Жизнь на сцене. Великие танцоры и балетмейстеры, прославившиеся на весь мир

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец - это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня - Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год - выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война , Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске - его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня - Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Махмуд Эсамбаев исполняет лезгинку на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фотография: aif.ru

Махмуд Эсамбаев. Фотография: fishki.net

Махмуд Эсамбаев на съемках фильма «Поэт танцев». 1961 год. Фотография: aif.ru

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии» . Он - первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева . Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы - «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет».

Юрий Григорович, балетмейстер

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

«Мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, кричит: «Стеллочка, папа наш получил всё!» И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости».

Стелла Эсамбаева

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью» , - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

    Махмуд Алисултанович Эсамбаев Род деятельности: артист балета, эстрадный танцовщик Дата рождения: 15 июля 1924 … Википедия

    Род. 1924, ум. 2000. Артист балета, знаменитый исполнитель танцев народов мира (с 1957 г.). Танцевал на сцене Киргизского театра оперы и балета (1944 56). Среди танцевальных номеров много уникальных. Народный артист СССР (1974). Герой… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1924) российский артист балета, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1984). В 1944 56 в Киргизском театре оперы и балета. С 1957 исполнитель танцев народов мира … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 15. 7. 1924, село Старые Атаги, Урус Мартановского района Чечено Ингушской АССР), советский артист балета, эстрадный танцовщик, народный артист СССР (1974). В 1939‒1941 учился в Грозненском хореографическом училище, в 1944‒56 солист… … Большая советская энциклопедия

    - (1924 2000), артист балета, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1984). В 1944 56 в Киргизском театре оперы и балета; среди партий: Ротбарт и фея Карабос («Лебединое озеро», «Спящая красавица» П И. Чайковского), Гирей… … Энциклопедический словарь

    Эсамбаев Махмуд Алисултанович - (род. 1924 99) танцовщик. Учился в хореогр. школе г. Грозного (1939 41). В 1944 56 артист Фрунз. т ра оперы и балета. Среди его ролей: Атаман (Чолпон), Фея Карабос (Спящая красавица), Ротбарт (Лебединое озеро), Тарас Бульба (Тарас Бульба) … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Род деятельности: артист балета, эстрадный танцовщик Дата рождения: 15 июля 1924 … Википедия

    Это Рудольф НУРИЕВ (или НУРЕЕВ - точное написание фамилии неизвестно, поскольку его дед был неграмотным). Этот знаменитый танцовщик остался за границей во время гастролей Кировского театра в Париже в июне 1961 года.

    Насколько мне известно, данного известного советского танцовщика звали Рудольф Нуриев. Кстати, он эмигрировал из СССР ещ в 1961 году, а умер 6 января 1993 года во Франции от различных осложнений, вызванных синдромом приобретнного иммунного дефицита.

    Как танцор он может быть и блестящий(советская школа балета была самой лучшей в мире, никто с этим и не спорит), но вот как человек и личность он кроме жалости и снисхождения ничего не вызывает, как и другой мастер сцены Годунов(более поздний период). А НУРИЕВ просто плюнул в лицо тем, кто таланту его дал расцвести!

    Рудольф Нуреев (1938-1993) советский и британский артист балета, балетмейстер, дирижер. Солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. После невозвращения в СССР (1961 год) стал звездой Королевского балета в Лондоне, являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера, много снимался в кино, ставил классические балеты, выступал по всему миру.

    Похоронен на русском кладбище под Парижем.

    Башкирский государственный театр оперы и балета и Башкирский хореографический колледж носят его имя. Проводятся фестивали балета в его честь в Уфе и Казани.

    Выпущено много книг о творчестве и жизни Нуриева, изданы его автобиографические заметки.

    Если хотите узнать подробней, то прочтите хотя бы эту книгу . Очень популярно написана. Там есть и о его личной жизни и о творчестве в разные годы.

    Вероятнее всего, речь идт о действительно великом танцоре советского и мирового балета Рудольфе Нуриеве. Рудольф Нуриев был солистом Ленинградского театра оперы и балета, а после Королевского балета в Лондоне.

    Рудольф Нуриев прославил советский балет не только в пределах Советского Союза, но и во всем мире. Но,к сожалению, на Родине не принимали его гомосексуализм и ему пришлось остаться в Европе, о чем он и не жалел. Лишь в 1987 году,как я помню из истории искусств, ему разрешили не надолго посетить Уфу. В это время присмерти была его мама и он приезжает с ней проститься. И в 1993 году он умирает от СПИДа.

    Великий танцор, балетмейстер и дирижер РУДОЛЬФ НУРЕЕВ эмигрировал в 1961 году, он не вернулся в СССР после зарубежных гастролей. Начав работать в Королевском балете, очень быстро стал мировой знаменитостью

    Великий советский танцор, который не вернулся назад в СССР в 1961 году после гастролей во Франции - это Рудольф Нуриев .

    Из прочих интересных фактов из его жизни: родился в поезде, следовавшим во Владивосток, умер в результате заболевания СПИДом.

    Рудольф Нуреев . Так звали этого знаменитого невозвращенца . В принципе я полностью поддерживаю его поступок (невозвращение)жить в СССР творческому человеку было ох как тяжело, закрытая страна, дебелизированное население.

    Выдающийся танцор, звезда советского балета Рудольф Нуриев прославил русский балет на весь мир. Один из многих невозвращенцев того времени. Личность поистине неординарная, скандальная. Рудольф Нуриев один из первых советских мужчин публично признал свою не традиционную ориентацию. А его любовная связь с Эриком Брауном одна из самых страстных в истории.

17 марта великому русскому танцовщику Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 78 лет. Классик балета Ролан Пети называл Нуриева опасным, пресса - неистовым татарином, в любви ему признавались звезды рока и королевские особы. ELLE - о «балетных русских», добившихся успеха на Западе.

Сара Бернар считала Нижинского величайшим актером мира, пресса - ни много ни мало восьмым чудом света. Уроженец Киева, танцор в Мариинском театре, Нижинский состоялся в Париже, где поражал публику и критиков феноменальной техникой, пластичностью и вкусом. А самое поразительное заключается в том, что его карьера танцора длилась всего десять лет. В 1917 году он в последний раз вышел на сцену, и вплоть до своей смерти в 1950 году боролся с шизофренией, перемещаясь по психиатрическим клиникам. Влияние Нижинского на мировой балет сложно переоценить, а его дневники до сих пор расшифровываются и по-разному трактуются специалистами.

Одна из главных звезд русского балета в мире, Нуриев был настоящей поп-звездой, яркой и скандальной. Тяжелый, неуживчивый характер, заносчивость, бурная личная жизнь и склонность к эпатажу не заслоняли главного - невероятного таланта Нуриева, сумевшего соединить воедино традиции балета и актуальные, как сейчас принято говорить, тренды. Уроженец Уфы, долгожданный сын, не оправдавший надежд отца-военного, презрительного звавшего Рудольфа «балериной», свой самый знаменитый прыжок совершил не на сцене, а в зоне контроля парижского аэропорта. В 1961 году советский танцовщик Нуриев неожиданно дал деру с 30 франками в кармане, попросив политического убежища. Так началось восхождение Нуриева на мировой балетный Олимп. Слава, деньги, роскошь, вечеринки в «Студии 54», золото, парча, слухи о романах с Фредди Меркьюри , ИвомСен-Лораном , Элтоном Джоном - и лучшие роли в Лондонском Королевском балете, директорство в балетной группе парижской Гранд-опера. Последние сто дней жизни совсем больной Нуриев провел в любимом Париже. Там он и похоронен.

Еще один знаменитый представитель балета, которого можно смело назвать поп-звездой, во многом схож с Нуриевым: детство в советской провинции (если считать провинцией Ригу - все же не Москва и не Ленинград), полное непонимание со стороны отца и настоящий артистический взлет за пределами СССР. Оставшись на Западе в 1974 году, Барышников быстро закрепился на вершине:сначала возглавлял легендарный New York City Ballet, затем девять лет, с 1980-го по 1989 год, руководил не менее знаменитым American Ballet Theatre. Также активно и довольно успешно, хотя и неровно, он снимался в кино, стал светской персоной, встречался с голливудскими красавицами -Джессикой Лэнг и Лайзой Минелли. А новой публике, далекой от балета (и, кстати, от Иосифа Бродского, с которым Барышникова связывала настоящая дружба), этот невероятный человек стал известен благодаря небольшой, но заметной роли в сериале «Секс в большом городе». Сара Джессика Паркер, его большая поклонница. назвала Михаила Барышникова tough boy - «крутым парнем». Кто бы спорил.

Владимир Васильев - символ Большого театра и всего российского балета второй половины XX века. Из-за того что Васильев жил в Советском Союзе, его популярность на Западе сильно уступает славе того же Барышникова, хотя ценители искусства, конечно же, его знают и ценят. Васильев работал в основном в Европе, постепенно меняя профессию на хореографа-постановщика. Казань и Париж, Рим и Пермь, Вильнюс и Рио - география творческих перемещений Васильева утверждает и подтверждает его космополитизм.

Блондин-гигант, звезда Большого, Годунов в августе 1979 года, будучи на гастролях в Штатах, решил не возвращаться домой. Разыгралась жуткая драма, в которой были замешаны не только сам артист и его жена, балерина Людмила Власова, но и Иосиф Бродский, ФБР, и даже руководители США и Советского Союза. Оставшись в Штатах, Годунов вошел в состав знаменитого Американского балетного театра, который в итоге покинул после ссоры со своим лучшим другом Михаилом Барышниковым. Затем была работа в рамках собственного проекта «Годунов и друзья», успех, роман с актрисой Жаклин Биссет и резкий уход из профессии. Биссет уговорила Александра начать карьеру в кино, и это ему отчасти удалось: «Свидетель» с Харрисоном Фордом и особенно «Крепкий орешек» сделали вчерашнего балетного танцора без пяти минут голливудской звездой. Однако самому Годунову не нравилось быть на вторых ролях, хотя об «этом русском» узнали теперь те, кто раньше даже не интересовался балетом.

К танцам он так и не вернулся, а в 1995-м умер в возрасте 45 лет. «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества», - сказал Иосиф Бродский, принимавший активное участие в его судьбе «невозвращенца».