Чем отличается искусство от ремесла? Разница между искусством и культурой.

До сих пор не знаете, чем отличается Возрождения от искусства Просвещения? Постоянно забываете об особенностях modern art и contemporary art? Мы создали для вас краткий путеводитель по истории искусства от наскальной живописи до современного искусства!Свободный Казалось бы, каждый видит явное отличие современного искусства от искусства прошлых столетий. Зачастую мы слышим о том, что современное искусство обвиняют в отсутствии эстетизма, художников нашего времени – в непрофессионализме, а сферу культуры в целом представляют как находящуюся в кризисном положении. Но так ли это? Может быть, это очередная фаза эволюции в творчестве и интерпретации мира? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим краткий дискурс в историю искусства.Итак, начать следует с наскальной живописи , первобытных танцев, украшений в древнем каменном веке. Здесь все очень просто и понятно. Большинство творений связаны с ритуалами, обрядами, верованиями. Даже небольшая часть сохранившегося дает возможность прикоснуться к древности, окунуться в культуру наших истоков.Дальше, безусловно, следует говорить об античности . Искусство античности оказывало огромное влияние на последующие эпохи и до сих пор считается эталоном прекрасного. Первыми появляются шедевры Микенской и Минойской культуры, а именно: расписная керамика, возникшая еще в VI в. до н.э. Морские, флоральные мотивы росписей отображали тот мир, в котором жили мастера, мир, где человек есть часть природы.Греческая культура , пришедшая на смену Микенскому или Минойскому периоду, существовала под эгидой триады Красота-Истина-Благо, была пропитана философией и мудростью. Прекрасное заключалось в математической гармонии, богатом содержании и истинности. Внимание искусства переключается на человека. Например, все скульптуры, изображающие мифологических персонажей, богов, созданы по образу человека. Прекрасным называется то, что приятно для взора и слуха. При этом художники подражают природе, пытаясь найти идеальные формы. Мастер возводит себя в статус творца. Религиозное мышление также остается важным компонентом.Средневековье – сакральное время в искусстве. Здесь оно выступает в качестве визуализатора Священного Писания. Иконопись делает Писание более доступным, так как язык живописи понятнее, нежели язык словесный. Через икону Бог соприкасается с верующими. Архитектура Средневековья также возвеличивает Бога: готические храмы стремятся к небу, монастыри и соборы романского стиля подчеркивают роль церкви в жизни человека. Важная черта искусства Средневековья – символизм. Искусство пропитано скрытыми смыслами, знаками, образами. Помимо этого автора становится не важна, он выступает транслятором, а икона – окном, через которое мы можем приблизиться к Богу.
Эпоха Возрождения тоже апеллирует к связи между божественным и человеческим, но отдает главную роль человеку. Отвергаются авторитеты, в том числе философские. Появляется интерес к науке и искусству. Художник – это теперь универсальный человек, сотворец. Происходит реабилитация сферы чувственного. Искусство Возрождения просвещает темное Средневековье. Отстаивается право на художественный вымысел. Художники делают необычайный прорыв в своем творчестве: появляется перспектива, объем, многообразие красок, реабилитируется внешняя, телесная красота. Возрождение есть эпоха возвращения к античности и ее усовершенствования в эмоциональном и чувственном плане.
Эпоха Просвещения – еще более глубокое понимание античной классики. Если Возрождение – эмоциональность, то Просвещение – рациональность. Мир меняется, яркими вспышками мелькают научные открытия. Но искусство остается одним из ключей к пониманию, изменению мира. В это время, что не мало важно, возникает художественная инфраструктура: первые художественные музеи нового типа – в Лондоне (1753) и Париже(1793), академии художеств и журналы об искусстве. Поднимаются проблемы вкуса, развивается художественная критика. Постулируется факт необходимого включения художника в процесс общественной жизни. «Искусство – это не просто подражание, выражение чувств, это продолжение жизни и сфера свободного самопознания духа». Подлинное произведение искусства возможно только при глубоком погружении в него. Так эпоха Просвещения торжеством разума ознаменовывает переход классического искусства на новую фазу развития.
Неклассическое искусство начинается с (1848-1853), которые выступали против академизма и всех прежних устоев классики. Мастера использовали манеру художников Раннего Возрождения , считая, что искусство этого времени пропитано истинной красотой и лишено излишней метафоричности. К Прерафаэлитам относились сначала как к революционному движению, позже они все-таки были признаны, но к середине XX века интерес к их творчеству снова угас.В конце XIX века появляется новое направление в искусстве – импрессионизм , который еще строже закрепляет переход искусства на новый этап. Термин «импрессионизм» берет за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Импрессионизм характеризуется особым восприятием действительности, главная задача которого есть запечатление изменчивого реального мира, передача прежде всего впечатления, а не умозрительного образа. Новое направление – это идеал мимолетности, вчувствования, легкости нашего восприятия.На полотнах К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега и других великих импрессионистов мы видим жизнь в чувственной форме, близкой к границе субъективности, но не переступающей ее. Размытость, шаткость изображения и особенности композиции побуждают фантазию создавать образы знакомые каждому – те впечатления, которые не могут четко закрепиться в нашей памяти, но которые дают возможность познавать мир. Кроме того, импрессионизм стремится избавить познание от дробности, позволяя взглянуть на мир в его целостности и единстве всех частей здесь и сейчас. Так импрессионизм положил начало первого периода современного искусства, а именно Modern art .Архитектура модерна отличается новыми формами, отказом от прямых линий и углов, поиском новых нестандартных материалов (металл, стекло). На живопись и скульптуру большое влияние оказал символизм. И здесь мы можем увидеть прямую связь современного искусства и искусством Средних веков. Кубисты, дадаисты, футуристы используют аллегорию, двусмысленность подобно тому как иконопись использует символы и образы. Модернизм тем самым подтверждает теорию о цикличности в развитии искусства. Наиболее чувственной к повторам оказалась авангардная музыка. Современность пересмотрела свое отношение к тембру, ритму, тону.Современное искусство стало концептуальным, произошло ослабление эстетического чувства. Здесь мы видим также тенденцию сближения идей современного искусства с некоторыми идеями эпохи Просвещения, относительно интеллектуализации искусства.Во второй половине XX века наступает второй период современного искусства, а именно contemporary art . Оно сформировалось как поиск альтернатив модернизму. Это выразилось в форме новых материалов, образов, изменений в способах творчества. Заметно усилилась социальная направленность в искусстве. Искусство не просто подражает миру, оно формирует другую реальность, в которой отражается мир действительный. Появляются новые жанры: перформансы, хеппенинги, лэнд-арт, digital… Искусство перестает быть за стенами музеев и галерей, оно выходит на улицы, внедряется в общественное пространство, разрушает преграды между идеей и сознанием человека. Современное искусство говорит с нами, оно имеет скрытые смыслы, которые хотят быть открытыми и понятыми каждым.
Подводя итог, выделим основные отличия современного искусства от искусства классического:
  • Концептуальность. Прямая связь с философией и идеологией.
  • Открытость субъективным смыслам. Выстраивание коммуникации со зрителем, путем вовлечения его в арт-процесс (акционизм, перформанс, инсталляция).
  • Разрушение классического позитивного представления о прекрасном, возвышенном, гармоничном. Современность называет прекрасным то, что раньше было табуировано или пугало и отталкивало.
  • Интерпретация классических образов посредством отказа от классических ценностей.
  • Две крайности: значимость личности автора или его полная анонимность
  • Вариативность образов, материалов, проблематик.
  • Безусловно, современное искусство очень много принципов заимствовало из классики. Существуют разные точки зрения относительно регрессивного или прогрессивного развития. Здесь все субъективно. Однако, единственное, о чем стоит сказать, так это о взаимозависимости творчества и окружающей действительности. Переход от классики к современности был весьма значительным и ярким моментом в нашей истории. Не стоит забывать, что тот или иной поворот в развитии искусства есть результат изменений в мироощущении , вызванный в свою очередь теми или иными преобразованиями в культуре и жизни как отдельного человека, так и общества в целом.Мост – журнал об искусстве и культуре. Поможем разобраться в любых видах искусства!

    Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. Из нашей статьи вы можете узнать о роли и задачах.

    Что такое искусство? Общая информация

    Понятие «искусство» достаточно многогранно. Обычно под ним подразумевают отрасль человеческой деятельности, которая может удовлетворить одну духовную потребность, а именно любовь к прекрасному. Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.

    Самым первым автором, который раскрыл понятие «искусство», был Шарль Батё. Он создал целый трактат, в котором классифицировал данную отрасль человеческой деятельности. Его книга «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» была опубликована в 1746 году. Шарль Батё считает, что их можно определить по нескольким критериям. Автор уверен, что искусство приносит удовольствие, а также оно имеет духовный, а не телесный характер.

    Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры.
    Обычно искусство делят на три группы:

    • тоническую (музыка и поэзия);
    • образную (архитектура, живопись и скульптура);
    • смешанную (хореография, актерское мастерство, ораторское искусство и другие).

    Существуют разнообразные виды искусства:

    • пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
    • временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
    • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография).

    Графика

    Искусство графики - это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства - контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

    Гравюра - это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

    Еще один популярный вид графики - особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

    Искусство графики - самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

    Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

    В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

    Бэнто

    Бэнто - это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства - бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто - это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды - это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

    Бэнто - это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

    Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

    Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

    Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.

    Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

    • формируется личность;
    • повышается уровень интеллектуального потенциала;
    • формируются нравственные ориентиры;
    • развивается способность творческого мышления;
    • появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
    • развивается память и внимание;
    • расширяется кругозор.

    Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

    Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами. Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства - важный этап в развитии человечества.

    Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них - «Сам себе Кандинский».

    Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

    Изобразительное искусство. История его развития в России

    Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

    Это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств - показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

    В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

    Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых. Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран. Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

    В 18-м веке наиболее популярным становится Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

    В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления. Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало.

    Темы, раскрываемые в искусстве

    Удивительно, но все темы и проблемы, которые раскрывают мастера в своих художественных произведениях, актуальны на протяжении многих веков. Древние римляне утверждали, что искусство, в отличие от человеческой жизни, вечно. Это неслучайно. Темы в искусстве освещают общественные проблемы, которые нередко встречаются и сегодня. Именно поэтому они составляют огромную ценность для человечества. Мастера нередко раскрывают в своих произведениях тему любви, природы и дружбы.

    Со временем меняются направления в искусстве и появляются новые мастера, но темы и образы остаются неизменными. Именно поэтому любое произведение остается актуальным на протяжении многих лет.

    Искусство и его роль

    Роль искусства в жизни общества неоценима. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство формирует духовный вид людей, их чувства, мысли и мировоззрение. Образное воссоздание действительности создает нашу личность. Искусство помогает развиваться и самосовершенствоваться. А также познавать окружающий мир и самого себя.

    Искусство - это культурное наследие. Благодаря художественным произведениям можно выяснить, как жили люди в то или иное время. В последнее время особую популярность имеют различные арт-методики. Благодаря искусству можно научиться контролировать себя. Создавая художественный объект, можно забыть о проблемах и избавиться от депрессии.

    Искусство и его задачи

    Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности - нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

    Современное и первобытное искусство

    Многих интересует, На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

    Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

    Подводим итоги

    Важно с раннего возраста развивать не только левое, но и правое полушарие мозга. Для этого необходимо заниматься искусством. Особенно важно уделять должное внимание творческому развитию ребенка. Настоятельно рекомендуем делать это с первых лет его жизни. Далеко не каждый понимает роль, задачи и виды искусства. Кратко описанная информация в нашей статье позволяет получить базовые знания о различных художественных сферах деятельности.

    Почему эта картина (книжка, здание, кино) считается шедевром, а вон та - ширпотребом, безвкусицей и отстоем?
    Только недавно мне наконец пришел в голову неплохой объективный критерий.

    Раньше я считал что слово «качество» к произведениям искусства вообще неприменимо, что это дело вкуса, моды, маркетинговой раскрутки и т.п. Я думал что в этой области нет и не может быть объективных показателей.

    Сами ценители искусства поддерживали это мое заблуждение своими разговорами типа: «надо просто много смотреть, изучать, сравнивать - и понимание и вкус к хорошему искусству сами прийдут, со временем».

    А я технарь, мне такое непонятно вообще. Это звучит как - «надо много любоваться на формулы и тогда само собой будет ясно зачем они и как ими пользоваться, понимание физических законов само придет».

    В технике обычно есть четкие критерии (их комбинация), которые позволяют измерить качество вещи цифрами. Скажем, двигатель оценивается по удельной мощности, КПД и моторесурсу. А как быть со статуей?

    Искусствоведы же ничем подобным вообще не оперируют.

    Ну разве что есть аукционная цена, но это тоже во многих областях малоприменимо или неприменимо вообще.

    Как вы определите цену здания, как предмета искусства, например? Или оперы?

    К сожалению, сколько бы я этот вопрос не обсуждал с разными людьми из искусства, никто не мог мне сформулировать, как отличить высокое искусство от фигни. То есть люди понимают что Рафаэль писал шедевры, а Глазунов - нелепую мазню, но как это объяснить на пальцах? В конце концов есть же такое широкораспространенное выражение - «хороший вкус». Это автоматически означает что его можно объективизировать, измерить его качество. Но как, черт побери???

    Мне нравится думать, что существует истина как в науке, так и в искусстве. А мы, жалкие людишки, пока вселенная не перегорит к чертям собачьим, пытаемся к этой истине асимптотически приближаться с большим или меньшим успехом. Более того, эта истина объективна. Вся эта пурга про то, что кому-то Укупник лучше Фредди Меркьюри, а значит оба молодцы, примерно то же самое, что рассуждения о том, что для Васи дважды пять, а для Пети четыре, а значит считаем каждый раз по-разному.
    Безусловно, в восприятии искусства есть доля субъективизма, но(!) не стоит забывать об объективности, которая, в частности, заключается в том, что Януш Леон Вишневский говнюк, а Томас Манн талантливый писатель (даже если кому-то кажется наоборот). Каждый имеет право при этом любить Вишневского, но мы договоримся считать, что в таком случае у человека не развит литературный вкус.


    Там в комментах я пытался предложить такой критерий крутизны искусства как техническая сложность. Но нет, все же это не работает. Шедевр не обязательно должен быть сложным. Бонни предложила что главное - создать что-то новое, чего до тебя никто не делал. Вроде теплее, но тоже не то. Несложно создать абсолютно оригинальную херь.

    И недавно мне пришла в голову такая идея:

    шедевральность предмета искусства определяется его цитируемостью.

    Похожий критерий используется для оценки ученых - индекс цитирования. Чем больше на твои работы/статьи ссылаются другие ученые, тем ты лучше как ученый. Конечно тут тоже возможны всякие искажения и накрутки, но в общем и целом это удобный и общеприменямый критерий.В искусстве можно использовать тоже самое!

    Шедевры ведь часто цитируются другими деятелями искусства.

    Причем такое цитирование наблюдается как внутрипредметно, скажем архитектор цитирует архитектора - так и между видами искусств.

    Художники пишут картины со зданиями. Здания навевают мысли композиторам. Архитекторы создают здания под впечатлением от симфоний. Поэты слышат красивую музыку и сочиняют под нее стихи. И так далее.

    На самом деле совершенно разные области искусства пронизаны миллионом цитат, аллюзий и заимствований.

    Отсюда стнаовится очевидным, почему нужно много наблюдать, много видеть и слышать произведений искусства и как этот опыт может помочь в их оценке - ты просто со временем сможешь видеть эти взаимные связи, видеть кто у кого что слямзил и чем вдохновился. И отсюда уже будет очевидно кто создал шедевр, а кто попугайщик.

    Кто создал эпоху, тренд, а кто просто плетется в тренде.

    Итак, чем шедевральнее предмет искусства, тем больше можно обнаружить его следов в его и других областях искусства.

    Выявление этих следов поможет как раз объективизировать всю эту на первый взгляд сугубо субъективную сферу.

    Кстати, я не претендую на оригинальность этой идеи, просто рад тому, что удалось все это прочувствовать и наконец сформулировать для самого себя эти вещи.

    Чем отличается искусство от ремесла? Можно ли научиться быть художником? Почему иная картина, вроде и красивая, безупречно написанная, не привлекает внимания искусствоведов, а небрежный этюд становится шедевром на века? Споры об этом будут продолжаться, наверное, столько, сколько будет существовать искусство.

    Интересно поговорить об этом и с самими художниками. Тем более с теми, кто воспитывает будущих мастеров. Член Белорусского союза художников Алесь Кветковский работает старшим преподавателем кафедры рисунка, акварели и скульптуры БНТУ, а в искусстве постоянно экспериментирует. То в картинах преображаются стихи белорусских поэтов и белорусская мифология, то в проекте «Песнi дрыгвы», посвященной болоту, причудливо соединяются стихии и очертания человеческой фигуры... В проекте «Медовый Спас» художник говорит через образы пчел, сот, меда. В этом году отмечалось 35 лет педагогической и творческой деятельности Алеся Кветковского.

    Правда ли, что можно научить рисовать всякого?

    Можно. Как говорит один мой учитель, просто к каждому ученику нужно найти ухват. А вот быть художником - это уже другое. Никто не может понять до конца, как живописец события этого мира преображает в образы.

    Как это происходит у тебя?

    Новый этап моего творчества начался, когда умер поэт Анатоль Сыс, часто бывавший в моей мастерской. Помню, как все знакомые ездили отмечать девять дней по нему, сорок дней... А я сел в мастерской и переносил на полотно все, что чувствовал, о его стихах, его личности. Получился цикл картин «Пан Лес» - у меня в голове тогда звучало стихотворение Анатоля «Пан Лес», и я писал поэта в виде лесного бога. В художественной школе я на какое–то время забросил живопись, увлекся футболом, играл сразу за пять команд. А потом случилась экскурсия в Ленинград. После увиденного уехал в деревню Подсвилье к тетке, рисовал не отрываясь и сделал выбор профессии.

    - В своей статье о дизайне ты приводишь слова Андрея Вознесенского: «Когда красота входит в быт, ее излучение убивает микробы низости». Но всегда ли современное искусство - красота?

    Так должно быть. Но не всегда есть. К тому же красота заменяется красивостью. Сегодня время высокопрофессиональной халтуры. Посмотрите на вернисажи... Почти все там вторично, ориентировано на вкус покупателя, которому надо еще расти до понимания высокого искусства. Основную массу на рынке составляют произведения ремесленные. В этом, кстати, ничего стыдного нет. Иконы - это ведь тоже работа ремесленников–иконописцев. Но бывают авторы, которые сознательно изгоняют из своих творений красоту и чувство, воспринимают их как слабость, сентиментальность. Шокируют зрителя, чтобы продать то, что раньше и не могло называться искусством.

    Ты против искусства шока?

    Современный масскульт ориентирует нас на интеллектуальный примитивизм. Уже не надо быть талантливым, достаточно быть коммуникабельным. Не нужно думать самому - достаточно посидеть в интернете. Студенты разучиваются рисовать, чертить от руки - зачем, если есть компьютерная программа? Знаю известных художников, которые маленькую зарисовку переводят на холст с помощью проектора, остается разрисовать. Но когда у мультипликатора Норштейна, автора «Ежика в тумане», спросили, почему он не прибегает к помощи компьютера, Юрий Борисович ответил, что руки - от бога, а компьютер - от лукавого.

    Французский примитивист Анри Руссо еще в XIX веке переводил на холсты с помощью проектора, например, рисунки тигра из журнала - потому что не владел рисунком и не мог изобразить зверя достоверно сам. И тем не менее он остается великим художником.

    - И все же профессиональная подготовка необходима! Некоторых моих студентов нанимают расписывать стены. Просто потому, что заказчик платит им меньше, чем, если бы нанял маэстро. А ведь даже чтобы «прочитать» картину, нужны подготовленность и интуиция.

    С одной стороны, искусство должно вписываться в наш быт. Но есть значительные произведения, представить которые в жилом интерьере невозможно. Как можно есть или спать рядом с «Герникой» Пикассо или с потрясающими душу картинами Савицкого?

    Конечно, интерьерное искусство и музейное сильно отличаются. Но и вкусы у заказчиков разные. Кто–то хочет на стену своей огромной ванной комнаты копию «Леды и лебедя» Дали из мозаики с позолотой. И тут же вспоминаю случай, как одна дама узнала, где и когда в 1930–х расстреляли в Куропатах ее деда, и заказала картину, где бы рассказывалось об этом трагическом событии. Опять же эта работа не висит в квартире на стене постоянно. Ее достают где–то раз в год, когда собирается вся семья вспомнить погибшего предка.

    Но у нас и нет такой традиции - украшать интерьеры хорошими картинами. Кому это по карману? В лучшем случае средний потребитель купит репродукцию, гобелен в рамочке.

    Мой друг, который в 90–х ездил в Польшу, рассказывал, что каждый зажиточный поляк считает делом престижа повесить на стену картину, понимает он ее или нет. Любимые сюжеты были - болотце с кувшинками, осенний парк. Мода... У нас такой до сих пор нет. Хотя художник Лансере утверждал, что человек, выросший среди хорошей живописи, будет сильно отличаться от того, в чьем доме имелись только телевизор и табурет. Авторское произведение - это дорого. И пусть картина будет стоять у меня в мастерской, но за 100 долларов я ее не продам. Приведу горькие слова Михаила Савицкого: «У общества нет уважения к искусству. Общество отреклось от художника, интеллектуально обессилило его, уничтожило культурную потребность в нем, его социальную и просветительскую функции, оставив ему утилитарную, прикладную».

    Ты утверждаешь, что классическое искусство - искусство честных людей, а причины авангарда в том, что художник хочет заигрывать со зрителем и как–то понравиться. Но ведь и то, что ты пишешь, - никак не реализм...

    Но и не то, что можно назвать «делать козу». Я пишу о том, что чувствую. Цикл о болоте родился из стихотворения Виктора Шнипа «Болото». Иногда вижу воплощение болотной стихии, глины, воды, трясины в женском торсе. Узнал, что на Полесье есть поверье, что души мужчин живут в дубах, а женщин - в диких грушах. Нарисовалась картина с дикой грушей.

    Но у тебя есть и портреты реальных персонажей.

    Да, например, знаменитых людей Воложинщины, где прошло мое детство. Мечтаю, что в Воложине появится картинная галерея. Нарисовал для нее портреты поэтов Старога Власа и Констанции Буйло, Владиславы Станкевич, жены Янки Купалы, портрет президента Израиля Шимона Переса, который родился в Вишнево возле Воложина. Когда писал портрет Переса, специально поехал на место его родного дома, нашел старый колодец. Так и изобразил: пожилой человек у колодца, на фоне озера. Задумал большое полотно «Вишневская трагедия», посвященное двум тысячам замученных в Вишнево в 1942 году евреев.

    А случалось создавать картины со сложной энергетикой?

    У меня в картине должно быть немножко катастрофы. Даже в натюрморте, пейзаже. Однажды рядом с букетом осенних цветов я нарисовал рюмку водки, накрытую хлебом, и оказалось, что это картина памяти моего отца. Назвал ее «Память цветка».

    А кто твои учителя в профессии?

    Легендарный Сергей Петрович Катков. Мама привела меня к нему в студию в пятилетнем возрасте, потом он учил меня в художественной школе. Катков воспитывал в нас понимание, что настоящая живопись - это катарсис, свобода. Допустим, чудесный осенний день... Он говорит: все занятия отменяются. Мы садимся в школьный автобусик и едем в Раубичи - рисовать, наслаждаться красками осени. Могу назвать среди учителей и историка Кастуся Тарасова. Он давал мне, студенту, ключ от своей квартиры, где была замечательная библиотека: иди и читай что хочешь. И своих студентов я хочу видеть прежде всего думающими людьми.

    Справка «СБ»

    Алесь Кветковский - известный живописец, монументалист, график. Окончив в 1975 году государственный театрально–художественный институт, кафедру монументальной живописи, художник работал реставратором, иконописцем. Более 35 лет занимается педагогической деятельностью, а в свободное время творит. Произведения мастера находятся в музеях и частных коллекциях Беларуси, Франции, Швейцарии, Германии, Ирландии, США и др. стран.

    Здесь мы обратимся к статье Маршии Итон «Искусство и неискусство».
    Она начинает с того, что ей удалось пережить в Копенгагене в 1971 г., когда она занималась проблемами эстетики. В том году имела место выставка в Лаузианском музее искусств, получившая большой резонанс. Несколько художников, если их можно так назвать, разрезали лошадь на куски, разложили по банкам и выставили это в музее. Многие видевшие это были оскорблены, что нашло отражение в средствах массовой коммуникации.
    В то время М. Итон находилась под влиянием идей Л. Витгенштейна и считала определение философских понятий пустой тратой времени. Но произошедшее в музее сильно изменило ее точку зрения. Она решила определить, что такое искусство и чем оно отличается от неискусства.
    Разумеется, сказать, что все, сделанное человеком, - искусство, будет неправильным. Только те объекты будут предметами искусства, которые попадают в «художественный мир». Этот термин означает наличие таких институтов, как музеи, выставки, фондовые агентства, наличие профессионалов и любителей, потребляющих произведения искусства, и т. д. Итон приводит интересный пример, объясняющий, как предмет становится произведением искусства. А точно так же, говорит Итон, как человек становится рыцарем, женой или преступником. В рыцари посвящают. Жену венчают. Преступника осуждают. Иными словами, нужен некий институт, который договаривается с обществом о статусе какого-либо человека или вещи. Такой подход к делу издревле называется конвенционализмом (от слова «конвенция» - договор). Итон утверждает, что это касается и произведения искусства.
    Разумеется, недостаточно, чтобы кто-то, пусть даже авторитетный человек, сказал: вот это - произведение искусства. Необходимо также, чтоб он привел аргументы для такой точки зрения. Люди говорят об искусстве. Они дают ему определения. Так как же можно определить искусство? Каковы необходимые и достаточные условия, отделяющие искусство от неискусства?
    Вряд ли кому-нибудь приходит в голову заботиться о цвете швабры. Но колорит картины имеет громадное значение для ее восприятия. С другой стороны, зная, что мы рассматриваем картину в художественном музее, мы не будем обращать внимание на изнанку полотна. Глыба камня в центре города может мешать проезду или проходу и будет тем самым раздражать обывателя. Одним словом, продолжает Итон, мы должны настроиться на восприятие художественного произведения, вникнуть в его сущность. Это не означает, что раздражение исчезнет. Я помню, как Булат Окуджава иронично говорил по поводу дискуссии о сносе Старого Арбата примерно следующее: «Если снести Кремль, как удобно будет машинам проезжать по центру Москвы». Стало быть, полагаю, в произведении искусства должно быть что-то возвышенное, даже священное, что заставляет относиться к нему с трепетом и преклонением.
    Итон дает следующее определение произведению искусства: 1) X есть артефакт; 2) X обсуждается таким образом, что история его создания заслуживает внимания и признания со стороны критики. Как видно, Итон в чем- то идет вслед за Дики.
    Быть артефактом означает быть чем-то, сделанным человеком. Например, человек поднимает кусок бревна, спиливает его, приносит домой и вешает на стену. Итон пишет, что произведение искусства есть с необходимостью результат человеческой деятельности или манипуляций. С другой стороны, произведение искусства, в отличие от продукта природы, не может быть создано случайно и быть естественным. Оно создано специально и является искусственным.
    Однако не все артефакты - произведения искусства. «В эстетическом опыте», - пишет Итон, - мы заинтересованы во внутренних свойствах объекта, который мы созерцаем. Свойства эти могут быть как приятными, так и неприятными, как чувственными, так и интеллектуальными. Например, хорошо исполненное произведение Баха вызовет приятное чувственное переживание. А плохая книга - неприятное интеллектуальное переживание. Иногда необходима специальная квалификация, чтобы отделить высокое произведение искусства от неудачного. Однако человек с адекватными чувствами и мышлением может и без образования отличить высокое произведение искусства от плохого. Здесь важно, чтобы был эстетический объект, иначе не будет и отклика. «Чтобы восприятие было возможным, произведение должно быть доступным». Артефакт должен привлечь к себе внимание, заинтересовать. При этом надо иметь в виду тенденцию, в которой создано художественное произведение. Итон вводит термин «традиция», которую понимает как «особую форму жизни» (термин Л. Витгенштейна - С. С.), меняющуюся в зависимости от обстоятельств. Традиции определяют значимость тех или иных вещей, а также что важно оценивать и учитывать в оценке произведения искусства, а что - нет. Нельзя замыкаться только на собственных традициях, надо знать и чужие, чтобы не обеднять свои.
    Традиция определяет условия критики: что можно оценить как высокое произведение искусства, а что - как низкое. Кроме того, важно, какой культуре принадлежит традиция: в одной культуре артефакт считается гениальным, в другой - нет.
    Итон приводит интересный пример: понятие «шедевр» существовало не всегда. Оно возникло в XIII в. и означало, что создавший его человек достиг искусства мастера. Шедевр мог быть вещью, как, например, картина или стол; или событием, как, например, бритье бороды. Сейчас мы вкладываем в слово «шедевр» другой смысл: это кульминация в творчестве творца. И мы можем сказать, что перед нами шедевр, если он является артефактом, достойным критики.
    Чем же отличается хорошее произведение от плохого? Поп-музыка или «мыльные оперы» не являются шедеврами, потому что в ходе их восприятия «притупляются чувства и ум». «Великое искусство обогащает», вознаграждая за восприятие.
    Вернемся к лошади, разбитой на куски и помещенной в сосуд. Безусловно, это - артефакт. Но как быть со вторым условием - шедевральностью? Критика обращала в данном случае внимание на внешние качества и смысл артефакта: этично ли поедание мяса? Итон относит этические вопросы в внешним проблемам произведения искусства. Если бы речь шла о форме, цвете и композиции, то обсуждались бы эстетические, т. е. внутренние, свойства.
    Если же мы обратимся к самим эстетическим свойствам данного артефакта, возникнет вопрос: высокие они или низкие? Сопоставимы ли они с картинами Рембрандта, фугами Баха, пьесами Шекспира? Итон однозначно отвечает: нет. Ибо произведение рассчитано на то, чтобы вызвать шок. Но шок быстро проходит, а с ним проходит и эстетическая эмоция. С другой стороны, внимание зрителя не только не вознаграждается, но не учитывается вовсе. Перед нами объект, не обладающий никакой ценностью вообще. Только артефакт, вызывающий богатое переживание, является подлинным произведением искусства.