Что такое графомания и как проявляется навязчивое желание писать. Графомания и графоманы

Для начала – о смысле вопроса. Существует устойчивое мнение, что графомания – болезнь, и болезнь – в плохом смысле этого слова. Не – болеть за «Зенит». А именно – в результате чего-то, получить такое, от чего избавиться (вылечиться) – не просто чихнуть.
Как при гриппе – нельзя насморк, положить в шкаф и уйти гулять, так и при графомании – нужно поболеть. Никуда не денешься.
И второе устойчивое мнение, что графомания – это не болезнь, а порыв души, самореализация.
Оба эти мнения, естественно имеют право на жизнь. Попытаемся разобраться – возможно, есть и иное, третье определение этого понятия.

Возьмём несколько толковых словарей, и будем отталкиваться от сути термина, в движении к понятию, и явлению – графомания. Поняв суть явления – выясним, кто является графоманом.
Итак. Графомания - Пристрастие к писанию, к многословному бесполезному сочинительству. А сочинительство - Невысокое по качеству литературное творчество.
Ожегов.

Значит всё-таки творчество, а не просто болезнь. Болезненное творчество. К нему можно отнести и всех великих писателей. Ни один из них не писал – безболезненно и равнодушно.
Творчество - Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Опять Ожегов.
Снова не понятно, что такое «культурных». Нецензурная брань в стихах – это культурная ценность, или нет? А «Чёрный квадрат» Малевича?
Попробуем сами: - Культурные…
Это…
Ну вот – он, культурный человек. Телеканал ещё есть – Культура. Там – театр, выставки, артисты, произведения. Искусство – это Культура.
И да, и нет. Спросим у Ожегова. Культура – возделывание души. Культурный – улучшающий, заботящийся о душе. Телеканал заботится о душе – он культурный, и искусство – тоже.

Что получилось? Графомания – пристрастие к писанию, к многословному бесполезному созданию невысоких по качеству, новых по замыслу, литературных ценностей, которые возделывают душу. Три слова, немного выпадают из общей стройной картины. «Пристрастие», «Бесполезному» и «Ценности». А так в общем уже похоже на смысл.

Пристрастие не может быть здоровым, оно всё от той же мании - некое душевное расстройство, навязчивое желание открыть себя миру. В этом контексте. «Произрастающая из одиночества, невостребованности, невозможности реализации некоего имеющегося «потенциала» по-иному. и т.п.» Что-то от психоза и от психических заболеваний. Но талант и гениальность – тоже не являются нормой человеческого поведения. Поэтому – оставим это слово, как допустимое в имеющемся определении.

Бесполезное – для кого, или чего? Для себя – или для других? Сложное и довольно двусмысленное понятие. В русле определения «Графомания», полезность или бесполезность невысоких по качеству ценностей, можно определить полезностью для создателя и бесполезностью для всех других (качество то низкое). Следовательно – бесполезность, становится полезной только тогда, когда создатель ценности творит её для себя. Самоудовлетворение. Теперь понятно.

Ценность – всегда определяется на основе каких-либо критериев. И это – самый сложный момент в ответе на наш вопрос. Ценности имеются всего двух видов – культурные, которые для души, и не культурные – которые для всего остального. Но…
Золотая диадема, с бриллиантами, исключительной красоты и не менее исключительной стоимости – ценна для души или для всего остального? Вот мы и зашли в тупик. Поэтому придётся идти обходным маршрутом.
Хотя можно пойти по тонкому льду, и попытаться сказать, что ценность произведения определяет читатель.
В действительности – читатель ничего не определяет. Он выражает эмоции – и только, совокупность которых, в принципе может составить оценку – эмоциональную. Только тогда, когда в процесс вмешиваются критики, филологи и прочие специалисты, а также работники сферы формирования общественного мнения, может появиться, вместе с эмоциональной оценкой и реальная ценность. Но будет она культурной или не культурной – не известно никому. Поэтому – хрупок лёд…

Итак.
Истинную ценность произведения определяет автор, ещё до того момента, когда садится за его написание. Он берёт на себя ответственность, что сотворённое им, будет влиять на души читателей, возделывая их. И если он ошибается – то его ждёт ужасная кара, в виде заболевания графоманией, или чем-то ещё страшнее – тщеславием, стяжательством и жаждой обогащения. Отправив к читателю своё творение, не имеющее ценность для души читателя – он получает равносильное обеднение своей собственной души.
Примерно так.

Значит, графомания – это не болезнь, а наказание за незрелость собственной души или за «обездушенность» устремлений.
А, графоман – человек, отбывающий наказание. Зек.

В отношении - «души прекрасные порывы». Все души стремятся творить, но…
Продемонстрируйте своё творение, своему же отражению в зеркале. Если оно подтвердит культурную ценность имеющегося шедевра, то смело пускайтесь во все тяжкие.
Наказание – вам не грозит.
Хотя, кто знает?

Георгий Стенкин
декабрь 2006

Графоман ией называют непреодолимую тягу, страсть к бесплодному писательству, бесконтрольному написанию текстов, не представляющих ценности. Одним из проявлений графоман ии в современном мире является деятельность многочисленных блогеров: они несколько раз в день публикуют новые статьи, которые не имеют абсолютно никакой ценности. Однако, авторы уверены в их уникальности и популярности.

Графомания - тяга к написанию бессмысленных текстов

Примеры отклонений

Толковый словарь объясняет графоман ию как болезненное пристрастие к сочинительству. Поняв, кто такой графоман , можно определить примеры графоман ии.

  1. Человек, который пишет ради самого процесса, а не конечного результата. Не задумывается о необходимости для общества его произведения. Не видит свою жизнь без писательства, считает его смыслом жизни.
  2. Отвергающий критику. Любая критика, даже конструктивная, агрессивно воспринимается графоман ом. Такой человек, обрывает все связи с человеком, «оскорбившим» его детище.
  3. Ожидание – это не для них. Есть графоманы , которые не уделяет должного внимания произведению. Они буквально штампуют произведения, руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше». Они не любят томиться над длительным процессом создания качественной книги.
  4. Отсутствие структуры. Мысли льются бесконечным потоком, поэтому горе-автор не утруждает себя созданием структуры текста, приданием мыслям смысла и связанности.
  5. Не желают развиваться. Такие типажи не читают произведения других авторов, не обучаются писательскому мастерству. Они считают, что знают все и умеют намного лучше мировых классиков.

Что такое графомания

Причины возникновения

Причины графоман ии имеют личностное и психологическое начала. Среди самых частых причин стоит выделить:

  • одиночество: одинокие люди – несчастны, им не с кем проводить время, не кому посвятить свою любовь, поэтому, чтобы забыться, они прибегают к написанию текстов - эти тексты могут быть как личным дневником о внутренних переживаниях, так и попыткой написать шедевр;
  • недостаток общения: посредством написания текстов графоман компенсирует потребность в общении - в результате такого «общения» реальный разговор вызывает страх, панику;
  • эгоизм, нарциссизм: такие люди эгоистичны и самоуверенны, они считают, что их текст – это шедевр, который требует всеобщего признания, при отсутствии должного признания, графоман ы решают, что общество слишком глупо, чтобы оценить непревзойденный шедевр.

Одиночество может подтолкнуть человека к графомании

Различия между писателем и графоман ом

Важно отличать писателя от графомана, чтоб не обидеть ненароком опытного, талантливого писателя или распознать болезнь и помочь с ней справиться.

  1. Графоман будет рассказывать о своем творчестве на каждом шагу. Будет декларировать свои стихи днем и ночью. Писатели не любят хвалиться своим творчеством, привлекать к нему повышенное внимание.
  2. Писатель всегда видит возможности роста, развития. Графоман отрицает наличие ошибок, промахов в их творениях.
  3. Мастера слова избегают громких, патетических слов, в то время, как произведение графоман а наполнено ими.
  4. В произведении настоящего таланта сформированы собственные мысли и убеждения, которые они стараются донести до людей. У людей с графоман ией нет уникальности, они озвучивают мысли известных людей.
  5. Писатели не желают сотрудничать с дешевыми массовыми изданиями или продвигать чьи-то идеи. Они с уважением, почетом относятся к искусству, чего не скажешь о графоман ах.
  6. Писатели склонны помогать новичкам. Графоманы же всех считают своими конкурентами, а помогать кому-либо не считают нужным.
  7. Опытные литераторы многократно будут читать свое произведение, пока не убедятся, что там нет разного рода ошибок. Графоманы не позаботятся о проверке текста на наличие ошибок.
  8. В редакциях графоман ов знают в лицо, и совершенно не потому, что они создают непревзойденные произведения. Они заваливают редакцию бесконечной писаниной и приходят в ярость, когда их не хотят публиковать. Настоящих писателей знают в качественных редакциях и приглашают к сотрудничеству.
  9. Истинные ценители искусства всегда одеты со вкусом и опрятны. Графоман ы отличаются отсутствием вкуса, одеваются они как можно ярче, чтобы привлечь всеобщее внимание.

Лечение

Многие считают, что эта болезнь не требует лечения. Человек просто пишет и никому не мешает. Это не так! Запущенная графоман ия может привести в депрессии, маниакально-депрессивному психозу и другим отклонениям психики.

Лечение проблемы происходит в прямой зависимости от стадии недуга. Для людей, у которых мания к писательству заметна на ранних стадиях, рекомендуется найти новое хобби, что полностью вовлечет их в процесс. То есть, если графоман ия была обнаружена на начальных этапах, необходимо плавно сместить центр внимания человека.

Человеку с запущенной графоман ией необходимо психиатрическое и медикаментозное лечение. Медикаментозное лечение включает в себя прием психотропных веществ и нейролептиков.

Психиатрическое состоит из сеансов у семейного психолога, гипноза, когнитивно-поведенческой терапии:

  1. Общение с родными очень важно. На подсознательном уровне у человека больше всего доверия к семье, поэтому слаженная работа психолога и членов семьи поможет осознать больному наличие проблемы и преодолеть ее .
  2. Гипнотерапия - погружение в глубокий гипнотический сон, в процессе которого в подсознание человека закладываются нужные мысли и цели.
  3. Когнитивно-поведенческая терапия основана на совместной работе больного и специалиста. Терапевт определяет, что мешает человеку адекватно мыслить, и перенаправляет его мысли в нужное русло.

Несмотря на то, что многие считают графоманию несерьезным расстройством, она требует внимания специалиста. Любую манию, навязчивую идею, которая является беспочвенной, необходимо устранять при первых же ее проявлениях.

μανία - безумие, исступление) - болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству. Графоманы стремятся опубликовать свои произведения. Так, не имея литературных способностей, они пытаются издать свои художественные произведения, а графоманы, не имеющие научных знаний, стремятся опубликовать свои псевдонаучные трактаты. Графоманские тенденции достаточно часто встречаются у сутяжных психопатов .

Литература

«Графоман» - газета, долгое время являвшаяся печатным органом Вельского Литературного Объединения «Вель». Издаётся с октября 2003 года Николаем Павловичем Васильевым. С самого начала являлась только районной литературной газетой, в которой могли публиковаться вельские авторы, была бесплатной и издавалась по инициативе Николая Васильева на его личные средства. С 2007 года газета увеличивается в объеме до восьми полос, и на настоящий момент (2009 год) выходит уже на шестнадцати полосах, так как увеличилась география распространения газеты – сначала вся Архангельская область и Ненецкий АО, а потом и другие регионы страны: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Белгородская область, Алтайский край и др. В 2008 году создана редакционная коллегия газеты, члены которой, живущие в разных городах, отсылают главному редактору все интересные материалы, из которых уже и формируется каждый очередной номер газеты.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Графоман" в других словарях:

    графоман - а, м. graphomane m. Тот, кто страдает графоманией. БАС 2. Он <ксаверий> ведь графоман: издавна одержим писательским зудом. О. Ольнем Муравейник. // ВЕ 1902 8 541. Кстати, Курнос просто безызвестный графоман, но есть другие переводчики,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Борзописец, версификатор, стихослагатель, бумагомарака, метроман, строчкогон, пачкун, посредственность, ремесленник, бумагомаратель, писака, кропатель, бездарность, непоэт, стихокропатель, сочинитель, чайник, стихоплет, виршеплет, слагатель,… … Словарь синонимов

    ГРАФОМАН, графомана, муж. Страдающий графоманией (мед.). || Бездарный, но плодовитый писатель (ирон.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГРАФОМАН, а, муж. Человек, страдающий графоманией. | жен. графоманка, и. | прил. графоманский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Слово «графомания» обычно произносится презрительно, с оттенком пренебрежения. Подразумевается, что графоман - это безталантный писака, обладающий выдающимся самомнением, которое не позволяет ему признать, что его труды не стоят ровным счетом ничего. Однако такой подход к явлению графомании в корне неверен. Мы не можем сказать про простудившегося и по этой причине не вышедшего на работу человека, что он - лодырь. Так и к графоману нельзя относится с презрением.

Для начала нужно определиться с понятиями. Графомания - это психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности. Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны и не представляют собой никакого интереса ни для читателей, ни для критиков. Как и любое подобное заболевание, графомания может иметь более или менее тяжелую форму. Аналогично другим диагнозам в этой области, графомания не возникает на пустом месте и, в принципе, поддается лечению, в том числе и медикаментозному.

Как человек становится графоманом? На бумаге мы выражаем свои чувства, эмоции и переживания, иногда заводим дневники, с которыми делимся наболевшим, в стихах выражаем восторг или скорбь, любовь или ненависть. Однако в большинстве случаев, у человека есть много собеседников и кроме листа бумаги. А у графомана - нет. Изначально одинокий, может быть, страдающий от заниженной самооценки или невозможности с кем-то поговорить по душам, он начинает писать. Его творения - это часть его болезненного и одинокого мира. Чем больше он их создает, тем меньше он сознательно стремится к живому общению. Однако, ограничивая себя в контактах, графоман должен реализовывать естественную тягу к общению, это заложено в личности на подсознательном уровне. И снова его рука тянется к листу бумаги.

Такого человека можно только пожалеть. Его произведения кажутся ему гениальными, более того, он совершенно искренне в это верит. Как и любой психиатрический больной, он не может разглядеть у себя признаков болезни, не может объективно оценить свой образ жизни. Именно поэтому графоманы крайне болезненно воспринимают критические высказывания относительно их творчества.

Для большинства авторов мнение их аудитории является стимулом для развития, а также основным источником информации о недостатках их произведений. Люди, страдающие болезненной тягой к писательству, этого лишены, а значит, не имеют возможности развиваться и совершенствоваться. Как результат - произведения, лишенные какой либо литературной и духовной ценности, однообразные и неоригинальные. Со временем все контакты с внешним миром сводятся для графомана к демонстрации его творений. А внешний мир, именно по этой причине, начинает его избегать.

Впрочем, описанное - тяжелый случай заболевания. В легкой форме графомания может быть связана с некими временными условиями . Например, любимый человек находится в отъезде, и написательство - лучший способ отвлечься от переживаний, связанных с этим. После возвращения объекта вожделения все приходит в норму, и симптомы графомании проходят сами собой.

Помочь графоману можно. Если отвлечь его от ручки и листа бумаги, предложить иные развлечения и интересы, возможно, что при регулярных контактах с кем-либо со временем он откажется от мысли о творчестве. Однако в случае тяжелой формы заболевания, понадобится вмешательство специалиста, иначе, как и с любым другим подобным заболеваниям последствия от неквалифицированного воздействия могут быть фатальными.

2. Писатель и графоман. Почувствуйте разницу

Википедия дает нам следующее определение графомании: «Графомания (от греч. γράφω — писать, чертить, изображать, и греч. μανία — страсть, безумие, влечение) — патологическое стремление к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов».
«Графомания — это психиатрический термин, подразумевающий болезненную страсть к написанию текстов, чаще всего не представляющих никакой культурной ценности. Обычно произведения таких авторов шаблонны, невыразительны и не представляют собой никакого интереса ни для читателей, ни для критиков. Как и любое подобное заболевание, графомания может иметь более или менее тяжелую форму.
Аналогично другим диагнозам в этой области, графомания не возникает на пустом месте и, в принципе, поддается лечению, в том числе и медикаментозному.
Как человек становится графоманом? На бумаге мы выражаем свои чувства, эмоции и переживания, иногда заводим дневники, с которыми делимся наболевшим, в стихах выражаем восторг или скорбь, любовь или ненависть. Однако в большинстве случаев у человека есть много собеседников и кроме листа бумаги. А у графомана — нет. Изначально одинокий, может быть, страдающий от заниженной самооценки или невозможности с кем-то поговорить по душам, он начинает писать. Его творения — это часть его болезненного и одинокого мира. Чем больше он их создает, тем меньше он сознательно стремится к живому общению. Однако, ограничивая себя в контактах, графоман должен реализовывать естественную тягу к общению, это заложено в личности на подсознательном уровне. И снова его рука тянется к листу бумаги.

Такого человека можно только пожалеть. Его произведения кажутся ему гениальными, более того, он совершенно искренне в это верит. Как и любой психиатрический больной, он не может разглядеть у себя признаков болезни, не может объективно оценить свой образ жизни. Именно поэтому графоманы крайне болезненно воспринимают критические высказывания относительно их творчества.

Для большинства авторов мнение их аудитории является стимулом для развития, а также основным источником информации о недостатках их произведений. Люди, страдающие болезненной тягой к писательству, этого лишены, а значит, не имеют возможности развиваться и совершенствоваться. Как результат — произведения, лишенные какой-либо литературной и духовной ценности, однообразные и неоригинальные. Со временем все контакты с внешним миром сводятся для графомана к демонстрации его творений. А внешний мир, именно по этой причине, начинает его избегать.

Впрочем, описанное — тяжелый случай заболевания. В легкой форме графомания может быть связана с некими временными условиями. Например, любимый человек находится в отъезде, и писательство в данном случае — лучший способ отвлечься от переживаний, связанных с этим. После возвращения объекта вожделения все приходит в норму, и симптомы графомании проходят сами собой.

Помочь графоману можно. Если отвлечь его от ручки и листа бумаги, предложить иные развлечения и интересы, возможно, что при регулярных контактах с кем-либо со временем он откажется от мысли о творчестве. Однако в случае тяжелой формы заболевания понадобится вмешательство специалиста, иначе, как и с любым другим подобным заболеванием, последствия от неквалифицированного воздействия могут быть фатальными».

Обращаясь к издателям, редакторам, литературным агентам, графоманы тяжело и болезненно переживают даже вежливые отказы и стараются как можно больнее обидеть человека, отказавшего в публикации. Иногда они пишут оскорбительные письма годами, правда это встречается редко.

Графоман не способен воспринимать критику и требует, чтобы его произведения печатались дословно, без редактуры. При публикации за свой счет (маленькие типографии охотно выполняют такие заказы) книги выходят, но тут графомана поджидает следующий удар: подобного плана фолианты или брошюры книжные магазины и книжные дилеры практически не берут. Выхода на широкий рынок, известности, славы, почета и денег по-прежнему нет. Если писатель задается вопросом «А не графоман ли я?», значит, еще не все потеряно и шанс на благополучный исход весьма велик.
Литературный институт, к примеру, хорош тем, что учит критиковать других и принимать критику по отношению к себе, править произведения, шлифовать, переделывать порой много-много раз.

Грань между писателем и графоманом бывает очень тонка, поскольку и тот и другой могут быть психически неуравновешенны. Вот только неуравновешенность эта разного характера и этиологии.
И если настоящий художник (я повторюсь), очнувшись от своего творческого забытья, порою сам не может поверить в то, что это его слова, мысли, чувства, мазки кисти запечатлены на этом листе бумаги или холсте, то графоман прекрасно понимает, что эти чудесные слова, складывающиеся во фразы, написал именно он и никто другой. Ничего трансцендентного.
Если художнику свойственны непрерывная потребность превзойти себя, сделать лучше, написать лучше, по-иному осмыслить те или иные события, характеры, поступки, для того, чтобы реализовать все грани своей личности, всё, что таится в зародыше, запрятано изначально в душе, генах и т. п., способность учиться, по-новому осмысливать жизнь, события, постоянно открывать что-то новое, не отрицать оголтело каких-то вещей, предварительно не изучив их, способность временно мимикрировать, менять взгляды и установки, способность колоссально много работать и изучать необходимый материал с разных сторон, то графоману до этих эмпирей, простите за грубость,— до лампочки. Никакой способности учиться, никакого желания превзойти себя для него не существует. Наоборот, графоман изначально уверен в гениальности своих текстов, в том, что его зажимают, а все премии даются исключительно по блату и за большие деньги (постель). Ревнив не к музе, а к благам и почету, графоман болезненно стремится получить и то и другое, несмотря на то, что его текст может пестреть не только клише, но и огромным количеством орфографических ошибок.
Если вы начинающий писатель, не поленитесь, изучите правила правописания, возьмите сборник Розенталя («Справочник по правописанию и литературной правке») или на худой конец отдайте текст редактору, корректору, учителю русского языка в школе. Право слово, эти услуги стоят не так дорого, но вполне возможно, что именно этот шаг станет первым на пути к публикации вашего текста.