Театр для непрофессиональных актеров. Набор в любительский театр-студию


Театральная самодеятельность - форма занятия театральным искусством ее участников в свободное от основной профессии время. В период формирования профессиональных национальных сцен в различных странах мира отечественные труппы пополнялись исключительно за счет любителей.

На рубеже XIX-XX вв. опыт «Общества искусства и литературы» в России, где любительский коллектив возглавлял К. С. Алексеев (см. К. С. Станиславский), «Гальского кружка», а затем «Свободного театра» А. Антуана во Франции, «Свободного театра» О. Брама в Германии показал, что движение театрального любительства того времени стало новаторским и помогло национальным культурам подняться на новую ступень в обновлении репертуара и открытии сценических форм. Любительство стояло у истоков Московского Художественного театра, «Свободного театра» в Париже, «Немецкого театра» в Берлине.

Октябрьская революция вызвала подлинный взрыв творческой энергии народа во всех сферах общественной жизни. Самодеятельный агитационный театр («живая газета», агитсуд и т. п.) создавался совместными усилиями красноармейцев, рабочих, крестьян и молодой захваченной революционной волной художественной интеллигенции. В романах Д. А. Фурманова «Чапаев», К. А. Федина «Первые радости», повести А. Н. Толстого «Хлеб» рассказывается об огромном воздействии самодеятельных спектаклей на красноармейскую аудиторию. Проявление революционных чувств соединялось здесь с чувством интернацибнальной солидарности. Именно самодеятельный фронтовой театр положил начало созданию национального театрального искусства у тех народов, которые прежде не знали театра совсем.

Очень много для поддержки и развития агитискусства сделал А. В. Луначарский. Он считал, что «именно в формах самодеятельного театра новая жизнь, революция впервые нашли художественное выражение на сценических подмостках. Именно в этом искусстве пробились первые ростки открытой сознательной политической тенденциозности, которая затем составит важнейшую новаторскую особенность советского театра». Театры рабочей молодежи (ТРАМы) создали собственную драматургию и сценические приемы. В. В. Маяковский называл их театрами «агитации и воздействия».

В театральной самодеятельности 30-х гг. функции прямой агитации стали выполнять агитбригады, выступавшие со скетчами, частушками, вокальными и цирковыми номерами. Повсеместно создавались любительские драматические коллективы, которые ставили многоактные спектакли по образцу профессиональных театров.

В годы Великой Отечественной войны коллективы театральной самодеятельности активно выступали как в тылу, так и на фронте, в партизанских отрядах.

В послевоенное время театральная самодеятельность прошла ряд важных этапов. Первый из них связан с присвоением в 1959 г. лучшим театральным коллективам звания «народный театр». Эта традиция продолжает жить и сейчас. Второй этап связан с проведением I Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся (1975-1977), посвященного 60-летию Октябрьской революции. Фестиваль способствовал повышению идейно-художественного уровня самодеятельности, углублению связей и взаимообогащению культур народов СССР, укреплению содружества профессионального и самодеятельного искусства. Подобные фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Третий этап охватывает 80-е гг., для которых характерно большое разнообразие творческих почерков, стилей, форм любительского театра: театр-клуб, комнатный театр, театр поэзии, театр пантомимы, театр балета, театр юного зрителя, агиттеатр. Те коллективы, которые на рубеже 50-60-х гг. первыми получили звание народных театров, - коллектив Дома культуры ЗИЛа (Москва, режиссер С. Штейн), «Манекен» (Челябинск, А. Морозов), Молодежный театр драмы и поэзии (Иваново, Р. Гринберг), театр поэзии Дома культуры нефтяников (Омск, Л. Ермолаева), театр Дома культуры имени Ю. А. Гагарина (Усть-Абакан, В. Соколова) и многие другие - пришли в 80-е гг. с разнообразным творческим багажом. В репертуаре народных театров пьесы А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, А. И. Гельмана, В. С. Розова, М. Ф. Шатрова и др. Многие произведения советских писателей были впервые поставлены именно народными театрами: «Я пришел дать вам волю» В. М. Шукшина в Театре на Красной Пресне (Москва, режиссер В. Спесивцев), «Живи и помни» В. Г. Распутина в театре в Братске (К. Магидин), «Белый пароход» Ч. Айтматова в театре «Манекен» (Челябинск, А. Морозов) и др.

Наряду с народными театрами внутри любительского движения возникла новая форма организации театрального творчества - театр-студия, которая, развивая лучшие традиции театральной самодеятельности, должна углублять идейно-художественный поиск, максимально раскрывать творческий потенциал участников. Московские театр-студия на Юго-Западе (руководитель В. Белякович), театр-студия «Камерная сцена» (М. Щепенко), театр-студия «У Никитских ворот» (М. Розовский), театр-студия «На досках» (С. Кургинян), театр-студия «Человек» (Л. Рошкован), оказавшись в авангарде этого движения, приобрели статус профессиональных коллективов.

В рамках II Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества (1985-1987), посвященного 70-летию Великого Октября, заметно активизировалась творческая деятельность всех коллективов театральной самодеятельности. Коллективы-ветераны подводили итоги своей работы. Зональные смотры, Рампы Дружбы способствовали обмену опытом начинающих коллективов. Ставили новые задачи экспериментальные театры: театр-клуб «Суббота» (руководитель Ю. Смирнов-Несвицкий), театр-лаборатория Дома культуры Автозавода имени Ленинского комсомола (А. Расинский), студия «Театр» (А. Левинский) и др. Фестиваль завершился в Москве, где в июле 1987 г. состоялась декада «Литература, народные театры, агиттеатры».

В нашей стране много интересных самодеятельных коллективов. Среди них - «Поэзия и правда» (Одесса), народный театр Дома культуры имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (Магнитогорск), народный театр «Рампа» педагогического института (Абакан), студенческий народный театр Ленинградского государственного университета, студенческий театр Вильнюсского государственного университета, народный театр-студия имени ВЛКСМ (Львов), Народный театр комбината древесных материалов (Клайпеда) и др.

Есть ли такой ребенок, который не хочет стать артистом или певцом? Сегодня получить желаемое легко - набор в театральную студию , как правило, осуществляется без предварительных экзаменов. Занятия gомогут осуществиться детской мечте, и ваш малыш будет выступать на сцене, поражая зрителей своими талантами. Часто при выборе театральной студии вопрос упирается в деньги, но в Москве есть множество недорогих и хороших мест, где можно получить дополнительное актерское образование.

Студии-театры

Многие частные театры открывают театральные студии. Обучение в них будет интересно уже тем, что вы получите возможность выступать на сцене перед зрителями с настоящими спектаклями. Обучение в них сравнительно недорогое:

  1. «Открытие». Здесь вы можете посетить как разовые занятия, курсы для детей и поступающих в ВУЗы, а также полноценные курсы. В последнем случае программа обучения будет состоять из трех этапов и продолжаться 9 месяцев. Стоимость занятий составляет от 3000 до 6000 рублей ежемесячно;
  2. «Квадрат». За три месяца обучения в этом учреждении вы научитесь преодолевать страх публичного выступления, красиво и выразительно говорить, постигните азы невербального общения, развития памяти и внимания. Групповые занятия стоят 4000 - 5000 рублей в месяц;
  3. «Удивительная студия Ю. Мартынычева». В ней открыты исследовательские группы, в которые принимаются люди на конкретные роли в спектаклях студии. Обучение бесплатное, но проводится жесткий кастинг.

Частные театральные студии

Бывает и так, что театральная студия не оценивает занятия очень дорого, а знания и навыки, полученные в ней, фундаментальны. К таким творческим объединениям можно отнести:

  1. «Форма». Тут вас научат играть разные роли, верить в себя, видеть волшебное в повседневном. А также разовьют актерские способности и вашу чувственно-эмоциональную сферу. Обучение будет стоить 5000 рублей в месяц как для взрослых, так и для детей, а мастер-классы - 2500;
  2. «Арт-Премьер». В небольших подгруппах вы овладеете навыками ораторского и сценического искусства, смены имиджа и стиля, создадите актерское портфолио. Цена - 4000 - 5000 рублей ежемесячно;
  3. «Ам-театр». Здесь обучают, кроме актерского мастерства, также режиссуре и подготавливают к поступлению в театральное училище. Каждые два месяца вы будете практиковаться выступать на сцене. Цены - 4000 - 5000 рублей.

Театральные кружки при ДК

При домах творчества зачастую открываются неплохие театральные кружки, цены на которые гораздо ниже, чем в частных студиях. Обратите внимание на следующие ДК:

  1. Центральный дом актера. В его стенах проводятся занятия в театральной школе «Артист» по методикам известных театральных деятелей. Раскрепощенное общение, красивая речь, умение играть на сцене и в жизни - этому вы научитесь за 6000 рублей в месяц;
  2. «Театр юных москвичей». Существует в учреждении художественного образования МГДД (Ю)Та свыше 70 лет. У ребят развивают умение самовыражаться и выступать на сцене. Они участвуют в спектаклях, конкурсах, фестивалях. Прием осуществляется по результатам прослушивания и эссе;
  3. «Глобус». Театральная студия функционирует в стенах ДК «Загорье». Здесь детей обучат актерскому мастерству, сценической речи, пластики тела и танцам. Они будут участвовать в театральных постановках, конкурсах, разовьются творчески и социально. Обучение бесплатное.

Театральная студия - прекрасное место для общего развития вашего ребенка. Не стоит бояться высоких цен на обучение в них - вы можете с легкостью подобрать такой вариант, которых соизмерим с вашим бюджетом.

Любительские театры – явление не новое. В России это направление начало активно развиваться в период с XVII по XIX век, когда во дворянских усадьбах ставились спектакли с участием непрофессиональных артистов так называемых "домашних" театров.

Сегодня в числе актеров-любителей можно встретить представителей самых разнообразных профессий. Мы решили выяснить, может ли обычный бухгалтер вжиться в роль Отелло, кто режиссирует любительские постановки, и как непрофессиональный театр становится государственным учреждением.

Как это устроено

К сожалению, в Москве, да и в России в целом, не ведется учет количества любительских театров.

"В советские годы я знала, сколько их в России, Литве, Грузии. Сейчас таких статистических данных нет. Постоянно возникают новые театры – школьные, студенческие, различные театральные школы", - комментирует заведующая кабинетом любительских театров Союза театральных деятелей РФ Алла Зорина .

Живется любительским театрам непросто. Многие коллективы странствуют по Москве и Подмосковью в поисках площадок для репетиций и показов спектаклей. Нехитрые декорации и афиши мастерят своими руками.

"Мы не просим помощи, потому что это два разных процесса – заниматься творчеством и собирать деньги на постановку. Мне проще найти эти деньги самой, чем обивать кабинеты всевозможных инстанций. Средства на постановки нам не выделяют. Одно время у нас был хороший меценат, который купил освещение, ширму для декораций. Но сейчас мы понимаем, что нужно самим развиваться и себя обслуживать", - отмечает художественный руководитель Одинцовского любительского театра Светлана Лапшина .

Одинцовский театр возник в 2007 году по инициативе самой Светланы и ее мужа – профессионального режиссера. Лапшина уверена, если любительский театр хочет достичь высокой художественной планки, то им должен руководить человек с образованием. Сама Светлана является студенткой пятого курса Московского государственного университета культуры и искусств, заканчивает режиссуру любительского театра.

Одинцовский театр, артисты которого поначалу репетировали в стенах квартиры, сейчас имеет свою постоянную площадку на базе культурно-досугового центра Немчиновский.

"Если театр перспективный, у вас есть хороший спектакль, можете обратиться в ДК, и вас там с удовольствием возьмут. Тем более на общественных началах, - делится опытом Лапшина. – Мы начали работать как профессионалы, регулярно поддерживая репертуар. В нем пять спектаклей, играем их два раза в месяц".

Станет ли любительский театр профессиональным – зависит от целей и желания художественного руководителя.

"Работать с актерами-любителями - это одна специфика, предполагающая больше свободы, творческого поиска, лабораторной работы. Либо же театр переходит в статус профессионального, зарабатывающего деньги. Тогда он живет по определенным правилам, сковывающим творчество", - поясняет Светлана.

Занавес, товарищи студенты!

Директор театра МОСТ (Московский Открытый Студенческий Театр) Ирина Большакова считает, что ее учреждение, трансформировавшееся из любительского в государственное, не потеряло духа свободы.

"Никогда со стороны департамента культуры, который является нашим непосредственным начальником, не было никаких ограничений в плане творчества. Творчество ограничивали в те годы, когда театр был университетским, когда существовал партком и худсовет. У Марка Захарова, который пришел в наш студенческий театр после Ролана Быкова, был снят спектакль "Дракон" за внешнюю аналогию с Хрущевым. Это были времена жесткой цензуры, распространявшейся и на любительские театры. И Виктюк из студенческого театра ушел не по своей воле. Цензура не пропустила его спектакль "Уроки музыки", - рассказала Ирина Большакова.

К слову, МОСТ сформировался из Студенческого театра МГУ. Однако в труппу входили не только ребята из Московского университета, но и других вузов. В период перестройки театр стал довольно популярен в Москве. Успех, в частности, принес смелый спектакль "Черный человек или Я, бедный Сосо Джугашвили".

"Никто не вспоминал, что мы любительский театр, так как у нас была мощная художественная часть. В некоторых спектаклях играли ребята, закончившие Школу-студию МХАТ. Ролан Быков был тогда у нас завсеком. Он мечтал создать стартовую площадку для творческого самовыражения талантливой молодежи", - продолжает наша собеседница.

Но триумф МОСТа сменился периодом неурядиц. Возникли проблемы с ректоратом университета, театр лишился постоянной сценической площадки. Пришлось арендовать помещения московских театров, а это удовольствие не из дешевых.

"Мы обратились за помощью в управление культуры Центрального округа Москвы. Нам предложили создать на базе театра МГУ общемосковский студенческий театр. Город дал помещение в центре. Я считаю, что мнение "Никто нам не нужен, мы сами создадим театр и будем работать" неправильное. Поддержка и заинтересованность государства необходима", - говорит Большакова.

А вот художественный руководители и режиссер театра "Без вывески" Мария Дроздова признается, когда поступило предложение получить категорию профессионального учреждения культуры, она отказалась.

"Я знала, что в случае согласия, обрекла бы своих актеров на нищенскую зарплату при полной загруженности дня. В моем театре люди, получившие хорошее образование. Есть президент крупной компании, который играет на сцене и подчиняется общим правилам. В труппе 35 человек, которые сотрудничают с театром практически с самого его основания. У нас уже 36 сезон, любительские спектакли столько не живут. При хорошем раскладе их срок – до 10 лет. Нам успех обеспечил именно стабильный коллектив".

Каждые две недели артисты "Без вывески" расклеивают афиши, иногда дают рекламу в бесплатные печатные издания.

Сейчас театр Марии Дроздовой активно сотрудничает с муниципалитетом, что позволило получить довольно просторный зал для выступлений.

"Помимо того, что мы делаем спектакли, помогаем в проведении всех районных мероприятий для населения САО. Помощь наша заключается в техническом обеспечении праздничных мероприятий. Это выгодно району. На все спектакли у нас получают билеты ветераны войны, многодетные семьи. Головино, Войковский, Тимирязевский округа – оттуда также приходят на наши спектакли зрители. При этом многие не делят спектали на профессиональные и любительские. Людям важна достойная работа актеров, хороший репертуар", - добавляет Дроздова.

Важным этапом развития любительских театров являются фестивали, режиссерские лаборатории и семинары. Это способ и себя показать, и на коллег посмотреть.

"Недавно московский театр "Клякса" вернулся с фестиваля "Театральный перекресток", который прошел в Екатеринбурге. Также состоялся международный фестиваль "Ваш выход", в котором принял участие театр из подмосковного Краснознаменска. Весной фестиваль любительских театров провели в Болгарии. На него мы рекомендовали детских музыкальный театр из Реутова. Летом организовали всероссийскую школу для детей и подростков "Театральные каникулы на Вятке", где наряду с другими городами занимались дети и режиссеры из Москвы и Подмосковья. С 31 октября по 7 ноября в Центе культуры “Сцена” в Коньково состоится фестиваль любительских театров "Молодые – молодым". Там будут театры из Москвы и Подмосковья", - отметили в кабинете любительских театров СТД.

Чтобы принять участие в фестивале, коллектив любительского театра может самостоятельно обратиться с заявкой в соответствующий кабинет при СТД. Специалисты ведомства также посещают спектакли, лучшие из которых рекомендуют для участия в фестивалях и семинарах.

Кто играет?

По словам художественного руководителя школы актерского мастерства "Образ" Сергея Базарова , непрофессиональных актеров, желающих попробовать себя на сцене, можно разделить на несколько категорий.

Во-первых, это люди, желающие с помощью актерского мастерства преобразовать свое поведение: овладеть ораторскими навыками, усовершенствовать телесную и речеголосовую выразительность. В игровой форме делать это не только легче, но и интереснее.

Во-вторых, покоряют сцену те, кому не хватает в жизни ощущений.

"На сцене имитируются различные ситуации, в большинство из которых человек никогда в жизни не попадет. И это безопасная имитация. То есть все всегда заканчивается хорошо: мы прощаемся и расходимся по домам. Игра является мощным источником недостающих в современной жизни ощущений. Наполняясь ощущениями, человек преображается, становится более позитивным и коммуникабельным дома и на работе", - говорит Сергей Базаров.

Третья группа новоявленных актеров состоит из желающих понять, насколько им интересна театральная деятельность с точки зрения профессионального занятия.

"Ежегодно порядка 30 наших учеников попадают в театры, в кино, - продолжает наш собеседник. – В школу-студию обращаются люди от 15 лет. В этом году самой взрослой ученице – 75. Приходят менеджеры любых направлений, юристы, бухгалтеры, финансисты. Много людей, работающих с сухими цифрами".

Говоря о пользе театра для повседневной жизни, Сергей Базаров отмечает: "В начальных классах американских школ актерское мастерство является официальным предметом, преподают который педагоги, далекие от театра. Думаю, в России это также неизбежно".

Алла Панасенко

Действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, - он предполагает не только общие усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей .

На ранних стадиях развития театра - в народных празднествах - пение , танец , музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве; в процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свой первоначальный синтетизм , образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также некоторые промежуточные формы .

Античный театр

Древнегреческий театр родился из мистерий , посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь Дионису : в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров », одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально - «песнь козлов») . Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора . Декламатор, которого в VI веке до н. э. называли «гипокритом» («ответчиком» или «комментатором»), мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Позже Эсхил добавил к хору второго актёра-декламатора, а Софокл третьего, - в V веке до н. э. «гипокриты» уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате - преобразование хора сатиров в драму .

В Древнем Риме были популярны ателланы , короткие фарсовые представления в духе буффонады .

Наряду с официальным существовал также античный народный театр, в котором выступали бродячие комедианты - флиаки и мимы . Они разыгрывали примитивные пьески бытового, развлекательного, сатирического, часто непристойного содержания на улицах и площадях, актеры были без масок, в представлении могли участвовать женщины.

Европейский театр

Средневековье

Английский средневековый театр, гравюра 19 века

В противовес языческим, христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению действенную иллюстративность . Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет , происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию , - диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления .

Постепенно литургическая драма становилась более действенной, более содержательной, наполнялась психологическими переживаниями; тенденция к реалистической трактовке евангельских сюжетов и образов, отразившаяся и в оформлении представлений, и в бутафории , противоречила целям церковной службы, и в 1210 году литургическая драма была изгнана из церкви, - в дальнейшем представления давались на паперти , что позволило участвовать в них не только клирикам, но и горожанам .

Во второй половине XIII века получили широкое распространение представления, посвящённые житиям святых - миракли , которые от собственно евангельских сюжетов отличались и более «бытовым» оформлением . В это же время появились и светские пьесы, в большей степени, чем миракли, связанные с народными фольклорными представлениями, - известны, в частности, «Игра о беседке» и «Игра о Робене и Марион » Адама де ла Аля .

Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий - массового, площадного, самодеятельного искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит .

Эпоха ренессанса

Драматический театр

Параллельно развивалась другая тенденция: в 70-х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр, - со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения Сенеки , Плавта и Теренция . Опыт Лето быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримский авторов на итальянский язык. Две формы итальянского театра - античные комедии в итальянских переводах (и оригинальные пьесы, долгое время носившие откровенно подражательный характер) и мистерии на мифологические сюжеты - постепенно сближались, заимствовали одна у другой элементы драматургической техники и сценического воплощения .

С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов на рубеже XV-XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было . Важную роль в становлении итальянского профессионального театра сыграла падуанская труппа актёра и драматурга Анджело Беолько , члены которой, выступая в разных пьесах под одними и теми же именами, в одних и тех же костюмах, создавали неизменные типы (tipi fissi) , - в этом отношении труппа Беолько предвосхищала комедию дель арте , появившуюся в середине XVI века, вскоре после его смерти . Однако в точном переводе с итальянского commedia dell’arte в то время означала «профессиональный театр» - понятие «комедия масок» появилось позже .

На протяжении долгого времени спектакли играли во дворцах. Лишь в 20-х годах XVI века начали появляться специальные театральные здания, при этом принципы постройки заимствовались у Витрувия : как и в Древнем Риме, зрительный зал строился в виде амфитеатра .

Новый итальянский театр родился как придворный, однако очень скоро завоевал популярность в самых широких слоях итальянского общества, к интересам и вкусам которых он начал приспосабливаться на рубеже XV-XVI веков: мифологические сюжеты постепенно уступали место сюжетам из современной жизни, которые, в свою очередь, диктовали и новые принципы оформления спектаклей, и иной стиль актёрской игры .

Опера и балет

В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр.

Первыми оперными композиторами были Якопо Пери , Клаудио Монтеверди и другие .

Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев .

В XV веке одним из первых мастеров танца был Доменико да Пьяченца (англ.) русск. . Он занимался танцами вместе со своими учениками Антонио Корназано (англ.) русск. и Гульельмо Эбрео , а также обучал этому искусству итальянскую знать. Да Пьяченца написал труд под названием «De arte saltandi et choreus ducendi » («Про искусство танца и ведение танцев») .

В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления - spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы. Екатерина Медичи принесла интерес к танцам во Францию. Она же была первым спонсором балетов, и устраивала грандиозные spectaculi . Одним из заметных был «Польский балет» (Le Ballet des Polonais), который был поставлен к визиту польских послов в 1573 году.

Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах. Дворяне, включая Людовика XIV , исполняли в балете роли разной важности.

В 1585 году в Вероне открылся театр Олимпико с просцениумом .

Последующая история

Театр Востока

В театре Востока сохранились древние архаичные традиции драматического, кукольного , музыкального театров . Это одинаково верно и для театра Индии , театра Японии , Китая , Вьетнама , театра Индонезии .

Театр в России

В России театр родился поздно - лишь во второй половине XVII века. Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб - Пещное действо и Шествие на осляти . Эти обряды совершались не позднее, чем с начала XVI столетия . Скоморошество , зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича ; города не обладали достаточной самостоятельностью, чтобы своими силами устраивать представления, аналогичные западноевропейским мистериям, - театр в Россию был импортирован из Западной Европы . В 1672 году был создан первый придворный театр, однако он просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого «школьного театра» - театра при духовных учебных заведениях; первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия «Об Алексее человеке Божием» . В 1687 году в Заиконоспасском монастыре в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия , при которой также был создан театр .

Театр в США

Виды театра

Драматический театр

В отличие от других видов сценического искусства, спектакль в драматическом театре основывается на литературном произведении - драме или на сценарии , предполагающем импровизацию или заранее подготовленную постановку. Для артиста драматического театра основным средством выразительности, наряду с физическими действиями, является речь, сценический костюм, грим; вместе с тем драматический театр - искусство синтетическое: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал , и танец , и пантомиму . Важную роль в драматическом театре играет режиссёр , который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует сценарий.

Опера

Опера - сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец . Зародилась она в Италии на рубеже 16-17 веков .

Существуют такие жанры, как большая опера , комическая опера (opera-buffa в Италии, opéra-comique во Франции, Singspiel в Германии, Тонадилья в Испании, балладная опера в Англии) , романтическая опера , опера-балет и др. Жанр комической оперы повлиял в ХХ веке на формирование таких жанров, как оперетта , мюзикл , музыкальная комедия .

Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах .

Оперное произведение - это род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра , где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто , оригинальное или основанное на литературном произведении . Опера представляет собой ансамбль сольных эпизодов - арий , дуэтов , трио , квартетов , ариозо , речитативов , а также ансамблей , хоров , балетных сцен и подразделяется на акты и картины , сцены и номера; в начале оперы перед актами бывает пролог , а в конце - эпилог .

Большая роль в опере принадлежит оркестру .

Балет

В ХХ веке пантомимой занималась группа Карно , в которой впервые выступили Чарли Чаплин , Макс Рейнхардт , Жан-Луи Барро , Марсель Марсо и другие.

Пантомима бывает танцевальная, классическая, акробатическая, эксцентрическая, в начале ХХ века появилась драматическая пантомима .

Жанр пантомимы развит в классическом индийском музыкальном театре и в Японском театре Но .

Мюзикл

Оперетта

Оперетта - вид музыкального театра, в переводе с итальянского означает «маленькая опера». Опереточная школа зародилась в Вене (Австрия) в 60-е годы XIX века.

Театральные фестивали

  • Dance Open - международный фестиваль балета
  • Алтан Сэргэ - международный фестиваль национальных театров
  • Всероссийский театральный фестиваль имени Олега Янковского
  • Всероссийский фестиваль «Реальный театр»
  • «Голоса истории» - международный театральный фестиваль Вологодской области
  • Дягилевский фестиваль - международный многожанровый фестиваль
  • Золотая маска - российская национальная театральная премия и фестиваль
  • Золотой Арлекин - Саратовский областной театральный фестиваль и одноимённая театральная награда
  • Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова
  • Ново-Сибирский транзит - межрегиональный фестиваль-конкурс драматических театров Сибири, Урала и Дальнего Востока
  • Фестиваль «Браво!» - Свердловский областной конкурс на лучшую театральную работу года и фестиваль
  • Фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева

См. также

Примечания

  1. Театр / Родина М. Т. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  2. Театр // Театральная энциклопедия (под ред. А. П. Маркова). - М. : Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 5 .
  3. Бушуева С. К. Введение // Взаимосвязи: Театр в контексте культуры: Сборник научных трудов. - Л. , 1991. - С. 4-6 .
  4. Барбой Ю. М. . - Л. , 1988. - С. 26-27. - 201 с.
  5. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль . - Л. , 1988. - С. 30. - 201 с.
  6. Арто А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / Сост. и вст. ст. В. И. Максимова, Комм. В. И. Максимова и А. Ю. Зубкова. - СПб., М.: Симпозиум, 2000. - С. 99-103. - 443 с.
  7. Рудницкий К. Л. Спектакль // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). - М. : Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 4 .
  8. Трагедия // Словарь античности. Составитель Йоханнес Ирмшер (перевод с немецкого). - М. : Элис Лак, Прогресс, 1994. - С. 583 . - ISBN 5-7195-0033-2 .
  9. Энциклопедия кругосвет. античный театр (неопр.) . Дата обращения 2 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  10. Дживелегов А. , Бояджиев Г. . - М. : Искусство, 1941.
  11. Аверинцев С. С., Бояджиев Г. Н. Гистрион // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). - М. : Советская энциклопедия, 1961-1965. - Т. 1 .
  12. Дживелегов А., Бояджиев Г. Гистрионы // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  13. Дживелегов А., Бояджиев Г. Фарс // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  14. Дживелегов А., Бояджиев Г. Литургическая драма // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  15. Дживелегов А., Бояджиев Г. Миракль // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  16. Дживелегов А., Бояджиев Г. Мистерия // История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года . - М. : Искусство, 1941.
  17. Дживелегов А., Бояджиев Г. Театр эпохи Возрождения //
Набор непрофессиональных актеров в труппу театра "Русская Классика"

Как стать частью чего-то Большого (например, театра)?

1. Имейте желание, цель и будьте мужественны.
К нам приходило много актеров, которые хотели играть в нашем театре. Они очень хотели, они горячо брались за дело, но хватало их на одну-две репетиции. Почему? Потому что на самом деле они не хотели. Им просто нравилось смотреть, как играют актеры нашего театра и они мечтали увидеть на сцене себя. Это как ребенок, который мечтает стать космонавтом. Он хочет оказаться в космосе и на следующий день пожимать руку генеральному секретарю ЦК КПСС. Мечтая, он не думает о многолетних тренировках, изматывающих тестах, долгом отсутствии дома и о других лишениях.

Мечтая играть в театре (в любом, не только в нашем), Вы должны понимать, что за две репетиции Вы ничего не добьетесь. Вы должны хотеть репетировать, репетировать и репетировать. Вы должны уметь довольствоваться маленькими ролями или короткими репликами. Вы должны иметь мужество играть того, кто Вам не нравится. Вы должны иметь храбрость одевать женскую одежду, будучи мужчиной или ругаться матом, будучи женщиной. Вы должны уметь красить губы, наносить грим, плакать на заказ, смеяться, когда Вам грустно и делать еще много чего. Те, кто не любят театр, называют это лицедейством и замещенной реальностью. Те, кто любит театр, считают, что это храм искусства, в котором у каждого человека, будь он актер или зритель, заглянуть за край своей жизни и познать истину.

2. Выделите время, расставьте приоритеты.
Мы - непрофессиональный театр. Это означает, что мы стараясь играть на высоком профессиональном уровне, остаемся людьми других профессий. Мы все где-то работаем и мы не зарабатываем себе на жизнь актерской игрой. Это наше увлечение, хобби, наш вечерний адреналин. Если Вы хотите играть в наших спектаклях, и готовы к долгой карьере - Вам надо найти время, чтобы ходить на репетиции. Несколько раз в неделю. Минимально - два раза в неделю, по вечерам. И Вы должны приходить вовремя. И не опаздывать.

У нас у всех бывают дела, форс-мажоры, обстоятельства, семьи, болезни, работы и пробки. И мы отнесемся с пониманием, если Вы один или два раза опоздаете. Но мы не любим регулярных опозданий и постарайтесь сделать так, чтобы Вы приходили на каждую репетицию. Это вопрос приоритетов. Если театр для Вас будет важен - мы уверены, что Вы будете приходить регулярно и вовремя и ничто Вам не помешает. Если же театр для Вам будет идти по остаточному принципу - значит Вы будете приходить иногда и мы очень быстро с Вами расстанемся. Мы хотим работать с ответственными и серьезными людьми. Но коллектив у нас веселый и легкий. Сами увидите.

3. Учите матчасть текст!
Для того, чтобы с чего-то начать мы дадим Вам выучить небольшую пьесу на одного-двух человек. Можете (если очень хочется) выучить что-то свое. После этого прочтете нам ее в лицах. Ну, а дальше посмотрим. Но главное правило этого периода - Вы должны хорошо выучить текст. Дословно, с запятыми. Не примерно, а слово-в-слово. Это правило нашего театра и мы привыкли бережно обращаться с авторским текстом. Текст должен отлетать у Вас от зубов и только после этого мы приступим к репетициям.

4. Доставайте кошелёк!
Стоимость для новичков составит от 1 до 10 тысяч в месяц, в зависимости от загрузки и Вашего финансового состояния. Эти деньги пойдут на благие дела.

5. Готовьтесь к испытаниям!
Нас часто спрашивают: нужен ли профессиональный опыт? Ответ - нет. опыта не нужно, достаточно сильного желания! Хорошо, если Вы прочтете несколько книжек по актерской игре, посмотрите несколько фильмов с Евстигнеевыми или Де Ниро и походите в хорошие театры. Мы готовы обучить Вас всем тонкостям актёрской игры, но только при условии, что Вы хотите играть по-настоящему, а не понарошку. Внимание! Мы не студия самодеятельности и не театральный кружок! Не стоит приходить к нам, чтобы научиться играть "деда мороза" или зайку. У нас все серьёзнее - бабки, лешии, маляры, егеря и метранпажи. Всё по-взрослому.

6. Найдите театр своей мечты - и вперёд!
(к сожалению, пока мы набор не ведём, но как только возобновим - вы узнаете об этом первыми!)

Удачи!