Исторический батальный жанр рисунки. Батальный жанр в изобразительном искусстве

Искусство всегда существовало и будет существовать. Это не просто проявление творчества, это душа одного человека и целого народа. Здесь могут отображаться повседневные эмоции и то, что можно почувствовать лишь раз. Картины, скульптуры, музыка - все это может рассказать нам об истории народа, о его переживаниях и сомнениях. Ярче всего это передает батальный жанр в изобразительном искусстве.

Понятие

Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках. Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни. На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат. Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.

Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру. Кроме того, художественная баталистика содержит пейзажи, портреты, анимализм, натюрморт. Картины не просто передают характер сражений, но и показывают всевозможные мельчайшие детали, о которых зритель не знает.

Исторический фундамент

Как уже говорилось ранее, батальный жанр в изобразительном искусстве появился в 16 веке. Хотя изображение боев было известно очень давно: Восток, Древняя Греция, Древний Рим. Тогда можно было найти необычные рельефы, на которых отображались непобедимые и грозные правители и виднелись осады крепостей или шествия воинов.

Позже стали находиться росписи ваз Древней Греции, которые также оформляли художники батального жанра. Изображение боя можно найти и на триумфальных арках, коврах, книжных миниатюрах, гобеленах и т.д.

Реальные попытки

Именно в эпоху Возрождения попытки работать с баталистикой стали более эффективными. Особенно это удавалось художникам из Италии. Помимо вымышленных батальных сцен, здесь стали появляться запечатленные реальные события сражений.

В России этот жанр появился в 18 веке, во времена правления Петра I. Художники старались передавать не только историческое основание боя, но главным образом показать патриотизм, мужество воинов и поклонение перед их героизмом. Эту же тему продолжали русские художники до 20 века. Немудрено и то, что именно Великая Отечественная война стала новым витком в развитии баталистики. Причем не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе и архитектуре.

Представители

В свое время батальный жанр в изобразительном искусстве имел большое значение. Ни с чем хорошим это связано быть не могло. Тем не менее войны вдохновляли творцов. Каждый пытался создать нечто эпохальное, колоссальное, такое, что могло бы запомниться навсегда.

Конечно, за все время существования этого направления появлялся не один художник баталист, который смог передать не просто историческое событие, но и его характер и мощь. Среди популярных живописцев можно выделить Александра Зауервейда, Богдана Виллевальде, Альфонса де Невиля, Василия Верещагина, Николая Каразина, Ивана Никитина и, конечно же, Франца Рубо. Этот список можно продолжать бесконечно. О некоторых творцах, кто решил прославить историческо-батальный жанр, мы поговорим подробнее.

Художник с рождения

Русская академическая подарила нам многих выдающихся художников. Каждый из них прославился своими творениями. Наиболее успешного и известного в этой сфере принято считать Франца Рубо. Он родился в 1856 году в Одессе и с самого детства пошел по пути художника. Обучался в Мюнхенской академии, а по приезду домой отправился на Кавказ творить.

Франц Алексеевич Рубо в 1885 году занялся целой серией произведений для военного музея. Сразу же после выполнения 17 картин он принялся за следующую работу. Наиболее известным и батальным полотном стал «Штурм аула Ахульго». Эта не единственная известная панорама живописца. Есть также два потрясающих произведения «Оборона Севастополя» и «Бородино».

Эпохально и со вкусом

Франц Алексеевич Рубо автор картины «Штурм аула Ахульго». Эта панорама была написана в 1888 году. Основой сюжета полотна служит сборный пункт Шамиля - Ахульго. В 1839 году сюда подошли русские войска. Они начали осаду аула, но смогли её успешно завершить лишь через полгода. Картина отображает штурм Ахульго.

Главная изюминка панорамы - её потрясающий пейзаж. Этому моменту художник уделил много времени. Перед зрителями необычайные ущелья утесов. Главные события происходят по бокам и наверху. В левом углу виднеется огражденный аул. С противоположной стороны находится русская пехота, пересекающая узкий мост. У одного из солдат выпадает оружие, и живописец смог точно и правдоподобно передать его эмоции.

Со скал на русских воинов стреляют горцы, а женщины кидают камни. Есть на полотне и наиболее активное место. Тут сразу заметно старика, который до фанатизма пытается защищаться, размахивая знаменем. Недалеко от места битвы уже виднеются убитые и раненые бойцы. Картина отображает экспрессивные и волнующие события очень ярко и эффектно.

Портретист-баталист

Иван Никитин предположительно родился в 1688 году в Москве. О его судьбе известно не много. Живописец учился настойчиво и в свое время стал известен Петру I. Царь гордился им и возлагал большие надежды. Ему нравились работы Никитина, который на тот момент занимался портретами. Наиболее ранней картиной художника считается изображение Натальи Алексеевны, сестры Петра I. После он писал портреты многих родственников и близких царя.

Казалось бы, что его феноменальные умения в портретном жанре не могли прославить его в большей мере. Тем не менее Никитину успешно удалось себя попробовать в баталистике. Так появилась картина «Куликовская битва».

Красота в деталях

Предполагается, что первым полотном Никитина в этом жанре стала «Полтавская баталия». Его художник написал приблизительно в 1727 году. Картина занимала полотно квадратной формы размером «близ трех аршин». Работа на ней заняла у живописца около 2-х месяцев. За неё он получил 80 рублей. И все же она не такая известная как картина «Куликовская битва».

Вообще эта панорама очень своеобразно показывает художника. Он не только писал свое виденье, но и использовал работы других творцов. Он также был образованным человеком, а поэтому знал знаменитые классические произведения. Основой его «копирования» стала гравюра Антонио Темпеста.

Художник-баталист не пытался подражать кому-то другому. Видно, что он осмысленно использовал необходимый ему материал для того, чтобы создать великолепное произведение. Очевидно, что «Куликовская битва» не является копией гравюры Темпеста с библейским сюжетом. Никитин смог убрать все ему не нужное, переделать персонажей и добавить своего стиля.

Перед зрителем возникает знаменитое сражение. Сразу мы замечаем Дмитрия Донского, Воронцова, Прозоровского. Рядом видно несколько известных князей: Белозерских и Пересвет. Последний сражает врага Челубея. Вообще существует много легенд по поводу этой парочки. Есть сведения, что они оба уничтожают друг друга копьями. Есть и история, в которой Пересвет проявляет свои боевые способности и убивает Челубея.

Все детали на картинах соблюдены. Никитин старается обозначить героев. На их щитах и одеждах виднеются надписи и гербы. Можно заметить и изречения, с которыми солдаты идут в бою. Но главной задачей Никитина было передать мысль о том, что победу в Куликовской битве одержали не только князья, а и огромная толпа воинов, сражающаяся на заднем плане. Их бесчисленное количество. Воинство устремляется в бой. Именно эти персонажи, которых еле видно, главные герои битвы.

Выдающиеся художники

Примеры батального жанра можно встретить у многих художников, которых затронула какая-либо война. Николай Каразин был выдающимся живописцем, который работал военным корреспондентом. Именно это и помогло ему насытиться военным настроением и со временем «вылить» его на полотна. Ценители могут узнать его в картинах «Взятие Ташкента», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе» и т.д.

Не только баталист, но и известный литератор. Он получил художественное образование во время поездок по миру. Самой популярной его картиной считается полотно «Апофеоз войны». Он был первым, кто пытался противостоять академической баталистике. Ему не нравилось то, что эпохальные панорамы пишут ради прославления патриотизма и героизма. Верещагин был против войны и в его работах этот протест видно четко.

Были заказаны картоны для будущих фресок, которые должны были прославить военные успехи флорентийской республики. Леонардо избрал сюжетом битву при Ангьяри, изобразив яростную схватку всадников на вздыбившихся лошадях. Картон был воспринят современниками как осуждение зверского безумия войны, где люди теряют свое человеческое обличие и уподобляются диким зверям. Предпочтение было отдано произведению Микеланджело «Битва при Кашине», акцентировавшего момент героической готовности к борьбе. Оба картона не сохранились и дошли до нас в гравюрах, исполненных в XVI-XVII вв. по рисункам художников, копировавших эти сцены в начале XVI в. Тем не менее их влияние на последующее развитие европейской батальной живописи было очень значительным. Можно сказать, что именно с этих произведений начинается формирование батального жанра. Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса , 1634-1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. 1884; «Герника» П. Пикассо , 1937, Прадо, Мадрид). К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в ГЭ).

Изображения сцен битв и военной жизни известны с глубокой древности. Различного рода аллегорические и символические произведения, прославляющие образ царя-победителя, были широко распространены в искусстве Древнего Востока (например, рельефы с изображениями ассирийских царей, осаждающих вражеские крепости), в античном искусстве (копия мозаики битвы Александра Македонского с Дарием, IV-III вв. до н. э.), в средневековых миниатюрах.

Д. Веласкес. Сдача Бреды. 1634-1635. Холст, масло. Пра­до. Мадрид.

Однако формирование батального жанра относится к XV-XVI вв. В начале XVII в. большую роль в становлении батального жанра сыграли офорты француза Ж. Калло, разоблачавшие жестокость завоевателей, остро показывавшие народные бедствия в период войн. Наряду с полотнами Д. Веласкеса, глубоко вскрывавшими социально-исторический смысл военного события, появляются страстные, проникнутые пафосом борьбы картины фламандца П. П. Рубенса . С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, ГЭ).


Р. Гуттузо. Битва Гарибальди у моста Амиральо. 1951-1952. Холст, масло. Библиотека Фильтринелли. Милан.

В XVIII- начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-1820). Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX-XX вв.


В. В. Верещагин. В штыки, ура, ура! (Атака). Из серии «Война 1812 года». 1887-1895. Холст масло. Государственный Исторический музей. Москва.

связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства. Ценный вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины XIX в. В. В. Верещагин и В. И. Суриков . Картины Верещагина обличают милитаризм, безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдания простого солдата («После атаки. Перевалочный пункт под Плевной», 1881, ГТГ). Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в ГРМ) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. К объективному показу военных действий стремился в своих панорамах «Оборона Севастополя» (1902-1904) и «Бородинская битва» (1911) Ф. А. Рубо.


А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942. Холст, масло. Государственный Русский музей. Ленинград.

В произведениях советских художников-баталистов раскрывается образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине. Уже в 1920-е гг. М. Б. Грековым были созданы неза­бываемые образы бойцов гражданской войны («Тачанка», 1925, ГТГ). А. А. Дейнека показал суровый пафос этой эпохи в монументальном полотне «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил СССР, Москва). Новый подъем батальный жанр пережил в грозные дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в произведениях Студии военных художников имени М. Б. Грекова, Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Б. М. Неменского, П. А. Кривоногова и других мастеров. Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). Современные советские художники-баталисты возродили искусство диорамы и панорамы , создали произведения на темы гражданской (Е. Е. Моисеенко и др.) и Великой Отечественной войн (А. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др.).


М. Б. Греков. Тачанка. 1933. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.

Студия военных художников имени М. Б. Грекова

Возникновение студии неразрывно связано с именем замечательного художника Митрофана Борисовича Грекова, одного из зачинателей советской батальной живописи. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному», «Знаменщик и трубач» входят в число классических произведений советской живописи.

В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.

В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Основным видом творческой работы в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить. Военные рисунки Н. Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина, А. Кокорекина и других художников - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой величайшей битвы за Родину - советскому солдату.

Тема подвига народа в Великой Отечественной войне творчески обогащается и в настоящее время. В первые послевоенные годы грековцы создали полотна, графические серии, скульптурные композиции, которые получили самое широкое признание. Это картины «Мать» Б. Неменского, «Победа» П. Кривоногова, памятник Воину-освободителю Е. Вучетича, установленный в Трептов-парке в Берлине.

Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской славы в различных городах Советского Союза и за рубежом. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. В этих произведениях как бы заново оживают события военных лег, они помогают осознать, какой огромной ценой была достигнута великая победа советского народа.

В творчестве художников разнообразно отражается современная жизнь Советской Армии, ее мирные будни, военные учения. В произведениях ведущих мастеров студии Н. Овечкина, М. Самсонова, В. Переяславца, В. Дмитриевского, Н. Соломина и других раскрывается образ советского воина, человека высокой нравственной чистоты, идейности, беззаветно любящего свою социалистическую Родину.

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от итальянского battaglia - битва), изображение битвы, войны, военного быта в искусстве. Батальный жанр при воссоздании военных эпизодов прошлых или мифологических событий смыкается с историческим жанром и с мифологическим жанром; иногда сближается с бытовым жанром и портретом (образ полководца на фоне сражения), нередко содержит элементы пейзажа (в том числе марины), анималистического жанра (конница, боевые слоны и т.п.) и натюрморта (доспехи, трофеи и др.).

Самые ранние изображения сражений - в наскальных росписях эпохи неолита. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисленных рельефах и росписях. В древнеегипетских храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и так далее. Подобные сюжеты культивируются и в искусстве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, середина 7 века до нашей эры, Британский музей, Лондон). В древнегреческом искусстве воспевается воинская доблесть мифологических персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (смотри описания батальных картин у Плиния Старшего; «Битва Александра с Дарием», римская мозаичная копия 2 века до нашей эры с эллинистического образца 4-3 веков до нашей эры, Национальный музей, Неаполь). Специфическая разновидность батального жанра в искусстве Древнего Рима - батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 год нашей эры; колонна Траяна, начало 2 века; обе - в Риме).

В средневековом искусстве батальный жанр представлен в европейской книжной миниатюре и ковроткачестве (так называемый Ковёр из Байё со сценами битвы при Гастингсе, около 1080 года), скульптуре погребальных сооружений Китая, японской графике, индийской живописи, иранской миниатюре. В живописи итальянского Возрождения батальный жанр развивается с середины 15 века в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. Мастера Высокого Возрождения в батальном жанре создают идеальные героические образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е годы), в том числе полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548 год, Прадо, Мадрид); Тинторетто в батальном жанре привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», около 1585 года, Дворец дожей, Венеция). Своеобразное звучание батальный жанр получил в искусстве Северного Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 год, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космического пейзажа; П. Брейгель Старший использовал батальный жанр для аллегорического отображения испанского террора в картине «Триумф смерти» (1562-63 годы, Прадо).

В 17-18 веках в рамках батального жанра трактуются библейские и мифологические сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, около 1625 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.). Батальный сюжет раскрывается как историческое событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634-35 годы) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 год; обе — в Прадо). П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений батального жанра («Битва греков с амазонками», около 1618 года, Старая пинакотека, Мюнхен; аллегорическая картина «Последствия войны», около 1637-38 годов, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в искусстве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). Сцены военного быта у фламандских живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты, играющие в карты или кости, - аллегория превратностей судьбы). Острое трагическое звучание батальный жанр получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632-33 годы).

Наполеоновские войны питали батальный жанр 1-й половины 19 века: патетические картины А. Гро и Ж. Л. Давида, посвящённые Наполеону; романтичные образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, немецких художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. Героическое сопротивление испанцев французской интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810-20 годы). Один из главных мастеров французского романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830 год, Лувр, Париж), в позднеромантичной живописи батальный жанр сближается с историзмом (Я. Матейко). Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 веков привело к усилению жанровых мотивов в батальном жанре (А. фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США). Франко-прусская война 1870-71 годов получила реалистическое отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля; события мексиканской истории - в творчестве Э. Мане. Батальный жанр процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье).

В конце 19 - начале 20 веков тема войны получила мистико-символическую трактовку (Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс). С батальным жанром связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937 год, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936 год, Музей искусств, Филадельфия). Батальный жанр в нацистской Германии был ориентирован на стилистику позднего романтизма, культивировал пафосную героику. В батальном жанре 2-й половины 20 века преобладала историческая и антивоенная тематика.

В искусстве России батальный жанр появляется в средневековой книжной миниатюре, иконописи. В 18 веке западноевропейские баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж, и др.). В батальном жанре работали мастера гравюры (А. Ф. Зубов) и мозаики (М. В. Ломоносов). С основанием петербургской Академии Художеств батальный жанр преподаётся в двух классах - батальном и историческом. Исторические живописцы создают портреты полководцев (Г. И. Угрюмов), изображают подвиги героев (А. И. Иванов). К документальной точности тяготеют А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу; аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года - в рельефах Ф. П. Толстого. Романтичную версию исторического батального жанра создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839-43 годы, ГТГ), морских баталий - И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Вне академической традиции - работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны. Бытовой элемент привнёс в батальный жанр П. О. Ковалевский, в реалистическом духе трактовались исторические темы у В. И. Сурикова, И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко. Большую роль в развитии батального жанра в русском искусстве сыграли обличительные произведения В. В. Верещагина. С батальным жанром связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902-04 годы, Севастополь; «Бородино», 1911 год, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода.

В советский период батальный жанр претворился в графике периода Гражданской войны 1918-1922 годов (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Особое значение для развития советского батального жанра имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934 год, ГТГ). Великая Отечественная война стала главной темой батального жанра 1940-х годов и 2-й половины 20 века. Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. Грекова; серии фронтовых зарисовок и графические циклы создали Н. И. Дормидонтов, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис. Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского, Я. Д. Ромаса, Ф. С. Богородского, В. Н. Яковлева и др. В русском искусстве с середины 20 века возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отечественной войне 1812 года (Н. П. Ульянов).

С батальным жанром связаны памятники героям и полководцам, военные мемориалы и тому подобное — произведения архитектуры и скульптуры, содержащие военную атрибутику (смотри Арматура), украшенные рельефами со сценами сражений и побед.

Лит.: Тугендхольд Я. Проблема войны в мировом искусстве. М., 1916; Садовень В. В. Русские художники-баталисты XVIII-ХIХ века М., 1955; Hodgson Р. The war illustrators. L., 1977; Зайцев Е. В. Художественная летопись Великой Отечественной. М., 1986; Мир и война глазами художников. (Кат. выставки). Б. м., 1988; Hale J.R. Artists and warfare in the Renaissance. New Haven, 1990.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: ознакомить учащихся с историей развития исторического и батального жанров в живописи и графике.

Задачи.

  • Рассмотреть сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра.
  • Познакомить с гравюрами к средневековым героическим сказаниям.
  • Рассмотреть исторический жанр через творчество В. Сурикова.

Оборудование: ММУ, презентация

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Постановка темы урока.

Отрывок из "Слово о полку Игореве". (слайд1)

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: "Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.

А куряне славные -
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!"

Формулировка учащимися темы урока. (Изучение жанра живописи, отображающего боевые действия)

III. Сообщение новых знаний.

Исторический жанр.

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром. Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до 19 в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами. Исторический жанр переплетается с другими - бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром. Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев (Тираноубийцы, 477 до н.э.), в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колонна Траяна в Риме, ок. 111-114). В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах.

Рассказ ученика.

Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в 17-18 вв. его рассматривали как "высокий" жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса (1629-1631, Мадрид, Прадо) . Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений: Тинторетто Битва при Заре (ок. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н.Пуссен Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Ж.Л.Давид Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), Э.Мане Расстрел императора Максимилиана (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств) . ..... (слайды 3-8)

Батамльный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром. (слайд 9)

Формирование современного батального жанра началось в XVI веке.

К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.

Рассказ ученицы.

В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Это картины “Куликовская битва”, “Полтавская баталия” приписываемые И.Н. Никитину (ок. 1690-1750), гравюры А.Ф.Зубова с морскими сражениями.

Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов.

Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и “Окнах ТАСС”, фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.

Особо в батальном жанре и картины батальной живописи отечественной школы можно выделить создание диарам и панорам посвященных историческим битвам и сражениям.

История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.

Картины батальная живопись одна из составляющих батального жанра. Прекрасные батальные картины написанные маслом на холсте выдающимися русскими художниками представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

(слайды 10-15)

IV. Рассмотреть репродукции - работа с учебником с.99-103

V. Диалог об искусстве (слайд 16)

  1. Почему такое большое влияние оказало на художников “Слово о полку Игореве” и Куликовская битва?
  2. Что в изображении событий далекого прошлого акцентировали чаще всего отечественные художники?
  3. Какими средствами они передавали пафос борьбы за независимость Русского государства и идею объединения русских земель вокруг Москвы?
  4. Какое произведение тебе особенно понравилось? Объясни почему?

VI. Подготовка к практической работе.

Выбери тему и сюжет батальной композиции. Сюжет – это более частное, конкретное воплощение темы.

Помни, что при применении законов перспективы и соответствующий колорит помогут вам создать не только убедительную, но и выразительную, оригинальную композицию исторических средневековых баталий.

Выполняя эскизы композиции, сразу определи место сражения, осады, боевых действий.

Не забудь о правилах композиции. Выдели композиционный центр и придай уравновешенность композиции. Центр композиции включает сюжетную завязку с главными действующими лицами.

VII. Практическая работа.

Выполни рисунок на тему боевых действий эпохи средневековья по выбору: бой у крепостной стены, поединок и т.д.

Материалы: гуашь, тушь, мелки, бумага.

Физминутка (слайд 18)

VIII. Подведение итогов.

Общий пафос работ отечественных художников на тему ратного подвига, выполненных в разных техниках и жанрах, можно выразить словами Н.К.Рериха: “Самые многочисленные враги земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа”.

Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
(Слово о Полку Игореве)

IX. Рефлексия.

Используемые материалы.

  1. http://old-russian.chat.ru/ - Древне русская литература
  2. Учебник Изобразительное искусство для 6 класса. Авторы: Т.Я.Шпикалова.