Икона русского балета. На сцену Марину Семенову привел счастливый случай

У Алексея Николаевича Толстого есть записи, в которых он рассказывал о чувствах зрителей после просмотра балета «Лебединое озеро». Он писал, что театральный зал гремел, кричал и неистовствовал, так возвышенно-прекрасно, так совершенно было русское искусство. Петр Ильич Чайковский и Марина Семенова создали в этот вечер праздник торжества и красоты.

Эта балерина стала звездой, озарившей искусством русскую сцену, и вполне справедливо то изречение, что двадцатый век в балете — это век Семеновой. Ей аплодировали простые люди и великие артисты: Немирович-Данченко и Прокофьев, Качалов и Стефан Цвейг. Увидев ее завораживающий танец, все они превращались в восторженных поклонников.

«Тальони двадцатого века», учительница Майи Плисецкой, Нины Тимофеевой, Марины Кондратьевой, Николая Цискаридзе Семенова Марина Тимофеевна прожила 102 года. Ее по праву можно назвать иконой русского балета.

Семенова Марина Тимофеевна. Биография

Родилась эта необычная девочка 12 июня 1908 года в Санкт-Петербурге, в многодетной семье, где отец был мелким служащим. После его преждевременной смерти мать будущей легенды балета осталась одна с малыми детьми на руках и вынужденно вновь вышла замуж, чтобы прокормить семью. Если бы не подруга матери Екатерина Карина, увлекшаяся балетом, Марина Семенова могла бы и не стать балериной.

Екатерина Карина вела свой детский балетный кружок и позвала туда маленькую Марину и ее сестру Валерию. Девочка сразу покорила всех пластикой и врожденной грацией. Подруга матери настояла, чтобы Марину отдали в Ленинградское хореографическое училище. Но в приемном отделении в худенькой девочке не увидели балерину и не приняли бы, если бы не солист Мариинского театра. Виктор Семенов, а это был он, услышав фамилию девочки заступился за свою однофамилицу, и вот таким образом Марина оказалась в интернате для балерин. Это был 1918 год, только отгремела революция, и жилось тогда всем несладко, особенно работникам искусства.

Встреча с педагогом Агриппиной Вагановой

Первый год девочка занималась в классе Марии Романовы, матери будущей звезды балета Галины Улановой. В интернате девочку любили не только педагоги, она имела озорной характер и зачастую пародировала преподавателей. Ее детские шалости вызывали смех у подружек, настолько точно и тонко она подмечала характер педагогов.

Но из-за одаренности девочку сразу перевели в третий класс, который вела знаменитая уже тогда балерина Агриппина Ваганова. Зная строгость и острый язык своей новой учительницы, Марина вначале расстроилась и даже плакала. Но на первом же уроке девочка была покорена артистичностью Агриппины Яковлевны. Именно Агриппина Яковлевна Ваганова не только приучила ее к ежедневному кропотливому труду, но еще научила любить работу. Постепенно из озорной девчушки Марина превратилась во вдумчивую, ответственную и наделенную особым даром балерину. Из любви к педагогу девочка старалась быть во всем первой, каждое движение выполняла лучше других, чтобы заслужить похвалу Агриппины Яковлевны.

Дружба между ученицей и педагогом

Всю последующую жизнь Марина Семенова и Агриппина Ваганова дружили как мать и дочь. Став знаменитой, Семенова прислушивалась к мнению педагога, связь между ними не прекращалась никогда. Письма балерины к педагогу напоминают дневники. Обращалась Семенова к Вагановой либо по имени-отчеству либо же называя ее моя черненькая мамочка.

Агриппина Ваганова научила Марину Семенову всему - от балетной техники до мимики на лице, учила не слушать то, что говорят рядом, не обращать на это внимания, а делать свое дело.

В тринадцать лет Марина дебютировала на сцене в балете «Волшебная флейта», а настоящий триумф произошел, когда девочка пришла в Ленинградский театр оперы и балета. Там она выступила в балете «Дон Кихот».

Виктор Семенов

Закончив училище, Марина сразу поступила в труппу Мариинского театра, причем, видя талант девушки, ее сразу поставили на основные партии. Партнером балерины стал солист данного театра Виктор Семенов, тот самый, который настоял на том, чтобы девочку приняли в училище. Виктор стал для Марины настоящим ангелом-хранителем, он всячески опекал солистку. В итоге между ними вспыхнуло чувство, и они поженились.

В 1930 году Марина впервые выступила в Большом театре столицы, на премьеру пришел весь бомонд Москвы, однако они опасались, что питерская балерина окажется черезчур академичной. Но она сумела покорить скептически настроенную публику своей техникой, а главное, той страстью, которая от нее исходила. Это был балет «Баядерка», Марина вышла в обтягивающем тело лифе и в короткой юбке, длинные черные косы довершали образ. Публика была в восторге. После этого Марине Тимофеевне пришлось работать в Москве, хотя она скучала по Ленинграду. После «Баядерки» балерина предстала в новом для нее образе Флорины. Балет «Спящая красавица» она танцевала вместе в Виктором Семеновым. Он выступал в роли Голубой птицы, а партия Флорины была подготовкой перед ролью принцессы Авроры.

До Семеновой роль принцессы Авроры считалась пассивной, но Аврора-Семенова была совсем другой. Вокруг себя она сконцентрировала все действия, в итоге мечта Принца принцесса Аврора в ее исполнении смогла чувствовать, радоваться, любить, страдать.

Марина Семенова. Личная жизнь

Балерина быстро стала примой в Большом театре, выступала в разных спектаклях, особенно ей удавалась роль Одетты в балете «Лебединое озеро», который она танцевала двадцать пять лет, покорив не только отечественную сцену, но и зарубежную. В Париже ее видел знаменитый писатель Стефан Цвейг и был потрясен игрой советской балерины. Французам особенно запомнился балет "Жизель".

По всему Парижу висели афиши, призывающие прийти в «Гранд-опера», чтобы увидеть, как советская балерина выступит в балете «Жизель». Ее партнером становится Серж Лифарь, который, в свою очередь, приходит в полный восторг от Семеновой. Он говорил, что Марина постигла все тайны своего искусства, соединив все его составляющие с невероятным темпераментом и выразительностью.

Второй брак балерины

Брак с Виктором Семеновым продлился недолго, после переезда Марины в Москву, в 1930 году (ей исполнилось 22 года) она повстречалась со Львом Караханом - советским дипломатом. На тот момент Карахан был заместителем наркома иностранных дел, дважды был женат и имел троих детей. А Марина Семенова, балерина от бога, в этот период поражала всех не только талантом, но и внешним видом. Ее природную красоту дополняла царственная походка и осанка. Несмотря на немалую разницу в возрасте, они поженились в год знакомства.

Но наступал 37-й год, и счастье супругов длилось недолго, Льва Карахана сняли с должности и арестовали как врага народа. А расстреляли мужа Семеновой через пять месяцев после ареста, так в 28 лет балерина стала вдовой. Талант Марины спас ее на этот раз, как жена врага народа, она стала «невыездной» и даже сидела под домашним арестом. Но имя балерины было настолько на слуху, что ее побоялись тронуть.

Третьим мужем Марины Семеновы стал Всеволод Аксенов — советский театральный актер, мастер художественного слова. От него у нее родилась дочь Екатерина, которая последует по стопам матери и станет балериной.

Прима Большого театра

До 1952 года танцевала на сцене Большого театра Марина Семенова. Балерина за весь период своего творчества успела воплотить образы Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Чайковского, Жизели в одноименном балете Адана, Раймонды в балете «Раймонда» Глазунова, Никии в «Баядерке» Минкуса, Маши в балете «Щелкунчик» Чайковского, Китри в «Дон Кихоте», Эсмеральды в «Соборе Парижской Богоматери» и во многих других спектаклях.

Она постоянно что-то придумывала. Так, для роли Золушки она решила надеть специальное платье с кринолином. Ее партнер по этому балету Леонид Жданов вспоминал, что когда она вышла в балете «Золушка» в шляпке, весь зал аплодировал стоя.

Педагогическая деятельность Марии Тимофеевны

Несмотря на то что Марина Тимофеевна Семенова была примой во всех балетных постановках, она еще решила танцевать в операх. Именно благодаря ей потом многие балерины стали вводиться в оперные спектакли. Эта женщина не сидела на месте, таким образом она приобретала зрителей.

Семенова Мария Тимофеевна умела покорять публику, ей было подвластно все. Однажды во время «Лебединого озера» балерина поскользнулась во время спектакля и упала. Лежа на одном бедре, Марина Семенова умудрилась поднять в одну сторону ноги и, с помощью рук изображая птицу, станцевала таким образом этот кусок в балете. Последний спектакль, где танцевала Марина Тимофеевна был «Иван Сусанин». Когда она вышла с «Вальсом», начались овации, весь зал встал и аплодировал, пока исполнялся вальс.

Ученики балерины

Как педагог Марина Тимофеевна учила не только танцевать, она в каждом раскрывала личность. Магия ее таланта преображала всех учеников и продолжала жить в тех образах, которые они создавали на сцене. Многие из ее учениц рассказывали, что балерина была необыкновенно женственной. В балете «Раймонда» она поворачивалась спиной к залу и продолжала танцевать. Это было необыкновенно красиво и величаво, Семенова умела себя подать, как скульптор, балерина оттачивала каждое танцевальное движение, ее линии всегда были отточены, красивы. Ее ученик Леонид Жданов говорил, что она научила его так чувствовать партнершу, как никто другой.

Николай Цискаридзе, придя в балетное училище, где преподавала Марина Тимофеевна, со временем понял систему, с которой она подходила к каждому подопечному. Сначала на новичка она не обращала (казалось бы) никакого внимания, затем для ученика наступало время похвалы, при этом она смотрела, как он ее воспринимает, а затем наступало время критики. После того как ученики выдерживали все эти этапы, начиналась настоящая работа.

Николай Цискаридзе

Цискаридзе рассказывал, что до восемнадцати лет его воспитывала и вырастила мама, а затем он стал абсолютным «продуктом» балерины. Марина Семенова учила его как надо есть, как надо одеваться, как надо ходить, как надо встать, как надо подать руку — это было не просто участие в судьбе артиста, это поддерживало, заставляло думать и двигаться дальше.

Балерина считает, что жизнь артиста очень трудна, и карьеру делать нелегко. Надо много работать, вовремя выступить и вовремя станцевать. Сцена как решето просеивает плевелы, публику никогда не обманешь, считает балерина.

Благотворительная деятельность

Незадолго до своего 95-летнего юбилея Марина Семенова переехала в Петербург в свою альма-матер, в хореографическое училище, ныне Академию русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Специально для нее ученики подготовили балет «Жизель», который прима театра по достоинству оценила.

По воспоминаниям Николая Цискаридзе, Марина Тимофеевна была очень хлебосольным и добрым человеком. В театре не было случайных людей для нее, она всегда все про всех знала и всем помогала, часто и материально. Цискаридзе видел это собственными глазами, а на его безмолвный вопрос Марина Тимофеевна отвечала, что эти люди не так много зарабатывают, и она должна им помочь. По сути, она занималась благотворительностью.

Столетний юбилей балерины

Столетний юбилей любимицы публики праздновали с размахом. В Большом театре собрались все ее друзья, родственники и, конечно же, ученики. Показывали отрывки из тех балетов, где в свое время блистала Марина Тимофеевна Семенова. Это и балет «Спящая красавица» Чайковского, и «Золушка» Прокофьева, и «Лебединое озеро», и «Раймонда» и так далее.

Артистическая судьба этой женщины оказалась на редкость удачной, в 1937 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР, а спустя несколько лет, в 1951-м - звание народной артистки РСФСР.

Но главное — Марина Тимофеевна пользовалась неограниченной любовью зрителей. Один из критиков писал, что спектакли с ее участием превращались в праздник советского балета.

Легендарная балерина Марина Семенова скончалась в среду у себя дома в Москве на 102-м году жизни, сообщил РИА Новости генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

«Большой театр, как и весь русский балет, скорбит. Ушла легенда, с которой связаны лучшие страницы истории Большого театра. До последней минуты Марина Тимофеевна Семенова оставалась верна Большому театру, где вначале блистала как прима-балерина, затем была мудрейшим и необходимейшим педагогом. Фактически, самим своим существованием она определяла высочайшую планку русского балета», — сказал Иксанов.
(отсюда)

Семенова танцевала в труппе ленинградского Государственного академического театра оперы и балета, в Большом театре, в Парижской национальной опере. Среди исполненных ею партий -- Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» Чайковского, Аврора и Флорина в «Спящей красавице» Чайковского, Никия в «Баядерке» Минкуса, Царь Девица в «Коньке-Горбунке» Пуни, Раймонда в одноименном балете Глазунова, «Жизель» Адана, Маша в «Щелкунчике» Чайковского.

Всего несколько дней не дотянула до своего 102 дня рождения...
Что ж, она прожила интересную жизнь, и даже в пожилом возрасте оставалась в Большом театре, передавала свой опыт молодым.

Балериной Марина Семенова стала случайно, родители к театру отношения не имели.Отец рано умер.У матери осталось шестеро детей. Появился отчим, к детям он относился хорошо.Марину решили отдать в хореографическое училище.
Девочка была слабой и приемная комиссия (в ней была Ваганова) не захотела ее принимать. В комиссии был танцовщик Владимир Семенов, он уговорил комиссию принять его однофамилицу.
Марина успешно училась в классе Марии Романовой (матери Галины Улановой) и ее сразу перевели в третий класс, что было для училища необычно.
Дальше Марина училась у Вагановой. Своими талантливостью и усердием девочка завоевала сердце сурового педагога, каким была Агриппина Яковлевна.
С Вагановой Семенова поддерживала связь до смерти наставницы. Первым мужем Марины стал Владимир Семенов,который был партнером по балетным выступлениям.

Свои первые выступления Марина Семенова начала в Мариинском театре в трудный для русского балета период. Многие артисты эмигрировали, а новый зритель отвергал классический балет, как "классово чуждое искусство".
Успех балерины во время выступлений способствовал спасению классического балета. Семенова в совершенстве владела высоким динамичным прыжком, стремительными вращениями.
Ее выступление в Париже на сцене Гранд-опера было триумфальным, что вызвало зависть и ревность у партнера по танцу Сержа Лифаря.


В балете "Лебединое озеро"


В балете "Баядерка"

В 1930 году Семенову перевели в Москву в Большой театр.
Став примой Большого театра, Семенова получила славу, звания, награды, но ролей, достойных ее таланта,не получила. Обладая независимым характером и острым языком, Семенова чудом избежала сталинских репрессий. Был расстрелян ее второй муж Лев Карахан, посол СССР в Турции.

У Марины Семеновой есть дочь Екатерина Аксенова (от Всеволода Аксенова),тоже балерина и педагог.
Есть внуки и правнуки.

Танцевать Марина Тимофеевна Семенова закончила в 1952 году.
Но с балетом не рассталась! Она много лет преподавала, своим ученицам Мария Тимофеевна передавала свое мастерство и любовь к балету.
С 1953 года Семенова работала педагогом-репетитором Большого. Ее учениками были Майя Плисецкая, Нина Ананиашвили, Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Наталия Касаткина, Николай Цискаридзе. ...
Среди учениц есть уже известные балерины Наталия Бессмертнова, Нина Тимофеева, Надежда Павлова, Наталия Касаткина.

Причина смерти Екатерины Максимовой, известной советской и российской балерины, народной артистки СССР и лауреата Государственной премии СССР, волновала и до сих пор продолжает волновать множество неравнодушных к ее искусству людей. Для миллионов ценителей эта застенчивая, сдержанная и скромная в общении миниатюрная женщина навсегда осталась выдающейся личностью, величиной, с именем которой связан целый этап развития российского балета.

Максимова внесла огромный вклад в развитие балетного искусства и ее творческий дуэт с супругом - замечательным танцором Владимиром Васильевым, был одним из самых знаменитых на мировой сцене. Балету она посвятила полвека творческой деятельности, будучи выдающейся артисткой, а потом - талантливым педагогом.

Она получила свою первую высокую награду еще в 1957 г., будучи студенткой Московского хореографического училища и это была золотая медаль Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве. Эта награда - лишь начало длинного списка других, среди которых только государственных премий было четыре.

После окончания учебы, Максимову приняли в балетную труппу Большого театра, где молодая балерина начинала трудовую деятельность под руководством педагога-репетитора Галины Улановой.

Она обладала не только отточенной танцевальной техникой, но и изумительным драматическим талантом и уже в самом начале карьеры сумела покорить американцев, когда выезжала на гастроли Большого театра в Америку.

За годы своей деятельности, Максимова побывала в США, Канаде, Дании, Финляндии. Норвегии, Австрии, многих странах Европы. Она блистала на сценах «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке, «Ковент-Гарден» в Лондоне, «Гранд-опера» в Париже, «Ла Скала» в Милане, «Колон» в Буэнос Айресе и др.

Екатерина Сергеевна обладала целеустремленностью и характером настоящего бойца. Она сумела полностью восстановиться после тяжелой, как говорили врачи, - безнадежной для балерины травмы позвоночника и продолжать танцевать. В конце 70-х г.г. они с Васильевым выступали в прославленных зарубежных коллективах: в «Английском национальном балете», и театре «Сан-Карло», «Марсельском балете» и «Балете ХХ века» М. Бежара. Искушенная иностранная публика их обожала.

Под заботливой опекой Максимовой «выросла» целая плеяда артистов отечественного балета.

Брак Максимовой и Васильева тоже стал легендой: они прожили в семейном и творческом союзе почти 50 лет, познакомившись еще подростками, и для многих были символом вечной любви и преданности. В создании фильмов- балетов «Галатея», «Анюта», «Старое танго», «Травиата» Ф. Дзеффирелли и др., запечатлевших мастерство Максимовой, Васильев принимал самое активное участие как режиссер, хореограф и танцор.

В апреле 2009 г. прославленная балерина скончалась на 71 году жизни, во сне, и это обнаружила утром ее 94-летняя мать. Васильев в это время был в Неаполе. На вопрос, от чего умерла Екатерина Максимова, врачи дали ясный, исчерпывающий ответ: сердечная недостаточность.

Екатерина Сергеевна Максимова

Екатерина Сергеевна Максимова. Родилась 1 февраля 1939 года в Москве - умерла 28 апреля 2009 года в Москве. Советская и российская балерина, педагог. Прима-балерина Большого театра в 1958-1988 годах. Народная артистка СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Отец - Сергей Максимов.

Мать - Татьяна Густавовна Максимова (в девичестве - Шпет; 3 сентября 1914 - 30 сентября 2011), журналистка.

Дед по матери - Густав Густавович Шпет (1879-1937), русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы, вице-президент Государственной академии художественных наук.

Бабушка по матери - Наталья Константиновна Гучкова, дочь Константина Ивановича Гучкова, известного русского предпринимателя, члена правления «Московского частного коммерческого банка» и «Московского учётного банка».

В балет ее привела подружка по дому Аня Москвина, которая поступила в хореографическое училище, и увлекла за собой Екатерину.

Чтобы убедиться в наличии необходимых данных у Екатерины, ее бабушка сводила девочку к артисту балета Василию Тихомирову, тот подтвердил, что у нее действительно есть хорошие данные.

У Максимовой был дефект: разная длина первого и второго пальцев на ногах. Некоторые педагоги полагали, что с таким дефектом Максимова никогда не встанет на пуанты. Но она встала, хотя потом всю жизнь использовала специальную обмотку для пальцев, которая довольно быстро стиралась, из-за чего балерина часто танцевала, превозмогая сильную боль.

С юности отличалась взбалмошным характером, нередко выводила своего педагога, Елизавету Гердт. В порыве гнева Елизавета Павловна могла кинуть в ученицу даже стул. Но в то же время она очень любила Екатерину и всячески пыталась воспитывать свою талантливую подопечную.

Училась в Московском хореографическом училище. В 1957 году победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, в том же году дебютировала в партии Маши в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик».

После выпуска в 1958 году по классу педагога Елизаветы Гердт, была принята в балетную труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала великая .

Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями. Вместе с мужем, танцовщиком Владимиром Васильевым, составляла один из выдающихся балетных дуэтов XX века. Среди других партнёров балерины были Марис Лиепа, Алексадр Богатырёв.

Была музой режиссёра Александра Белинского, создавшего специально для неё свои фильмы-балеты «Галатея», «Анюта», «Старое танго» и др.

В 1975 году на репетиции балета «Иван Грозный» она получила сильную травму позвоночника. Врачи долго не могли поставить верный диагноз, зато в один голос утверждали, что Максимова должна забыть о сцене. Никто даже не мог дать гарантию, что танцовщица сможет ходить. К счастью, доктор Владимир Лучков поставил Екатерину на ноги, после этого она постепенно стала готовиться к возвращению на сцену. В жестком корсете, поддерживающем позвоночник, балерина заново училась танцевать «Жизель» под чутким руководством Улановой.

Начиная с 1978 года выступала в зарубежных труппах «Балет XX века» Мориса Бежара, театре «Сан-Карло», Марсельском балете, Английском национальном балете.

С 1980 года танцевала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». В 1982 году по приглашению Франко Дзеффирелли снялась в его «Травиате», причем, па-де-де Максимовой и Васильева было заснято с одного дубля.

В 1980 году окончила ГИТИС по специальности «педагог-балетмейстер».

С 1982 года преподавала на кафедре хореографии ГИТИСа (в 1996 году ей было присвоено учёное звание профессора).

С конца 1950-х годов снималась в кино. Среди наиболее известных работ - «Хрустальный башмачок» (Весна), «Ромео и Джульетта» -(Джульетта), «Галатея» (Элиза Дулитл), «Старое танго» (Франческа-"Петер"), «Жиголо и Жиголетта» (Стелла), «Анюта» (Анюта), «Фуэте» (Елена Сергеевна Князева / Маргарита), «Чаплиниана» (фаворитка Диктатора).

Екатерина Максимова в фильме "Хрустальный башмачок"

Екатерина Максимова в фильме "Старое танго"

Екатерина Максимова в фильме "Фуэте"

Сама она своей самой любимой работой называла главную роль в фильме-спектакле «Анюта» по одноименному балету на музыку Валерия Гаврилина в постановке Владимира Васильева. Она говорила: «История, рассказанная Чеховым, узнаваема и трагична именно своей обыденностью. Девушка становится перед выбором: жить в бедности с любимым, или в достатке с нелюбимым, и выбирает последнее... Вихрь новой жизни захватывает, кружит и уносит ее. И остаются незамеченными ею на улице вконец обнищавший отец и два братишки, когда она проносится на тройке с очередным поклонником... И еще, я думаю, этот по-чеховски мудрый и глубокий рассказ заставляет задуматься о том, что нельзя изменить себе, пойти на компромисс только один раз – обратного пути нет».

Героиня Максимовой проживает в фильме-балете «Анюта» значительный период жизни: юность, первая любовь, замужество по расчету, супружескую измену. Балерина смогла тонко передать смену психологических состояний своей героини. «Не каждой актрисе, а уж тем более балерине выпадает счастье воплотить образ героини рассказа великого писателя! И я благодарна судьбе за это счастье!», - отмечала она.

Екатерина Максимова в фильме-балете "Анюта"

Большую часть своей карьеры Максимова танцевала в ГАБТ, когда там творил Юрий Григорович. Сначала балетмейстер очень активно сотрудничал с ней и Васильевым. Однако постепенно работы для балерины становилось все меньше и меньше. Последняя премьера с участием Екатерины на сцене Большого театра прошла в 1986 году. Эта была «Анюта», которую поставил ее супруг. Но даже симпатии со стороны власти не смогли уберечь супругов от громкого увольнения в 1988 году после подписанного ими письма в газету «Правда», в котором Григоровича обвиняли в диктаторстве и уничтожении отечественного балета.

В 1990 году французский режиссер Доминик Делуш к 30-летию работы пары Максимовой и Васильева снял о них фильм «Катя и Володя» , после чего весь мир так и стал называть этот дуэт.

С 1990 года Максимова была педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов.

Позже она вернулась в Большой - после ухода Григоровича. Сначала работать в театре пригласили ее супруга. 18 марта 1995 года Владимир Васильев был назначен художественным руководителем-директором ГАБТ. Спустя два года он решил поставить «Жизель». Премьеру должны были исполнять опытная балерина - Нина Ананиашвили, а во втором составе - выпускница Московской академии хореографии Светлана Лунькина, которой на тот момент было всего 18 лет. Давать такую сложную партию совсем юной танцовщице было рискованно и чтобы избежать такой ситуации, Васильев попросил супругу подготовить Жизель с Лунькиной.

В 1999 году балерина в последний раз выступила на сцене.

Екатерина Максимова была почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Вместе с мужем Владимиром Васильевым Екатерина Максимова приложила много усилий к организации и проведению в Перми конкурса артистов балета «Арабеск», возглавляла его жюри с 1996 по 2008 год.

В октябре 2008 года прошел фестиваль, посвященный 50-летию творческой деятельности легендарного балетного дуэта Максимовой и Васильева. Этот концерт стал своеобразным подведением итогов работы великой пары. На нем выступали солисты Парижской национальной оперы, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе, Денис Медведев, Наталья Осипова, Руслан Скворцов и другие.

1 февраля 2009 года она широко отпраздновала 70-летний юбилей в атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Екатерина Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года в Москве, она умерла во сне в собственной квартире.

Прославленную балерину обнаружила мертвой ее 94-летняя мать, проживавшая с ней в одной квартире. Накануне Максимова чувствовала себя нормально и как обычно гуляла во дворе с собакой. Смерть наступила в результате сердечной недостаточности.

Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 5).

Екатерина Максимова и Владимир Васильев (документальный фильм)

Личная жизнь Екатерины Максимовой:

Муж - , артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, педагог, народный артист СССР.

Были знакомы с 10-летнего возраста, когда вместе занимались в балетном училище. В старших классах сблизились, а когда оба стали работать в Большом театре - разошлись. Каждый жил своей жизнью, заводил романы. Так продолжалось почти три года. Но однажды на какой-то общей вечеринке между ними вновь вспыхнули давно забытые чувства. Они поженились 3 июня 1966 года. Являлись одной из самых красивых пар мирового балета. У знаменитого дуэта было не только много поклонников, но и завистников. Анонимные звонки с невероятными доносами, письма, раскрывающие всю «правду», то о балерине, то о ее муже - были частью их совместной жизни. Однако и Максимова и Васильев научились не воспринимать подобные нападки. В браке прожили почти полвека, до смерти Максимовой.

Пара проживала в посёлке Снегири под Москвой, где поселилась в начале 1970-х годов.

Долгое время они мечтали о ребенке, но беременности Екатерины заканчивались выкидышами. Однажды плод умер уже в середине срока, на пятом месяце. Когда же балерина узнала от доктора о разных резусах крови у нее и мужа с минимальными шансами родить здорового малыша, она отказалась от мысли иметь детей.

Фильмография Екатерины Максимовой:

1958 - Королева Бельгии Елизавета в Советском Союзе (документальный)
1958 - Душой исполненный полет (документальный)
1958 - Человек человеку (Man"s Gift to Men)
1959 - Балет Большого театра в Америке (документальный)
1960 - Хрустальный башмачок - Весна
1961 - СССР с открытым сердцем (документальный)
1964 - Секрет успеха (фильм-балет)
1969 - Москва в нотах
1970 - Трапеция (фильм-спектакль) - девочка
1971 - Вальпургиева ночь (фильм-балет)
1970 - Парад аттракционов (документальный)
1973 - Дуэт (документальный)
1974 - Американский фермер в СССР (документальный)
1974 - Ромео и Джульетта - Джульетта
1976 - Мама (Ma-ma) - эпизод
1977 - Галатея - Элиза Дулитл
1978 - Щелкунчик (фильм-спектакль) - Маша
1979 - Старое танго - Франческа-"Петер"
1980 - Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) - Стелла
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 - Эти чарующие звуки (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
1982 - Травиата (фильм-опера) (фильм-спектакль) - Испанка
1982 - Анюта (фильм-спектакль) - Анюта
1982 - Адам и Ева (фильм-спектакль) - Ева
1986 - Фуэте - Елена Сергеевна Князева / Маргарита
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1987 - Чаплиниана - фаворитка Диктатора / примадонна варьете
1988 - Гран па в белую ночь
1990 - Катя и Володя (документальный)
1991 - Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
1995 - Классная дама (короткометражный) - Наталья Давыдовна
1999 - Катя (документальный)
2003 - Личная жизнь Екатерины Максимовой (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2009 - Фуэте длиною в жизнь... (документальный)

Балетные партии Екатерины Максимовой:

Большой театр

«Жизель» А. Ш. Адана - Па-де-де (1958), Жизель (1960 - хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского) «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - Танец маленьких лебедей (1958), Одетта-Одиллия (1968); хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А. Мессерера;
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева - Катерина (1959);
«Медный всадник» Р. Глиэра - Коломбина (1960);
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева - Танец с колокольчиками (1960), Мария (1962);
«Конёк-горбунок» Р. Щедрина - Водяница (1960);
«Тропою грома» К. Караева - Лиззи (1960);
Шопениана на музыку Ф. Шопена - Сильфида (1959-1960);
«Лесная песня» М. А. Скорульского - Мавка (1961);
Пламя Парижа Б. В. Асафьева - Жанна (1961);
«Щелкунчик» П. И. Чайковского - Маша (1962 - хореография В. Вайнонена; 1966 - хореография Ю. Григоровича);
«Паганини» С. В. Рахманинова - Муза (1962);
«Спартак» А. И. Хачатуряна - Нимфа (1962), Фригия (1968);
«Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (из оперы «Фауст») - Вакханка (1962);
«Спящая красавица» П. И. Чайковского - Принцесса Флорина (1963), Аврора (1964 - хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, первая редакция; 1973 - хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, вторая редакция);
«Золушка» С. С. Прокофьева - Золушка (1964 - хореография Р. Захарова);
«Петрушка» И. Ф. Стравинского - Балерина (1964);
«Дон Кихот» Л Ф. Минкуса - Китри (1965 - хореография М. Петипа и А. Горского);
«Икар» С. М. Слонимского - Девушка (1971), Эола (1976);
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Джульетта (1973 - хореография Л. Лавровского);
«Эти чарующие звуки...» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо, хореография В. Васильева - Солистка (1978);
«Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара (большое адажио из балета) - Юлия (1979);
«Гусарская баллада» Т. Хренникова - Шура Азарова (1980);
«Анюта» на музыку В. А. Гаврилина по А. П. Чехову, хореография В. Васильева - Анна (1986).

Другие театры

«Натали, или Швейцарская молочница», композиторы А. Гировец и Карафа ди Колобрано, хореография П. Лакотта по Ф. Тальони - Натали (1980, Московский классический балет);
«Повесть о Ромео и Джульетте» С. С. Прокофьева, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва - Джульетта (1981, Московский классический балет);
«Онегин» П. И. Чайковского по А. С. Пушкину, хореография Д. Крэнко - Татьяна (1989, Английский национальный балет);
«Золушка» С. С. Прокофьева, хореография В. Васильева - Золушка (1991, Кремлёвский балет);
«Сотворение мира» А. П. Петрова, хореография Н. Касаткиной и В. Василёва - Ева (1994, Московский классический балет).

Призы и награды Екатерины Максимовой:

Всесоюзный конкурс артистов балета в Москве (1957, золотая медаль);
VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, 1-я премия и золотая медаль);
Международный конкурс артистов балета в Варне (1964, 1-я премия);
Заслуженная артистка РСФСР (11 ноября 1964);
Народная артистка РСФСР (1969);
Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1969);
Орден Трудового Красного Знамени (1971);
Премия Мариуса Петипа Парижской академии танца («Лучший дуэт мира», совместно с В. В. Васильевым) (1972, Париж);
Премия Ленинского комсомола (1972) - за выдающееся исполнительское мастерство, большой вклад в развитие советского хореографического искусства;
Народная артистка СССР (1973);
Орден Ленина (1976);
Государственная премия СССР (1981) - за исполнение партий в балетных спектаклях и телефильмах последних лет;
Орден Дружбы народов (1981);
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) - за исполнение заглавной партии в фильме-балете «Анюта» (1981);
Премия Академии Симба (Италия, 1984);
Премия «Вместе за мир» (1989, Италия);
Премия имени Джино Тани - «Лучший дуэт» (совместно с В. В. Васильевым; 1989, Италия);
Действительный член Международной академии творчества (1989);
Премия ЮНЕСКО и медаль имени Пабло Пикассо (1990);
Премия имени С. П. Дягилева (1990);
Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1991);
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991) - за концертные программы последних лет;
Орден Дружбы народов (28 января 1994) - за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства и большой личный вклад в развитие мировой культуры;
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (29 января 1998) - за большой личный вклад в развитие национального искусства России, организацию и проведение концертных программ и общественно-политических мероприятий;
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (30 января 1999) - за выдающиеся успехи в области хореографического искусства;
Благодарность Президента Российской Федерации (22 марта 2001) - за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
Орден Риу-Бранку (2004, Бразилия);
Приз «Душа танца» (номинация «Мэтр танца») журнала «Балет»;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 декабря 2008) - за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина».


Балерина Екатерина Крысанова - прима Большого театра. Она считается одной из лучших российских танцовщиц своего поколения, тогда как факты частной жизни артистки остаются тайной для публики. Фото балерины Екатерины Крысановой и сведения о ее творческой и личной биографии помогут ближе познакомиться со звездой театра.

Детство

Год рождения балерины - 1985. Семья Екатерины не связана с миром искусства. Отец Крысановой в юности занимался спортивной гимнастикой и поощрял физическую активность дочери.

Екатерина с ранних лет была подвижным ребенком, любила зимние виды спорта и катание на санках. С 3 лет она проявляла способности к танцу. Мать Крысановой по совету педагогов отдала дочку в хореографическую студию. С этого момента началось профессиональное развитие будущей примы.

Образование

Школьные годы балерины прошли в Центре оперного пения Г. Вишневской (отделение танца) и в училище М. Лавровского.

В возрасте 16 лет Екатерина стала студенткой Государственной академии хореографии в Москве. Здесь Крысанова приобрела наставницу в лице Светланы Адырхаевой, которая является репетитором примы сегодня.

Способности Екатерины были отмечены несколькими призами в первые годы учебы. В 2001-2002 гг. она завоевала гран-при балетного соревнования в Люксембурге и третье место в конкурсе имени Вагановой.

Первой партией 17-летней студентки стала Лизетта в спектакле «Волшебная флейта».

Звездная карьера

Выпускница Московской академии хореографии была принята в штат Большого театра в 2003 г. 5 лет спустя Крысанова заняла место примы. Сегодня она сохраняет ведущее положение на главной сцене московского балета.

Екатерина востребована в постановках Большого театра. У нее насыщенный репертуар, в котором присутствует большинство ведущих партий В списке спектаклей с участием примы фигурируют «Дон Кихот», «Золушка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро» и другие постановки.

Современная хореография Большого театра в исполнении Екатерины Крысановой - балет «Драгоценности». Спектакль Дж. Баланчина - фантазия о хореографических школах разных эпох и стран, представленных танцовщиками в «ювелирных» костюмах. Крысанова в образе Рубина отвечает за современный американский балет.

Екатерина не дает однозначного ответа на вопрос о любимой роли. Среди сценических героинь по характеру ей наиболее близка энергичная Китри из «Дон Кихота». Симпатия артистки находит подтверждение в отзывах балетоманов. Они отмечают достоверность жизнерадостного персонажа в исполнении Екатерины Крысановой.

Занимает ведущее место в профессиональной системе ценностей балерины. Для Крысановой традиции являются базой, на которой строятся физические способности и техника танцовщика. По мнению Екатерины, для артиста, качественно исполняющего классические элементы, нет ничего невозможного в авангардных постановках.

Театральные заслуги примы Большого театра удостоены нескольких наград:

  • 2008 г. принес балерине звание Заслуженной артистки Северной Осетии.
  • 2015 г. - театральная премия «Золотая маска». Екатерина получила приз в номинации за лучшую женскую партию в современном балете («Укрощение строптивой»).
  • В 2018-м событием года для Крысановой стало вручение государственных премий. Балерина названа Заслуженной артисткой России.

Работа за рубежом

Начиная с середины 2000-х балерина Екатерина Крысанова - частый гость на международных площадках. Оставаясь примой Большого театра, артистка работает с американскими, немецкими и французскими труппами.

С 2009 г. Крысанова часто гастролирует по Германии. В Англии она принимала участие в гала-концерте, посвященном памяти Галины Улановой.

Сотрудничество Екатерины Крысановой с балетом Монте-Карло осуществилось в спектакле «Укрощение строптивой». Хореограф труппы Жан-Кристоф Майо перенес постановку Большого театра на родную сцену и пригласил московскую приму выступить в роли Катарины.

«Отражения» - экспериментальный русско-американский балетный проект продюсера Сергея Даниляна. Современные хореографы поставили номера для молодых танцовщиков. Крысанова воплотила идею швейцарского автора Кэрол Армитаж о механике балета-модерн.

Екатерина открыта предложениям иностранных трупп о совместной работе. Мечта Крысановой - выступления на сценах Нью-Йорка, Милана и Парижа. Она считает зарубежные контракты интересным опытом, который необходим для творческого обогащения артиста. Однако карьера в Большом театре остается для Крысановой приоритетным направлением профессионального развития.

Медийные проекты

Балерина Екатерина Крысанова - редкий персонаж светской хроники и журнальных публикаций. Она отказывается от многих предложений о модных фотосессиях и интервью, поскольку считает их пустой тратой времени и сил. Крысанова соглашается на проекты, которые считает важными и интересными. Большинство из них связаны с балетом.

В 2011 г. Екатерина появилась в телешоу Ильи Авербуха «Болеро». Дуэты, составленные из профессиональных артистов балета и танцовщиков-любителей, соревновались за звание лучшей пары. Партнером Крысановой был фигурист Их тандем не завоевал первого места, но заслужил высокие оценки судей и зрителей за драматизм исполнения.

В 2015 г. Крысанова получила коммерческое предложение от бренда Freddy. Марка производит тренировочные костюмы и предоставляет одежду для репетиций ведущим балетным труппам мира.

Параметры фигуры и диета

Точные показатели роста и веса балерины Екатерины Крысановой остаются секретом для публики. Посетители театральных форумов дают положительную оценку техническому мастерству артистки, но не приводят данных о ее физических параметрах.

Фотографии примы выступают иллюстрациями к публикациям об эталонной фигуре современной танцовщицы. Статьи позволяют установить примерный рост балерины Екатерины Крысановой (меньше 180 см) и массу тела (около 50 кг).

Физические нагрузки танцовщиц на сцене - основной секрет поддержания формы. Балерина Екатерина Крысанова вес контролирует, но после напряженных репетиций разрешает себе послабления в диете, в которых признается подписчикам инстаграма.

Личная жизнь

Частная биография артистки остается за кадром. Балерина Екатерина Крысанова о личной жизни рассказывает мало. Звезда видит большую заслугу родителей в становлении своей сценической карьеры. Мама звезды - ее эксперт в вопросах одежды и цветовых сочетаний.

Из интервью 2017 года известно, что детей и мужа у балерины Екатерины Крысановой нет. Она не исключает появления собственной семьи в будущем. Екатерина считает рождение детей предназначением женщины. По мнению Крысановой, когда у прима-балерины есть ребенок, гордящийся знаменитой матерью, ее карьера обретает новый смысл.

Отдых и хобби

Работа на сцене поглощает большую часть времени балерины Екатерины Крысановой. Четкий режим с единственным выходным днем в неделю определяет ритм жизни танцовщицы на протяжении всей карьеры.

Редкие минуты отдыха Екатерина посвящает чтению и рукоделию. Хобби Крысановой - вышивание картин на пяльцах.

Балерина проводит отпуск на морском побережье в России или Европе. Рабочие гастрольные поездки не позволяют ей уделять много времени посещению музеев. На каникулах Крысанова совмещает расслабленный пляжный отдых с осмотром достопримечательностей.

Балерина в 2018-м

Сегодня творчество занимает главное место в жизни Екатерины Крысановой. Она исполняет партии в классических постановках Большого театра и участвует в экспериментальных спектаклях.

В апреле 2018 г. балерина появилась на международном фестивале Dance Open в Санкт-Петербурге. В паре с Игорем Цвирко она получила награду конкурса в номинации за лучший дуэт.

Екатерина участвовала в китайском гастрольном туре Большого театра, который состоялся в мае 2018 г. На пекинской сцене она выступила в балете «Пламя Парижа».

Сейчас Крысанова поддерживает Vivat Theatre - проект танцовщика и хореографа Прима Большого театра занята в его постановке «Любовь есть везде» на музыку Игоря Стравинского.

Екатерина Крысанова - идеальное воплощение образа классической танцовщицы. Жизнь артистки подчинена требованиям сценического искусства. В своем творчестве Крысанова сохраняет и развивает традиции русской балетной школы. Заслуги Екатерины перед отечественной хореографией принесли ей статус примы лучшего театра страны и находят признание на государственном уровне.