Эсхил - отец трагедии, нововведения и эволюции творчества. Трагедия «Персы», «Прометей прикованный»

Древнегреческий драматург.

Эсхил не был первым греческим драматургом, но часто называется «отцом трагедии». Аристотель сообщает, что именно Эсхил ввёл в трагедию второго актёра (до него на сцене действовали лишь один актёр и хор), что сокращало партии хора и расширяло диалог, давая возможность вводить и гораздо большее число действующих лиц, поскольку два актёра могли сразу играть несколько ролей...

До нас дошли названия 79 его произведений, но полностью нам известны тексты только 7 его драм.

«В V в. до н. э. Эсхил , первый из великих драматургов, ввёл в драматический ансамбль второго актёра и сделал своих актёров главными исполнителями, соответственно сократив роль хора, который тем не менее сохранил немалое значение для развития фабулы.

В его трагедиях нет острых сюжетных ходов, сюрпризов и неожиданных поворотов.

Черпая вдохновение во всем известных мифах - вроде «Падения дома Атридов», с изложения которого начиналась эта глава, - Эсхил представляет нам величественные и неспешные пышные зрелища, воскрешающие далекое прошлое.

Его персонажи произносят поэтические речи, изъясняясь возвышенным языком.

Простота циклов трагедий Эсхила сродни той, что отличает средневековые циклы мистерий.

В них всё названо своими именами. Красота этих сочинений не в сложности метафор, не в изощрённости основной идеи; это воплощение ясности ортодоксального религиозного мышления - бог это бог, и человеку не провести его.

Возмездие Зевса обрушивается на дерзновенных, которых гордыня подвигла оспорить установленный порядок вещей. Вина, как и богатство, может наследоваться, ложась в ходе бесконечной цепной реакции на детей, а затем внуков и правнуков виновных. Лишь создание новой, более гуманной системы правосудия - которая в «Эвменидах» Эсхила , заключительной трагедии «Орестеи», оказывается афинской демократией - может прервать эту нисходящую спираль и превратить древних богинь бесконечного мщения в покровительниц города и народа, пекущихся о благополучии Афин.

Эсхил использовал древнюю легенду, чтобы поднять злободневные вопросы, а именно: сопротивление аристократов утрате былого могущества перед лицом демократических реформ.

Финальная идея цикла: небеса желают людям лучшей участи, а потому все ваши возражения, подобные тем, что выдвигаются эриниями, лишены смысла; хотя мы должны бояться вас и принимать в расчёт, вы уже не можете определять исход всего.

Таков был сокровенный путь, открытый для Эсхила и его последователей: священная, всем знакомая история, чья истинность не вызывала сомнений, чьи корни уходили глубоко в греческое коллективное сознание, использовалась драматургом, чтобы говорить о настоящем полиса.

Во многих пьесах хор представляет рядовых граждан, аудиторию, изрекая простые истины и обретая новое понимание вещей по ходу драмы».

Томас Кахилл, Греческое наследство: чем цивилизация Запада обязана эллинам, СПб, «Амфора», 2006 г., с.148-149.

Эсхил: «С начала времён каждый знаменитый поэт всегда служил людям. Орфеи внушал отвращение к убийству, Музей разгадывал пророчества оракулов и учил медицине, Гезиод - земледелию, божественный Гомер - героизму. А я после Гомера воспеваю Патрокла с львиным сердцем, чтобы каждый гражданин стремился походить на великих людей».

Цитируется по «Лягушкам» Аристофана , стих 1039.

«Возможно, древнейшим образцом является трагедия Эсхила «Персы», где грек описывает войну с позиции врагов.
В последующем этот приём многократно применялся писателями и публицистами гуманистической ориентации. Опыт показывает, что он способен давать частичный позитивный результат, хотя чреват опасностью для самого миротворца. Психологи применяют его при терапии семейных конфликтов: предложение каждому из супругов предвосхитить упрёки, которые выскажет в его или её адрес в индивидуальной беседе противная сторона (каждый стремится выглядеть в глазах психотерапевта более объективным), в ряде случаев прямо ведёт к разрешению конфликтной ситуации».

Назаретян А.П., Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии, М., «Либроком», 2012 г., с. 97.


Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра «Реклама»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Зарубежная литература»
на тему: Эсхил «отец трагедии»

Выполнил:
студент ИЗО гр. 306 МР
Морозкина Ульяна Игоревна
Преподаватель:
Торопова Ольга Владимировна

Оценка «______________________ _»

«_____» __________________ 20 г.

ЧЕЛЯБИНСК 2011

Глава 1. Эсхил и его вклад в жанр трагедии.
Эсхил, сын Эвфориона, родился в местечке Элевсине близ Афин около 525 г. до н. э. Он происходил из знатного рода, который, по-видимому, имел отношение к Элевсинским мистериям. В ранней юности он видел низвержение тирании Писистратида Гиппия. Семья Эсхила принимала деятельное участие в войне с персами. Брат его Кинегир умер от ран, полученных при Марафоне, когда пытался овладеть неприятельским кораблем. Другой брат, Аминий, в битве при Саламине командовал кораблем, начавшим сражение. Сам Эсхил сражался при Марафоне, при Саламине и при Платеях. Он рано начал писать драматические произведения и оставил после себя 72 или, вернее, 90 пьес. Тринадцать раз он выходил победителем на драматических состязаниях (в первый раз в 484 г.). В среднюю пору своей деятельности он встретил счастливого соперника в лице молодого Софокла (468 г. до н. э.). Из Афин Эсхил на некоторое время выезжал в Сицилию по приглашению тирана Гиерона, и там при дворе в Сиракузах была снова поставлена его трагедия «Персы». На местную сицилийскую тему была написана не дошедшая до нас трагедия «Этнянки». Под конец жизни, после успешной постановки тетралогии «Орестии» в 458 г., он переселился на остров Сицилию, где и умер в 456 г. в городе Геле. Там он и погребен. Надгробная надпись, будто бы им самим сочиненная и во всяком случае относящаяся к его времени, гласит:
Эвфорионова сына Эсхила афинского гроб сей
Меж хлебородных полей Гелы останки хранит.
А Марафонская роща да мидянин 1 длинноволосый
Могут про доблесть его славную всем рассказать.
В этой надписи обращает на себя внимание то, что автор ни словом не упоминает о литературной деятельности Эсхила. Как видно, исполнение патриотического долга на поле битвы покрывает все остальные заслуги человека - черта, характерная для общественных настроений данной эпохи. Этим определялось и мировоззрение Эсхила.
Относительно переселения Эсхила под конец жизни на остров Сицилию древние биографы приводят разные объяснения. Но ни одно из них нельзя считать удовлетворительным. Причину скорее всего надо искать в политической обстановке того времени. Как сторонник старого дореформенного Ареопага, он не мог мириться с установлением новых порядков. Туманный намек на это содержится в комедии Аристофана «Лягушки», где говорится о каких-то расхождениях поэта с афинянами.
Трагедия до Эсхила содержала еще слишком мало драматических элементов и сохраняла тесную связь с лирической поэзией, из которой она возникла. В ней преобладали песни хора, и она еще не могла воспроизводить подлинного драматического конфликта. Все роли исполнялись одним актером, и поэтому никогда не могла быть показана встреча двух действующих лиц. Только введение второго актера давало возможность драматизировать действие. Эта важная перемена была произведена Эсхилом. Вот почему и принято считать его родоначальником трагического жанра. В. Г. Белинский называл его «творцом греческой трагедии» , а Ф. Энгельс - «отцом трагедии» . Вместе с тем Энгельс характеризует его и как «ярко выраженного тенденциозного поэта», но не в узком смысле этого слова, а в том, что он свой художественный талант обращал со всей силой и страстностью на освещение существенных вопросов своего времени.
Эсхил начал свою деятельность, когда драматическая техника была на начальной ступени своего развития. Трагедия образовалась из песен хора, и в его произведениях песни занимают очень существенное место, хотя постепенно хор теряет свое руководящее значение. В «Просительницах» хор Данаид - главное действующее лицо. В «Эвменидах» хор Эриний представляет одну из борющихся сторон. В «Хоэфорах» хор постоянно побуждает к действию Ореста. В «Агамемноне» хору принадлежит совершенно особенная роль. Хотя он здесь уже не является действующим лицом, но его песни создают основной фон, на котором развивается вся трагедия. Смутное предчувствие ожидающегося бедствия растет с каждой сценой, несмотря на видимые признаки благополучия (сигнал о победе, приход Глашатая и возвращение царя), и подготавливает зрителя к катастрофе. Психология массы, ее смутные инстинктивные чувства, наивная вера, колебания, разногласия в вопросе, идти ли скорее во дворец на помощь к царю или нет, (1346- 1371), - все это воспроизведено с такой художественной силой, которая не встречается в литературе вплоть до Шекспира.
Источником всех конфликтов у Эсхила является независимый ни от людей, ни от богов фактор – судьба (Мойра), преодолеть которую не могут не только люди, но даже и сами боги. Коллизия свободной воли индивида с вмешательством непреодолимого фактора – судьбы – составляет лейтмотив трагедий Эсхила. В этом есть известная доля мистики, таинственности и суеверия, присущих Эсхилу и легко объясняемых исторически.
Осталось крайне мало сведений о том, какую механику использовал во время своих спектаклей Эсхил, но, похоже, система спецэффектов античного театра позволяла творить чудеса. В одном из утерянных ныне произведений - оно называлось «Психостазия» или «Взвешивание душ» - Эсхил представил Зевса на небе, который на огромных весах взвешивал судьбы Мемнона и Ахилла, в то время как матери обоих, Эос и Фетида, «парили» в воздухе рядом с весами. Как удавалось поднимать в небо и низвергать с высоты большие тяжести, вызывать по ходу действия, как в «Прикованном Прометее», молнии, ливень и приводившие в трепет зрителей горные обвалы?
Логично предположить, что греки использовали большие краны, подъемные устройства, люки, системы отвода воды и пара, а также всякого рода химические смеси, для того чтобы в нужный момент появились огонь или облака. Не сохранилось ничего, что могло бы подтвердить эту гипотезу. И все же, если древние добивались таких эффектов, значит, у них должны были быть для этого особые средства и приспособления.
Эсхилу приписывают многие другие, более простые театральные нововведения. Например, котурны - обувь на высокой деревянной подошве, роскошные одежды, а также усовершенствование трагической маски с помощью специального рупора для усиления звука. Психологически все эти ухищрения: увеличение роста и усиление звука голоса - были призваны создать обстановку, приличествовавшую появлению богов и героев.
Театр Древней Греции очень отличался от привычного для нас театра начала XXI века. Классический театр мистичен и религиозен. Представление не ублажает публику, но дает урок жизни, посредством сопереживания и сострадания, которым проникается зритель, очищает его душу от тех или иных страстей.
За исключением «Персов», основой для которых послужили реальные исторические события, трагедии Эсхила всегда опирались на эпос, на мифы, на народные предания. Таковыми были Троянская и Фиванская войны. Эсхил умел вернуть им былой блеск, придать величие и актуальный смысл. Царь Пеласг в «Просительницах» обсуждает дела государства, как если бы он был греком V века до н.э. Противоречивый Зевс из «Прометея прикованного» порой употребляет выражения, достойные афинского правителя Писистрата. Этеокл в трагедии «Семеро против Фив» отдает приказания своему войску так, как это делал бы стратег - современник Эсхила.
Он обладал поразительной способностью в отдельном, частном случае увидеть не просто эпизод в цепи событий, но его связь с миром духовным и с самой судьбой, управляющей людьми и Вселенной. Его трагедии имеют редкое свойство - всегда оставаться над тривиальностью повседневной жизни и даже привносить в нее нечто из Высшей реальности. В этом искусстве последователям не удастся сравниться с Эсхилом. Они неизменно будут спускаться на землю, в мир человеческий. А их боги и герои будут настолько похожи на обычных людей с их страстями и желаниями, что мы едва ли сможем распознать в них таинственных обитателей иной реальности. У Эсхила же все, абсолютно все окутано тайной, овеяно дыханием того, что стоит над людьми.
Для человека начала XXI века с его складом мышления это может показаться скучным и утомительным, однако мы не можем мерить нашими мерками то, что существовало и ценилось 2500 лет назад. К тому же Эсхил стремился преподать урок, а не развлечь, ибо вовсе не этому служила трагедия. Для развлечений существовали другие места и обстоятельства, и поэтому никого не удивляло их отсутствие в театре, как сегодня нам не кажется странным, что никто не смеется на концерте музыки Бетховена, - смеяться мы идем в цирк.
Много столетий спустя Виктор Гюго написал об Эсхиле: «...к нему невозможно приблизиться без трепета, который испытываешь перед лицом чего-то огромного и таинственного. Он подобен колоссальной скалистой глыбе, обрывистой, лишенной пологих склонов и мягких очертаний, и вместе с тем он исполнен особой прелести, как цветы далеких, недосягаемых земель. Эсхил - это древняя тайна, принявшая человеческое обличье, языческий пророк. Его произведения, дойди они до нас все, были бы греческой Библией».

Глава 2. Творчество Эсхила. Рецензия.
По свидетельству античных источников, Эсхил написал около 90 драм. Литературная плодовитость греческих авторов характеризует их отношение к писательской деятельности, которую они считали важнейшей формой выполнения гражданского долга. До нас дошло всего 7 трагедий Эсхила, не считая многочисленных разрозненных фрагментов.
Прочитав дошедшие до нас произведения Эсхила, я была приятно удивлена насколько богат и сложен был литературный язык того времени. Пьесы, написанные Эсхилом и те которые на основе мифов и те которые основаны на реальных событиях все содержали большое количество красочных эпитетов и сравнений. Трагедии прочитаны мной по хронологии их написания, поэтому я заметила, как с каждой пьесой изменяется стиль и красочность изложения сюжета. С каждой пьесой Эсхил все больше прибавляет диалога героям и все меньше отводится роль для хора.
Первое прочитанное мной произведение была трагедия «Просительницы». В ней почти нет действия. Все внимание сосредоточено на хоре, который является основным персонажем. «Просительницы» - первая часть трилогии о Данаидах, в основу которой положен древний миф о дочерях Даная.
У ливийского царя Даная было 50 дочерей, а у его брата Египта - 50 сыновей. Последние пожелали вступить в брак со своими двоюродными сестрами и силой вынудили Даная и Данаид дать согласие. Но в брачную ночь Данаиды, кроме одной, зарезали своих мужей.
В трагедии меня восхитило само изложение данного произведения. Хоть и не в привычной манере для нас разговаривали герои драмы, но мысли излагаемые ими были более чем понятны. Если резюмировать данное произведения не опираясь на критические статьи, написанные ранее разными авторами, а выражая только лишь свое мнение можно сказать, что Эсхил затронул в данной трагедии все те насущные проблемы, которые возможно и существовали в его времени, но они так же актуальны и сейчас. Эсхил затронул очень щепетильную тему, на мой взгляд, о беззащитности женщин перед похотливыми и жаждущими власти и богатства мужчинами. Так же как Данаиды женщины нашего времени беззащитны перед грубой мужской физической силой, а многие бессильны перед браком по принуждению (многие религии нашего времени пропагандируют данный вид бракосочетания). В трагедии Эсхила на защиту Данаид вышла общественность (жители города Аргос), в наше время это закон. В те времена люди боялись богов, в наше время люди боятся закона. Драма очень богата сравнениями и красивым изложением, что не может не восхищать:
Благоговейно всех владык у общего
Их алтаря почтите. Голубиною
Усядьтесь стаей - та боится ястребов,
Крылатых тоже, но родную пьющих кровь.
Чиста ли птица, что на птиц охотится?
Так неужели чист насильник, вздумавший
Дочь у отца похитить? Кто отважится
На это, виноватым и в Аид придет.
Ведь даже там, я слышал, над злодеями
Зевс преисподней свой последний суд вершит.
Персонаж правителя города Аргоса царь Пеласг вызвал у меня уважение, как мудрый правитель. На его долю выпал не легкий выбор защитить беззащитных девушек либо обречь свой город на неминуемую войну с сыновьями Египта (брата Даная), тех самых мужчин обуреваемых жаждой заполучить в жены собственных сестер. На все уговоры Данаид принимать решения единолично царь не отвечает согласием, а предоставляет решение дальнейшей судьбы города и Данаид своему народу. Данный жест расценивается мной как акт демократии и служение своему народу. Что не может не вызывать уважение. Ведь как бы то ни было, воевать с Египтоидами будет именно тот самый народ и кому как не им делать выбор.
В трагедии прослеживается явное восхваление благочестия и целомудрия женщин. Автор не раз акцентирует, что данный брак не по душе Данаидам по причине безнравственности данного поступка.
Хор
Мне бы вовек не знать власти мужской руки,
Доли жены-рабы. Звезд путеводный свет
Мне избежать помог свадьбы, спастись от уз
Мерзкого брака. Ты, помня богов, суди,
Правду святую помня.

Данай
Ведь возраст ваш мужчинам кружит голову,
И нелегко, я знаю, нежный плод сберечь!
Да, все живое зарится на молодость -
И человек, и птица, и бродячий зверь.
Киприда ж, предвещая пору зрелости,
Не хочет, чтоб до срока был похищен плод,
А ведь любой прохожий, встретив девушку
Красивую, призывно стрелы глаз в нее
Вонзить готов, желаньем одержим одним.
Так пусть позор, спасаясь от которого
Просторы моря в муках бороздили мы,
Нас здесь минует! Не доставим радости
Врагам своим!
Данные цитаты доказывают, то, что люди данного времени были одержимы теми же страстями, желаниями и чувствами, что и люди нашего времени. Ценились те же человеческие качества, что ценятся и поныне, хоть и столь редки в наше время, в отличие от дней минувших.
Вторая трагедия, прочитанная мной, из произведений великого трагика Эсхила была трилогия «Персы». Данное произведение не вызвало во мне столь бурных чувств в отличие от произведения прочитанного ранее. Это объясняется тем, что в драме «Персы» затронут вопрос войны, что мне как женщине довольно таки чуждо. Драма написана на основе реальных событий войны персов с Элладой. На мой взгляд произведение нагромождено именами людей того времени и названиями городов, что очень тяжело воспринимается человеком далекого от того времени и событий. Повествуется ход сражений до мельчайших подробностей, что так же воспринимается очень тяжело. Сама идея гибели целой империи из-за правителя, обуреваемого гордыней, и желанием прославится, очень интересна. Ксеркс молодой правитель, конечно, не хотел гибели своих друзей, своего непобедимого войска. Но в драме наглядно показано, что бывает, когда не отдаешь отчета своим поступкам. Что случается с людьми, которые идут на поводу только своих интересов и желаний. Жаль Ксеркса, страдающего от мук совести и раскаяния, пропитанных горечью за содеянное и тоской по своим друзьям, но еще более жалко тех воинов, которые поверили ему, и пошли за ним и обрекли себя на гибель, еще жальче те семьи, которые остались без детей, отцов мужей, без кормильцев и просто любимых. Своим необдуманным поступком Ксеркс сломал разом все то, что строилось столетиями его отцом Дарием и его дедами и прадедами. Данное произведение, несомненно, может послужить как поучительное для того, что бы показать, как может быть разрушителен один из грехов упомянутый в библии, а именно гордыня.
Мифологическое восприятие событий не помешало Эсхилу правильно установить соотношение сил как в вопросе личного поведения человека и объективной необходимости, так и в оценке политической ситуации. Военной мощи персов Эсхил противопоставляет свободолюбие греков, о которых персидские старейшины говорят:
«Не рабы они у смертных, не подвластны никому».
Злополучная участь Ксеркса, пожелавшего сделать море сушей и цепями сковать Геллеспонт, должна была служить предостережением всякому, кто посягнет на свободную Элладу. В трагедии «Персы» роль хора уже значительно сокращена по сравнению с «Просительницами», увеличена роль актера, но актер еще не стал основным носителем действия.
Следующим в списке из прочитанных произведений была трагедия «Семеро против Фив». Сюжет трагедии взят из фиванского цикла мифов. Некогда царь Лай совершил преступление, и боги предсказали ему смерть от руки сына. Он приказал рабу убить новорожденного-младенца, но тот пожалел и передал ребенка другому рабу. Мальчика усыновили коринфский царь с царицей и назвали Эдипом. Когда Эдип вырос, бог предсказал ему, что он убьет отца и женится на матери. Считая себя сыном коринфской четы, Эдип покинул Коринф и отправился странствовать. В пути он встретился с Лаем и убил его. Затем он пришел к Фивам, спас город от чудовища Сфинкса, и благодарные фиванцы отдали ему в жены вдовствующую царицу. Эдип стал царем Фив. От брака с Иокастой он имел дочерей Антигону и Йемену и сыновей Этеокла и Полиника. Когда же Эдип узнал о своих невольных преступлениях, он ослепил себя и проклял детей. После смерти сыновья поссорились между собой. Полиник бежал из Фив, собрал войско и подошел к городским воротам. Этим начинается трагедия, последняя в трилогии о Лае и Эдипе.
В ней так же слишком много имен и описаний побочных событий, что в «коктейле» с трудно воспринимаемым красноречием изложения, не позволило мне понять это произведение, прочитав единожды. Разобраться в происходящем получилось пусть и не сразу, но сюжетная линия, на мой взгляд, достойна восхищения.
В данном произведении затронут вопрос родственных отношений и рока судьбы. Судьба это то, от чего не может уберечь даже божественная сила. В эпоху Эсхила любили и почитали богов, не смотря на их не всегда справедливые поступки, проклятия, посланные на людей столь многочисленны и не понятны, что подвергают сомнению в справедливости богов и в их адекватности. Меня возмутило в трагедии, как порой не справедлива и безжалостна судьба к детям, отвечающих за грехи своих родителей. Насколько ужасно, когда человек лишен выбора, а если выбор все же есть то лишь иллюзорный – межу смертью и позором. Вот именно такой выбор и приготовила судьба сыновьям правителя-преступника Лая. Проклятые собственным отцом за его же грехи они вынуждены делать выбор, между братоубийством или позором. Если учесть, что во времена Эсхила не было компромиссов в конфликтах и вопросы решались лишь войной, и почитались лишь отвага и сила, то выбор за братьев сделало их время, в котором они жили. Безропотное послушание воли богам и не возможность изменить того, что было когда-то и кем-то предсказано, вызывает у меня, по меньшей мере, негодование.
Гимном разуму и справедливости звучит наиболее знаменитая из всех сохранившихся трагедий Эсхила «Прикованный Прометей» - часть не дошедшей до нас трилогии о Прометее.
В трагедии «Прикованный Прометей» Эсхил так же поднимает вопрос судьбы и ее неизбежности. В диалогах Прометея с другими героями, автор не однократно подчеркивает, что все уже предрешено у каждого своя судьба, и она обязательно свершится, что никому, даже богам не под силу ее изменить, что каждый переживет столько страданий, сколько было ему предначертано судьбой. В данном произведении упоминается о Данаидах, про которых Эсхил рассказывал в пьесе «Просительницы», тем самым автор еще раз подчеркивает, что рок судьбы всесилен, и от него не скрыться никому. Во времена Эсхила очень чтились предки. Каждый знал свой род с самого основания, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на произведения трагика. В повествовании он частенько упоминает о предках и рассказывает, о тех родственных связях, которые связывают тех или иных героев, что не характерно для произведений нашего времени. Читать произведения на основе мифов мне было проще, чем те которые Эсхил писал на основе реальных событий, так как данное произведение не тяготит многочисленными именами и названиями.
Прометей, как герой этой драмы, мне очень симпатичен. Меня восхищает его любовь к людям, за которую ему пришлось горько заплатить, но, не смотря на это, он все равно дал людям то, что считал нужным (огонь, искусство, медицину). Эсхил во всех своих пьесах выставляет Зевса жестоким и бесстрашным, эгоистичным правителем, которого ослепила его власть и безнаказанность. Во время чтения произведений Эсхила о Зевсе у меня складывалось негативная точка зрения, которая укрепилась и в этой трагедии «Прикованный Прометей». Очень жаль Ио девушку, которая не по своей воли стала нареченной невестой Зевса, и которая вынуждена страдать от гнева жены Зевса Геры. Рассказом Прометея о судьбе Ио (о том, что Ио родит от Зевса сына, который и будет прародителем того героя, который свергнет Зевса и погубит его), автор еще раз подчеркивает о неизбежности возмездия, от которого не уйти даже Зевсу. Но все же всем дан выбор в этой жизни, про что незамедлительно упоминает Прометей, говоря о том, что лишь он может спасти Зевса, если тот его отпустит. Но выбор сделан Прометей в кандалах и придет время и Зевс горько заплатит за свой неверный выбор.
Пускай сейчас надменен Зевс и счастьем горд, -
Смирится скоро! Справить свадьбу хочет он
Погибельную. Вырвет власть из рук и в пыль
С престола сбросит свадьба. Так исполнится
Заклятье Крона. Рухнув с первозданного
Престола, сына проклял он навек и век.
Как гибели избегнуть, из богов никто
Сказать не сможет Зевсу. Только я один.
Я знаю, где спасенье. Так пускай царит,
Гордясь громами горними! Пускай царит,
В руке стрелою потрясая огненной!
Нет, не помогут молнии. В прах рухнет он
Крушением постыдным и чудовищным.
Соперника на горе сам себе родит,
Бойца непобедимейшего, чудного!
Огонь найдет он гибельней, чем молния,
И грохот оглушительнее грома гроз.
Моря взнуздавший, землю потрясающий,
Трезубец Посейдона в щепы раздробит.
И содрогнется в страхе Зевс. И будет знать,
Что стать рабом не то, что быть властителем.
Похвальна стойкость Прометея в своих убеждениях и стойкость его духа. Несмотря на свои страдания у него хватает сил пожалеть бедную девушку Ио, и саркастически уничижать и глумится над Гермесом, пришедшего к Прометею, как вестник Зевса.

Глумишься надо мною, как над мальчиком?
.......
Прометей

Напрасно нудишь: бьет о берег вал глухой.
Пусть в мысли не взбредет тебе, что стану я
Из страха перед Зевсом робкой бабою
И плакать буду перед ненавистным мне,
И руки, словно женщина, заламывать, -
Пусть только цепи, снимет! Не бывать тому!
Трагедия Эсхила еще архаична по своей композиции. В ней почти отсутствует действие, его заменяет рассказ о событиях. Герой, распятый на скале, неподвижен; он только произносит монологи или беседует с теми, кто приходит к нему.

Завершающим произведением прочитанное мной была трилогия «Орестее» - это единственная трилогия, дошедшая до наших дней целиком. Трилогия состоит из частей «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвминиды». Сюжет данной трилогии взят на основе мифа о потомках Атрея, над которым тяготит проклятие за преступление их предка. Череда смертей и мщений кажется не прекратятся никогда; когда- то царь Атрей, желая отомстить брату за соблазнение своей жены, убивает его детей и кормит его их мясом. Такой поступок несет за собой другие преступления, которым нет конца. Эсхила не удовлетворяла старая религиозная трактовка мифа, и он вложил в него новое содержание. Незадолго до постановки «Орестеи» молодой соперник Эсхила поэт Софокл ввел в трагедию третьего актера. Эсхил в «Орестее» воспользовался новшеством Софокла, что позволило ему усложнить действие и сосредоточить внимание на образах основных действующих лиц.
На мой взгляд, данная трилогия еще раз подтверждает мысль о неизбежности рока и наказания за совершения злодеяний. Читая трилогию, приходит на ум выражение «око за око», так как убийства, совершающиеся в произведении и расплата за них, как само забой разумеющееся. Все произведение похоже на одну глобальную вендетту. Атрей убивает детей Фиеста за то, что тот соблазнил его жену, спасшийся сын Фиеста Эгист, опьяненный местью за отца, в дальнейшем соблазняет жену Агамемнона (сына Атрея) Клитемнестру и подговаривает ее на убийство Агамемнона, у Клитемнестры в свою очередь свои основания убить мужа – Агамемнон убил их дочь Ифигению (принес жертву богам), а оставшийся в живых сын Агамемнона Орест, мстя за отца, спустя годы, убил свою мать Клитемнестру и отчима Эгиста.
В первой части трилогии главным действующим лицом является Клитемнестра, жена Агамемнона. Опьяненная местью за убиенную дочь она ждала Агамемнона десять долгих лет, лишь только, что бы убить его. Клитемнестру можно понять – она мать. Мне жаль ее, ведь судьба ее тяжела и не завидна. Она годами ждала того часа когда сможет отомстить мужу за убийство их чада, сошлась в преступном заговоре с сыном врага Эгистом и в страхе, что его месть не будет знать границ спрятала от него сына Ореста. Могла ли мать предположить, что любовь к отцу будет преобладать над любовью к матери и Орест сможет, мстя за отца убить ее. Несчастная женщина она лишь хотела, мира. В трагедии Эсхил не раз подчеркнул, что не одно преступление не остается безнаказанным так или иначе придется отвечать за содеянное. Убив мать, Орест не остался неотомщенным его преследуют сами богини мщения Эринии, сводя его с ума. Удивительно, что зачинщиками многих преступлений являются те или иные боги. Что еще раз приводит к сомнению о справедливости суждений таких богов и об их адекватности. Не понятны мотивы таких поступков, зачем вновь и вновь проливать кровь, не лучше ли остановить кровавые распри и не натравливать брата на брата, сына на мать и так далее. Идея судьбы у Эсхила очень выражена, а судьбы актеров воистину трагические.
Читая произведения Эсхила, я получила огромное удовольствие. Мне понравилось все и манера написания, его красочные эпитеты, сравнения и вся манера изложения, монументальные и величественные образы его главных героев. Пафосу стиля способствуют и оригинальные поэтические образы, богатство лексики, внутренние рифмы, различные звуковые ассоциации. Очень интересные хоть и чересчур трагические сюжеты заставляли меня переживать за героев и сетовать на то, как парой неблагосклонна судьба к невинным людям. На примере данных произведений можно увидеть, как сильно накладывает на творчество писателя время, в которое он жил, как ясно отражаются проблемы эпохи на судьбах и поступках героев драм.
Могучие образы Эсхила, прошедшие через всю мировую историю, все еще полны живой силой и неподдельной простотой. Они продолжают находить отклик в творчестве других известных писателей и критиков, таких как А. Н. Радищев, К. Маркс, Г.И. Серебряков, М.В. Ломоносов и другие.
Переворот, произведенный Эсхилом в технике драмы, и сила его таланта обеспечили ему выдающееся место среди национальных поэтов Греции. Его чтят и поныне, творчество Эсхила воистину бессмертно.

Список литературы.

    См.: Геродот. История, VI, 114; VIII, 84; Эсхил. Персы, 403 - 411.
    Белинский В. Г. О стихотворениях Баратынского. - Полн. собр. соч., т. 1, с. 322.
    См.: Энгельс Ф. Письмо к М. Каутской от 26 ноября 1885 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 36, с. 333.
    Эсхил, Софокл, Еврипид. Трагедии. / Пер. Д. Мережковского, вступ. ст. и примеч. А.В. Успенской. - М.: Ломоносовъ, 2009. - 474 с.
    Зелинский Ф.Ф. Эсхил. Очерк. Пг., 1918
    Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978
    Язык и литература античного мира (к 2500-летию Эсхила). Л., 1977
    Эсхил. Трагедии. М., 1989
    Лосев А.Ф «Античная литература» http://antique-lit.niv.ru/ antique-lit/losev/index.htm
    Сергей Иванович Радциг «История древнегреческой литературы». Учебник. - 5-е изд. - М.: Высш. школа, 1982.
    Шевченко Л.И. «Древнегреческая литература».

Договор №90808909

1 Греки нередко смешивали название персов с их соседями мидянами.

В 7 - 8 вв. до нашей эры широко распространяется культ Диониса, бога производительных сил природы, плодородия и вина. Культ Диониса был богат обрядами карнавального типа. Дионису был посвящен ряд традиций, с ними связано возникновение всех Жанров греческой драмы, в основу которой легли обрядовые магические игры. Постановка трагедий на праздниках, посвященных Дионису, приобрела официальный характер в конце 8 века до нашей эры в эпоху тирании.

Тирания возникла в борьбе народа против власти родовой знати, тираны управляли государством, естественно, опирались на ремесленников, торговцев и земледельцев. Желая обеспечить поддержку власти народом, тираны подтвердили культ Диониса, популярного у земледельцев. При афинском тиране Лисистрате культ Диониса стал государственным, был утвержден праздник «Великих Дионисий». Постановка трагедий была введена в Афинах с 534 года. Все античные греческие театры были построены по одному типу: под открытым небом и по склонам холмов.

Первый каменный театр был построен в Афинах и вмещал в себя от 17000 до 30000 человек. Круглая площадка называлась орхестра; еще дальше - скена, помещение, в котором переодевались актеры. Сначала никаких декораций в театре не было. К середине 5 в. до н.э. к фасаду скены стали прислонять куски холста, расписанные условно «Деревья означали лес, дельфин - море, речной бог - реку». В греческом театре могли выступать только мужчины и только свободные граждане. Актеры пользовались определенным уважением и выступали в масках. Один актер, мог меняя маски, исполнять мужские и женские роли.

Биографические данных об Эсхиле почти не сохранилось. Известно, что он родился в местечке Элевсине близ Афин, что он происходил из знатного рода, что отец его владел виноградниками, и что семья его принимала деятельное участие в войне с персами. Сам Эсхил, судя по составленной им для самого себя эпитафии, больше ценил себя как участника битвы при Марафоне, чем как поэта.

Нам известно также, что он около 470 г. до н.э. находился в Сицилии, где была вторично поставлена его трагедия «Персы», и что в 458 г. до н.э. он снова уехал в Сицилию. Там же он умер и был погребен.

Одна из причин отъезда Эсхила, по мнению древних биографов, является обида его современников, начавших отдавать предпочтение творчеству его младшего современника - Софокла.

Эсхила уже древние называли «отцом трагедии», хотя он не был первым автором трагедии. Зачинателем трагического жанра греки считали Феспида, жившего во второй половине IV в. до н.э. и по выражению Горация, «возившего трагедию на колеснице». Очевидно, Феспил перевозил костюмы, маски и т.п. из селений в селение. Он был первым реформатором трагедии, так как ввел актера, который отвечал хору, и меняя маски, исполнял роли всех действующих лиц драмы. Мы знаем и другие имена трагических поэтов, живших до Эсхила, но они существенных изменений в структуру драмы не внесли.

Эсхил был вторым реформатором трагедии. Его пьесы тесно связаны, а иногда и прямо посвящены актуальным проблемам современности, а связь с культом Диониса концентрировалась у него сатировской драме. Эсхил превратил примитивную кантату в драматическое произведение тем, что ограничил роль хора и ввел в действие второго актера. Те усовершенствования, которые вносились в действие последующими поэтами, имели лишь количественный характер и не могли существенно изменить структуру драмы, созданной Эсхилом.

Введение второго актера создало возможность изображать конфликт, драматическую борьбу. Возможно, что именно Эсхилу принадлежит идея трилогии, т.е. развертывание одного сюжета в трех трагедиях, что давало возможность полнее раскрыть этот сюжет.

Эсхила можно назвать поэтом становления демократии. Во - первых начало его творчества совпадает со временем борьбы с тиранией, установления демократических порядков в Афинах и постепенной победы демократических принципов во всех сферах общественной жизни. Во - вторых, Эсхил был приверженцем демократии, участником войны с персами, активным участником общественной жизни своего города, и в трагедиях он защищал новые порядки и соответствующие им моральные нормы. Из 90 созданных им трагедий и сатировских драм до нас полностью дошло 7, и во всех них мы находим продуманную защиту демократических принципов.

Самой архаической трагедией Эсхила является «Молящие»: больше половины ее текста занимают хоровые партии.

Приверженец нового порядка, Эсхил выступает здесь защитником отцовского права и принципов демократического государства. Он отвергает не только обычай кровной мести, но и религиозное очищение от пролитой крови, изображенное раннее в поэме Стесихора, лирического поэта VII - VI вв до н.э., которому принадлежит одна из обработок мифа об Оресте.

Доолимпийские боги и старые принципы жизни не отвергаются в трагедии: в честь Эриний в Афинах учреждается культ, но их будут почитать теперь под именем Эвменид, благосклонных богинь, подательниц плодородия.

Таким образом, примиряя старые аристократические принципы с новыми, демократическими, Эсхил призывает своих сограждан к разумному урегулированию противоречий, к взаимным уступкам ради сохранения гражданского мира. В трагедии неоднократно звучат призывы к согласию и предостережения против междоусобиц. Например, Афина:

«Пусть вечно здесь пребудет изобилие

Плодов земли, пусть тучные растут сады,

И род людской пусть множится. И только пусть

Погибает семя дерзких и заносчивых.

Как земледелец, я б хотела выполоть

Сорняк, чтоб не глушил он благородный цвет».

(ст. 908-913: пер С. Апта)

Афина (Эриниям):

«Так не вреди же краю моему, не сей

Кровавых распрей, опьяняя юношей

Бес хмельным хмелем бешенства. Людей моих

Не распаляй, как петухов, чтобы не было

Междоусобных войн в стране. Пусть граждане

Вражды друг другу не питают дерзостной».

(ст. 860-865; пер С. Апта)

Если бы аристократы не довольствовались оказываемыми им почестями, а добивались сохранения всех прежних привилегий, установление демократического полиса не удалось бы осуществить «малой кровью», как это произошло в действительности; приняв новые порядки на известных условиях, аристократы поступили разумно, как Эринии, согласившиеся исполнять новые функции и отказавшиеся от своих притязаний.

Эсхил сократил роль хора и уделил больше внимания сценическому действию, чем это было до него, тем не менее хоровые партии занимают в его трагедиях значительное место, что особенно заметно при сравнении его драм с произведениями последующих трагических поэтов. Художественный приём Эсхила принято называть «немой скорбью». Это приём был отмечен уже Аристофаном в «Лягушках»: герой Эсхила долго молчит, в то время как другие действующие лица говорят о нём или о его молчании, чтобы обратить на него внимание зрителя.

По свидетельству античных филологов, особенно длительными были сцены молчания Ниобы на могиле её детей, и Ахилла у тела Патрокла, в не дошедших до нас трагедиях Эсхила «Ниоба» и «Мирмидоняне».

В этой трагедии Эсхил протестует против насилия, от которого спасаются дочери Даная, противопоставляет афинскую свободу восточному деспотизму и выводит идеального правителя, который не предпринимает серьёзных шагов без согласия народа.

Миф о человеколюбивом титане Прометее, похитившем у Зевса огонь для людей, положен в основу трагедии «Прикованный Прометей» (одно из поздних произведений Эсхила).

Прометей, прикованный по приказанию Зевса к скале, в наказание за похищение огня, произносит гневные обвинительные речи в адрес богов и особенно Зевса. Не следует, однако, усматривать в этом сознательную критику религии со стороны Эсхила: миф о Прометее используется поэтом для постановки актуальных социально-этических проблем. В Афинах ещё свежи были воспоминания о тирании, и в «Прикованном Прометее» Эсхил предостерегает сограждан от возращения тирании. В лице Зевса изображен типичный тиран; Прометей олицетворяет враждебный тирании пафос свободы и гуманизма.

Самое позднее сочинение Эсхила - трилогия «Орестея» (458г.) - единственная полностью дошедшая до нас из греческой драматургии трилогия. В основе его сюжета - миф о судьбе аргосского царя Агамемнона, над родом которого нависло наследственное проклятие. Представление о божественном возмездии, достигающем не только преступника, но и его потомков, в свою очередь обречённых на совершение преступления, укоренилось со времен родоплеменного строя, мыслящего род как единое целое.

Вернувшийся победителем с троянской войны, Агамемном в первый же день был убит своей женой Клитемнестрой. Трилогия названа по имени сына Агамемнона, Ореста, убивающего мать, чтобы отомстить за смерть отца. В первой части трилогии: «Агамемнон», рассказывается о возвращении Агамемнона, о притворной радости Клитемнестры, устраивающей ему торжественную встречу; о его убийстве.

Во второй части («Хоэфоры») осуществляется месть детей Агамемнона за смерть отца. Повинуясь воле Аполлона, и вдохновляемый сестрой Электрой и другом Пиладом, Орест убивает Клитемнестру. Сразу же после этого Ореста начинают преследовать древнейшие богини мести Эрипнии, которые, очевидно, олицетворяют муки совести Ореста - матереубийцы.

Убийство матери в античном обществе считалось самым тяжким, ничем не искупаемым преступлением, тогда как убийство мужа может быть искуплено: ведь муж не является кровным родственником жены. Вот почему Эринии защищают Клитемнестру и требуют наказания Ореста.

Аполлон и Афина - «новые боги», олицетворяющие здесь принцип гражданственности, придерживаются другой точки зрения. Аполлон в своей речи на суде обвиняет Клитемнестру в убийстве мужчины, что по его мнению гораздо ужаснее, чем убийство женщины, даже матери.

Ключевые понятия

Культ Диониса, великие Дионисии, античная трагедия, античный театр, орхестра, скена, катурны, «Эсхил-отец трагедии», «Прикованный Прометей», «Орестея», «немая скорбь».

Литература

От трагедии V в. сохранились произведения трех наиболее значительных представителей жанра - Эсхила, Софокла и Эврипида. Каждое из этих имен знаменует исторический этап в развитии аттической трагедии, последовательно отразившей три этапа истории афинской демократии.

Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии в ее установившихся формах, подлинным «отцом трагедииЭсхил - творческий гений огромной реалистической силы, раскрывающий с помощью мифологических образов историческое содержание того великого переворота, современником которого он являлся, - возникновения демократического государства из родового общества.

Биографические сведения об Эсхиле, как и вообще о преобладающем большинстве античных писателей, очень скудны. Он родился в 525/4 г. в Элевсине и происходил из знатного землевладельческого рода. В юности он был свидетелем свержения тирании в Афинах, установления демократического строя и успешной борьбы афинского народа против интервенции аристократических общин. являлся сторонником демократического государства. Группировка эта играла значительную роль в Афинах в течение первых десятилетий V в. В борьбе с персами Эсхил принимал личное участие, исход войны укрепил его убеждение в превосходстве демократической свободы Афин над монархическим принципом, лежащим в основе персидской деспотии (трагедия «Персы»). был «ярко выраженным тенденциозным поэтом». Дальнейшая демократизация афинского государственного строя в 60-х гг. V в. вызывают у Эсхила уже тревогу за судьбу Афин (трилогия «Орестея»). В сицилийском городе Геле Эсхил умер в 456/5 г.

придерживается даже старинного представления о наследственной родовой ответственности: вина предка ложится на потомков, опутывает их своими роковыми последствиями и влечет к неизбежной гибели. С другой стороны, боги Эсхила становятся блюстителями правовых основ нового государственного устройства, Эсхил рисует, как божественное возмездие внедряется в естественный ход вещей. Соотношение между божественным воздействием и сознательным поведением людей, смысл путей и целей этого воздействия, вопрос об его справедливости и благости составляют основную проблематику Эсхила, которую он развертывает на изображении человеческой судьбы и человеческого страдания.

Материалом для Эсхила служат героические сказания. Он сам называл свои трагедии «крохами от великих пиров Гомера», разумея, конечно, при этом не только «Илиаду» и «Одиссею», а всю совокупность приписывавшихся «Гомеру» эпических поэм. «Эсхил первый увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора и придал первенство диалогу». Другими словами, трагедия перестала быть кантатой, одной из отраслей мимической хоровой лирики, и стала превращаться в драму. В доэсхиловской трагедии рассказ единственного актера о происходящем за сценой и его диалог с корифеем служили лишь поводом для лирических излияний хора. Благодаря введению второго актера появилась возможность усилить драматическое действие, противопоставляя друг другу борющиеся силы, и характеризовать одно действующее лицо его реакцией на сообщения или поступки другого. Античные ученые насчитывали в литературном наследии Эсхила 90 драматических произведений (трагедий и драм сатиров); целиком сохранились только семь трагедий, в том числе одна полная трилогия. Из сохранившихся пьес самая ранняя - «Просительницы» («Молящие»). Для раннего типа трагедии очень характерны «Персы», поставленные в 472 г. и входившие в состав не связанной тематическим единством-трилогии. Трагедия эта показательна по двум причинам: во-первых, являясь самостоятельной пьесой, она содержит в себе свою проблематику в законченном виде; во-вторых, сюжет «Персов», почерпнутый не из мифологии, а из недавней истории, позволяет судить, как Эсхил обрабатывал материал, для того чтобы сделать из него трагедию

«Семеро против Фив» - первая из известных нам греческих трагедий, в которой партии актера решительно преобладают над хоровой частью, и, вместе с тем, первая трагедия, в которой дается яркий образ героя. Других образов в пьесе нет; второй актер использован» для роли вестника. Началом трагедии служит уже не парод хора». а актерская сцена, пролог.

Проблеме трагической судьбы рода посвящено и самое позднее произведение Эсхила, «Орестея» (458 г.), единственная целиком дошедшая до нас трилогия. Уже по своей драматической структуре «Орестея» гораздо сложнее прежних трагедий: в ней использован третий актер, введенный молодым соперником Эсхила Софоклом, и новое устройство сцены - с задней декорацией, изображающей дворец, и с проскением..

трагедии «Прикованный Прометей» Старые, известные нам уже из Гесиода мифы о смене поколений богов и людей, о Прометее, похитившем с неба для людей огонь, получают у Эсхила новую разработку. Прометей, один из титанов, т. е. представителей «старшего поколения» богов, - друг человечества. В борьбе Зевса с титанами Прометей принимал участие на стороне Зевса; но когда Зевс, после победы над титанами, вознамерился уничтожить людской род и заменить его новым поколением, Прометей этому воспротивился. Он принес людям небесный огонь и пробудил их к сознательной жизни.

Письмо и счисление, ремесла и науки - все это дары Прометея людям. Эсхил, таким образом, отказывается от представления о былом «золотом веке» и последовавшем затем ухудшении условий человеческой жизни. За услуги, оказанные людям, он обречен на мучения. Пролог трагедии изображает, как бог-кузнец Гефест, по приказанию Зевса, приковывает Прометея к скале; Гефеста сопровождают при этом две аллегорические фигуры - Власть и Насилие. Зевс противопоставляет Прометею только грубую силу. Вся природа сочувствует страданиям Прометея; когда в финале трагедии Зевс, раздраженный непреклонностью Прометея, посылает бурю и Прометей, вместе со скалой, проваливается в преисподнюю, хор нимф Океанид (дочерей Океана) готов разделить с ним его судьбу. По словам Маркса, «признание Прометея:

По правде, всех богов я ненавижу

есть ее [т. е. философии] собственное признание, ее собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов».

Сохранившиеся трагедии позволяют наметить три этапа в творчестве Эсхила, которые вместе с тем являются этапами становления трагедии как драматического жанра. Для ранних пьес («Просительницы», «Персы») характерны преобладание хоровых партий, малое использоваиие второго актера и слабое развитие диалога, отвлеченность образов. К среднему периоду относятся такие произведения, как «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большее развитие диалог, создаются прологи; более четкими становятся и образы эпизодических фигур («Прометей»). Третий этап представлен «Орестеей», с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма, многочисленными второстепенными образами и использованием трех актеров.

Вопрос № 12. Эсхил. Идейные и художественные особенности творчества. У Эсхила элементы традиционного мировоззрения тесно переплетаются с установками, порожденными демократической государственностью. Он верит в реальное существование божественных сил, воздействующих на человека и зачастую коварно расставляющих ему сети. Эсхил придерживается даже старинного представления о наследственной родовой ответственности: вина предка ложится на потомков, опутывает их своими роковыми последствиями и влечет к неизбежной гибели. Материалом для Эсхила служат героические сказания. Он сам называл свои трагедии «крохами от великих пиров Гомера», разумея, конечно, при этом не только «Илиаду» и «Одиссею», а всю совокупность приписывавшихся «Гомеру» эпических поэм, т. е. «кикл» Судьбу героя или героического рода Эсхил чаще всего изображает в трех последовательных трагедиях, составляющих сюжетно и идейно целостную трилогию; за ней следует драма сатиров на сюжет из того же мифологического цикла, к которому относилась трилогия. Однако заимствуя сюжеты из эпоса, Эсхил не только драматизирует сказания, но и переосмысляет их, пронизывает своей проблематикой. Из трагедий Эсхила видно, что поэт являлся сторонником демократического государства, хотя и принадлежал к консервативной группировке внутри демократии. Античные ученые насчитывали в литературном наследии Эсхила 90 драматических произведений (трагедий и драм сатиров); целиком сохранились только семь трагедий, в том числе одна полная трилогия. Кроме того, 72 пьесы известны нам по заглавиям, из которых обычно видно, какой мифологический материал в пьесе разрабатывался; фрагменты их, однако, немногочисленны и невелики по размеру.

Эсхил – один из величайших поэтов-драматургов древнегреческой эпохи, живший в 5 веке до н. э., «отец» трагедии, родоначальник жанра трилогии и тетралогии, внесший изменения в концепцию театрального искусства. Его произведение «Персы» является источником знаний в области античной истории, будучи единственным сохранившимся образцом классической греческой пьесы, связанной с современными событиями.

«Отец» трагедии Эсхил

Книги, включающие творения поэта, до сих пор востребованы читателями, его пьесы с успехом демонстрируются на театральных площадках всего мира.

Судьба

Эсхил родился около 525 года до н. э. в греческом городе Элевсин (Элефсис), находившемся в 20 км от Афин, в плодородных долинах западной Аттики. По мнению историков, его отец Евфорион принадлежал к классу аристократов – эвпатридов, а семья была знатной и богатой.

В юности Эсхил работал на виноградниках. По преданию, однажды ему приснился бог виноделия , который велел отроку обратить внимание на зарождавшееся искусство трагедии. Проснувшись, поэт создал свое первое произведение, с которым выступил в 499 году до н. э. А в 484 году до н. э. он одержал 1-ю победу в состязании драматургов на празднестве Дионисии.


Город Элевсин (Элефсис), где родился Эсхил

В 490 году до н. э., в разгар греко-персидских конфликтов, Эсхила призвали на военную службу. Вместе со своим братом Кинегиром поэт защищал Афины от вторжения персов под предводительством Дария I в битве при Марафоне. Затем, спустя 10 лет, участвовал в морском сражении при Саламине, занимающей одно из центральных мест в трагедии «Персы», и сухопутной схватке при Платеях.

Эсхил входил в число избранных греков, посвященных в тайны культа , которые было запрещено разглашать под страхом смерти. Поэт участвовал в Элевсинских мистериях, ритуалах, отражающих связь между жизнью и смертью, подразумевающих физическое и духовное очищение.



В биографии Эсхила много белых пятен, однако есть сведения, что поэт в 470-х годах до н. э. дважды посетил остров Сицилия по приглашению местного тирана Гиерона I.

Во время 3-го визита в 456-м или 455-м году до н. э. великий драматург умер. Точная причина смерти Эсхила неизвестна. Биографы утверждают, что поэта убила черепаха, сброшенная ему на голову орлом или стервятником. Хищная птица приняла лысину за камень, о который собиралась расколоть панцирь рептилии.

Драматургия

Расцвет творчества Эсхила пришелся на тот период, когда в Греции были популярны литературные состязания, проходившие во время празднеств Дионисии. Фестиваль начинался шествием, за которым следовало состязание юношей, исполнявших дифирамбы, в заключение на суд жюри 3 драматурга представляли свои творения: драму, комедию и сатиру. Автор «Орестеи» участвовал во многих из этих состязаний, для которых создал от 70 до 90 пьес. Литературный поединок между Эсхилом и Еврипидом описан в комедии «Лягушки».


Драматург выработал собственный литературный стиль и приемы. Он вывел на сцену 2-го актера и создал трагический диалог между двумя персонажами, изобрел жанр трилогии и тетралогии, в которых объединил драматические и сатирические произведения, отказался от дельфийской поэзии, заменив ее традиционным гомеровским эпосом и современными историческими сюжетами.

До настоящего времени дошли 7 трагедий великого грека: «Персы», «Просительницы», «Семеро против Фив», трилогия «Орестея», состоящая из пьес «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды», и « прикованный», авторство которой остается под вопросом. Фрагменты некоторых других пьес драматурга сохранились в цитатах, их продолжают находить во время раскопок на египетских папирусах.


Эсхил получал первый приз на празднествах Дионисии 13 раз, известно, что все сохранившиеся произведения были удостоены высшей награды.

Самой ранней из неутраченных произведений Эсхила является трагедия «Персы», написанная около 472 года до н. э. В основу пьесы положен личный военный опыт поэта, в том числе его участие в битве при Саламине. Драматург создал уникальное творение, в основе которого лежал не мифологический сюжет, а реальное историческое событие, произошедшее на глазах современников. Пьеса была частью тетралогии, в которую входили утраченные произведения «Главк», «Финей» и «Прометей – огневозжигатель», объединенные темой божественного возмездия.


Трагедия начинается с известия о поражении персов в морском сражении, которое посланник передал Атоссе, матери царя . Женщина отправляется к гробнице своего мужа Дария, где призрак правителя предсказывает новые страдания родному народу и объясняет, что причиной гибели армии стала самоуверенность и высокомерие Ксеркса, вызвавшего гнев богов. Виновник поражения персов появляется в конце пьесы, которая заканчивается плачем хора и поверженного царя.

Трагедия «Семеро против Фив» впервые была исполнена в 467 году до н. э. Она является заключительной частью несохранившейся трилогии, основанной на фиванской мифологии. В основу произведения легли темы вмешательства богов в дела людей и идея определяющей роли полиса (города) в развитии человеческой цивилизации.


Пьеса рассказывает историю братьев Этеокла и Полиника, наследников фиванского царя , заключивших договор царствовать по очереди, но не поделивших престол и убивающих друг друга. Оригинальная концовка пьесы состояла из причитаний хора о гибели правителей, но через 50 лет после первого показа она изменилась. В новой версии дочь Эдипа, исполняет плач, а затем восстает против указа о запрете захоронения братоубийцы.

Тема полиса продолжила развиваться в трагедии Эсхила «Просительницы», являющейся частью утраченной тетралогии. В этой пьесе поэт продемонстрировал положительное отношение к демократическим течениям, характерным для Афин того времени.


Амфора V века с фрагментом трагедии Эсхила «Просительницы»

В основе сюжета лежит бегство 50 Данаид, дочерей основателя Аргоса, от принудительного брака со своими двоюродными братьями Египтиадами. Они просят убежища у местного правителя Пелагса, который не может принять решение, не посоветовавшись с народом. В конце пьесы люди соглашаются помочь просительницам и дают им приют в городе.

В остальных пьесах трилогии, предположительно называвшейся «Данаиды», были описаны события мифа о 50 дочерях царя Даная, убивших 49 своих мужей в первую брачную ночь.

Единственной трилогией Эсхила, сохранившейся полностью, является «Орестея», созданная в 458 году до н. э. и состоящая из пьес «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Рассказывая кровавую историю семьи аргосского царя , поэт отходит от демократических позиций, провозглашенных в предыдущих произведениях, и возвеличивает власть Ареопага и справедливость закона.


Амфора с фрагментом трагедии Эсхила «Орестея»

В первой трагедии трилогии описано возвращение микенского царя Агамемнона после победы в Троянской войне. Его жена Клитемнестра разгневана тем, что правитель ради славы принес богам в жертву собственную дочь и держал в наложницах . Пророчица предсказывает убийство Агамемнона и свою смерть от рук оскорбленной супруги. В конце пьесы появляется сын царя, Орест, считающий своим долгом отомстить за убийство отца.

«Хоэфоры» продолжают повествование, начатое в «Агамемноне». Наследник царя вместе со своей сестрой Электрой придумывают план мести Клитемнестре и ее возлюбленному Эгисту. Затем хор рассказывает о страшном сне царицы, которая рожает змею. Чтобы искупить вину перед мужем, правительница приказывает провести возлияние на могиле Агамемнона, но принимает смерть от руки Ореста. В последней сцене убийцу матери окружают фурии, мстительницы виновным в смерти родственников.


В заключительной пьесе «Орестеи» сын Агамемнона ищет искупление за совершенное преступление, предстает перед судом Афины, которая освобождает его от преследования фурий, которые из злобных мстительниц перерождаются в добродушных сопровождающих и нарекаются эвменидами.

Последняя из сохранившихся пьес Эсхила, трагедия «Прометей прикованный», является частью трилогии «Прометея». С конца 19 века ученые начали сомневаться в авторстве греческого драматурга по стилистическим соображениям. Произведение представляет собой статичные сцены, иллюстрирующие миф о похищении огня.

Библиография

  • 472 до н.э – «Персы»
  • 470-е или 463 до н.э. – «Просительницы»
  • 467 до н.э. – «Семеро против Фив»
  • 458 до н.э. – «Орестея» (трилогия)
  • «Агамемнон»
  • «Хоэфоры»
  • «Эвмениды»
  • 450-40-е или 415 до н.э. – «Прометей прикованный»