Биография Мигеля Сервантеса. Детство и юность

Мигель де Сервантес Сааведра - это всемирно известный писатель, из-под пера которого вышли истории о "героических" подвигах Дон Кихота и странствиях Персилеса и Сихизмунды. Все его работы лаконично сочетают в себе реализм и романтику, лиризм и комизм.

Начало жизненного пути

Биография Сервантеса началась 29 сентября 1547 года. Его родители не отличались особым достатком. Отца звали Родриго де Сервантес, он был лекарем-хирургом. Имя матери - Леонор де Кортинас.

Образование юный Мигель сначала получал в родном городе Алькале-де-Энарес, затем из-за многочисленных переездов учился в школах еще нескольких городов, таких как Мадрид, Саламанка. В 1569 году стал случайным участником уличной драки и подвергся гонениям со стороны властей. Из-за этого Сервантес вынужден был бежать из страны. Сначала он попал в Италию, где несколько лет был членом свиты кардинала Аквавивы. Известно, что спустя некоторое время он завербовался в армию. В числе других бойцов он принял участие в жесточайшей морской битве вблизи Лепанто (7.10.1571). Сервантес выжил, но получил серьезное ранение в предплечье, в результате которого левая рука на всю жизнь осталась обездвижена. Оправившись от ранения, он не раз бывал в других морских экспедициях, в том числе являлся участником штурма Наварина.

Плен

Доподлинно известно, что в 1575 году Сервантес покинул Италию и отправился в Испанию. Главнокомандующий в Италии Хуан Австрийский вручил доблестному бойцу с которым будущий писатель надеялся получить хорошее место в рядах испанской армии. Но этому не суждено было случиться. Алжирские пираты атаковали галеру, на которой плыл Сервантес. Весь экипаж и пассажиры были взяты в плен. В числе несчастных оказался и Мигель де Сервантес Сааведра. Он находился в суровых условиях рабства в течение пяти лет. Вместе с другими пленными предпринимал не одну попытку к бегству, но каждый раз они заканчивались неудачно. Эти пять лет наложили неизгладимый отпечаток на мировоззрение писателя. Упоминания о мучениях и пытках не раз встречаются в его произведениях. Так, в романе «Дон Кихот» есть новелла, где рассказывается о пленнике, которого долгое время держали в цепях и мучили невыносимыми пытками. В ней писатель иллюстрирует свою собственную жизнь в рабстве.

Освобождение

Мать Сервантеса, которая к тому времени уже овдовела, продала все свое небольшое имущество, дабы выкупить сына. В 1580 году он вернулся в родной город. Многие его товарищи, оставшиеся в плену, сокрушались тому, что советник и утешитель, который поддерживал всех в самые трудные мгновения, покинул их. Именно его человеческие качества, умение убеждать и утешать сделали его покровителем несчастных людей, находившихся в рабстве.

Первые произведения

Проведя несколько лет в Мадриде, Толедо и Эскивиасе, он успел жениться на Каталине де Паласиос (декабрь 1584) и обзавестись внебрачной дочерью от Аны Франки де Рохас.

Средств к существованию у Сервантеса не было, поэтому ничего не оставалось, как снова отправиться на военную службу. В этот период будущий испанский писатель был одним из участником похода в Лиссабон, участвовал в военной кампании по покорению Азовских островов.

После ухода со службы он вплотную занялся поэзией. И до этого, будучи в алжирском плену, он принимался писать стихи и сочинять пьесы, но теперь это занятие стало смыслом его жизни. Первые его работы успеха не имели. Одними из самых ранних произведений Сервантеса были трагедия «Нумансия» и комедия «Алжирские нравы». Роман «Галатея», который был опубликован в 1585 году, принес Мигелю известность, но богаче он не стал. Материальное положение оставалось плачевным.

10 лет в Севилье

Под гнетом бедности Мигель Сервантес уезжает в Севилью. Там он получает должность в финансовом ведомстве. Жалование было маленьким, но писатель надеялся, что в скором будущем получит должность в Америке. Однако этого не случилось. Прожив в Севилье 10 лет, он не смог нажить состояние. Во-первых, будучи провиантским комиссаром он получал мизерное жалованье. Во-вторых, некоторая его часть уходила на содержание сестры, которая отдала свою часть наследства, чтобы выкупить брата из алжирского плена. К произведениям того времени можно отнести новеллы «Испанка в Англии», «Ринконет и Кортадилья», а также единичные стихотворения и сонеты. Следует отметить, что именно веселый нрав коренных жителей Севильи обусловил появление некоего комизма и шутливости в его произведениях.

Рождение "Дон Кихота"

Биография Сервантеса продолжилась Вальядолиде, куда он перебрался в начале XVII века. В это время там находилась резиденция двора. Средств к существованию по-прежнему не хватало. Мигель зарабатывал деньги выполнением деловых поручений частных людей и литературной работой. Есть сведения о том, что однажды он стал невольным свидетелем произошедшей около его дома дуэли, в ходе которой погиб один из придворных. Сервантес был вызван в суд, его даже арестовали, так как подозревали в соучастии и утаивании от следствия информации о причинах и ходе ссоры. Некоторое время он провел в тюрьме, пока шло разбирательство.

В одном из мемуаров содержится информация, что именно под арестом, находясь в темнице, испанский писатель задумал написать юмористическое произведение о человеке, который «сошел с ума» от чтения романов про рыцарей, и отправился совершать рыцарские подвиги, чтобы быть похожим на героев любимых книг.

Изначально произведение было задумано как новелла. Когда освобожденный из-под ареста Сервантес начал работу над своим главным творением, появились новые мысли о развитии сюжета, которые он претворил в жизнь. Так «Дон Кихот» стал романом.

Издание главного романа

В середине 1604 года, закончив работу над книгой, Сервантес начинает хлопотать о ее публикации. Для этого он связался с книготорговцем Роблесом, который и стал первым издателем великого творения. "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" был напечатан на исходе 1604 года.

Тираж был небольшим и разошелся почти сразу. А в весенние месяцы 1605 года вышел второй тираж, который имел ошеломительный успех. Дон Кихот и Санчо Панса стали одними из самых любимых персонажей всего испанского народа, а также о них узнали в других странах, так как роман был переведен и издан на других языках. Эти герои стали участниками карнавальных шествий во всех

Последнее десятилетие жизни

1606 год ознаменуется для писателя переездом в Мадрид. Несмотря на ошеломляющий успех «Дон Кихота», Сервантес продолжал нуждаться. Под его опекой находились жена, сестра и внебрачная дочь Исабель, которая после смерти своей матери стала жить с отцом.

Многие произведения Сервантеса написаны именно в этот период. Это и большая часть повестей, которые вошли в сборник "Назидательные новеллы" (1613) и стихотворная литературная сатира "Путешествие на Парнас" (1614). Также в последнее десятилетие жизни он сочинил много новых и переработал несколько старых пьес. Они собраны в книге "Восемь комедий и восемь интермедий". "Странствия Персилеса и Сихизмунды" тоже были начаты в этот период.

Биография Сервантеса известна не полностью. В ней немало темных пятен. В частности, нет сведений о том, когда он начал работу над второй частью "Дон Кихота". Скорее всего, на ее создание писателя подвигло написание неким А. Фернандесом де Авельянедом лже-«Дон Кихота», который продолжал сюжетную линию романа Сервантеса. Эта подделка содержала много грубых нецензурных высказываний в адрес самого автора и персонажей книги, представляя их в дурном свете.

Настоящая вторая часть романа издана в 1615 году. А в 1637 г. обе части гениального литературного творения впервые выходят под одной обложкой.

Уже находясь при смерти, писатель диктует пролог к роману "Странствия Персилеса и Сихизмунды", который был опубликован после его кончины в 1617 году.

За несколько дней до ухода из жизни Сервантес постригся в монахи. Он умер 23 апреля 1616 года в Мадриде. Погребение было совершено за счет Точное место захоронения неизвестно, но большинство исследователей считают, что его похоронили на территории одного из испанских монастырей. Памятник великому писателю был воздвигнут в 1835 году в Мадриде.

Биография Сервантеса доказывает, насколько самозабвенным может быть желание человека выполнять свое призвание. Несмотря на то что литературное творчество никогда не приносило ему больших доходов, этот великий писатель всю свою жизнь продолжал творить. В результате его произведения стали частью культурного наследия тех далеких веков. И сейчас, спустя столько времени, его романы, новеллы и пьесы актуальны и популярны.

Мигель де Сервантес краткая биография изложена в этой статье.

Мигель де Сервантес краткая биография

Мигель де Сервантес Сааведра - известный испанский писатель, автор романа«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Родился предположительно 29 сентября 1547 в семье обедневших дворян, в городе Алькала-де-Энарес. Когда Мигель подрос, родители были близки к разорению, поэтому он поступил на службу к Джулио Аквавива-и-Арагону, послу Папы Римского, работал у него ключником. Вместе они в 1569 г. уехали из Мадрида в Рим.

При Аквавиве Сервантес находился примерно год, а во второй половине 1570 г. он становится военнослужащим испанской армии, полка, дислоцировавшегося в Италии. Этот период биографии занял у него 5 лет и оказал значительное влияние на дальнейшую жизнь, поскольку Сервантес имел возможность близко познакомиться с Италией, ее богатейшей культурой, общественными порядками. Знаменитое морское сражение при Лепанто 7 октября 1571 г. стало знаменательным и для Сервантеса, т.к. он был ранен, вследствие чего действующей у него осталась только правая рука. Госпиталь в Мессине он покинул лишь весной 1572 г., но продолжил военную службу.

В 1575 г. Мигель и его брат Родриго, также военнослужащий, были захвачены пиратами на корабле, направлявшемся из Неаполя в Испанию. Они были проданы в рабство и оказались в Алжире. Избежать тяжких наказаний и смерти Сервантесу помогло наличие рекомендательных писем к королю. Четыре попытки бежать закончились неудачей, и лишь спустя 5 лет, в 1580 г., христианские миссионеры помогли обрести ему свободу.

На смену жизни, полной злоключений, пришла монотонность гражданской службы, постоянные поиски средств к существованию. К этому периоду относится и начало литературной деятельности. Почти 40-летний Сервантес написал в 1585 г. пасторальный роман «Галатея» и порядка 30 пьес, которые не произвели особого впечатления на публику. Доходы от писательского труда были слишком малы, и писатель переехал из Мадрида в Севилью, где нанялся на службу — на должность комиссара по продовольственным заготовкам. За 6-летний период службы ему пришлось трижды оказываться арестованным: такие последствия имела небрежность ведения документации.

В 1603 г. Сервантес вышел в отставку, в следующем году переехал из Севильи в Вальядолиду, которая была временной столицей Испании. В 1606 г. главным городом королевства был провозглашен Мадрид — Сервантес перебрался туда, и с этим городом в его биографии связан наиболее удачный в творческом отношении период.

В 1605 г. увидела свет первая часть величайшего романа Сервантеса — «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» , который, будучи пародией на рыцарские романы, стал настоящей энциклопедией жизни Испании XVII в. Но мировая известность пришла к Сервантесу далеко не сразу.

Вторая часть романа была написана только через 10 лет, и в этом промежутке публикуется целый ряд произведений, укрепляющих его писательскую славу: второе по значимости сочинение — «Назидательные новеллы» (1613), сборник «8 комедий и 8 интермедий». В конце творческого пути появился любовно-приключенческий роман под названием «Странствия Персилия и Сихизмунды». Несмотря на известность, Сервантес оставался человеком бедным, жил в мадридском районе для малообеспеченных.

В 1609 г. он стал членом Братства рабов святейшего причастия; его две сестры и жена приняли монашеский постриг. Сделал то же самое — стал монахом — и сам Сервантес буквально накануне смерти.

Личная жизнь Сервантеса

12 декабря 1584 года Мигель Сервантес женился на девятнадцатилетней дворянке города Эскивиас Каталине Паласиос де Саласар, от которой ему досталось маленькое приданое. У него была одна внебрачная дочь - Исабель де Сервантес.

Все предшествующее развитие испанской литературы Возрождения подготовило появление великого писателя, Мигеля де Сервантеса Сааведра . Его творчество представляет собой вершину испанского литературного Олимпа «золотого века». В нем с наибольшей силой выражены гуманистические идеи. С другой стороны, это творчество наиболее полно отражает кризис, который переживала родина писателя в конце XVI века, а также противоречивое сознание передовых людей того времени. Сервантес стал самым глубоким реалистом, каких только знала литература эпохи Возрождения.

Мигель де Сервантес Сааведра родился в 1547 году в маленьком провинциальном городке Алькала де Энарес в семье бедного лекаря. Хотя нехватка денег и помешала ему получить хорошее образование, Сервантес все-таки закончил университет. Когда Мигелю исполнился 21 год, он поступил на службу к кардиналу Акваве, папскому послу в Испании. Когда кардинал решил вернуться на родину в Италию, то юный Сервантес уехал вместе с ним. После смерти кардинала, Сервантес поступает солдатом в испанскую армию, а затем - во флот. Он храбро сражается, а в одной из битв получает тяжкое увечье левой руки. В возрасте 28 лет Сервантес, по возращению в Испанию, становится пленником алжирских корсаров. 5 долгих и тяжелых лет он проводит в рабстве в Алжире, и не на минуту его не покидает мысль о свободе. Неоднократно Мигель устраивал заговоры с целью побега, но все попытки были безуспешны, пока, наконец, его не выкупают из плена. За время его отсутствия в Испании, семья Сервантеса разорилась, а его военные заслуги давно были забыты. Чтобы как-то подзаработать, он пишет пьесы для театра, а также стихи, которые дарит каким-либо знатным лицам за вознаграждение. Вскоре Сервантес женится. Ненадежность литературного заработка вынуждают его стать сборщиком зерна для армии, а потом принять должность сборщика недоимок. В 1597 году Сервантес, доверивший казенные деньги банкиру, который с ними сбежал, попадает в тюрьму по обвинению в растрате. А спустя 5 лет снова попадает в тюрьму по обвинению в денежных злоупотреблениях. Последние годы жизни Сервантес провел в большой нужде. А между тем, именно на этот период его жизни выпадает расцвет его литературной деятельности. В 1605 году выходит в свет I часть романа, принесшая своему автору мировую славу – « », которое он задумал еще во время второго тюремного срока. В 1615 году в свет выходит II часть романа, а незадолго до этого издается сборник его пьес, а в 1613 году были изданы «Назидательные новеллы». Даже на смертном одре Сервантес не переставал работать. За несколько дней до смерти он постригся в монахи. Величайшего испанского писателя не стало 23 апреля 1616 г. Последним произведением великого испанского писателя был роман «Персилес и Сихизмунда», который напечатали уже после его смерти.

Жизнь Мигеля де Сервантеса была типичной для чуткого и талантливого идальго – пылкие увлечения, неудачи, разочарования, непрерывная борьба с нуждой, косностью и пошлостью окружающего мира. Творчество Сервантеса прошло такой же длинный путь поисков. Он пишет на заказ, разрабатывает «модные» жанры, стремится сказать в литературе свое слово, внести в господствующий литературный стиль содержание и моральную проблематику. Но все эти попытки были безуспешны. Только на склоне жизненных лет Сервантес создает свой собственный стиль и собственные жанры, которыми он талантливо выражает окончательно созревшие мысли.

Мировое значение Мигеля де Сервантеса, как великого испанского писателя основывается, в основном, на его романе «Дон Кихот». Произведение, задуманное как сатира на модные в ту пору рыцарские романы (о чём автор сам говорит в «Прологе»), стало своеобразным психологическим анализом человеческой природы, обоих сторон нашей душевной деятельности - благородного идеализма и реалистической практичности. И обе эти стороны проявились в бессмертных образах героев романа – рыцаря и его оруженосца. В своей противоположности они составляют одного человека. Идеалист Дон Кихот и реалист Санчо Пансо составляют гармоническое целое. Автор симпатизирует бедному рыцарю-идеалисту, каким, несомненно, был он сам. Мигель де Сервантес Сааведра гениально уловил основные тенденции и проблемы своего времени. Но был по-настоящему понят и смог оказать действительное влияние на европейскую литературу лишь в XVIII веке и особенно в XIX веке, когда стала возможной более высокая форма реализма. Сервантес оказал большое влияние на творчество Г. Филдинга, В. Скотта, Д. Диккенса и Н Гоголя.

Такова биография великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра.

Сервантес родился в 1547 году в небольшом городке Алкала-де-Энаресе в двадцати милях от Мадрида. Он был младшим членом бедной, но знатной семьи идальго.

Отца его звали Родриго Сервантес, мать - Леонора Кортинас. Кроме Мигеля в семье были две дочери, Андреа и Луиза, и сын Родриго. Самый знаменитый испанский писатель был четвертым из семи детей в семье брадобрея-костоправа. Крещен он был 9 октября, а 29 сентября предполагают днем его рождения, так как это день святого Мигеля.

Фамилия Сервантеса насчитывала пять столетий рыцарства и общественной службы и была не только широко распространена в Испании, но имела своих представителей в Мексике и в других частях Америки. "Семья эта, - свидетельствует историк, - является в испанских летописях в течение пяти столетий окруженной таким блеском и славою, что относительно происхождения ей нет основания завидовать какой бы то ни было из наиболее знатных фамилий Европы". Путем брачных уз фамилия Сааведра соединилась в XV веке с фамилией Сервантес, которая в XVI веке пришла в крайний упадок. На примере семьи Сервантес можно без труда проследить историю обеднения испанского дворянства и роста так называемой "идальгии" - дворян, "лишенных состояния, сеньорий, права юрисдикции и высоких общественных постов".

Дед писателя - Хуан занимал довольно видное положение в Андалусии, был одно время старшим алькальдом города Кордовы и обладал известным состояние. Отец Сервантеса, Родриго, страдавший глухотой, не занимал никаких судебных и административных постов и не пошел дальше вольнопрактикующего лекаря, то есть был человеком, даже с точки зрения "идальгии", совсем незначительным. К кругу бедных дворян принадлежала и мать писателя.

Родриго де Сервантес в поисках заработка был вынужден переезжать с места на место. Семья следовала за ним. Судя по тем героическим усилиям, которые родители Сервантеса затратили позже на то, чтобы собрать необходимую сумму для выкупа Мигеля и его младшего брата Родриго из алжирской неволи, семья была дружной и крепкой.

Странствующий лекарь Родриго де Сервантес с семьей в 1551 году, наконец, поселился в Вальядолиде, тогдашней официальной столице королевства. Но и здесь он прожил недолго. Не прошло и года, как Родриго был арестован за неуплату долга местному ростовщику; в результате ареста и без того скудное имущество семьи было продано с торгов.

Снова началась бродяжническая жизнь, приведшая Сервантеса сначала в Кордову, затем возвратившая его в Вальядолид, оттуда перебросившая в Мадрид и, наконец, в Севилью. К вальядолидскому периоду относятся школьные годы Мигеля. Десятилетним подростком поступил он в коллегию иезуитов, где оставался четыре года с 1557 по 1561 год. Свое образование Мигель завершил в Мадриде у одного из лучших по тому времени испанских педагогов, гуманиста Хуана Лопеса де Ойоса, ставшего несколько позднее его крестным отцом в литературе.

К концу шестидесятых годов XVI столетия семья Сервантесов, вступила в полосу окончательного разорения. В связи с этим Мигелю и его младшему брату Родриго пришлось подумать о том, чтобы самим зарабатывать хлеб, избрав одну из трех возможностей, открывавшихся перед испанскими дворянами средней руки, - искать счастья в церкви, при дворе или в армии. Мигель, воспользовавшись рекомендацией своего учителя Хуана Лопеса де Ойоса, провозгласившего его "своим дорогим и любимым учеником", избрал вторую возможность. Он поступил на службу к чрезвычайному послу папы Пия Пятого, монсеньору Джулио Аквавива-и-Арагону, приехавшему в 1568 году в Мадрид.

На этот же период приходится публикация первого стихотворения Сервантеса, посвященного смерти юной жены короля Испании Филиппа II Елизаветы Валуа в 1568 году. Вместе с послом Сервантес покинул Мадрид и в начале 1569 года прибыл в Рим. При Аквавиве он занимал должность камерария (ключника), то есть приближенного лица.

На службе у Аквавивы, ставшего с весны 1570 года кардиналом, Сервантес провел около года. Во второй половине 1570 года он поступил в испанскую армию, расквартированную в Италии, в полк Мигеля де Монкады.

Пять лет, проведенных Сервантесом в рядах испанских войск в Италии, были очень важным периодом в его жизни. Они дали ему возможность посетить крупнейшие итальянские города: Рим, Милан, Болонью, Венецию, Палермо - и основательно познакомиться с укладом итальянской жизни. Не менее важным, чем тесное соприкосновение с жизнью Италии XVI века, с бытом ее городов, было для Сервантеса и знакомство с богатой итальянской культурой, особенно с литературой. Длительное пребывание Сервантеса в Италии позволило ему не только овладеть итальянским языком, но и расширить гуманитарные познания, приобретенные им в мадридской школе.

К основательному знакомству с античной литературой и мифологией Сервантес присоединил широкое знакомство со всем лучшим, что создало итальянское Возрождение как в литературе, так и в области философии, - с поэзией Данте, Петрарки, Ариосто, с "Декамероном" Боккаччо, с итальянской новеллой и пастушеским романом, с неоплатониками. Хотя Сервантес и называл себя полушутя "талантом, в науке не искушенным", он был, по собственному его признанию, страстным читателем.

Наряду с величайшими представителями античной литературы - Гомером, Вергилием, Горацием, Овидием и другими, а также упомянутыми выше писателями итальянского Возрождения в перечне фигурируют персонажи Священного писания и восточной (арабской) письменности. На мировоззрение Сервантеса оказали влияние идеи Эразма Роттердамского, он был замечательным знатоком национальной испанской литературы, народной поэзии (романсов) и вообще национального фольклора.

В начале 70-х годов развернулась война между Святой лигой, которую образовали Испания, Венеция и папа римский, и Османской империей. Сервантес отличился в знаменитой морской битве при Лепанто 7 октября 1571 года, когда флот турок был разбит. В тот день Сервантес болел лихорадкой, но потребовал, чтобы ему разрешили участвовать в бою: дошли благодаря свидетельству одного из его товарищей произнесенные им слова: "Предпочитаю, даже будучи больным и в жару, сражаться, как это и подобает доброму солдату... а не прятаться под защитой палубы". Просьба Сервантеса была удовлетворена: во главе двенадцати солдат он охранял во время боя лодочный трап и получил три огнестрельные раны: две в грудь и одну в предплечье. Эта последняя рана оказалась роковой: Сервантес с тех пор уже не владел левой рукой, как он сам говорил, "к вящей славе правой".

Тяжелые ранения привели писателя в госпиталь в Мессине, откуда он вышел только в конце апреля 1572 года. Но и увечье не побудило его оставить военную службу. Зачисленный в полк Лопе де Фигероа, Сервантес провел некоторое время на острове Корфу, где был расквартирован полк. 2 октября 1572 года он участвовал в морской битве при Наварине, а в следующем году вошел в состав экспедиционного корпуса, направленного под начальством дона Хуана Австрийского в Северную Африку для укрепления крепостей Голеты и Туниса. В 1573 году полк Сервантеса был возвращен в Италию для несения гарнизонной службы сперва в Сардинии, а несколько позднее, в 1574 году - в Неаполе.

В 1575 году Сервантес покинул Италию, заручившись рекомендательными письмами Хуана Австрийского, ценившего в нем храброго солдата, и отплыл вместе с своим братом, Родриго, из Неаполя. 26 сентября 1575 галера, на которой он плыл с братом, была захвачена вблизи Болеарских островов африканскими корсарами. Весь экипаж вместе с Сервантесом, несмотря на мужественное сопротивление, был захвачен в плен и в Алжире продан в рабство Дали-Мами. Сам Сервантес был закован в цепи, но благодаря найденным при нем рекомендательным письмам Хуана Австрийского, из которых корсары вывели заключение о богатстве и знатности пленника, с ним обращались не слишком жестоко.

Первая попытка побега Серванте6са потерпела неудачу из-за измены араба, который должен был стать проводником для беглецов, намеревавшихся добраться до Орана. Араб бросил беглецов на произвол судьбы в первый же день. В 1576 году, воспользовавшись тем, что один из выкупленных пленников возвращался на родину, Сервантес отправил весть родным о своем рабстве. Отец Сервантеса мобилизовал для выкупа сыновей все свои скудные средства вплоть до приданого обеих дочерей. Однако полученных средств оказалось мало, и Сервантес употребил их на выкуп своего брата в августе 1577 года.

Новый план освобождения, разработанный совместно с братом, оказался также неудачным. В момент, когда беглецы собирались погрузиться на ожидавшее судно, их убежище было обнаружено турками. Положение пленных сильно ухудшилось, и всем им грозили жесточайшие кары, но Сервантес объявил, что он один является виновником организации побега. Над ним было установлено тщательное наблюдение. Спустя некоторое время он нашел способ сообщить правителю Орана о тяжелом положении пленных и изложил возможный план их спасения. Однако мавр, которому поручено было отвезти это письмо, был схвачен по дороге и посажен на кол.

Неудачей закончилась и еще одна попытка. Беглецы должны были отплыть на фрегате, снаряженном двумя валенсийскими купцами, но были преданы бывшим доминиканским монахом, донесшим об этом алжирскому дею. Некоторое время Сервантес скрывался у одного из своих друзей, но узнав о том, что дей разыскивает его повсюду и угрожает смертью укрывателям, он добровольно отдался в руки врагов. Он заявил, что план побега придумал он один при участии четырех товарищей, которые находились на свободе, и что ни один из пленных не знал о плане до момента отплытия фрегата. Дей заключил Сервантеса в тюрьму, в которой он пробыл пять месяцев.

В то время как Сервантес искал пути к спасению от рабства, его отец не прекращал хлопот на родине о выкупе сына. С огромным трудом и жертвами его семье удалось собрать 300 дукатов, которые были вручены «братьям искупления», особой общественной организации, которая занималась выкупом пленных. Однако за Сервантеса его владелец потребовал сумму, значительно превышавшую присланные родными деньги. Только при помощи одного из «братьев», который внес за Сервантеса недостававшую сумму, тот получил свободу. Это было 19 сентября 1580 года. Он прибыл в Испанию, увозя с собой прекрасные аттестации, но без каких бы то ни было средств к существованию. Сервантес снова вступил в армию на территории Португалии, где пробыл с 1581 года по 1583 год.

Позже бурная, полная приключений жизнь сменилась рутиной гражданской службы, постоянной нехваткой средств и пробами пера. Раз он даже выиграл первый приз в состязании поэтов в Сарагосе - три серебряные ложки.

К этому периоду относят первое крупное произведение, Сервантеса - пасторальный роман «Галатея» (Primera parte de la Galatea , dividida en seys libros, 1585), имевший некоторый успех. Роман этот должен был состоять из двух частей, но вторая часть так и не увидела света, хотя Сервантес неоднократно давал обещание опубликовать ее. Пасторальный роман открыл писателю доступ в литературные круги.

Между тем материальное положение семьи за это время не только не улучшилось, но становилось с каждым годом все тяжелее, семья пополнилась внебрачной дочерью Сервантеса, Исавелью де Сааведра. Не помог подняться семье и брак Мигеля в 1584 году с уроженкой города Эскивьяс, девятнадцатилетней Каталиной де Саласар-и-Паласьос, принесшей ему очень маленькое приданое.

Осенью 1587 года Сервантесу удалось получить место комиссара по срочным заготовкам для "Непобедимой Армады" в городах и селах, расположенных в окрестностях Севильи.

Поставки в армию производились путем реквизиции излишка продуктов у населения. Для людей с нечистой совестью, для «рыцарей легкой наживы», поставки были средством быстрого обогащения. Но там, где другие продовольственные комиссары наживали взятками и хищениями целые состояния, Сервантес терпел одни неудачи. Он предпочитал жить на скудное жалованье, которое выплачивалось к тому же весьма нерегулярно. Нежелание Сервантеса идти на сделки с совестью едва не кончилось для него трагически: добросовестное выполнение комиссарских обязанностей вовлекло его в спор с церковным управлением в городке Эсихе и грозило ему отлучением от церкви, а это, в свою очередь, могло привести его в застенки инквизиции. К тому же Сервантес при всем его большом и трезвом уме не отличался аккуратностью. Небрежность в отчетах вела к столкновениям с органами финансового контроля, к обвинениям в незаконных реквизициях, в утайке денег. Одно из таких столкновений закончилось для Сервантеса заключением, правда, кратковременным, в тюрьму города Кастро-дель-Рио в 1592 году. Таким образом, служба в продовольственном ведомстве не только не улучшила материального положения Сервантеса и его семьи, по-прежнему жившей в Мадриде, но, наоборот, еще более осложнила его и ухудшила.

Новое назначение на место сборщика налоговых недоимок в королевстве Гранады, состоявшееся в середине 1594 года, явилось для Сервантеса источником новых бедствий. Съездив в Мадрид и обеспечив себя денежным поручительством, Сервантес приступил к сбору недоимок и уже в августе того же года смог передать севильскому банкиру Симону Фрейре де Лима для перевода в Мадрид сумму в семь тысяч четыреста реалов. И именно здесь Сервантеса постигла очередная неудача, по своим размерам превзошедшая все остальные. Банкир объявил себя банкротом, и хотя казначейству и удалось взыскать с него врученную Сервантесом сумму, однако дело этим не кончилось.

Несмотря на то, что Сервантес сдал в законном порядке казначейству весь остаток собранных им недоимок, казначейство, обвинив его в сокрытии, предъявило ему значительный по своим размерам иск. А так как Сервантес не смог привести доказательства своей невиновности и уплатить по иску, то он был в сентябре 1597 года посажен в Севильскую королевскую тюрьму, в которой и просидел около трех месяцев. Новое тюремное заключение все по тому же делу о сокрытии сумм постигло его и в 1602 году. Однако власти на этом не успокоились. В ноябре 1608 года, то есть через десять-одиннадцать лет после предъявления иска, они снова вызвали Сервантеса для дачи показаний. Это было все, что дала королевская власть «заслуженному ветерану войны», проливавшему за нее кровь на полях сражений и честно исполнявшему возложенные на него тяжелые обязанности по реквизиции и сбору недоимок.

Началом великого периода в творчестве Сервантеса, давшего миру его бессмертный роман в двух частях "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский", его замечательные новеллы, сборник "Восемь комедий и восемь интермедий", поэму "Путешествие на Парнас" а также "Странствия Персилеса и Сихизмунды", следует считать 1603 год, к которому, по-видимому, относится начало написания "Дон Кихота".

Во время одного из пребываний в темнице, по собственному признанию писателя, в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать рыцарские подвиги в подражание героям любимых книг. Первоначально это был замысел новеллы. В процессе работы над ней перед автором открылись романные перспективы развития сюжета о Дон-Кихоте.

Даты устанавливаются на основании слов самого Сервантеса, что его роман родился "в темнице, местопребывании всякого рода помех, обиталище одних лишь унылых звуков". Писатель имел в виду свое заключение в севильской тюрьме в 1602 году.

В 1604 году Сервантес расстался с Севильей и поселился во временной столице Испании - городе Вальядолиде, куда затем переехали члены его семьи, за исключением жены, продолжавшей жить в Эскивьясе. К этому времени семья Сервантеса уменьшилась: во Фландрии погиб его младший брат и товарищ по алжирскому плену Родриго - и состояла теперь из двух его сестер, Андреи и Мадалены, внебрачной дочери Исавели де Сааведро и племянницы Костансы Овандо. Материальное положение семьи продолжало оставаться бедственным.

Летом 1604 Сервантес ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Первоначально «Хитроумный идальго» был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 года небольшим тиражом. И появился в мадридских книжных лавках в январе 1605 года. Автор пользовался известностью скорее за свои страдания в алжирском плену, чем литературной славой, человека уже пожилого, к тому же инвалида.

Весной 1605 года в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editio princeps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях - в столице Перу Лиме.

"Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (1605-1615) - пародия на рыцарский роман, своеобразная энциклопедия испанской жизни XVII в., произведение с глубоким социальным и философским содержанием. Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения благородных, но бесплодных усилий.

О «Дон Кихоте», о всечеловеческом и национальном значении романа написаны тысячи страниц. Вряд ли найдется среди писателей с мировым именем хотя бы один, кто не выступил бы со своим толкованием романа или суждением о нем. По словам Поля Лафарга, «Дон Кихот» был любимой книгой Карла Маркса. В дореволюционной России о романе высказывались Пушкин, советовавший Гоголю в момент создания им «Мертвых душ» брать пример с Сервантеса, Белинский, не скупившийся на восторженные похвалы «Дон Кихоту», Герцен, Чернышевский, Тургенев, противопоставивший в своем знаменитом очерке эгоизму Гамлета прекраснодушие ламанчского идальго, Достоевский, Горький, Луначарский. Известно, что в детстве историю хитроумного идальго любил читать Маяковский.

В романе Сервантес стремится убедить читателей, что единственной причиной, побудившей его писать, было стремление высмеять нелепости рыцарских романов, убить их «силой смеха». Учитывая большую популярность этого литературного чтива - достаточно отметить, что с 1508 по 1612 год в Испании появилось около ста двадцати произведений рыцарского жанра, из которых лишь немногие, вроде «Амадиса Галльского» или «Пальмерина Английского», обладали художественными достоинствами, - приходится признать законность и важность предпринятой Сервантесом борьбы. Вместе с тем мы знаем, что, «расправившись» с рыцарской литературой в шестой главе первой части романа (истребление рыцарской библиотеки Дон Кихота), приведя своего безумного героя в соприкосновение с окружающей его жестокой действительностью, Сервантес строго судит не только его, но и окружающую его социальную несправедливость. По мере развития действия пародия осложняется, она перестает быть чисто книжной, ее обличительный характер становится все очевиднее. Она продолжает играть роль связующего звена, необходимого для сохранения единства действия. Но поскольку сатирическая направленность романа могла вовлечь автора в конфликт с инквизицией, тем более для него страшной, что он во время своей службы по интендантскому ведомству едва не был отлучен от церкви, Сервантес в дальнейшем вынужден прибегнуть к маскировке: он вводит в роман «арабско-ламанчского историка» Сида Ахмета Бен-инхали и приписывает ему отдельные из своих сатирических высказываний. Сервантес в этом случае оказался много дальновиднее своего героя: Дон Кихот, по замечательному выражению Карла Маркса, «должен был жестоко поплатиться за свою ошибку, когда вообразил, что странствующее рыцарство одинаково совместимо со всеми экономическими формами общества». Испытав на себе противоречие между мечтой о Золотом веке и испанской действительностью и помня, что в 1559 году Филипп II устроил невиданное по своим размерам публичное сожжение «еретиков» (под это понятие инквизиция подводила не только морисков и евреев, но и всех инакомыслящих), Сервантес должен был проявлять особую осторожность.

Рыцаря и его оруженосца. Сервантес не случайно взял их из среды испанского захудалого дворянства - идальгии и безземельного крестьянства, составлявших в его время основную массу населения. Неся большую социальную нагрузку, образы Дон Кихота и Санчо Пансы предоставляли Сервантесу исключительные по своей широте и глубине возможности. В уста рыцаря, прикрываясь его безумием, Сервантес вкладывал все те уроки нравственного совершенствования, политической мудрости и честности, которые он хотел преподать своим современникам.

Вторая часть романа была написана Сервантесом на десять лет позже первой. Между обеими частями стоят другие произведения Сервантеса, а именно: "Назидательные новеллы" (1613) и "Восемь комедий и восемь интермедий, составивших сборник 1615 года.

Выходят в свет и произведения, написанные им в первые годы по возвращении на родину из алжирского плена: пастушеский роман "Галатея" и до тридцати драматических произведений, "комедий", большая часть которых до нас не дошла.

Сведения о драматургии Сервантеса "севильского" периода его творчества ограничиваются тем, что говорит о своих ранних драмах сам Сервантес в предисловии к выпущенному им в 1615 году сборнику "Восемь комедий и восемь интермедий". Он сообщает, что в театрах Мадрида были играны его "Алжирские нравы", а также "Разрушение Нумансии" и "Морское сражение", и признает себя автором написанных им в то время двадцати или тридцати пьес. Не дошедшее до нас "Морское сражение", насколько мы можем предположить по заглавию пьесы, прославляло знаменитую победу при Лепанто, сыгравшую такую роковую роль в жизни Сервантеса.

В 1614 году, в разгар работы над ней Сервантеса, появляется подложное продолжение романа, принадлежащее перу анонима, скрывавшегося под псевдонимом «Алонсо Фернандес де Авельянеда». В Прологе к «Лже-Кихоту» содержались грубые выпады лично против Сервантеса, а его содержание демонстрировало полное непонимание автором подделки всей сложности замысла оригинала. В «Лже-Кихоте» содержится ряд эпизодов, сюжетно совпадающих с эпизодами из второй части романа Сервантеса. Спор исследователей о приоритете Сервантеса или анонима не может быть разрешен окончательно. Скорее всего, Сервантес специально включил во вторую часть «Дон Кихота» переработанные эпизоды из сочинения Авельянеды, чтобы еще раз продемонстрировать свое умение превращать в искусство малозначительные в художественном отношении тексты.

Остается невыясненным, знал или не знал Сервантес подлинное имя автора фальшивки. Обычно принято считать, что не знал. Но это маловероятно. Подложный «Дон Кихот» был встречен Сервантесом с большим и вполне законным раздражением и, пагубно сказался на его здоровье. И все же Сервантес ограничился лишь гневной отповедью по адресу своего таинственного врага. Подложный «Дон Кихот», несмотря на свою бесспорную литературность и бойкость написавшего его пера, особенного успеха не имел и прошел, в общем, незамеченным.

Вторая часть «Хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского» издана в 1615 году в Мадриде в той же типографии, что и «Дон Кихот» издания 1605. Впервые обе части «Дон Кихота» увидели свет под одной обложкой в 1637 году.

В промежутке между выходом в свет первой и второй частей "Дон Кихота", в 1613 году, вышло в свет второе по своей литературной значимости произведение Сервантеса, а именно его "Назидательные новеллы". Переведенные вскоре после своего появления на французский, английский, итальянский и голландский языки, новеллы послужили источником для ряда сценических переделок. Радушный прием, оказанный испанскими писателями "Назидательным новеллам", является бесспорным признанием справедливости слов Сервантеса о том, что "он был первый, кто начал писать новеллы по-кастильски, ибо все печатавшиеся в Испании многочисленные новеллы были переведены с иностранных языков".

Заключительный период в жизни Сервантеса, очень богатый в творческом отношении, протекал в основном в Мадриде, куда Сервантес перебрался после провозглашения этого города столицей королевства в 1606 году.

В Мадриде он жил в бедных кварталах, материальное положение его семьи не стало легче. Но, не улучшив положения Сервантеса, огромный успех его романа побудил писателя продолжать литературную работу.

Эти годы для него были омрачены кончиной обеих его сестер, перед смертью постригшихся в монахини, и вторым браком его дочери Исавели де Сааведра, увеличившим материальную стесненность писателя в связи с требованием жениха гарантировать приданое. Примеру сестер Сервантеса последовала и жена его, также принявшая постриг. Да и сам Сервантес вступил в 1609 году в состав Братства рабов святейшего причастия, членами которого были не только высокопоставленные особы, но и ряд крупных испанских писателей (в том числе Лопе де Вега и Кеведо). Позднее, в 1613 году, Сервантес стал терциарием (членом полумонашеского религиозного Братства мирян) Францисканского ордена и накануне смерти принял "полное посвящение".

Сервантес умер от болезни сердца 23 апреля 1616 года. Он был похоронен в указанном им самим монастыре за счет благотворительных сумм Братства.

"Простите, радости! Простите, забавы! Простите, веселые друзья! Я умираю в надежде на скорую и радостную встречу в мире ином" - с такими словами обратился гениальный испанец к своим читателям в предисловии к своему последнему творению.

Спустя несколько столетий Сервантес жив в памяти людей, так же как живы и его бессмертные герои - рыцарь и оруженосец, по-прежнему странствующие в поисках добра, справедливости и красоты по необъятным равнинам своей родины.

Впервые памятник выдающемуся писателю был поставлен в Мадриде в 1835 году.

Учился Сервантес, вероятно, урывками и до ученой степени дело не дошло. Не найдя средств к существованию в Испании, он отправился в Италию и в 1570 определился на службу к кардиналу Дж.Аквавива. В 1571 числился солдатом морской экспедиции, которую испанский король, папа и сеньория Венеции готовили против турок.


Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, и многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о его детстве, кроме того, что он был крещен 9 октября 1547; следующее документальное свидетельство о нем, примерно двадцать лет спустя, называет его автором сонета, обращенного к королеве Изабелле Валуа, третьей жене Филиппа II; вскоре после этого, во время обучения в городской коллегии Мадрида, он упоминается в связи с несколькими стихотворениями на смерть королевы (3 октября 1568).

Учился Сервантес, вероятно, урывками и до ученой степени дело не дошло. Не найдя средств к существованию в Испании, он отправился в Италию и в 1570 определился на службу к кардиналу Дж.Аквавива. В 1571 числился солдатом морской экспедиции, которую испанский король, папа и сеньория Венеции готовили против турок. Сервантес храбро сражался при Лепанто (7 октября 1571); одна из полученных ран искалечила ему руку. Он отправился на Сицилию поправляться и оставался в южной Италии до 1575, когда решил вернуться в Испанию, надеясь в награду за службу получить должность капитана в армии. 26 сентября 1575 корабль, на котором он плыл, был захвачен турецкими пиратами. Сервантес был отвезен в Алжир, где пробыл до 19 сентября 1580. В конце концов на деньги, собранные семьей Сервантеса, его выкупили монахи-тринитарии. Он рассчитывал на достойное вознаграждение по возвращении домой, однако его надежды не оправдались.

В 1584 37-летний Сервантес женился в Эскивиас (провинция Толедо) на 19-летней Каталине де Паласиос. Но семейная жизнь, как и все у Сервантеса, шла урывками, многие годы он провел вдали от жены; Исабель де Сааведра, его единственный ребенок, родилась от внебрачной связи.

В 1585 Сервантес стал комиссаром по закупке пшеницы, ячменя и оливкового масла в Андалусии для «Непобедимой Армады» Филиппа II. Эта ничем не замечательная работа была к тому же неблагодарной и опасной. Два раза Сервантесу пришлось реквизировать пшеницу, принадлежавшую духовенству, и хотя он выполнял приказ короля, его отлучили от церкви. В довершение несчастий он попал под суд, а затем в тюрьму, поскольку в его отчетах усмотрели нарушения. Еще одно разочарование принесло безуспешное ходатайство о должности в американских колониях Испании в 1590.

Предполагается, что во время одного из тюремных заключений (1592, 1597 или 1602) Сервантес начал свое бессмертное произведение. Впрочем, в 1602 судьи и суды перестали преследовать его по поводу предполагаемой задолженности перед короной, и в 1604 он переехал в Вальядолид, где в то время пребывал король. С 1608 он постоянно жил в Мадриде и полностью посвятил себя написанию и публикации книг. В последние годы жизни он имел средства к существованию главным образом благодаря пенсиям от графа Лемоса и архиепископа Толедо. Умер Сервантес в Мадриде 23 апреля 1616.

Приведенные факты дают лишь фрагментарное и приблизительное представление о жизни Сервантеса, но, в конце концов, крупнейшими событиями в ней стали произведения, принесшие ему бессмертие. Через шестнадцать лет после публикации школьных стихотворений появилась Первая часть Галатеи (La primera parte de la Galatea , 1585), пасторальный роман в духе Дианы Х.Монтемайора (1559). Его содержание составляют превратности любви идеализированных пастухов и пастушек. В Галатее проза чередуется с поэзией; здесь нет ни главных персонажей, ни единства действия, эпизоды соединяются самым нехитрым образом: пастухи встречаются друг с другом и рассказывают о своих радостях и печалях. Действие разворачивается на фоне условных картин природы – это неизменные леса, родники, чистые ручьи и вечная весна, позволяющая жить на лоне природы. Здесь гуманизируется идея божественной благодати, освящающей души избранных, и любовь уподобляется божеству, которому поклоняется влюбленный и которое укрепляет его веру и волю к жизни. Вера, рождаемая человеческими желаниями, приравнивалась таким образом к религиозным верованиям, что, вероятно, объясняет постоянные нападки католических моралистов на пасторальный роман, который расцвел и угас во второй половине 16 в. Галатея незаслуженно забыта, потому что уже в этом первом значительном произведении наметилось характерное для автора Дон Кихота представление о жизни и мире. Сервантес неоднократно обещал выпустить вторую часть, однако продолжение так и не появилось.

В 1605 была опубликована первая часть Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского (El ingenioso hidalgo Don Quixote de la Mancha), в 1615 появилась вторая часть. В 1613 вышли Назидательные новеллы (Las novelas exemplares); в 1614 было напечатано Путешествие на Парнас (Viaje del Parnaso); в 1615 – Восемь комедий и восемь интермедий (Ocho comedias y ocho entremeses nuevos). Странствия Персилеса и Сихизмунды (Los trabajos de Persiles y Segismunda) были опубликованы посмертно в 1617. Сервантес упоминает также названия нескольких произведений, которые до нас не дошли, – вторая часть Галатеи, Недели в саду (Las semanas del jard n), Обман глаз (El enga o los ojos) и другие.

Назидательные новеллы объединяют двенадцать рассказов, а назидательность, вынесенная в заглавие (иначе – их «образцовый» характер), связана с «моралью», заключенной в каждой новелле. Четыре из них – Великодушный поклонник (El Amante liberal), Сеньора Корнелия (La S e ora Cornelia), Две девицы (Las dos donzellas) и Английская испанка (La E spa ola inglesa) – объединяет общая тема, традиционная еще для византийского романа: пара влюбленных, разделенная прискорбными и капризными обстоятельствами, в конце концов воссоединяется и обретает долгожданное счастье. Героини почти все идеально прекрасны и высоконравственны; они и их возлюбленные способны на величайшие жертвы и всей душой тянутся к моральному и аристократическому идеалу, освещающему их жизнь.

Другую группу «назидательных» новелл образуют Сила крови (La fuerza de la sangre), Высокородная судомойка (La ilustre fregona), Цыганочка (La Gitanilla) и Ревнивый эстремадурец (El celoso estreme o). Первые три предлагают истории любви и приключений со счастливой развязкой, четвертая же оканчивается трагически. В Ринконете и Кортадильо (Rinconete y Cortadillo), Обманном браке (El casamiento enga oso), Лиценциате Видриера (El licenciado vidriera) и Беседе двух собак больше внимания уделяется характерам фигурирующих в них персонажей, нежели действию, – это последняя группа новелл. Ринконете и Кортадильо – одно из самых обаятельных сочинений Сервантеса. Два юных бродяги связываются с воровским братством. Комизм торжественного церемониала этой банды головорезов подчеркнут суховато-юмористическим тоном Сервантеса.

В ряду его драматических произведений выделяются Осада Нумансии (La Numancia) – описание героического сопротивления иберийского города во время завоевания Испании римлянами во 2 в. до н.э. – и забавные интермедии, такие, как Судья по бракоразводным делам (El Juez de los divorcios) и Театр чудес (El retablo de las maravillas).

Величайшее произведение Сервантеса – единственная в своем роде книга Дон Кихот. Вкратце ее содержание сводится к тому, что идальго Алонсо Кихана, начитавшись книг о рыцарстве, уверовал, что все в них – правда, и сам решил стать странствующим рыцарем. Он принимает имя Дон Кихота Ламанчского и в сопровождении крестьянина Санчо Пансы, который служит ему оруженосцем, отправляется на поиски приключений.