Что особенного в черном квадрате малевича. Революционный символ и динамический супрематизм

Новейшие методы томографического сканирования помогли экспертам обнаружить под слоем краски скрытое изображение, объясняющее мистический магнетизм «Черного квадрата». Согласно реестрам «Сотбис» стоимость этой картины оценивается на сегодня в 20 миллионов долларов.


В 1972 году английский критик Генри Вейтс писал:
«Казалось бы, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Любой человек, наверное, может нарисовать такое. Но вот загадка: черный квадрат на белом фоне - картина русского художника Казимира Малевича, созданная еще в начале века, до сих пор притягивает к себе и исследователей, и любителей живописи как нечто сакральное, как некий миф, как символ русского авангарда. Чем же объясняется эта загадка?».
И продолжает:
«Рассказывают, что Малевич, написав “Черный квадрат”, долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, лиловый, охровый, - по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом ».

Томографическое сканирование в инфракрасном излучении показало следующие результаты:




Открытие взбудоражило искусствоведов и культурологов, заставив их вновь обратиться к архивным материалам в поисках объяснений.

Каземир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 18 79 года. Он рос способным ребенком, и в школьном сочинении написал: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Но жизнь у него не сладкая. Весь день он слушает, как рабочие матерятся когда напьются бражки из сахара. Поэтому вернувшись домой папа часто матерится на маму. Поэтому когда я вырасту, то стану художником. Это хорошая работа. Не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести, и воздух пахнет красками, а не сахарной пылью, очень вредной для здоровья. Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день» .
Прочитав это сочинение мать Кози, Людвига Александровна (в девичестве Галиновская) подарила ему на 15-летие набор красок. А в возрасте 17 лет Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко.

В августе 1905 года, он приехал в Москву из Курска и подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск Малевич не захотел, он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц — по московским меркам, очень дешево. Но и эти деньги Малевичу часто приходилось брать в долг. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.
С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф.И. Рерберга в Москве. На этот период его жизни проливают свет письма художника А.А. Экстера музыканту М.В. Матюшину. В одном из них описывается следующее.
Для поправки своих финансов Казимир Малевич начал работу над циклом картин о женской бане. Картины продавались не дорого и требовали дополнительных расходов на натурщиц, но это были хоть какие-то деньги.
Однажды, проработав с натурщицами всю ночь, Малевич уснул на диване в своей мастерской. Утром туда вошла его жена, чтобы взять у него денег на оплату счетов бакалейщика. Увидев очередное полотно великого мастера, она вскипела от негодования и ревности, схватила большую кисть и закрасила холст черной краской.
Проснувшись, Малевич пытался спасти картину, но безуспешно - черная краска уже подсохла.

Искусствоведы считают, что именно в этот момент у Малевича родилась идея «Черного квадрата».

Дело в том, что многие художники задолго до Малевича пытались создать что-то подобное. Эти картины не получили широкой известности, но Малевич, изучавший историю живописи, несомненно о них знал. Вот лишь некоторые примеры.

Роберт Фладд, "Великая тьма" 1617

Берталь, «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети», 1843



Пол Билход, "Ночная драка негров в подвале", 1882



Альфонс Алле, "Философы ловят черную кошку в темной комнате", 1893

Больше всех в подобном творчестве преуспел Альфонс Алле, французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, автор популярного афоризма «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».
С 1882 по 1893 год он нарисовал целую серию подобных картин, совершенно не скрывая своего юмористического отношения к этим «творческим исследованиям внематериальных реальностей».
Например, абсолютно белый холст в рамке назывался «Малокровные девочки, идущие к первому причастью в снежной буре». Красный холст назывался «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря», и т.п.

Малевич несомненно понимал, что секрет успеха подобных картин таится не в самом изображении, а в его теоретическом обосновании. Поэтому он не выставлял «Черный супрематический квадрат», пока не написал в 1915 году свой знаменитый манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» .

Однако и этого оказалось недостаточно. Выставка прошла довольно вяло, поскольку различных «супрематистов», «кубистов», «футуристов», «дадаистов» «концептуалистов» и «минималистов» к тому времени в Москве развелось довольно много, и они уже порядком надоели публике.
Настоящий успех пришел к Малевичу лишь после того, как в 1929 году Луначарский назначил его «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА». В рамках этой должности Малевич повез свой «черный квадрат» и другие работы на выставку «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. Затем прошли его персональные выставки в Варшаве, в Берлине и в Мюнхене, где также была опубликована его новая книга «Мир как беспредметность». Слава о «Черном квадрате Малевича» пошла по всей Европе.

От московских коллег не укрылся тот факт, что Малевич использовал свою должность не столько для международной пропаганды советского искусства, сколько для пропаганды своего собственного творчества. И по возвращении из-за границы осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД по доносу как «германский шпион».
Впрочем, благодаря заступничеству Луначарского, в тюрьме он провел всего 4 месяца, хотя и расстался с должностью «народного комиссара изобразительных искусств» навсегда.

Итак, первый «Черный супрематический квадрат», о котором здесь и шла речь, датирован 1915 годом, ныне он находится в Третьяковской галерее.
Второй «Черный квадрат» Малевич нарисовал в 1923 году специально для Русского музея.
Третий - в 1929 году. Он тоже находится в Третьяковке.
И четвертый - в 1930 году, специально для Эрмитажа.

В этих музеях хранятся и другие работы Малевича


Каземир Малевич, " Красный супрематический квадрат, 1915



Каземир Малевич, "Черный супрематический круг", 1923


Каземир Малевич, "Супрематический крест", 1923


Каземир Малевич, "Черное и белое", 1915


Однако следует отметить, что имя Малевича навсегда вписано в историю искусства вполне заслуженно. Его «творчество» является наиболее яркой иллюстрацией к законам психологии, согласно которым среднестатистический человек не способен мыслить критически и самостоятельно отличать «искусство» от «неискусства», и вообще правду от неправды. В своих оценках посредственное большинство руководствуется в основном мнением общепризнанных авторитетов, что позволяет легко убедить общественное мнение в верности любого, даже самого абсурдного утверждения. В теории «психологии масс» этот феномен так и называется - «эффект Черного квадрата». На основе этого феномена Геббельс сформулировал один из основных своих постулатов - «Ложь, повторенная в газетах тысячу раз, становится правдой». Печальный научный факт, широко используемый для политического пиара и в нашей стране, и в наши дни.

Каземир Малевич, автопортрет, 1933,
Государственный Русский музей

Я очень люблю этот вопрос!

Начну как всегда из далека))

Ответ на вопрос о «Черном квадрате» несколько глубже, чем бы могло показаться.

Для начала необходимо окунуться в историю искусств, а именно на рубеж 19 и 20-ых веков. Итак, Импрессионисты, они первыми заявили и стали изображать мир вкруг, не так как это делали академисты, а так как они его видели: с игрой света и тени, с не классической композицией, с совершенно другим подходом к изображению мира.

Именно импрессионисты послужили отправной точкой для современного искусства. Далее появились постимпрессионисты, которые продолжили экспериментировать, прежде всего с цветом (напр. Фовисты в лице Анри Матисса) и затем с формой предметов (напр. Кубисты, в лице Пабло Пикассо).

Все эти эксперименты максимально упрощали изображаемые предметы (но, ни в коем случае, не в плохом смысле этого слова). Это все было своего-рода нормальной эволюцией живописи и искусства в целом, было вполне логично, что по истечению многих тысяч столетий, начиная от античного искусства, разбирая изображаемый предмет на составные части, форму, цвет и линию искусство придёт к основе основ всего – к черному квадрату.

Возвращаемся к Истории искусств, кубисты – они разобрали мир на простые формы, в основе их искусства лежит совокупность простых основ (сфера, конус, цилиндр). Эти фигуры лежат в основе любого натюрморта и природы в целом. Кубизм – это исследование формы и ее эмоциональное наполнение. В работах Анри Матисса мы видим красоту цвета, формы и орнамента. В его произведениях большую роль уделял линиям и ритму.

Параллельно с кубизмом и фовизмом идут футуристы. Для последних, была характерна тема быстроты времени. Посмотрите работы Умберто Боччони, его произведения напоминают «вид из окна проносящегося поезда». В 1905 году состоялась первая выставка футуристов, на которой был объявлен Манифест, они говорили, - что они расчищают путь для нового восприятия времени. Они разрушали все, что было (в искусстве), что бы пришли новые, будущие художники.

Чуть позже (1915-е г.г.), но практически параллельно начинают появляться и развиваться конструктивисты. Ярким представителем конструктивистов был Родченко – увлекался чистой формой (это было особенно на пике, так как в России закончилась революция, все было пронизано новой, чистой формой, новой жизнью).

НО все выше перечисленные художники ищут себя на «базе» старых искусств. И теперь мы подходим к самому интересному, в это же время начинает формироваться группа художников, которая нашла совершенно новый путь – Это Василий Кандинский и Казимир Малевич. Первым в своей новаторской идеи был – Василий Кандинский, со своей теорией абстрактного искусства, цвет и движение без сюжета и иллюстраций, гармония и динамика за счет цветовых пятен и линий. Эмоция художника – напрямую транслируется зрителю. Посмотрите его работы, и сразу все поймете.

К 1915 году Казимир Малевич создает теорию нового искусства. Чуть раньше Василий Кандинский создает свою теорию абсолютного искусства. Основная его идея это цвет и движение без сюжета и иллюстраций, баланс гармонии и динамики, его работы это цветовые пятна и линии. Таким образом эмоция художника напрямую передается зрителю, без какого-то было пересказа или искажения.

Идея К. Малевича была чем-то похожа на Кандинского, но все-таки отличалась. К. Малевич и супрематизм – это очень четкая идея, искусство проходит стадии созревания, и выходит на чистую форму супрематизма. Малевич называл этот путь так «От фовизма и кубизма к супрематизму». Идея супрематизма – это возвращение к началу искусства, к истокам цвета и формы, полный уход от образности (в этом схожесть с Кандинским). По теории Супрематизма существуют 3 формы: квадрат, круг и крест, треугольник только в рамках композиции. Чистые цвета: черный, белый, красный, синий и желтый. Знаменитый «Черный квадрат» - это идея концентрации супрематизма.

Казимир Малевич с идеей Супрематизма – в его теории искусство проходит стадии созревания, выходя на чистую форму суприматизма. Возвращение к началу искусства – исток цвет и форма. Гармония, пропорции, ритмика в сочетании с простыми цветами, абсолютно полный уход от иллюстрированности.

Черный квадрат – это концентрация идеи суприматизма. Черный цвет – макро/микро космос, точка отсчета. Искусство Малевича, отлично «встраивалось» в новую Советскую жизнь. Это уже совсем другое искусство, оно очень философское, для его понимания и объяснения пишется теория. Поэтому, рассматривать Черный квадрат, без какого либо контекста, и считать это изображение примитивным, совершенно нельзя. Для его понимания нужно изучить все прошлые эпохи и тогда все станет логично и понятно.

Казимир Малелевич был новатором, и для начала 20 в. Его тезисы и искусство были чем-то невероятным. Искусство нельзя рассматривать с позиции "и я так могу нарисовать..." Малевич со своим Манифестом был первым, и именно поэтому он новатор. У него есть и другие работы, где видно, что он действительно художник. Некий перелом стал происходить на рубеже 20-21 в.в., стало главным не искусство с эстетикой, а концепция, и художниками стали называть себя даже те, кто толком не умел рисовать.... Но прошло время, и вновь востребованы художники, способные создать удивительной красоты полотно, и в то же время, эти же художники могут сотворить нечто простое, написать концепцию и это будет гениально.

Казимир Малевич представил свой знаменитый «Черный квадрат» в 1915 году на выставке носившей название «0 10». Черный квадрат это манифест, это новое искусство. Малевич свел все искусство прошлых эпох к нулю и пошел совершенно другим путем. Супрематизм переводится как высший/ преодоление – этими прилагательными можно охарактеризовать и творчество Малевича. Стоит отметить, что Малевич намеренно повесил свой квадрат на выставке в красный угол, в русских домах на этом месте всегда висела икона.

Начало ХХ века, Франция. Первая мировая война. Научно-технический прогресс. В такое радикальное время появляется авангардизм – совокупность течений, которые меняют суть искусства кардинально, производят в ней революцию, параллельно покушаясь на полную смену традиций в обществе. Cвоей кульминации авангард достигает в России через абстракционизм.

Абстракционизм – это авангардное течение, наиболее неоднозначное среди остальных. Анри Матисс , французский художник и скульптор, как-то произнес фразу, которая стала ключом к понимаю импрессионизма и авангарда вкупе: «Точность – это еще не правда» .

Если объяснить абстракционизм кратко, то это живопись без распознаваемых образов. Он бывает цветовым и геометрическим и стремится к определённой идее – освобождение цвета и формы от предметной обоснованности, мотивировки. Достаточно посмотреть вокруг и понять, что абстракция везде. Чистое голубое небо. Мы же смотрим наверх и видим лишь цвет. Закат. Блики и тени – это цвет и геометрия. Море. Лес. Даже обои, стол. Все это абстракция.

Классические художники, вроде Ильи Репина и Ивана Шишкина , цвет и геометрию притягивали к миру вещей, изображали их в предметах, объектах. Абстрактная живопись создаётся уже по другому принципу, по принципу гармонизации цвета и формы как они есть.

Все началось с Василия Кандинского и Казимира Малевича , о них мы сегодня и поговорим.

В 1910 году Кандинский нарисовал картину « Казаки» . До абстракционизма остается пол шага.

Позже Кандинский решает, на примере этого сюжетного мотива, окончательно оторваться от образности и рисует картину « Импровизация 26» . Он не только убирает образ казаков, дома, радуги, но и снимает ярлык с картины – теперь это не казаки, это просто импровизация. Подсказки, кто и что может находиться на картине, нет.

Название теперь размыто, размыты и категории. Почему же так происходит? Потому что название обычно мешает понять картину, наталкивает на поиск образов, ассоциаций. А художник-абстракционист пытается от образности уйти. Надо увидеть только цвет.

Кандинский написал брошюру «О духовном в искусстве» , прочитав которую, абстракционизм, как явление, станет более понятным.

Малевич абстракционизм называл по-своему – супрематизм (с лат. supremus – « наивысший» ). До знаменитого «Черного квадрата» он шел путем минимизации объектов на своих картинах.

79,5 см на 79,5 см — абсолютный квадрат. Картина Малевича – это икона авангарда.

Самая большая ошибка в общении с этой картиной – мы смотрим на неё глазами, которыми смотрим на картины Уильяма Тёрнера или Теодора Жерико (прим. художники эпохи романтизма). « Чёрный квадрат» – это не картина, это манифест, заключенный в форму чёрного квадрата. Здесь восхищение должен вызывать поступок художника – то, что он назвал это картиной в 1915 году. Ведь он нарисовал абсолютно ничего. Главное ни цвет, ни краски, ни рисунок, а идея – распад традиционного искусства. « Чёрный квадрат» отрезвил умы художников и перезагрузил искусство.

Кстати, в музыке тоже есть своеобразный «Черный квадрат» – это знаменитая пьеса 20 века, которая была написана Джоном Кейджем и названа «4:33». Он выходил на сцену, объявлял произведение, садился и ровно 4 минуты 33 секунды молчал. Многие считают, что это гимн тишине, но это не так. «4:33» – это естественный звук окружающего мира, звук в чистом виде, поскольку в зале тишина постоянно прерывалась шуршанием и покашливанием, каким-то скрипом, да даже дыханием. Кейдж таким образом говорил людям, что звук не должен складываться в мелодию.

Искусство абстракционизма воспринимать достаточно сложно, поскольку очень часто можно услышать восклицания из серии: «Я тоже могу нарисовать просто черный квадрат!». Да, могут, но в то время Малевич сделал огромный и смелый шаг вперед, назвав свой злосчастный «Черный квадрат» картиной. Это был прорыв, до него никто так не делал. В «Черном квадрате» не стоит искать глубокого философского смысла. Это просто «не картина», которая с ног на голову перевернула мир искусства, произвела революцию и повела за собой новое поколение художников.

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича, написанная 21 июня в 1915 году, в дачном посёлке Кунцево (ныне территория Москвы) — самая загадочная картина прошлого столетия — «икона» мирового авангарда. Вокруг неё до сих пор не умолкают споры. Высказываются самые противоположные мнения, судя по которым, картина вызывает у зрителей весь спектр чувств — от экзальтированного восторга до полного неприятия. Чем же так будоражит любителей живописи «Чёрный квадрат»?

«Я хотел понять, что я сделал…»

Впервые «Чёрный квадрат» увидели на «Последней кубофутуристической выставке картин «0,10», состоявшейся в конце 1915 — начале 1916 года в Петербурге. Малевич выставил там 39 картин. В их числе — главную свою работу, которая тогда называлась «Четырёхугольник».

Декларированный футуризм как художественное течение просуществовал очень недолго: первая его экспозиция состоялась в марте 1915, а уже в декабре — «Последняя футуристическая выставка». На открытии «0,10» возникли разногласия между участниками: Малевич провозгласил наследником футуризма супрематизм, однако его коллеги не пожелали встать под новое знамя и дать это название всей выставке. Художнику буквально за час до начала пришлось от руки написать плакаты «Супрематизм живописи» и развесить их у своих картин.

На выставке висело также уведомление автора о том, что содержание многих из картин ему не известно. Тем не менее, их названия возбуждают в сознании зрителя вполне конкретные образы, хотя все полотна Малевича на той выставке были лишены какой бы то ни было предметности, всяческого фигуративного знака, образа, хотя бы отдаленно напоминавшего что-либо. В целом эту концепцию принято определять термином «алогизм».

Художник поместил картину в «красном углу», уподобив его иконе. Жест Малевича не остался незамеченным.

Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны,

— возмущался художественный критик Александр Бенуа.

Так «Чёрный квадрат» начал свою очень сложную жизнь в мировой культуре.

Несмотря на крайнюю простоту исполнения, картина стала результатом долгой внутренней работы Малевича. Как вспоминал сам художник, идея «Квадрата» появилась у него в ходе работы над оформлением оперы Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. Действительно, на сохранившихся эскизах видно, что в основе композиции занавеса Малевич использовал квадрат, но этот квадрат ещё не был чёрным. Его заполняли характерные для кубизма формы.

“Чёрный квадрат” Казимира Малевича – это икона русского авангарда, одна из самых известных картин русской живописи. Всемирную известность картине и её автору принёс глубокий смысл, вложенный художником в картину.

Смысл “Чёрного квадрата” Казимира Малевича неотделим от его создания. Картина написана Малевичем 21 июня 1915 года - то было время пика развития авангарда в русской живописи, время исторических революций, выражаясь собирательно - время больших перемен во всех сферах жизни.

В 1914-1915гг появляется одно из основных течений в русском абстрактном искусстве и определяющий его термин — «супрематизм» (от лат. supremus-наивысший). Идейным вдохновителем, основным теоретиком и ярчайшим представителем супрематизма был К. Малевич, объединивший своих последователей в художественное общество «Супремус» для распространения идей супрематизма. Ключом к пониманию метода Малевича является его теоретическая работа «От кубизма и футуризма к супрематизму»(1916), в которой он обосновал своё убеждение, что фактическая передача физического мира и рисование с натуры «свойственны дикарям». Согласно идее Малевича, супрематизм стал высшей степенью развития искусства благодаря выделению беспредметного как сущности любого вида искусства. Подлинный творец должен отказаться от подражания действительности и интуитивно открыть для себя истинную реальность, заключённую в простых геометрических формах—основе всего сущего. Супрематизм по своему содержанию был геометрической абстракцией и поэтому выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях простейших геометрических фигур, окрашенных в разные тона. Отказавшись от фигуративного творчества, художники-супрематисты отказались и от «земных» ориентиров: в их картинах отсутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом»--как в космосе, все направления равноправны. Свои эстетические идеи художники выражали через композиции, в которых построение формы не предполагало необходимости цвета и фигуры: познание цвета и формы происходило через ощущения даже не столько художника, как того, кто смотрит на картину. Ощущая энергетику предметов и образов, художник-супрематист работал с формой и цветом в рамках законов экономии, которая в его работе становилась пятым иррациональным измерением. Квинтэссенцией такой экономии стал «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

«Чёрный квадрат» (1915) Казимир Малевич

Концепцию супрематизма Малевич обнародовал на «Последней футуристической выставке 0,10» в Петербурге (1915). На этой выставке художник представил 39 своих полотен, изображающих фигуры людей в простых геометрических формах. В числе картин был и знаменитый триптих, на котором, собственно, и зиждилась вся система супрематизма: «Чёрный квадрат», «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Из этого триптиха только «Чёрный квадрат» приобрёл известность самого знаменитого произведения мирового авангарда. Вполне возможно, внимание к картине привлекло обескураживающее заявление Малевича, что этим произведением он полностью завершил историю развития мировой живописи. Сам художник считал квадрат первофигурой, базисным элементом мира и бытия. Даже памятник художнику по его завещанию был выполнен в форме квадрата—копии его знаменитой картины. «Квадрат,-писал Малевич,-это творчество интуитивного разума. Квадрат живой, царственный младенец». Художник называл «Чёрный квадрат» иконой и на выставке расположил картину высоко в углу так, как вешают иконы.


Выставка «0, 10». Петербург, декабрь 1915

«Чёрный квадрат» не имеет ни верха, ни низа. Отклонения от чистой геометрии свидетельствуют, что художник писал квадрат «на глазок», не прибегая к циркулю и линейке. Картина стала окончательным результатом многочисленных экспериментов, о чём свидетельствуют цветные композиции, появившиеся со временем в трещинах чёрной поверхности. Сейчас легендарный «Чёрный квадрат» находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам Малевич делил своё супремастическое творчество на три периода по числу квадратов—чёрного («чёрный период»), красного («цветной период») и белого(«белый период», когда белые формы написаны в белом). Произведения носили сложные, развёрнутые названия. Так, «Красный квадрат» первоначально назывался «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях». В поисках нового художественного языка Малевич опередил своё время. Теоретик и практик искусства, он стал знаковой фигурой для XXв, символом русского авангарда. К. Малевич стоял у истоков нового искусства, наиболее ярко воплотив искания и парадоксы своего времени. Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние на всю мировую художественную культуру. Как никакое другое направление авангарда, супрематизм распространил свою систему на все виды художественного творчества: роспись текстиля и фарфора, книжную графику, дизайн и даже —оформление праздников.