Николай Лесков — самый русский, но наименее прочитанный писатель. Николай Семенович Лесков
Николай Лесков – русский писатель, публицист и мемуарист. В своих произведениях он уделял большое внимание русскому народу.
В поздний период своего творчества Лесков написал ряд сатирических рассказов, многие из которых не прошли цензуру. Николай Лесков был глубоким психологом, благодаря чему мастерски описывал характеры своих героев.
Более всего его знают по известному произведению «Левша», которое удивительным образом передает особенности русского характера.
В Лескова было много интересных событий, с главными из которых мы вас познакомим прямо сейчас.
Итак, перед вами краткая биография Лескова .
Биография Лескова
Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.
В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.
Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.
Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.
Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.
Детство и юность
Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.
Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.
После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.
После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.
В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.
На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в Киеве. На тот момент он проживал у своего родного дяди.
Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.
В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.
В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.
Затем Лесков устроился работать в компанию «Шкотт и Вилькенс», принадлежавшую его родственнику.
Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных . Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.
Творчество Лескова
Впервые Николаю Семеновичу Лескову захотелось взяться за перо во время работы в «Шкотт и Вилькенс». Каждый день ему приходилось встречаться с различными людьми и быть свидетелем интересных ситуаций.
Изначально он писал статьи на повседневные социальные темы. Например, он обличал чиновников в незаконной деятельности, после чего на некоторых из них были заведены уголовные дела.
Когда Лескову исполнилось 32 года, он написал повесть «Житие одной бабы», которую потом опубликовали в петербургском журнале.
Затем он представил еще несколько рассказов, которые были положительно восприняты критиками.
Окрыленный первым успехом, он продолжил писательскую деятельность. Вскоре из-под пера Лескова вышли очень глубокие и серьезные очерки «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда».
Интересен факт, что Лесков не только мастерски передавал образы своих героев, но и украшал произведения интеллектуальным юмором. Нередко в них присутствовал сарказм и искусно замаскированная пародия.
Благодаря этим приемам, Николай Лесков выработал свой собственный и уникальный литературный стиль.
В 1867 г. Лесков попробовал себя в качестве драматурга. Он написал множество пьес, многие из которых ставились на сценах театров. Особенную популярность приобрела пьеса «Расточитель», повествующая о купеческой жизни.
Затем Николай Лесков издал несколько серьезных романов, в числе которых были «Некуда» и «На ножах». В них он критиковал разного рода революционеров, а также нигилистов.
Вскоре его романы вызвали волну недовольства со стороны властной элиты. Редакторы многих изданий отказывались публиковать его произведения в своих журналах.
Следующим трудом Лескова, который сегодня входит в обязательную школьную программу, стал «Левша». В нем он в красках описывал мастеров оружейного дела. Лескову удалось настолько хорошо изложить сюжет, что о нем начали говорить, как о выдающемся писателе современности.
В 1874 г. по решению Министерства народного просвещения, Лескова утвердили на должность цензора новых книг. Таким образом, ему приходилось определять, какая из книг имеет право выходить в печать, а какая нет. За свою работу Николай Лесков получал очень маленькую заработную плату.
В этот период биографии им была написана повесть «Очарованный странник», опубликовать которую не захотело ни одно издательство.
Повесть отличалась тем, что многие ее сюжеты намеренно не имели логического завершения. Критики не поняли идею Лескова и весьма саркастично отозвались о повести.
После этого Николай Лесков выпустил сборник рассказов «Праведники», в котором он описывал судьбы простых людей, повстречавшихся на его пути. Однако и эти произведения были отрицательно восприняты критиками.
В 80-е годы в его работах начали отчетливо появляться признаки религиозности. В частности, Николай Семенович писал о раннем христианстве.
На позднем этапе своего творчества Лесков писал произведения, в которых обличал чиновников, военнослужащих и церковных деятелей.
К данному периоду творческой биографии относятся такие труды, как «Зверь», «Пугало», «Тупейный художник» и другие. Кроме этого, Лескову удалось написать ряд рассказов для детей.
Стоит заметить, что говорил о Лескове, как о «самом русском из наших писателей», а и считали его одним из главных своих учителей.
Отзывался о Николае Лескове так:
«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами русской, каковы Л. Толстой, Тургенев, . Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих».
Личная жизнь
В биографии Николая Лескова было 2 официальных брака. Его первой женой стала дочь богатого предпринимателя Ольга Смирнова, на которой он женился в 22-летнем возрасте.
Со временем у Ольги начались психические расстройства. Позже ее даже пришлось отправить на лечение в клинику.
Николай Лесков и его первая жена Ольга Смирнова
В этом браке у писателя родилась девочка Вера и мальчик Митя, который умер в раннем возрасте.
Оставшись фактически без жены, Лесков начал сожительствовать с Екатериной Бубновой. В 1866 г. у них родился сын Андрей. Прожив в гражданском браке 11 лет, они решили расстаться.
Николай Лесков и его вторая жена Екатерина Бубнова
Интересен факт, что Николай Лесков практически на протяжении всей своей биографии был убежденным вегетарианцем. Он являлся ярым противником убийства ради пропитания.
Более того, в июне 1892 г. в газете «Новое время» Лесков опубликовал призыв под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев».
Смерть
На протяжении всей жизни Лесков страдал от приступов астмы, которая в последние годы начала прогрессировать.
Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Незадолго до смерти, в 1889-1893 гг., Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах, куда вошли большей частью его художественные произведения.
Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 г. и продолжается до сих пор.
Если вам понравилась краткая биография Лескова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку.
Русский писатель Николай Семенович Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии в 1831 г. Отец его был чиновник и сын священника. Мать происходила из дворянской семьи, и детство его было обычное дворянское детство. Большое влияние на него оказала его тетка Поля, которая вышла замуж за англичанина-квакера и примкнула к этой секте. Шестнадцати лет Лесков потерял родителей и остался один на свете, вынужденный сам зарабатывать себе на хлеб. Пришлось бросить гимназию и поступить на службу. Он служил в разных казенных провинциальных учреждениях. Тут ему открылись реальные картины русской действительности. Но по-настоящему он открыл жизнь, когда оставил государственную службу и стал служить у англичанина Шкотта, как и тетя Поля, сектанта, который управлял огромными имениями богатого помещика. На этой службе Лесков приобрел обширные познания о русской жизни, весьма отличающиеся от типичных представлений молодых образованных людей того времени. Благодаря житейской подготовке Лесков стал одним из тех русских писателей, которые знают жизнь не как владельцы крепостных душ, чьи воззрения изменились под влиянием французских или немецких университетских теорий, как Тургенев и Толстой , а знают ее из непосредственной практики, независимо от теорий. Потому-то взгляд его на русскую жизнь так необычен, так свободен от снисходительной сентиментальной жалости к русскому крестьянину, столь характерной для либерального и образованного крепостника.
Лесков: путь в литературу и из нее. Лекция Майи Кучерской
Его литературная работа началась с писания деловых отчетов для м-ра Шкотта, который не замедлил обратить внимание на содержавшиеся там здравый смысл, наблюдательность, знание народа. Николай Лесков начал писать для газет и журналов в 1860 г., когда ему было 29 лет. Первые статьи касались только практических, бытовых вопросов. Но вскоре – в 1862 г. – Лесков бросил службу, переехал в Петербург и стал профессиональным журналистом.
То было время большого общественного подъема . Общественные интересы захватили и Лескова, но в высшей степени практический ум и житейский опыт не позволили ему безоговорочно примкнуть ни к одной из тогдашних партий горячих голов, не приспособленных к практической деятельности. Отсюда и изоляция, в которой он оказался, когда произошел инцидент, оставивший несмываемый след в его литературной судьбе. Он написал статью о больших пожарах , в том году разрушивших часть Петербурга, виновниками которых по слухам считались «нигилисты » и радикально настроенные студенты. Лесков не поддержал этот слух, но упомянул о нем в своей статье и потребовал, чтобы полиция провела тщательное расследование с целью подтвердить или опровергнуть городские слухи. На радикальную прессу это требование подействовало как разорвавшаяся бомба. Лескова обвинили в том, что он натравливает чернь на студентов и «информирует» полицию. Ему объявили бойкот и изгнали из прогрессивных журналов.
Портрет Николая Семеновича Лескова. Художник В. Серов, 1894
В это время он начал писать художественную прозу. Первый рассказ (Овцебык ) появился в 1863 году. За ним последовал большой роман Некуда (1864). Этот роман вызвал новые недоразумения с радикалами , которые умудрились разглядеть в некоторых персонажах клеветнические карикатуры на своих друзей; этого было достаточно, чтобы заклеймить Лескова как подлого клеветника-реакционера, хотя главные социалисты в романе изображены почти святыми. В следующем своем романе, На ножах (1870–1871), Лесков пошел в изображении нигилистов значительно дальше: они представлены как кучка мерзавцев и подлецов. Не «политические» романы создали Лескову настоящую славу. Слава эта основана на его рассказах. Но романы сделали Лескова жупелом всей радикальной литературы и лишили самых влиятельных критиков возможности отнестись к нему хоть с какой-то долей объективности. Единственным, кто приветствовал, ценил и ободрял Лескова, был знаменитый славянофильский критик Аполлон Григорьев , человек гениальный, хотя и сумасбродный. Но в 1864 году Григорьев умер, и всей своей позднейшей популярностью Лесков обязан только никем не направляемому хорошему вкусу публики.
Популярность началась после публикации «хроники» Соборяне в 1872 г. и ряда рассказов, в основном из жизни духовенства, которые последовали за хроникой и печатались до самого конца 1870-х гг. В них Лесков является защитником консервативных и православных идеалов, что привлекло к нему благосклонное внимание высокопоставленных особ, в том числе супруги Александра II , императрицы Марии Александровны. Благодаря вниманию императрицы Лесков получил место в комитете министерства просвещения, практически синекуру. В конце 70-х гг. он присоединился к кампании защиты православия против пиетистской пропаганды лорда Рэдстока. Однако Лесков никогда не был последовательным консерватором, и даже его поддержка православия против протестантизма опиралась, как на главный аргумент, на демократическое смирение, которым оно отличается от аристократического индивидуализма «великосветского раскола», как он называл рэдстоковскую секту. Его отношение к церковным учреждениям никогда не было до конца покорным, и его христианство постепенно становилось все менее традиционным и все более критическим. Рассказы из жизни духовенства, написанные в начале 1880-х гг., были в значительной степени сатирическими, и из-за одного такого рассказа он потерял свое место в комитете.
Лесков все больше и больше подпадал под влияние Толстого и к концу жизни стал истовым толстовцем . Измена консервативным принципам снова толкнула его к левому крылу журнализма, и в последние годы он сотрудничал в основном в журналах умеренно-радикального направления. Однако те, кто диктовал литературные мнения, о Лескове не высказывались и относились к нему весьма холодно. Когда в 1895 г. он умер, у него было множество читателей по всей России, но мало друзей в литературных кругах. Говорят, незадолго до смерти он сказал: «Теперь меня читают за красоту моих выдумок, но через пятьдесят лет красота поблекнет, и мои книжки будут читать только ради идей, которые там содержатся». Это было удивительно дурное пророчество. Теперь, более чем когда-либо, Лескова читают из-за несравненной формы, из-за стиля и манеры рассказа – меньше всего из-за его идей. В сущности, немногие из его поклонников понимают, какие у него были идеи. Не потому, что эти идеи непонятны, а потому, что внимание теперь поглощено совсем другим.
Соотечественники признают Лескова самым русским из русских писателей, который глубже и шире всех знал свой народ таким, каков он есть.
Русский писатель Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (4 февраля по старому стилю) 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии. Его дед был священнослужителем в селе Лески Карачевского уезда Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил заседателем орловской палаты уголовного суда и по выслуге лет получил потомственное дворянство. Мать - Марья Петровна Алферьева (1813-1886) принадлежала к дворянскому роду.
Детские годы Николая Лескова прошли в Орле , а в 1839 г., когда его отец вышел в отставку и купил хутор Панино в Кромском уезде Орловской губернии, вся семья уехала из Орла в свое крошечное имение. Первоначальное образование Лесков получил в Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда он был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования.
В 1941 г. Николая Лескова отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию, но учился он неровно и в 1846 г., не выдержав переводных экзаменов, был исключен. Отец устроил его на службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца в 1848 г. и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Николая Лескова. В конце 1949 г. он переехал в Киев, где жил у своего дяди, профессора университета.
С 1949 по 1956 гг. он служил в Киевской казенной палате на различных должностях: сначала помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения, с 1853 г. - коллежским регистратором, затем столоначальником, с 1856 г. - губернским секретарем. В эти годы Лесков много занимался самообразованием. В качестве вольнослушателя он посещал в Киевском университете лекции по агрономии, анатомии, криминалистике, государственному праву, изучал польский язык, участвовал в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, сектантами, старообрядцами.
В 1930-1940 гг. Андреем Лесковым (1866-1953), сыном писателя, было составлено жизнеописание Николая Лескова, изданное в 1954 г. в двух томах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
ЛЕСКОВ Николай Семенович родился в семье мелкого чиновника - писатель.
Учился в Орловской гимназии, служил чиновником в Орле и Киеве. Литературную деятельность начал со статей по экономическим вопросам, затем писал политические статьи в газете «Северная пчела». Одна из его статей о петербургских пожарах (1862) послужила началом полемики Лескова с революционной демократией. Уехав на год за границу, он пишет там рассказ «Овцебык» (1862) и начинает работать над антинигилистическим романом «Некуда», который был напечатан в 1864.
В рассказе «Овцебык» Николай Семенович рисует образ революционного демократа, жертвующего всей своей жизнью для борьбы за пробуждение классового сознания в народе. Но, изображая семинариста Богословского как чистого и самоотверженного человека, писатель в то же время смеется над той политической пропагандой, которую он проводит среди крестьян, показывает полную оторванность Богословского от жизни, его чуждость народу.
В романе - «Некуда» - Лесков рисует многие образы революционных демократов в резко сатирическом, злобно шаржированном виде. Вся демократическая критика осудила этот роман. Рисуя молодых людей, живущих в коммуне, писатель хотел высмеять конкретные факты того времени: коммуну писателя В. А. Слепцова и другие коммуны. Роман «Некуда» полемически заострен против романа Чернышевского «Что делать?». Лесков дает совершенно противоположную Чернышевскому трактовку идейной борьбы 60-х гг., пытаясь зачеркнуть программу действия, которую намечал для своих героев Чернышевский .
Идеи и поступки героев «Что делать?» Николай Семенович пересматривает и в другом своем романе - «Обойденные» (1865). Здесь он дает совсем иное разрешение и любовного конфликта, и проблемы трудовой деятельности героини (противопоставив частную мастерскую общественной мастерской Веры Павловны).
В 1862-63 Николай Семенович пишет ряд подлинно реалистических повестей и рассказов о крепостной деревне, в которых рисует яркие картины нищеты, невежества, бесправия крестьянства:
«Погасшее дело» ,
«Язвительный» ,
«Житие одной бабы» , а также и стихийный протест крестьян против физической и духовной кабалы.
Особенной художественной силой отличается повесть «Житие одной бабы» (1863), в которой показана трагическая гибель крестьянки, защищающей свое право на жизнь с любимым. В этой повести используется фольклор: сказочная речь, народные песни.
Эта же тема страстной любви необычайно ярко разрешена в повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Мастерство Лескова - художника проявилось здесь в изображении характеров и в построении драматически напряженного сюжета.
В 1867 Николай Семенович публикует драму «Расточитель» , главная тема которой - обличение жестокости нравов собственнического общества. В ней вскрываются язвы буржуазной действительности тех лет, рисуется ряд ярких типов купцов старого и нового «закала». Пьесе «Расточитель», как и повести «Леди Макбет Мценского уезда», свойствен налет мелодраматизма, чувствуется в ней и антинигилистическая направленность, но все это не меняет глубоко реалистического изображения жизни буржуазии. По содержанию и приемам сатирической типизации драма «Расточитель» близка к комедии Щедрина «Смерть Пазухина».
В повести «Воительница» (1866), писатель блестяще нарисовал сатирический тип мещанки-человеконенавистницы и ханжи, морально искалеченной средой.
Реалистические произведения 60-х гг., и особенно сатира «Воительницы» и «Расточителя», не дают оснований зачислять его в этот период безоговорочно в реакционный лагерь, они свидетельствуют скорее об отсутствии у него твердых идейных позиций.
Резкую полемику с революционно-демократическим движением Николай Семенович продолжал вести и в начале 70-х гг.
В 1870 он пишет книгу «Загадочный человек» , где излагает биографию действовавшего в России революционера Артура Бенни. В этой книге он рисует с презрительной иронией и даже гневом революционно-демократическое движение 60-х гг., осмеивает конкретных деятелей этого движения: Герцена , Некрасова , братьев Н. Курочкина и В. Курочкина , Ничипоренко и других. Книга служила как бы публицистическим введением к роману «На ножах» (1871) - откровенному пасквилю на демократическое движение тех лет. Извращение действительности здесь настолько явно, что даже Достоевский , создавший в это время реакционный роман «Бесы», писал А. Н. Майкову, что в романе «На ножах» «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до бездельничества» («Письма», т. 2, с. 320). «На ножах» было последним произведением Лескова, целиком посвященным полемике с революционной демократией, хотя «призрак нигилизма» (выражение Щедрина) преследовал его еще ряд лет.
Карикатурными образами нигилистов Николай Семенович испортил и свой реалистический роман- хронику «Соборяне» (1872), в котором нигилисты, в сущности, не играют никакой роли. Основная сюжетная линия романа связана с духовной драмой протопопа Туберозова и дьякона Ахиллы, борющихся с церковной и мирской несправедливостью. Это подлинно русские богатыри, люди с чистой душой, рыцари правды и добра. Но протест их бесплоден, борьба за церковь «истинную», свободную от мирской грязи не могла ни к чему привести. И Ахилла и Туберозов были чужды массе церковников, той самой корыстной, неразрывно связанной с мирскими властями массе, которую писатель некоторое время спустя изобразил в хронике «Мелочи архиерейской жизни» .
Очень скоро Лесков понял, что на почве «идеализированной Византии» «развиваться нельзя», и признавался, что не стал бы писать «Соборян» так, как они написаны. Образы «Соборян» положили начало галерее лесковских праведников. Характеризуя идейную позицию Лескова начала 70-х гг., Горький писал: «После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью, или, скорее, иконописью,- он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством. В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм» (Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 231-233).
Николай Семеновичи Лесков начинает переоценивать свое отношение к окружающей действительности. Он открыто заявляет об отходе от реакционного литературного лагеря, руководимого М. Н. Катковым. «Я не могу не чувствовать к нему того, чего не может не чувствовать литературный человек к убийце родной литературы»,- пишет писатель о Каткове.
Расходится он и со славянофилами, о чем свидетельствуют его письма к И. Аксакову . В этот период он приступает к созданию сатирических произведений, в которых с особой отчетливостью видно постепенное сближение его с демократическим лагерем.
Повесть-обозрение «Смех и горе» (1871), открывает собой как бы новый этап в творческом развитии писателя «Я стал думать ответственно, когда написал «Смех и горе», и с тех пор остался в этом настроении - критическом и, по силам моим, незлобивом и снисходительном»,- писал впоследствии Лесков. В повести «Смех и горе» рисуется жизнь помещика Ватажкова, для которого Россия - это страна «сюрпризов», где рядовой человек не в силах бороться: «Здесь, что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный». Глубокие закономерности несправедливого общественного строя писатель показал лишь как цепь несчастных случайностей - «сюрпризов», выпавших на долю неудачника Ватажкова. И, тем не менее, сатира эта давала богатый материал для раздумий. В повести не только изображена жизнь широких слоев пореформенной России, но и создан ряд ярких сатирических типов, приближающихся к типам демократической сатиры тех лет. Поиски сатирических приемов у Лескова шли под несомненным влиянием Щедрина, хотя его сатира 70-х гг. и лишена наступательного щедринского духа. Рассказчик обычно избирается Лесковым самый неискушенный в социальных вопросах, чаще всего это рядовой обыватель. Это и определяет характерную особенность сатиры тех лет - ее бытовизм.
Положительные образы «Соборян», тема талантливости, духовной и физической мощи русского народа получают свое дальнейшее развитие в повестях «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел» , написанных в 1873.
Герой «Очарованного странника» - Иван Северьянович Флягин - беглый крепостной, по внешнему виду напоминающий Ахиллу Десницыца из «Соборян». Все чувства в нем доведены до крайних размеров: и любовь, и радость, и доброта, и гнев. Сердце его полно всеобъемлющей любви к родине и многострадальному русскому народу. «Мне за народ очень помереть хочется»,- говорит Флягин. Он человек несгибаемой воли, неподкупной честности и благородства. Эти его качества, как и вся его жизнь, наполненная великими страданиями, типичны для всего русского народа в целом. Прав был Горький, отмечая типичность, народность лесковских героев: «В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума - дума не о судьбе лица, а судьбе России».
Олицетворением яркой талантливости русского народа являются в повести «Запечатленный ангел» крестьяне - строители Киевского моста, поражающие своим искусством англичан. Они сердцем понимают и чувствуют великую красоту старинной русской живописи и готовы отдать за нее жизнь. В столкновении мужицкой артели с алчными, продажными чиновниками моральная победа остается на стороне мужиков.
В «Запечатленном ангеле» и «Очарованном страннике» язык писателя достигает необычайной художественной выразительности. Рассказ ведется от лица основных героев, и читатель видит воочию не только события, обстановку, но через речь видит внешность и поведение каждого, даже незначительного, персонажа.
В творчестве Николая Семеновича 70-х и последующих годов чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, веры в свои силы, в светлое будущее России. Мотивы эти легли в основу сатирической повести «Железная воля» (1876), а также повести «Сказ о тульском Косом Левше и стальной блохе» (1881).
Николай Семенович создал в «Сказе о Левше» целую галерею сатирических типов: царь Николай I, подхалимы и трусы «русские» придворные графы Кисельвроде, Клейнмихели и прочих. Все они - сила, чуждая народу, грабящая его и издевающаяся над ним. Им противостоит человек, который только один и думает о судьбе России, о ее славе. Это талантливый умелец-самоучка Левша. Лесков сам отмечал, что Левша - образ обобщенный: «В Левше я имел мысль вывести не одного человека, а там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». «Олицетворенный народною фантазиею мира», наделенный духовным богатством простого русского народа, Левша сумел «посрамить» англичан, стать выше их, презрительно отнестись к их обеспеченно-бескрылому практицизму и самодовольству. Судьба Левши трагична, как была трагична судьба всего угнетенного народа России. Оригинален язык «Сказа о Левше». Сказитель выступает в нем как представитель народа, и поэтому его речь, а часто и его облик сливаются с речью и обликом самого Левши. Речь других персонажей передается также через восприятие сказителя. Он переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды (и русской и английской), многие понятия и слова трактует по-своему, с точки зрения своего представления о действительности, использует чисто народную речь, создает новые словосочетания.
Подобную же манеру сказа использовал он и в повести «Леон - дворецкий сын» (1881), стилизованной под народный язык XVII в. Тема гибели народных талантов на Руси, тема обличения крепостнического строя с большим художественным мастерством решается писателем и в повести «Тупейный художник» (1883). В ней рассказывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, имеющим власть над людьми. В русской литературе мало книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.
В 70-80-е гг. Николай Семенович пишет ряд произведений, посвященных изображению русских праведников («Несмертельный Голован», «Однодум», «Печорские антики» ). Многие рассказы написаны на сюжет Евангелия и Пролога. Праведники в легендах Лескова теряли свой божественный облик. Они действовали как подлинно живые, страдающие, любящие люди («Скоморох Памфалон», «Аскалонский злодей», «Прекрасная Аза», «Невинный Пруденций» и другие). В легендах проявилось высокое мастерство стилизации, присущее автору.
Большое место в творчестве Николая Семеновича занимает тема обличения русского церковничества. Особенно острую, сатирическую окраску приобретает она с конца 70-х гг. Это было вызвано эволюцией миросозерцания Лескова, его заботой о борьбе с невежеством народа, с его вековыми предрассудками.
Очень характерна книга сатирических очерков «Мелочи архиерейской жизни» (1878-80), в которой зло высмеиваются мелочность, самодурство, стяжательство «святых отцов», а также иезуитские законы церкви и правительства о браке, используемые церковной иерархией в своих корыстных целях. В книге с непоследовательностью перемешано и очень важное и мелкое, и резкая сатира и просто фельетоны, анекдотические факты, и тем не менее в целом она сильно бьет по церкви как верной прислужнице эксплуататорских классов, разоблачает ее реакционную социальную роль, хотя и не с атеистических позиций, а с ложных позиций ее обновления. В этот период писатель переоценивает созданные им ранее положительные образы духовенства, в том числе и образы «Соборян». «Клятвы разрешать; ножи благословлять, отъем через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицирующих все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника» - вот что я хотел бы показать людям»,- с гневом пишет Лесков. Кроме «Мелочей архиерейской жизни», Николай Семенович написал большое количество антицерковных рассказов и очерков, которые вошли (вместе с «Мелочами архиерейской жизни») в 6-й т. его первого собр. соч., который по постановлению духовной цензуры был изъят и сожжен.
Сатирические образы попов-шпионов и мздоимцев встречаются также во многих его произведениях:
«Шерамур» ,
в цикле новелл
«Заметки неизвестного» ,
«Святочные рассказы» ,
«Рассказы кстати» ,
повестях
«Полунощники» ,
«Зимний день» ,
«Заячий ремиз» и других.
В своей антицерковной сатире Николай Семенович шел вслед за Толстым, начавшим в 80-е гг. борьбу с официальной церковью. Л. Толстой оказал огромное влияние на формирование идеологии писателя и на его творчество, особенно в 80-е гг., но Лесков не был толстовцем и не принимал его теории непротивления злу. Процесс демократизации творчества писателя становится особенно очевидным в 80 - 90-е гг. Писатель идет по пути углубления критики действительности, подвергая при этом коренному пересмотру свои прежние взгляды и убеждения. Он подходит к разрешению основных социальных проблем, которые стояли в центре внимания демократической литературы этого периода.
Эволюция мировоззрения Лескова проходила трудно и мучительно. В письме к критику Протопопову он говорит о своем «трудном росте»: «Дворянские тенденции, церковная набожность, узкая национальность и государственность, слава страны и тому подобное. Во всем этом я вырос, и все это мне часто казалось противно, но... я не видел, «где истина»!»
В сатирических произведениях 80-х гг. большое место занимает борьба против антинародного бюрократического аппарата самодержавия. В этой борьбе он шел вместе со Щедриным, Чеховым и Л. Толстым. Он создает ряд сатирически обобщенных типов чиновников-хищников, олицетворяющих антинародность самодержавия рассказы:
«Белый орел» ,
«Простое средство» ,
«Старый гений» ,
«Человек на часах» .
Образы буржуазии, нарисованные в рассказах
«Полунощники» ,
«Чертогон» ,
«Грабеж» ,
«Отборное зерно» и других, имеют много общего с подобными же образами Щедрина, Некрасова, Островского , Мамина-Сибиряка. Но основное внимание писатель уделил моральному облику буржуа, оставив в стороне его политическую деятельность.
В начале 90-х гг. Николай Семенович создал ряд политически острых сатирических произведений:
рассказы
«Административная грация» (1893),
«Загон» (1893),
«Полунощники» (1891),
«Зимний день» (1894),
«Дама и фефела» (1894),
Главная особенность этих произведений - их открытая направленность против реакции 80-90-х гг., прямая защита прогрессивных сил России, в частности революционеров, показ духовной, моральной растленности правящих классов и гневное обличение их методов политической борьбы с революционным движением. Злыми сделались и краски сатиры, стал неизмеримо тоньше рисунок образа, бытовая сатира уступила место сатире социальной, появились глубокие обобщения, выраженные в образной и публицистической форме. Лесков прекрасно сознавал разрушительную силу этих произведений: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки... Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает... Я хочу бичевать ее и мучить. Роман становится обвинительным актом над жизнью».
В рассказе «Административная грация» он рисует борьбу объединенного лагеря реакции в лице министра, губернатора, попа и полиции против прогрессивно настроенного профессора, доведенного их травлей и клеветой до самоубийства. Рассказ этот не смог быть напечатан при жизни писателя и появился лишь в советское время.
В очерке «Загон» сатира Николая Семеновича достигает особенно широкого политического обобщения. Рисуя картины нищей и дикой жизни народа, не верящего ни в какие реформы, проводимые господами, Он показывает не менее дикую, полную суеверий жизнь правящего общества. Этим обществом руководят «апостолы» мракобесия и реакции вроде Каткова, проповедующие отделение России «китайской стеной» от других государств, образование собственного российского «загона». Правящие круги и реакционная пресса, выражающая их мнение, стремятся навсегда удержать народ в кабале и невежестве. Не прибегая в очерке к гиперболе, подбирает такие реально существовавшие факты, которые выглядят еще более разительно, чем самая злая сатирическая гипербола. Публицистический накал лесковской сатиры здесь во многом близок к сатире Щедрина, хотя Лесков и не смог подняться до щедринских высот сатирического обобщения.
Еще более ярки и разнообразны по своей художественной форме сатирические повести Лескова Н. С. «Полунощники», «Зимний день», «Заячий ремиз». В них созданы положительные образы прогрессивной молодежи, борющейся за права народа. В основном это образы девушек-дворянок, порвавших со своим классом. Но идеал Лескова- не активный революционер, а просветитель, борющийся за усовершенствование общественного строя средствами морального убеждения, пропагандой евангельских идеалов добра, справедливости, равенства.
В «Полунощниках» запечатлен буржуазный и мещанский быт 80-х гг., с его невежеством, жестокостью, страхом перед общественным движением и верой в чудеса мракобеса Иоанна Кронштадского. Пластическая выразительность образов «Полунощников» достигается писателем в основном подчеркиванием их социальных качеств и своеобразным, неповторимо индивидуальным языком. Здесь же Николай Семенович создает и сатирические образы-символы, определяя сущность их кличками: «Ехидна», «Тарантул» и тому подобное.
Но особенно выразительны итоги идейной эволюции Лескова и художественные достижения его сатиры в повести «Заячий ремиз», изображающей политическую борьбу в период реакции 80-х гг. Говоря о эзоповском стиле в этой повести, Лесков писал: «В повести есть «деликатная материя», но все, что щекотливо, очень тщательно маскировано и умышленно запутано. Колорит малороссийский и сумасшедший». В этой повести Николай Семенович показал себя блестящим учеником Щедрина и Гоголя , продолжавшим их традиции в новой исторической обстановке. В центре повести - Оноприй Перегуд, дворянин и бывший становой пристав, находящийся на излечении в сумасшедшем доме. Помешался он на почве ловли «сицилистов», которой от него требовали охранка и местные полицейские и духовные власти. «Что за ужасная среда, в которой он жил... Помилуйте, какая голова может это выдержать и сохранить здравый ум!»- говорит один из героев повести. Перегуд - слуга и вместе с тем жертва реакции, жалкое и страшное порождение самодержавного строя. Способы сатирической типизации в «Заячьем ремизе» обусловлены политической задачей, поставленной Лесковым: изобразить общественный строй России как царство произвола и безумия. Поэтому Николай Семенович пользовался средствами гиперболы, сатирической фантастики, гротеска.
«Лесков Николай Семенович- волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал и в этом искусстве не имеет себе равного»,- писал М. Горький.
Действительно, стиль Лескова характерен тем, что основное внимание уделяется речи персонажа, при помощи которой создается полное представление об эпохе, о конкретной среде, о характере людей, об их действиях. Секрет словесного мастерства Николая Семеновича заключается в его прекрасном знании народной жизни, быта, идейных и нравственных особенностей облика всех сословий и классов России 2-й половины XIX в. «Пронзил всю Русь»,- метко сказал о Лескове один из героев Горького.
Умер - , Петербург.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.
Русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю — 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер.
Детские годы Николая Лескова прошли в Орле и в принадлежащих родителям имениях Орловской губернии. Несколько лет Лесков проводит в доме Страховых, богатых родственников со стороны матери, куда отдан из-за нехватки у родителей средств на домашнее обучение сына. У Страховых для воспитания детей наняты русский, немецкий учителя, француженка. Лесков учится вместе в двоюродными братьями и сестрами, причем намного превосходит их в способностях. Это стало причиной отправки его обратно к родителям.
В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена, Л. Фейербаха, Л. Бюхнера, Г. Бабефа, дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.
1850 год — Лесков женится на дочери киевского коммерсанта. Женитьба была скоропалительной, родственники ее не одобряли. Тем не менее, свадьба состоялась.
В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни "в самых глухих захолустьях", что давало "обилие впечатлений и запас бытовых сведений", нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете "Современная медицина", в петербургских журналах "Отечественные записки" и "Указатель экономический" (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов. В этот же период – первенец Лесковых, названный Митей, умирает во младенчестве. Это надламывает отношения и так не очень близких друг другу супругов.
В 1860 году «Шкотт и Вилькенс» разорились, и Лескову пришлось вернуться в Киев. Во время коммерческих поездок у Лескова скопилось огромное количество материала, дающее возможность заниматься публицистикой. Этот проект он и начал осуществлять в Киеве, но амбиции подтолкнули к более широкому полю деятельности, и Лесков отправился в Петербург.
1862 год – поездка за границу в качестве корреспондента газеты «Северная пчела». Лесков посещает Запанную Украину, Польшу, Чехию, Францию.
В 1863 г. в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть Николая Лескова «Житие одной бабы», затем «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) и «Воительница» (1866). Чуть позже Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 г. Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель».
В 1864 году под именем М. Стебницкий в популярном журнале Петербурга «Библиотека для чтения» вышел роман Лескова «Некуда». В романе великолепно были прописаны нигилисты, прикрывающие свое прогнившее нутро революционными идеями и желающие на самом деле лишь жить за чужой счет и бездельничать. Нигилизм был тогда весьма модной темой, писали о нем многие и по-разному, однако столь зло и точно ни один писатель даже не пытался посягнуть на святыни разночинцев. Естественно, что авторство Лескова быстро стало известным, и его причислили к реакционерам и агентам Третьего отделения.
1866 год – рождение сына Андрея. В 1930 – 1940-х годах именно он впервые составит жизнеописание отца.
В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ.
С 70-х годов тема нигилизма становится для Лескова неактуальной. Если она еще сильно звучит в «Соборянах» , то в следующих вещах - «Запечатленный ангел» , «Очарованный странник» , «На краю света» и других - интерес Лескова направляется почти всецело в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов.
В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.
В 1881 г. Николай Лесков выпустил в свет свой известнейший «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», который был сочтен критикой за простую запись старинной легенды.
Постепенно Лесков по собственным словам «порывает с церковью». При этом его мировоззрение продолжало оставаться глубоко религиозным. Симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти. На этом фоне Лесков сближается с Л.Н Толстым . В результате публикации целого ряда художественных и публицистических антицерковных произведений Лесков попадает в окончательную немилость у цензуры.
Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из "Пролога" (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию "легенд" из жизни первохристиан ("Повесть о богоугодном дровоколе", 1886; "Скоморох Памфалон", 1887; "Зенон-златокузнец", 1890), превратив их в художественную проповедь "хорошо прочитанного Евангелия". Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием "церковной набожности, узкой национальности и государственности", упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.
Немалую долю в биографии Николая Лескова занимает вегетарианство. После знакомства с Л. Толстым Лесков стал убежденным вегетарианцем, печатал заметки о вегетарианстве. Николай Лесков является создателем первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ «Фигура» 1889 г.), позднее вводя их и в другие свои произведения.
5 марта (21 февраля) 1895 года – Николай Семенович Лесков умирает в Петербурге. Причиной смерти становится приступ астмы, которая мучает писателя последние 5 лет его жизни. Похоронен на Волковском кладбище.