Сколько национальностей живет в китае. Смотреть что такое "Народы Китая" в других словарях

Говоря о Китае, нельзя забывать, что в нем живут не только китайцы. Китай - многонациональное государство. Всего в нем проживают 56 национальностей.

Собственно китайцы (汉族 - hànzú - "ханьцы") составляют 95% населения страны.

Остальные народы по-китайски называются 少数民族 ( - shǎoshù mínzú) - буквально "малочисленные народы", или национальные меньшинства.

Самые многочисленные после ханьцев - чжуаны (壮族 - zhuàngzú). Их около 14 миллионов. Затем дунганы (回族 - huízú) - 7,5 миллионов человек. На миллион (6,5 миллионов) меньше уйгуров (维吾尔族 - wéiwúrzú). Пять миллионов мяо (苗族 - miáozú).

Также живут монголы (蒙古族 - měnggŭzú), тибетцы (西藏族 или 藏族 - xīzàngzú), и (это так народ называется 🙂 - 彝族 - yízú), корейцы (朝鲜 - cháoxiān), маньчжуры (满族 - mănzú) и другие.

Как вы уже, наверное, поняли, иероглиф в конце каждого названия народности - 族 (zú) - означает "род, клан, фамилия; племя, племена; народность, национальность".

Языки малых народов Китая

Народы Китая - мяо, и, чжуан и буи

Все народы говорят на своих национальных языках. И только маньчжуры используют в качестве родного.

Некоторые малые народы Китая имеют свою письменность. Уйгурская и тибетская письменности существуют уже несколько веков.

Языки народов Китая очень сильно различаются, и даже относятся к разным языковым группам: сино-тибетской, алтайской, австроазиатской и тайской.

Китайское правительство содействует развитию местной культуры в национальных районах. Помогает даже в создании и развитии национальных алфавитов.

Вообще тема языков народов Китая еще не закрыта. До сих пор продолжают находить новые языки. Например, в 2009 году в одной китайской провинции было выявлено 24 языка, хотя считалось, что там все говорили на одном языке.

Китай - одна из самых загадочных и интересных стран мира, которые привлекают как своей историей или культурой, так и особенностями экономических и демографических факторов. Самый известный из всех фактов о Китае - это его население, которое составляет более миллиарда человек.

Китайская Народная Республика (официальное название) остается первой в мире страной, достигшей этого показателя еще до 1982 года, когда проводилась очередная перепись населения. На данный момент КНР превысила его почти на 400 миллионов человек.

Есть несколько важных факторов, влияющих на рост населения, которые по-разному влияли в свое время на становление фактически мононационального народа, а также некоторые оценки и статистика касательно демографической ситуации в стране в разные периоды историй, в том числе и будущие.

Главными причинами стремительного роста населения считаются культурные, а также экономические факторы, которые следует рассматривать в контексте истории.

Поэтому, чтобы иметь четкое понимание особенностей демографической ситуации в Китае, стоит рассмотреть следующие факторы:

  1. Статистические данные (в том числе оценочные) касательно количества жителей по состоянию на сегодняшний день.
  2. Этнические составляющие китайского общества.
  3. История изменения количества жителей страны.
  4. Тенденции роста населения.
  5. Прогнозы касательно будущих изменений.

Китай - страна с самым большим населением

Китайская Народная Республика официально 6 раз проводила перепись населения. Последняя перепись в Китае проводилась в 2010 году и является одной из наиболее точных.

Согласно этой статистике, население Китая составило в 2010 году ровно 1 миллиард 339 миллионов 724 тысячи 852 человека. В официальном подсчете принимали участие только данные материкового Китая - население Гонконга (7,1 млн.), Макао (550 тыс.) и спорного Тайваня (официальное название - Китайская Республика, 23,2 млн.) не учитывалось.

По сравнению с переписью, которая прошла десятью годами ранее, население материкового Китая выросло в период с 2000 по 2010 год на 94,6 миллиона человек.

Согласно некоторым оценкам, в 2013 году количество китайцев составило уже 1363,95 миллиона человек.

Официальный счетчик населения КНР в 2016 году сообщает, что население к этому моменту выросло до 1376,57 миллиона человек.

Примечательно, что с такими показателями темп роста населения в Китае составляет около 0,47-0,49% в год. Этот показатель - только 159 по счету среди всех стран в мире. По количеству населения Китай заслуженно занимает первое место в мире, опережая Индию, по состоянию на 2013 год - более чем на 110 миллионов жителей.

Этнические группы Китая

Согласно официальным данным переписи 2010 года, 91,51% жителей Китая - это ханьцы, самая большая этническая группа в мире. Таким образом Китай считается мононациональной страной, что более чем примечательно.

С 1953 года, за 57 лет этот показатель снизился на 2,43%, при этом общее число жителей страны за этот же период выросло более чем в 2 раза. По состоянию на момент последней переписи, меньшинства составляют около 8 с половиной процентов населения Китая.

Среди меньшинств в Поднебесной самые распространенные:

  • чжуаны - 1,26%, почти 17 миллионов;
  • хуэйцы - 0,79%, около 10,5 миллионов жителей;
  • маньчжуры - 0,78%, чуть менее 10,4 миллионов человек;
  • уйгуры - 0,75%, 10 миллионов человек;
  • народность мяо - 0,7%, 9,4 миллиона человек.

Кроме этого в национальном составе страны мало ощутимое присутствие сохраняют народности туцзя, и, буи, а также монголы, тибетцы, корейцы.

В некоторых случаях увеличение и снижение количества представителей тех или иных этнических групп в составе Китая изменялась в ходе политических и исторических событий, хотя эти изменения за последнее столетие на фоне общей демографической картины сложно назвать ощутимыми.

Так, в 1951 году захват китайскими властями Тибета привел к росту населения этнической группы тибетцев.

В 1949 году, в связи с образованием Китайской Республики на острове Тайвань, которая отделилась от материковой части, и провозглашением коммунистами на материке Китайской Народной Республики заострился политический конфликт между территориями, принадлежащими КНР официально, но в то же время фактически независимыми друг от друга.

Остров Тайвань в свое время, от 1895 до 1945 года, принадлежал Японии, поэтому этническая составляющая населения в Китайской Республике также может вносить правки в общую картину демографической ситуации, поскольку КНР до сих пор имеет свои территориальные претензии к Тайваню.

Формирование Китая в нынешних границах

Фактически в состав Китая входит материковая часть, некоторые острова, а также специальные административные единицы:

  • Макао - на одноименном полуострове Макао и островах Тайпа и Колоане;
  • Гонконг .

Оба этих образования в свое время были колониями европейских стран. Макао принадлежал Португалии на протяжении почти 5 веков - с 1557 года до 1999. Гонконг был колонией Великобритании, которая в 1997 году вернула в состав КНР эту территорию по совместной декларации КНР и Объединенного Королевства.

В обоих специальных округах основное население составляют этнические китайцы - около 95%.

После 1999 года Китай фактически не изменялся территориально, хотя претензии на другие спорные территории были и в последствии разрешились в пользу КНР.

Так, на некоторые спорных территориях Китай утвердил свою юрисдикцию в следствии соглашений с Киргизией в 1996 и 1999 годах, Казахстаном в 1994 и 1999 годах, Таджикистаном в 1999 и 2011 годах, а также с Российской Федерацией в 2005 году. Кроме того КНР сохраняет территориальные претензии почти ко всем соседним государствам.

Языки Китая и молодежный фактор

Большинство языков и диалектов в Китае не имеют распространения. Самыми популярными считаются язык путунхуа , а также мандаринский диалект, распространенный в китайской столице Пекине и на ближайших к ней территориях, Мандаринский диалект используются большинством китайцев - около 70% населения владеет им.

Общий язык путунхуа близок большинству молодого населения, а представители старших поколений чаще пользуются диалектами местных этнических групп или мандаринским.

Тенденции и причины роста населения в Китае

Китай всегда был огромной страной с большим количеством населения. В 2100 году до нашей эры его населения составляло приблизительно 4 миллиона человек. Благодаря устоявшимся традиционным и культурным ценностям большинство земель Китая всегда оставались в составе одной большой страны.

Процент прироста 0,47-0,49% в год, а также взаимоотношение количества рождающихся детей к количеству женщин (1,18 - так званый коэффициент фертильности), по которому Китай занимает только 183 место среди стран мира, нельзя считать причиной роста населения Китая в общей сложности.

Дело в том, что это - самая большая азиатская страна, имеющая прирост ниже среднего, и только благодаря масштабам территории и базовому количеству населения средний прирост в более чем 22 миллиона человек в год составляет такое внушительное число. Хотя в истории есть также периоды стремительного роста китайского населения.

Историческая динамика изменения населения на территории Китая

Вследствие исторических изменений прослеживается постоянный рост количество жителей на территории современного Китая с некоторыми периодами упадка.

Так в 700 году до нашей эры население в Китае выросло до показателя 12 миллионов. В 57 году н.э. население достигло количества 38 миллионов, а в 290 составило 24 миллионов.

До 1200 года население снова только росло и достигло 9-значного числа - 105 миллионов человек. Но в тринадцатом веке это число снова снизилась до 77 миллионов.

После этого до 1910 года население только росло и по состоянию вначале 20 века достигло свыше 400 миллионов человек.

За последние 60 лет произошло самое большое изменение численности китайцев. Таким образом с 1950 года до сегодняшнего дня количество жителей китайских территорий увеличилось на 800 миллионов человек, что связано с улучшением качества жизни обычного китайца переходом в индустриальную эпоху.

Современная возрастная структура населения Китая

Сегодня наблюдается перевес количества мужчин относительно женского населения. Согласно переписи 2010 года на 100 родившихся женщин приходится около 118-119 новорожденных мужчин, причем во всех возрастных категориях процент мужчин больше чем женщин, кроме самого старого населения.

Таким образом в возрасте до 15 лет в Китае на 100 женщин приходится 113 мужчин. В возрастной категории до 65 лет - по 106 мужчин на одну сотню женщин, а в возрасте после 65 - лишь 91 мужчина на 100 женщин.

Демографическая политика КНР. "Одна семья - один ребенок"

С целью сократить показатели прироста населения в Китае в последние 40 лет власти Китайской Народной Республики с середины семидесятых годов прошлого века начали осуществлять жесткую демографическую политику, характерными для которой стали следующие элементы:

  • политика "одна семья - один ребенок";
  • популяризация поздних браков;
  • дополнительные ограничения для создания семьи;
  • бесплатные аборты и другие.

Политика "одного ребенка" предполагает наличие для китайской семьи с одним ребенком некоторых льгот. Таким образом семья из трех человек имеет преимущества при получении жилья, а также в образовательных заведениях, куда бесплатно отправляют детей. В некоторых особо перенаселенных районах Китая приняты штрафные санкции касательно семей, имеющих более одного ребенка, которые предполагают штрафы, возвращение премий и прочее.

Официально женщины в Китае могут выходить замуж в 20 лет, мужчины - с 22, что является залогом более поздних браков . Но вопреки государственной политике в некоторых районах наблюдаются тенденции к традиционно ранним бракам.

Государство предпринимает определенные ограничения для своих граждан в плане возможности создания семьи. Так, например, известно о запрете создания семьи студентам, которое может привести даже к отчислению из высшего учебного заведения.

Кроме прочего, во всем Китае имеется большое количество медицинских заведений, где бесплатно делают аборты , что также специфически влияет на демографию. Примечательно, что большинство китайских семей отдают предпочтение заводить сыновей - из-за экономически обоснованных причин. Поскольку традиционно женщины остаются более чувствительными к проблемам нежелательной беременности, чем мужчины, то с перспективой на будущее большинство семей, узнав о скором появлении на свет дочери, пытаются избавиться от ребенка и, следовательно, возможных проблем. Аспект преимущественно атеистического мировоззрения в КНР также некоторым образом этому способствует.

Кроме того, в сельских местностях предпочитаемыми мальчики остаются также из-за нужды в сильном семейном рабочем подряде, который нужен для ведения хозяйства. Нередки случаи, когда новорожденных девочек в китайской глубинке убивали собственные родители, чтобы иметь больше шансов на обеспеченную жизнь остальных членов семьи.

Современное население Китая - демографические показатели

Самый большой прирост населения в Китае, как было описано выше, пришелся на вторую половину 20 века. Традиционно рост количества жителей происходил на сельских территориях с аграрным направлением занятости население. Но кроме этого сохранялась и тенденция к росту городского населения.

Количество и плотность населения в разных регионах

Средняя плотность населения в Китае составляет 134 человека на 1 квадратный километр, что, в общей сложности, сопоставимо с показателями некоторых стран Центральной Европы, например, Швейцарии.

При этом почти половина территории Китая, преимущественно высокогорных регионов, имеет населения менее 50 человек на 1 квадратный километр. К этим территориям относятся Цинхай, Тибетский автономный округ, Синьцзян-Уйгурский автономный округ и автономный округ Внутренняя Монголия. Самыми густонаселенными территориями Китая считаются провинции Тяньцзинь, Хэнань, Гуандун, Аньхой, Чжэцзян, а также территория Шанхая, Гонконга и Макао, где плотность населения составляет от 400 до 900 человек на 1 квадратный километр и выше. Все эти территории, преимущественно, находятся в Восточной и Южно-Восточной частях страны.

Урбанизация в КНР. Крупные города с наибольшим населением

Последние 35 лет для Китая охарактеризованы стремительным ростом населения городов. В большинстве случаев это вызвано включением сельских местностей в состав городов.

Так в 1978 году в результате админреформы, которая изменила необходимое количество населения для признания поселения городом со 100 тысяч до 3 тысяч человек. Это позволило повысить количество городского населения, которое уже в 2014 году составило около 55% всех жителей Китая. При этом большинство из них (около 35% жителей страны) живут в сельской местности, присоединенной к городским префектурам в ходе реформы.

Согласно стандартам, существующим в Китае касательно подсчета городского населения, 85% жителей города должны заниматься деятельностью вне сельского хозяйства, чтобы сохранить этот статус.

В 2010 году в КНР было зафиксировано 34 города-миллионника, из которых 7 поселений преодолели рубеж в 10 миллионов жителей.

Самые большие по населению города Китая, согласно переписи:

  • Шанхай - 22,3 млн. человек;
  • Пекин - 18,8 млн.;
  • Чунцин - 15,3 млн.;
  • Тяньцзинь - 11,1 млн.;
  • Гуанчжоу - 11,1 млн.;
  • Шэньчжэнь - 10,4 млн.;
  • Ухань - 10,1 млн.

Продолжительность жизни

За последние 10 лет продолжительность жизни в Китае составила в среднем около 73 лет: около 71 - для мужчин, и, по разным данным, 74-75 - для женщин.

В работоспособном возрасте находится 73,5% китайцев (от 15 до 65 лет). Процент детей составил 17%, а неработоспособного из-за старости населения - 9,5%.

Прогнозы роста населения в Китае

Бюро переписи населения США и ООН представляют свои прогнозы касательно изменения населения в Поднебесной в следующие десятилетия.

Пик и поворотная точка, согласно обоим представленным широкой общественности аналитическим оценкам, придется на 2030 год, когда население вырастет до 1,39 миллиарда человек. Уже в 2050 году обе организации предрекают падение количества населения до уровня 1,3 миллиарда.

Кроме этого, в Организации Объединенных Наций считают, что ближе к 2100 году количество жителей поднебесной упадет до показателя ниже 1 миллиарда человек.

Влияние мифологии на повседневный быт китайцев, традиции и обычаи велик. Различные предания и легенды говорят о возможности узнать историю происхождения китайцев. Согласно одной из легенд человек появился благодаря богине Нюйве, прогуливавшаяся по сотворенному миру заметившая всю его красочность и масштабность. Мир скучен и до конца не заполнен, чего-то не хватало. Богиня из глины сделала фигурку человека и своим дыханием вселила жизнь в первого и пока единственного человека женского пола, потому что лепила она его по своему образу и подобию. Затем появился мужчина, тоже с помощью глины и рук богини Нюйве.

Лепить каждого человека дело непростое и сильно утомительное, поэтому богиня пошла на хитрость, разбросав по земле кусочки глины, превращающихся в людей. Наделила людей репродуктивной функцией для продолжения рода. Так и появился народ Китая, согласно мифологии.

Находка останков древнего человека позволили археологам предположить, что первый человек в Китае появился около 500 тысяч лет назад. Ученые прозвали его Синантропом. Позже были найдены стоянки древних племен, населявших Китай.

Существуют несколько основных теорий происхождения народа Китая:

Человек в древности всегда старался селиться вокруг водоемов. Это обеспечивало его водой, а также промыслом. В Китае основными реками являются Хуанхэ и Янцзы.

  • Народ Китая сформировался и проживал здесь с момента появления первого человека. Согласно этой теории китайский народ издавна населял эту территорию и никуда отсюда не уходил. Эта теория скорее близка к тем, кто верит в божественное происхождение китайского народа.
  • Теория миграции населения. Предки китайцев мигрировали на эту территорию из других регионов. Китай с Востока окружен водой, следовательно, все племена и народы мигрировали в данный регион изо всех оставшихся трех направлений. Маршрут у всех был разный. Эта теория одна из самых популярных и достоверных. Среди историков синологов идут бесконечные споры по поводу маршрута предков китайцев. Одни утверждают, что они пришли из Севера, другие, что с Юга.
  • Китайцы, как обособленная народность возникли в результате оседания некоторых слоев населения на территории современного Китая. Согласно ей, Китай являлся далеко не конечной точкой прибытия, возможно, что племена двигались на Восток, но в процессе долгой миграции устали и свыклись с климатом, что позволило им закрепиться в данном регионе. Действительно, эта теория имеет под собой свои доводы. Климатические условия Китая раньше были намного мягче и благоприятнее. Это и создавало удобные условия для проживания на этой территории.
  • Китайцы сформировались в процессе смешанной ассимиляции. Китай государство с огромной по площади территорией. Некоторые народы здесь проживали с древних времен, другие мигрировали сюда, остальные закрепились здесь в результате изнурительного перехода. Они ассимилировали между собой, что привело к появлению общего этноса. В современном Китае прослеживается различие между китайцами разных регионов, это демонстрирует, что разные теории зарождения великого народа имеют место в современности.

Вопрос о появлении китайского народа до сих пор актуален и вызывает бурю обсуждений, и до сих пор не закрыт и детально не изучен. Ученые, на основании своих находок делают определенные выводы и строят свои теории на основании их.

Диалекты китайского языка.


Китайский язык
, согласно ООН, входит в состав 6 основных языков международного общения. На нем разговаривают больше всего людей(более 1 миллиарда).

Китай славится своим языковым разнообразием. Диалекты бывают настолько разные, что жители противоположных берегов одной маленькой речушки могут не понимать друг друга. Поэтому за основной диалект в стране Путунхуа. Этот диалект образован от пекинского языка. Распространен он в столице и на нем разговаривают ¾ населения Китая.

В поднебесной насчитывается около 300 различных языков. Несколько из них являются безвозвратно утраченными. Влияние китайского языка заметно и в соседних государствах, в которых используется китайский язык.

Сама письменность и иероглифы сформировались давно, но название и произношение постоянно менялось это и привело к образованию диалектов.

Китай условно делиться на 2 большие языковые семьи: северную и южную.

Северные диалекты схожи, что позволяет людям понимать друг друга. В южной части понять человека из другой провинции затруднительно. Южные провинции обособленные и самостоятельны.

Ученые лингвисты синологи выделяют в последнее время 10 основных диалектов:

  • Гуньхуа
  • Хакка
  • Шанхайхуа
  • Пинхуа
  • Цзинь
  • Аньхой

Этнический состав Китая

Китай можно считать многонациональным государством. Около 60-ти различных национальностей проживает на огромной территории.

Китайские этносы: китайцы(хань), мяо, хуэй, туцзя, буи, дун, яо, бай, хани, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, наси, ту, цян, дауры и другие.

Другие национальности, проживающие в Китае: маньчжурцы, монголы, узбеки, таджики, русские, казахи, уйгуры, татары, корйцы, японцы, вьетнамцы, филиппинцы и другие.

Естественно львиную долю перевеса имеют ханьцы. Их доля в общей численности населения составляет 9/10. Численность остальных же колеблется от нескольких миллионов до нескольких тысяч человек.

Ханьцы проживают почти во всех регионах Китая. Остальные народности, в силу своей незначительности рассредоточены в одном регионе. Создание автономий на территории Китая позволило таким народам, например как: уйгуры, тибетцы иметь свои административно-территориальные единицы.

Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать «свое истинное лицо» без оглядки на мнение соседей

Малые народы КНР: неизвестный Китай. Как с ним быть?
Жаннур Ашигали

" Экономические стратегии – Центральная Азия ", №5-2007, стр. 72-79

В последнее время много говорят о многонациональном составе населения и поликонфессиональности Казахстана и Российской Федерации. И в то же время мало кто представляет, насколько многолика и этнически разнообразна Китайская Народная Республика. Во многих языках существует понятие "китайцы", а ведь оно по сути дела означает всего лишь принадлежность к Китаю как универсальному образованию "чжунго" – "центральному государству" и не несет никакого этнического смысла. Правда, в последнее время ассимиляция – древний метод правителей Китая, нацеленный на увеличение числа лояльных режиму подданных, – ведет к тому, что слово "китаец" постепенно становится общим этническим понятием, объединяющим всех граждан КНР.

Этническая группа хань, которая составляет свыше 90% населения Китая, расширяла свои владения за счет территорий Внутренней Монголии, Манчжурии, Восточного Туркестана, Тибета, Вьетнама и Кореи. Многие этносы, исконно проживавшие на этих территориях, стали объектом ханьской политики ассимиляции. К северу от Великой Китайской стены находятся места исконного проживания маньчжуро-тунгутских и монгольских народностей, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Тибет и Восточный Туркестан, где с древнейших времен существовали тюркские каганаты и тибетские государства. Ныне же там ускоренными темпами идет китаизация. На юге издревле проживает ряд народностей юго-азиатского расового типа, малочисленность которых никогда не угрожала китайской государственности. Основные жители Срединной равнины – современные ханьцы – это результат смешения ханьцев и целого ряда некогда самодостаточных народностей, ассимилированных за последние века.

К сожалению, в общественном сознании укоренилось мнение, что помимо ханьцев в КНР проживают лишь общеизвестные народности, имеющие определенное отношение к жителям постсоветсткого пространства: казахи, кыргызы, монголы, уйгуры, таджики, а также хорошо известные всему миру благодаря закрытости их территории и своеобразию культуры жители Тибета. На самом деле этот список гораздо больше. Сегодняшнее коммунистическое руководство страны признает наличие лишь 56 этносов, в то время как в действительности их количество достигает 100. Среди признаваемых Пекином национальностей есть как достаточно крупные, так и совсем малочисленные. К крупным можно отнести чжуан, хуэй, уйгуров, и (это не что иное, как название народности, которое именно так и произносится – "и"), мяо, маньчжуров, казахов, тибетцев, монголов, туцзя, буи, корейцев, дун, яо, бай, хани. Дауры, мулао, гэлао, сибо, цзинпо, салары, буланы, маонань и многие другие – это малочисленные народы. Самой же многочисленной народностью являются чжуаны, чья численность составляет 15,556 млн человек, а самой малочисленной – лоба (2322 человека). В данной статье речь прежде всего пойдет о достаточно крупных по численности этносах, издревле живущих в непосредственной близости от ханьцев, которые мало известны на территории СНГ.

Помимо Внутренней Монголии, Тибетского автономного района (создан 9 сентября 1965 г.), Нинся-Хуэйского автономного района, Синьцзян-Уйгурского автономного района, Гуанси-Чжуанского автономного района (создан 5 марта 1958 г.) существуют 30 автономных округов, 121 автономный уезд (сомон). Именно там, как правило, и сосредоточена основная часть вышеназванных этносов и китайские диаспоры таких народов, как монголы, кыргызы, таджики, казахи, эвенки, татары, узбеки, русские, корейцы, ойраты.
КНР также поликонфессиональна. 9 этносов – хуэй, уйгуры, казахи, кыргызы, татары, узбеки, таджики, салары и баоаньцы – исповедуют ислам. Ламаизм, одно из направлений буддизма, распространен среди тибетцев, монголов, лобайцев, мэньбайцев, туй цев и юйгуров. Дайцы, дэане, буланы придерживаются хинаяны, ортодоксального направления буддизма. Среди ханьцев есть приверженцы разных религий: буддизма, протестантизма, католицизма, даосизма. Интересно, что хуэйцы и маньчжуры используют китайский язык как в быту, так и в профессиональной деятельности. Китайская экономика развивается ускоренными темпами, достигая все более фантастических результатов. Особенно заметно это развитие в Восточном Туркестане – регионе, некогда мало известном в самом Китае. Осваивая новые территории, Пекин направляет туда жителей восточных провинций, то есть ханьцев, так как именно они составляют наибольший процент как высокообразованных инженеров, управленцев, аналитиков, врачей, так и дешевой рабочей силы. Кроме того, интенсивно растущая экономика КНР все острее нуждается в энергетическом сырье, для получения и обработки которого требуется направлять рабочие руки в западные провинции. Соседям Китая (на пространстве бывшего СССР таковыми являются Россия, Казахстан, государства Средней Азии), которые пытаются определить истинную политику Поднебесной в отношении них, следует уделить особо пристальное внимание национальной политике КНР. Если по отношению к соседним странам дипломаты КНР проявляют особую тактичность и сдержанность, то во внутренней политике китайцы способны продемонстрировать "свое истинное лицо" без оглядки на мнение соседей. Поскольку в Китае проживает слишком много этносов, представляется логичным рассмотреть наиболее многочисленные из них, такие, например, как чжуаны, маньчжуры, туцзя, мяо.

Чжуаны

Чжуаны – самая многочисленная из всех народностей КНР, за исключением, конечно, ханьцев. Их численность составляет чуть более 15,5 млн человек. В прежние времена этот народ поклонялся духам природы, исповедуя политеизм. Распространение среди чжуанов буддизма и даосизма началось после царствования династий Тан и Сунн, а в последние века некоторая часть чжуанов приняла христианство. Этот народ говорит на языке, относящемся к языковой ветви чжуан-дай языковой группы чжуан-дун сино-тибетской языковой семьи. Он подразделяется на два диалекта: южный и северный. Китайский язык получил широкое распространение среди чжуанов – практически все они владеют этим языком. Эта народность живет в основном (90%) в Гуанси-Чжуанском автономном районе, а также в провинциях Гуандун, Сычуань, Хунань и Юньнань, где проживают субэтнические группы ша и нунг. Чжуаны имеют свою нишу на рынке труда Китая. Они выращивают кукурузу, овощи, бобовые, батат, занимаются скотоводством (буйволы, свиньи), птицеводством, рыболовством. Традиционные ремесла этого этноса – обработка металла, изготовление гончарных изделий, ткачество. Ассимиляция чжуанов не так заметна в силу их относительной многочисленности, тем не менее очевидно, что чжуанский язык вполне может быть вытеснен ханьским уже в ближайшее время во всех сферах деятельности, а конфессиональная раздробленность лишь усугубляет вероятность ассимиляции.

Маньчжуры

По последним данным, численность маньчжуров достигает 9800 тыс. человек. Они проживают во всех регионах Китая, особенно много их (около 46% всей численности этноса в Китае) в провинции Ляонин. Маньчжурский язык относится к маньчжурской языковой ветви тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской языковой семьи. Он, как и языки практически всех этносов Китая, имеет два диалекта: южный и северный. Вследствие продолжительной совместной жизни и тесного общения с ханьцами маньчжуры говорят преимущественно на китайском языке. Маньчжурским языком пользуется лишь незначительная их часть – те, кто проживает в отдаленных деревнях. Молодежь практически не знает языка, то есть его носителями являются по большей части люди преклонного возраста. В прежние времена среди маньчжуров был широко распространен шаманизм, но сегодня он утратил свое былое значение, и среди представителей этого этноса немало верующих буддистов и приверженцев даосизма. Нельзя не отметить, что маньчжуры – нация, имеющая богатую историю, – в прежние века доминировали в данном регионе. Предки маньчжуров населяли обширные территории среднего и нижнего течения реки Хэйлунцзян (Амур) к северу от горы Чанбайшань и бассейна реки Уссури. Прямые предки маньчжуров – мохэ – образовали племя чжурчжэней и основали в XII в. династию Цзинь. Нурхаци выступил объединителем чжурчжэнских племен, закончив создание союза в 1583 г. Он также учредил восьмизнаменную военную систему, создал маньчжурскую письменность и в 1635 г. присвоил народности имя "маньчжоу". Восьмизнаменная система имела три функции: политическую, военную и производительную и представляла собой системообразующую конструкцию маньчжурского общества. Хуантайцзи, вступивший на престол в 1636 г., сменил название династии на Цин. Начиная с 1644 г. цинские войска начинают новую эпоху в истории Китая, для которой характерны многочисленные военные кампании. Именно цинская династия в XVIII в. завоевала Тибет и Джунгарию. Современное название эта нация приобрела после Синьхайской революции 1911 г. В тот же период начался процесс насильственной ассимиляции маньчжуров ханьцами, массовое переселение которых в Маньчжурию наблюдалось в конце XIX в. Традиционные занятия маньчжуров – пашенное земледелие, животноводство, в горных районах – лесные промыслы (сбор женьшеня), охота, разведение дубового шелкопряда. Как и у многих других монголо-тунгутских народностей, у маньчжуров до недавнего времени сохранялось родовое деление. Роды (хала) имели письменные родословные. Все эти традиционные атрибуты, равно как язык и национальную культуру, этнос теряет вместе с усилением ханьской гегемонии и экономическим ростом страны.

Туцзя

Основная часть народности туцзя проживает в провинциях Хунань, Хубэй, Сычуань. Ее общая численность составляет приблизительно 5,72 млн человек. Туцзя являются древним этносом Поднебесной – уже 2000 лет назад предки туцзя жили на западе современных провинций Хунань и Хубэй. Вместе с другими национальными меньшинствами их называли "улинмань", "усимань", а в более поздние времена – "тудин", "ту туминь ", "тубин". Имя "туцзя" появилось лишь с началом массового переселения ханьцев на территорию постоянного проживания туцзя, в то время как сами туцзя называли себя "бицыка " (местный житель). После образования КНР правительство признало туцзя как самостоятельное национальное меньшинство. В 1957 г. был образован Сянси-туцзя-мяочанский автономный округ, а в 1983 г. – Западно-хубэйский-туцзя-мяочанский автономный округ. В последующие годы появились автономные национальные уезды Юянь, Сюйшань, Шичжу, Чанъянь, Уфэн, Иньцзян, Яньцзян. Этот этнос исповедует политеизм, имеет свой язык, относящийся к тибето-бирманской группе сино-тибетской семьи. К сожалению, этот язык в основном утрачен, он сохраняется лишь в самых отдаленных районах провинции Хунань. Таким образом, туцзя используют ханьский язык, а некоторая их часть также говорит на языке мао. Происхождение этой народности связывается с древним царством Ба. Предки туцзя постепенно китаизировались по причине географической отрезанности от Тибета. Основными занятиями туцзя являются пашенное земледелие (рис, кукуруза, овощи, батат), скотоводство, лесной промысел (тунг, чайное дерево), собирательство. Среди ремесел распространены ткачество и вышивка. Добрачные отношения молодежи отличались значительной свободой, поддерживались обычаи кузенных браков и левиратов. На туцзян большое влияние оказали ханьцы. Хорошо развито сельское хозяйство, быстрыми темпами развиваются экономика, образование и культура туцзя. Необычайно красива природа районов проживания туцзян. Улиньюань признан всемирным культурным наследием, а Чжанцзяцзе является первым национальным лесным парком Китая. Сегодняшние туцзя прекрасно адаптировались в условиях современного Китая, они практически полностью утратили родной язык и заменили его китайским.

Мяо

Еще одной крупной народностью Китая являются мяо, чья численность порядка 7,4 млн человек. Этот народ большей частью расселен компактными общинами, но проживает и в смешанных общинах с другими национальностями в таких провинциях, как Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандун и в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Язык мяо относится к группе мяояо китайскотибетской языковой семьи. Три диалекта языка мяо, которые делятся на многочисленные наречия, еще используются в районах, густо населенных этой народностью, но его влияние все более угасает. Живущие в смешанных общинах мяо владеют также ханьским языком или языками народностей дун и чжуан. У мяо распространен анимизм и традиционные верования. Как и маньчжуры, мяо – один из древнейших народов Китая. В исторических летописях более чем четырехтысячелетней давности есть упоминание о роде или племени наньмань, среди представителей которого были и предки мяо. Говоря об истоках этноса, нельзя не вспомнить Чи Ю – легендарного предка мяо, который, согласно преданиям, был достойным оппонентом Хуанди. Интересен тот факт, что мяо, расселенные в разных районах, именуют себя по-разному: "му", "мэн", "мао", "госюн", "дайсоу ". Более того, в некоторых местностях широко практикуются дополнительные названия народности мяо по отличительным признакам в одежде либо по местам обитания, например "мяо в длинных юбках", "мяо в коротких юбках", "красные мяо", "черные мяо". В период правления династии Хань мяо населяли западные области провинций Хунань и Хубэй, а также восток провинций Сычуань и Гуйчжоу. Однако продолжительные военные конфликты, голод, нужда, болезни, высокая рождаемость и плотность населения, истощение возделываемых земель и другие причины вынуждали их без конца переселяться из региона в регион. Результатом этого стали широкая расселенность, значительные различия в диалектах, одежде, обрядах и несбалансированный уровень социально-экономического развития этой народности. Сегодня большая часть мяо занята выращиванием заливного риса, кукурузы, лекарственных растений.

По большому счету заселение ханьцами земель, густо населенных меньшинствами, началось не так давно – в XIX в. и продолжается по сей день. Поэтому думается, что в ближайшие десятилетия проблема самосохранения для национальных меньшинств не станет менее актуальной. Бесспорно, экономические преобразования, нацеленность на развитие экономики национальных районов, стремление создать там крупное производство (что означает привлечение квалифицированных кадров из восточных – абсолютно ханьских – провинций) ведет к размыванию национальных составляющих в Сянси-туцзя-мяочанском автономном округе, Гуансичжуанском автономном районе, в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хунань, Хубэй, Гуандунь, Западно-хубэйско-мтуцзя-мяочанском автономном округе. Следовательно, если выявить общие тенденции, характерные для чжуанов, туцзя, мяо, маньчжуров, то получается следующая картина.

Во-первых, если ранее территории, где проживали данные этносы, были зачастую моноэтничны, то теперь они во все большей степени приобретают полиэтнический характер. Другими словами, процентное соотношение ханьцев и неханьцев меняется в пользу первых. Вполне возможно, что в обозримом будущем вышеупомянутые народности могут утратить административно-территориальную автономию.

Во-вторых, доминирование ханьских языка, культуры, образа жизни в регионах, заселенных национальными меньшинствами, становится все более явным. И если в случае с монголами, тибетцами или хуэй эта тенденция прослеживается не так отчетливо, то у этносов, живущих бок о бок с ханьцами и все больше говорящих на китайском языке, таких, например, как чжуаны, мяо, маньчжуры и туцзя, положение практически бедственное. Из года в год сужается разговорная среда, имеет место тенденция старения носителей языка, так как молодежь отдаляется от родного языка, традиций, образа жизни и мышления, национального мировоззрения. Можно с уверенностью сказать, что молодые мяо, туцзя, дауры, сибо, яо, лису, ли, буи, маньчжуры сегодня в большей степени ханьцы, чем носители культуры, созданной их предками.

В-третьих, КНР позиционирует себя как многонациональное, поликонфессиональное федеративное государство, в котором представители разных народностей являются равноправны ми. Но все же значительное численное доминирование ханьцев, их фактическая государствообразующая роль ведут к тому, что меньшинства становятся частью многогранной, разноликой ханьской цивилизации. Всем известна способность ханьцев перенимать чужое, китаизировать его и затем представлять как нечто чисто ханьское. К примеру, буддизм, изначально далекий от культуры Поднебесной, стал неотъемлемой его частью, а социализм в Китае превратился в "социализм с китайским лицом". Пожалуй, не стоит обманываться, полагая, что маньчжуры, чжуаны, туцзя или мяо смогут переломить усугубляющуюся тенденцию китаизации и остаться на этнических картах конца XXI столетия. Обвинять в этом кого-то бессмысленно, да и несправедливо, ведь желание Пекина китаизировать меньшинства не является единственной причиной сложившейся тенденции. Все гораздо сложнее. Нельзя забывать, что Китай огромен, управлять им чрезвычайно тяжело. Более того, в экономической системе, которая переживает настоящий бум, без того безграничные масштабы которой увеличиваются с ежегодным расширением зоны влияния, вполне естественно ожидать постоянного перетока как дешевой рабочей силы, так и квалифицированных кадров из провинции в провинцию. Таким образом, в погоне за экономическим успехом рядовые китайцы, сами того не подозревая, все больше преобразуют свою огромную страну в моноэтническое государство. Стоит ли обвинять Пекин в сложившейся ситуации? Целесообразнее вместо этого задуматься о собственной системе связей с Поднебесной, учитывая характер отношений к национальным меньшинствам внутри Китая и степень влияния этого государства на соседей, в особенности на Российскую Федерацию и Казахстан. Конечно, официально установленные границы этих государств являются своего рода барьером, пока сдерживающим приток "дешевой рабочей силы" из Поднебесной. Но очевидно, что с развитием экономических отношений, увеличением товарооборота между РФ и Китаем, Казахстаном и КНР, не избежать постепенного проникновения в эти страны китайских экономических субъектов, для которых преодоление данного барьера не составит труда. Культурное влияние Китая, веками ассимилировавшего все, что попадало в Поднебесную, очень сильно. Упомянутые выше некогда самодостаточные этносы довольно быстро оказались в ситуации, когда их язык и культура могут стать лишь частью истории. Все это не может не настораживать нас, соседей КНР.

С таким гигантом, как Китай, нам следует быть особенно бдительными. Необходимо выработать систему отношений, адекватную долгосрочным намерениям этого государства и возможным итогам тесного контакта с ним. Пристальное изучение взаимоотношений ханьцев с национальными меньшинствами может оказаться очень полезным, если не жизненно необходимым для государств – соседей КНР.

Многие эксперты задаются вопросом: из каких принципов исходит Китай в отношениях со своими соседями, обладающими значительно меньшим экономическим и политическим влиянием как в регионе, так и в мире в целом? Мой ответ таков: "Исследуйте отношение властей КНР к национальным меньшинствам, и вы не только поймете эти принципы, но и предугадаете будущее стран – соседей Китая".

КИТАЙЦЫ - народ, являющийся основным населением Китая. Обитают также в государствах Таиланд, Индонезия, Сингапур, Тайвань. Помимо Азии китайские общины имеются почти во всех регионах мира. Суммарное количество китайцев на Земле примерно 1,5 миллиарда человек. Язык - китайский, существует множество диалектов, в том числе и сильно отличающихся друг от друга.

Китайские женщины

Письменность иероглифическая. Помимо родного языка пользуются наречиями стран проживания. Китайскому языку и его единству всегда отводилась особая роль в национальной культуре. По сути этот язык стал фактором, объединяющим китайское государство. Нельзя недооценивать роль единого для всех наречия в формировании общего культурного пространства, росте национального самосознания.

В Китае существует нормативный язык, введенный центральной властью. За его основу взят пекинский современный говор. Этот язык, «путун хуа», понятен большинству китайцев, в том числе и тем, кто проживает за рубежом. В самом государстве периодически проводятся экзамены на знание «путун хуа».


Китайские мужчины

Китайцы придерживаются трех религиозных учений - конфуцианского, даосистского и буддистского. Верующие буддисты являются сторонниками направления махаяна. У отдельных групп китайцев получили распространение ислам и христианство различного толка - католического, православного, протестантского. По-прежнему есть огромное количество сторонников у традиционного культа предков, который так или иначе пронизывает все китайские верования.

Китайцы - крупнейший и один из древнейших народов в мире. Этногенез этого народа занял несколько тысячелетий. Их непосредственные предки, хуася, сформировались к 6 веку до нашей эры в результате длительного взаимодействия иньцев и чжоусцев. Одно-два столетия спустя оформился литературный язык вэньянь, активно использовавшийся еще в 20 веке нашей эры.

На протяжении своей истории китайцы пережили смену нескольких политических династий. Период правления Юань монгольского происхождения сменился властью китайской династии Мин. После нескольких веков правления она вновь уступила иноземцам - маньчжурам Цинь, руководившим страной до начала 20 века. Крах династии Цинь пришелся на 1912 год. Возникла Китайская Республика. В 1949 году она приобрела социалистический характер и была переименована в Китайскую Народную Республику (КНР). Под этим названием государство существует до сих пор.


Китайские коммунисты

Китайцы в основном - сельскохозяйственный народ. 80% жителей государства проживают в сельской местности. Их основным занятием является земледелие богарного и поливного типа. Выращивают рис, пшеницу, просо, кукурузу; причем рис является основной культурой для южной части страны, а пшеница - для северной.

Значимую роль в хозяйстве играет животноводство. Разводят крупный рогатый скот, применяя его для полевых работ, а также свиней и домашнюю птицу. Промышленное развитие китайцев затронуло и сельскую местность. Параллельно происходит возрождение традиционных ремесел.

Дома в деревнях, как правило, устроены просто. Материалом для их постройки служат доски, бамбук, кирпич. Мужчины-китайцы ходят в обычных штанах и хлопчатобумажных куртках, женская одежда аналогична. В прошлом существовала унификация одежды, принятая среди всех городских служащих и сельскохозяйственных работников. Сейчас китайцы постепенно отходят от этой традиции.


Китайская кухня

Наиболее значимые блюда в пищевом рационе различаются в зависимости от региона. Широко употребляются свиное мясо, рис, лапша, пельмени. При этом молочные продукты и соленая рыба непопулярны. Получил известность во всем мире китайский чай.

В обществе выделяется «цунцзу». Так китайцы называют группу семей, состоящих друг с другом в близком родстве и имеющих единого предка. Члены цунцзу объединены многими традициями - взаимопомощью, общей трудовой и культурной жизнью. Во второй половине 20 века произошла переориентация замкнутого китайского общества на более свободные отношения с другими государствами.