Особенности высшей нервной деятельности человека таблица. Особенности высшей нервной деятельности человека. Учение И.П. Павлова о сигнальных системах. А сколькостоит написать твою работу

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Каудальный конец миелентефалона развивается в спинной мозг. Спинной мозг представляет собой удлиненную цилиндрическую структуру, расположенную внутри позвоночного канала, которая включает в себя центральный канал и окружающее серое вещество. Серое вещество состоит из нейронов и их поддерживающих клеток и заключено в белое вещество, состоящее из плотного слоя восходящих и нисходящих нервных волокон. Спинной мозг является существенным связующим звеном между периферической нервной системой и мозгом; он передает сенсорную информацию, происходящую из разных внешних и внутренних участков через 31 пар спинномозговых нервов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Поведение человека настолько сильно отличается от поведения остальных представителей царства животных, что учёные пришли к мысли о существовании у человека неких «…дополнительных нейрофизиологических механизмов, определяющих особенности его высшей нервной деятельности» .

Эти нервы делают синаптические связи в спинном мозге или в продолговатом мозге и поднимаются к подкорковым ядрам. Менинги состоят из трех волокнистых соединительных тканей. Самым внешним является плотная коллагеновая оболочка соединительной ткани, известная как твердая мозговая оболочка. Вторая или промежуточная мембрана представляет собой нежную сосудистую мембрану тонкого коллагенового слоя ретикулярных волокон, образующую сетчатую мембрану, известную как арахноидальная. Он отделен от внутреннего слоя пиа субарахноидальным пространством, заполненным спинномозговой жидкостью.

Изучением различий функционирования нервной системы животных и человека занимались на протяжении истории многие великие умы человечества. Так, истоки противопоставления высшей и низшей форм нервной деятельности восходят к идеям древнегреческого мыслителя Сократа о существовании у животных "низшей формы души", отличающейся от души человека, обладающей "мыслительной силой".

Внутренней самой тонкой соединительной тканевой мембраной коллагеновой является пиама, тонкая полупрозрачная эластичная мембрана, прилипающая к поверхности мозга и спинного мозга. Менинги подвержены вирусной и бактериальной инфекции, известной как менингит, опасное для жизни состояние, требующее немедленной медицинской помощи. Пространство между черепом и дурой известно как эпидуральное пространство. Пространство между дурой и арахноидальным называется субдуральным пространством. Пространство между паутиной и пиасом называется субарахноидальным пространством.

Многие столетия представления о душе человека и непознаваемости его психической деятельности оставались в умах людей неразрывными. И хотя представление о рефлексе как физиологическом явлении впервые сформулировал ещё Р. Декарт, относивший это понятие к автоматическим непроизвольным действиям, лишь в XIX веке было раскрыто представление о рефлекторном характере деятельности головного мозга. Эта революционная теория была выдвинута основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым в его книге «Рефлексы головного мозга». В труде И.М. Сеченова показано, что вся деятельность головного мозга, в том числе и психическая, представляет собой цепочку рефлекторных процессов. Заслуга разработки и экспериментального подтверждения теоретических предположений И.М. Сеченова о рефлекторной природе работы полушарий головного мозга принадлежит И.П. Павлову.

Желудочковая система является производной от примитивного эмбрионального нервного канала. Сенсорная система состоит из соматосенсорной, висцеросенсорной, слуховой, вестибулярной, обонятельной, вкусовой и визуальной систем. Моторная система состоит из моторных единиц и соматической системы, спинальных рефлексов, висцеральной системы, мозжечка, нескольких подкорковых и корковых участков, а также системы управления двигательной системой головного мозга. Гомеостатическая и высшая функциональная система включает в себя гипоталамус, корковые области, вовлеченные в мотивацию, проницательность, личность, язык, память, воображение, творчество, мышление, суждение, умственную обработку и подкорковые области, связанные с обучением, мыслью, сознанием, памятью, эмоционального состояния, сна и циклов возбуждения.

И.П. Павловым было сделано также крупнейшее открытие - открытие условного рефлекса как основного механизма деятельности коры больших полушарий. Ему принадлежит также введение в науку самого термина «высшая нервная деятельность». Термин «высшая нервная деятельность» использовался И.П. Павловым как противопоставление понятию «низшая нервная деятельность», которая осуществляется на основе врожденных механизмов и направлена в основном на поддержание гомеостаза организма в процессе его жизнедеятельности. Он определял ВНД как объединенную условно- и безусловно-рефлекторную функцию коры полушарий и подкорки головного мозга, равнозначную понятию «психическая деятельность».

Он состоит из тектома сзади, тегментума ниже и основания впереди. Тектум образует крышу мозгового акведука, который соединяет третий желудочек с четвертым желудочком и тегментумом его пола. Основание среднего мозга состоит из церебрального стебля, который содержит нервные волокна, спускающиеся с коры головного мозга. Ядра 3-й, 4-й и 5-й части расположены в тегментуме среднего мозга. Красное ядро ​​и субстанциальная нигра, два видных ядра, также встречаются в тегментуме среднего мозга.

Тектома среднего мозга образована двумя парами округлых структур: верхним и нижним колликулами. Верхние и нижние колликулы участвуют в зрительных и слуховых функциях соответственно. Понс непрерывный с средним мозгом и состоит из двух частей: понтийского тегментума и базилярных пон. Мозжечок расположен позади пров и образует часть крыши четвертого желудочка. Медулла Облонгата. Медулл лежит между ронами рострально и спинным мозгом каудально. Он является непрерывным с спинным мозгом, расположенным выше, с отверстием магнума и первым спинномозговым нервом.

Большой вклад в изучение ВНД внёс также советский физиолог П.К. Анохин, показавший, что главным условием формирования целенаправленного поведения является возможность достижения биологически важного результата действия. Проблемами высшей нервной деятельности занимались также А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, Г.Г. Шпет, И. Мюллер, Ч. Белл, Г. Гельмгольц, К. Людвиг, Э. Дюбуа-Реймон и другие.

Задняя поверхность мозгового вещества образует каудальную половину четвертого желудочка и мозжечок, его крышу. Основание медуллы образовано пирамидально-нисходящими волокнами из коры головного мозга. Тегментум медуллума содержит восходящие и нисходящие волокна и ядра от 9-го, 10-го, 11-го и 12-го нервов. Кортикоспанические волокна расположены рядом с передней срединной трещиной и отступают к противоположной стороне на пути к спинному мозгу. Другими заметными структурами в мозгу являются нижняя олива и нижний мозжечковый стебель.

В мозге содержатся ядра, которые регулируют дыхание, глотание, потение, желудочную секрецию, сердечную и вазомоторную активность. Артериальное кровоснабжение мозга происходит от двух артериальных систем: сонной системы и вертебробазилярной системы. Ряд анастомотических каналов, лежащих у основания мозга, известный как круг Уиллиса, позволяет общаться между этими двумя системами.

В настоящее время ВНД определяют как «деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающую наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде» . Иначе говоря, ВНД - это «совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях» .

Артериальное кровоснабжение спинного мозга происходит из двух ветвей позвоночной артерии, передней и двух задних спинальных артерий, которые проходят по длине спинного мозга и образуют вокруг него нерегулярное сплетение. Поперечная секция через медуллу. На фиг. 17В показан разрез на уровне верхнего мозгового вещества. Ориентировочные структуры включают в себя четвертый желудочек, ядро ​​гипогликемии, нижний мозжечковый стебель, нижний оливарийский комплекс и пирамиды. Как и в секции спинного мозга, в этом разделе появляются светлые участки, нижний мозжечковый стебель и пирамиды, тогда как ядра в нижнем оливарийном комплексе выглядят темными.

Однако человек - продукт не только биологической эволюции, но и социальной среды. Деятельность человеческого мозга детерминирована всем прошлым опытом человечества, условиями социальной жизни. Побуждение к действию для достижения полезного результата не заложено в мозге человека, не дано ему свыше и не является одной лишь биологической мотивацией, направленной на выживание лишь данного организма и поддержания его гомеостаза. Активное поведение человека нередко направлено на высокие цели, ради достижения которых он не только нарушает своё равновесие с окружающей средой, но иногда и жертвует жизнью.

Поперечная секция через пон. Корональная секция через ростральный теленцефалион. Ориентировочные структуры включают головку хвостатого ядра, переднюю конечность внутренней капсулы, глобус-паллидус и путамен. Передняя комиссура, пучок волокон, соединяющий правую и левую лобные доли, может быть замечена. Тело мозолистого тела образует толстую полосу изгибающихся нервных волокон, расположенных над боковыми желудочками.

Ниже теленцефалонных афферентных нервных волокон от каждого глаза оседают в оптическом хиазме и соединяют непересекающиеся волокна с образованием оптического тракта. Корональная секция через соединение промежуточного мозга. На рисунке 17Е показан отрезок, выполненный на уровне соединения среднего мозга с промежуточным мозгом. Обратите внимание, что плоскость сечения отличается от плоскости предыдущих разделов. На этом уровне, ориентировочной структурой промежуточного мозга является таламус, который окружает третий желудочек.

Полное раскрытие особенностей высшей нервной деятельности человека, механизмов деятельности его мозга принадлежит будущему. Оно принесет человеку чрезвычайное могущество - власть над самим собой.

1. Анатомо-физиологические основы высшей нервной деятельности человека

Поскольку высшая нервная деятельность представляет собой в первую очередь совокупность безусловных и условных рефлексов, остановимся в первую очередь именно на них для выявления отличий между ВНД человека и высших животных.

Задняя часть внутренней капсулы отделяет таламус от окружающих телэнцефальных структур. Все нейроны имеют общую структуру. Как и все клетки, нейроны окружены плазматической мембраной, которая отделяет внутреннюю часть нейрона от окружающей внешней среды.

Они являются основными клетками нервной системы и несут ответственность за передачу нервных импульсов. Они являются наиболее дифференцированными клетками, которые заставили их потерять способность делиться и воспроизводить, поэтому, когда они умирают, они не заменяются.

Сома или тело клетки или перикарь

Как мы видели, нейроны различают три части: тело клетки, дендриты и аксон. Он имеет переменную форму и является местом, где сделаны молекулы, и основные действия выполняются для поддержания жизни и функций нейрона. Основными характеристиками сомы являются.

Под понятием «рефлекс» подразумевают целенаправленную реакцию организма на раздражение его рецепторов при участии центральной нервной системы. С физиологической точки зрения механизм рефлекса описывается в виде рефлекторной дуги, или кольца. Данное понятие было сформулировано и подтверждено английским анатомом и физиологом Ч. Беллом. Анатомической основой рефлекторной дуги, или, по Ч. Беллу, нервного кольца, является «…проведение возбуждения по чувствительному нерву, его переработка в нервном центре и передача по эффекторному нерву к органу движения» . Иначе говоря, рефлекторная дуга - это совокупность образований, участвующих в осуществлении рефлекса и представляющую собой путь от рецептора к исполнительному органу - мышце или железе.

Поскольку связь между нейронами требует нейротрансмиттеров, для их синтеза, дифференциации и производительности требуются многочисленные белки. Он отвечает за поддержание формы нейрона и его согласованность и перенос веществ в нейронном интерьере.

  • Большое сферическое ядро, где обнаружен генетический материал.
  • Представляет типичные органеллы клеток, но выделяет обилие митохондрий.
  • Поэтому сома имеет очень большое количество рибосом и сложную систему мембран.
Это короткие, многочисленные и сильно разветвленные нейронные сомы.

В процессе эволюции возникли прочно закрепленные рефлексы, которые обеспечивают приспособительные возможности организма, объединяют и согласовывают его функции, являются врожденными реакциями и передаются по наследству. Все животные рождаются с определенными рефлексами, характерными для данного вида. Эти рефлексы, называемые врождёнными или, по И.П. Павлову, безусловными, обеспечивают адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды.

Его функция состоит в том, чтобы получить нервный импульс, исходящий из аксона предыдущего нейрона, и передать его в сому. Это длинное и уникальное расширение тела нейронов, из которого могут выходить перпендикулярные боковые ветви. Аксон приводит нервный импульс от тела нейрона к другому нейрону и заканчивается ветвями, называемыми телодендронами. Наиболее характерной частью является терминальная кнопка или пресинаптический терминал, который образует пресинаптический элемент синапса, где контакт с дендритами следующего нейрона или с другими клетками осуществляется для передачи нервного импульса. Они содержат синаптические везикулы с нейротрансмиттерами, которые высвобождаются в синаптическую щель. Большинство синапсов являются химическими, в которых связь зависит от химических посланников. В химическом синапсе потенциал действия заставляет пресинаптический нейрон высвобождать нейротрансмиттеры. Эти молекулы связываются с рецепторами в постсинаптической клетке и изменяют вероятность того, что она вызывает потенциал действия.

  • Нейроны общаются друг с другом в соединениях, называемых синапсами.
  • При синапсе нейрон отправляет сообщение на белый нейрон.
  • Некоторые из них электрические, где ионы текут непосредственно между ячейками.
Один нейрон или нервная клетка могут многое сделать!

Однако для более эффективного взаимодействия с внешним миром у высших животных в процессе индивидуальной жизни возникают качественно новые рефлекторные реакции, которые И.П. Павлов назвал условными рефлексами. Условные рефлексы подвижны, могут образовываться при раздражении любых рецепторных аппаратов и возникать при любой деятельности организма. В каждом конкретном случае они вырабатываются на основе текущих доминирующих мотиваций.

Он может поддерживать потенциал покоя или напряжение на мембране. Он может вызывать нервные импульсы или потенциалы действия. И он может выполнять метаболические процессы, необходимые для того, чтобы оставаться в живых. Однако сигнализация в нейроне гораздо более захватывающая, когда мы рассматриваем ее взаимодействие с другими нейронами. Индивидуальные нейроны делают соединения с целевыми нейронами и стимулируют или ингибируют их активность, формируя схемы, которые могут обрабатывать поступающую информацию и давать ответ.

Как нейроны «разговаривают» друг с другом? Действие происходит в синапсе, в точке обмена между двумя нейронами или между нейроном и белой клеткой, как мышца или железа. В синапсе инициирование потенциала действия в нейроне вызывает передачу сигнала другому нейрону и, таким образом, увеличивает или уменьшает вероятность того, что он инициирует свой собственный потенциал действия.

Основные закономерности условно-рефлекторной деятельности также являются общими как для человека, так и для высших животных. Данные закономерности включают выработку условных рефлексов на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма; возникновение при соответствующих условиях безусловного или условного торможения; иррадиацию и концентрацию возбуждения и торможения, индукцию, образование динамических стереотипов и т.д.

Схема синаптической передачи. Потенциал действия проходит через аксон пресинаптической клетки и достигает терминала аксона. Концентрат аксона находится рядом с дендритом постсинаптической клетки. Эта точка тесной связи между аксоном и дендритом является синапсом.

Электрическая или химическая передача?

В этой статье мы увидим более синапс и механизмы, которые нейроны используют для передачи сигналов через него. Чтобы получить максимальную отдачу от этой статьи, вы можете сначала узнать о структуре нейронов и потенциалах действия. Некоторые люди думали, что при сигнале через синапс участвует прямой поток ионов из одного нейрона в другой. Другие полагали, что это зависит от нейронов, высвобождающих химические вещества, что вызвало реакцию в принимающем нейроне. Теперь мы знаем, что синаптическая передача может быть электрической или химической, в некоторых случаях, как в одном синапсе!

Проводя сравнение безусловных и условных рефлексов, можно подчеркнуть следующее. Безусловные рефлексы - врожденные, передающиеся по наследству; постоянны и относительно устойчивы в течение жизни; свойственны всем отделам ЦНС, но характерны для ее низших отделов: подкорковых ядер, ствола и спинного мозга; осуществляются путём раздражения определенного рецептора адекватным для него раздражителем. Условные же рефлексы приобретаются в процессе индивидуального развития организма; изменчивы: могут возникать, закрепляться или утрачиваться, если необходимость в них исчезает; вырабатываются при обязательном участии коры больших полушарий; могут формироваться в ответ на любые раздражения любых рецепторных полей (условный пищевой рефлекс может быть выработан на раздражение зрительных, слуховых, кожных и других рецепторов). Однако при этом важно, чтобы раздражитель, который далее выступал бы в качестве условного, непременно предшествовал или совпадал по времени с действием безусловного: если вначале дается безусловный, а затем условный раздражитель, то условный рефлекс не вырабатывается. Условные рефлексы формируются и закрепляются лишь после достаточного количества повторных сочетаний. Их устойчивость и скорость образования зависят от интенсивности безусловной реакции (пищевые условные рефлексы быстрее вырабатываются у голодного животного). На образование условных рефлексов влияет также сила условного раздражителя: на слабые сигналы рефлексы вырабатываются труднее, чем на более сильные.

Условно-рефлекторные связи осуществляются главным образом в коре и подкорке головного мозга. У каждого человека одно из полушарий головного мозга (левое у правшей, правое - у левшей) - доминирующее, оно же является речевым. За динамическую организацию речевого высказывания ответственны передние отделы речевого полушария. Задние отделы речевого полушария отвечают за коды речи (фонематический, артикуляционный, семантический и т. д.). Центр Брока, расположенный в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии, контролирует осуществление речевых реакций. При его поражении нарушается собственная речь, а понимание чужой речи в основном сохраняется. Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи. Полушарие, не являющееся речевым (у правшей - правое) не может обеспечить функцию называния предмета, но способно его узнавать. Хотя с лингвистическими способностями правшей связано в основном левое полушарие, тем не менее, правое полушарие также обладает некоторыми языковыми функциями: может понимать письменную речь.

«Левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно -- база для логического мышления. Оно обеспечивает речевую деятельность: ее понимание и построение, работу со словесными символами. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов» .

Существует мнение, что в функциях различных полушарий отражаются различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с аналитическим мышлением. Функция правого полушария -- интуитивное мышление. С правым полушарием связаны также музыкальные способности.

В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга.

2. Сигнальные системы. Наличие второй сигнальной системы как основная отличительная особенность человека

Восприятие и анализ сигналов, поступающих от рецепторов сенсорных органов и вызывающее определённую ответную реакцию организма, является общим свойством всех представителей царства Animalia. Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появился, развился и усовершенствовался дополнительный механизм выработки условных рефлексов, связанный со словесными сигналами, объединёнными в речь. Он заключается в восприятии и анализе слов в качестве условных раздражителей. И.П. Павлов, изучая рефлекторные связи, ввёл понятие «сигнальные системы», разделяя их на общую для животных и человека первую сигнальную систему и специфичную только для человека вторую.

Первая сигнальная система - непосредственные ощущения и восприятия - составляет основу ВНД и сводится к совокупности условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители. У человека она отличается большей скоростью распространения и концентрации нервного процесса, его подвижностью, что обеспечивает быстроту переключения и образования условных рефлексов. Было установлено, что животные лучше различают отдельные раздражители, в то время как человек - их комбинации.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека на основе первой как система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых), слов. В словах содержится обобщение сигналов первой сигнальной системы. Процесс обобщения словом вырабатывается в ходе формирования условных рефлексов при групповой деятельности человека.

Говоря об особенностях высшей нервной деятельности человека, Н.Н Данилова цитирует слова И.П. Павлова: «Специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка» .

Таким образом, рассматривая эволюцию второй сигнальной системы, можно выстроить следующую логическую цепочку: предметы и явления объективного мира - их восприятие сенсорными системами - соответствующая реакция организма - стремление преобразовать окружающую действительность для удовлетворения потребностей - объединение усилий нескольких членов группы для получения более эффективного результата - необходимость общаться для скоординированности действий - возникновение слов - объединение их в речь - образование языка как системы обобщённого отражения действительности, понятной всем членам данной группы людей.

Качественное отличие связей второй сигнальной системы от первой состоит в том, что слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), отражает не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Именно слово обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности, которое формируется только в процессе общения, т.е. определяется как биологическими, и социальными факторами.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему. Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем. Первоначально (с грудного возраста) «…условные рефлексы осуществляются на уровне первой сигнальной системы. т. е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями» . Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных ассоциативно-временных связей. Слово обычно сочетается с другими непосредственными раздражителями, и в результате оно становится одним из компонентов комплекса: «Превращение слова … в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни» .

Таким образом, можно отметить, что вторая сигнальная система развивается у человека на основе первой и формируется только в процессе его социализации. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у человека с детских лет в процессе его развития в результате ассоциации определенных сочетаний звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Присоединяясь к непосредственному образу предмета или явления, слово выделяет его существенные признаки, анализируя и обобщая его качества; тем самым оно переводит смысл данного образа в систему значений, понятную как самому говорящему, так и любому слушателю. «Через слово человек может получать знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире» .

Объединённые в особые знаковые системы - языки - слова стали мощнейшим стимулом и регулятором человеческого поведения. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков. Языковые знания, в отличие от безусловных рефлексов, не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к усвоению языка и общению с помощью речи. Они заложены в особенностях его центральной нервной системы, речевого аппарата, гортани. Усвоение языка происходит в результате обучения; поэтому факт того, какой язык усвоит человек как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий его воспитания.

Язык реализуется и осуществляется в речи - процессе говорения, протекающем во времени и облекающимся в звуковую или письменную форму. Данный речевой процесс имеет несколько функций, каждая из которых влияет на высшую нервную деятельность человека. При коммуникативной функции (общении между людьми) осуществляется либо указание на какой-либо предмет или явление (т.е. привлечение к нему внимания собеседника), либо побуждение слушателя к какому-либо действию. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях -- сознательных формах психической деятельности. Программирующая функция выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, т.е. производит «внутреннее программирование», осуществляемое с помощью внутренней речи .

Таким образом, в человеческой речи выражаются общие черты и качества окружающего мира, представленные во всём многообразии конкретных явлений и ощущений, и поэтому значение речи для становления человеческого мышления огромно. Выработанная в процессе эволюции система словесных символов расширила возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что человеку свойственны два вида работы мозга. Первый обусловливает превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма, имеющий отношение к системе конкретных, непосредственных, чувственных образов действительности. Второй вид работы мозга отвечает за функцию, имеющую дело со словесными символами («сигналами сигналов»), относящийся к системе обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Особенность интегративной деятельности нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли, а также перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется только с помощью слова.

нервный рефлекс сознание человек

Заключение

Особенностью высшей нервной деятельности человека является параллельное существование двух сигнальных систем: «У человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия» .

Замещение вызывающего реакцию ощущения словом возникает у человека в процессе его общественно-трудовой деятельности, причём слово является также средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. В словах, в языке выражается уже не конкретное, а отвлечённое мышление, в языке оно формируется, без него не может существовать.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, т.к. слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет.

Первая и вторая сигнальные системы взаимосвязаны. Вторая функционирует благодаря информации, которая поступает от первой сигнальной системы, трансформируя ее в специфические понятия. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель, причём сигнальное значение слова определяется его смысловым восприятием. Таким образом, под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. Это лежит в основе внушения и самовнушения.

У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой, причём степень этого преобладания неодинакова, что даёт основание разделить людей на три типа:

1) мыслительный;

2) художественный;

3) средний (смешанный).

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми. У людей с чрезмерным развитием первой сигнальной системы, как правило, слабо развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Однако чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, также является нежелательным качеством человека.

Особенностью ВНД человека является также осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание - основная функция человеческого мозга; само мышление неразрывно связано с этой следующей, второй ступенью в развитии высшей нервной деятельности, свойственной только человеку. Отражая действительность в логических формах мышления, т. е. восходя от ощущений, впечатлений и конкретно-чувственных представлений к абстрактным общим понятиям, человек выделяет существенное в предметах и явлениях. С помощью трёх присущих ему особенностей - сознания, мышления и речи - он полнее и глубже раскрывает действительную сущность объективного и субъективного мира.

Таким образом, хотя в основе высшей нервной деятельности и животных, и человека лежат общие механизмы, именно указанные выше особенности сделали Homo sapiens сегодняшним венцом эволюции.

Список использованной литературы:

1. Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. -- 478 с.

2. Ждан, А.Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ,1990. - 367с.

3. Кемп, П. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс; [пер. с англ.]. - М.: Мир, 1988. - 671с.

4. Лейман, Д. Биология без тайн / Д. Лейман; [пер. с англ. и ред. А.Е. Доброчаева]. - М.: Эксмо,2008. - 416с.

5. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3кн. / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее понятие и особенности функций высшей нервной деятельности человека. История открытия механизмов условных рефлексов и изучение их физиологии И.П. Павловым. Исследование высших функций мозга в трудах философов античности Гиппократа и Декарта.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Сущность понятия "рефлекс". Особенности объективного метода условных рефлексов. Филогенетическое изучение условных рефлексов. Классификация безусловных рефлексов российского физиолога Слонима, английского этолога Темброка. Сущность понятия "доминанта".

    реферат , добавлен 22.09.2009

    Характеристика законов высшей нервной деятельности человека. Особенности процессов возбуждения и торможения, которые лежат в основе деятельности центральной нервной системы. Принцип доминанты. Особенности условных рефлексов и их биологическое значение.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Понятие о высшей нервной деятельности. Биологическое значение и основные условия образования условных рефлексов. Сигнальные системы действительности, возрастные особенности их взаимодействия. Типы высшей нервной деятельности, их физиологические основы.

    презентация , добавлен 03.03.2015

    Методы исследования высшей нервной деятельности. Пример и биологический смысл условного рефлекса. Сходства безусловных и условных рефлексов. Динамический стереотип, закон силовых отношений. Механизмы образования условного рефлекса (По И.П. Павлову).

    презентация , добавлен 23.04.2015

    Особенности биоэлектрических явлений в живых тканях, ионно-мембранная теория происхождения. Классификация раздражителей; изменение возбудимости при возбуждении. Типы высшей нервной деятельности человека, правила и стадии выработки условных рефлексов.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2012

    Роль Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности, объяснении высших функций мозга животных и человека. Основные периоды научной деятельности ученого: исследования в областях кровообращения, пищеварения, физиологии высшей нервной деятельности.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Корково-подкорковые отношения в процессах высшей нервной деятельности. Процесс образования условных связей, участие в этом процессе полушарий головного мозга. Психонервное поведение как одна из сложных форм высшей нервной деятельности животных.

    контрольная работа , добавлен 22.09.2009

    Функции нервной системы в организме человека. Клеточное строение нервной системы. Виды нервных клеток (функциональная классификация). Рефлекторный принцип работы нервной системы. Отделы центральной нервной системы. Учение о высшей нервной деятельности.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Альтруизм как результат естественного отбора. Эпигенетические правила, их связь с влиянием культуры. Оценка инстинктивного поведения животных как эгоистического, альтруистического. Биологическая особенность человека. Отличия сознания человека и животных.

Первая и вторая сигнальные системы . Природу высшей нервной деятельности человека необходимо рассматривать как результат взаимоотношений его со средой. При этом внешняя среда для человека приобретает качественно новое содержание, чем для животного. Это социальная среда, общество людей, наделенных сознанием, живущих по законам общественного развития.

У человека, как и у животных, сохранен в общем виде ус-ловнорефлекторный принцип отражения внешней среды. Эта принципиально единая основа отражения конкретных предметов, на основе анализа и синтеза их реальных свойств, является физиологическим содержанием первой сигнальной системы.

В процессе социализации человека, связанной с трудовой деятельностью, сложилась вторая сигнальная система отражения действительности. Реальными сигналами о внешнем мире для человека являются не только свойства, качества предметной действительности, но и словесное их обозначение. Слово стало для человека сигналом первичных, действующих через органы чувств раздражителей (сигналом сигналов).

В словах обобщаются конкретные (для данного предмета) и общие свойства предметов. Человеческий язык является инструментом превращения материального в идеальное, так как он, будучи функционально связанным с реальными предметами, заменяет их.

У человека соотнесение слова с объективной действительностью происходит через идеальные образы этой действительности. Содержание словесного отражения действительности не совпадает с конкретным предметным содержанием. Слово становится для человека знаком, соотнесенным с предметной реальностью. Реальность обретает в слове свое идеальное содержание, становится образом, более или менее полно отражающим предметы материального мира.

Качественное отличие высшей нервной деятельности человека от таковой животных заключается в материализованном единстве первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем усвоение смысла социальных воздействий и выработку на их основе принципиально новых, общественных форм поведения. В этом единстве слиты две стороны, из которых складывается отражательная функция мозга человека - физиологическая и психическая.

Для человека слово становится инструментом отражения явлений действительности, пройдя, согласно Л.С. Выготскому, три стадии. Вначале оно отражает отношение к вещам, которые означает. Слово «мама» для годовалого ребенка связано с совершенно определенным объектом - его мамой. Затем эта конкретно-предметная связь используется функционально для удовлетворения элементарных потребностей при посредстве взрослых. Осмысливание связей, отношений для самого ребенка - pro третий этап становления речевой функции. Следовательно, саморазвитие, сама физиологическая функция не могут стать источником для осмысливания. Здесь нужен социальный опыт. Только через него осмысливаются связи и отношения между предметами реального мира.

Типологические особенности высшей нервной деятельности. Характер высшей нервной деятельности человека в значительной мере обусловлен врожденными свойствами нервной системы. К числу таких свойств И.П. Павлов относил силу нервных процессов, их взаимную уравновешенность и подвижность, т.е. скорость смены торможения возбуждением или возбуждения - торможением. В физиологической школе И.П. Павлова было установлено четыре типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темпераментов, выделенных в IV в. до н.э. древнегреческим врачом Гиппократом: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сангвиник - живой, подвижный тип. Его характеризуют сильные, т.е. устойчивые к внешним воздействиям, подвижные и уравновешенные процессы возбуждения и торможения. Флегматик - сильный, спокойный, малоподвижный тип. Процессы возбуждения и торможения у него отличаются от первого застойностью, инертностью. Холерик - безудержный. Он отличается большой силой и подвижностью нервных процессов, но процессы возбуждения у него преобладают над торможением. Меланхолик - слабый тип, для него характерны слабые процессы торможения и возбуждения, быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы.

Среди литературных героев типичными чертами сангвиника наделен Стива Облонский из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Холерический темперамент просматривается у старого князя Болконского из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, Федора Карамазова из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Типичными холериками были А.В. Суворов, Петр I. В противовес холерику, флегматик отличается крайней инертностью, медлительностью, спокойствием, рассудительностью. В крайних своих проявлениях это герой романа И.С. Тургенева «Накануне» Увар Иванович Стахов: «человек тучный, до неподвижности, с сонливыми желтыми глазками», чрезвычайно медлительный в принятии самых простых решений. У другого героя того же романа - Берсенева мы находим отчетливые проявления меланхолического темперамента.

В соответствии с представлениями В.Д. Небылицына, следует выделять не три, а восемь первичных и четыре вторичных свойства нервной системы. Первичными свойствами являются сила, подвижность, динамичность (скорость образования условных рефлексов) и лабильность (скорость возникновения и прекращения) нервных процессов. Эти четыре свойства рассматриваются применительно к возбуждению и торможению, т.е. можно говорить о силе и динамичности возбуждения, а также о силе и динамичности торможения как о двух первичных свойствах.

Уравновешенность в проявлении каждого из четырех первичных свойств по отношению к ним является вторичным свойством. Таким образом, при характеристике типа высшей нервной деятельности следует принимать во внимание 12 различных свойств нервной системы. Врожденный тип нервной деятельности не является неизменным. Под воздействием внешних факторов он притерпевает существенные изменения. Образуется фенотип, сочетающий в себе врожденные и приобретенные свойства нервной деятельности.

Целенаправленные воздействия на типологические свойства нервной системы способствуют их улучшению. Подвижность нервных процессов повышается при воздействии быстро меняющихся раздражителей, на каждый из которых необходима новая форма двигательного ответа. Длительно действующие раздражители повышают силу нервного процесса. Специальные упражнения могут улучшить способность дифференцировать раздражители и повышают возбудимость нервных центров у подростков.

Тренируемость типологических свойств нервной системы носит ограниченный характер. Поэтому нужно не столько переделывать тип, сколько целенаправленно воздействовать на Повышение уже имеющихся возможностей человека в его основной деятельности. В воспитании типа нервной деятельности у человека важная роль принадлежит социальным факторам.

Под воздействием мер воспитательного характера безудержный генотип внешне проявляет себя как уравновешенный фенотип. Сознательный контроль за собственными действиями позволяет сдерживать импульсивные побуждения, связанные с неуравновешенностью нервных процессов, при преобладании процесса возбуждения или побуждать активность при преобладании тормозных процессов.

Характер внешних воздействий воспитателя предопределяет взаимоотношение человека со средой. Однако, сравнительно легко перестраивая психическую сторону деятельности человека, воспитатель оказывается ограниченным в средствах воздействия на ее физиологическую основу - высшую нервную деятельность и ее типологические особенности.

Соотношение высшей нервной деятельности и психики. Соотношение физиологических процесов и психических функций является предметом острейшей борьбы между представителями различных идеалистических школ и подлинно научной, диалектико-материалистической философией.

Высшая нервная деятельность человека обеспечивает реальную связь человеческого организма с внешней средой. Это форма отражения объективного мира, в которой тесно взаимодействуют физиологические и психические начала. Психическая, сознательная форма отражения мира безусловно невозможна без высшей нервной деятельности. Но она не может быть сведена к ней. Это очень сложный продукт нервной активности. Иначе говоря, высшая нервная деятельность человека - это материальная основа психического процесса, исходный пункт, откуда может начинаться системный анализ высших психических форм отражения объективной реальности.

Отражение предметов и явлений объективного мира (т.е. и материального мира, и его идеальных атрибутов - общественного сознания) - это многоступенчатый процесс, включающий в себя как чисто физиологические реакции (возбуждение, ощущение и чувственное восприятие), так и высшие психические функции (мышление, сознание). Отражение объективного мира человеком включает и субъективный, личностный способ познания и самопознания. Физиологические и психические процессы в познавательной функции выступают в сложном единстве, получившем у общественного человека качественно новое содержание.

Возникает естественный вопрос: почему только у «общественного человека»? Разве мозг человека, изолированного от человеческою сообщества, не в состоянии точно таким же образом отражать мир? По-видимому, нет, не может. Психические идеальные процессы становятся функциями отдельного индивидуума через других индивидуумов, они опосредствованы социальными факторами. Человек, оторванный от общества себе подобных в раннем детстве, останавливается в психическом развитии. В психике таких людей происходят такие изменения, которые делают практически невозможным их возвращение к нормальной жизни в цивилизованном обществе. Известен случай, когда освобожденные из волчьего логова две девочки Амала и Камала так и не смогли приспособиться к жизни среди людей. Младшая из них вскоре умерла, а старшая (ей было 8 лет) и через два года обучения с рычанием хватала еду и убегала на четвереньках, а через четыре года выучила... 6 слов! Ходить по-человечески она научилась к 13 - 14 годам и только к 16 годам могла объясняться с окружающими ее людьми. Описанный случай уникален в своем роде. Но в нем отчетливо просматривается принципиальная невозможность вне человеческою общества обрести человеческое сознание.

Сознательное отражение действительности предполагает и наличие у человека своего собственного, внутреннего отношения к ней. Во внутреннем отношении отражаются потребности и интересы организма. Сознательное отражение объективного мира предполагает личностное, разумное отражение. Каким образом эти внутренние потребности вписываются в функциональные системы мозга?

Кора полушарий большого мозга под влиянием социальных факторов среды превратилась в орган, формирующий функциональные системы, конечным результатом деятельности которых является получение полезного результата, удовлетворение определенных потребностей. Так, в становлении речевой функции или способности к трудовым действиям кора полушарий большого мозга выполняет роль высшего органа, который формирует «речевую» или «трудовую» систему.

Эту новую форму отражения объективного мира надо рассматривать не как результат саморазвития человеческого мозга, а как средство формирования надорганных функциональных систем, в которых и происходит осознание предметного, реального мира. Таким надорганным мозговым блоком (структурно-функциональной моделью) А.Р. Лурия считает блок программирования, регуляции и контроля за протеканием функций отражения сигналов действительности (высшие корковые проекции анализаторов). Именно с ними связывается формирование мотивов психической деятельности и контроля за психическими процессами, их осознанием. Иначе говоря, сознательное, свойственное человеку отражение мира связано прежде всего с его знанием (в понятиях, в предметной реальности), с последующим осознанием на уровне функциональных, надорганных систем мозга.

Отражение предметов внешнего мира - это и процесс, и результат воспроизведения познаваемой вещи в познавательном аппарате (т.е. объективно-субъективный процесс). В этом случае происходит обогащение содержания воспринятых свойств предмета и личным отношением, и предшествующим практическим опытом. Происходит самовозрастание полученной извне информации.

В теории функциональных систем это самовозрастание - результат обратной афферентации, приобретающей в акцепторе действия не только сигнальный характер, но и существенно дополняющей первоначальное представление о предмете деятельности. Но акцептор результатов действия - это не просто механический сумматор результатов действия. Следы предшествующих нервных возбуждений приобретают в нем качественно новое содержание, проявляющееся в способности отражать общие свойства разнородных предметов. Иначе говоря, в реально существующей функциональной системе совместно действуют две противоречивые тенденции - текущие чувственные сигналы и рациональный опыт, сохраняющийся в памяти человека.

Когда возникает это противоречие? На низших ступенях развития живой материи этого противоречия, по-видимому, не существует. По крайней мере к такому выводу приходит современная биологическая наука. Но ведь это не конечный этап ее развития. Противоречивость чувственного и рационального начал в процессе познания действительности в том виде, в каком оно представляется нам понятным, существует только у человека. Однако нет, по-видимому, принципиальных биологических запретов на такую форму отражательной деятельности и у высших животных (например, у человекообразных обезьян).

Чувственная и рациональная сторона познания имеет в своей основе реальное свойство живой материи (раздражимость, возбудимость, иначе говоря - чувствительность), которая обеспечивает восприятие сигнального (т.е. сигнала для соответствующей реакции) значения раздражителей внешней среды.

На уровне человеческого (общественно-человеческого) отражения предметов реального мира сигнальное значение раздражителей внешней среды переросло рамки их модально-специфической привязки к определенным системам анализа. Возникла способность к познанию и использованию предметов природы самих по себе, вне зависимости от их биологической ценности для живого существа. К формированию чувственных образов отражения мира добавилось его рациональное отражение. Это шаги эволюции живого и последующей эволюции человека разумного.

Заключение

Высшая нервная деятельность обеспечивает связь организма и внешней среды.

Отражение явлений и предметов внешнего мира - функция высших отделов центральной нервной системы, т.е. коры полушарий большого мозга и ближайших подкорковых ядер.

Человек отражает внешний мир в предметной (образной) и в абстрактной форме.

Высшая форма словесного (понятийного) отражения получила в тРУдах И. П. Павлова название второй сигнальной системы, в отличие от Первой, отражающей мир образно, сенсорными системами.

Высшаяя форма отражения внешнего мира, получившая у человека завершение в психических функциях, стала возможной благодаря появлению новой коры - высокоспециализированных нервных структур с обширными ассоциативными связями.

В коре полушарий большого мозга представлены все виды чувствительности (сенсорные зоны). Обширные области коры регулируют двигательную функцию (соматосенсорные зоны). Ассоциативные зоны коры обеспечивают более полный анализ поступающего в кору афферентного потока информации.

Представления о пространственной локализации корковых функций в настоящее время дополнились сведениями о физиологической асимметричности больших полушарий. Левое полушарие специализировано преимущественно на абстрактно-логическом отражении объектов внешнего мира. Правое полушарие - область чувственного, предметного отраженияя.

Врожденные особенности функций центральной нервной системы - сила, уравновешенность, подвижность - послужили И.П. Павлову основанием для выделения четырех типов высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темпераментов, впервые описанных Гиппократом. Типологические особенности нервной деятельности предопределяют качества психической деятельности и в известной мере физической работоспособности.

Закономерности высшей нервной деятельности животных с позиций условнорефлекторной теории раскрыты И.П. Павловым. Высшая нервная деятельность человека, в отличие от животных, складывается как из предметного, образного, так и из абстрактного способов отражения действительности.

Психические функции становятся достоянием отдельного человека через других людей, они опосредованы социальными факторами. Сведение психических процессов к физиологическим, к высшей нервной деятельности также неправомерно, как и абсолютизация специфичности идеального, превращение его в самостоятельную сущность. Мышление, сознание не может быть оторвано от своего носителя - головного мозга.