Фома гордеев. Анализ произведения горького фома гордеев

Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.

В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых.

Игнат Гордеев - основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. Это мощная и противоречивая личность.

В нем уживались будто сразу три человека: неистовый.и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. Он не жаден до них, рассуждая философски: «Волга дала, она же и забрала». Он понимает, что «дело - зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». Игнат - хозяин, строящий дело.

Долгожданный же наследник - Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». Фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная смерть отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги.

Речи крестного Маякина о ценности денег не внушают ему доверия. Молодому человеку страшно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Деньги для него сродни обузе. Он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: «Человек разбился». Нет в нем «стержня», опоры.

Фома выступает «против всех... против фальши». Его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого Фомы. Он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.

Горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой Фомы нет никакой видимой цели. Он не знает, что хочет, а это страшнее всего. Капитан Ефим говорит про него: «И делу не хозяин, а лютый враг».

«Класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. Защищая капитал Игната Гордеева, дело жизни приятеля, Маякин доводит его сына до «сумасшествия». Никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. Здесь правят деньги. Они Бог этого общества. Ради них эти люди - «столпы общества» - пойдут на любое преступление.

Фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления.

Горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.

Чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что благодаря таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.

Знаменитый пролетарский писатель Максим Горький в своей повести «Фома Гордеев» продолжил тему разоблачения нечеловеческой тяги к наживе и обогащению любой ценой, начатую классиками русской литературы Салтыковым-Щедриным и Островским. Во время своей работы над повестью писатель обозначил ее, как «новую форму бытия в литературе». Прочитав «Фому Гордеева» известный американский писатель Джек Лондон дал ей характеристику в качестве «большой» и «целительной» книги «утверждающей добро».

В своем произведении Максим Горький со всей резкостью и прямотой осуждает зарождающийся новый класс беспринципных «дельцов» в России, которые ради собственной наживы готовы пожертвовать жизнями миллионов людей, обрекая их на голодную смерть и попирая элементарные человеческие нормы взаимопонимания и помощи. Писатель показал, как в среде новоявленных нуворишей рождаются настоящие «хищники» готовые к уничтожению конкурентов.

В повести Горький концентрирует внимание читателей на главных человеческих пороках, которые изнутри подрывают новоиспеченных «хозяев жизни». Их общество обречено, но всеми силами пытается удержать свою власть любыми доступными способами. Почему «новая буржуазия» стала на путь вырождения? Это прекрасно описано Горьким на примере семьи Гордеевых.

Отцом рода является Игнат Гордеев, на котором держится весь семейный бизнес. Этот человек прошел путь от водолива до владельца пароходов. Игнат очень сильный и властный мужчина, внутри которого бушуют нешуточные страсти. В нем одновременно живут три личности – опытный, расчетливый бизнесмен, безудержный пропойца и истовый христианин. У него не дрогнет сердце при потоплении своих барж в результате ледохода. Игнат может выделить огромную сумму денег на возведение приюта для бездомных, но, в это же время, прогулять состояние с друзьями и собутыльниками. Старший Гордеев не жалеет заработанного капитала и считает, что деньги, как пришли так и уйдут.

Сын Игната Фома вырос одиноким и нелюдимым молодым человеком. Его отец понимает, что наследник совсем не годится для продолжения семейного дела. Гордеев младший растет ленивым и необразованным юношей, а после смерти Игната не знает, как ему дальше жить.

У Фомы есть крестный по фамилии Маякин, который очень любит деньги и пытается внушить крестнику, что настоящее счастье в богатстве. Из-за этого Фому терзают еще большие сомнения. Он не видит в крестном единомышленника, так как относится к деньгам пренебрежительно. Для него – это бесполезный мусор.

Со временем Фома становится бунтарем, протестующим против окружающих его нуворишей и стяжателей. Он часто затевает драки, уничтожает нажитое отцом имущество и даже является причиной гибели людей, которые работают на семейных предприятиях.

Через образ Фомы Гордеева писатель пытался показать бессмысленность бунта, не имеющего под собой идеологической основы. В повести Горькому удалось довольно объемно показать типичные образы капиталистов того времени.

Ананий Щуров – это предприниматель старой закалки, который относится к деньгам с трепетом, но терпеть не может ничего нового. В свое время он стал богатым в результате совершенных им преступных деяний. Горький рисует его образ в самых негативных тонах, в качестве злобного пережитка из прошлого.

Намного более неоднозначен владелец заводов Яков Маякин, который пользуется большим авторитетом у купечества. Его ценят за ум и рассудительность. Маякин время от времени любит похвалиться своей старинной родословной. Это типичный представитель зарождающейся буржуазии, которой не чужда политическая деятельность. Для него все люди делятся на две категории – господа и рабы. К первым он относит именно буржуазию. Богатые люди, в случае общей опасности, умеют сплотиться, чтобы защитить свои капиталы.

Методы идеологического влияния

В результате долгих бесед с Фомой Гордеевым он доводит молодого человека до полного безумия. Маякин внушает наследнику капиталов ценности, которые тому абсолютно чужды. В итоге Фома становится чужаком в «волчьей стае властителей мира».

Главная идея книги

Произведение Максима Горького «Фома Гордеев» стало продолжением традиций русского реализма в литературе конца XIX века. Главной идеей повести является показ внутреннего разложения российской буржуазии и обреченность капиталистического строя. Горький со всей жестокой откровенностью показал новых «хозяев жизни», среди которых было много представителей зарождающегося класса капиталистов.
В книге основным выразителем их идей выступает Яков Маякин. Но, все же, главным героем повести стал Фома Гордеев. Краткое содержание этого произведения доказывает, что здоровый и энергичный молодой человек, который не может найти применения своим идеям и мыслям, обречен на трагическую судьбу. Жизнь будет его больно бить, пока не забьет до смерти. Фома чувствует себя чужим, как среди представителей зарождающейся буржуазии, так и в обществе простых людей. Горький показал весь трагизм этого персонажа, но не со злобой, а с сочувствием к нему.

Тему, начатую в «Фоме Гордееве» писатель продолжил в своих знаковых произведениях «Васса Железнова», «Дело Артамоновых» и «Очерки об Америке».

Анализ произведения

Формально главный герой повести относится к буржуазии, но в отличие от типичных представителей этого нового для России класса, не стал «хищником», а обладает многими положительными человеческими качествами. Чем больше Фома Гордеев общается с новыми «хозяевами жизни», тем более чувствует к ним отвращение. Со временем это чувство превращается в протест.

На празднике у Кононова главный герой откровенно высказывает все свои мысли прямо в глаза купцам и заводчикам. Он говорит им о том, что благодаря их «усилиям» народ голодает и бедствует, в то время, когда богачи пухнут от переедания и пьянства. Фома упрекает их в бессовестности и безбожие по отношению к своим работникам. В результате его же крестный Маякин называет Гордеева тронутым умом.

С помощью главного героя Горький пытается вскрыть все проблемы, существующие в буржуазном обществе. Одно из важных мест в книге занимает зарождающийся пролетариат, в среде которого появляются свои искренние и честные лидеры, готовые повести за собой народ не просто на бессмысленный бунт, а на смену существующего уклада жизни.

Роман «Фома Гордеев», изданный в 1899 году, считается первым масштабным сочинением . Произведение повествует о молодом человеке, которому в наследство достались состояние отца и фамильное дело. В попытках продолжить деятельность и увеличить капитал, который принесли труды его отца, Фома, бунтарь и мечтатель, предполагает, что счастье измеряется не в деньгах. Поиск собственного места в жизни дается главному герою нелегко. Утешением для него становятся пьянство, загулы и нелепые выходки.

История создания персонажа

Книга Горького представляет собой жанровый симбиоз. Это роман, описывающий биографию молодого человека, находящегося в конфликте с родной для него средой. В нем просматривается история современного поколения – представителей молодежи, встающей в оппозицию буржуазии или подчиняющейся ей. Роман о воспитании совмещается с романом о поколениях. Такую формулировку использовал сам автор.

Характеристики героев, используемые Горьким, дают представление о типичных буржуа, чье поведение соответствует тем или иным периодам строительства капитализма. Писатель рисует образы купцов старой закалки и людей новой формации, предоставляя полноценную картину социума и его противоречий. Трактовка главного героя произведения позволяет выделить его из описываемой среды. Он выступает противником всему классу, к которому принадлежит по статусу.

Поступки Фомы Гордеева автор оправдывает не воспитанием или условиями его существования, а индивидуальностью его характера и природой личности. Все в нем восстает против социальной несправедливости. Герой мечтает о всеобщем благе. Свое имя Фома Гордеев получил неспроста. Ученик – Фома носил прозвище Неверующий. А фамилия Гордеев свидетельствует о чрезмерной гордости ее обладателя.

Роман «Фома Гордеев»

В литературоведении образ Фомы Гордеева ассоциируется с образом бунтаря, выступающего против купечества и изжившего себя уклада жизни, принятого в царской России. Отец и крестный Фомы были жизнелюбивы и вкладывались в собственное дело. Их потомок, напротив, отличается суетностью и желанием противостоять привычным нормам. Жизнь представляется ему котлом, в котором кипят живые люди. Это порождает в нем размышления о смысле жизни.

На протяжении всего романа героя сопровождают символы. Одним из них становится сова, трактуемая как образ мудрости. Горький приводит в пример ситуацию из детства персонажа, когда Фома с друзьями загонял сову и вынудил ее спрятаться. В таком же положении находится герой в момент встречи с читателем.


Роман "Фома Гордеев"

Мужчине свойственна черта, присущая героям русской литературы: полусонность сознания. Она сочетается с объяснимым желанием молодости рубить с плеча, обращать на себя внимание и руководить. Так Фома сам приводит себя к внутриличностному конфликту. Он пытается самоутвердиться и не может сделать этого, так как не находит путей для самореализации

Стеснительный и робкий, Фома не способен вникнуть в суть ситуации и ее проблематику. Житейское нутро семейного дела оказывается не по душе герою. Возвышенный и порядочный, он не терпит фальши и не готов идти на ухищрения ради прибыли. Фома – эстет. Он видит красоту природы, людей, поведения и труда. Любуется работой кудрявого парня при подъеме баржи.

Команда работников завораживает молодого человека и одновременно порождает в нем раздражение. Ему хочется, чтобы крах настиг общее дело, и это происходит. Когда работа была окончена, гнев Гордеева перешел с коллектива тружеников на саму баржу, потерявшую товарный вид.


Иллюстрация к книге Горького "Фома Гордеев"

Фома не приспособлен к существованию в окружающем его мире. Он не готов слушать чужие наставления. Отец, крестный, Люба – все пытаются научить его жизни. Но все тщетно. Герой обречен на страдания и поиски самого себя. Поначалу все дают ему уроки и наказы, а затем покидают героя, избегая его тоски и необходимости сопереживать.

Фома не стал полезен людям и не сделал ни для кого доброго дела. Сын богача прокутил состояние, не задумавшись о том, что деньги надо использовать во благо. Не уповающий на Бога, молодой человек до смерти верит, что всем движет не перст Господень, а его личное желание.

Самовлюбленность и ощущение собственного превосходства управляют им. Фоме не хватает смирения и покаяния. Над ним властвует сильнейший грех – гордыня. Финал произведения демонстрирует поражение героя и победу справедливости. Он утратил здравый смысл и бродил по городу в полубессознательном состоянии. Люди, которых герой высмеивал, теперь смеются над ним. Смерть персонажа – это освобождение мира от его существования, кара его легкомысленности и недостатков.

Экранизации

В 1959 году по роману Горького сняли фильм. Режиссером выступил Марк Донской. Главную роль исполнил актер . Содержание киноленты совпадает с сюжетом книги.

В семье купца рождается сын Фома. Мать умирает при родах, поэтому ребенка определяют на воспитание в семью крестного. К 6 годам мальчика забирает к себе отец, желающий воспитывать Фому будущим купцом, жестким и непреклонным продолжателем семейного дела.


Герой не находит себя в жизни. После смерти отца он проматывает состояние, не получая удовольствия от кутежей и бессмысленных трат. Люди его круга становятся чужими, и между Фомой и социумом возникает непримиримый конфликт. В финале истории Гордеев признан невменяемым. Он заканчивает дни на обочине жизни, стоя в очереди за похлебкой в доме призрения, финансированном его отцом.

  • Малый Театр СССР выпустил телепостановку по мотивам произведения Горького «Фома Гордеев». Фото сценографии и актеров в образах выложены в интернете. Режиссер постановки – Борис Львов-Анохин. В главной роли выступил актер .

Цитаты

«Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, денег зашибить, дом выстроить, детей народить и - умереть?»
«Человек ценен по сопротивлению своему силе жизни, - ежели не она его, а он её на свой лад крутит, - моё ему почтение!»
«Мало ли кто чей сын... Не по отцу почет, а по уму...»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В чем трагедия Фомы Гордеева по М. Горькому

Произведение М. Горького «Фома Гордеев» был напечатан в 1899 году в журнале «Жизнь» с подзаголовком «повесть». В 1900 году повесть была издана отдельным тиражом.

Творческий замысел А.М.Горький раскрыл в письме к С. Дороватовскому в феврале 1899 г.:

«Эта повесть доставляет мне немало хороших минут и очень много страха и сомнений, - она должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, побеждавшего гидр, свалила бы с ног туча комаров» .

«...параллельно с работой над Фомой составляю план другой повести «Карьера Мишки Вягина». Это тоже история о купце, но о купце уже типическом, о мелком, умном, энергичном жулике, который из посудников на пароходе достигает до поста городского головы. Фома - не типичен как купец, как представитель класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках современности. Необходимо рядом с ним поставить другую фигуру, чтобы не нарушать правды жизни» .

Будучи участником народнических кружков 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя; таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко и в «Песне о Соколе». Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм. В то время, когда Горкий работал над «Фомой Гордеевым», одной из основных идей народничества являлась идея о том, что задача интеллигенции -- помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики.

«Фома Гордеев» свидетельствовал о том, что Горький к этом времени отошел от движения народничества. Это крупнейшее антинародническое произведение. После появления «Фомы Гордеева» читатели и критики стали говорить о нем как о писателе-марксисте.

«Фому Гордеева» Горький построил как хронику, что позволи ло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н. Лесков, но и движение самого времени как исторической категории. Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России. Одни из них становились активными деятелями, другие убеждали в том, что человек и «его время» -- не всегда совпадающие величины.

Главный герой, Фома Гордеев, унаследовал от отца, Игната Гордеева, солидное состояние и семейное дело. Он пытается достойно продолжить коммерческую деятельность и приумножить нажитый отцом капитал, но мир дельцов чужд ему. Его горячая мечтательная натура подсказывает, что счастье не измеряется количеством денег. Он пытается найти свое место в жизни, но это оказывается непросто. Фома начинает пить.

«Фома замолчал. Все, что он сделал, -- ни к чему не повело, его речи не пошатнули купцов. Вот они окружают его плотной толпой, и ему не видно ничего из-за них. Они спокойны, тверды, относятся к нему как к буяну и что-то замышляют против него. Он чувствовал себя раздавленным этой темной массой крепких духом, умных людей… Сам себе он казался теперь чужим и не понимающим того, что он сделал этим людям и зачем сделал. Он даже чувствовал обидное что-то, похожее на стыд за себя пред собой. У него першило в горле, и в груди точно какая-то пыль осыпала сердце его, и оно билось тяжело, неровно» . горький гордеев буржуазный

Наибольшее внимание уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания -- Якову Маякину и собственно Фоме Гордееву - отщепенцу своего класса, становящемуся «боком» к нему. В 90-е гг. капитализм занял прочные позиции в стране. Образ «чумазого», столь выразительно запечатленный в творчестве Щедрина, Успенского и Островского, уходил в прошлое, уступая место денежным воротилам и фабрикантам. Предшественники Горького в создании образа наступательного буржуа (П. Боборыкин -- «Василий Теркин», Вас. Немирович-Данченко -- «Волчья сыть» и др.) отметили появление нового типа купца, который начинает сознавать свою силу, но не создали типической фигуры его.

Яков Маякин -- социальный тип, воплотивший потенциальную силу буржуазии конца века. Классовое, хозяйское сознание пронизывает всю жизнедеятельность преуспевающего купца, все его нравственные устои. Это купец, думающий не только о себе, но и о судьбе своего сословия. Капитализм начал проникать во все области общественной и экономической деятельности, и оказалось, что Маякину уже мало господства только в области экономики. Он рвется к власти в более широком масштабе. Примечателен отзыв волжского миллионера Бугрова, который сказал Горькому, что не встречал на своем пути Маякиных, но чувствует: «таков человек должен быть!».

Автор «Фомы Гордеева» учился у классиков всеобъемлющему постижению людских характеров и детерминированности их родною средою и обществом в целом. Но, все глубже проникая как художник в классовую структуру общества, он вносил нечто новое в свое изучение человека. В его произведениях была усилена социальная доминанта мировосприятия героев, а в связи с этим более ощутимой становилась классовая окраска их внутреннего мира. Органическая слитность классового со своеобычным позволила Горькому создать большую галерею родственных, но тем не менее таких непохожих друг на друга героев.

Современная критика уловила характерную особенность Горького-психолога. Критик Л. Оболенский писал, имея в виду Якова Маякина, что Горький «схватывает» наряду с индивидуальными чертами героя также черты семейные, наследственные, сложившиеся под влиянием профессии (класса), и усиливает эти последние до такой яркости, что перед нами встает уже не обыденная фигура, которую в жизни мы бы и не заметили, а полуреальное, полуидеальное, почти символическое изваяние, монумент целого сословия в его типичных чертах.

Наряду с купцом, ведущим свою родословную с XVIII в., в «Фоме Гордееве» показан также один из первых накопителей капитала в пореформенную эпоху. При всей ограниченности реформы 1861 г. она дала возможность проявиться дремлющей энергии и смекалке народа. Отсюда огромный интерес Горького к капиталистам, вышедшим из народной среды и еще не до конца порвавшим связи с нею. Игнат Гордеев -- это богач, наделенный не только стремлением к деньгам, но и своеобразной дерзостью сердца, которая мешает ему слиться полностью с миром хозяев.

«Фома Гордеев» говорил о развитии капитализма в России и вместе с тем о неустойчивости нового уклада жизни. Свидетельства тому -- зарождение протеста в рабочей среде, а также появление не согласных с буржуазной практикой и моралью в рядах самой буржуазии.

Вначале Горький хотел создать произведение о блудном сыне капитализма. Разрыв со своею средою, выламывание из нее становилось все более примечательным жизненным явлением, привлекавшим внимание и других литераторов. На пороге такого выламывания стоит герой чеховской повести «Три года». Однако в процессе творческой работы Горький пришел к выводу, что Фома не типичен как купец, как представитель класса и, чтобы не нарушить правду жизни, надо поставить рядом с ним другую, более типичную фигуру. Так возник равновеликий образ второго центрального героя. Это персонажи, взаимно обусловившие друг друга. Опасаясь, что типический образ купца, рвущегося не только к экономической, но и к политической власти, вызовет запрет цензуры, и стремясь сохранить эту новую в русской литературе фигуру, Горький загородил ее фигурой Фомы. Но Фома оставался дорог автору, как свидетельство нарушения монолитности буржуазии, как, в свою очередь, типичное явление, хотя и не ставшее массовым.

Маякин и Фома -- противоборствующие герои. У одного из них все подчинено стремлению богатеть и властвовать. В основе его идеала лежит экономический принцип. Ему он подчиняет все, в том числе и жизнь близких ему людей. У другого отношение к жизни связано с социально-нравственным познанием ее. Хозяйское начало не раз проявится в поведении и сознании Фомы (он сын своей среды), но не оно главенствует в его внутреннем мире.

И если блудный сын буржуазии Тарас Маякин, быстро забыв свою былую оппозиционность, возвращается в отчий дом с целью приумножить добытое отцом, то Фома, наделенный чистым нравственным чувством и совестью, выступает как обличитель хозяев жизни, -- возврат в отчий дом для него невозможен.

«Фома Гордеев» пронизан мыслью о необходимости пробудить сознание народа. Мысль эта, проявленная в обрисовке характера ведущего героя, в спорах персонажей, в авторских раздумьях о судьбе родины, скрепляет воедино разнородный жизненный материал. В «Фоме Гордееве» даны столь же впечатляющие картины волжской природы, напоминающие о величии и тягостной дремоте русского народа.

«На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все -- и природа, и люди -- живет неуклюже, лениво, -- но кажется, что за ленью притаилась огромная сила, -- сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей... И отсутствие сознания в этой полусонной жизни кладет на весь красивый простор ее тени грусти» .

Отсутствие ясного сознания характерно и для молодого Гордеева. Фома обладает горячим сердцем. Он не приемлет житейских заповедей Маякина, его волнует унижение и нищета одних и неправое могущество других. Но он не понимает причин социального неравенства. Он социально слеп, и это делает его гнев мало действенным. Радикально настроенный журналист Ежов, который наблюдает за нарастанием стихийного возмущения Гордеева против имущих власть, говорит ему:

«Брось! Ничего ты не можешь! Таких, как ты, -- не надо... Ваша пора, -- пора сильных, но неумных, прошла, брат! Опоздал ты...» .

Стихийное бунтарство Фомы окрашено в романтические тона, и это дало повод ряду литературоведов утверждать, что Горький создал романтический образ. Но Горький ставил перед собой задачу не утвердить, а развенчать романтика подобного типа. Он уже был анахронизмом. Фома выше своей среды в мире нравственных ценностей, но интеллект его невысок, а мечты хаотичны. Сердце молодого Гордеева жаждет ниспровергнуть социальное зло, но он неспособен на социальные обобщения. Разоблачительная речь на пароходе -- высшее выражение гневного мятежа блудного сына буржуазии и вместе с тем свидетельство архаичности его бунта. Свободолюбивый по натуре герой терпит поражение не только потому, что против него ополчились разоблачаемые, но прежде всего потому, что он сам еще не созрел для действенного социального протеста.

Фома Гордеев -- не революционер, ему неведомы другие пути, кроме тех, по которым шли его отцы и деды, по которым идет идеолог купечества и выразитель его требований к «власть имущим» Яков Маякин или же представитель патриархального купечества Ананий Щуров. Духовно здоровый и честный человек, Фома не может подчиниться законам капитализма, воспринять и сделать своим девизом маякинский афоризм:

«Подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой -- нож. Когда верх возьмешь, тогда и хорошо» .

Протест Фомы Гордеева столь же анархичен, сколь и бунтарство горьковских босяков. Однако в этой повести процесс «выламывания» человека из своего класса, из оков классовой морали Горький показал полнее и глубже. Босяки Горького -- это люди, уже выброшенные за борт той среды, к которой они ранее принадлежали, а Фома, в начале повести полноправный представитель купеческого класса, показан в процессе разрыва со своей социальной средой. Такова уже была сила революционного брожения в народе, что она проникала сквозь наслоения сословной морали и сословных предрассудков и вызывала в духовно чистых людях ненависть к собственной среде, сталкивала их с этой средой. В зависимости от социальных и исторических условий времени, а также ряда внутренних и семейных обстоятельств отщепенцы своего класса опускались на «дно жизни», гибли или же примыкали к освободительному движению народа. Следовательно, в протесте Фомы Гордеева Горький показывал не просто характерные черты распада буржуазно-классового сознания, а разложение собственнической морали в обстановке созревания революционных идей и проникновения их в народные массы. Фома тяготеет к этим массам, к рабочей среде, он с глубоким вниманием слушает разночинца Ежова, в котором нет еще твердости и закалки тех пролетарских революционеров, образы которых вскоре создаст Горький, но который выражает некоторые их мысли.

«Будущее принадежит людям честного труда,-- говорит Ежов.-- Великая работа предстоит вам... Это вы должны создать новую культуру» .

Признание бесплодности стихийного бунтарства сочетается у Горького с поисками носителей действенного социального протеста. Он находит их в пролетарской среде. Рабочие, изображенные в романе «Фома Гордеев», не вступили еще на путь революционной борьбы, но спор журналиста Ежова с рабочим Краснощековым о «стихийном» и «сознательном» начале в рабочем движении свидетельствовал о тяге рабочих к такой борьбе.

Основная трагедия бунтаря Фомы Гордеева была вызвана непониманием путей борьбы с социальным злом. Неспособность смириться со злом и невозможность бороться с ним приводит к тому, что единственной надеждой для Фомы Гордеева становится стремление остаться человеком в любых обстоятельствах, даже тогда, когда это практически невозможно:

«Что вы сделали? Не жизнь вы сделали - тюрьму… Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!.. Душегубы вы… Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?»

Важно отметить, что такое трагическое противостояние отдельной личности существующему миропорядку вообще характерно как для русской ментальности в целом, так и для русской литературы, как выразителя этой ментальности.

Библиография

1. Горький М. Фома Гордеев. / М. Горький. - М.: Дрофа, 2008

2. Груздев И. Горький. / И. Груздев. - М.: Молодая гвардия, 1960

3. Луков Л.Д. Русская литература: А.М. Горький. / Л.Д. Луков. - М.: АСТ, 2008

4. Шер Н.И. Алексей Максимович Горький. / Н.И. Шер // Рассказы о русских писателях. - Москва: Министерство просвящения РСФСР, 1960 г.

5. М. Горький в воспоминаниях современников. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание судьбы Игната Гордеева, анализ его личности. Игнат Гордеев - одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач - владелец трех пароходов и десятка барж.

    сочинение , добавлен 24.04.2003

    Хронология жизни и творчества писателя. Публикация его первого рассказа "Макар Чудра". Первая повесть "Фома Гордеев". Премьера пьесы "На дне". Секрет исключительного успеха молодого Горького. Создание страстного и возвышенного гимна во славу человека.

    презентация , добавлен 30.10.2012

    Ведущая роль темы поиска смысла жизни и бессмертия в произведениях Александра Николаевича Гордеева. Творческая деятельность Николая Дмитриевича Кузакова. Поэтическое дарование Бориса Константиновича Макарова. Трудный жизненный путь Арсалана Жамбалона.

    реферат , добавлен 28.06.2012

    Свобода и воля в понимании героев М. Горького. Художественное пространство как категория. Свобода в философском понимании. Ранние рассказы Горького как романтические произведения писателя. Характеристика героев повестей "Челкаш" и "Супруги Орловы".

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького. Ранние романтические произведения Горького. «Макар Чудра» - идеал личной свободы. Сказка «О маленькой фее и молодом чабане». Рассказ «Старуха Изергиль». «Песнь о Соколе».

    контрольная работа , добавлен 11.10.2007

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Творчество М. Горького в историческом и литературном контексте. Особенности художественного раскрытия многообразия типов русской жизни в цикле рассказов "По Руси". Образы-лейтмотивы, их характер и идейно-эстетическая роль. Анализ программ по литературе.

    дипломная работа , добавлен 03.09.2013

    Краткая биография Еврипида, анализ творческой деятельности. Основные произведения древнегреческого драматурга: "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки", "Андромаха". "Медея" как непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, ее особенности.

    презентация , добавлен 10.11.2012

    реферат , добавлен 28.04.2013

    Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ "Песни о Соколе" и "Песни о Буревестнике".

Цель: нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев»;

Задачи:

  • отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;
  • «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я не должен быть…»;
  • развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.

Оборудование:

1) М.Горький. «Фома Гордеев».Москва 1977год. (тексты).
2) Презентация к уроку.
3) Проектор.
4) Иллюстрации к произведению.
5) Русская литература 20 века. 11класс.Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.И. Лыссого. М. Мнемозина, 1998 год.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!

Горький М. «Фома Гордеев»

Нет уж, я сам себе место выберу.

Горький М. «Фома Гордеев»

ХОД УРОКА

– Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов, определите цель урока. (Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

– В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».
Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов, спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту, которую показал Горький в пьесе «На дне».

– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)

– Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
– Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни, отличительные черты характера) и о матери.
– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?
Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили
они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

– В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили? (Пушкин А.С. «Капитанская дочка» – «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» – «копи копейку…».)
– Близка ли мораль Игната Фоме? (Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует, хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе.

Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин) .
– Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему «Буду я тебя, Фома, учить»
– гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
– Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
– Принимает ли Фома уроки жизни Якова? (Отвергает. Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину,т.к. не принимает его жизненных принципов. Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал. Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то большое.)

4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?

– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?

а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев – личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском «Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города. Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)

Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а
не следует законам, их правде.
– Чему они учат? к вопросу 4

Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-то тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему-то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
– Назовите их. Кто они? (Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
– Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса этого времени.
– Когда писалась повесть? Что это за время? (1899 г.)

Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).

– Удалось ли Горькому показать такого человека?
– А почему? (Не учился, не читал, он ничего не делал)
– Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан? (Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.)

– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.

Рефлексия

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению к главному действующему лицу.
2. Роман «Мать» читать.