крайностей, не подвержен резким сменам настроения, как его восточный сосед.

Слепое следование идеям, лозунгам, «сначала делание, потом думание», беспечность очень часто берут верх в поведении русского, приводя к отрицательным, разрушительным, иррациональным результатам. Манера русского «долго запрягать, но зато быстро ехать», по моему мнению, менее правдива, чем обыденное «спонтанно вскочить и помчаться в неизвестность». Порывистость русского и раздумчивость белоруса — эти признаки также весьма заметны в публичном пространстве.

Следующим, уже позитивным качеством, свидетельствующем о непохожести русского на белоруса, является безмерная русская открытость к незнакомому человеку (ксенофилия), непосредственность в общении с ним, талант универсального восприятия и принятия разных людей. Всё-таки стоит признать, что белорус вобрал в себя западные шаблоны социальной коммуникации и склонен более к персонализму и изоляционизму, чем к коллективизму и синергетической отдаче.

В то же время у русского и белоруса имеется общее «родимое пятно» — кумирофилия. Белорусская любовь — возвеличивать лидеров — выражается ярче, и имеет свои специфические особенности, в виду политической системы, закрепившей авторитарное сознание.

Контекст

Мигранты в ЕС: чем отличаются друг от друга белорусы, молдаване и украинцы

14.12.2014

Слово «Россия» все время вызывает тревогу

Белорусские новости 04.08.2017

Въедет ли Путин в Минск на танке?

Белорусские новости 28.02.2017

Белорусы будут работать до смерти

Белорусский партизан 12.04.2016

Мультимедиа

БЕЛТА 26.08.2016 Русский — анархичный, нестабильный кумирофил. Он активно стремится к простору внешнему, при всём своём монархическо-религиозном понимании мира, в центре которого может оказаться даже табуретка. Кстати, монархический аспект ни в коем случае не вступает в противоречие с анархическим, ибо русские устремления направлены в небеса (свободу и Бога), а не в объект (монарха, хозяина). Это объясняет, я полагаю, то, почему русские монархисты век назад становились анархистами, и наоборот.

Белорусский консерватизм, любовь к неживой атрибутике, памятникам, символизирующим «хозяина», «поводыря», «гаспадара», обнажают уникальный феномен, менее свойственный русским, — фанатичный фетишизм.

Показывая трепетное влечение к построенным библиотекам, домам, лужайкам, скульптурам, огородикам, белорус скрывает духовную пустоту здесь и сейчас, создаёт комфортный фон, маскирующий правду о себе самом сегодня. Белорусы — позёры, которые считают важным внушить иллюзию благосостояния и произвести впечатление на окружающих. Белорус будет ездить на дорогой иномарке за 10 тысяч долларов, ходить в новых туфлях, шапке, но в квартире его будет скудная, без ремонта и особых условий обстановка в стиле «Назад в СССР».

Часто погружаясь в тоску от безысходности, отсутствия перспектив, белорус, по малодушию своему, любит цепляться за эффектные речи банальных популистов, народных льстецов, которые говорят то, что страждущий хочет услышать в данный момент времени. По большому счёту, русские тоже любят заниматься самообманом, ставить лгунов и клоунов в центр внимания.

Проявляя огромный кредит доверия к управленцам, постоянно повторяя свои ошибки, не заканчивая начатое до конца, и переключаясь на новые начинания, русский человек укрепляет общенациональную безвольность, заложником которой, кстати, является добровольно, хотя может это изменить, если сильно того захочет. А вот терпеливый белорус, в отличие о русского, медленно, но скрупулёзно умеет доводить начатое дело до логического завершения, даже если этот процесс не имеет уже никакого смысла.

Русские очень любят разрушать всё старое и строить на обломках новое, склонны к авантюризму и революционному методу решения проблем. Белорусское умение помнить и хранить свою историю и русский навык мгновенно забывать прошлое, стирая из головы болезненные страницы, — кардинально иные представления о государственном строительстве.

Ошибочно говорить, что лень и рабство пришли в Белоруссию и Россию от москалей. Например, белорусская мнительность, подозрительность и прибалтийская флегматичность, как регрессивные и сугубо местные качества, в целом не свойственны московитам, азиатам и восточным народам, а тем более — этническим русским. Невольничество в России — продукт церкви. А отсутствие культуры, бестактность, духовная темнота — следствие необразованности крестьянской среды.

Покорность, боязнь правды и латентная ксенофобия — это фундамент, на котором строится автократическая власть в Белоруссии. Инфантилизм доминирует в личности белоруса и является имманентным, и зачастую свой потенциал он не хочет раскрывать из-за робости и той же ксенофобии.

Дурачество, способность публично каяться, бунтарство — эти русские черты белорусу абсолютно чужды, непонятны и воспринимаются с отторжением. В этой связи, какая может идти речь о едином народе? Никогда русские и белорусы не были таковыми, а просто жили под одной большой оккупационной крышей. Миф о единстве интернационала придумали захватчики-большевики, которые в детали и частности этнических групп вникать не жаждали, имея в распоряжении 1/7 часть суши.

Раскрепощённость русского и зажатость белоруса — ещё одно доказательство, что эти два представителя восточноевропейских народов отличаются друг от друга. Выносливость, сила воли русскому свойственны более, чем белорусу. Ласковый, воздушный белорусский язык и рупорная, ветреная русская речь влияют на восприятие и оценку собеседника.

Душевная простота и гостеприимство — органическая, неотъемлемая часть русского характера, которая выражается сильнее, чем у белоруса. Белорусам сделана прививка в виде польского гонора и католицизма, которая на российской территории не прижилась и скоропостижно рассосалась.

Без сомнений, белорусы и русские — два разных народа, поэтому националисты из Белоруссии абсолютно правы, когда говорят о культурно-социальной идентичности своей страны, напоминая об истории жизни своих предков при Великом Княжестве Литовском. Несмотря на существенную различность, два географически близких соседа, как противоположности, притягиваются, что наблюдается в скачкообразных, но стабильных белорусско-российских отношениях. Белорусы учатся у русских хорошему и плохому опыту, как в любом обществе, изучают новые слова, диалекты… к сожалению, копируют негативные веяния шоу-бизнеса, хамские повадки светских акул. Многое из того, что навязывает Россия через ТВ Белоруссии, демонстрируя неприемлемую форму имперского разговора с иными государствами, всё-таки не принимается западным соседом, хоть и увидеть этот протест и неприятие в полной мере сложно в Белоруссии.

В конечном итоге, белорусы остаются белорусами, а русские продолжают быть русскими. И это обстоятельство лишь укрепляет тот факт, что эти народы единым целым никогда не были и не станут.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Согласно опросу Rating Group Ukraine, к белорусам дружелюбны 55% украинцев (43% относятся хорошо, а 12% - очень хорошо). Только у 2% "холодное" отношение к нам.

Отношение россиян к белорусам немного ухудшилось — таковы результаты исследования российского аналитического агентства "Левада-центр". Хорошо относятся к белорусам 83% россиян (было 87%). Плохо — 8% (в прошлом году 7%).

Любят нас и южные соседи. Согласно опросу Rating Group Ukraine, к белорусам дружелюбны 55% украинцев (43% относятся хорошо, а 12% — очень хорошо). Только у 2% "холодное" отношение к нам, - сообщает euroradio.fm.

Социологический опрос, который проводился среди жителей Литвы в 2014 году компанией Spinter tyrimai, имел несколько иной формат. Респондентам нужно было ответить, какую из соседних стран они считают враждебной Литве, а какую дружественной. 6,5% литовцев называют Беларусь дружественной, 19,1% — враждебной.

Отношение литовцев к нам улучшилось. В 2006 году только 5% литовцев считали Беларусь дружеской страной, зато враждебной — каждый второй.

При этом литовцы изменили свое отношение к полякам. "Жечьпосполиту" считают враждебной 26,8% литовцев, что на 19% больше по сравнению с 2006 годом.

Политолог из виленского Института международных отношений и политических наук Витас Юрконис говорит, что следует различать отношение к стране и ее народу. Население стало лояльнее относиться к Беларуси по многим причинам.

"Влияет и экономическое сотрудничество, инвестиции Беларуси в порт Клайпеды. Ну и не секрет, что многие белорусы посещают нас по разным причинам ", — высказывает мнение политолог.

Но отношение к государству может постоянно меняться. Например, оно зависит от того, как будут развиваться события вокруг Островецкой АЭС.

Отношение же к Польше ухудшилась потому, что она выпала "из радаров" Литвы, объясняет Витас Юрконис. В зарубежной политике Варшава в последнее время больше ориентировалась на большие страны, такие как Германия и Франция. Но новый президент обещает больший уклон на региональное сотрудничество, может, после этого общая картина начнет меняться.

Кстати, теплые чувства к белорусам у 28% поляков. Только не любят нас немного больше — 29%, о чем свидетельствуют данные польского фонда CBOS.

Политолог Денис Мельянцов также подчеркивает, что следует различать отношение к народу и стране. Важно, как задается вопрос. Если бы у литовцев спросили об отношении к белорусам, а не к стране, ответы были бы совсем другими. На общественное мнение могут влиять и СМИ.

"В СМИ той же самой Польши, Литвы, Евросоюза Беларусь представлена ​​как страна с негативными коннотациями: и диктатура, и нарушение прав человека, и в военно-политическом смысле Беларусь — союзник России", — говорит политолог.

Например, в польских СМИ белорусско-российские учения вызывают вспышки истерии, так же, как и в Литве. Такое же "зеркальное" отношение создается и в наших СМИ к странам NATO.

Но если между населением стран происходит много персональных коммуникаций, медийное влияние не имеет главного значения.

Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, начиная от генетики и этноса и заканчивая размером полового органа и героями сказок.

Белорусы – это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня


Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские – это никакие не восточные славяне, а финны. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.

Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, - это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.

Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам – то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы – это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские – финны.

В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство “Тэхналогія” опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах. Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака»[этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются. Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их – центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.

«С кем быть Литве – извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских


Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.

То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности. Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта – почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ – на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.
При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» - крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.

К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии – ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве – извечный спор славян».

То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.

Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета


«Белорус - совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» - утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович . Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов , к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально - европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной. Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи - Великом княжестве Литовском, - которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя. Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».

«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета - ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что «если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам». События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» – также считает Валентин Акудович.

Двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ


Мы решили сравнить два народа по многим показателям, и нашли таблицу длины мужских половых органов жителей разных стран. По последним данным, у среднестатистического белоруса половой орган – 14,63 см. Это очень хороший показатель (белорусы входят в 10-ку самых больших пенисов Европы). У восточных соседей дела обстоят куда хуже – среднестатистический россиянин может похвастаться только длиной в 13,3 см.

Про внешние отличия же говорить трудно. Хотя отличить внешне поляка, украинца и белоруса тоже вряд ли кто-то сможет.

В то же время специалисты выводят такую закономерность: чем длиннее пенис, тем ниже уровень интеллекта. В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности - один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше - 96.

«Працуй пільна - ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой


Самый обычный герой русских сказок – Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства “паноў ды ўлады”. Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна - ды будзе Вільня!». В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской . В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки - про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

Совсем разные. Белорусский и русский язык


В последнее время главное отличие белорусов от русских набирает популярность в нашей стране. Проводятся белорусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения «роднай мовы». Конечно, белорусский язык довольно похож на русский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше. Доказать же то, что белорусский – самостоятельный язык и уж никак не придаток русского, можно проанализировав несколько базовых слов. «Благо» в русском языке означает «хорошо». В белорусском же «блага» означает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.