Дега балетная школа. Школьная энциклопедия

Петр Киле

Эдгар Дега (1834-1917). Коллекция картин.

Эдгар Дега родился в Париже в семье аристократа, который успешно занимался бизнесом, но умер в 1873 году, весь в долгах. Воспитанный на живописи великих мастеров в Лувре и в Италии, где он проявил особый интерес к произведениям Раннего Возрождения - Джотто, Гирландайо, Мантенья, Беллини, а также Паоло Веронезе, Дега, открыв мастерскую, задумывает ряд исторических полотен, что связано и с необходимостью выставиться в Салоне ради официального признания. Несмотря на самую кропотливую работу, он по-настоящему не закончил ни одного из крупных полотен.

В это время (1861) Дега встретился с Эдуардом Мане, который был старше его всего на два года, практически сверстники, для которых торные пути академизма оказались чуждыми. У Мане уже были последователи, будущие импрессионисты, но Дега, как и Мане, не увлекается новыми приемами работы на открытом воздухе. Для него слишком важны рисунок, основа классической живописи, и взвешенность замысла. Если импрессионисты увлекались неуловимой игрой света, Дега исходил из натуры, улавливая тоже неуловимое - движение, не просто жест.

Смерть отца вынудила Дега заплатить часть его долгов (у него были братья, которые, играя на бирже хлопка в США, возможно, разорили отца) и впервые задуматься о продаже своих картин. В это время, весьма кстати, началась серия выставок импрессионистов (с 1874 по 1886 гг.), на которых участвовал и Дега. В продаже своих картин художник проявил деловую хватку, по семейной традиции.

Исторические темы классического искусства остались в прошлом. Как Мане и импрессинисты, Дега исходит из впечатлений текущей жизни и искусства. Его привлекает балет, это ведь движение, мир грации и женственности, сама жизнь во всех ее проявлениях.

«Меня называют живописцем танцовщиц», - писал Дега и добавлял. - «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение». Примечательна запись в «Дневнике» Эдмона де Гонкура от 13 февраля 1874 года как свидетельство начинающейся известности Дега: «Вчера я провел целый день в мастерской удивительного художника по имени Дега. После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. В сущности выбор не так уж плох. Все - белое и розовое; женское тело в батисте и газе - самый очаровательный повод для применения светлых и нежных тонов…

Перед нашими глазами проходят танцовщицы… Картина изображает балетное фойе, где на фоне светлого окна вырисовываются фантастические очертания ног танцовщиц, спускающихся по лестнице; среди всех этих раздувающихся белых облаков реет красное пятно шотландки, и резким контрастом выступает смешная фигура балетмейстера. И перед нами предстают схваченные в натуре грациозные изгибы тел, повороты и движения этих маленьких девушек.

Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из арабесок. И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи.»

Дега говорил импрессионистам: «Вам нужна жизнь естественная, мне - искусственная». Но тут речь не столько о пленэре, не об освещении, а об искусстве, о среде обитания горожан, посетителей кафешантанов, балета, или тех же прачек и женщин, наводящих красоту одежд и тела. Не следует думать, что художник был эротоманом, к обнаженному женскому телу, как и танцовщицам, у него интерес чисто эстетический, художнический, иначе все эти серии как любительство были бы нестерпимы. Его увлекали неуловимые движения балерины или женщины за туалетом, грация и красота жизни без тени сентиментальности и красивости салонной живописи.

Дега был маленького роста, обычно сдержанный, бывал и вспыльчив. Близкие находили его неуклюжим по манере высказываться прямо и даже ворчать. При этом отмечали в Дега талант мимического актера и даже клоуна. Французский художник мне напоминает характер Валентина Серова.

Дега не был женат. О взаимоотношениях художника с танцовщицами и натурщицами нет никаких сведений, что говорит о безупречности его поведения по отношению к своим моделям. Предполагают, что Дега получал наслаждение не от полового акта, а созерцания женского тела. Одно не исключает другое, тем более для художника, который испытывал катарсис лишь в итоге упорного труда. Другие высказывают предположения, что Дега удовлетворял интимные потребности с проститутками, сходясь с ними инкогнито. Видите ли, ему с юности хотелось быть «знаменитым и неизвестным», с его же слов.

В технике пастели, что соответствовало таланту рисовальщика, Дега достиг непревзойденного мастерства, что стало ему опорой с ослаблением зрения, из-за чего он занялся и скульптурой. Красочная, переливчатая палитра схватывает и воссоздает движение. «Голубые танцовщицы» - это одна из картин Дега, запавшая мне в душу еще в юности, один из его удивительных шедевров.

Дега говорил: «Надо иметь высокое представление об искусстве; не о том, что мы делаем в настоящий момент, а о том, чего бы хотели в один прекрасный день достичь. Без этого не стоит работать». Огюст Ренуар: «Дега был прозорлив. Не скрывался ли за черным сюртуком, твердым крахмальным воротничком и цилиндром самый революционный художник во всей новой живописи?» Здесь речь не столько о технике живописи, а о содержании творчества художника, о демократизме его мировосприятия.

Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы ее дух». Кто-то находит Дега бесстрастным наблюдателем, фиксирующим лишь свои впечталения в красках, о тех же женщинах, между тем Берта Моризо утверждала, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Пастели Дега примечательны не только причудливой игрой красок, но и достоинством его моделей, самозабвенно занятых своим делом, ведь и танцы как на репецитиях, так и на сцене труд.

«В течение всей своей жизни, - писал Поль Валери, - Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Его произведения ничего не воспевают. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, - никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Мне нравится эта суровость».

Эти черты были присущи в высшей степени и Серову. Это гуманизм эпохи, возможно, высший взлет европейской культуры.

Подборка и размещение картин Александра Крылова

"Ария собаки" 1877 Собрание Хэймейера, Нью-Йорк

"Звезда" 1877 Музей д"Орсе, Париж

"Певица с перчаткой" 1878

"Абсент" 1876, Музей д"Орсе, Париж

"Ванная" 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон

"Причесывающаяся женщина" 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Мисс Лала в цирке Фернандо" 1879, Национальная галерея, Лондон

"Семья Беллелли" 1858

Ранний период. 1854-1861

"Хлопковая биржа" 1866-1868

"Мадам Валпинсон с хризантемами"

"Портрет мисс Кэссет" 1878

"Площадь Согласия. Шуршат колёса экипажа"

" Эдмон и Тереза Морбилли"

"Рысаки у трибуны" 1866-1868

"Гладильщица"

"Гладильщицы"

"Интерьер (Изнасилованная)" 1869

"Магазин дамских шляп"

"У модистки"

"У модистки"

"На скачках"

"На скачках в Каунтри"

"На пляже"

"На балете"

"Оркестр"

"Оркестровая яма"

"Эдмон Дуранти"


"Балерина и женщина с зонтом" 1882

"Четыре танцовщицы" 1884

"Кабаре «Амбассадор»" 1876

"Туалет" 1885

"Женщина в ванне" 1885

"Женщина, моющая спину" 1886

"Женщина, выходящая из ванны"

"Причесывающаяся женщина" 1887-1890

"После купания" 1885

"Женщина, вытерающаяся после умывания"

"Женщина за туалетом"

"После умывания" 1884

"Прима" 1877

"Балерины на поклонах" 1885

"Арлекин и Коломбина" 1886

"Балетный класс мадам Кардиналь"

"Балетная школа" 1877

"Финал арабеска" 1877

"Отдыхающая танцовщица"

"Танцавщица с тамбурином"

"Танцовщицы"

"Танцовщицы на подмостках. Поклоны"

"Пейзаж с танцовщицами"

"Танцовщица в зелёном"

"Три танцовщицы в репетиционном зале" 1873

"Танцовщицы"

"Урок танца" 1872

"Танцовщица у станка" 1880

"Репетиция на сцене"

"Танцовщицы, занимающиеся у станка"

"Две юные танцовщицы "

"Балет на сцене парижской Оперы"

"Балетная сцена"

"Две танцовщицы" 1898-1899

"Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица"

"Репетиция"

"Сидящая балерина" 1879-1880

"Три русские танцовщицы"

"Танцовщица" Эрмитаж

"Танцовщицы в розовом" 1880-1885

"Балетная репетиция"

Эдгар Дега "Побережье в Эббе"

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 20.07.2017 16:39 Просмотров: 1267

Любимыми сюжетами Э. Дега были скачущие лошади, балерины на репетиции, прачки и гладильщицы за работой, одевающиеся или причесывающиеся женщины.
Самое известное произведение Э. Дега – «Голубые танцовщицы».

Э. Дега «Голубые танцовщицы» (1897). Бумага, пастель. 65 х 65 см. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва)
Тема танца – любимая тема художника, она неоднократно повторялась в его рисунках, масляной живописи и пастели. Но по красоте цветовой гармонии и композиции эта работа признана лучшей в этой тематике.
«Голубые танцовщицы» созданы им в поздний период творчества, когда зрение художника сильно ослабло, и он начал работать большими цветовыми пятнами.

Особенности творчества Эдгара Дега

Общим для всех импрессионистов, в том числе и для Дега, был интерес к сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне новым, необычным способом. А вот пейзаж , занимавший центральное место в творчестве импрессионистов , мало интересовал Дега, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, как Клод Моне . Но трепещущие и светящиеся краски на полотнах этого художника напрямую сближают его с импрессионистами.

Э. Дега «Две отдыхающие танцовщицы» (Голубые танцовщицы) (1905-1910). Музей Орсе (Париж)
Полотна Эдгара Дега часто наполнены особым драматизмом образов, этот драматизм ему удаётся передать благодаря необычной композиции, смелому движению линий, сдвинутым фигурам. Иногда его картины напоминают фотографию, на которой часть сюжета остаётся за кадром.

Э. Дега «Абсент» (1876). Холст, масло. 92 х 68 см. Музей Орсе (Париж)
На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Действие, скорее всего, происходит ранним утром.
На соседнем с женщиной столике стоит графин с водой, для разбавления абсента. Для посетителей разложены газеты, закрепленные на деревянной планке, стаканчик со спичками. Через зеркало, которое находится позади пары, струится утренний свет.
Мужчина смотрит в сторону, а женщина безразлично глядит прямо перед собой. Люди вместе, но они одиноки и разобщены.
Дар наблюдения, точность и зоркость взгляда у Э. Дега были его отличительными чертами. Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью.
Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Он не любил экспромта, его полотна всегда завершены и продуманны.
Если в начале профессионального пути Дега писал в традиционной манере маслом по холсту, то в зрелые годы он много экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Часто он рисовал не на полотне, а на картоне, использовал разную технику в рамках одной картины. Дега «без устали искал новую технику».
Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Как и многие его современники, он испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым в дальнейшем прибегал и сам. Дега выработал свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего мира, он упорно изучал человеческое тело.

Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Музей Орсе (Париж)
«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Его произведения ничего не воспевают. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, – никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Мне нравится эта суровость».
В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.

Из биографии художника

Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га , или Эдга́р Дега́ , родился в 1834 г. в Париже в семье управляющего французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.

Э. Дега «Юные спартанцы» (1861)
Но уже в начале 1860-х годов Дега вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками.

Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Музей Орсе (Париж)
В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане , дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Но он принимал не все техники этого направления, например, не любил работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Кроме того, точность его изображений была совершенно нетипичной для импрессионизма.
Сближало его с импрессионистами то, что он всё-таки умел уловить движение. Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека.

Э. Дега «Мытьё» (1886). Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)
После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.
Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было.
К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Выставлял свои картины лишь в немногих избранных публичных местах, это вызывало интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
К 1882 г. у него начинает резко ухудшаться зрение, он чаще начал обращаться к пастельной технике и к скульптуре.
Почти за 10 лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он жил один. Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
«Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).

Э. Дега «Звезда балета» (Прима-балерина) (1876-1878). Музей Орсе (Париж)

Мы иногда удивительно мало знаем о людях, чье творчество стало мировым достоянием. Их произведения могут быть узнаваемыми, популярными и баснословно дорогими, а биографии печататься огромными тиражами, но так ли много на самом деле мы знаем о жизни великих? Одни события доходят до нас в виде сухих жизнеописаний, другие случаи, быть может, более интересные, в качестве анекдотов.

В известной шутке говорится, что если на картине изображены балерины, то это Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) . Отчасти это верно, ведь целые дни его жизни были посвящены попыткам уловить эфемерное очарование танца, делающее балет поистине волшебным зрелищем. Но все же такая примечательная фигура в истории , как Дега, с его страстями, переживаниями и личной трагедией, заслуживает куда большего внимания, чем уделяют ему порой, называя «живописцем танцовщиц».

Начать стоит хотя бы с того, что подпись художника являлась своеобразным псевдонимом – из побуждений революционного толка он соединил собственную фамилию Га и частицу де, свидетельствовавшую о дворянском происхождении. В отличие от , семья живописца не требовала идти на такие меры, чтобы тем самым скрыть факт родства. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Но разрешение заниматься живописью и средства, в которых Эдгар не был обделен, впоследствии стали одной из самых выгодных инвестиций. В трудный год после смерти отца он сумел вытянуть всю семью из долгов, впервые всерьез задумавшись о продаже собственных полотен.

Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Владея умением безошибочно рисовать с натуры, за которое иные бы продали душу, он так и не полюбил работать на пленэре. И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы, и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись. На этих принципах оказалась построена вся его деятельность: Дега с его стремлением к точности, приближенной к кинематографичности, привнес в импрессионистское движение особую свободу, особый сорт правды жизни, переданный графически.

Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как . Первые шаги Эдгар делал в студии ученика своего кумира, Луи Ламота, который в то время был весьма модным и известным в широких кругах живописцем. Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело, и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».

Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам. То есть, далеко не всё. По правде говоря, занятным и немного пугающим получается сходство черт биографии этих живописцев, если кому-то вздумается их сравнить. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами, и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю.

Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии, и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров. Родительская поддержка позволила молодому человеку отправиться в долгое путешествие по Италии, где он сумел познакомиться с произведениями великих классиков. Юность Дега-художника была отмечена метаниями в поисках выразительных средств и сюжетов, которые бы в полной мере отвечали его пониманию прекрасного. Над педантизмом Эдгара подшучивали даже домашние, сетуя, что прекратить его работу над картиной можно только насильно отняв её. Вернувшись в Париж, он устремился в залы Лувра, где день за днем старательно копировал полотна, стремясь достигнуть совершенства и добиваясь невероятного сходства. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. В 60-х, его композиционно сложные и масштабные полотна на античную тематику, посылаемые для выставок в Салоне, становились объектом критики и предметом споров о компетентности художника в этом жанре. Дега пытался совместить новаторство, придав современные черты героям древности, и педантичное следование канонам, однако негативные отзывы весьма чувствительно ударяли по его самолюбию.

Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи. Портрет семьи Белелли, родственников со стороны отца, оконченный уже в Париже в 1860 году, неуловимо выдавался и ряда его работ, быть может, в силу своей непосредственности. Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета. Живые позы всех членов семьи, своеобразие композиции и цветовой гаммы, напоминающей о мастерах Ренессанса, отсутствие формальной скованности, присущей портретам и фотографиям того времени, выдавали те глубинные процессы, которые после сделали живопись Дега столь особенной.



В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с . Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел. Традиции работы на пленэре не соответствовали перфекционизму и стремлению контролировать все нюансы. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Его живопись стала олицетворением впечатления танца, восхищением хрупким моментом жизни, движением, которое через секунду прервется и более уже не повторится вновь. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного, и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними.



Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. В России Дега известен по таким летящим, слегка размытым и обрезанным, словно в фотообъективе, сценам. Однако целый пласт работ, напротив, изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Однако нет ни единого штриха, который дал бы заподозрить автора в небрежности, ведь и черты лица, и мельчайшие жесты прописаны точно и тонко, а суетливые движения натурщиц предельно естественны. Словно воочию видна атмосфера рутинного занятия, где кто-то устало оперся о стену, кто-то проверяет свою готовность, а у кого-то распустилась лента на корсаже. Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. И примечательно, что полотна подобного рода с их графичностью и реализмом особенно популярны в частных собраниях и художественных галереях Америки. У нас же любят Дега пастельного, слегка томного, с прекрасными хрупкими балеринами в полумраке сцены.



Можно вообразить, что вся жизнь художника была полна лишь праздного наблюдения. Однако он прекрасно представлял и иную сторону жизни, лишенную какой бы то ни было романтики. Движимый представлениями о долге и чести, вскоре после начала франко-прусской войны он, как и Мане, в 1870 добровольцем отправился на фронт. Именно там спустя некоторое время проявились первые признаки проблем со зрением, впоследствии жестоко отравившие последние годы Дега.

Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Долги семьи, оставшиеся после смерти отца, и преумноженные неумелой игрой на бирже, требовали уплаты, и Дега метался в попытках выручить необходимые суммы. Уже не оставалось времени на вдумчивую и почти бесконечную работу над эскизами, зато в какой-то момент живописец обнаружил, что его полотна пользуются спросом, а среди покупателей мелькают весьма состоятельные граждане. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.

Он наконец приблизился к желанной форме, когда нашел эффект, который придавала нанесенная поверх масляного подмалевка пастель. Она, как ничто другое, подходила для усиления экспрессии танца и в то же время смягчения общего тона. Подобный способ не был абсолютно новаторским, им широко пользовались многие импрессионисты. Но Дега был иным.

Он с легкостью переходил от одного настроения и группы сюжетов другой, успевая запечатлеть атмосферу великолепно освещенных театральных сцен, маленьких балетных студий и полутемных парижских каморок. Он не гнушался изображать после танцовщиц простых прачек или гладильщиц. Напротив, последние неизменно получались более натуралистичными, а атмосфера изнеможения и тупой усталости, всегда сопутствующей тяжелой каждодневной работе, вероятно, находила отклик в его душе.

Переход от легкой элегической грусти балета к унынию и даже апатии в «Гладильщицах» или «Абсенте», невольно возвращает зрителя к мысли о том, что могло твориться в сердце человека, переносящего на холст эту смертельную усталость. Фотографии и портреты изображают Дега с неизменно кротким, немного усталым лицом и печалью в глазах. Что так мучительно искал художник, и что за драма отражалась на всей его жизни?

Неясно до сих пор, могла ли стать причиной этого женщина. Несмотря на великое множество прекраснейших дам, позировавших Дега, кажется, ни одна не сумела перевесить его тяги к одиночеству и свободе. Духовное поклонение женщине как идеалу затмевало телесное влечение, и даже сцены, написанные в публичных домах, не заставляли современников представить Дега сластолюбцем.

Быть может, он предчувствовал тоску и одиночество последних дней, когда болезнь отняла самое ценное в жизни – его картины. Почти десять лет, пока зрение продолжало стремительно ухудшаться, тяжелый нрав и ощущение беспомощности усугубляли обособленность Дега. На его похоронах присутствовали лишь самые близкие друзья, и тех он попросил воздержаться от напыщенных надгробных речей.

Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду. Все те же балерины и лошади, столь любимые Дега, подчас мгновенно превращались снова в груду мягкого воска – он редко был доволен собой и здесь. Лишь после его смерти немногие сохранившиеся фигурки были отлиты в бронзе, а их оригиналы разошлись по частным коллекциям.



Кроме того, в 80-90-е годы Дега создал целый ряд монотипий – оттисков с металлической пластины, на которую нанесены краски. Туманные, странные образы, в которых виден набирающий обороты динамизм приближающегося нового столетия, переданный в пейзажах с дымом фабричных труб. Пугающе темные, полные запретного чувства бордельные сцены. И наконец, такая работа как Frieze of Dancers, вновь посвященная балету, но в то же время поразительно современная.



Дега пришел в этот мир как человек, который мог бы стать одним из миллионов прочих, а покинул его одним из величайших живописцев. Кто знает, сколько тайн еще осталось недоступными современникам, в биографии и творчестве Дега. Тайн, которые могут быть раскрыты, или же навсегда потеряны в водовороте истории.


Degas in a Green Jacket - 1855-1856 - PC

Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть ее на полотне каким-то новым, необычным способом.


Ballet at the Paris Opers - 1877 - The Art Institute of Chicago (United States) - Drawing - pastel

Сам Дега говорил: «Надо иметь высокое представление об искусстве; не о том, что мы делаем в настоящий момент, а о том, чего бы хотели в один прекрасный день достичь. Без этого не стоит работать».
Огюст Ренуар сказал о своем друге: «Дега был прозорлив. Не скрывался ли за черным сюртуком, твердым крахмальным воротничком и цилиндром самый революционный художник во всей новой живописи?»


The Green Dancer - circa 1880 - Thyssen-Bornemisza Museum (Spain)

Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам. Спонтанность не была присуща художнику, и он сам говорил: «Всему, что я делаю, я научился у старых мастеров. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».

Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет, изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную ("Кафешантан в «Амбассадёр», 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион; «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.


1869 - l"Orchestre de l"Opéra Huile sur Toile 56,5x46,2 cm Paris, musée d"Orsay


«Две танцовщицы на сцене», 1874



Любительница абсента (В кафе) (1873) (92 х 68) (Париж, музей Орсэ)



Эдгар Дега «Кафешантан «Амбассадор» (Кафе - Концерт в Амбассадоре).
1876-1877 г. Пастель. Лионский музей изобразительных искусств, Франция.

Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье. Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги.



"Певица с перчаткой". 1878 г.
Холст, пастель. 52,8х41,1 см.
Изобразительный музей Фогг, Гарвард, Кэмбридж.



Песня собаки (1876-1877) (55 х 45) (Нью-Йорк, частная коллекция)

Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», - так сам художник оценивает собственное творчество. Каждое его произведение - итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ.



Прачки, несущие бельё (1876-1878) (частная коллекция)

В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного. Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанну. У Сезанна картина несет в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. Именно страсть к передаче движения - этой, по словам определила дюбимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин.


Фальстарт (1869-1870) (Йельский универс., худ.галерея)



Before the Race - 1882 - Sterling and Francine Clark Art Institute (USA) - oil on panel



At the Races. the Start - 1861-1862 - Fogg Museum of Art (United States) - Painting - oil on canvas



At the Races - circa 1868-1872 - Private collection - Painting - oil on canvas



Ballet Class, The - 1881 - Philadelphia Museum of Art (United States) - Painting - oil on canvas

Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины. Страсть к эксперименту была у художника в крови - недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».


У модистки (1881) (69.2 х 69.2) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Он глубоко почитал, например, Энгра, и сам причислял себя к пишущим в традиционной манере, которую исповедовал Энгр. Это влияние хорошо просматривается в ранних работах Дега - ясных, классических по духу, с четко выписанными формами. Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с ее необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. Фотография, которой увлекался Дега, сделала более свежей и необычной композицию его полотен. Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника.


Breakfast after Bath - circa 1895 - Private collection - pastel

Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы ее дух» В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Говорят, что к концу сеанса модели Дега были не только смертельно уставшими от долгого позирования, но и расписанными полосками, которые теряющий зрение художник наносил на их тела как разметку, помогавшую ему точнее определить пропорции.


After the Bath - circa 1883 - Drawing - pastel.

«В течение всей своей жизни, - писал Поль Валери, - Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Его произведения ничего не воспевают. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, - никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Мне нравится эта суровость».


After the Bath - circa 1885 - Musee du Louvre (France) - Drawing - pastel



After the Bath - circa 1890-1895 - Fogg Museum of Art (United States) - Drawing - pastel

Ренуар однажды заметил, что, «если бы Дега умер в пятьдесят, его запомнили бы как отличного художника, и не более того. Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега». Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. К тому времени, когда Дега исполнилось 30, он уже создавал полотна, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, - это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета.


At the Milliner"s - 1882 - Thyssen-Bornemisza Museum (Spain) - Drawing - pastel

Такое расширение стиля совпало по времени с возросшим интересом Дега к пастели, которая постепенно стала его главным материалом для рисования. В своих картинах маслом Дега никогда не стремился изображать изломанную фактуру, любимую остальными импрессионистами, предпочитая писать в спокойном ровном стиле. Однако в работах пастелью подход художника становится гораздо смелее, и он использует цвет так же свободно, как использовал его, работая мелом или углем. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».


At the Ballet - circa 1880-1881 - Private collection - Drawing - pastel

Спасибо за внимание!

Http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4282970

(Edgar Degas)

(Edgar Degas) (1834-1917 гг.), французский художник-живописец, один из самых значимых и известных импрессионистов (см. импрессионизм). В творчестве, пропагандируя неприятие академического салонного искусства, сам Дега стремился в своих картинах к максимальной «натуралистичности». При этом, его картины имеют различия в стилях из-за постоянных творческих экспериментов. В то же время, основанные на прекрасной школе рисунка из традиционной живописи, работы Дега демонстрируют точность и реалистичность, что так же отличают картины художника от многих импрессионистов.

Отец художника, Огюст де Га, был управляющим французского филиала банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га (ещё во времена бегства от французской революции). Состоятельность отца позволила Эдгару сосредоточиться на образовании и творчестве в своём любимом деле (он любил рисовать с самого детства). Подобное сосредоточение на творчестве сформировало молодого Дега как перфекциониста в работе.

К концу жизни Эдгар Дега отстраняется от импрессионистов (даже отрицая сам термин "импрессионизм"), дистанцируется от их общества. Тяжёлое заболевание зрения заставило его работать, превозмогая трудности плохого зрения, что сформировало особый неповторимый стиль его поздних работ. Последние годы жизни Дега провёл в одиночестве (возможно, из-за тяжелого характера), забросив живопись и прекратив писать.

Картины Дега:

1870 г. — франко-прусская война приближалась к Парижу. Вместе с Мане, Дега уходит в армию. Дега идёт добровольцем в пехотный полк. Вскоре обнаружен дефект зрения правого глаза (начало слепоты) и Дега был переведён в артиллерию, где и закончил войну.

1871 г. - после войны, художник побывал в Лондоне.

1872 г. — посещает Америку и несколько месяцев прожил в Новом Орлеане, у своих родственников (по материнской линии).

1873 г. — срочно вернулся в Париж, где умер его отец, оставив большие долги. Сохраняя семейную репутацию, Дега потратил на выплаты своё наследство, продал свой дом и семейную коллекцию картин старых мастеров. Оставшись без средств, вынужден заниматься коммерческим творчеством.

1874— 1886 гг. — Эдгар Дега участвует в семи выставках импрессионистов. Он стал знаменит и уважаем в парижском мире искусств. С ним согласны работать торговые агенты, и картины Дега хорошо продаются по высокой цене.

1882 г. — у художника начинает резко ухудшаться зрение, и Дега начинает эксперименты в технике рисования, а затем переходит к скульптуре.

1888 г. — Дега становится очень опытным коммерческим художником. Проводит эффективную стратегию торгов с группой преданных агентов. И замыкается в узком кругу близких друзей.

1907 г. — Дега практически перестаёт писать картины. Его картины продаются уже при жизни и по баснословным ценам.